Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления
Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний.
Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.
Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.
Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.
святыня столицы
Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы.
Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского.
Дата открытия приходится на 2004 год.
Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста.
Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви».
Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.
Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ.
Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами.
С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.
Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора.
Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника.
Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.
Архитектура и внутренний декор
Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.
Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.
Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн.
Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители.
На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.
Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.
У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный.
Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно.
Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.
Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.
Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.
При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.
Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.
Территория обители
После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела.
Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса.
Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.
Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.
Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.
Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах.
Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы.
Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.
Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.
Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много.
На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек.
Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.
Святыни монастыря
Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.
При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.
Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.
Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.
Источник: https://chemodan-tour.ru/obzor/xram-xrista-spasitelya/
Как проехать к храму христа спасителя на метро — Общественный транспорт
Храм Христа Спасителя – одна из знаковых достопримечательностей российской столицы. Величественная архитектура фасадов и религиозная значимость объекта делают его привлекательным для туристов и паломников. Большую роль играет и удачное месторасположение. Добраться до храма из любой точки города не составит труда даже для неопытного путешественника.
1
Как проехать к Храму Христа – пешая прогулка по центру столицы
Если вы планируете посещение нескольких достопримечательностей, храм органично впишется в пешую прогулку по центру города. Самый удачный маршрут в этом случае: начать прогулку с посещения Красной площади и Кремля, а затем не спеша пройтись сквозь Александровский сад до набережной Москвы-реки. Свернув на Пречистенскую набережную, вы сразу увидите золотые купала храма. Прогулка займёт у вас чуть более 10 минут.
Впрочем, спуститься на набережную можно и позже. А к храму ведёт ещё одна известная московская улица – Волхонка. Чтобы попасть на неё, нужно при выходе из Александровского сада повернуть направо и пересечь автодорогу. На Волхонке находится Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Осмотр храма не займёт много времени, поэтому можно с легкостью совместить осмотр этих двух достопримечательностей.
2
Как проехать к Храму Христа метрополитеном
Если цель вашей поездки – именно Храм Христа Спасителя, рекомендуем добираться до места назначения на метро. Наиболее близкая к храму станция, Кропоткинская, располагается на улице Волхонка непосредственно рядом с храмом. Этот путь отличается наименьшими временными затратами и отлично подойдёт тем, кто не располагает свободным временем.
Желающие прогуляться могут воспользоваться другими станциями метро, расположенными недалеко от храма. В пешей доступности находятся станция Боровицкая, Александровский сад и Библиотека им. Ленина.
Также многие, приезжая к Храму Христа Спасителя, стремятся пройти по живописному Патриаршему мосту. В этом случае нужно выйти на станции Полянка и пройти по улицы Малая Якиманка и Большая Якиманка. В этом случае путь до храма составит примерно 20 минут.
3
Как проехать к Храму Христа – транспорт
Многие недолюбливают сумрак и духоту метрополитена и предпочитают передвигаться на общественном транспорте. Что же, и для этой ситуации есть несколько неплохих решений.
Рядом с храмом располагаются несколько остановок общественного транспорта. До них вы можете добраться на следующих маршрутах:
- №15 – отправление от метро ВДНХ;
- №А –от станции метро Комсомольская;
- №255 и №М3 –от стадиона Лужники.
Со стороны Патриаршего моста останавливаются:
- №144 – отправление от метро Тёплый стан;
- №М4 –от ул. Озёрной;
- №4 –от станции метро Университет;
- №М6 – от станции метро Нагатинская.
Маршруты очень разнообразны, выбор зависит лишь от вашего местонахождения. Но, планируя добираться до храма на общественном транспорте, нужно учитывать длительность поездки и возможность автомобильных заторов на дорогах. При неблагоприятном раскладе в дороге можно провести более двух часов.
Как видите, добраться до Храма Христа Спасителя в Москве не составит труда. Вы сможете посетить достопримечательность даже если ограничены во времени. Какой бы вариант поездки вы ни выбрали, важно лишь, чтобы дорога не утомила вас и доставила удовольствие.
Источник: https://transportvl.ru/zhd-transport/kak-proehat-k-hramu-hrista-spasitelya-na-metro.html
Как стены храмов переехали в метро
Московский метрополитен, открывшийся 81 год назад, 15 мая 1935 года, впустил горожан в новый мир – мир наполненных светом роскошных станций-дворцов с высокими потолками. Метро не просто призывалось сделать жизнь москвичей удобней. По задумке начавших передел религиозной страны в атеистическое общество большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего.
Многие церкви в то время были закрыты, иные – разрушены. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. Оттого-то первые станции нередко действительно напоминают своими мраморными колоннами, сводчатыми потолками и мозаичными картинами величественные соборы. Но причина сходства не только в этом. Многие московские храмы подарили жизнь метровокзалам в буквальном смысле слова.
«Охотный Ряд» (1935 год)
На оформление этой станции первой очереди метро пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Несущую часть пилонов облицевали белым итальянским мрамором «ординарио», боковые стороны – голубоватым «бардильо».
Уличные вход и выход станции «Охотный Ряд», встроенные в здание гостиницы «Москва», обрамили финским красным гранитом с цоколя уничтоженного собора. Перед сносом Храма ученые Всесоюзного института минерального сырья тщательно изучили мраморную облицовку здания.
Затем мрамор со всеми его узорами сняли и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.
«Кропоткинская»(1935 год, с момента открытия до 1957 года – «Дворец Советов»)
Историк искусства, специалист по архитектурной фотографии Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Рогозина уверена, что вестибюль станции метро «Дворец Советов» также выложили мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя. По ее словам, в метро был склад, куда свозили мрамор из взорванного собора.
Материал был очень высокого качества, и его активно использовали для облицовки – ведь ходить далеко не надо было. Однако другие специалисты заявляют, что данный мрамор здесь не использовался.
Первоначально путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, замененной впоследствии уральским мрамором Коелгинского месторождения.
«Площадь Революции» (1938 год)
Сейчас на этой станции мы видим 64 скульптуры коленопреклоненных красногвардейцев, матросов, партизан (изначально на постаментах в углах пилонов установили 76 бронзовых фигур, но частично они оказались утрачены во время Великой Отечественной войны). Отлиты эти статуи из металла переплавленных церковных колоколов.
Известно также, что бронза колоколов Храма Христа Спасителя использовалась в архитектурном декоре ансамблей зданий, где расположены выходы со станций первой очереди.
В частности, из бронзы изготовлены барельефы известных русских писателей, которые мы видим сейчас на фасаде так называемого нового здания Российской государственной библиотеки.
«Театральная» (1938 год, с момента открытия до 1990 года – «Площадь Свердлова»)
Для завершения работ здесь не хватало отечественного белого мрамора. Чтобы восполнить создавшийся дефицит, в ход пошел мрамор Каррары от разрушенного Храма Христа Спасителя.
«Новокузнецкая» (1943 год)
В 1990-е годы в Москве была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из Храма Христа Спасителя. Подтвердить или опровергнуть ее невозможно: из сохранившихся фотографий внутреннего убранства снесенного собора до нас дошли только снимки центральной его части. Однако очевидно: резьба, которую мы можем видеть, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.
«Комсомольская» кольцевая (1952 год)
Для оформления одной из самых красивых станций пригласили знаменитого живописца П.Д. Корина, реставрировавшего фрески и лично восстанавливавшего роспись В.М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе Киева. Для сводов платформенного зала станции художник делал мозаики. По свидетельству инженера-конструктора станции А.И. Семенова, смальта для них бралась из запасов Академии художеств, предназначавшихся когда-то для украшения Храма Христа Спасителя.
«Серпуховская» (1983 год)
Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века, пребывавшего ко времени постройки станции в запустении.
Сергей Любимов,
Мария Соловьева
Не пропустите!
Выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры» открыта в Музее архитектуры имени А.В. Щусева до 17 июля.
Посетители имеют возможность познакомиться с историей создания и развития метрополитена по очередям строительства, подробно узнать об истории проектирования и оформления станций, судьбах архитекторов, художников, инженеров и строителей.
Здесь представлены уникальные материалы из фондов Музея архитектуры – фотографии разных лет и более двух сотен графических листов с проектами станций (как реализованными, так и конкурсными).
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/kak-steny-xramov-pereexali-v-metro/