Сколько христианских церквей

Гонения на христиан в мире. Досье

Сколько христианских церквей

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване, в аэропорту имени Хосе Марти, состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско-католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. По словам руководителя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, тема гонений на христиан станет на переговорах центральной.

Преследование христиан в мире

По данным международной правозащитной христианской организации Open Doors, в настоящее время христиане являются самой многочисленной группой жертв межрелигиозных конфликтов. Притеснениям подвергаются более 100 млн человек примерно в 100 странах мира. Каждый год свыше 100 тыс. погибают в результате религиозных конфликтов.

Ежегодно Open Doors публикует список, содержащий перечень стран, в которых чаще всего преследуют и нарушают права христиан. В 2015 г. в этот список вошли 50 стран, 14 из них — страны Ближнего Востока и Персидского залива, 16 — африканские государства.

Одним из самых проблемных регионов с точки зрения преследований христиан является Ближний Восток – колыбель учения Христа. В последние годы в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами и преследованиями со стороны исламистов наблюдается массовый исход христиан из Сирии и Ирака и Египта.

Однако сегодня уже нельзя говорить о дискриминации религиозных меньшинств как о локальных, единичных инцидентах. Помимо Ближнего Востока эта тревожная тенденция отмечается и в ряде африканских стран. В связи с деятельностью террористических группировок, таких как «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), «Боко харам», «Аш-Шабаб» и др.

, в регионе Африки южнее Сахары фиксируется стремительный рост случаев насилия и дискриминации христиан.

Положение христианских общин вызывает крайнюю озабоченность ООН. 2 марта 2015 г. на полях 28-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве состоялась международная конференция «Положение христиан на Ближнем Востоке». 13 марта 2015 г. 65 государств выступили с совместным заявлением «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке». Документ был подготовлен по инициативе России, Ватикана и Ливана.

Ирак

В Ираке самая многочисленная христианская конфессия представлена Халдейской католической церковью. Также на территории страны действуют Антиохийская православная, Сиро-яковитская, Сирийская католическая и Армянская апостольская церкви.

В начале 2000-х гг. в Ираке проживали около 1,5 млн христиан, что составляло порядка 5% населения страны. К 2014 г. их численность сократилась в 10 раз (до 150 тыс.), что стало следствием войны и непрекращающихся террористических атак со стороны исламских радикалов. После захвата в июне 2014 г.

части территории Ирака террористической группировкой «Исламское государство» христиане второго по величине города Ирака — Мосула — оказались в катастрофическом положении. К моменту вторжения боевиков в город там проживали 35 тыс. последователей христианской церкви (в 2003 г. — 60 тыс.).

Джихадисты, объявившие Мосул столицей «Исламского халифата», поставили им ультиматум с требованием перейти в ислам или платить ежемесячный специальный налог для немусульман («джизья») в размере 250 долларов США. В противном случае террористы угрожали убить всех христиан города.

В результате почти все мосульские христиане бежали в Иракский Курдистан. Также почти полностью опустел христианский город Каракош, насчитывавший 50 тыс. жителей.

В настоящее время на территориях, подконтрольных боевикам ИГ, мирное население подвергается арестам, пыткам и жестоким казням, в том числе через распятия на кресте.

Сирия

В Сирии христианская община представлена Антиохийской и Сиро-яковитской православными церквями, а также Армянской апостольской, Мелькитской и Маронитской католическими церквями.

До начала гражданской войны в 2011 г. в стране проживали примерно 2 млн христиан (ок. 10% от общей численности населения страны). Уже в 2012 г. их доля, по некоторым оценкам, сократилась до 8%. В 2012-2014 гг. страну покинули еще один миллион христиан.

Из Хомса бежало практически все христианское население — около 140 тыс. человек. Оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками.

Террористы используют широкий арсенал методов устрашения: похищения, насильственное обращение в ислам, пытки, изнасилования, публичные казни.

В декабре 2013 г. были похищены 12 православных монахинь и четыре послушницы из монастыря святой Феклы во главе с игуменьей матерью Пелагеей (Сайяф), впоследствии монахинь удалось освободить.

До сих пор нет сведений о судьбе похищенных в апреле 2013 г. христианских архипастырей: иерарха Антиохийской православной церкви митрополита Алеппского Павла и митрополита Сирийской ортодоксальной церкви Григория Иоанна Ибрагима (в декабре 2015 г. в СМИ появились неподтвержденные данные об их казни). На захваченных территориях исламисты, как и в Ираке, нередко вводят для немусульман налог «джизья».

С марта по июнь 2014 г. исламскими экстремистами был осажден сирийский город Кесаб, населенный преимущественно этническими армянами-христианами. Город понес значительные разрушения, тысячи семей были вынуждены покинуть свои дома.

22 февраля 2015 г. боевики ИГ учинили расправу над представителями христианской ассирийской общины в окрестностях города Телль-Тамер на северо-западе Сирии. Боевики сожгли десятки домов мирных жителей, а также две древние христианские церкви.

По данным Русской православной церкви, за время гражданской войны в Сирии исламские боевики разрушили около 400 христианских храмов.

Египет

В Египте проживает крупнейшая христианская община Ближнего Востока — порядка 8-10 млн человек. Абсолютное большинство принадлежит к Коптской православной церкви и около 100 тыс. — к Коптской католической церкви.

Гонения и акты насилия против христиан участились после начала «арабской весны» в январе 2011 г. Особенно ожесточенный характер они приняли в 2013 г. во время противостояния между правительственными силами и «Братьями-мусульманами».

В период правления Мухаммеда Мурси (2012-2013) нападениям подверглись более 200 зданий, принадлежащих христианским общинам (в первую очередь, коптам). По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, за 2013 г. общее число беженцев из Египта достигло 13 тыс., около 90% из них составляли копты.

После отстранения Мурси от власти египетские христиане продолжали опасаться агрессии со стороны его сторонников-исламистов.

15 февраля 2015 г. боевики группировки «Джунуд вилайет Тарабулус» («Солдаты провинции Триполи»), присягнувшей на верность лидеру ИГ, распространили видеозапись с казнью 21 копта, захваченного ими в плен в Ливии. В этой же видеозаписи боевики объявили войну христианству.

Нигерия

В Нигерии христианство начало распространяться европейскими миссионерами с XIX  в. В настоящее время христиане (католики и протестанты) составляют примерно 40% верующих, а мусульмане — 50% (общая численность населения страны – 180 млн). В основном христиане проживают в южных штатах страны. По данным Open Doors, на преимущественно мусульманском севере из порядка 70 млн человек христианство исповедуют примерно 27 млн. 

Межконфессиональные конфликты разгорались в Нигерии неоднократно. По мнению экспертов, их основная причина связана с социально-экономическими проблемами. В частности, столкновения происходят из-за споров за обладание плодородной землей и водными ресурсами.

Эскалация насилия произошла в 2009 г., когда активизировалась деятельность террористической группировки радикальных исламистов «Боко харам» (создана в 2002 г.). Ее цель — установление на территории Нигерии шариатского государства. В числе постоянных объектов террористических атак «Боко харам» христиане и их церкви. В 2011 г.

наиболее громкий теракт был совершен 25 декабря во время празднования католического Рождества. Боевики подорвали церкви в городах Мадалла, Даматуру, Джос, в результате чего погибли порядка 100 человек. В начале января 2012 г. «Боко харам» выдвинула ультиматум христианам, проживающим на севере страны, потребовав, чтобы они течение трех дней перебрались на юг.

По данным СМИ, только за один месяц около 90 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома и бежать в южные штаты. Несмотря на это, «Боко харам» продолжила насильственные действия. По сведениям Open Doors, в 2013 г. жертвами боевиков стали 1,7 тыс. приверженцев христианской веры, в 2014 г. — 2,5 тыс., включая женщин и детей.

На тот момент среднее число жертв среди христианского населения в Нигерии было самым высоким в мире — примерно семь человек в день.

По оценкам экспертов американского Института Гейтстоуна, с 2011 г. экстремисты «Боко харам» уничтожили более тысячи христианских церквей в Нигерии.

Источник: https://tass.ru/info/1355736

Религия Греции

Сколько христианских церквей

Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую.

Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.

Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане.

Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия.

Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.

Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.

Как утверждалось православие на эллинских землях

Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди.

В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий.

В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.

Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.

Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.

Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Благовещенский собор зодчие

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Отличия греческого православия от русского

Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:

  • Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
  • Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/info/7-religion-of-greece

Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?

Сколько христианских церквей
Правообладатель иллюстрации istock

Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.

«В начале было Слово»

В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.

В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.

Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?

Что Библия говорит о сексе?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан

Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).

Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.

Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.

Гомосексуализм

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».

Книга Левит, глава 18, стих 22

«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10

Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.

Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.

Воздержание

«хорошо человеку не касаться женщины» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1

Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.

Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.

Брак

«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке

Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.

В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.

И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.

Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).

Контрацепция

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали

«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42

«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9

В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.

Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.

Если правила установил не Иисус, тогда кто?

После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.

Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом

Святой Августин

Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.

Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.

Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.

Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».

Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.

Сексуальная революция

Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора

Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.

Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.

Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.

Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.

А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.

Наследие Лютера

Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.

Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.

Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции

В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.

При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.

В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.

В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.

В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был разрушен Иерусалимский храм

А что делать протестантам?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали

У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin

Христианство — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Христианство — вероучение, исходящее от Иисуса Христа и основанные на нем формы организации общественной религиозной жизни.

Самой ранней формой было новые религиозные общины иудео-христиан после первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Путем проповеди апостолов и их преемников, передвижения римских легионов, торговых сношений, путешествий Христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, Египет, и в начале III в. христианские общины существовали во всех частях тогдашнего мира.

Устройство и администрация первобытных общин были очень просты. Служители церкви избирались обществом верующих и делились на 3 степени: диаконов, пресвитеров и епископов.

Первоначально в высшем римском обществе христианское учение встречено враждебно и в течение трех веков христиане подвергались жестоким гонениям. Но проникновение Христианства в армию заставило Константина Великого (306-337) издать ряд эдиктов, гарантировавших Христианству свободу и духовенству льготы.

Окончательное торжество Христианства наступило при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).

Кроме внешних гонений, христианскую Церковь тревожили расколы и ереси:

Развитие ересей привело к созыву Вселенских Соборов для разрешения догматических вопросов и издания правил церковного благочиния. В тесной связи с деятельностью Вселенских Соборов стояли творения отцов и учителей церкви: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Важное нравств. воспитат. значение имело монашество.

В духовной иерархии Христианства с течением времени произошли перемены: за епископами столичных городов Вселенские Соборы признали особые права и титул патриархов (римск., александрийск., антиохийск., иерусал., константиноп.). Область римских патриархов расширилась на весь запад Европы и получила важное политическое значение, на котором римские папы основывали свои притязания на первенство в духовной иерархии.

Богословские и административные разногласия привели к разделению церквей на западную или римско-католическую, и восточную, греческую или православную. В XVI и последующих веках вместе с реформацией возникли различные протестантские церкви лютеранская, реформатская, англиканская и много различных сект.

Статистика

  • По данным энциклопедии Britannica на 1995 год численность христиан была представлена следующими цифрами:
    • Православные — 217 948 000 (11%)
    • Католики — 968 000 000 (50%)
    • Протестанты — 395 867 000 (21%)
    • Англикане — 70 530 000 (4%)
    • Разные секты — 275 583 000 (14%)
  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) [1]:
    • В мире насчитывается 2,4 млрд. христиан (около 33 % всего мирового населения)
    • Количество христиан в 2013 году увеличилась на 200 млн. человек.
    • Число прихожан, регулярно посещающих богослужения в церкви, составляет примерно 310 млн.
    • Католиков насчитывается более 1,2 млрд. человек, протестантов — 441 млн., православных — 280 млн., англикан – 92 млн., прочих христиан — 110 млн.
    • 563 млн. христиан проживает в Латинской Америке, 561 млн. — в Европе, 520 млн. – в Африке, 368 млн. – в Азии, 229 млн. – в Северной Америке и 25 млн. – в Океании.
    • В мире насчитывается 4,7 млн. христианских культовых сооружений.
    • В мире 12,5 млн. человек являются христианскими священниками.

Литература

  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

[1]  Каждый третий житель Земли — христианин, портал Седмица.RU, 30 января 2014 года: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1188.html

Религия в Германии

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности.

Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика.

Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог.

На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище.

Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/zhizn/religija.html

Протестантские церкви Украины объединились в единое общественное движение. Кто его будет координировать

Представители протестантских церквей призвали присоединиться к объединению всех христиан. Секретарь СНБО Украины заявил, что объединение протестантских церквей, общественных и религиозных организаций будет способствовать построению социально-экономических и политических процессов на христианском фундаменте.

Объединенное общественное движение будет выступать против «агрессивной безнравственности, которую навязывают в украинскую жизнь», заявил Турчинов.

Неполитический проект

Турчинов заверил — проект не политический. Объединенное движение протестантских церквей будет общественной платформой, на которой будут осуществлять в том числе социальные и образовательные проекты.

Протестантские церкви составляют почти треть религиозной общины Украины, заявил старший епископ Украинской церкви христиан веры евангельской Михаил Паночко. Накануне в Киеве состоялся праздник благодарности. Паночко считает, что День благодарения нужно закрепить на государственном уровне.

Борьба за ценности и политическая повестка

Государство должно реагировать на вызовы, заявил глава Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов Валерий Антонюк. По его словам, христианские ценности должны быть основой государства в Украине. И на всех уровнях власти нужно отстаивать принципы, которые важны для церквей в Украине.

Турчинов заверил, что проект не является политическим

За последние полгода отстаивания традиционных христианских ценностей объединило правое крыло христианских церквей Украины, отметил доцент кафедры богословия и религиоведения Национального педагогического университета имени Драгоманова, кандидат философских наук Виталий Хромец.

В Украине, по его мнению, в основном высокий уровень ксенофобии и гомофобии. Поэтому такая инициатива может найти положительный отголосок в обществе. Она также может быть связана с предвыборной кампанией, считает религиовед.

«Это правое крыло, которое подкрепляется социологией. Оно находит отклик у большинства граждан, которые не являются активными христианами. По большому счету, борьба за ценности с ЛГБТ-сообществом — это политическая повестка дня правого крыла христианских церквей», — сказал Хромец.

В Украине — более 10 тыс. протестантских церквей.

Источник: https://nv.ua/ukraine/events/protestantskie-tserkvi-ukrainy-obedinilis-v-edinyj-obshchestvennoe-dvizhenie-kto-eho-budet-koordinirovat-2496206.html

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему одежда буддийских монахов оранжевого цвета

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность.

Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании.

Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды.

Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Источник: https://ria.ru/20180330/1517559306.html

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.

Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.

Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.

Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.

Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.

Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.

Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.

Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.

Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.

«Христианство в упадке: два к трем»

В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.

Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.

Sputnik

А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.

«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.

В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.

За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.

Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.

«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.

«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.

Компьютерные вызовы

Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.

«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.

) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.

В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.

«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.

Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.

Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.

А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь