Сколько должно быть куполов на храме

На главном храме ВС России в парке

' Минобороны России'

МОСКВА, 8 ноября. /ТАСС/. Первый из шести куполов установлен на строящийся в подмосковном парке «Патриот» главный храм Вооруженных сил России, сообщает в пятницу Минобороны РФ.

«Купол весом 34 тонны установили за час на высоту 20 этажного дома. За последние несколько лет такой сложный подъем в России никто не реализовывал», — сказано в сообщении.

Настоятель храма епископ Стефан, которого цитирует пресс-служба военного ведомства, отметил, что «для Русской православной церкви, для главного храма Вооруженных сил Российской Федерации — Патриаршего Собора в честь Воскресения Христова, это самое знаменательное событие».

«Храм становится храмом тогда, когда начинают поднимать купола. Это событие знаменует, что обычное здание превращается в настоящий Дом Божий, храм, где люди будут возносить свои молитвы. Над всеми куполами воздвигаются православные кресты, которые видят люди за многие километры и крестятся, глядя на них и на купола храма», — сказал настоятель главного храма Вооруженных сил РФ.

Конструкция купола

Основа конструкции купола создана по оригинальному проекту, каркас из высоколегированной стали. Он состоит из 32 отдельно изготовленных металлических деталей (толщина профиля 10 мм). В центральную трубу будет установлен крест, верхний ярус (16 балок) и нижний (16 балок) соединены мощными шпильками и болтами. Эти и другие стыковые узлы дополнительно укреплены сварочным швом.

Отмечается, что «заложенный условный коэффициент прочности купола — от 300 до 1,5 тыс. лет». «Точно рассчитать этот показатель невозможно. Фермы металлокаркаса проверяли верхней нагрузкой в 100 тонн и боковой в 20. Деформация составила всего 2 мм. Это значит, что через 50 лет износ купола будет ноль процентов», — информирует военное ведомство.

В ближайшее время специалистам Военно-строительного комплекса Минобороны России предстоит монтаж трех точно таких же куполов на оставшиеся четверики, еще одного на звонницу и в центральную часть храма главного, большого купола (около 80 тонн). «Для его подъема вес самого крана для устойчивости увеличат контргрузами до 1250 тонн», — говорится в сообщении.

Традиционное оформление

В Минобороны отмечают, что, согласно христианской, византийской традиции, все купола Патриаршего Собора в честь Воскресения Христова выполнены в форме близкой к шлемовидной, то есть напоминают шлем русского воина. «Такие купольные конструкции с верхней вытянутой ввысь частью типичны для древнерусской архитектуры. Ими украшены Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске», — сказано в пресс-релизе.

Военные строители сообщили журналистам, что сверху купол отделан листами (пластинами) из нержавеющей стали с односторонним напылением нитридом титана золотистого оттенка.

В срединной части купола из алюминия вылит орнамент, покрытый желтым золотом по традиционной технологии сусального золочения.

К верхнему конусу на равном расстоянии друг от друга идут четыре вертикальные полосы, каждая из 11 «пирамидок» бело-серебристого цвета, который дает золото-палладиевый сплав.

Такая трехцветная палитра купола (желтая кровельных картин, золотая орнамента, серебристая «пирамидок») выбрана специально для определенного сияния — свечения, которое создаст, отражаясь, солнечный свет.

Купол (диаметр 12 м, высота 12 м) общим весом 34,5 тонны (без учета верхнего конуса под крест) военные строители подняли на высоту 42 метра при помощи крана в 750 тонн.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7092353

Сколько должно быть куполов и какого они цвета в христианских храмах

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. 

Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Форма храма

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.

Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. 

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. 

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам/

Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

На фото  в начале статьи — Новомосковский Свято-Троицкий собор. Запорожские казаки начали строить Троицкую церковь еще в 1773 году, за два года до разрушения Екатериной II их Сечи, а завершили через пять лет. Построена вся из дерева, на кирпичном фундаменте, без единого гвоздя.

Источник: http://profidom.com.ua/stati/arkhitektura/17128-skolko-dolzhno-byt-kupolov-i-kakogo-oni-tsveta-v-khristianskikh-khramakh

Храм, который разрушил Иосиф

Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие.

Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций.

Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.

Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.

В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.

Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.

На Боровицкой площади в Москве начался монтаж монумента князю Владимиру, завершить установку планируется к 4 ноября. О том, что в памятнике будет →

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Храм в хлам

В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит.

16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести.

Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола.

Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.

Москва всегда была городом горизонталей, а не вертикалей. Путешественники прошлых веков в один голос отмечали, что город широк, но не высок, будто →

Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР.

Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца.

Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.

Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.

Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько по времени идет утренняя служба в церкви

Проклятие игуменьи

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.

На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.

Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».

Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».

Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет.

«Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр.

Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».

Домами с атлантами, кариатидами и другими мифическими существами в Москве мало кого удивишь. Но не меньше в столице зданий, в украшениях которых →

Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре.

На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился.

Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.

Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.

Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.

«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.

Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков.

— Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма.

Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».

Охрана с божьей помощью

Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой.

«Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей.

Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2016/12/03/10399205.shtml

Купол церкви, виды церковных куполов, почему купола церквей разного цвета, количество куполов и их значение, что означает цвет куполов на православных храмах, из чего делают маковки церквей

Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха».

Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому.

По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородоми Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева.

Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича.

Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве.

Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока.

Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божиеи шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском.

Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей.

Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые.

К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Лидия Утёмова

————————————————

Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при прокладке в пучках.

Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока.

Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.

————————————————

Источник: https://achair-city.ru/obryady/kupol-tserkvi-vidy-tserkovnyh-kupolov-pochemu-kupola-tserkvej-raznogo-tsveta-kolichestvo-kupolov-i-ih-znachenie-chto-oznachaet-tsvet-kupolov-na-pravoslavnyh-hramah-iz-chego-delayut-makovki-tserkvej.html

Почему у православных храмов позолоченные купола — Русь Матушка

30.11.2017

В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.

     Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения.

Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни.

Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто старше католическая или православная церковь
Скиния — походный храм у древних евреев 

Формы православных храмов.

По своей форме храмы бывают:

— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;

    Храм Святого Равноапостольного князя  Владимира в Сочи

— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

  Храм Христа Спасителя в Москве

восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду.  Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

  •  Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)
  • в Москве

круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

  Церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклово Московской области

четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.

  Церковь Покрова на Нерли

Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма

Итак, перед нашими глазами храм.  Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.

  1.     Вход в соборный храм святого благоверного 
  2. великого князя Игоря Черниговского и 
  3. Киевского в Переделкине

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола.

Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях.

Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Москве    

Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

  • Куб — основной объем храма.
  • Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
  • Неф  — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.

Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.

    Фронтон и закомара с барельефами святых

Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

  Апсида храма Трех Святителей в пос. Воскресенское г. Москвы

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).

 
  1. Купол и барабан Исаакиевского собора
  2. в Санкт-Петербурге

Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме. 

   
  • Шлемовидные (византийские) купола — символ 
  • духовной брани, которую ведет Церковь с силами
  •  зла и тьмы.
   
  1. Луковичные (русские) купола — символ 
  2. горящей свечи — обращение нашей души 
  3. к Богу.
  Граненый (зонтичный) купол
  • Также купола могут быть разного количества:
  • один купол знаменует единство Бога;
  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы — в честь Святой Троицы;
  • пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;
  • семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав — девять ангельских чинов;
  • тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
  • Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.
      Храм Троицы Живоначальной в Останкино

Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/pochemu-u-pravoslavnyh-hramov-pozolochennye-kupola.html

LifeCity — новости Мариуполя

В государстве-агресссоре намерены сделать дополнительные уступки, чтобы ускоренными темпами заниматься раздачей паспортов жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сегодня российские документы для жителей неподконтрольных территорий обходятся в полусотню долларов.

  • 6 лет назад началась война на Донбассе

      (Новости Мариуполя и области)  Шесть лет назад началась активная фаза войны на Донбассе. Именно 14 апреля 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о начале Антитеррористической операции на Донбассе. В апреле 2014 года российские оккупанты и местные сепаратисты захватили под контроль украинские города. 15 Апреля 2020, 9:35

  • В донбассе жители против амнистии сепаратистов

      (Новости Мариуполя и области)  Многие жители подконтрольных территорий Донбасса не против прямых переговоров с представителями сепаратистов ОРДЛО, однако против амнистии боевиков выступает большинство граждан. Об этом свидетельствует социологический опрос фонда «Демократические инициативы». 10 Апреля 2020, 9:28

  • Сша призвали рф оставить оккупированные территории

      (Новости Мариуполя и области)  Пресс-служба американского посольства в Украине в очередной раз призвала Российскую Федерацию прекратить военную интервенцию на Донбассе, а также вывести свои войска с оккупированных территорий Украины. Американские дипломаты напоминают, что помнят слова Владимира Зеленского, украинского президента, о преступлениях России. 3 Апреля 2020, 23:05

  • Резников уточнил будущее Консультативного совета с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Как полагает вице-премьер по вопросам реинтеграции, создание Консультативного совета с отдельными районами Донецкой и Луганской областей подразумевает согласие всех, кто будет участвовать в Нормандском саммите. Алексей Резников уверен, что создать такой совет будет не очень легко. 2 Апреля 2020, 19:11

  • Ермак поведал о Консультативном совете с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Вопрос организации Консультативного совета в Трёхсторонней контактной группе до сих пор обсуждается. Политические советники обсуждают его в телефонном режиме. Об этом поведал руководитель Офиса Президента Андрей Ермак во время брифинга перед журналистами. По его словам, в нормандском формате такие беседы продолжаются. 31 Марта 2020, 19:19

sh: 1: —format=html: not found

Источник: http://lifecity.com.ua/?l=knowledgeamp;mod=viewamp;id=2630

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Закономерно, что и у главного храма современной России  —  московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета.

Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета  венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола  могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть  ещё  серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы)  возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в  честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.

Например, православный храм в честь Святой Троицы  в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.

Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Источник: https://fakt777.ru/2018/11/8290.html

Кровельные работы

СРК «Эра» готова воплотить в жизнь любые замыслы архитектора и изготовить для православных храмов всевозможные виды кровли, в том числе купольную, закомарную, шатровую, апсидную. Причём, любой сложности с деревянной или металлической стропильной системой и применением декоративных материалов по выбору заказчика. Созданные нами декоративные кровли на храмах смогут выполнять не только эстетические функции, но и надежно защитят строение от атмосферных осадков.

Классическая медная кровля без верхнего декоративного покрытия

Медное покрытие считается отличным выбором благодаря своим прекрасным внешним качествам и долговечности. Срок службы такой кровли наиболее продолжительный среди разнообразных аналоговых материалов.

При этом для достижения максимальных защитных свойств медную кровлю вовсе необязательно окрашивать и подвергать специальному уходу. Мало того, что данное крышное покрытие не коррозирует, так оно ещё и пластично.

Такое свойство дает возможность реализовывать кровельные и фасадные проекты даже самых сложных форм, что значительно упрощает процесс монтажа.

В случае поломки отдельных элементов медная кровля отлично поддается ремонту: повреждённые участки с легкостью восстанавливаются посредством пайки. С течением времени меди свойственно стареть – она патинирует и обретает насыщенный малахитово-зелёный оттенок.

Однако, есть у медного материала и некоторые недостатки: учитывая пластичность, он монтируется исключительно на сплошную обрешетку, что заметно удорожает конечную стоимость кровельного каркаса. Высоко стоит и сам медный материал, однако этот минус с лихвой компенсируется продолжительным, превышающим сотню лет периодом эксплуатации.

Кровля из патинированной меди

При желании получить красивую патинированную кровлю, не ожидая 7-20 лет (точный период зависит от климатических условий) естественного патинирования материала, для настила крыши можно использовать медь, искусственно состаренную в заводских условиях. Современный рынок предлагает патинированную медь немецкого и финского производства.

Среди ее достоинств можно назвать все вышеупомянутые плюсы классической меди. А вот к числу недостатков принадлежит по-настоящему большая цена, превышающая стоимость классического материала. Кроме того, сделанная в Германии патинированная медь из-за особой технологии нанесения патины предполагает высокие профессиональные навыки кровельщиков при раскрое и изготовлении так называемых кровельных картин.

Таким образом, значительно возрастает и стоимость работы кровельщиков.

Кровля из оксидированной меди

Оксидированной называется ускоренно окисленная в условиях промышленного завода медь, приобретающая шикарный коричневый цвет, избегая промежуточных этапов появления неравномерности цвета и желтизны. Такой меди свойственны все достоинства классического материала. Ощутимым недостатком становится однозначно высокая стоимость покрытия. Декоративная медь производится промышленностью и в других цветовых решениях поверхности, однако их применение довольно ограничено.

Окрашенная медь для изготовления кровель

Говоря об окрашенной меди, нужно уточнить, что на практике речь ведется о купольной кровле. Это та вариация, когда купол из меди, исходя от посвящения храма, должен быть окрашен в оттенок, предусмотренный нормами церковного строительства — зелёный, синий, серебряный или чёрный.

Среди недостатков материала можно назвать такое парадоксальное явление, что медь, являющаяся дорогим по цене и весьма долговечным материалом покрывается краской, которая даже при высочайшей качественности заметно уступает материалу-основе по сроку эксплуатации. И однажды наступает время, когда она просто-напросто слезает, и возникает необходимость в перекрашивании покрытия.

И для выполнения такой процедуры создается необходимость в устройстве давно не дешёвого, защищающего от ветра и влаги шатра, процедуре снятия остатков облупившейся краски, зачистке медной поверхности и ее повторном окрашивании.

Включите сюда расходы на выполнение высотных работ, и вы получите один из неудачнейших вариантов исполнение медного покрытия в плане соотношения декоративности-долговечности-цены.

Медная купольная кровля, покрытая сусальным золотом

Для такого кровельного покрытия характерен тот же самый существенный недостаток и такие же проблемы, чтобы мы приводили в варианте с покрашенной медью. Прекрасно купола с покрытием сусальным золотом смотрятся около 7-ми лет, а потом она начинает медленно «сползать». Главным образом, это происходит из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды, оседающей на них промышленной грязи и т. п. И вот проходит лет 12-17, и возникает необходимость в переклеивании золота.

Период выполнения работ по повторному сусальному золочению может заметно растянуться, поскольку технология его нанесения напрямую зависит от климатических условий. По правилам сусальное золочение должно проводиться в закрытом помещении, либо с установкой шатра, защищающего от влаги и ветра при обеспечении температурного режима как минимум +15 градусов и отсутствия температурных перепадов.

Можно сделать вывод, что покрытие медной кровли сусальным золотом является одним из самых неудачных вариантов по соотношению стоимость-условия проведения работ-долговечность.

Кровля, выполненная из нержавеющей стали и покрытая нитридом титана «под золото», либо синим оксидом титана ионно-плазменного напыления в вакуумной камере

Нитриду титана присущи не только отличные декоративные свойства, нои хорошие защитные качества. Срок его эксплуатации достигает 50 лет с сохранением защитных свойств.

Однако есть и у нитрида титана цвета «под золото» и ощутимый недостаток: по прошествии 5-6 лет он начинает темнеть.

Такое свойство объясняется физико-химическими качествами декоративного покрытия: его взаимодействием с основой из нержавейки в период циклов температурного колебания. В результате после 10 годов использования такой кровли цветовые изменения становятся более чем явными

В целом же, напыление нитрид титаном, может похвастаться повышенной прочностью и стойкостью к механическим повреждениям. Но если некоторые участки поверхности получили повреждения, то восстановить их без демонтажа составных элементов кровли невозможно.

Кровля из нержавеющей стали, покрытая тончайшим слоем золота гальваническим методом

Это решение можно назвать самым выигрышным в плане красоты и долговечности применительно к храмовому строительству. Срок эксплуатации подобного покрытия составляет как минимум пятьдесят лет при его толщине всего 0,5 мкм.

Поскольку золото — это пластичный материал, он не удерживает столь сильно, как тот же нитрид титана, атмосферную грязь. А те ее частицы, что всё же задерживаются на покрытии, смываются с дождями.

Данные факторы обусловили способность покрытия золотом, наносимого гальваническим методом, сохранять свой первоначальный оттенок и красоту долгие годы эксплуатации.

Еще один немаловажный плюс подобного решения — простота ремонта поврежденного участка золотого покрытия. Золото может быть с легкостью отреставрировано без демонтажа всей кровельный картины.

Но есть у такого решения и недостаток — это цена. Впрочем, он быстро компенсируется той благородной красотой, что сохраняется долгие десятилетия, и упрощенной процедурой ремонта покрытия.

Кровля с основой из нержавеющей стали, покрываемых родием, платиной или палладием гальваническим методом

На практике подобные решения практически не встречаются.

Кровля, выполненная из оцинкованной стали, и снабженная полимерным покрытием

Оцинкованная сталь — это наиболее распространенный материал для обустройства фальцевой кровли, считающийся наиболее экономичным. Период эксплуатации покрытия, исходя из применяемого полимера, может составлять от двенадцати до двадцати пяти лет. Недостаток такой кровли в том, что участки, получившие повреждения, не могут быть восстановлены до первоначального качества. Для возвращения кровле презентабельно вида потребуется демонтировать ее участи — картины — и поменять их на новые.

Кроме того, мастера для обустройства такой кровли должны быть исключительно с высокой квалификацией и отточенными навыками, дабы не допустить повреждения декоративного полимерного покрытия в процессе раскроя листов и производства кровельных картин. Ведь места, где декоративный полимерный слой окажется повреждённым, начинают коррозировать.

Кровля, изготовленная на основе алюминия

Стоит заметить, что кровля, выполненная из чистого алюминия, на практике встречается довольно редко. На рынке для крышного настила предлагается кровельный алюминий с полимерным покрытием, производимый компанией из Австрии Prefa. Дилеры заявляют срок  гарантийной эксплуатации такого материала в сорок лет. Однако, скорее всего, это общий период использования покрытия.

Среди достоинств такой кровли можно выделить её малый удельный вес и сравнительную долговечность. Это позволяет экономить на возведение кровельного каркаса, обеспечить устойчивость крыши к негативным погодным условиям и процессу коррозирования.

Из недостатков стоит назвать высокую стоимость и необходимость приглашать для установки подобной крыши кровельщиков с высокой квалификацией. Кроме того, подобный кровельный материал — не лучший выбор в районах, где климат резко континентальный.

Источник: https://srk-era.ru/krovelnye-raboty/

Храм всех религий или Вселенский храм

Храм всех религий — это культовое и самое необычное религиозное сооружение. Он символизирует единение религий, культур и цивилизаций. В архитектурном ансамбле здания объединены православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода.

Работы велись на собственные средства автора проекта и пожертвования. Каждый год добавлялся новый элемент, так что за 20 с лишним лет храм так и не стал полностью завершенным. Службы, обряды в нем не проводятся и вход для туристов закрыт.

Посмотреть на храм можно только снаружи.

Есть несколько способов:

  • на моторной лодке, так как храм стоит на берегу, его отделяет от воды лишь узкая полоса автомобильной дороги,
  • на электричке, до остановочной платформы «Старое Аракчино»,
  • на автобусе 2 или 45 маршрута, до остановки «Старое Аракчино».

Но удобнее всего добраться до храма на автомобиле. Не придется ждать электричку или автобус, которые ходят достаточно редко. Расписание электричек:

На карте мы указали маршрут именно 2 автобуса, так как он идет из центра, но не с остановки “Площадь Тукая” (где ТРК “Кольцо”), а с остановки “Детский мир”, которая находится на углу здания старого “Детского мира”, показанного на рисунке (остановка находится на углу небольшого скверика).

Попросите прохожих, они Вам покажут, как дойти, это недолго, буквально 2-3 минуты. А также с остановки “Ж/Д вокзал”, что находится прямо напротив красного главного здания вокзала. Если вы решили поехать на электричке, билет нужно брать до станции “Старое Аракчино” (ехать 3 станции). На автобусе остановка называется аналогично – “Поселок Старое Аракчино”.

А как выйдете из автобуса или электрички – сразу увидите куда, путь держать :)

Отмечено на карте:

  • Остановка “Детский мир”
  • Остановка Ж/д вокзал

Примерный маршрут поездки

Привлекательный для туристов

Храм всех религий пользуется большой популярностью у гостей города.

Летом около Вселенского храма всегда много народа, приезжают экскурсионные автобусы с туристами, осенью людей гораздо меньше, в основном, бродят туристы-одиночки с фотокамерами, а зимой далеко не каждый водитель экскурсионного автобуса решится довезти свою группу до храма.

Дорога там узкая и плохая. Туристы, приезжающие  в Казань на поезде из Москвы, могут видеть храм из окна вагона.

Полотно железной дороги проходит рядом с участком, на котором стоит храм. Путешественники успевают увидеть что-то яркое, сверкающее, необычное, и у них появляется желание приехать и все как следует рассмотреть.

Это храм необычен. Его нельзя не заметить, нельзя проехать мимо или перепутать это здание с каким-то другим. Оно резко выделяется среди всей соседней застройки.

Храм расположен намного ниже уровня автомобильной дороги. Чтобы подойти к нему, нужно спустится по каменной лесенке

С южной стороны Вселенский храм огражден каменной подпорной стенкой-оградой, в которой проделаны узкие проходы.

Подпорная стенка украшена мозаичными композициями из смальты. Сюжеты композиций самые разнообразные. Тут и масонское око, и какие-то неведомые зверюшки (не то птицы, не то крокодилы), и месяц со звездами.

Чувствуется, что смальта – один из самых любимых материалов создателя этого здания.

Архитектурный замысел

Создается впечатление, что строил его не архитектор, а художник.

Здание храма очень высокое, монументальное, с тяжелыми стенами, нагромождением архитектурных объемов, многочисленными витражами и мозаиками.

И строил постепенно, прилепляя один кусочек к другому, одну башенку к другой, добавляя и пристраивая.

Строительство здания не закончено. Некоторые башни без куполов.

Одна из башен явно должна была быть соединена с общим объемом здания, но так и осталась в одиночестве на пустыре среди разбросанных бетонных блоков

На куполах храма находятся и мусульманские символы, и иудейские, и христианские, и какие-то цветочки, и колечки, ведь неспроста его назвали храмом всех религий.

У южного фасада расположена статуя Будды и родник матери

Рядом с родником висит табличка с советами католической матери Терезы. На заборе с апостолами Петром и Павлом соседствуют, по всей видимости,  друзья хозяина – Шагаев, Исхак, Гайса, Иоська и другие. Тут же, находится и Иисус Христос.  Видимо, для автора они представляли одинаковую значимость, раз он разместил их в одном ряду.

Говорят, произведения искусства всегда похожи на своих авторов, как дети  похожи на своих родителей. Мы решили немного узнать о создателе этого сооружения, чтобы понять, как могло появиться такое нагромождение несовместимых символов, архитектурных деталей, скульптур и смыслов в одном здании.  И вот что мы узнали.

Создатель Храма всех религий – художник Ильдар Ханов. Биография его очень необычна. Ильдар родился незадолго до Великой Отечественной войны, в 1940 году в поселке Старое Аракчино.  Голод, холод и болезни, постоянные спутники любой войны, не обошли его семью стороной. В 1943 году Ильдар умер.

У мусульман принято хоронить умерших в тот же день, но родители не успели похоронить мальчика, и на третий день он вернулся к жизни. Вернулся он уже не таким, каким был прежде. Что-то произошло с его сознанием. Он приобрел способность «видеть» скрытые вещи. Он видел, какие болезни и проблемы люди носят с собой.

Он увидел маленького, еще нерожденного братика в животе матери.

Творческий путь Ильдара Ханова

В художественном институте Ильдар изучал искусство, основанное на христианской культуре.

Ильдар Ханов стал художником. Закончил Казанское художественное училище, а затем Московский институт имени Сурикова. Позднее жизнь сводила его с очень известными людьми. Он знакомился с ними совершенно случайно.

Например, с Владимиром Высоцким Ханов познакомился в привокзальном буфете. Ильдар Ханов общался с художником Святославом Рерихом, они много говорили о Вселенском храме, в котором можно было бы объединить все религии.

По вероисповеданию Ильдар Ханов был мусульманином, но новые друзья вовлекли его в эзотерику, индийскую культуру, йогу. В художественном институте Ильдар изучал искусство, основанное на христианской культуре. И каким-то образом он попытался соединить в себе несоединимые культурные и духовные смыслы.

В 70-х годах XX века Ильдар Ханов работал в Набережных Челнах. Его первая скульптура «Родина-Мать», созданная к 30-летию Великой Победы, произвела такое тяжелое впечатление на окружающих, что городские власти в гневе решили его арестовать. Ильдар  прятался от милиции внутри огромной скульптуры. Там была полость величиной с небольшую комнату. Друзья по ночам носили ему еду.

Во время перестройки, когда стал возможным свободный выезд за рубеж, Ильдар Ханов уехал в Тибет, Индию, практиковался  в восточных религиях, йоге, восточной медицине, занялся целительством.

Вернувшись домой, Ильдар Ханов начал строить Храм всех религий на своем участке в Старом Аракчино.  Ему помогали многочисленные друзья, пациенты, соседи.

Верующие всех конфессий негативно отнеслись к объединению под одной крышей всех религий, справедливо видя в этой идее принципы глобализма, который ставит целью стереть как национальные особенности людей, так и их отношение к религии, объединить все нации в одну нацию, и все религии в одну религию.

Поэтому Ильдар Ханов не стал организовывать в своем храме молитвенное служение, храм должен был являться  только художественным символом объединения различных религий, тех, что были, и тех, которые  появятся в будущем, пока миру не известных.

Не глобализмом, а лишь его предтечей, красивым, привлекательным художественным образом. Внутри должна была функционировать картинная галерея, художественная школа, мемориал павших, театр, детская консерватория, школа йоги и центр реабилитации наркоманов.

Строительство храма

Ильдар Ханов начал строить свой храм в 1994 году.

Храм строился почти 20 лет, но так и остался недостроенным. В 2013 году Ильдар Ханов умер. Друзья надеялись, что ему снова удастся вернуться с того света к жизни, но этого не произошло.

Друзья Ильдара Ханова пытались добиться включения Храма всех религий в число объектов культурного наследия, но по закону это сделать пока невозможно. Объектом культурного наследия может быть признано лишь здание, с момента постройки которого прошло не менее 40 лет.

Ильдар Ханов начал строить свой храм в 1994 году. Поэтому статус Храма всех религий пока не определен, и дальнейшая его судьба не известна.

Участок, на котором построен храм, находится в низине, у воды. Уровень грунтовых вод, судя по всему, очень высокий, недаром ведь автомобильную дорогу провели по искусственной насыпи. Ильдар Ханов – художник, а не конструктор, смог ли он грамотно сделать фундамент или сделал его так, как это принято в поселках – «как у всех», «как у соседа»?

Возможно, среди его друзей были профессиональные проектировщики, и они помогли автору заложить фундамент так, чтобы грунтовые воды не причинили зданию вреда. Тогда храм Ильдара Ханова будет стоять долго. Если же нет, то судьба храма незавидна.

Совсем недавно (в 2017 г.) храм потерпел пожар, в котором умер Мансур Зиннатов. Он в течение многих лет помогал возводить храм и жил в нем. На данный момент судьба храма неизвестна: проведут ли строительные работы или нет, ведь если возводился он на собственные деньги архитектора, то на его ремонт должны потратиться такие энтузиасты, но найдется ли кто-то подобный Ильдару Ханову? Можно только надеяться, что его творение будет и дальше жить и воплощать идеи мира и единения религий.

Источник: https://www.kazan-guide.ru/hram-vseh-religij-v-kazani/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какого числа отмечают День Святого Николая

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]