Какой храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — древнерусская история в камне

Какой храм Покрова на Нерли

Адрес: Россия, Владимирской области, Суздальский район, в 1,5 км. от Боголюбово
Дата постройки: 1165 год
Координаты: 56°11'46.6″N 40°33'40.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Церковь Покрова на Нерли на карте

 

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли с высоты птичьего полёта

Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов.

Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов.

Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела.

И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень.

Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей.

Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

достопримечательности

← Россия Владимирская область Европа →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль
Казань

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/292-tserkov-pokrova-na-nerli

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

Какой храм Покрова на Нерли

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли.

Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный гради постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова.

Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма.

Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

— Монастырь без секретов

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно.

Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции.

С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Источник: https://www.pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj-xram-sozdannyj-na-rusi/

Храм Покрова на Нерли

Какой храм Покрова на Нерли

Когда речь заходит о самых известных храмах русской земли, то одним из первых и россияне, и иностранцы называют церковь Покрова на Нерли. Этот небольшой белоснежный храм за простотой форм скрывает многие тайны и загадки.

История

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы появилась в устье реки Нерли в середине XII в., во времена правления во Владимиро-суздальском княжестве Андрея Боголюбского. За 8 веков постройка стала свидетелем многих исторических событий, скрывших информацию о её истории. Только в середине прошлого столетия древняя церковь начала открывать свои секреты.

Храм Покрова на Нерли, Владимирская область

Время постройки

В летописях указывается, что церковь во имя Богородицы была возведена за один год. При этом исследователи уже долгое время не могут определить точную дату этих событий. Называются две предполагаемых даты:

  1. Дата 1165 г. основывается на исследованиях историка Николая Воронина. По данным летописей Великий князь построил церковь в честь победоносного похода против волжских булгар, а также в память о погибшем в нём сыне Изяславе Андреевиче. С этой точки зрения здание представляет собой храм-монумент, напоминающий поминальную свечу.
  2. Краевед из Владимира, основываясь на сообщении летописца об одновременном строительстве двух богородичных церквей на территории Боголюбова, переносит дату строительства Покровского храма на 1158 г.

Быстрое строительство белоснежного здания объясняется многолюдной артелью, которая работала над его созданием и небольшими размерами объекта.

Место для строительства

Храм построили недалеко от новой резиденции Андрея Боголюбского на заливном луге в месте впадения реки Нерли в Клязьму. Во время разлива рек постройку окружает вода. Это обстоятельство вызывает множество вопросов. Существует две версии о смысле выбора этого места для строительства.

Интерьер храма Покрова на Нерли

  • Покровская церковь выполняла роль парадного княжеского храма, который встречал людей, следующих по торговому речном пути на Волгу.
  • Здание являлось частью монастыря, который обладал укрепленными стенами. Он защищал Боголюбова и Владимир от набегов со стороны Волжской Булгарии. Известно, что монастырь существовал на этом месте до середины XVIII в. При этом необходимо отметить, что остатки фортификационных укреплений не сохранились и не были обнаружены в ходе раскопок.

Строительство

В источниках не сохранились сведения о мастерах, участвовавших в сооружении уникального здания. Возможно, этой работой занимались местные мастера и члены европейской артели, которые участвовали в строительстве Боголюбова.

Процесс постройки простого на вид храма осложнялся непростым местом, выбранным для строительства. Строители создали уникальную конструкцию фундамента, которая позволяла возвышаться постройке во время половодья над водой.

Первоначально на речной стрелке вырыли ленточный фундамент глубиной 1,6 м, который наполнили булыжниками и залили раствором. На эту основу установили каменные стены, высота которых составляет 3,5 м. Их отсыпали местными суглинистыми почвами и облицевали белыми известняковыми плитами. На получившемся искусственном возвышении установили белокаменную церковь.

Описание архитектуры и внутреннего убранства

Как и большинство русских храмов домонгольского периода, Покровская церковь на Нерли — постройка в романском стиле, относящаяся к крестово-купольному типу. Центральная часть представляла собой квадрат, перекрытый арочными сводами, которые опирались на внешние стены и четыре внутренних столба.

С восточной стороны располагалась трёхчастная апсида. Остальные фасады опоясывало широкое открытое гульбище. На высоком узком барабане была установлена шлемовидная глава. Фасады здания были украшены множеством барельефов.

Они изображали библейского царя Давида, сидящего в окружении львов, мифических хищных зверей и голубей. В широких пряслах каждого фасада располагается пояс из женских лиц, символизирующих Софию (мудрость).

Роспись стен Покровского храма

Внутренние стены и своды храма первоначально были украшены росписями и фресками. На полах мастера выложили растительные узоры из майолики. От берега реки к западному фасаду поднималась широкая каменная лестница. По данным археологических раскопок на лестнице располагались фигуры львов.

Наречение церкви

Храм на берегу Нерли — первое религиозное сооружение, названной в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что этот праздник был введён в обиход Андреем Боголюбским, который трепетно почитал Небесную Заступницу. По преданию в поход на булгар, в память о котором была построена церковь, князь взял образ Спаса Нерукотворного, икону Владимирской Божией Матери и крест.

Во время битвы от святынь исходил огненное облако, которое напугало врага и решило исход битвы в пользу русских отрядов. Это событие напомнило князю события 200-й давности, когда Богородица во время осады Константинополя османами молилась вместе с горожанами во Влахерской церкви, а затем покрыла их своим покровом. В честь этого события и был установлен праздник Покрова.

Интересно: древний крест, сопровождавший князя в битве, несколько веков стоял у Покровской церкви. Только в начале XX в. его передали в исторический музей Боголюбова.

XIII — XX века

Внешний вид храма пострадал во время междоусобных столкновений русских князей и татарских набегов. Первые упоминания о Покровском монастыре появились в документах XVI в. Его соборный храм был впервые отремонтирован в начале следующего столетия. Считается, что в это время было демонтировано гульбище.

В XVIII столетии Покровский монастырь ненадолго возвысился, но уже в правление Екатерины Великой вошёл в число упраздненных обителей. Церковь Покрова на Нерли приписали к владимирскому Рождественскому мужскому монастырю. В конце XIX века в здании была проведена реставрация, в ходе которой навсегда исчезли внутренние росписи и фрески, уничтожена напольная майолика и установлена луковичная главка.

Белокаменная резьба Покровского храма

В советское время власти признали храм важным памятником архитектуры. Он был взят под охрану государства. В 1991 г. храм передали в совместное владение Русской Православной Церкви и Владимиро-Суздальского архитектурного заповедника.

Важным событием для всех белокаменных построек стало их внесение в 1992 г. в список Всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Современное состояние

В настоящее время в храм является частью музейного комплекса Боголюбовский луг, являющегося частью архитектурного заповедника. Также в нём проводятся богослужения. Со времен постройки до настоящего времени дошли внешние барельефы и аркатурный пояс на фасаде.

Внутренний интерьер храма отличается аскетичностью, так как было принято решение не восстанавливать утраченные росписи и напольную мозаику. Окружающая территория представляет собой луг, по которому к достопримечательности ведёт тропа, выложенная плитами.

Престольные праздники

Маленькая церковь имеет один престол, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. В этот день в храме проводится торжественное богослужение.

Деятельность прихода

Храм Покрова на Нерли работает и как религиозная организация, и как музей. Его двери открыты для паломников и туристов круглый год ежедневно с 10 до 18 часов. Для желающих не только полюбоваться древним монументальным произведением искусства, но и присутствовать на церковной службе, следует учесть, что они проводятся только в тёплое время года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мощи митрофана воронежского где находятся

Богослужение в храме на Нерли

Службы совершаются по следующему расписанию:

  • четверг — 8.00;
  • суббота — 12.00;
  • воскресенье — 8.00.

Также службы проводятся в дни престольного и двунадесятых праздников.

Как добраться

Церковь Покрова на Нерли располагается в посёлке Боголюбово, Суздальского района Владимирской области. Чтобы добраться до древней святыни, сначала следует доехать до Владимира, который находится в 13 км от Боголюбово. До посёлка можно добраться одним из следующих способов:

  1. От городского автовокзала следует сесть на автобус, следующий маршрутом № 18 или 152. Затем по улице Ленина дойти до железнодорожной станции и повернуть направо в сторону Боголюбского луга.
  2. На личном автомобиле следует ехать по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Проехав Боголюбский монастырь на перекрёстке повернуть направо. Доехать до железнодорожной станции, на стоянке которой оставить на машине. Дальнейший путь придётся проделать пешком.

Следует знать, что во время весеннего половодья к храму можно попасть только на лодках, принадлежащих местным жителям.

Экскурсии и паломничество

Посещение Покровского храма на берегу реки Нерли входит в программу многих экскурсионные и паломнических поездок. Туристические поездки можно забронировать во многих специализированных фирмах городов европейской части России.

Для организации паломнической поездки необходимо связаться с паломнической службой Рождественского монастыря г. Владимира. Как правило, во время поездки посещается не только древняя святыня и другие религиозные организации владимирской земли.

Церковь Покрова на Нерли — древнейший памятник русской архитектуры, дошедший до настоящего времени практически в неизменном виде. Её посещение приносит не только эстетическое наслаждение, но и душевный покой.

Храм Покрова на Нерли

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-pokrova-na-nerli.html

Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем? — Православный журнал

Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове.

Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой.

Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси.

Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы.

Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году.

Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования.

Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую.

Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения.

Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка.

Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

АндрейБоголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице.

Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно.

Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него.

На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты.

По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями.

Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. его составляющая — это барельефы.

Царь Давид

На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.

Лев

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития.

Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира.

Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов.

Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени.

Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно.

Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней.

Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.

Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.

Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.

Фото Алексея Пичугина

Источник: https://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-chto-myi-ne-znaem-o-nem.html

Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли (Россия, Владимирская область, Суздальский район, Боголюбово)

Как добраться? К храму невозможно подъехать на машине, все дороги перекрыты шлагбаумами. Поэтому благоразумнее будет оставить автомобиль рядом со станцией, и отправится к храму пешком (~ 1,5 км по мощеной дорожке)

Построена из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским «за одно лето» в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворно-княжеского храма.

Первоначально была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества. По реконструкции Н. Н.

Воронина, вход на галерею был внутри башни у юго- западного угла (галереи и башня разобраны в XVIII в.). 

  • Описание церкви Покрова на Нерли
  • Панорамы
  • Схема проезда

Описание церкви Покрова на Нерли

Реконструкции других авторов менее убедительны. Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоуступчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному Юра

Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на «троне», у основания которого расположены львы, а по сторонам — птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует князя Андрея как мудрый правитель.

Иконографически представляет соединение образа Давида- музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры принимался за изображение Христа. В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов.

Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду. 

Частично могут рассматриваться и по ассоциации с великокняжеской эмблематикой. Над окнами проходит пояс из 21 женских масок. Они символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской черты романского стиля заметно ослаблены.

В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует борьбу доброго и злого начала. Женские головы в функции консолей выполнены более трехмерно, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему.

Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов — символ злых сил, которым нет входа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей — целая «львиная сюита». Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но «эпическая» трактовка львиных морд говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет).

Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне — внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по- видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к воде — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 357-359

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/tserkov-pokrova-na-nerli.html

Церковь покрова на нерли

Церковь покрова на нерли
1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области

Мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на Владимирской земле, в полутора километрах от села Боголюбова, на месте впадения реки Нерли в Клязьму — храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя Андрея Боголюбского, белокаменная загородная церковь простояла в «водных вратах» бывшего Владимирского княжества около девяти веков и получила признание как выдающийся архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ древнерусского зодчества и шедевр мировой архитектуры.

Знакомя школьников с этим памятником русской культуры, прежде чем говорить о его архитектуре, следует рассказать об истории его создания.

Строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. Церковь была возведена в память о сыне князя Андрея, юном княжиче Изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник посвящен событию, произошедшему в Византии, он связан с чудом явления во Влахернском храме Божией Матери с покровом в руках, который символизировал ее особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на Константинополь неприятелем.

В храме сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но греческая церковь такого праздника не учредила.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых в русском народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя Андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. Создание храма в память об этом событии явилось актом церковного признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества.

Энергичный князь развернул грандиозное строительство в княжестве, которое стало именоваться Владимиро-Суздальским. За восемь лет своего правления Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий за тридцатидвухлетнее правление.

Церковь Покрова на Нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя Андрея и стала первым на Руси храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство Владычицы Небесной, призвано было утверждать идею небесного покровительства Владимирской земле и князю Андрею, особо отмеченному благодатью Божией через явление ему в Боголюбове Божией Матери, запечатленное на так называемой Боголюбской иконе.

Прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя Андрея, пребывающем на небесах. Поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии, напоминая о вечности Завета между Богом и людьми.

Белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. Над поймой реки храм возвышается на искусственном холме, насыпанном на заливном лугу и облицованном камнем (известковыми плитами).

Традиционно в представлении наших предков устремленное ввысь сооружение связывалось с идеей заступничества всемогущих божественных сил, а купол символизировал единого Бога.

Храм Покрова невелик: высота внутри до навершия купола — 20,5 м, сторона подкупольного квадрата — 3,10 м, что гораздо меньше другого знаменитого владимирского строения — Успенского собора.

Поток вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию невесомости, парения церкви над зеркальной гладью вод летом и бескрайними снежными просторами — зимой.

Каменная резьба средней закомары западного фасада

Верхние участки прясел (стен) заглублены больше, чем нижние, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности ее верхней части.

Раскопки, проведенные под руководством Н.Н. Воронина, позволили установить, что храм Покрова на Нерли был с трех сторон окружен открытой аркадой, на которой располагалось гульбище.

Центричность композиции как характерная особенность храма основана на выделении средних осей фасадов, которые (кроме восточного) имеют в центральном прясле развитый перспективный портал.

Над порталами в полукружиях закомар располагаются одинаковые по сюжету рельефы, представляя иносказательный гимн библейскому царю, чей образ созвучен личности самого князя Андрея, его горячей любви к Богу. Выше всех изображений здесь восседает царь-псалмопевец Давид с поднятой правой рукой. Ниже, в боковых пряслах, помещены фантастические чудища — грифоны, олицетворяющие охранительные духовные силы.

Они повернуты к царю Давиду и словно бы внемлют ему. Под грифонами находятся также повернувшиеся к царю Давиду львы, которые традиционно символизируют власть, силу. Ниже следует пояс, состоящий из женских масок, представляющих загадку для исследователей. Некоторые ученые связывают эти образы с постоянным оберегающим присутствием Богородицы, пребывающей в юном возрасте, до обручения с праведным Иосифом.

Колончатый пояс

Храм Покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность, одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих.

Церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного православного храма и является одним из любимейших храмов России. По решению ЮНЕСКО храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800506

Церковь Покрова на Нерли во время разлива

Увидеть эту церковь я мечтала давно. Моя свекровь родом из Боголюбово, и мой муж в детстве не раз ловил щук прямо возле этого храма. Представляете, на рассвете, в утреннем тумане, каким волшебством является древний белокаменный храм?

В общем, я была немало наслышана и о необычайной красоте боголюбовской церкви, и об её окрестностях, и фото видела (например, снятые в апреле 2008 года моим мужем, да и в Интернете полно), но так хотелось увидеть всё это своими глазами

Вид на церковь Покрова на Нерли, 2008 год

Конечно, примечателен этот храм не только тем, что он связан с историей нашей семьи.

Источник: https://worldroads.ru/tserkov-pokrova-na-nerli-vo-vremya-razliva

§14. Храм Покрова на Нерли — вершина древнерусского зодчества

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых.В. Плугин.«Храм Покрова на Нерли»

Вторая половина XII века была периодом расцвета храмостроительного искусства во Владимиро-Суздальской Руси. Усерднейшим храмоздателем был святой князь Андрей Боголюбский: около тридцати прекрасных храмов было создано его усердием и вкладами. Лучшие из них — Успенский собор во Владимире и храм Покрова на Нерли.

Церковная красота владимиро-суздальских храмов способствовала обращению многих язычников в православную веру. Как повествует летописец, многие некрещеные люди, «видевше славу Божию и украшение церковное, крестились». Повторялось то, что некогда произошло с послами князя Владимира в Софии Константинопольской.

Красота храма и церковного богослужения свидетельствовала о духовной красоте православия.

Церковь Покрова на Нерли. Картина С. Герасимова

Одним из любимых церковных праздников на Руси с древних времен стал праздник Покрова Пресвятой Богородицы (празднуется 1 октября по ст. ст. — 14 октября по н. ст.). Большинство праздников было заимствовано Русью у Византии. Праздник же Покрова Пресвятой Богородицы родился именно в России, хотя историческим основанием для этого праздника послужило событие, произошедшее в X веке не на Руси, а в Византии.

Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далеком Царьграде. Но не там, а в далекой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерью. Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению, воздвигались храмы по всей земле нашей во имя Покрова Богоматери, и преклонил он «колена сердца своего» вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей. И ныне в великой скорби своей народ наш осеняет себя Покровом Ее. И ныне — в бедах и скорбях разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию?Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли Покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой.Из проповеди протоиерея Сергия Булгакова

Церковное предание гласит, что однажды, во время осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери.

И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров-Мафорий[1]. В ту же ночь осаждавшие бежали от города.

Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его Своей великой милостью.

Рельефные изображения на фронтоне храма Покрова на Нерли

По-видимому, первым храмом, освященным в честь этого великого русского церковного праздника, был созданный в 1166 году святым князем Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли, прославившийся на весь мир. Храм был поставлен зодчими так, чтобы князь мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли

Принято считать, что церковь Покрова на Нерли была воздвигнута как памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Болгарию — похода, в благополучном исходе которого современники Андрея Боголюбского видели явное свидетельство покровительства Божией Матери владимирскому князю и владимирской земле.

За болгарскую победу заплатил жизнью старший сын князя Изяслав, умерший от ран в 1165 году.

Житие Андрея Боголюбского так рассказывает об этом событии: «Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв и скорбяше, обаче в богоугодные дела поощряшеся На реке на Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Покрова, на устьи реки Нерли и помощию Пресвятыя Богоматере оную церковь единым летом соверши».

Храм этот стоит на холме у озера: он словно вырастает из земли, живописно отражаясь в его водах. Рельефные изображения на наружных стенах храма придают ему поистине сказочную красоту (среди них — изображение царя Давида-псалмопевца, играющего на псалтири). По мнению искусствоведа И.Э. Грабаря, «церковь Покрова на Нерли является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

В двадцатом веке десятки лет храм Покрова на Нерли использовался как музей. Сейчас в нем вновь совершается церковная служба — то, ради чего и созидался этот чудный храм. Со всего мира к нему едут люди, чтобы насладиться его удивительной красотой.

ВОПРОСЫ

  1. Что вы знаете о происхождении праздника Покрова Пресвятой Богородицы?

  2. Кем и когда был построен храм Покрова на Нерли?

  3. Почему в XII в. храмостроительство во Владимиро-Суздальской Руси переживало период расцвета?

  4. В чем отличие архитектуры древнерусских храмов XII–XIII вв. от храмов предшествующей и последующей эпох?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Храм Покрова на Нерли: Альбом / Авт. текста В. Плугин.– Л.: «Аврора», [1970].

Сноски

Источник: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p14.html

МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Знаменитый храм Покрова на Нерли полон загадок. Историкам известно, что его построил князь Андрей Боголюбский в XII веке. Однако о точной дате и о том, зачем церковь возвели именно на этом месте, спорят до сих пор. О белых пятнах в истории шедевра древнерусского зодчества — в материале РИА Новости.

Противоречивые сведения

Этот храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд, хан Батый был настолько впечатлен увиденным, что распорядился выставить тут охрану. И правда, церковь на Нерли — один из немногих сохранившихся до наших дней памятников домонгольского периода.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Антон

Об одном из самых известных русских храмов мы знаем очень мало. Хрестоматийная версия говорит, что строительство на этом месте Андрей Боголюбский начал в 1165 году, когда умер его сын Изяслав. В память о княжиче и воздвигли церковь, причем в рекордно короткие для того времени сроки — всего за несколько месяцев.

«Сей же Великий князь Андрей был объят печалью великой о скончавшемся сыне и скорбел. Начал возводить церковь во имя честнаго Покрова Пресвятой Богородицы на устье реки Нерли из собранных и вывезенных за два года из Булгарии камней для строительства во Владимире собора Успения Богородицы и других церквей. Эти же камни по повелению (князя. — Прим. ред.) были отложены, и с помощью Богородицы оную церковь за одно лето построили», — гласит житие Андрея Боголюбского.

В этом отрывке историки нашли два противоречия. Во-первых, сын Великого князя Изяслав Андреевич скончался в сентябре 1165 года, вскоре после похода с отцом в Волжскую Булгарию. А осенью и зимой каменные сооружения тогда не строили.

Появилась версия, что храм возвели за три летних месяца 1166-го. Это соотносится с тем фактом, что Андрей Боголюбский, одержав победу над булгарами, привез вместе с трофеями и стройматериал. Однако анализ известняка, из которого построена церковь, показал, что его доставили вовсе не с Волги. И это вторая неувязка.

«Камень добывали недалеко от Москвы. Материал отличается исключительной белизной, волжский же известняк в основном имеет серо-коричневый оттенок», — пишет в своем исследовании российский историк Сергей Заграевский.

Две церкви

Как только в житии Андрея Боголюбского заходит речь о строительстве храма Покрова на Нерли, тут же упоминается и владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы.

«В тексте говорится, что камни были «отлагаемы» на месте будущей Покровской церкви еще при возведении Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году (когда заложили фундамент во Владимире) уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и в память о нем будет построен храм», — поясняет Заграевский.

Косвенную подсказку специалистам дает «Краткий владимирский летописец» — хроника, составленная в IX-XIII веках. Из нее следует, что Андрей Боголюбский в это время был занят еще одной стройкой.

«И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сотвори Боголюбивый град, и спом осыпа, и постави две церкви камены», — гласит летопись.

Храм, который можно назвать парой Покровскому, «поставили» в только что отстроенной летней резиденции князя Андрея — Боголюбове — и освятили во имя Рождества Богородицы.

Сообщение владимирского хрониста подтверждает Первая новгородская летопись. Правда, там говорится, что церкви возвели просто «в честь Богоматери», а не одного из богородичных праздников.

Принято считать, что храм на Нерли — первый освященный в честь Покрова. В календаре Русской церкви эта дата появилась по инициативе Андрея Боголюбского в XII веке. Она напоминает о событии, произошедшем в Константинополе двумя столетиями ранее: Богородица явилась юродивому Андрею во время осады византийской столицы, после чего иноземные захватчики разбежались.

Вот только непонятно, когда именно на Руси стали праздновать этот день. По одной из версий, православные не знали о нем до 1164 года — именно тогда он впервые упоминается в летописях.

«С другой стороны, в Константинополе отмечали много богородичных праздников. Предположительно, среди них был и Покров. Андрей Боголюбский мог принести его оттуда. Каким образом? Возможно, он сам побывал в византийской столице. Ведь первые 30 лет его жизни окутаны тайной, так что всякое может быть», — предполагает историк Алексей Пичугин.

А вместе с новой датой церковного календаря будущий Великий князь Владимирский привез на Русь строителей храма на Нерли. Считается, что их ему лично дал знаменитый правитель Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.

Монастырь или дворец

Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.

Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.

Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.

«В верхней части одной из наружных стен можно увидеть дверь. Явно к ней была пристроена какая-то башенка, которая могла вести на хоры, где традиционно во время службы молился князь. Возможно, это была целая система галерей», — допускает Алексей Пичугин.

Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.

Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов.

«Более правдоподобная версия — там был монастырь. Правда, никаких следов монашеской деятельности в XII веке мы не находим. Не исключено, что обитель возникла столетиями позже», — предполагает Пичугин.

Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы.

«Возможно, когда-нибудь проведут детальные изыскания на этом месте, найдут следы построек и артефакты, которые позволят по-новому взглянуть на историю храма Покрова на Нерли», — надеется историк.

Источник: https://ria.ru/20200307/1568271511.html

Тайны храма Покрова на Нерли — Церковь Успения Богородицы


На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Один из них находится на Владимирской земле.

Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки

На днях православная Церковь отметила великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.

Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок.

Тайна первая. Время строительства

Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар.

Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых.

В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

А вот историки более скептичны с выводами и датами. Летописи, по их словам, так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви.

Единственная летопись – Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».

И только поздний памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный – вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.

Тайна вторая. Название

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!

«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», – задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!

Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, по какой причине? Загадка.

Тайна третья. Расположение

А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.

Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

В чем секрет холма?

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины.

На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод.

Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?

Тайна четвертая. Белокаменная резьба

Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту.

Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.

Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту.

А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.

Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски – пардуса) – древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой.

Алиса Городцова

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/17656/taynyi-hrama-pokrova-na-nerli/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
В каком году был разрушен Иерусалим

Закрыть