В каком году был построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

В каком году был построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (кафедральный собор Рождества Христова) – крупнейший православный собор в России. На карте видно, что Храм Христа Спасителя располагается неподалеку от Кремля, на левом берегу Москвы-реки.

Существующий сегодня храм является восстановленной в 1990-ых годах копией Храма Христа Спасителя, построенного в XIX веке.

История строительства Храма Христа Спасителя

В 1812 года Москва император Александр I приказал построить храм, который олицетворял бы силу и веру русского народа. В 1814 году был проведен конкурс апроектов, который выиграл лютеранин Карл Магнус Витберг с проектом собора с колоннадой из 600 колонн, Пантеоном погибших и античными портиками.

С 1817 по 1825 год шло медленное строительство храма на Воробьевых горах, которое было остановлено Николаем I. Витберг был отправлен в ссылку за растраты. В 1831 году Николай I назначил нового архитектора Константина Тона, который разработал проект храма в русско-византийском стиле на Волхонке. Храм строили с 1839 по 1883 годы, над росписями храма трудились известные художники Верещагин, Суриков и Крамской. Фасады храма были отделаны резьбой из белого мрамора и мраморными горельефами.

Храм Христа Спасителя до разрушения в 1931 году

Разрушение и восстановление Храма Христа Спасителя в советские годы

В 1931 году правительство СССР решило снести храм, а на его место построить Дворец Советов. Но строительство Дворца Советов прекратилось из-за войны 1941-45 годов. В 1960 году на этом месте был построен большой плавательный бассейн «Москва».

Плавательный бассейн «Москва»

В 1994 году началось восстановление храма по проекту А.М. Денисова и М.М. Посохина. Позднее Денисов из проекта выбыл, а его место занял З. Церетели, который изменил уже утвержденный проект. Церетели заменил мраморные горельефы на бронзовые, создал под храмом паркинг с автомойкой и порекомендовал художников для росписи храма. Восстановление собора было завершено в 1999 году.

Храм Христа Спасителя сегодня

Храм Христа Спасителя имеет высоту в 103 м  (на 1,5 м выше Исаакиевского собора в Петербурге). Храм выполнен в виде равностороннего креста шириной 85 м. Собор может вместить до 10 000 человек.

Храм стал состоять из нескольких уровней, в отличие от проекта К. Тона:

— Верхний храм (непосредственно Храм Христа Спасителя);

— Нижний храм (Преображенская церковь);

— стилобатная часть (зал Церковных соборов, музей Храма, зал Высшего церковного совета и трапезные).

Интересно, что управление храмом передано фонду Храма Христа Спасителя, который сдает часть помещений сторонним, нерелигиозным организациям.

Источник: https://bestmaps.ru/place/jesus_christ_church_moscow

Исполняется 85 лет со дня взрыва храма Христа Спасителя

В каком году был построен Храм Христа Спасителя

МОСКВА, 5 декабря. /ТАСС/. Ровно 85 лет назад в полдень был взорван храм-памятник воинской славы, главный собор России — храм Христа Спасителя. По прошествии более 60 лет он был отстроен заново и открыл двери для верующих. О том, как проходило строительство, чем сейчас живет приход храма, почему храм следует отличать от концертного зала и музея, рассказал в интервью ТАСС ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Он выполняет обязанности настоятеля храма. Официально же им является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отец Михаил с 1994 года, когда началось воссоздание храма, был назначен патриархом Алексием II ответственным от Церкви наблюдателем за ходом строительства и стал свидетелем завершения проекта и возрождения его приходской жизни.

«Я был, наверное, самым сомневающимся из всего московского духовенства в том, что храм Христа Спасителя удастся на этом месте за короткое время построить. И вот, видимо, поэтому я и был сюда назначен. И на моих глазах действительно происходили все события по воссозданию храма Христа Спасителя», — сказал протоиерей.

Взрыв храма стал шоком для верующих

Отец Михаил рассказал, что в сохранившихся воспоминаниях очевидцев взрыва храма говорится, что «это стало шоком для верующих». «Многие наблюдали за этим взрывом с противоположного берега Москвы-реки, все со слезами на глазах стояли и смотрели. И, наверное, они и предположить не могли, что на этом месте будет храм воссоздан через сравнительно короткое время (через 63 года после взрыва храм начали отстраивать заново — прим. ТАСС)», — сказал он.

Мрамором из храма после его разрушения были выложены станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а его скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий, говорится в летописи тех событий на сайте храма Христа Спасителя. В 1958 году на месте храма появился бассейн «Москва», действовавший до 1994 года.

Воссоздание святыни

В 1992 году президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов на первоочередное строительство и реконструкцию первым значится храм Христа Спасителя. Строительные работы начались в сентябре 1994 года.

«Указ не на пустом месте возник: на это место приходили люди, вспоминали, что здесь был храм, молились, чтобы он был воссоздан. Образовалась некая община, они совершали крестные ходы по воскресным дням, собиралась наша интеллигенция, организовали фонд для привлечения средств на воссоздание храма, проводили для этого благотворительные концерты», — вспоминает протоиерей.

С началом строительства храма Христа Спасителя на стройплощадке был возведен небольшой деревянный храм, чтобы местные жители могли собираться для совместных молитв.

«Предполагалось с окончанием строительства этот деревянный храмик перенести в какой-нибудь другой район Москвы, где храмов нет, думали, что он будет диссонировать с построенной большой громадой, но потом его решили все-таки оставить на своем месте. И теперь мы в летний период (из-за отсутствия отопления) в храме-часовне Державной Богоматери совершаем богослужения, а в зимний — в нижнем Спасо-Преображенской церкви храма Христа Спасителя», — рассказал отец Михаил.

Храм воссоздан точной копией своего предшественника, строившегося с 1839 по 1983 годы. Если тогда проект занял 44 года, то с начала строительства в 1994 году уже через два года патриарх Алексий II освятил нижний Спасо-Преображенский храм и совершил в нем первую литургию. В 2000 году с окончанием всех отделочных работ храм был освящен и открыт для верующих.

«Храм воссоздан в том размере, в каком был первый храм. Здесь изменена площадка, появились дополнительные архитектурные формы и уже не один храм, а комплекс храма Христа Спасителя, которого не было. Появился Зал церковных соборов, музейная галерея и сама территория вокруг организована по-другому в связи с тем, что храм построен на бетонной коробке, на стилобате, на которой новые помещения появились», — рассказал ключарь храма.

Святыни первого храма

«Интересный такой момент: как только началось строительство, сюда принесли икону первого храма «Спас Нерукотворный», написанную на цинковой плите художником Иваном Сорокиным», — рассказал протоиерей. Эта святыня хранилась в семье священнослужителя, которому предложили перед взрывом взять и оставить себе какой-нибудь предмет из храма.

«И он взял вот этот образ Спасителя, перед которым совершались ежедневные молебны. И все советское время этот образ хранился в его семье, и со временем потомки забыли о нем. И чудесным образом, когда началось строительство храма, они решили разобраться в своих хозяйственных помещениях, навести там порядок и обнаружили сверток, развернув который, они увидели Нерукотворный образ Спасителя и принесли его сюда», — рассказал священнослужитель.

Сейчас эта икона хранится в нижней церкви храма, где ежедневно совершаются богослужения, молебны. «С этой иконы была сделана копия меньшего размера, и она сейчас хранится в самом храме Христа Спасителя», — отметил протоиерей Михаил.

Из прежних реликвий храма возвращены найденные в музейных запасниках шесть картин Василия Верещагина, а также мраморное кресло горнего места. «Предметов утвари никаких не сохранилось, потому что храм разрушался в том числе, чтобы его ограбить: разрушение храма Христа Спасителя начали с того, что стали сдирать облицовку куполов, а на облицовку куполов пошло 430 кг золота. А серебряная, золотая, позолоченная утварь шла на переплавку», — рассказал священнослужитель.

Новые святыни

«Самая главная святыня — это, конечно, частица ризы Господней, частица его одежды. По просьбам патриарха Алексия II реликвия была передана музеями Кремля Церкви», — сказал ключарь храма.

Он рассказал, что последнюю субботу каждого месяца почитаемую святыню выносят из алтаря, чтобы верующие могли поклониться. «Кроме того, здесь хранятся мощи святителя Филарета Московского, который совершал закладку первого храма Христа Спасителя, а также частицы мощей апостола Андрея Первозванного, московских святителей, которые в постоянном доступе находятся в мощевике храма», — отметил он.

Почему храм не концертный зал

«У многих отношение к храму, как к новоделу, что это все современное. Тут только недавно человек один с удивлением узнал, что сюда вообще можно прийти, — вспомнил протоиерей. — Многие думают, что храм открываю только для богослужений по большим праздникам, когда приезжают патриарх и президент, и не всех пускают. Многие думают, что это музей».

Портит репутацию храма, по мнению его ключаря, соседство с Залом церковных соборов, где часто проходят концерты и представления. «Многих сбивает с толку, когда пишут: «в храме Христа Спасителя состоялся концерт». Но дело в том, что концерт-то совсем не в храме проходит — мы бьемся и просим, и умоляем не писать, что концерт проходит в храме, но то ли для краткости, то ли из злого умысла так все и продолжается», — пожаловался протоиерей.

Современная жизнь прихода

«Мы ведем статистику: подсчитываем людей, которые прикладываются к кресту после воскресной службы. Это где-то 300-400 человек и более 500 — по праздникам. Это зависит и от погоды, потому что люди едут из разных районов, и от того, действуют ли все станции метрополитена», — сказал отец Михаил. Он рассказал, что примерно треть приезжающих — люди 70 лет и старше, чуть больше прихожан в возрасте от 40 до 70 лет, остальные — молодежь.

«У нас есть и приход — это где-то 150-200 человек. Думаю, что в московских храмах есть и большие приходы. Дело в том, что у нас в округе мало жилых домов — люди специально приезжают из разных районов города», — сказал протоиерей.

Он отметил, что «здесь есть священники, которые не отбросят тебя и не скажут: извините, мне некогда». «Мы стараемся с людьми говорить, общаться, выслушивать», — заверил он.

«А потом, поскольку площадь большая, всегда можно встать и спокойно помолиться, потому что в маленьких храмах, может, и неудобно людям это делать», — добавил клирик. Храм Христа Спасителя рассчитан на 10 тыс. человек с учетом верхней галереи, где чаще всего располагается только хор, в нижней части — могут разместиться 6-7 тыс. человек.

При храме действуют воскресные школы для детей (на 100-150 мест) и взрослых (на 150-200 человек). Паломнического центра своего нет, но священники регулярно организуют для своих прихожан экскурсионные и паломнические поездки. Каждую субботу в храме совершается примерно от трех до шести крестин. «Почему-то ошибочно полагают, что постом не крестят, хотя постом только не венчают», — отметил протоиерей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему называется кафедральный собор

Каждую неделю, за исключением времени постов, венчается в храме Христа Спасителя около пяти пар. «Бывает, что и отпевание проводим, хотя сейчас при кладбищах есть часовни, где дежурят священники, сейчас уже и в моргах отпевают, хотя мы против этого: лучше делать это в храме или в часовне хотя бы», — сказал протоиерей. Полноценную жизнь храма обеспечивают шесть штатных священников и четыре диакона.

Комплекс принадлежит Москве

К комплексу храма Христа Спасителя относятся Зал церковных соборов, столовая, музей. «Все эти постройки Церкви не принадлежат. Это имущество городское. Город в оперативное управление комплекс передал Фонду храма Христа Спасителя. Он светский, его возглавляет исполнительный директор фонда», — отметил протоиерей.

«Фонду как раз и поручена эксплуатация всего комплекса. Он аккумулирует средства, которые город выделяет на его содержание, которых не хватает, но к этому он имеет возможность заниматься коммерческой деятельностью. Зал церковных соборов и трапезная относятся к коммерческой деятельности фонда», — отметил клирик.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/3840713

Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления

В каком году был построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний.

Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.

Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.

Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.

святыня столицы

Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы.

Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского.

Дата открытия приходится на 2004 год.

Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста.

Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви».

Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.

Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ.

Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами.

С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора.

Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника.

Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.

Архитектура и внутренний декор

Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.

Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.

Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн.

Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители.

На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.

Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.

У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный.

Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно.

Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.

Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.

Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.

При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.

Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела.

Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса.

Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах.

Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы.

Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много.

На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек.

Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Святыни монастыря

Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.

При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Инна

Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.

Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.

Источник: https://chemodan-tour.ru/obzor/xram-xrista-spasitelya/

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества.

Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона.

В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Чудов монастырь. XIX, XX и XXI века?

Информация о работе храма

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Источник: https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/

Храм, бассейн, снова храм: как менялся главный кафедральный собор России

Первого архитектора Храма Христа Спасителя Карла Витберга обвинили в многомиллионной растрате и отправили в ссылку. Второму — Константину Тону — повезло больше, и его проект был реализован. Но простоял собор всего 48 лет.

При Сталине московский Храм Христа Спасителя снесли для возведения на его месте более масштабного здания. В дальнейшем памятное место на Волхонке ещё не раз меняло свой облик.

Первым мысль о закладке обетного храма, должного символизировать победу в войне 1812 года, озвучил генерал Кикин, бывший сподвижником Александра I. Императору идея пришлась по душе, поэтому в декабре 1812 года выпустили манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в Москве. Желая получить лучшие результаты, государь объявил международный конкурс. В нём поучаствовали 38 архитекторов со всего света. Но государь выбрал проект Карла Витберга — не архитектора, а художника.

Местом для строительства Храма Христа Спасителя стали Воробьёвы горы. План храма Карла Витберга был амбициозен и вычурен. «Архитектор» предложил построить храм в виде огромного прямоугольника. Украшать храм должна была колоннада из шестисот французских трофейных пушек. На постройку храма из казны выделили немыслимые деньги — 16 миллионов рублей! К тому же, на возведение шли и собранные пожертвования. Но все эти деньги едва не канули в Лету.

Проект Карла Витберга

Поскольку Карл Витберг не был обученным архитектором и тонкостей строительства не знал, ситуация быстро вышла из-под контроля. За семь лет рабочие не закончили даже подготовительные работы, большинство стройматериалов было похищено. В общем, завершить строительство Храма Христа Спасителя Витбергу не удалось. За обнаруженные растраты Карла Витберга выслали куда-то в Сибирь. К проекту Храма Христа Спасителя приступил другой архитектор — Константин Тон.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно.

На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны.

В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими.

Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали.

Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается.

По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки.

Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными.

Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах.

Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование.

Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/hram-bassejn-snova-hram-kak-menyalsya-glavnyj-kafedralnyj-sobor-rossii

В иерусалиме ждут благодатный огонь. что о нем известно?

В храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую субботу, накануне Пасхи, сошел Благодатный огонь, 2018 год. Фото – REUTERS/Ronen Zvulun/Forum

Несмотря на пандемию коронавируса и всеобщий карантин, власти Израиля решили не отменять традиционный обряд в Храме Гроба Господнего. Церемония схождения благодатного огня состоится, однако в пустой церкви. Участвовать в ней будет только духовенство. Затем огонь самолетами развезут по разным странам.

Особенности церемонии

Каждый год в субботу перед православной Пасхой в Иерусалиме проводят чин «схождения благодатного огня». Это довольно древняя традиция. Впервые о благодатном огне упоминается в текстах IX века. В древних рукописях утверждается, что огонь сходит чудесным образом, т.е. без сторонней помощи. Само мероприятие регламентировано т.н. «Статус-кво на Святых местах». Это декрет Османского султана, выданный в 1852 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем еловые ветки на похоронах

Он устанавливает правила и порядок пользования религиозными сооружениями разными конфессиями. Декрет действует до сих пор. Согласно документу огонь получают в специальной часовне – Кувуклии. Слово «кувуклия» с греческого переводится как «опочивальня» – это то место, где располагался гроб Иисуса после распятия. Сама Кувуклия находится в Храме Гроба Господнего, который построен на месте горы Голгофы, где был распят Иисус.

Схема Кувуклии. Фото – wikimedia.org

Церемония начинается с того, что Иерусалимский патриарх трижды обходит Кувуклию. Перед тем как в нее попасть, с дверей (№ 5 на картинке) снимают большую восковую печать, поставленную несколькими часами ранее.

Согласно правил «Статус-кво» двери Кувуклии опечатываются представителями армянской церкви в 11:00 по местному времени в субботу перед Пасхой. Перед входом православный Иерусалимский патриарх и архимандрит (чин священника-монаха) Армянской церкви снимают часть своих облачений (церковных одежд).

Обычно в СМИ утверждают, что патриарха и архимандрита обыскивают на наличие источников огня, но судя по видеотрансляции последних лет, этого не происходит.

Кувуклия в Храме Гроба Господнего, Иерусалим. Фото – tripadvisor.com

Далее они входят в Кувуклию. Армянский священник стоит в приделе Ангела у южного окна (№4 на картинке), а патриарх заходит в придел Гроба Господня. За ними закрывают двери. Патриарх читает молитву у ложа Иисуса Христа (№1 на картинке).

Схема Храма Гроба Господнего. Фото – s9.drugiegoroda.ru

Позиция Иерусалимской патриархии

Примечателен сам текст молитвы. Она составлена на греческом языке, но существует и русский перевод. Ранее он был опубликован на сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме (представительство РПЦ в Израиле), но позже был удален. Нам удалось найти удаленный текст молитвы. В ней интересны два предложения:

«мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление» и «благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света»

Фактически речь идет о том, что происходит некий обряд, который нечто изображает. Огонь берется от «непрестанного источника», т.е. от какого другого источника огня, который никогда не перестает гореть. Ни о каком сверхъестественном схождении огня в тексте молитвы ни слова.

Об этом также говорили и представители духовенства. Патриарх Иерусалимский в интервью Интерфаксу назвал схождение огня церемонией или представлением, но не чудом. Бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор в одном из интервью на тему Благодатного огня всячески уклонялся от утверждения о чудесном характере «схождения» огня, и не опровергал возможности его зажжения Иерусалимским патриархом.

Интересное интервью дал представитель Иерусалимского патриархата митрополит Петры Корнилий. В 2000-2001 гг. он был местоблюстителем престола – т.е. исполняющим обязанности патриарха, в том числе дважды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня. В интервью греческому телеканалу MEGA в передаче Grinez Zones еще в 2001 г. он прямо сказал, что благодатный огонь зажигается от неугасимой лампады, которая хранится в ризнице храма Гроба Господня.

Журналист Виктория Кларк написала целую книгу об этом феномене «Holy Fire: The Battle for Christʼs Tomb» (2005). В специальном интервью для книги греческий епископ Феофан также подтвердил информацию о зажигании огня от лампады.

Что говорят армяне?

Интересно, что о естественном происхождении благодатного огня говорят и армяне. Настоятель армянской части храма Гроба Господня Самвел Агоян в интервью израильскому телеканалу «Хадашот 2» заявил, что огонь зажигают от масляной лампады. Примечательно, что этот священник один из непосредственных свидетелей действа. Он трижды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня вместе с Иерусалимским патриархом.

Армянский священник Гевон Вардапет опубликовал видео, на котором видно, что в Кувуклии, после выхода патриарха осталось две горящие лампады. Одну внесли туда перед самим ритуалом, а одна была там еще до начала церемонии.

Отношение РПЦ

В апреле 2009 г. группа верующих РПЦ обратилась с открытым письмом к патриарху Кириллу с просьбой дать церковную оценку феномену «схождения Благодатного огня». Прошло 11 лет, но официального ответа от Московского патриархата так и не последовало.

Представитель Русской Православной Церкви протодьякон Андрей Кураев приводит слова одного из епископов, который решил не называть своего имени. Будучи начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ему на исповеди монахини признавались в том, что врали о самовозгорании свечей во время церемонии «схождения» благодатного огня.

В мемуарах другого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) описывается один эпизод, связанный с огнем. Правитель Египта, Сирии и Палестины Ибрагим-паша решил проверить действительно ли «благодатный огонь» сходит чудесным образом.

Он сказал православным епископам, что будет присутствовать в Кувуклии и если увидит, что огонь зажигают то расскажет всем о большой лжи. Было созвано совещание из трех епископов. Во время обсуждения митрополит Петры Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, которая находится за отодвигаемой мраморной иконой Воскресения Христа.

Тогда Ибрагима-пашу вежливо попросили не вмешиваться в религиозные дела и намекнули, что российский император Николай будет весьма недоволен раскрытием таких тайн.

Огонь в прямом эфире

Интересна медийная составляющая данного события. Обозреватели заметили, что огонь из года в год «сходит» словно по расписанию – между 14:03 и 14:16 по местному времени. Притом, что многочисленные древние источники описывают это событие как многочасовое ожидания огня.

Журналисты заметили, что данный временной промежуток совпадает с дневным выпуском новостей на российском телеканале НТВ, т.е. между первой и последней новостью в выпуске.

Поскольку часовые пояса долгое время были разными, то получается, что огонь постоянно «сходил» в прямом эфире пятнадцати часового выпуска новостей НТВ.

В сети можно встретить информацию, что НТВ еще в 2002 г. выкупила право трансляции из храма Гроба Господня, и продает трансляции другим каналам, которые не хотят тратить деньги на собственные вещания из Иерусалима. Строгую привязку к 15-часовому выпуску новостей объясняют необходимостью успеть на заранее заказанный чартер из аэропорта Бен-Гурион. Ведь следующий выпуск новостей на НТВ в 18:00, а значит можно не успеть вернуться в Москву с огнем к пасхальной службе в Храме Христа Спасителя.

Огненное преимущество

Схождение благодатного огня очень часто используется православными для доказательства истинности и превосходности своей конфессии. Особенно это актуально на пост-советском пространстве.

То, что огонь сходит именно на православную Пасху, а не на католическую или протестантскую – серьезный аргумент в спорах рядовых верующих. Интересно, что в дореволюционной церковной традиции этот аргумент никогда не использовался.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев объясняет это тем, что популярность «благодатного огня» в основном сформировалась в начале 90-х гг., «когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль».

В СМИ часто цитируют «пророчество» о том, что в год, когда благодатный огонь не сойдет – в мир придет Антихрист, что будет означать начало Апокалипсиса. Это подогревает алармистские и апокалиптические чувства у рядовых верующих. Однако судя по всему, «схождение» благодатного огня всего лишь ритуал и огонь добывается естественным образом, а сформировавшаяся вокруг него мифология просто удачно используется различными действующими лицами в своих целях.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/v-ierusalime-zhdut-blagodatnyj-ogon-chto-o-nem-izvestno/

Московский храм христа спасителя — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.

  • Адрес: Россия, 119034, Москва, ул. Волхонка, 15
  • Телефон: 203-38-23, 637-47-17
  • Официальный сайт: http://www.xxc.

    ru

  • Престолы: Главный — Рождества Христова, южный — святителя Николая (не освящён), северный — святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году.

Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I.

Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие.

Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года.

С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

5 декабря 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архитектор Борис Михайлович Иофан), однако проект не был осуществлён, и в 1960 году на месте храма был открыт бассейн «Москва».

Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.

В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.

Использованные материалы

[1]  http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

[2]  Дата первого ареста.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12473.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает белая глазурь на Куличе

Закрыть