Казанский собор на Красной площади
Казанский собор на углу Красной площади в Москве имеет непростую судьбу. Он был полностью снесен в 1936 году и восстановлен спустя 57 лет. Сегодня это действующий храм, в котором проходят богослужения. Главной святыней собора, поклониться которой приезжают верующие со всей страны, является икона Божией Матери «Казанская», почитаемая чудотворной, с мощехранительницей. Настоятель храма — протоиерей Николай Иноземцев.
Туристы чаще всего посещают собор при осмотре главных достопримечательностей столицы — Красной площади, Александровского сада, Храма Василия Блаженного, Государственного исторического музея и других популярных объектов возле Московского Кремля.
Расписание богослужений Казанского собора на Красной площади
Желающие принять Таинство крещения могут обратиться к служителям для огласительной беседы каждую субботу в 15:00.
В храме ежедневно проходят религиозные мероприятия:
- 08:00 (будни) 08:30 (сб) и 09:00 (вс) — литургия,
- 14:00 (сб) — соборование
- 17:00 — вечерние богослужения (парастас, всенощное бдение).
На сайте Казанского собора можно посмотреть подробный график мероприятий на текущий месяц, а также узнать имена священнослужителей, которые будут проводить обряды, и их помощников.
Официальный сайт Московского патриархата
Икона московского Казанского собора
Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь не только в Казанском соборе, но и вообще в христианстве. Стоит отметить, что в храме хранится не оригинал иконы, а список с нее, но это не умаляет ее значимости. Находится копия в Дмитровском приделе.
Официальный сайт Московского патриархата
Первое явление иконы Божией Матери случилось в 1579 году в Казани. Место ее нахождения показала девочка Матрона, которой приснился вещий сон. После обретения икона неоднократно перемещалась в другие храмы страны, с нее было написано множество копий, практически неотличимых от оригинала.
Во избежание порчи и хищения в храмах часто выставляли копии, а оригинал тщательно охранялся. Однако, в 1904 году икона была украдена, похитителем оказался крестьянин Чайкин, который сказал, что сжег реликвию. Позднее были выдвинуты версии, согласно которым уничтожение Казанской иконы Божией Матери ставилось под сомнение. До сих пор историки не могут прийти к определенному мнению, сохранился ли оригинал Казанской иконы Божией Матери и где он может находиться.
История храма
Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.
В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик.
Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро.
После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.
В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.
Панорама храма с Красной площади:
Архитектура
Собор Казанской иконы Божьей матери представляет собой типичный образец храмового зодчества первой половины XVII века. Это однокупольный храм с двумя приделами. Северный и Южный приделы объединены галереей, которая окружает сооружение с трех сторон.
Экстерьер собора украшен мозаичными иконами в русском стиле. На них изображены Богородица, Иисус Христос, Георгий Победоносец, патриарх Московский и другие святые.
Официальный сайт Московского патриархата
Как добраться
Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.
Метро
Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).
Вид на собор с Никольской улицы:
Общественный транспорт
В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), 101, 144, 904.
Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.
Автомобиль
Учитывая, что собор находится прямо в центре города, поездка на машине будет не самым удобным вариантом. Кроме того, что парковки все платные, найти свободное место очень проблематично. Поэтому, если поездка на общественном транспорте не подходит, лучше воспользоваться такси или трансфером. В столице работает множество мобильных приложений для заказа такси — Яндекс.Такси, Везет, Uber, Gett, Maxim и другие.
о Казанском соборе в Москве:
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11842
Казанский собор
Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.
Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.
На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.
Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье здесь), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России | Гид по Петербургу 2020
Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.
История
Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.
Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.
Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор.
Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку.
Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.
В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.
Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.
Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали
Казанский собор в годы советской власти
После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.
Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.
Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.
В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.
Архитектура и архитектор Воронихин
Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.
Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.
Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:
- Андрея Первозванного
- Иоанна Крестителя
- Владимира Равноапостольного
- Александра Невского
В своей работе архитекториспользовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины.
В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал.
Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.
96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.
Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.
Внутреннее убранство храма. Иконы
Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.
Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.
Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:
- Кипренского
- Угрюмова
- Боровиковского
В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.
Кто похоронен в Казанском соборе
Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.
Здесь же его и похоронили в 1813 году. Знали ?
Режим работы и цена в 2020 году
Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.
Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.
Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.
Официальный сайт
kazansky-spb.ru
Богослужения
Казанский собор – действующий православный храм.
Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов
Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.
Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.
Где находится
Адрес
Казанская площадь дом 2.
Метро
- Невский проспект
- Гостиный двор
Как добраться
Интересные факты
- История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
- Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.
Памятники перед Казанским собором
Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.
Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.
Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.
Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.
В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .
В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.
Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/kazanskij/
Казанский собор Санкт-Петербурга
Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.
По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка.
Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.
Создание проекта собора
Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года.
Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме.
Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.
Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.
Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н.
Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно.
Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.
За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.
Описание храма
По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы.
Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь.
Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.
Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта.
Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта.
Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.
Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.
Северный вход украшают и повергают в благоговейный трепет массивные бронзовые двери работы Лоренцо Гиберти, аналог «Райских врат», от которых исходит особая энергетика защищенности. Охраняют проход, в отведенных для этого нишах, бронзовые статуи Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, а также Владимира Равноапостольного и Александра Невского. Известными барельефами с библейскими сюжетами можно и сегодня полюбоваться, они прекрасно дополняют северный вход в храм.
Святыни Казанского собора
Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.
Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.
Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.
Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.
В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.
В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками.
Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича.
Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.
Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых — легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.
Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.
Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.
Источник: https://biletsofit.ru/blog/kazanskij-sobor-sankt-peterburga
Казанский собор – уникальное творение крепостного зодчего
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Казанская площадь
Строительство: 1801 — 1811 годы
Архитектор: Андрей Никифорович Воронихин
Святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери
Координаты: 59°56'03.0″N 30°19'28.0″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История храма
Архитектурные особенности
Внутреннее убранство
Сердце Кутузова
Полезная информация для посетителей
Как добраться
Казанский собор на карте
Соборы и храмы Санкт-Петербурга невозможно представить без величественной постройки знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. За два с лишним века Казанский собор стал настоящей легендой и превратился в храм-памятник воинской славы. К стройной анфиладе собора каждый день приходит много паломников и туристов.
Казанский собор с высоты птичьего полёта
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Внутреннее убранство
Интерьеры собора поражают своим великолепием. В росписи храма участвовали настоящие мастера живописи – Владимир Боровиковский, Федор Бруни, Карл Брюллов, Григорий Угрюмов, Орест Кипренский и другие выдающиеся художники.
Внутри установлено 56 монолитных розовых колон, вытесанных из красивого финского гранита. Каждая из них весит 30 тонн, имеет высоту 10,6 м и украшена выразительной золоченой капителью коринфского ордера. Кроме того, в соборе можно увидеть два каменных барельефа на религиозные темы.
Более двух веков здесь находятся взятые русскими солдатами трофеи и знамена поверженных армий. В соборе хранятся маршальский жезл наполеоновского военачальника Даву и ключи от завоеванных городов. После реставрации серебряный иконостас полностью восстановлен.
Сердце Кутузова
Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.
Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.
В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.
Полезная информация для посетителей
Богослужения проходят каждый день. По будням — в 9:00 и 18:00, в субботу и воскресенье – 10:00 и 18:00.
Перед храмом устроен небольшой живописный парк. В его центре красуется гранитный фонтан, который перевезли сюда с дороги, ведущей в Царское село. Туристам нравится отдыхать на парковых скамейках, кормить голубей, любоваться цветущими клумбами, аккуратными постриженными кустами и зеленым газоном. Жители города любят назначать в парке свидания и деловые встречи.
достопримечательности
← СОБОРЫ И ХРАМЫ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Казань | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1016-kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge
Казанский кафедральный собор
Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Один из крупнейших храмов города, выполненный в стиле ампир, был построен в 1801-1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. В 1813 году, после окончания Отечественной войны 1812 года, приобрел значение памятника русской воинской славы.
Интересные факты:
Собор был построен для хранения списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Сначала на этом месте находилась придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где с 1737 года и пребывала ценная икона. Со временем маленькая церковь перестала отвечать внешнему виду Невского проспекта.
Инициировал возведение нового парадного храма император Павел I в 1799 году, но годы строительства собора пришлись уже на время царствования Александра I. В конкурсе проектов участвовали многие известные архитекторы, но победил молодой и малоизвестный тогда зодчий — А. Н. Воронихин, бывший крепостной графа А. С.
Строганова, который и оказал протекцию талантливому архитектору.
Прежняя Рождество-Богородичная церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии. Новый Казанский собор также перенял эту почетную традицию храма воинской славы. После войны 1812 года сюда был доставлен и захоронен прах фельдмаршала М. И.
Кутузова, а в соборе помещены военные трофеи, знамена поверженных армий и ключи от взятых городов. В 1837 году перед Казанским собором были торжественно открыты памятники русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы В. П. Стасова и Б. И.
Орловского.
Казанский собор задумывался как аналог римского Собора Святого Петра, потому его главным элементом архитектурного оформления стала грандиозная 4-рядная колоннада из 96 колонн (каждая из которых весит около 30 тонн).
Эта колоннада также помогла сохранить традиционное для церквей позиционирование с запада на восток, фактически собор стоит боком к Невскому проспекту, но выгнутая вдоль улицы колоннада делает северную, боковую часть собора, парадной.
Первоначально подобную дугу хотели возвести и с южной стороны, но идея не была реализована.
Фасады собора оформлены скульптурами — «Источение Моисеем воды в пустыне», «Воздвижение медного змея», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Поклонение пастырей» и «Бегство в Египет». В особых нишах стоят 4 бронзовые статуи — Святой Владимир, Александр Невский, Иоанн Креститель и Андрей Первозванный.
У собора нет звонницы, колокола расположены в западном крыле колоннады. Также впервые в архитектуре того времени купол собора был выполнен из цельного кованого железа.
Внутреннее убранство трехнефного храма — это 56 гранитных колонн коринфского ордера, несколько барельефов («Шествие на Голгофу» и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду»), живопись и покрытый серебром главный иконостас.
Перед Казанским собором устроен небольшой парк, главный элемент которого — гранитный фонтан — был перенесен с дороги на Царское Село.
Размеры собора — 72,5 метра в длину, 56,7 метра в ширину, 71,6 метра в высоту. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века.
В годы советской власти в соборе находился Музей истории религии и атеизма, пока в 1991 году храм не был возвращен в лоно православной церкви.
От Казанского собора произошли названия Казанской площади, Казанской улицы, Казанского острова и Казанского моста.
Здание Казанского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Источник: https://dvorspb.ru/sights/architecture/worship-places/kazan-cathedral/
Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.
Адрес Казанского собора
Санкт-Петербург, Невский проспект 25.
Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге
Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г
Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).
Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г
Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.
На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Виртуальные прогулки
www.kazansky-spb.ru
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm