Благовещенский собор Московского Кремля — древнейший памятник русской старины
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1489 год
Координаты: 55°45'00.1″N 37°37'01.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
История строительства
Росписи в Благовещенском соборе
История названия
История храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
Благовещенский собор и куранты
Благовещенский собор-музей нашего времени
Благовещенский собор на карте
Московский Кремль представляет собой архитектурный ансамбль, включающий в себя много исторических зданий-памятников русской архитектуры. Туда же входит и один из самых известных московских храмов — Благовещенский собор.
Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века — сначала как храм для семьи великого князя, а впоследствии — для царской семьи.
Вид на собор с Соборной площади
История строительства Благовещенского собора Московского Кремля
Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна — это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского.
Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название.
Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.
Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый — из камня.
Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля.
Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы — лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам — Кривцову и Мышкину.
Вид на собор с Боровицкой улицы
Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.
Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.
Дата закладки нового храма — 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.
Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля
История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III.
Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым.
А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.
Вид на южный фасад собора
Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида.
Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий.
В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.
История названия Благовещенский собор Московского Кремля
Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем — в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота. Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма. Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).
Вид собора от Архангельского собора
Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней — агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.
Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.
История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня.
Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста.
Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.
Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.
Купола собора
Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!
Благовещенский собор и куранты
Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека.
Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба.
Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.
Благовещенский собор-музей нашего времени
Последний раз Благовещенский собор был подвергнут разрушениям в 1917 году, когда Кремль обстреливался из пушек. Один из снарядов практически полностью уничтожил знаменитое крыльцо Ивана Грозного, где он увидел комету-предвестника своей смерти.
Когда большевики пришли к власти, их правительство переехало в 1918 году в Москву. Благовещенский собор, как и Московский Кремль, был закрыт. Сейчас собор практически не функционирует как церковное сооружение, на его территории работает музей.
достопримечательности
← СОБОРЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/579-blagoveshchenskij-sobor-moskovskogo-kremlya
Кремль московский
статьи
Кремль московский, средневековая крепость в центре Москвы, в 12–18 вв. служившая резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства.
ИСТОРИЯ
История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 по повелению князя Юрия Долгорукого.
Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний Кремль занимал небольшую территорию ок. 3–4 га.
Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.
Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.
При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих круглых угловых башни. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.
В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы.
Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке.
В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.
В 15 в. в Кремле появилось большое количество белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим князем Иваном III.
Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие.
При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474–1479).
В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489) на митрополичьем дворе. На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец.
Некоторое представление о нем может дать сохранившаяся Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих князей московских. В 1505–1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 16 в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.
В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома.
В 1635–1636 царь Михаил Федорович Романов на древнем каменном основании царских палат выстроил Теремной дворец, который впоследствии занял ведущее место в обширном комплексе дворцовых построек. В 1642 строительные работы начались на территории патриаршего двора. Все деревянные здания двора заменили каменными и соединили между собой переходами и лестницами.
Следующий этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриарха Никона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680–1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.
В середине 17 в. на дворе царского тестя Милославского появились роскошные палаты, впоследствии названные Потешным дворцом. Все кремлевские башни в этот период были надстроены и получили шатровые завершения, значительно изменившие силуэт городского центра.
В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Лишь редкие приезды царей в Москву для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцов и строительству временных коронационных сооружений. В 1702 Петр I начал в Кремле строительство Арсенала, затянувшееся почти на 35 лет.
В 1737 Кремль пострадал от большого пожара, в котором сгорели многие древние постройки, однако еще больший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 императрица заказала архитектору В.И.Баженову проект нового Большого Кремлевского дворца.
Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты. В 1773 состоялась закладка дворца.
Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову.
Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.
Начало 19 в. ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца.
На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс. В начале 20 в., после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов.
Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.
В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера.
Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла.
В 1959 на месте снесенного еготовского здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961.
В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.
Стены и башни кремля
Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления.
Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой.
От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки – угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки.
Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.
Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к р.Неглинной.
Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку.
От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни – Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие – Набатная и Безымянная.
Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В 17 в. на ней были установлены часы, замененные в 18 в. ныне существующими курантами.
Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари (ум. 1493). Башня строилась «по новой основе», т.е.
за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/kreml-moskovskiy
Достопримечательность Казани: Казанский кремль
Казанский кремль расположен в центре города, на левом берегу реки Казанка. На его территории работает несколько музеев.
Каменный кремль появился на этом месте еще в XII веке. В 1552 году войска Ивана Грозного захватили Казань: старая крепость, в том числе и располагавшаяся на ее территории мечеть, была уничтожена. Строительство новых укреплений, которые сохранились до нашего времени, началось в 1556 году. Работами руководили строители московского собора Василия Блаженного — Постник Яковлев и Иван Ширяй.
В 2000 году архитектурный комплекс Казанского кремля вошел в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото Казанского кремля
Вид на Казанский кремль
Вид на башни кремля и купола Благовещенского собора
Мечеть Кул Шариф
Вид на Казанский кремль
Пушечный (артиллерийский) двор
Один из корпусов Пушечного двора
Благовещенский собор
Вид на башню Сююмбике и Благовещенский собор
Спасская башня кремля в Казани
Памятник зодчим Казанского кремля
Историко-архитектурный комплекс
Современный комплекс Казанского кремля занимает территорию в 150 тысяч квадратных метров, протяженность стен кремля составляет почти два километра, ширина достигает трех метров, а высота — больше шести метров.
За стенами Казанского кремля расположено множество интересных объектов — как исторических памятников, так и современных достопримечательностей. Башня Сююмбике — символ Казанского кремля. По официальной версии, она была сооружена в конце XVII — начале XVIII века как дозорная вышка и въезд во двор обер-коменданта.
Однако насчет возраста башни существуют разные мнения. Одно из них гласит, что построена она была в конце XV века и пережила разорение Казани Иваном Грозным.
Башня имеет пять ярусов. Первые три — четырехгранники, последние — восьмигранники. Высота строения — около 58 метров, увенчано оно шпилем. Башня Сююмбике наклонена в сторону. Отклонение от вертикальной оси — почти 2 метра. Мечеть Кул Шариф — самое молодое и самое шикарное строение Казанского кремля. Она была воздвигнута в 1996-2005 годах к тысячелетию Казани. Часть здания выполняет религиозные функции, часть музейные — в ней расположен Музей исламской культуры.
Мечеть Кул Шариф имеет пять этажей. В плане представляет собой два пересеченных квадрата. Здание облицовано белым мрамором и покрыто голубым куполом. Вокруг находится четыре минарета высотой 55 метров с такими же голубыми завершениями. В окна мечети вставлены витражи, частично здание покрыто орнаментом.
Памятник имеет свою предысторию. До XVI века, когда Казань была взята войсками Ивана Грозного, здесь стояла одноименная мечеть, названная в честь своего последнего имама. Так что строительство нового здания — не только символ равноправия религий в республике, но и дань истории.
Также на территории кремля (в юго-восточной его части) находится комплекс Спасо-Преображенского монастыря, у которого есть свои постройки. Монастырь сегодня не действует.
Главным храмом монастыря был Преображенский собор, построенный в конце XVI — начале XVII века. Собор был взорван в 1920-е годы. Сейчас от него остался только цокольный этаж. У стены собора находится небольшая пещера, в которой хоронили чудотворцев.
Также сюда входит церковь Святого Николая Чудотворца. Эта церковь, построенная во второй половине XVI века и несколько раз перестраивавшаяся позже, в советское время уцелела. В данный момент ведется реставрация. Последнее здание, входящее в комплекс монастыря, — братский корпус, построенный во второй половине XVII века.
Кроме того, в Казанском кремле расположены:
- Президентский дворец (бывший губернаторский дворец)
- Архиерейский дом
- Пушечный двор
- Юнкерское училище (в здании размещены музеи и художественная галерея)
- Манеж
Благовещенский собор
Жемчужиной Казанского кремля является Благовещенский собор, построенный в середине XVI века — главное православное сооружение Казанского кремля. Он начал строиться в 1556 году и был закончен к 1562 году. Поводом для строительства послужило взятие Казани Иваном Грозным. Предание гласит, что царь даже сам выбрал место для закладки собора. До 1922 года у храма имелась колокольня, которая потом была взорвана.
Спасская башня
Спасская башня Казанского кремля была возведена в XVI веке, она находится со стороны площади 1 Мая. Это главная башня кремля с въездными воротами, к ней примыкает церковь Спаса Нерукотворного, из-за которой башня получила свое имя. Башня не раз достраивалась, перестраивалась и неоднократно горела. В XVIII веке на ней установили часы. После революции двуглавого орла, венчавшего баню, сменила золотая звезда — она остается на башне по сей день.
Тайницкая башня
Тайницкую башню возвели в XVI веке на месте разрушенной башни Нур-Али, со стороны которой вошел в захваченный кремль Иван Грозный. Свое название башня получила позднее: все из-за тайного хода, который шел отсюда к чистому источнику. Здесь можно было брать воду, даже когда кремль держал осаду. До наших дней источник не сохранился.
Спасскую и Тайницкую башни строили в одно время, изначально они были очень похожи. Однако со временем из-за многочисленных перестроек их облик стал различаться.
Музей-заповедник
Музей заповедник «Казанский Кремль» был создан в 1994 году, все исторические постройки на территории кремля находятся в его ведении. В них размещаются экспозиции нескольких музеев, а также выставочные залы.
Среди них выделяется Музей естественной истории Татарстана, в котором можно увидеть скелеты доисторических животных и находки из той эпохи, когда на территории Казани находилось древнее море.
Интересен также расположенный в мечети Музей исламской культуры.
На территории ханского двора расположился Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Здесь можно увидеть монету, которой около 1000 лет, древние ювелирные украшения и другие предметы, рассказывающие о материальной культуры народа и его быте.
Пушечный двор
Комплекс Пушечного двора, состоящий из четырех корпусов, ведет свою историю с XVII века, различные перестройки проводились вплоть до середины XIX века. Здесь работал Пушечный завод, один из крупнейших в империи. После крупного пожара изготавливать оружие здесь перестают, в зданиях Пушечного двора открывается Школа батальонов военных кантонистов, в 1866 году ее сменяет Юнкерское пехотное училище.
В 2014 году завершилась реставрация Пушечного двора, в зданиях проводятся временные выставки и готовится постоянная экспозиция.
Памятник зодчим
Памятник зодчим Казанского кремля был открыт в 2003 году, он располагается перед зданием Архиерейского дома. Идея композиции такова: отметить заслуги как русских зодчих, творения рук которых дошли до наших дней, так и талант татарских зодчих, которые возвели разрушенный Иваном Грозным кремль. Оценить величие этой первоначальной постройки сегодня нам помогают раскопанные археологами фрагменты — они специально открыты для обозрения.
Воплощая идею дружбы народов, скульптуры создали фигуры двух мужчин — одного славянской внешности с чертежом Спасской башни, а второго — татарской, с чертежом Ханского дворца. Постамент опоясывают русский и татарский национальные орнаменты.
Экскурсии
В кремле можно заказать ряд увлекательных экскурсий, которые проводятся не только на территории самого кремля, но и по его окрестностям — Кремлевской улице, например. Продолжительность обзорной экскурсии по кремлю — около 1,5 часов, она также включает в себя посещение мечети Кул Шариф и Благовещенского собора.
Схема и карта кремля
Интерактивная карта кремля опубликована на официальном сайте.
Режим работы
На территорию кремля можно свободно попасть с 8:00 до 22:00. Музе работают по собственным графикам, обычно с 10:00 до 18:00. По пятницам большинство кремлевских музеев работают дольше — до 21:00. Обратите внимание на то, что понедельник и среда для большинства музеев — выходные дни.
Актуальное расписание лучше уточнить на официальном сайте казанского кремля.
Адрес: где находится и как добраться
Удобнее всего добраться на метро до станции «Кремлевская». Можно также доехать на троллейбусе №2 и автобусах № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75, 98 до остановки «Центральный стадион».
Ниже мы отметили кремль на карте Казани.
Стоимость билетов: вход на территорию Кремля бесплатный. Тел.: (843) 567-80-01. www: www.kazan-kremlin.ru
Источник: http://guide.travel.ru/russia/kazan_region/kazan/kazan_kremlin.html
Какие здания Московского Кремля построили русские
Начавший во второй половине XV века коренную реконструкцию Кремля великий князь Иван III желал, чтобы он превратился в архитектурный ансамбль, достойный украшать Москву, которую в тот период называли «Третьим Римом».
Для достижения этой цели он пригласил итальянских архитекторов, построивших большинство светских и религиозных зданий исторического ядра столицы. В последующие века к строительству на территории древней крепости приложили руку и немецкие мастера.
Но все же есть в Московском Кремле строения, сооруженные русскими мастерами.
Теремной дворец
Архитекторы Антип Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трефил Шарутин особым очарованием наделили Теремной дворец, построенный их руками в 1635-1636 годах. Выросшая на месте древних деревянных покоев великих князей новая каменная резиденция правителей представляла собой прекрасный образец, в котором нашли отражение черты русского народного зодчества.
Выглядывающий из-за окруживших его построек красно-белой «шахматной» шатровой кровлей, Теремной дворец был надстроен на разобранной до первого этажа постройке итальянца Алевиза Фрязина. Именно поэтому при взгляде на него отчетливо видна разница между стилевым решением сдержанного нижнего уровня и обильно декорированных, постепенно суживающихся верхних ярусов.
Закрытый для посещения посторонних лиц Теремной дворец с изящными резными наличниками окон и богатым убранством фасада, отчетливо виден только с пределов колокольни «Иван Великий», поскольку со всех сторон заблокирован соседними строениями. В прошлом обрамленный художественным портиком парадный вход в царские покои назывался Золотым крыльцом, тем самым, которое так часто фигурирует в русских народных сказках.
Кстати, еще один элемент Теремного дворца стал притчей во языцех. Согласно легенде из Государева окна, которое украшено гербом и двумя изваяниями львов, в старину свешивался вниз ящик для жалоб и предложений, направляемых простолюдинами царю.
Но ответы на эти челобитные приходили так медленно, что в народе этот ящик назвали «долгим». Частью Теремного дворца является построенная тем же архитекторами царская церковь Спаса Нерукотворного, чьи украшенные цветной росписью барабаны и 11 венчающих их куполов, создал позже мастер Осип Старцев.
В наши дни Теремной дворец является Резиденцией Президента РФ.
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов
Другими созданиями русских архитекторов Бажена Огурцова и Антипа Константинова являются Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов, построенные по желанию патриарха Никона между 1635—1656 годами. При возведении значительной по площади Крестовой палаты зодчие применили новшество, отказавшись от центральной опоры и перекрыв помещение сомкнутым сводом на распалубках.
Сенатский дворец
Сенатский дворец является творческим детищем русского архитектора Матвея Казакова, чей проект в 1776 году приглянулся императрице Екатерине II, желавшей возвести в пределах Московского Кремля здание для заседания Правительственного Сената.
Это грандиозное строение в стиле классицизма, чей купол виден со всех пределов Красной площади, строился с 1776 по 1787 год и принес своему автору множество почестей, новый чин и бриллиантовый перстень от правительницы.
К слову, Казаков проявил действительный талант, сумев подстроить архитектуру столь величественного строения под заданный ему неправильный ландшафт, ограниченный другими историческими постройками. Загнанный в рамки Матвей Федорович решил придать своему произведению форму равнобедренного треугольника с усеченными углами, облагороженными ризалитами в форме триумфальных арок.
Центральным элементом комплекса Сенатского дворца стала накрытая огромным куполом ротонда, в которой располагается Екатерининский зал. Существует легенда, будто Екатерина II, увидев сложенный из слоя всего в один кирпич свод диаметром 27,4 м, приказала Казакову подняться на него (29 м от земли) и в качестве доказательства его прочности сплясать любой танец.
Из-за пышного декоративного убранства именовавшийся в старой Москве русским Пантеоном Екатерининский зал является местом проведения основных мероприятий с участием Президента РФ, а сам Сенатский дворец служит его официальной рабочей резиденцией. В разное время в нем располагались кабинеты Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
Государственный Кремлевский дворец (Кремлевский дворец съездов)
Еще одним архитектурным произведением, к строительству которых не были причастны ни итальянцы, ни немцы, является Государственный Кремлевский дворец, появившийся на территории исторической Москвы в 1961 году. Инициатором строительства выступил Никита Хрущев, а воплощать его идею должна была группа из 8 советских зодчих под руководством Михаила Посохина, которые всего за 16 месяцев возвели общественное здание на 6000 мест.
Чтобы выполнить данное задание и не нарушить действующего на территории Кремля ограничения по высоте, архитекторы увеличили внутреннее пространство дворца за счет его углубления на 15 м. Облицованный анодированным алюминием и уральским мрамором, данный объект советской культуры первоначально назывался Кремлевским дворцом съездов, где проводились партийные собрания.
В наши дни он превратился в главную концертную площадку страны, а также место проведения традиционных новогодних елок.
дня. Рыба отняла удочку у рыбачки
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43454291-kakie-zdaniya-moskovskogo-kremlya-postroili-russkie/
Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
Что посмотреть в Кремле и на Красной площади — 20 самых интересных достопримечательностей. Описание, фото, адреса, gps-координаты и метки на карте.
Когда-то именно здесь, на Боровицком холме при впадении реки Неглинной в Москва-реку, зародилась российская столица. Собственно, Кремль долгое время и был ею – пока его крепостные стены не перестали вмещать постоянно растущее население города. Московский Кремль был деревянным, белокаменным, краснокирпичным; много раз разрушался, горел, переживал осады – но каждый раз, как птица Феникс, возрождался заново, становясь все более величественным и прекрасным.
Кремль является самой крупной сохранившейся крепостью Европы – и одной из немногих действующих: это не только уникальный музейный комплекс и фигурант списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, но и официальная резиденция президента Российской Федерации, чем и объясняется его полурежимный статус.
Ниже по тексту вы найдете небольшой путеводитель по самым интересным достопримечательностям Московского Кремля (конечно, интересных мест на его территории гораздо больше – но, к сожалению, многие из них недоступны для туристов).
Где остановиться в Москве: 12 лучших отелей по соотношению цены и качества
:
Номера достопримечательностей в тексте соответствуют их номерам на карте в конце статьи.
1. Оружейная палата — 2. Алмазный фонд — 3. Соборная площадь — 4. Успенский собор — 5. Благовещенский собор — 6. Архангельский собор — 7. Колокольня Ивана Великого — 8. Царь-пушка — 9. Царь-колокол — 10. Церковь Ризоположения — 11.
Патриаршие палаты — 12. Государственный Кремлёвский дворец — 13. Тайницкий сад и Большой Кремлевский сквер — 14. Собор Василия Блаженного — 15. Лобное место — 16. Мавзолей Ленина — 17. ГУМ — 18. Казанский собор — 19. Государственный исторический музей — 20.
Воскресенские ворота
Экскурсии по Москве от местных жителей
1. Оружейная палата
Оружейная палата – это один из интереснейших музеев страны. Основу коллекции составили драгоценности и предметы искусства, веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице. Общее количество экспонатов – более 4 тысяч; некоторые из них были изготовлены в кремлевских мастерских, другие – получены в дар от иностранных посольств.
Оружейная палата является частью комплекса Большого Кремлевского дворца – специально для нее в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено здание в русско-византийском стиле.
Источник: https://allmyworld.ru/dostoprimechatelnosti-moskovskogo-kremlya-i-krasnoj-ploshhadi/
Благовещенский собор кремля, москва, россия — Галерея
Мы с вами уже побывали в Успенском соборе Московского Кремля. Оттуда, царским путём прошли через Соборную площадь в Архангельский собор.
Здесь мы поклонились праху тех, кто основал наше государство, создал всю эту красоту, которой мы любуемся и не можем вдоволь налюбоваться. И вот теперь перед нами ещё одно сокровище, – Благовещенский собор Московского Кремля.
Благовещенский, значит освящённый в честь одного из двунадесятых православных праздников, — Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник этот отмечается 7 апреля.
Благовещение. Храмовая икона
Где находится?
Благовещенский собор находится с южной стороны Соборной площади, совсем близко к Грановитой палате и Большому Кремлёвскому дворцу. И это не случайно, ведь Благовещенский собор изначально выполнял роль домовой, то есть домашней церкви наших правителей: великих князей, а потом и царей.
Назначение собора
В храме совершались церковные службы семейного характера для высочайших особ.
Служба в Благовещенском соборе
В подклете храма в XV – XVII веках находилась великокняжеская, а затем и царская сокровищница (в настоящее время там располагается археологическая выставка Кремля).
Храм не только находился во дворе государева дворца, но даже соединялся с государевыми палатами переходами. Конечно, это был совсем не тот дворец, который мы видим сейчас. Да и собор был иным.
Первый Благовещенский собор
Изначально Благовещенский собор был построен из дерева. Построен он был сыном Дмитрия Донского великим князем Василием I в 1397 году.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Василий I
Честь расписать царский храм была оказана самым лучшим в то время мастерам: Андрею Рублёву, Феофану Греку, Прохору из Городца.
Андрей Рублёв
Спустя столетие, когда великий князь Иван III осуществлял грандиозную перестройку Кремля, было возведено новое каменное здание собора. Это здание сохранилось до наших дней и, будем надеяться, простоит ещё века.
Великий князь Иван III Васильевич
Строительство нынешнего Благовещенского собора
Благовещенский собор по своей архитектуре и убранству значительно отличается от других соборов, стоящих на Соборной площади. А всё потому, что Успенский и Архангельский соборы строились итальянскими зодчими, а Благовещенский собор- русскими мастерами: псковичами Кривцовым и Мышкиным.
Перед мастерами стояла трудная задача: органично вписать новый собор в единый ансамбль с соборами, которые строились итальянцами. С задачей они справились с честью, — новый собор был просто великолепен. Заложен собор был в 1484 году, а через пять лет уже освящён.
Проект храма был сделан по образцу греческого храма 10 века. Сначала Благовещенский собор Московского Кремля имел только три купола, а современный вид получил при Иване Грозном, сыне великого князя Василия III.
Царь Иван IV Васильевич Грозный
Украшение собора
Сын и продолжатель дела Ивана III великий князь Василий III приказал украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными ризами и красиво расписать собор.
В новый собор были перенесены иконы, написанные Андреем Рублёвым, из старого деревянного Благовещенского храма, а роспись храма была сделана по точному образцу прежней. Роспись делал лучший в то время художник Фёдор Едикеев.
Роспись Благовещенского собора
По художественной ценности иконостас Благовещенского собора уникален: в нём размещены иконы выдающегося письма XIV — XIX веков.
Иконостас Благовещенского собора
Внутри собор невелик. Царским местом в храме были хоры, расположенные напротив иконостаса, куда можно было попасть прямо из дворца. Можно представить, как государи отдыхали после богослужения на южном крыльце собора и раздавали милостыню бедным.
Галерея и крыльцо собора
Царские подарки собору
Каждый следующий государь старался сделать как-то ещё благоустроить и благоукрасить домовый храм.
Так, например, царю Алексею Михайловичу собор обязан своим уникальным полом, сделанным из благородных камней: яшмы, агата и мрамора. Камни эти были присланы в дар царю от персидского шаха.
Царь Алексей Михайлович
В 1547 году Благовещенский собор сильно пострадал от пожара. Большая часть настенной живописи погибла. Иван Грозный восстановил уникальную роспись храма, которая частично сохранилась до нашего времени, а также подарил храмовый образ Благовещения.
Благовещение. Храмовая икона
Перестройка собора
По указу Ивана Грозного в 1564 году паперти собора были перекрыты сводами.
Получилась крытая галерея, по четырём углам которой поставили небольшие приделы, освящённые во имя: Собора Богоматери; архангела Гавриила; Праздника Входа Господня в Иерусалим; святого Георгия.
Храм святого Георгия позднее в 1822 году был перестроен и освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Одновременно со строительством приделов на кровле были сооружены ещё два купола. Таким образом, собор стал девятиглавым. Купола и кровлю позолотили, поэтому от обилия золота храм стали называть Златоверхим.
Златоверхий собор
- После того, как в 1572 году Иван Грозный женился в 4 раз вопреки церковным канонам, он стоял на богослужениях отдельно на крытой галерее храма.
- А в марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету, которую посчитал предзнаменованием своей смерти, что и случилось через несколько дней.
Благоукрашение собора
Сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович повелел установить на центральном куполе храма золотой. Тот самый крест, который безуспешно искал в Кремле Наполеон.
В 16 веке итальянские резчики выполнили резьбу на северном и западном каменных порталах собора. Резьба позднее была раскрашена синей и золотой красками. Двери порталов были покрыты медью с изображениями сцен из библии и античных мудрецов.
Резные порталы храма
Святыни собора
В Благовещенском соборе Московского кремля находились, как в драгоценной шкатулке, многие православные святыни: чудотворные и чтимые иконы Богородицы и Спасителя.
Фрагмент иконы Богородицы иконостаса Благовещенского собора
Фрагмент иконы Спасителя из иконостаса Благовещенского собора
Одной из святынь собора была икона Пресвятой Богородицы «Донская», которая находилась с князем Дмитрием Донским на Куликовском поле во время битвы. Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед сражением. В 17 веке во имя этой чудотворной иконы был построен Донской монастырь.
Донская икона
Благовещенский собор пережил все беды, которые пережила наша матушка Россия. И пожары, и вражеские нашествия, и разорения от иноземных захватчиков, и разорения от собственных безбожников.
Благовещенский собор в наше время
Благовещенский собор Московского Кремля сильно пострадал во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. Было разрушено то самое крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету.
В марте 1918 года собор был закрыт, как и сам Кремль. В настоящее время Благовещенский собор Московского Кремля действует как музей.
Только один раз в год на праздник Благовещения Патриарх служит в нём праздничную службу, а затем выпускает с крыльца собора из клеток белых голубей, как символ свободы для каждого Божьего творения.
Источник: https://gavrilin-dshi.ru/zhivopis/blagoveshhenskij-sobor-kremlya-moskva-rossiya.html
Благовещенский собор
Благовещенский собор — самый знаменитый храм города Москвы.
Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм. Собор был домовым храмом членов царской семьи.
Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.
Благовещенский собор — домовая церковь московских государей
По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.
По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.
Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.
По велению Ивана III Благовещенский собор было поручено строить псковским зодчим.
В 1474 г. летописец отметил:
«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.
Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»
Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор — Мышкин и Кривцов.
После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.
Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.
На фото можно увидеть архитектурные особенности Благовещенского собора
В 1489 году, после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.
1547 год. Пожар в храме, здание сильно пострадало.
1564 год. Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.
1572 год. Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.
Грозненское крыльцо собора. По легенде, его приказал построить Иван Грозный. Его отлучили от церкви после четвертого брака, и он хотел слушать проповеди в церкви, куда ему теперь было нельзя
1917 год. Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.
1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью
В 1993 году службы возобновили.
Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника. По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.
Благовещенского собор по архитектуре похож на греческие соборы 10 века
Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.
Благовещенский собор украшают 9 глав.
В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)
Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры.
Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.
В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».
Собор поражает посетителя своим великолепием
Убранство Благовещенского собора
С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части — красивая разноцветная роспись.
Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.
Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.
Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллюстрации «Апокалипсиса».
Иконы Благовещенского собора украшены золотыми и серебряными окладами по велению царя Василия III
В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.
Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.
Обновленную роспись собора храма выполнил мастер Федор Едикеев
В соборе есть свои реликвии, главная из них — икона от Феофана Грека
- Чудотворная икона Пименовской Богоматери.
Чудотворная икона Пименовской Богоматери – привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;
- крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.
святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.
Чудотворная икона Божией Матери Донская, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой
Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля
Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.
Расписание проводимых служб:
- понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
- суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.
божественной литургии из Благовещенского собора
Источник: https://hranitel.club/550-blagoveshhenskij-sobor
Патриарх белокаменного зодчества
В ночь с 13 на 14 июня 1932 года был взорван Благовещенский собор. Двенадцать верующих своими телами пытались защитить святыню и погибли вместе с ней.
Когда звонят колокола
Весной 1700 года на берегу Туры по Указу Петра I начали строить каменную церковь. Сам царь пожаловал из казны тысячу рублей. А Сибирский приказ срочно потребовал прислать из Тобольска Федора Чайку и Кирилла Шадрина. (Чайку специально направили из Москвы в Тобольск для участия в работах по сооружению Софийского двора и кафедрального собора. Он слыл лучшим мастером, умел составлять смету. О Шадрине известно, что это был опытный каменщик).
В Тюмени сначала построили каменные амбары, и «казачьи дети», мастеровые, ссыльные приступили к возведению храма. В 1703 году митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский) взял под контроль стройку. Из своего архиерейского двора распорядился прислать опытного мастера, позаботился, чтобы изготовили великолепный иконостас и чудесно расписали его. В 1704 году собор освятили, хотя и был он незавершенным, и во имя праздника назвали Благовещенским.
Мастеровых отозвали обратно в Тобольск. Заканчивал строительство каменных дел подмастерье ссыльный Яков Афанасьев. Стены собора украсили изразцами, а изнутри – евангельской виноградной лозой из керамики. Карниз имел зеленую окраску.
Чудо-храм величественно возвышался среди одноэтажных домов города. В 1834 году напротив его построили красивое здание городской Думы. Творения зодчих стали символизировать врата Тюмени. Единый архитектурный ансамбль оставлял самые приятные впечатления о площади, которая называлась Соборной.
Колокольный звон плыл над городом, радуя сердца православных.
Антирелигиозный музей
В 1929 году Благовещенскую церковь передали окружному музею. Директором его был общественный деятель, художник, историк Павел Афанасьевич Россомахин. По всей стране ударными темпами шла атеистическая пропаганда. Вот и тюменцы 30 апреля 1930 года увидели в храме экспозицию, вывеска которой извещала: «Без Бога – шире дорога».
Были представлены экспонаты по темам «Православие», «Мусульманство», «Сектанство», «Тотемизм», выставлены предметы буддийского, католического, иудейского культов, подобраны материалы о религиях античности, Древнего Востока, Японии, Африки, Новой Зеландии и острова Пасхи. Церковь превратилась в антирелигиозный музей. Он завоевал симпатии посетителей, потому что экспозиция получилась интересной. Над ее созданием много работал Россомахин.
Интересно, что сотрудником музея назначили бывшего священника Страхова. Ведь кто лучше духовного лица поведает о тонкостях религиозного культа, об истории христианства? Однако из докладной записки инспектора по музейно-краеведческой работе Шваненберга следует: «пояснения, даваемые посетителям т. Страховым, примитивны, религиозные культы рисуются как нечто отвлеченное, безобидное.
Совершенно не подчеркнута роль религии как средства угнетения трудящихся. Нет показа массового отхода трудящихся СССР от религии и роста числа членов Союза воинствующих безбожников».
Антирелигиозный музей существовал недолго. Горсовет отказался его финансировать, здание передали пединституту. В 1932 году городские власти решили и вовсе его снести. Товарищу Россомахину предложили срочно свернуть экспозицию.
15 мая 1932 года здание перешло страховой кассе «для разборки и слома на кирпич». В ночь с 13 на 14 июня 1932 года Благовещенскую церковь взорвали. Репортер Шустер успел сделать снимки ее интерьера, возможно, именно он зафиксировал взорванный Благовещенский храм с участниками злодеяния.
Стоят они на обломках, позируют для истории, считают себя героями. Двенадцать верующих своими телами пытались защитить святыню от уничтожения и погибли вместе с ней.
После взрыва в Туру обвалился довольно большой участок с жилыми домами, и народ стал поговаривать, что Бог наказал людей за то, что они не противостояли святотатству.
Так не стало первого каменного здания Тюмени, считавшегося одним из самых старых в Сибири. Сейчас о былом величии храма напоминают фотографии. Смотришь на его изображение и понимаешь: зодчие – связующее звено между землей и небом. Создать божественную красоту на земле – дар редчайший.
Директор музея Павел Россомахин выступил против варварского уничтожения памятника истории и культуры. Он направил в центральную газету «Правда» письмо, которое озаглавил весьма характерно: «Тюменские головотяпы ликвидировали антирелигиозный музей».
С группой сотрудников краеведческого музея Россомахин обратился в суд с требованием рассмотреть дело по факту уничтожения здания собора. Конечно, виновных в злодеяниях не осудили, нашли «стрелочника» – заместителя председателя горсовета Савина. Осужденный получил год принудительных работ с вычетом из зарплаты 25 процентов. Зампред пытался защититься.
Писал, что на момент взрыва находился в Москве, возмущался: «почему-то никто больше из членов горсовета к ответу не привлекался».
Гора из кирпичей, оставшихся от церкви, долгое время «украшала» площадь. Есть версия, что гостиница «Заря», что стояла на улице Первомайской, была выложена из этих камней, и кинотеатр «Темп» тоже делали из кирпичей уничтоженной святыни, балки использовали как топливо.
Таинственный берег
Существует мнение: Благовещенский собор взорвали, потому что берег Туры сильно осыпался. Когда облпрокуратура в 30-х годах сделала запрос о причинах его сноса, горсовет сослался на акт профессора Клера, в котором указывалось на угрозу оползней реки. Сегодня специалисты уверены: храм жил бы еще несколько десятилетий.
Место, где он стоял, особенное. Коренные тюменцы из уст в уста передают удивительные истории о подземном ходе, что шел под Благовещенским собором и где-то вблизи его. Случился, дескать, обвал, и берег обнажил подземелье. Солдаты немедленно в него спустились. Светили фонарями, но припрятанные церковные ценности не нашли. Достоверной же является информация, что возле собора существовал погост.
Факт наличия захоронений был установлен еще в 1925 году, когда укладывали мостовую по улице Ленина. Газета «Трудовой набат» сообщала: «Гробы находятся на весьма незначительной глубине, не более 4-5 сажень от поверхности земли, что объясняется постепенным сносом земли с дороги весенними водами, дождями и ветрами. Музеем местного края приняты меры к дальнейшему обследованию находки, к охране и описанию вещей».
Через несколько дней газета известила, что ходатайство музея о проведении раскопок на участке улицы Ленина и перед бывшими казармами отклонено. Только в 1988 году, когда реконструировали проезжую часть улицы Республики, эта работа возобновилась под руководством сотрудницы областного краеведческого музея Валентины Семеновой.
Ученым удалось обнаружить остатки фундамента Благовещенского собора, часть территории кладбища, фрагменты городского квартала со следами деревянных сооружений ХVII-XIX веков.
В 2003 и 2008 годах во время берегоукрепительных работ и ремонта дорожного полотна Республики строители также натыкались на погребения. Громких сенсаций не случилось, но археологи смогли обследовать заповедный участок, обнаружить несколько древних бревен, предметы быта. Находки датируются ХVII-XIX веками.
Бог не в брёвнах, а в рёбрах
Лет 12 тому назад тюменские архитекторы предлагали обозначить место, где стоял Благовещенский собор, и с помощью современных технологий воссоздать образ архитектурного шедевра. И парил бы храм над землей, растворяясь в небесах. Идея получила реальное земное воплощение в Депутатском сквере.
Был разработан проект, инициативная группа верующих собрала подписи в пользу строительства храма, зарегистрировала местную религиозную организацию «Приход храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы». Начались хлопоты по выделению участка.
Трудный путь по воссозданию уничтоженного собора был осенен чудесами.
28 августа 2002 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда читался акафист, в небе, затянутом густыми серыми облаками, появился просвет в виде креста. Значит, верно выбрано место! Но в городской администрации так не считали.
В Депутатском сквере планировалось разместить детские аттракционы, спортивные и игровые площадки. Кроме того, депутат Иван Квитка намеревался построить музей военной техники. Узнав о желании верующих, «уступил место».
Главный архитектор области Сергей Лесков, ознакомившись с планом земельного участка, пришел к выводу, что хватит места и для храма, и для аттракционов с площадками.
В 2004 году архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил выбранный участок, отмеченный чудесным знаком.
– Радость и утешение будет всем, кто сможет взирать на Благовещенский собор, – сказал он. И добавил: – Бог не в брёвнах, а в рёбрах.
В фундамент церкви положили святыни: пять камней, переданных с набережной Свято-Пантелеимонова монастыря, что находится на горе Афон, и несколько камней от разрушенного Благовещенского собора.
Как их добыли? Один прихожанин почтенного возраста рассказывал, что отправился он за ними к берегу реки с обыкновенным ломиком. Стояла осень, грязно, скользко, кирпичи не поддавались. А тут бабушка навстречу, поинтересовалась: «Чем, мил человек, занимаешься?». Он объяснил.
«Бог в помощь!» – пожелала ему старушка и пошла своей дорогой. Следующий удар – и отскочили кирпичи.
В 2007 году владыка Димитрий заложил в стены строящегося храма камни от взорванного собора. Так прошлое соединилось с настоящим. Благовещенская церковь воссоздается на народные деньги и пожертвования благотворителей.
Источник: http://tyum-pravda.ru/obshestvo-main/9425-patriarh-belokamennogo-zodchestva
Кремль 1475 — 1495
Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих.
Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей.
В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий».
В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.
Энциклопедия «Москва»
НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ
«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».
Музеи Московского Кремля
ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль.
Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III
Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.
Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.
Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».
Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры.
Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа.
Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.
В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия.
Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей.
Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.
Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.
Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе.
Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов.
Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».
Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.
После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри).
И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль
В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.
В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III.
Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества.
Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.
Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.
Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.
Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/krieml