Сколько лет строился храм Христа Спасителя

Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя

Сколько лет строился храм Христа Спасителя

Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет.

Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь.

«Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.

По обету всему свету

История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:

Автор цитаты

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Такие храмы в России принято называть обетными — построенные по обету, обещанию. Выбор места строительства после сожжения Наполеоном Москвы даже не подлежало сомнению, а выбор Христа в качестве покровителя храма объяснялся тем, что фигура Спасителя должна была объединить память о православных, католиках и лютеранах, которые воевали в обеих армиях и погибли на полях сражений. Храм должен был стать памятником-кенотафом павшим и одновременно символом победы русского оружия.

Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.

Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года.

Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву.

Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.

Проект можно назвать грандиозным — по сути, это был не один, а три храма, расположенные один над другим. «Храм тела, храм души и храм духа, — но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един», — писал сам Витберг. Одновременно три храма символизировали и Троицу.

В толще Воробьевых гор должен был находиться подземный храм Рождества Христова в память о погибших, где постоянно шли бы панихиды. Над ним, на кромке горы должен был вырасти огромный 240-метровый (это втрое больше нынешнего!) крестообразный в плане храм Преображения Христова — символ победы русского оружия.

От него крыльями расходились галереи, поддерживаемые шестьюстами колоннами, сделанными из трофейных пушек. А над ним — круглый верхний храм во имя Воскресения Христова в знак победы православного духа. В галереях и ниже по склону вдоль аллей отводилось место для статуй видных полководцев и монархов, знамен, трофеев и т.д.

Витберг был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс», поэтому его замысел был проникнут разными символами и знаками, что очень понравилось склонному к мистицизму императору.

Строительный коллапс

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором.

В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города.

«Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200 два хора певчих — придворные и синодальные в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб.

Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями.

Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы.

На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону.

11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова».

При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда проходит служба в церкви на Крещение

Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

Источник: https://iz.ru/923356/georgii-oltarzhevskii/trizhdy-rozhdennyi-pravda-o-khrame-khrista-spasitelia

Московский храм христа спасителя — древо

Сколько лет строился храм Христа Спасителя

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.

  • Адрес: Россия, 119034, Москва, ул. Волхонка, 15
  • Телефон: 203-38-23, 637-47-17
  • Официальный сайт: http://www.xxc.ru
  • Престолы: Главный — Рождества Христова, южный — святителя Николая (не освящён), северный — святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году.

Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I.

Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие.

Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года.

С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

5 декабря 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архитектор Борис Михайлович Иофан), однако проект не был осуществлён, и в 1960 году на месте храма был открыт бассейн «Москва».

Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.

В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.

Использованные материалы

[1]  http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

[2]  Дата первого ареста.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12473.html

Христа Спасителя храм

Сколько лет строился храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор г. Москвы (архитектор К. А. Тон, 1794—1881).

25 декабря 1812 года император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов» (от нашествия Наполеона). Место для храма выбрал император Николай I в 1836 году. Храм был заложен 10 сентября 1839 года при председателе Комиссии по сооружению храма князе Д. В.

Голицыне на Пречистенской набережной, на месте специально разобранного Алексеевского монастыря, перенесенного на Красносельскую улицу. Строился храм почти полвека на народные средства, собранные по подписке. Был освящен 26 мая 1883 года (главный престол — в честь Рождества Христова; приделы на хорах — южный во имя святителя Николая Чудотворца, северный — во имя св.

благоверного великого князя Александра Невского; площадь — 6823 м, высота — 103,5 м, объем внутреннего пространства — 102 тыс. куб. м; вместимость — 10—15 тыс. чел.).

Храм построен по классическим образцам византийского искусства (так называемый русско-византийский стиль); пятикупольный, имеет в основании форму равноконечного креста; фасады были украшены барельефными изображениями (часть из них сохранилась, находится в некрополе Донского монастыря); на 4 колокольнях висели 14 колоколов общим весом 65 т. Снаружи храм был отделан белыми мраморными плитами, внутри облицован мрамором, порфиром и Лабрадором. Иконопись на стенах собора принадлежала кисти В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского. Г. И. Семирадского, В. И. Сурикова, Ф. А. Бруни, проф. А. Т. Маркова, академика Н. А. Кошелева и др. известных русских художников.

В коридорах собора на стенах находились мраморные доски с именами героев Отечественной войны 1812 года. На западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью: «Завещано императором Александром I. Заложил император Николай I. Довершил император Александр II. Освящен при императоре Александре III»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кому принадлежит Храм Гроба Господня

В храме Христа Спасителя заседал исторический Поместный собор Русской Православной церкви 1917—1918 годов и был избран 5 августа 1917 года Патриархом Московским и всея России митрополит Московский святитель Тихон (Белавин; 1865—1925).

В 20-е годы 20 столетия советскими властями была инициирована кампания по дискредитации художественных достоинств храма, преследующая далеко идущие цели: на месте храма было решено воздвигнуть Дворец Советов с колоссальной статуей В. И. Ленина. Храм был варварски разрушен (взорван) 5 декабря 1931 года.

В период подготовки и празднования 1000-летия крещения Руси возникло массовое движение общественности за восстановление храма, образовалась и инициативная церковная община во главе с иереем Георгием Докукиным, начавшая сбор пожертвований.

22 сентября 1989 года, в день 150-летия закладки храма, состоялась учредительная конференция Фонда восстановления храма Христа Спасителя. В 1990 году Синод РПЦ обратился с официальным ходатайством к правительству о получении разрешения на восстановление храма, а Патриарх Пимен — с соответственным письмом на имя Председателя Совета Министров. Разрешение последовало, и в тот же год на месте будущего строительства был установлен закладной камень.

В 1992 году по указу Патриарха Алексия II была организована община храма во главе с протоиереем Владимиром Ригиным. В 1993—1996 годы завершились основные работы по восстановлению храма, проведенные под непосредственным попечением мэра Москвы Юрия Лужкова.

В пасхальное воскресенье 14 апреля 1996 года, после 65-летнего перерыва, в восстанавливаемом храме Христа Спасителя совершил первое богослужение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сослужении архиереев и многих священнослужителей Московской епархии.

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 541-542.

Христа Спасителя храм в Москве, поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812.

Построен в 1837-83 по проекту архитектора К. А. Тона.

Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е. Маковский, Ф. П. Толстой, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др.

На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской: именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.

В четырех малых арках: св. Роман Рязанский — в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома — в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель — в память о Малоярославце 12 октября и св.

Иоанн, архиепископ Новгородский — в память боя при Красном 5 ноября.

Под аркой больших врат — группа “Явление Архангела Иисусу Навину”, на углах: справа — Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева — Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.

На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат — Пресвятая Богородица Иверская. В четырех малых арках — сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат — сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга. При оконной арке справа — св. ап.

Андрей Первозванный. Слева — св. кн. Даниил Московский, сын Александра Невского, родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский. Последние два рельефа — работы Рамазанова. По углам — сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю; прп.

Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.

Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14.

На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно — имена лиц, награжденных орденом св. Георгия.

Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.

В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.

В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, “темпль сатаны Ульянова-Ленина”. “Темпль” еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.

По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990-е.

Далее читайте:

Участники Бородинской битвы (списки убитых, раненых, отличившихся на 11-й стене храма Христа Спасителя).

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/hrista_mos.php

Два проекта, 66 лет работы, 48 лет величия: факты о первом храме Христа Спасителя

Почти 180 лет назад, 22 сентября 1839 года был заложен храм Христа Спасителя на Волхонке. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы, но этот проект не был осуществлен. Строительство на Волхонке продолжалось более четырех десятилетий, и примерно столько же храм простоял: с момента его освящения в 1883 году до разрушения в 1931-м прошло 48 лет. 

Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

Храм Христа Спасителя по проекту Витберга в разрезе

xxc.ru

  • Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне.
  • Знаменитая увертюра П.И.

    Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.

  • На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.

  • На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг

xxc.ru

  • Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

    Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг — 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).

  • Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.

  • Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
  • Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I.

    Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.

Что было на месте храма до его строительства?

Алексеевский женский монастырь в Москве. С картины К. Рабуса, 1838 год

xxc.ru

  • На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
  • Для строительства храма монастырь был снесен.

    На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).

  • Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа», — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».
  • Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.

Сколько строили храм?

  • Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Работы на территории начались в 1837 году, а торжественная закладка — 10 сентября 1839 года по старому стилю (22 сентября). Строительные леса были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него.

    Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.

  • Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?

Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец

Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images

  • У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор — Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
  • На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви.

    Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.

При чем здесь озеро Сенеж?

  • Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.

Какой памятник стоял около храма?

Храм Христа Спасителя и памятник Александру III. Не позднее 1918 года

Фотохроника ТАСС

  • В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками.

    Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.

  • В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.

Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?

Мраморная скамья из храма Христа Спасителя на «Новокузнецкой»

Николай Галкин/ТАСС

  • Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма.

    В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.

  • По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).

  • Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
  • Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/3830525

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Сколько Архангелов в Библии

Закрыть