Кто управляет Православной Церковью

«Вирус уйдет в ад». Кто такой архиепископ Питирим, который собрался распять коронавирус и судиться с Роспотребнадзором из-за запрета посещать храмы

Накануне Вербного воскресенья главный санитарный врач Коми запретила религиозным организациям проводить богослужения с большим количеством людей.

Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим назвал решение регионального управления Роспотребнадзора антиконституционным.

Он объявил, что «православная общественность готовит судебные иски», а потом ударился в мистические сравнения, вспомнив пророчества про приход Антихриста. Чем еще знаменит главный священник республики — в обзоре «7×7».

Павел Волочков, который в будущем возьмет имя Питирим, родился 2 февраля 1961 года на хуторе Нижнем Кореновского района Краснодарского края в семье рабочих. В семь лет стал келейником архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена. В 1980–1982 годы служил в армии.

В 1982 году поступил на службу в Архангельскую епархию, а в конце года был рукоположен в диаконы с назначением в Коми. Год с лишним он служил диаконом Свято-Преображенского храма села Айкино Усть-Вымского района.

В 1984 году принял монашеский постриг в честь святителя Питирима — усть-вымского чудотворца.

Следующие 10 лет он учился на заочном секторе Московских духовных школ, служил диаконом в Свято-Казанском храме Сыктывкара, организовал в Печоре новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», был вторым священником Свято-Преображенского храма в селе Айкино, настоятелем Свято-Лазаревского храма города Онеги Архангельской епархии, вторым священником храма Всех Святых Архангельска Архангельской епархии, настоятелем молитвенного дома в Печоре, настоятелем Свято-Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в Усть-Куломском районе.

В октябре 1995 года был назначен епископом Сыктывкарским и Воркутинским. В апреле 2016 года при разделении Сыктывкарской епархии возглавил ее южную часть, ставшую Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархией. Сам Питирим стал архиепископом.

В декабре 2005 года защитил кандидатскую работу по новейшей истории Русской православной церкви в Киевской духовной академии. Является доктором богословия.

При епископе Питириме в 1996 году в Сыктывкаре началось строительство главного храма республики — Свято-Стефановского кафедрального собора. Денег постоянно не хватало, поэтому работы растянулись на пять с лишним лет. Храм освятили в 2001 году.

Но уже тогда стало понятно, что проблем с эксплуатацией здания будет достаточно: у него протекала крыша, отваливались пластины с куполов, внутренние помещения промерзали, подвалы подтапливало. С тех пор Питирим постоянно просит деньги на содержание собора и на ремонт.

Но это не помешало ему затеять еще одну стройку, о которой он давно мечтал, — звонницы. Процесс тоже затянулся из-за отсутствия финансирования.

Свято-Стефановский собор в Сыктывкаре

Зато Питириму удались менее монументальные проекты — территорию храма за несколько лет заставили памятниками. В 2013 году там появилась скульптура апостола коми-зырян просветителя Стефана Пермского. Его изготовил отбывавший наказание в Ухте осужденный Андрей Галушкин, на счету которого уже были удачные проекты — он изготовил для подразделений УФСИН лося и быка.

В 2014 году у храма появились сделанные из цемента, бетона и арматуры и покрытые бронзовой краской Петр и Феврония — покровители семьи, любви и верности. Их создателем также был Андрей Галушкин. В том же году скульптор получил условно-досрочное освобождение. В 2015 году установили памятник Кириллу и Мефодию, который сделал еще один осужденный — Сергей Левченко.

А однажды к Пасхе у храма появилось шестиметровое яйцо, которое затем сменилось пятиметровой стеклянной Библией.

Крестное движение

Крестные ходы в республике — не редкость. И крестные езды — тоже (достаточно вспомнить освящение введенного в эксплуатацию участка дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар).

Был в современной истории республики даже крестный сплав. А в 2013 году состоялся первый крестный лет. Тогда настоятель храма Святого Иоанна Богослова в Корткеросе отец Владимир освятил поселок из открытого люка Ан-2. Питирим не остался в стороне от тренда. В 2016 году он тоже совершил крестный лет — над Сыктывкаром и селом Усть-Вымь.

На борт небольшого универсального самолета L-410 он взял икону Святой Троицы и во время полета провел молебен. В 2020 году году в Сети разошлись ролики о ездящей по Сыктывкару Infiniti, из люка которой священник окроплял улицы святой водой, чтобы уберечь город от коронавируса.

За этим автомобилем ехал еще один, внутри которого сидел Питирим и читал молитвы.

Как и положено истинному служителю православной церкви, Питирим время от времени выступал против чего-либо: абортов, эвтаназии, сект, презервативов, клонирования, роботов — список этот очень обширен. В нем можно найти даже подошвы ботинок. В 2015 году его возмутили изображения крестов, которые оставляет на снегу и земле обувь. По этому поводу он даже написал стихотворение:

Не покупайте обуви с крестами,  Ни на подошвах, ни на каблуках,  Иначе заскрежещете зубами 

Во аде, как кощунники в веках. 

Мученик рифмы

Владыка Питирим — автор более 2 тыс. стихотворений. И останавливаться на достигнутом он не собирается — на своей странице в соцсети «ВКонтакте» он постоянно публикует что-то новое. В его творчестве Спаситель борется с дьяволом и непременно побеждает, все праведники попадают в рай, а грешники обязательно низвергаются в ад.

Любит он писать и про птичек-пчелок с цветочками, через образы которых доносит до читателя некую вселенскую истину, вспоминает иногда и очень обыденные вещи — такие как сосульки, которые не должны падать, а должны дожидаться, когда их снимут. В отдельную категорию можно выделить оды. Например, в 2015 году он воспел в стихах Сергея Гапликова, которого только-только назначили временно исполняющим обязанности главы Коми.

До этого особый поэтический дар владыки снизошел до первого главы Коми Юрия Спиридонова, президента Владимира Путина и патриарха Кирилла.

В течение нескольких лет жители Коми следили за еще одним литературным героем Питирима — «Ауди-старушкой». В конце 2015 года он опубликовал стихотворение «Моя Ауди». В нем священнослужитель рассказал, что машина у него не новая, а подержанная, поэтому иногда ломается, но все равно нередко его выручает.

А в 2017 году иномарку угнали, что тоже нашло отражение в творчестве архиепископа. Произведение получило широкое общественное признание — об этом рассказывали даже на федеральных каналах. Позже выяснилось, что преступление совершили двое 16-летних подростков, которые оказались родственниками служителей церкви.

Но никто не понес наказания — в суде стороны примирились.

Несмотря на уникальную художественную ценность его произведений (или, наоборот, благодаря этому), в 2016 году Питирим стал членом Союза писателей России. А в 2019-м эта самая организация вручила архиепископу медаль Ивана Бунина за вклад в развитие отечественной литературы.

Поддать голос

В юности епископ Питирим пел в казачьем хоре. И это ему настолько понравилось, что петь он не прекратил, даже когда повзрослел. В 2008 году епископ выпустил новый альбом духовных песнопений «Рождественские розы».

В сборник вошли 16 патриотических и духовных музыкальных композиций, посвященных Рождеству, которые владыка исполнил вместе с настоятелем Свято-Казанского храма Сыктывкара, пресс-секретарем епархии игуменом Филиппом.

Среди наиболее известных произведений дуэта ― «Царица Небесная» и «Боже, царя храни», гимн Российской империи.

Первый диск духовных песнопений «Воскресное утро» в исполнении епископа и народной артистки республики Лидии Логиновой вышел в 2007 году. В альбом вошли 15 произведений, они, как сообщается, «получили высокую оценку уровня исполнения и репертуара».

Стихи Питирима превращают в песни и осужденные. В 2017 году в исправительных учреждениях региона состоялся конкурс на лучшее исполнение произведений архиепископа. Было три номинации: лучшее прочтение, лучшее песенное исполнение и лучшее хоровое исполнение его стихов. Победители получили грамоты.

Праздника не будет

Накануне Вербного воскресенья, которое православные отмечали 12 апреля, временно исполняющий обязанности главы Коми Владимир Уйба во время видеообращения к населению 11 апреля попросил людей по возможности остаться дома и не посещать храмы.

Главный санитарный врач республики Людмила Глушкова поступила жестче — в тот же день она подписала постановление, в котором запретила религиозным организациям проводить мероприятия с большим скоплением людей, в том числе богослужения, паломничества, обряды и церемонии.

Запрет распространяется и на Пасху, которая в 2020 году приходится на 19 апреля, — один из главных христианских праздников.

В тот же день архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим назвал этот нормативный акт антиконституционным и объявил, что «православная общественность готовит судебные иски». «Кошмар.

Прямо на Вербное воскресенье такое устроили, на Страстную и Светлую седмицу», — привел священник слова одного из прихожан на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

В его посте были и другие заявления — про то, что если Пасху справят в неправильное время, то взойдет Антихрист, что храмы могут исцелять колокольным звоном, что коронавирус, возможно, связан с коронацией и возведением на престол Антихриста, что в мире объявлена жесткая война против православия.

На следующий день Питирим развил свою мысль — сравнил коронавирус с вирусом, «расшедшимся своими щупальцами по всему земному шару и который, казалось бы, должен короновать Антихриста». «Он будет сораспят, уничтожен. Уйдет туда, откуда он и пришел — в ад, преисподнюю», — предрек архиепископ исход пандемии.

Матвей Егоров, «7х7»

Источник: https://7x7-journal.ru/articles/2020/04/13/virus-ujdet-v-ad-kto-takoj-arhiepiskop-pitirim-kotoryj-sobralsya-raspyat-koronavirus-i-suditsya-s-rospotrebnadzorom-iz-za-zapreta-poseshat-hramy

Положение об управлении русской православной церкви 1945 — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 года.

Это устаревший документ, историю принятия Устава РПЦ см. в статье «Устав Русской Православной Церкви».

В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда — законодательная, административная, судебная — принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.

I. Патриарх

1. В соответствии с пр. 34 св. Апостолов, Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно со Священным Синодом.

2. Имя Патриарха возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви как в СССР, так и за границей по следующей формуле: ”О Святейшем Отце нашем (имя), Патриархе Московском и всея Руси”.

3. Патриарху принадлежит право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам ко всей Русской Православной Церкви.

4. Патриарх от лица Русской Православной Церкви ведет сношения по церковным делам с представителями других автокефальных православных церквей.

5. Патриарх, в случае нужды, преподает Преосвященным Архиереям братские советы и указания касательно их должности и управления.

6. Патриарху принадлежит право награждать Преосвященных Архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями.

7. Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает, с разрешения Правительства, Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем.

8. Патриарх состоит Епархиальным Архиереем Московской епархии.

9. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет, по указанию Патриарха, на правах Епархиального Архиерея, Патриарший Наместник с титулом Митрополита Крутицкого.

10. В ближайшем ведении патриарха в Москве состоит и Богословский институт — высшее духовное учебное заведение, имеющее целью давать духовное образование будущим пастырям Церкви и подготовлять преподавателей богословских предметов.

11. По вопросам, требующим разрешения Правительства Союза ССР, Патриарх сносится с Советом по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР.

12. В случае смерти Патриарха или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Местоблюстителем Патриаршего Престола становится старейший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода.

13. В период междупатриаршества —

а) управление Русской Православной Церковью принадлежит Местоблюстителю со Священным Синодом;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужением во всех храмах Русской Церкви;

в) послания ко всей Русской Церкви, а равно и к предстоятелям других автокефальных церквей, исходят за подписью Патриаршего Местоблюстителя;

г) Митрополит Крутицкий вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

14. По освобождении Патриаршего Престола, Священный Синод под председательством Местоблюстителя ставит вопрос о созыве Собора для выбора нового Патриарха и определяет время созыва не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола.

15. На Соборе, созванном для выбора Патриарха, председательствует Местоблюститель.

16. Патриарх имеет печать и штамп, зарегистрированные подлежащей гражданской печатью.

II. Священный Синод

17. Священный Синод состоит из шести членов — Епархиальных Архиереев, при председателе — Патриархе.

18. Три члена Священного Синода являются постоянными, три — временными.

19. Постоянными членами Священного Синода состоят Митрополиты: Киевский, Ленинградский и Крутицкий.

20. Временные члены Синода вызываются для присутствия на одной сессии, согласно списку Архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии.

21. Синодальный год разделяется на две сессии: летняя сессия (март-август) и зимняя сессия (сентябрь-февраль).

22. Для заведывания отдельными отраслями управления Патриархии при Священном Синоде могут быть организованы особые отделы (учебный, издательский, хозяйственный и другие).

III. Епархии

23. Русская Православная Церковь разделяется на епархии, границы которых должны совпадать с гражданскими границами — областными, краевыми и республиканскими.

24. Во главе епархии стоит Епархиальный Архиерей, назначаемый Указом Святейшего Патриарха и носящий титул по своему кафедральному городу.

25. По мере надобности в помощь Епархиальным Архиереем назначаются викарные Епископы с кругом обязанностей по усмотрению Епархиального Архиерея.

26. Епархиальный Архиерей является ответственным главою вверенной ему Епархии, которою управляет или единолично (по местным условиям) или при содействии Епархиального Совета, пользуясь своим должностным штампом и печатью, зарегистрированными подлежащей гражданской властью. При Архиерее состоит канцелярия Епархиального Архиерея.

27. Епархиальный Совет, где таковой будет Архиереем образован, состоит из трех — пяти лиц в пресвитерском сане. Задача Епархиального Совета — подготовлять к архиерейскому решению дела, направляемые в Епархиальный Совет для сей цели Епархиальным Архиереем.

28. Епархиальному Архиерею принадлежит право обращаться с архипастырскими посланиями в пределах епархии.

29. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным Архиереем.

30.

Благочинные наблюдают за деятельностью и поведением приходского духовенства округа, посещая приходы не менее двух раз в год; объявляют подведомым им причтам распоряжения Епархиального Архиерея; в случае нужды делают братские указания приходским настоятелям и другим членам причта, заботятся об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; ходатайствуют перед Архиереем о награждении заслуживающих поощрения и представляют о своей деятельности и о состоянии вверенных округов отчет Епархиальному Архиерею в конце каждого полугодия, а об особо важных случаях доносят безотлагательно, а также наблюдают за правильностью хозяйственной стороны приходов.

31.

Епархиальные Архиереи представляют патриарху ежегодно отчет по установленной форме по вверенным им епархиям.

32. По епархиям, где есть возможность, с разрешения подлежащих органов власти, учреждаются Богословско-пастырские курсы для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом.

33. В целях обеспечения храмов епархии необходимыми принадлежностями богослужения — церковные свечи, ладан и пр., в епархии, с разрешения местной гражданской власти, может быть учрежден свечной завод, равно как и изготовление венчиков, крестиков, разрешительных молитв и подобных предметов.

34. Имеющиеся в епархии монастыри руководятся уставом, утвержденным Патриархом.

IV. Приходы

35. Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда по церковному календарю день Светланы

36. Настоятель храма является ответственным пред Епархиальным Архиереем за исправное, согласно с церковным уставом, совершение богослужения и за точное выполнение указаний Епархиального Архиерея в отношении духовного руководства причтом и приходской общиной.

Настоятели храма, в частности, обязаны следить за тем, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовал выполнению прихожанами гражданских обязанностей, например: в сельских местностях, в период полевых работ, богослужение должно совершаться только в часы, свободные от сельскохозяйственных работ и т.п.

37. Приходская община может быть организована по добровольному согласию верующих по регистрации местной гражданской власти, на основании поданного ими заявления.

38. Предоставление храма или молитвенного дома приходской общине верующих происходит в ответ на заявление верующих подлежащими органами государственной власти по соглашению с Епархиальным Архиереем, который наблюдает за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии.

39. Православная приходская община, в лице группы верующих ( не менее 20 человек), получает в бесплатное пользование предоставленный ей храм и церковную утварь от местной гражданской власти по особому договору и поручает наблюдение и хранение получаемого церковного имущества избранному ею из своей Среды исполнительному органу в составе 3 человек и настоятеля храма, которые и отвечают вместе с подписавшими договор за целость имущества пред гражданской властью.

40. Настоятель храма является по своей должности непременным членом приходской общины и председателем исполнительного ее органа (церковного совета), который состоит из 4 членов: помимо настоятеля по должности, — из церковного старосты, его помощника и казначея (все трое избираются общим приходским собранием или — если приходская община организуется вновь — группой верующих, получающих в бесплатное пользование храм, из своей Среды).

31.

Исполнительный орган приходской общины верующих, под непосредственным руководством и наблюдением настоятеля храма и при ответственности перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма, ведет церковное хозяйство, заботиться о содержании, отоплении, освещении и ремонте храма и утвари, о снабжении храма всем необходимым для совершения богослужения, как-то: ризница, богослужебные книги, ладан, погребальные венчики, разрешительные молитвы, нательные крестики и пр.,; вносит необходимые суммы на приобретение веществ для Св. Мира через Епархиального Архиерея в Патриархию; является ответственным распорядителем денежных средств прихода, следит за правильным учетом и расходованием этих средств; делает взносы и отчисления из приходских средств на церковные и патриотические нужды, на содержание причта, если по договору причт получает в вознаграждение за свои труды определенное жалованье от храма; вносит потребные суммы на содержание Епархиального Архиерея и его Управления, на Епархиальные Богословско-пастырские курсы, также на общецерковные нужды: на Патриаршее управление, на содержание духовных учебных заведений при Патриархии.

42. Общее приходское собрание избирает Ревизионную комиссию в составе 3 лиц.

Ревизионная комиссия приходской общины имеет постоянное наблюдение за состоянием церковного имущества и за движением церковных сумм и раз в квартал производит документальную ревизию наличия церковного имущества и денежных сумм, а также правильности произведенных расходов, и свои выводы и предложения вносит на рассмотрение общего собрания прихожан или групп верующих, получивших в бесплатное пользование храм. При наличии злоупотреблений, недостачи имущества или денежных средств Ревизионная комиссия составляет акт, который препровождает в местные Горсовет или Сельсовет.

43. Церковные суммы составляются: из добровольных взносов верующих при тарелочном сборе за богослужениями, таких же взносов на просфоры, свечи и пр., из пожертвований вообще на нужды храма.

44. Церковные суммы вносятся на хранение в банк или сберкассу на имя данного храма и получаются по чекам за подписью настоятеля и казначея прихода. Приходские средства учитываются путем ведения приходно-расходных книг.

45. Ведомость и приходе и расходе церковных сумм по полугодиям настоятель храма представляет Епархиальному Архиерею.

46. В случае незакономерных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом Епархиальному Архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполнительного органа новыми лицами.

47. В случае смерти настоятеля или перевода его к другому храму исполнительный орган составляет акт о проверке церковного имущества, согласно которому новый настоятель входит в совместное с исполнительным органом заведывание этим имуществом.

48. Настоятель храма имеет свою печать и штамп, зарегистрированные подлежащей гражданской властью.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17773.html

Смех и грех: как перессорились украинские раскольники

«Игра престолов» не нужна, если следить за украинскими религиозными деятелями. Православную церковь Украины (ПЦУ) создали всего полгода назад, но она уже переживает раскол. Крупнейшая составная часть ПЦУ — Киевский патриархат (КП) — объявила о выходе из состава объединения. В ответ «патриарха» Филарета лишили практически всех властных полномочий, в том числе права управлять Киевской епархией. «Известия» разбирались, к чему приведет новое обострение православного вопроса на Украине.

«Отморозки без понятий»

Православную церковь Украины (ПЦУ) создали полгода назад, а она уже развалилась на две части. Развод с неканоническим Киевским патриархатом (КП) окончательно оформился 24 июня. В этот день состоялся синод ПЦУ, на котором было решено отстранить главу КП «патриарха» Филарета от управления Киевской епархией. Синод лишил Филарета права управлять всеми приходами и монастырями, которые находились в его подчинении.

Главу КП при этом формально не исключили из ПЦУ. А вот два сторонника лжепатриарха лишились места в епископате.

За участие в действиях, «направленных на возникновение противостояния», наказали митрополита Белгородского и Обоянского Иоасафа (Шибаева) и епископа Валуйского, викария Белгородской епархии Петра (Москалёва). Иосаф в ответ назвал деятелей ПЦУ отморозками, которые не придерживаются никаких понятий-законов.

«Епископы ПЦУ начинают показывать себя лицемерными, хитрыми, жестокими, лживыми таким же стал и предстоятель церкви, избранию которого все мы так радовались», — написал он на своей странице в соцсети.

В ПЦУ объявили, что считают Киевский патриархат упраздненным. Решения, выданные от имени КП, «не имеют канонической и юридической силы, являются изначально недействительными и не подлежат исполнению».

Собор на троих

Решения ПЦУ стали реакцией на «собор», который 20 июня Филарет провел при участии митрополита Белгородского Иосафа и его викарного епископа Петра. Мероприятие прошло во Владимирском соборе в Киеве. Собрание отменило постановление поместного собора 15 декабря 2018 года, на котором ради создания ПЦУ был ликвидирован КП.

У Филарета заявили, что Киевский патриархат существует и действует независимо. «От этой так называемой ПЦУ мы отмежевываемся», — пояснил журналистам Филарет.

В резких выражениях был раскритикован томос об автокефалии, который ПЦУ получила в январе этого года. В заявлении подчеркивается, что документ «не соответствует уставу автокефальных церквей и потому ставит ПЦУ в зависимость от Константинопольского патриархата».

Особое внимание на мероприятии уделили вопросам собственности. Указывается, что КП оставляет за собой имущество, средства и банковские счета, которыми располагал до объединения, а также все принадлежащие ему монастыри — Михайловский, Златоверхий, Феодосиевский и другие. Подчеркивается, что КП сохраняет за собой зарубежные епархии и парафии.

Филарет также создал отдельный от ПЦУ синод. В него пока входит пять епископов, но скоро их численность должна быть доведена до 12, как того требует устав КП. «Будет и 12, будет и больше», — пообещал Филарет.

Предвыборная церковь

ПЦУ создали в декабре 2018 года. Ее образовали Киевский патриархат и еще одна неканоническая структура — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Появление объединения лоббировал президент Украины Петр Порошенко. В ходе предвыборной гонки он вооружился националистической риторикой. Одним из его главных лозунгов стало создание независимой украинской церкви.

В январе Константинопольский патриарх Варфоломей в Стамбуле вручил представителям ПЦУ томос об автокефалии. Украинские религиозные деятели получили, правда, не совсем то, что хотели. ПЦУ стала не самостоятельной церковью, а митрополией Константинопольского патриархата. Варфоломей получил право распоряжаться всеми зарубежными приходами КП и УАПЦ.

В угаре предвыборной борьбы на эти частности никто не обратил внимание. Порошенко проехал по городам Украины с так называемым томос-туром, в ходе которого фотографировался с прихожанами и рассказывал о сброшенном ярме Российской империи. Всё это главе государства не сильно помогло — выборы он разгромно проиграл Владимиру Зеленскому. А после политических изменений зашаталась и неустойчивая религиозная конструкция.

Денежный вопрос

Причин нынешних разногласий ПЦУ и КП несколько. Во-первых, проявились противоречия между Филаретом и главой ПЦУ митрополитом Епифанием. При создании ПЦУ предполагалось, что Епифаний займется внешними сношениями — попробует добиться признания религиозного образования поместными православными церквями. За Филаретом оставались внутренние дела.

В реальности все оказалось несколько иначе. ПЦУ не признала ни одна православная церковь. При этом Епифаний стал активно вмешиваться в кадровую политику. Команда молодых епископов стала «отжимать» Филарета и его ставленников от рычагов влияния.

Во-вторых, обострились финансовые вопросы. По некоторой информации, Константинополь требует от ПЦУ 10% от всех доходов. Речь идет о 7,1 тыс. общин, которые должны платить по $4–20 тыс. В общей сложности ПЦУ должна платить около $28 млн ежемесячно — сумма для организации неподъемная.

Большинство финансовых потоков в ПЦУ до последнего времени контролировал Филарет. Делиться со Стамбулом он не захотел, поэтому восстановил Киевский патриархат. О финансовом характере конфликта говорит сам глава КП.

В недавнем интервью он заявил, что Епифаний «хочет ликвидировать Киевский патриархат и патриархию, чтобы завладеть средствами».

По его словам, Епифаний «нашел юристов, которые изучали вопрос, можно ли средства патриархии перевести на него», но выяснили, что без подписи Филарета сделать это невозможно.

Что дальше

Развод ПЦУ и КП громкими заявлениями, видимо, не ограничится. В ближайшее время стороны начнут делить храмы и приходы. У Епифания все храмы КП по умолчанию считают своими. Юридически же всё не так просто. В уставах большинства приходов написано, что они являются частью КП. Для перехода в ПЦУ необходимо внести изменения в уставы и зарегистрировать их в министерстве юстиции. Вероятно, сделать это захотят далеко не все.

Есть и дополнительная сложность. ПЦУ была официально зарегистрирована только в феврале 2019 года. В первые два месяца существования объединения новые храмы оформлялись как храмы КП.

При этом Филарет уже обвинил оппонентов в рейдерских захватах приходов. По его словам, ПЦУ и ее сторонники захватили Феодосиевский мужской ставропигиальный монастырь и Успенскую церковь в Киеве. Он выразил опасения, что следующим объектом станет главный храм УПЦ КП — кафедральный Владимирский собор. «Думаю, этими захватами не ограничатся», — отметил он, добавив, что уже обратился к главе МВД Арсену Авакову с просьбой о защите.

Главным же победителем в нынешних условиях можно считать каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ МП). Зимой 2019 года некоторые наблюдатели высказывали мнение, что значительная часть прихожан и священнослужителей перейдет в поддержанную властями ПЦУ. Этого, однако, не произошло. На фоне нынешнего противостояния авторитет УПЦ вырос. Захваты храмов УПЦ раскольниками за последний месяц сократились.

Характерно, что именно в эти дни глава УПЦ МП Онуфрий отмечает пятилетие интронизации. В Киев съехались представители 11 поместных православных церквей. «Несмотря на то, что переживает его Церковь, он ни разу не осудил других людей», — подчеркнули в Кипрском патриархате. «Мы не знаем других церквей на Украине, кроме Церкви, предстоятелем которой является митрополит Онуфрий», — сказал иерарх Сербской православной церкви епископ Моравичский Антоний.

Источник: https://iz.ru/893102/igor-karmazin/smekh-i-grekh-kak-peressorilis-ukrainskie-raskolniki

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как назывался первый православный собор Киевской Руси

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Иноческий постриг — начало пути монаха

Источник: https://www.pravmir.ru/monastyir-monashestvo/

Кто такой патриарх?

Авторитет патриарха высок не только в церковных кругах, но и для гражданского общества. Особое влияние на ход истории Первосвященники имеют в переломные времена, когда Предстоятель вынужден хранить Церковь и государство от смуты и раскола.

Значение термина «патриарх»

Изначально слово «патриарх» употреблялось в значении «отец», «начальник». Позже оно приобрело другие толкования. Так называют старейшину рода, главу семьи, человека, которого почитают за особые заслуги. Патриарх в религиозном мире — представитель высшего духовного сана, который управляет вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным синодом.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви

Патриархом избирают самого почитаемого и авторитетного священнослужителя. Его также называют Предстоятелем. Само это слово говорит о том, что патриарх должен быть первым, предводителем, примером для подражания.

Важно! В средствах массовой информации можно часто слышать формулировку «Глава Церкви», если речь заходит о патриархе. Это определение не совсем корректно, так как единственным главой Церкви является только Спаситель. Церковь основана Богом, и ее глава — Иисус Христос.

Становление Православия и первые Патриархи

В Ветхом Завете патриархами называли старейшин кочевых племен. Они жили обычной жизнью, занимались тяжелым трудом наравне со всеми, посвящали много времени молитвам, выполняли первые, самые простые богослужения. Древних Предстоятелей еще называли родоначальниками и праотцами. Позже патриархами стали называть глав Синедриона.

Важно знать! Синедрион — высшая церковная структура в древней Иудее.

Пока церковь была малочисленной, первыми Предстоятелями были апостолы — ученики Иисуса Христа. Первым христианским патриархом был Святой апостол Иаков. Он руководил самой первой христианской общиной в Иерусалиме. Его авторитет среди народа и духовенства был непререкаемым.

Именно он вынес решение, беспокоящее умы многих иудеев. Общество задавалось вопросом — обязательно ли новоначальным, пришедшим в христианскую веру из язычества, выполнять все обряды из Ветхого Завета. Иаков принял решение упростить обрядовые постановления Ветхого Завета, после чего они стали необязательными для всех.

Первым патриархом принято считать святого Иакова

Епископы стали преемниками и продолжателями дел апостолов. Патриархом стали называть самого уважаемого епископа, который пользовался большим авторитетом. Предстоятель — это особый церковный статус и титул. Когда произошел раздел на Православие и Католицизм, наименование патриарх осталось за восточной, Православной Церковью. Католики стали называть своего главу Папой.

Интересно! Православная Церковь (РПЦ) — самая крупная Поместная Церковь. Возникла она в 988 году, после Крещения Руси. По численности верующих Московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые — он насчитывает более 80 млн человек.

Церковная и общественная деятельность патриарха

Все обязанности Патриарха прописаны в церковном Уставе. Их число входит:

  • беспокойство о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;
  • председательство на архиерейских и Поместных соборах;
  • контроль за исполнением постановлений Собора;
  • поддержание церковной иерархии;
  • контроль над деятельностью архиереев;
  • представительская роль в отношении других Церквей и светских лиц.

Патриарх, как Первосвященник, совершает самые торжественные богослужения. Он вникает в подробности всех внутрицерковных дел, без его участия не принимаются важные решения. Также он определяет отношения между Церковью и государством, регулирует сотрудничество с общественными организациями.

Читайте о патриархах:

  • Патриарх Сербский Павел
  • Патриарх Московский Гермоген
  • Патриарх Алексий Второй

Патриархи Руси и их вклад в историю государства

Несколько первых столетий после Крещения Руси русская Церковь существовала без патриарха. Во главе ее стоял митрополит, который подчинялся Константинополю. После оккупации османами Константинополь утратил лидирующую позицию, и РПЦ потребовался свой патриарх. В 1589 году им стал Святитель Иов Московский.

Власть патриарха ограничена внутренними канонами Церкви и авторитетом пастыря

За все время после крещения Руси, в России было 17 патриархов, не считая местоблюстителей Патриаршего престола.

  1. Патриарх Иов. Первый русский православный Предстоятель. Патриарх уделял много внимания распространению в обществе богословских книг, поощрял развитие типографии. Иов отказался присягнуть Лжедмитрию, за что был низложен и сослан в монастырь простым монахом.
  2. Патриарх Гермоген. Гермоген получил почетный титул в Смутное время, поэтому ему пришлось противостоять изменникам русского государства. Первосвященник поддержал восстание под предводительством Минина и Пожарского, за что был заключен в Чудовом монастыре. Условия содержания в заточении были ужасными, второй русский патриарх скончался в темнице от голода и жажды.
  3. Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых. При Борисе Годунове он был отправлен в ссылку, позже был фактическим правителем государства при царе Михаиле Федоровиче.
  4. Патриарх Иоасаф I занимал пост недолго, но за время его руководства восстановили старые и воздвигли новые монастыри. Много внимания Предстоятель уделял печатному делу и издательству богословских книг.
  5. Патриарх Иосиф добился запрещения работы в воскресные и праздничные дни. Благодаря этому простые люди и крепостные могли посвятить день молитве и общению с Богом.Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси

    При его Патриаршестве были сделаны первые шаги к воссоединению Украины и России.

  6. Патриарх Никон имел титул «Великого государя», принимал участие в решении всех важных государственных дел. Он вошел в историю как реформатор, изменив многие церковные обряды и заменив двуперстие троеперстием. Реформы породили раскол в Церкви. Борьба со старообрядчеством омрачала историю Руси несколько веков.
  7. Патриарх Иоасаф II уделял много внимания миссионерской деятельности в отдаленных уголках России.
  8. Питирим пробыл патриархом всего 10 месяцев, поэтому не успел внести весомый вклад в историю Православной Церкви.
  9. Патриарх Иоаким боролся с иностранным влиянием на русское общество. При нем был издан Типикон, которым пользуются по сей день.
  10. Предстоятель Андриан выступал против многих реформ Петра Первого, в частности — против курения и отмены русской национальной одежды. К тем изменениям, которые были призваны улучшить жизнь русского народа, Первосвященник относился с пониманием.
  11. Патриарх Тихон стал Предстоятелем после двух веков, прожитых Церковью без Первосвященника. Он проявил особую смелость, обличая гонителей на христианскую веру и стараясь уберечь страну от Гражданской войны.Патриарх Тихон Московский

    Несмотря на то что предстоятель был арестован и не мог в полной мере участвовать в церковной жизни, он сформировал особую систему отношений Церкви и государства, которая помогла сохранить Церковь до конца коммунистической власти.

  12. Патриарх Петр оказывал помощь заключенным и репрессированным. Он не согласился сотрудничать с органами власти в качестве осведомителя, после чего был приговорен к расстрелу.
  13. Патриарх Сергий оказывал духовную поддержку советским гражданам во время Великой Отечественной войны. Первосвященник организовал сбор для помощи армии, призывал всех верующих неустанно молиться о победе.
  14. Деятельность патриарха Алексия I была связана с восстановлением храмов, разрушенных в годы войны.
  15. Патриарх Пимен продолжил дело своего предшественника. Помимо этого, он наладил связи с православными церквями других стран. Предстоятель Пимен получил свой титул в годы правления Брежнева и смог добиться практически полного прекращения гонений на Церковь.
  16. С именем Алексия II связывают расцвет РПЦ и духовное возрождение России.
  17. На сегодняшний день Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх Кирилл.

Разница между Папой Римским и Патриархом

Патриарх

  • Высшая власть в Православии принадлежит только Собору епископов.
  • Патриарх оперативно решает текущие вопросы, но не вмешивается в деятельность епархий.
  • Православие не признает за патриархом непогрешимости.

Сан патриарха дается церковью пожизненно

Папа Римский

  • Папа Римский имеет власть над всей Церковью в целом, и над епархиями в частности.
  • Он имеет полную верховную и вселенскую власть.
  • Католики считают, что Христос наделил их Первосвященника даром безошибочности и непогрешимости.

Важно! Патриарх — это не высшая степень в духовенстве, а почетный титул. У носителя этого титула не больше прав, чем у любого другого епископа. Ему подчиняются не из принципа субординации, не потому, что он выше других в иерархии священнослужителей. Предстоятель пользуется особым авторитетом и уважением, поэтому к его мнению прислушиваются.

Поместные Православные Церкви и их предстоятели

Церковь — сложный организм, она объединяет много людей. Если ее Глава — Христос, тело — духовенство и верующие. Для слаженной работы организма существует специальная церковная структура и иерархия. Вселенская Православная Церковь была разделена на 15 Церквей. Девять из них возглавляет свой патриарх, остальными руководят архиепископы и митрополиты.

Важно знать! Автокефалия — административная самостоятельность Поместной Церкви, право на самоуправление.

Патриархи Поместных Церквей

  1. Предстоятель Варфоломей — патриарх Константинопольской Православной Церкви.
  2. Патриарх Феодор II возглавляет Александрийскую автокефалию.
  3. Иоанн Х возглавляет Антиохийскую Православную Церковь.
  4. Феофил III — предстоятель Иерусалимской поместной Церкви.
  5. Первосвященник Русской автокефалии — патриарх Кирилл.
  6. Илия II — Первосвященник Православной Церкви в Грузии.
  7. Патриарх Ириней возглавляет автокефалию в Сербии.
  8. Предстоятель Даниил — патриарх Румынской Православной Церкви.
  9. Первосвященник Болгарии — патриарх Неофит.

Главой Вселенской Православной Церкви является Иисус Христос.

Роль патриарха в истории государства важна, но все его действия отражают волю простых верующих. Именно простой народ является основным хранителем и носителем Православия.

Документальный фильм о жизни первых патриархов всея Руси

Дек 14, 2019 12:56 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnyj-patriarh.html

Украинская православная церковь Московского патриархата. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2017 года Архиерейский собор Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) внес в устав РПЦ ряд поправок, призванных подчеркнуть особый статус Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

В частности, согласно изменениям, юрисдикция общецерковного суда РПЦ не будет распространяться на украинскую церковь. Решения по делам ее клириков будет утверждать руководство УПЦ МП. При этом высшей апелляционной инстанцией по-прежнему останется Архиерейский собор РПЦ.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об Украинской православной церкви Московского патриархата.

История

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная Российская церковь Российской империи (с 1943 года — РПЦ МП).

В 1918 году всероссийский Поместный собор Православной Российской церкви образовал на территории Украины церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» — украинский экзархат. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины.

В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата во главе с митрополитом Киевским и всея Украины. В настоящее время она продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине.

В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил его за раскольническую деятельность и избрал новым предстоятелем церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии. После его смерти, с августа 2014 года главой УПЦ МП стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Статус самоуправляемых православных церквей в составе РПЦ

В структуру РПЦ МП входят пять самоуправляемых православных церквей: Латвийская, Украинская, Эстонская, Православная церковь Молдовы, а также Русская православная церковь за границей (РПЦЗ). Все они соединены с другими поместными православными церквями через Русскую православную церковь Московского патриархата.

Согласно уставу РПЦ, самоуправляемые церкви формируют собственный собор епископов и Синод. Предстоятель церкви в сане митрополита или архиепископа избирается местным собором из числа кандидатов, утверждаемых патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в самоуправляемую церковь, и об определении их границ принимаются патриархом Московским и Священным Синодом по представлению Синода самоуправляемой церкви c последующим утверждением Архиерейским собором РПЦ.

Архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты) самоуправляемой церкви также избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Московской патриархией. Все они являются членами Поместного и Архиерейских соборов РПЦ, а также могут включаться в состав Священного Синода РПЦ.

Решения Поместного и Архиерейского соборов, а также Священного Синода РПЦ являются обязательными для самоуправляемой церкви.

Управление УПЦ МП

УПЦ МП в своей деятельности руководствуется томосом (благословенной грамотой) патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года и собственным уставом.

Высшая власть в УПЦ МП принадлежит общецерковному Собору, состоящему из архиереев, клириков, монашествующих и мирян. В период между ними созываются Соборы епископов УПЦ.

На постоянной основе церковью управляет Священный Синод, возглавляемый митрополитом Киевским и всея Украины. Он состоит из десяти епархиальных архиереев — семи постоянных и трех временных членов (последние — вызываются на сессию поочередно каждые полгода).

Предстоятель УПЦ МП избирается пожизненно епископатом церкви и благословляется патриархом Московским и всея Руси.

Упц мп в цифрах

По данным УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения страны). По состоянию на 30 ноября 2017 года УПЦ МП состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире церкви 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс.

283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, в которых послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь).

В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов.

Неканонические церкви на Украине

Помимо УПЦ МП на Украине действуют две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). УПЦ КП насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 3 тыс. 479 священнослужителей, 219 монашествующих.

Больше всего приходов — во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего — в Луганской и Харьковской (по 31). В УАПЦ — 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, 8 духовных учебных заведений, 709 священнослужителей, 21 монах.

Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее — в Донецкой (3) и Одесской (7) областях.

Источник: https://tass.ru/info/4774241

Какой сегодня праздник в Таджикистане и мире: 17 апреля

17 апреля — 107-й день года (108-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остается 258 дней.

В XX и XXI веках соответствует 4 апреля юлианского календаря.

Что произошло 17 апреля в мире

1492 — Христофор Колумб подписал контракт с Испанией с обязательством открыть новый путь в Индию.

1610 — английский исследователь Генри Гудзон отправился в плавание, в котором он открыл Гудзонов залив.

1722 — Петр I ввел в Российской империи подать на ношение бороды в размере 50 рублей в год.

1877 — Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина».

1924 — образована голливудская киностудии Metro-Goldwyn-Mayer.

1968 — в СССР впервые вышла в эфир телепрограмма «В мире животных».

1992 — За Россией закреплены два официальных названия — «Российская Федерация» и «Россия».

2011 — на телеканале HBO состоялась премьера сериала «Игра престолов».

Что произошло 17 апреля в Таджикистане

2000 — состоялась первая сессия Маджлиси милли Маджлиси Оли РТ, избравшая спикером палаты председателя города Душанбе Махмадсаида Убайдуллаева.

2003 — президент Таджикистана Эмомали Рахмон издал указ о механизме регулирования долгов реорганизованных и реорганизуемых сельхозпредприятий и организаций.

Sputnik / Амир Исаев

Здание таджикского Парламента

2003 — начала работу таджикско-российская межпалатная парламентская комиссия по сотрудничеству.

2008 — в Дангаринском районе начато строительство кирпичного завода и маслозавода.

2012 — в Душанбе открыт филиал Национального исследовательского технологического университета МИСиС (Московский институт стали и сплавов).

Кто родился 17 апреля

1586 — Джон Форд, английский драматург.

1598 — Джованни Баттиста Риччоли, итальянский астроном и теолог, один из первых составителей карты Луны.

1745 — Семен Щедрин, русский живописец-пейзажист.

1894 — Борис Щукин, актер театра и кино, педагог, народный артист СССР.

1911 — Эрве Базен, французский писатель, президент Академии Гонкуров.

1919 — Чавела Варгас, мексиканская певица.

Sputnik / Евгений Биятов

Певица Валерия

1968 — Валерия, эстрадная певица, народная артистка России.

1972 — Дженнифер Гарнер, американская актриса, продюсер, режиссер.

Sputnik / Екатерина Чеснокова

Виктория Бекхэм

1974 — Виктория Бекхэм, английская певица, автор песен, танцовщица, модель, актриса, дизайнер.

Sputnik / Екатерина Чеснокова

Актриса Руни Мара

1985 — Руни Мара, американская киноактриса.

Кто родился 17 апреля в Таджикистане

1913 – Абдулахад Каххаров, государственный деятель, председатель Совета министров Таджикской ССР.

1923 — Борис Литвинский, ученый-историк, академик. 

1934 — Зухро Каримова, танцовщица, заслуженная артистка Таджикистана.

Кто умер 17 апреля

1790 — Бенджамин Франклин, американский просветитель, государственный деятель, ученый.

1942 — Дмитрий Ушаков, русский филолог, составитель 4-томного «Толкового словаря русского языка».

2008 — Михаил Танич, поэт-песенник, народный артист России.

2014 — Габриэль Гарсиа Маркес, колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии.

Праздники 17 апреля

  • День пожарных в Таджикистане и Казахстане.
  • День ветеранов ОВД и ВВ МВД России.
  • День работников органов миграции Туркменистана
  • День Независимости Сирии.
  • День защиты детей в Японии.

Всемирный день гемофилии

Sputnik / Александр Кряжев

17 апреля — Всемирный день борьбы с гемофилией.

Ежегодно 17 апреля многие страны присоединяются к акции Всемирной федерации гемофилии и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и отмечают Всемирный день борьбы с гемофилией.

Это необходимо, чтобы привлечь внимание общества к проблемам гемофилии и сделать все возможное для улучшения качества медицинской помощи, которая оказывается больным этим неизлечимым генетическим заболеванием.

Гемофилия — несвертываемость крови, одно из тяжелейших генетических заболеваний, вызванное врожденным отсутствием в крови факторов свертывания.

По некоторым оценкам, сегодня количество больных гемофилией в мире составляет 400 тысяч человек (один из 10 тысяч мужчин). 

До недавнего времени мало кто из больных детей доживал до зрелого возраста. В настоящее время в арсенале российских специалистов появились инновационные методы терапии, позволяющие значительно улучшить качество жизни пациентов и увеличить ее продолжительность.

При достаточном количестве лекарственных средств больной гемофилией может вести полноценную жизнь: учиться, работать, создать семью, то есть являться полноценным членом общества.

Православные праздники 17 апреля

Православные верующие 17 апреля отмечают,празднование иконы Божией Матери «Геронтисса», а также:

  • память преподобного Иосифа Песнописца;
  • память преподобного Георгия, иже в Малеи;
  • память преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах;
  • память преподобного Зосимы Ворбозомского;
  • память Зосимы Палестинского;
  • память мучениц Фервуфы девы, сестры и рабыни ее;
  • память преподобномучеников Вениамина (Кононова), архимандрита, и Никифора (Кучина), иеромонаха;
  • память священномученика Николая (Караулова), епископа Вельского, преподобномученицы Марии (Леляновой), монахини;
  • память священномученика Иоанна Вечорко, пресвитера;
  • память мученика Иоанна Колесникова;
  • память преподобного Иакова Галичского.

Великая Пятница

Sputnik / Саид Царнаев

Страстная пятница — воспоминание Святых спасительных Страстей Иисуса Христа

Пятница Страстной недели посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя, снятию с Креста Его тела и погребению Его.

На утрени, которая традиционно служится вечером в Великий Четверг, посреди храма читаются «12 Евангелий Святых Страстей Христовых», избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу.

Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечером Великой Пятницы принято ставить опару для пасхальных куличей. Печь куличи следует в субботу, и красить яйца тоже — считается, что пятничные куличи и яйца портятся быстро, а субботние хранятся долго.

17 апреля в мусульманском календаре

В этот день мусульмане ничего не празднуют

Мусульманский календарь 2020

17 апреля в народном календаре

Иосиф Песнопевец, Ольховые смотрины

Иосиф песнописец, память которого православная церковь чтит в этот день, родился в IX веке на Сицилии, позже ушел в Солунский монастырь, где стал строгим аскетом.

Sputnik

В течение жизни он неоднократно попадал в тюрьму по приказу императоров Византии, боровшихся с христианством. Иосиф был одарен поэтическим талантом и многие годы посвятил составлению богослужебных песнопений.

Песнопевцем же Иосифа прозвали в народе потому, что в его день начинал петь сверчок и подавал голос журавль. 

Говорили, что только с их прилетом год окончательно поворачивается на лето: «Первая ласточка — еще не весна, настоящую весну приносит на крыльях журавль».

Существовал такой обычай, связанный с птицами: чтобы спина не болела от полевых работ, нужно было, увидев в первый раз весной журавлей, лечь на траву и семь раз перевернуться с боку на бок.

Лунный календарь на 17 апреля

17 апреля 2020 года в 12:00 — 24 лунный день.

Нейтральный и относительно пассивный день. Отношения с другими людьми постарайтесь строить без грубой силы, не конфликтовать. 

Лучше всего не затевать ничего нового, а продолжать уже начатые дела. День хорош для зачатия, лечения и профилактики здоровья.

Для данного периода свойственна неторопливость, мягкость, некая вялость. Это время довольно пассивно.

Силы и энергия в данное время стремительно идут на убыль. В следствии этого в четвертую лунную фазу рекомендовано заканчивать дела, а также управлять текущими.

Свежие мысли и идеи следует отодвинуть на начало последующего лунного месяца. Оптимальное время для подведения итогов.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20200417/1031076176/Kakoy-segodnya-prazdnik-17-aprelya.html

Иерархия церквей | Альтернативный Синод Болгарской Православной Церкви

Вскоре после свержения коммунистического режима в Болгарии поддерживающие новую власть клирики стали говорить о том, что Болгарский Патриарх Максим — агент КГБ и не может управлять свободной Болгарской Православной Церковью. В конце концов была сделана попытка устранить Максима с поста патриарха, однако она закончилась провалом. Тогда наиболее радикально настроенные иерархи в 1992 вышли из состава Св.

Синода и 18 мая создали свой собственный, альтернативный синод, для которого вскоре посвятили большую группу епископов из числа преданных движению деятелей (на случай если кто-то из раскольников вдруг раскается и вернувшись в лоно церкви не оставит их без канонической структуры). 4 июля 1996 года один из епископов (старейший по поставлению во всей Болгарской церкви), бывший митрополит Неврокопский Пимен был избран патриархом.

Однако именно двое других отколовшихся иерархов — Панкратий и Калинник — были истинными идеологами и управляющими раскола.

Во многом этот раскол инспирирован и поддерживался партией «Союз демократических сил» — вызванный ими по идейным причинам церковный раскол стал и расколом в обществе, которое поделилось на два враждующих лагеря. Во время правления партии СДС именно патриарх Пимен присутствовал на официальных мероприятиях и представлял церковь, «Альтернативный» Синод был зарегистрирован как единственная Болгарская православная церковь.

Возможные подвижки в отношениях двух фракций наметились в 1998 году. При помощи Константинопольского патриарха и глав других православных церквей был организован примирительный Собор, на котором раскол должен был прекратиться. 1 октября 1998 года Пимен сложил с себя полномочия патриарха и вернулся в общение в церковным Синодом с титулом «бывший митрополит Неврокопский».

Также в общение с Синодом БПЦ вернулись 12 новопосвященных епископов, которые были приняты в сущем сане в качестве титулярных епископов. А бывший правящий митрополит Врачанский Калинник был даже восстановлен в своей старой епархии в качестве правящего архиерея. Однако это не положило окончание расколу. Принятые новые архиереи выставляли свои требования.

А митрополит Врачанский Калиник и епископ Агатопольский Никон отказались участвовать в общей литургии, которая проводилась 18 октября в честь восстановления единства Церкви.

В итоге единство восстановлено не было. Новым лидером «Альтернативного Синод» стал митрополит Софийский Иннокентий. Однако после смены политической обстановки в стране начало меняться и церковное положение — СДС проиграла парламентские, а затем и президентские выборы. Новые премьер-министр и президент пригласили на церемонию патриарха Максима, а премьер Симеон Кобург даже был им помазан.

Теперь самым значительным поборником раскола во власти остался мэр Софии, где раскол наиболее силен. В Софии альтернативный Синод контролировал 18 храмов.
21-22 июля 2004 года, исполняя решение суда, болгарская полиция, с применением силы выдворила всех священников альтернативного Синода из их храмов (250 храмов и четыре монастыря).

К марту 2005 года раскол почти сошел на нет — из 50-60 священников с покаянием БПЦ вернулись 40-45, также вернулись и двое епископов, несколько клириков создали самостоятельные юрисдикции. До изъятии храмов Синод насчитывал около 250 церквей. Осенью 2008 года Европейский суд по правам человека решил дело об изъятии храмов в 2004 в пользу синода м.Иннокентия, однако решения эти выполнены пока не были.

На начало 2009 года в самой Болгарии действует 12 активных приходов Синода с священниками, разделенных на три епархии, в Софии богослужения проводятся на площадях. В феврале 2010 от Синода фактически отделился епископ Гервасий, образовавший еще один альтернативный Синод.
29 марта 2011 года в автокатастрофе погибает священник Камен Бараков, один из лидеров Синода, во многом благодаря которому Синод победил в Страсбургском суде. В конце ноября 2012 года вл.

Иннокентий, подписавшись титулом «епископ Крупнишский» (который был ему дан в 1998 году в момент планируемого примирения) прислал в патриархию Болгарской Православной Церкви и 11 декабря 2012 года был официально принят в БПЦ; вместе с ним планируют воссоединиться не менее 15 священников.

Глава церкви

Пимен (Энев), митрополит Неврокопский, председатель Синода (18 мая 1992 -4 июля 1996), Патриарх (4 июля 1996 — 10 апреля 1999) Иннокентий (Петров), патриарший местоблюститель, Митрополит Софийский (10 апреля 1999 — начало 2005 и 22 марта 2006 — ноябрь 2012)

Борис (Богоев), епископ Пловдивский, председатель Синода (начало 2005 — 22 марта 2006)

Откололись от БПЦ епископы

Стефан (Стайков), епископ Великотырновский (18 мая 1992 — 1993) Панкратий (Дончев), митрополит Старозагорский (18 мая 1992 — 199*) Калинник (Александров), митрополит Врачанский (18 мая 1992 — 1998) Пимен (Энев), митрополит Неврокопский (18 мая 1992 — 4 июля 1996)

Софроний (Стойчев), епископ Русенский (18 мая 1992 — 19 января 1994) (скончался 7 июня 1995 на покое)

Епископы

Климент (Буренков), Купнишкий епископ , Временно управляющий Западноевропейской епархии (пребывает в Париже) (8 сентября 2000 —
Кирилл, епископ Константийский (28 декабря 2000 —

Бывшие епископы:

Христофор (Сыбев), епископ Макариопольский (26 мая 1992 — июнь 1993)
Даннил (Стойков), епископ Стобийский (28 сентября 1999 — 2004), управляющий Полвдивской епархией (1999-2001), управляющий Бургаско-дебелтской епархией (2001-2004)
Гервасий (Патыров), епископ Браницкий, управляющий Неврокопской епархией (- апрель 2002 и октябрь 2003 — июль 2009), митрополит Неврокопский (июль 2009 — февраль 2010) Гавриил (Галев), Константийский епископ, управляющий Неврокопской епархией (1999- 16 января 2008) (с 2004 года фактически в самоизоляции) Борис (Богоев), Тивериополски епископ, управляющий Пловдивской епархией (- 22 марта 2006) (скончался)

Павел (Петров) (12 декабря 1992 — 1998)

Амвросий (Парашкевов), митрополит Виденский (3 апреля 1994 — 1998)
Генадий (Бальцев), Мельнишкий епископ 9 ноября 1992-сентябрь 1998) (вернулся в БПЦ 1 октября 1998 года с тем же титулом)
Авенир (Арнаудов), Знепольский епископ (14 сентября 1992-сентябрь 1998) (вернулся в БПЦ в 1998, в 2001 скончался)
Феодосий (Купичков), Деволский епископ (19 февраля 1997 — 1998)
Константин (Петров), Знеполский епископ (27 августа 1997 — 1998)
Яков (Тасев), Месемврийский епископ (19 октября 1997 — 1998)
Никон (Нимагяри), Агатопольский епископ (1997-сентябрь 1998) (вернулся в БПЦ, а затем скончался) Иннокентий (Петров), Крупнишкий епископ (19 мая 1994 — 1994), Митрополит Софийский (1994 — ноябрь 2012) Евлогий, епископ Станимашкий, затем епископ Адрианопольский, управляющий Пловдивской епархией (22 марта 2006 — 20 ноября 2009) Иоанн (Ранков), епископ Проватский, ранее Траянопольский (8 сентября 2002 — 24 мая 2010)

Виссарион (Добрев), епископ Агатопольский (28 февраля 2010 — 15 сентября 2013)

Некоторое время в качестве автономной церкви входила Православная церковь Италии.

Сайт церкви (болг.)

Источник: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bulrask.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]