Правильные глаголы. Как мыслить и действовать, чтобы выжить в этом миреТекст
Допущено к распространению
Издательским советом
Русской Православной Церкви
Номер ИС Р20-918-0662
Вместо предисловия
У преподобного Паисия Афонского есть книга «С болью и любовью о современном человеке». Сам старец ничего не писал. Книга составлена из расшифровок его бесед с духовными детьми и из ответов на вопросы. Название этой книги очень точное. Как еще говорить о человеке, если не с болью и любовью? Если без боли, то человек просто не видит умножающиеся страдания мира и имеет каменное сердце. Если без любви, то зачем вообще говорить что-либо?
Цицерон в свое время, выступая с речью против Катилины, с горечью воскликнул: «О времена, о нравы!» Выражение стало крылатым.
O tempora, o mores!
Мы решили воспользоваться этим горьким вздохом, полагая, что он подходит к разговору о человеке с болью и любовью. При этом мы помним сказанное Соломоном: «Не говори: отчего это прежние времена были лучше нынешних? Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Еккл 7:10). Мы не осуждаем наше время и не хвалим прежние без рассуждения. Просто живем мы сегодня, и наши дни достойны горького вздоха, как и все прочие.
Жизнь, кажется, долго шла, как усталый конь по борозде. И вдруг рванула с места так, что не догонишь. Общее отношение людей к жизни сегодня таково: она мчится и стремительно меняется. А когда в быту меняется решительно все – манера одеваться, пища, способы передвижения и обмена информацией, виды отдыха и т. п.
, – то возникает вопрос: мораль и нравственность могут ли остаться неизменными? Может, такие понятия, как «верность», «честность», «терпение» так же устарели, как устарел гужевой транспорт в сравнении с современным автомобильным? Может быть, и сама вера отходит в область музейной старины вместе с бабушкиной дровяной печью и чугунным утюгом?
Подобные мысли – соблазн, но соблазн закономерный. Оказывается, незыблемые и фундаментальные нравственные категории требуют нового, свежего прочтения в каждой новой эпохе.
Если раньше о трудолюбии приходилось говорить в основном с людьми тяжелого ручного труда, то теперь об этом приходится говорить с людьми, одетыми на работе в крахмальные рубашки и стильные пиджаки. Но само «трудолюбие» при этом никуда не исчезло и сути не изменило. Точно так же дело обстоит и с другими нравственными категориями.
К тому же и сама жизнь опытно доказывает нам ту простую истину, что нравственная эрозия, вымывание нравственного смысла из сознания современного человека равнозначно выдергиванию земли у него из-под ног.
Стоит развратиться человеку, полюбить связанные в тугой узел деньги и удовольствия, а кроме них более ничего, как вдруг оказывается, что жизнь треснула. Генно-модифицированная еда не насыщает. Распавшиеся семьи плодят новое сиротство и великое массовое одиночество.
Техника, придуманная для облегчения жизни, превращается в подлинное наказание, угрожая катастрофами и умножая суету. К прежним зависимостям прибавляются новые, и под шум о свободе человек все более и более порабощается.
Словно театр абсурда переступил грань, отделяющую сцену от зала, и вошел в самую гущу жизни.
Не надо обольщаться. Современная цивилизация не сделала того, что обещала. Она не сделала человека счастливым. Видимо, счастье принципиально не живет внутри таких понятий, как цивилизация. Цивилизация, как говорил Константин Леонтьев, лишь избавляет человека от одних проблем, чтобы тут же на их место поставить новые.
А человеку все так же, как всегда до этого, нужен Бог. Нужно, чтобы небо над головой жило и дышало, а не превращалось в крышку над медным тазом, в котором оказался человек. У человека по-прежнему болит душа, в бессмертие которой его верить отучили.
И, значит, нужно припомнить некоторые прописные истины, истолковав их на языке, более-менее приближенном к современному пониманию.
Безусловно, это труд, не обещающий великих успехов. При всей своей глубинной несчастности человек все же стал циничен, недоверчив, горд. Он потерял способность говорить о главном. К тому же «нелегкая это работа – из болота тащить бегемота». Но попробовать стоит. Все же речь идет о любимейшем Божием создании, за которое на Кресте страдал и умер Иисус Христос. Люди не созданы для адских мук. Не созданы также и для вечной суеты и взаимного злобного пожирания.
Люди созданы для чистых радостей и умного труда. Возвращению этих ясных мыслей в помутненное сознание современника посвящена эта книга – книга о нас.
О том, что оку хорошо видно, а сердцу не до конца понятно.
O, tempora!..
О, времена!..
Воцерковление как социализация
Крест, как известно, состоит из двух перпендикулярно пересекающихся перекладин. Этот простейший геометрический образ (линия вверх и линия поперек) является, несмотря на простоту, глубочайшим выражением полноты человеческой жизни.
У человеческой жизни есть – должна быть – вертикальная координата. Это наше отношение к Богу и, более того, наши отношения с Богом. Живые, личные отношения. Наши молитвы, наши «шепоты и крики». Наши просьбы и Божии ответы на них, наши обеты и исполнение их.
Все это и есть та самая вертикаль, которая есть, вернее, должна быть у каждого человека. Вера – это вертикаль. «Горе имеем сердца!» – всякий раз мы слышим при служении литургии.
То есть «сердца наши да будут устремлены вверх!» И литургический ответ общины на эти священнические слова: «Имамы ко Господу!», что означает: «Сердца наши обращены к Господу».
Но вера – это также и горизонталь.
Это нахождение общего языка с другими людьми. С теми, кто стоит с тобою вместе в одном храме на молитве. Но также и с теми, кто не стоит сейчас рядом, но тем не менее является твоим братом и ближним во Христе.
Одной из иллюзий современности является убеждение в том, что вера – это личное дело каждого. Иногда столь интимное и личное, что оно и не проявляется вовне никак. На самом деле отдельный человек вряд ли способен верить. Вера как дар дана Телу Церкви, общине. Вера живет в общине, в верующем народе, и из ее сокровищ каждая личность берет столько, сколько способна переварить и усвоить. Это касается таинств веры и принятия благодати. Это же касается и элементарного братского общения.
Мы верим в одного и того же Господа, участвуем в Его трапезе и при этом можем быть так чужды друг другу, словно теснимся в автобусе, а не стоим у Престола Господня. Примерно так об этой проблеме говорит Франсуа Мориак в небольшой, но крайне полезной книжице под названием «Во что я верю». Я всерьез думаю, что относительный успех различных протестантских миссий напрямую связан с их социальной активностью.
Человек, попадающий в одну из таких улыбчивых групп, ощущает себя окутанным братскими и сестринскими отношениями. Это так ново и непривычно для нашего холодного и эгоистичного мира, что человек будет «куплен» этой любовью надолго.
Со временем он, скорее всего, перерастет масштаб и объем преподаваемого учения и образа жизни (я говорю о русских людях), но чувство того, что он встретился с некоей семейственностью, справедливо останется в его душе и будет соединено с благодарностью.
Вот, собственно, чего не хватает. Но не так, как птичьего молока, которого нет в природе. А не хватает так, как не хватает чистоты на плохо подметенной улице – стоит только взять да подмести. В этом нет ничего особо сложного и тем более недоступного.
Всякий человек хоть на что-нибудь да способен. В этой корявой и простой мысли есть много силы и красоты. В каждом храме могла бы лежать тетрадка, разделенная на две части. Название одной части: «Могу помочь», название другой: «Нуждаюсь в помощи».
Например, пожилая и одинокая женщина пишет: «Нуждаюсь раз в неделю в помощи по уборке квартиры и закупке продуктов». И она же пишет во второй части тетрадки: «Могу взять на проживание девушку-студентку, так как живу одна.
Возьму бесплатно, во славу Божию».
Как нетрудно заметить, первая фраза, выражающая нужду, находит разрешение во второй фразе, предлагающей помощь. В случае, если все сойдется, бесквартирная молодая студентка, ходящая в тот же храм, поселится даром у верующей старушки. А милосердная хозяйка взамен получит бесплатную помощницу, и не только раз в неделю, а чаще.
Так бывает – если и не всегда, то весьма часто. Нам что-то очень нужно, и мы не имеем этого. Но в то же время мы что-то можем, но не делаем этого. И то, что можем мы, тоже очень нужно кому-то.
Получается некое вселенское сиротство и общая душевная сухость. Порочный круг разрывается изнутри нашим личным усилием. Мы ставим перед собой вопрос: «Что полезного я могу делать?» И если у вопроса будет ответ, нужно приниматься за дело.
Отсюда, из этой точки, и начинают меняться мир и жизнь человека.
В более радикальной форме вопрос может звучать не так: «Что я могу делать?», а так, как он прозвучал из уст ослепшего Савла, который «в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян 9:6). Эта форма вопроса более точна.
Вернее, она единственно точна, поскольку «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс 36:23). Тот, в ком есть вера, привычно просит от Бога прощения и благословения. «Господи, помоги», «Господи, прости», – часто произносит человек.
Но вот и еще один способ и смысл обратиться к Богу: «Что повелишь мне делать?»
Пусть нарисованная картина не рождает в вашей душе радужных иллюзий. Сознательное творение добра (по-церковному – доброделание) – это крест. Он тяжек, и под ним не раз упадет человек. Кто думает, что творить добро есть занятие приятное и легкое, тот вряд ли хоть что-то поистине доброе сделал за всю жизнь.
Возьмем хотя бы нашу бабушку и ее студентку-помощницу. Даже если все сложилось и две половинки составили целое (у одной есть жилье, у другой – помощь по дому), у нас нет гарантий, что все будет прочно и красиво. Ведь мы же знаем, как вредна и докучлива, подозрительна и ворчлива бывает старость. Даже у верующих людей.
Даже в острой нужде.
И познакомиться всегда легче, чем ужиться. Кроме того, мы и о молодости знаем, что она бывает ветрена и легкомысленна, ленива и развратна.
Так что у нас нет гарантий, что после встречи двух людей, нуждающихся друг в друге, отдельная болячка мира затянется и исцелится. Может быть и так, что появятся новая язва и новое недоумение. Кстати, не так уж нужна и тетрадка.
Люди, молящиеся в одном приходе, просто со временем должны узнать друг друга. Узнавание и принесет информацию как о нуждах, так и о способностях.
Источник: https://www.litres.ru/protoierey-andrey-tk/pravilnye-glagoly-kak-myslit-i-deystvovat-chtoby-vyzh/chitat-onlayn/
Жизнь и биография протоиерея Андрей Ткачев
Долгое время религиозная деятельность оставалась под запретом властей, но сегодня никто не притесняет христиан в России. Благодаря авторитетным проповедникам Церкви, большинство христиан продвигаются в религиозном отношении, расширяя собственные горизонты духовной жизни. Особо выделяют деятельность священнослужителя Андрея Ткачева.
Миссионерская деятельность протоиерея
Священнослужитель православной церкви России является клириком (чтецом) храма святого Василия Великого. А. Ткачев носит звание митрофорного протоиерея, проповедника и миссионера, а также является ведущим на ТВ. Этот человек не останавливается на достигнутом, не боится подтвердить ранее сказанное, пишет книги и активно проповедует.
Читайте о деятелях церкви, канонизированных в лике святых:
Биография протоиерея Андрея Ткачева указывает, что священнослужитель появился на свет 30 декабря в 1969 г. Его родным городом стал украинский Львов. Ребенка крестили в раннем детстве и обучали в русской школе. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в военное училище, а после продолжил обучение в Военном институте. Курс не закончил, потому что не имел особенного желания набираться специфических знаний. В период службы в армии знакомится со священной книгой индуизма — Бхагавадгитой.
На заметку! По словам протоиерея А. Ткачева, обращение в христианскую веру пришло от осознания бессмыслицы и тоски, которое он ощутил еще в подростковый период. На становление священника повлиял некий друг из Львова, увлекающийся чтением Евангелие.
- Вернувшись в родной город, молодой человек пробует профессии грузчика, пономаря и охранника в православном монастыре. Через некоторое время Андрей Ткачев поступает в духовную семинарию, послушав совета старших священников.
- Во время учебы он знакомится с будущими архимандритами Лонгиным и Кириллом. За непосещение лекций теряет свое место в духовной семинарии. Протоиерей признается, что не смог освоить полноценное обучение из-за своего активного образа жизни.
- Согласно биографии, Андрей Ткачев получил сан диакона весной 1993 г. в городе Львове. А осенью этого года становится священником. А. Ткачев 12 лет состоял в духовенстве храма Георгия Победоносца. В это время он читал религиозные трактаты о христианских основах и преподавал Закон Божий, который в школах называют этикой.
- В 2005 году протоирей, который подписывает соглашение на участие в религиозных передачах, продал квартиру и переехал в Киев. Пока он не имел официального документа о переводе, служил в нескольких монастырях.
- В период с 2006 года по 2014 г. служит настоятелем храма Агапита Печёрского. В 2013 г. встает на пост управляющего миссионерского отдела. Через год Андрей Ткачев переезжает в Россию назначается в московский клир.
- Сегодня священник является настоятелем храма, построенного в честь Василия Великого. Андрей Ткачев читает проповеди, пишет книги, статьи и участвует в ряде телевизионных передач для православного ТВ.
На заметку! Протоиерей ведет динамичную деятельность миссионера, подкрепляя её собственными литературными произведениями. Проповеди священника обладают популярностью, выходящей за пределы Львова.
Андрей Ткачев отмечает, что миссионерская работа сама выбрала его, а не наоборот.
Амплуа журналиста и писателя
В своих книгах священнослужитель старается донести до современников идею служения Всевышнему. Называя себя журналистом, Андрей Ткачев пишет статьи на остросоциальные темы для русского человека и не забывает внедрять в собственные мысли божественное наставление.
Священник старается раскрывать злободневность и надеется, что произведения его пера будут актуальны и через 100 лет. К наиболее популярным сочинениям относят:
- «Возвращение в рай» — собраний размышлений автора на темы, близкие каждому христианину.
- «Письмо к Богу» — сборник ярких эпизодов из жизни святых и простых людей.
- «Воздух небесного Града» — рассказы протоирея об угодниках Всевышнего.
- «Беглец от мира» — в этой книге протоиерей с критической стороны рассматривает личность философа Г.С. Сковороды и отмечает, что изучения его трудов являются сложным делом, требующим молитвенного подхода.
С полным списком изданных книг священнослужителя можно ознакомиться на его официальном сайте. http://www.andreytkachev.com/knigi/
Небольшие произведения автора впитывают его мировоззрение, красноречиво и емко раскрывают перед читателем происшествия, случившиеся с христианскими подвижниками. Автор своими проповедями призывает простой народ обратиться к заповедям Сына Божьего и соблюдать их.
Читайте о Заповедях Божиих:
Большинство рассказов построено в виде диалога автора и священника, где читатель находит ответы на интригующие вопросы. Андрей Ткачев затрагивает тематику рождения детей, эмоциональных комплексов, отношений между мужчиной и женщиной. Священнослужитель не обходит стороной и более важные субстанции: Бога, жизнь и смерть, старость.
Протоиерей хорошо разбирается в человеческой психологии и определяет причины появления страстей жизни. В его произведениях миряне находят ответы на давно интересующие их вопросы.
Помимо написания книг, священник Андрей Ткачев участвует в разработке сайтов на тему православия, а также делает статьи для религиозных журналов.
Его интервью и рекомендации располагаются на портале Pravoslavie.ru. На сайте Otrok.ua священник стремится создать благоприятные условия для воспитания молодежи в рамках добродетельной религиозности.
Мысли проповедника
Проповеди Андрея Ткачева занимают достаточное место в его миссионерской деятельности. Священнослужитель устремляет свои слова ко всем слоям населения. Его с одинаковым вниманием слушают старики и молодежь, верующие различных конфессий и атеисты. В речах протоиерея нет излишней напыщенности и стремления к уговорам. Священник выражается простым и четким языком.
Многие проповеди можно услышать во время встреч с протоиереем, или же найти на его официальном сайте в Интернете.
встречи — http://www.andreytkachev.com/category/video/
-записи проповедей — http://www.andreytkachev.com/category/audio/
Совет! Также существует Elitsy.ru — проект, на котором есть возможность слушать наставления и задавать вопросы миссионеру.
Проповеди Андрея Ткачева имеют современный вид и часто приправляются авторитетными цитатами древних мудрецов.
Это позволяет разрушать иллюзорность материального окружения и раскрывает закономерность и предопределенность всех событий. Протоиерей утверждает, что личность становится сильнее внутри общества, но духовно совершенствуется — вдалеке. Одиночество необходимо, так как жизнь среди людей порождает некую недоразвитость.
Чтобы сохранить и приумножить здоровье, избегая дурного влияния, личности необходимо уединение.
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/svyashchennik-andrej-tkachev.html
Коронавируса в церковном уставе нет Как целые епархии РПЦ бунтуют против решения патриарха закрыть храмы на Страстную неделю и Пасху — Meduza
Патриарх Кирилл призвал верующих в Страстную неделю и на Пасху молиться дома.
Его викарий, митрополит Воскресенский Дионисий, обязал московских священников и монахов закрыть храмы и монастыри от свободного посещения верующими, сославшись на постановление главного санитарного врача России.
Тем не менее не все епископы и священники поддерживают эти меры: некоторые священнослужители открыто призывают саботировать решения церковных и светских властей — и зовут прихожан в храмы в самую важную для православных верующих неделю.
Пасха без куличей
О том, что божественная литургия на Вербное воскресенье — один из главных праздников для православных верующих — стала последней перед тем, как на Страстную неделю и Пасху закроются все храмы, многие московские прихожане узнали из текста, зачитанного настоятелями после проповеди. Циркулярное письмо первого викария патриарха Московского и всея Руси по Москве, митрополита Воскресенского Дионисия — одного из первых лиц в церковной иерархии — разослали по московским приходам глубокой ночью предыдущего дня и опубликовали на сайте Московского патриархата.
В этом послании от имени патриарха Кирилла «с болью в сердце» прихожан просят, выполняя предписания «санитарных властей», оставаться дома — а в богослужениях участвовать по видеотрансляции из храмов. Вторая часть документа содержит уже конкретные указания настоятелям приходов: по окончании литургии огласить это предписание прихожанам, «утешить их отеческим словом» и с этого момента проводить службы при закрытых дверях без паствы.
В московских приходах к этому моменту уже действовали беспрецедентные меры безопасности по рекомендациям, опубликованным 17 марта 2020 года Священным Синодом РПЦ.
Например, в храме святителя Спиридона Тримифунтского в районе Коптево на севере Москвы пол разметили белыми точками с интервалом в полтора метра, на которые должны были вставать приходящие в храм посетители во время службы; после заполнения всех точек людьми двери храма закрылись.
В храм не пускали прихожан без масок, а причастие совершалось в максимально стерильных, насколько это возможно, условиях: один из алтарников после каждого совершения таинства окунал ложечку для причащения в чашку со спиртом, губы причащающиеся вытирали сами бумажной салфеткой, а «запивку» после причастия раздавали в одноразовых пластиковых стаканчиках.
Еще когда эти меры вводились, они вызвали активные споры и среди православного священства, и среди прихожан. Настоятель храма Спиридона Тримифунтского отец Сергий, пытаясь донести до растерянной паствы серьезность ситуации, воскликнул: «Многие из вас были недовольны тем, что их при входе в храм заставляют надевать маску: мол, никаких масок в уставе Церкви нет. Так и коронавируса в уставе нет!»
Объясняя необходимость выполнять решения светских властей и воздержаться от посещения храма, отец Сергий советовал прихожанам рассматривать это как уникальный шанс сконцентрироваться на истинном значении праздника Пасхи как воскресения Христа, свободного от внешней, мирской атрибутики вроде куличей и яиц. Он отдельно просил не вступать в конфликты с сотрудниками полиции, которые готовились поставить кордон на входе в храм. Однако это убедило не всех прихожан; один мужчина начал кричать: «Кто они такие, чтобы меня в храм не пускать?»
Церковные COVID-диссиденты
В большинстве других епархий митрополиты и епископы выпустили похожие циркуляры и обращения, призывающие верующих оставаться на Страстную неделю и пасхальное воскресенье дома. Однако некоторые иерархи РПЦ открыто выступили против предписаний властей и высказываний патриарха Кирилла по поводу санитарных мер против пандемии коронавируса — в диапазоне от отрицания самого явления пандемии до призывов к саботажу решений светских властей.
Например, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим на своей странице «ВКонтакте» назвал распоряжение республиканского Роспотребнадзора антиконституционным и заявил, что православная общественность региона готовит судебные иски против ведомства. А епископ Камышловский Мефодий в проповеди во время службы на Вербное воскресенье посетовал, что «в храме, к сожалению, слишком пусто», и заявил: «Все равно нас в храм принесут [на отпевание], все равно лучше прийти в храм своими ногами».
Примерно в том же духе высказался протоиерей Андрей Ткачев в своей передаче «Отец Андрей. Ответы» на телеканале «Царьград»: «Мы не бунтари, не революционеры, не хотим войны в Церкви, надо уважать священноначалие.
Но есть другие вещи, есть власть светская, которая нас просто закрывает, а есть Христос воскресший, трудно представить себе, как это праздновать дома». Заодно Ткачев усомнился в самой реальности угрозы.
«По цифрам это никакая не пандемия!» — негодовал протоиерей, в конце марта прославившийся в соцсетях тем, что вышел на проповедь к прихожанам своего храма в противогазе и заявил, что если выключить телевизор, то никакого коронавируса не будет.
В открытой оппозиции к местным властям публично выступила Екатеринбургская митрополия, которая резко отреагировала на пост в инстаграме губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с призывом к верующим соблюдать меры социальной дистанции и молиться дома. «Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса», — говорится в заявлении на сайте епархии.
Там же приводится еще один популярный аргумент в пользу открытых на Пасху храмов: ведь светские заведения не подвергаются таким же жестким карантинным мерам, как храмы. Похожее мнение высказывал, например, и настоятель храма св. Татианы при МГУ Владимир Вигилянский.
«Позавчера был мой друг в „Ашане“, он посидел-посчитал, там более тысячи человек. У трети были маски. Там нет ни одного санитарного врача, потому что это экономика.
А здесь самое массовое мероприятие во время поста вы видели — 25 человек», — заявил Вигилянский после воскресной службы.
В отличие от других православных стран, где светские власти немедленно закрыли храмы после первых же заразившихся коронавирусом (например, кипрские власти запретили массовые мероприятия, в том числе общественные богослужения в церквях, еще в начале марта 2020 года), руководство РПЦ не сразу решилось на такие радикальные меры.
Первые призывы к верующим воздержаться от посещения храмов и молиться дома в России прозвучали от светских властей — и тут же были встречены резким протестом со стороны православной общественности и церковного руководства.
Например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 26 марта 2020 года своим указом запретил посещать храмы и другие религиозные учреждения до 30 апреля.
На это Московская патриархия сперва заявила, что «акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса федерального закона».
Только 29 марта патриарх Кирилл наконец публично призвал верующих молиться дома. «Церковь призывает сегодня строго исполнять те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России. Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословления, воздержаться от посещения храмов», — обратился он к пастве.
«Высокие» и «низкие» мотивы
По словам диакона Андрея Кураева, одна из главных причин призывов епископов и священников прийти в храм, несмотря на пандемию, — их «плохое образование». «Священник сегодня — это психотерапевт для бедных, пара расхожих цитат из Писания служит ответом на большинство вопросов. Мы столкнулись с бабкиным восприятием, где высшее проявление веры — это в церкву сходить, свечку поставить, денежку оставить», — объясняет священнослужитель.
Филолог, библеист и профессор РАН Андрей Десницкий объяснил «Медузе», что для многих представителей духовенства и верующих «хождение в храм — одна из главных ценностей». «Это внушалось десятилетиями.
Призыв идти в храм звучал в ответ на любой вопрос: „Что-то не ладится? Иди в храм! Не понимаешь церковнославянского языка? Иди в храм!“ И тут они слышат: „Не ходи в храм!“ Это для них звучит как „Бога нет!“.
К этому можно относиться как угодно, но для многих посещение храма — высшая ценность», — констатирует эксперт.
Такой подход Андрей Кураев называет «храмоцентричным» и не соглашается с ним: «Бог не в бревнах, а в ребрах, есть другие способы доказать христианскую идентичность».
При этом «косность мышления» он называет «высоким мотивом», которому сопутствует «низкий», более практический: финансовая прибыль от массового посещения храмов в праздники, с которой все храмы должны платить епархиальный взнос, формирующий общецерковный бюджет.
Снял эту повинность с храмов своей епархии пока что только митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
«В Москве эту головную боль патриарх не снял», — отмечает Кураев. При этом он не ожидает, что призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники будут наказаны по церковной линии — это может произойти только в случае недовольства светских властей, считает священнослужитель.
«Надо уметь вовремя уступить, пойти на жертву, и не такую жертву в духе „на тебе, Боже, что мне негоже“, а отказаться от действительно важного. Епископы начинают эти слова говорить, но сделать это надо было два месяца назад. Из уст патриарха слова о жертве любви так и не прозвучали, во вчерашней проповеди он несколько раз сказал слово „сила“ и ни разу не произнес слово „любовь“.
Это звучало скорее как ответ санитарным властям — сила все равно с нами», — заключил Кураев.
Андрей Десницкий, в свою очередь, не исключает, что епископов и священников, которые не подчиняются общей линии патриархии, может ждать наказание. «Но это зависит от конкретной персоны и ее отношений с вышестоящим руководством.
Письмо духовенства в защиту фигурантов „московского дела“ имело разные последствия для подписантов — для кого-то их вообще не было, для кого-то они были минимальными, с кем-то поступили жестко (например, по информации Андрея Кураева, одного из подписантов этого письма отстранили от служения, — прим. „Медузы“).
Но видно, что система пошла вразнос, и дальше таких проявлений будет больше, духовенство на местах чаще будет игнорировать распоряжения патриархии», — ожидает Десницкий.
К моменту выхода этого материала «Медуза» не смогла получить от отдела внешних церковных связей Московского патриархата оперативный ответ на вопрос, какие санкции могут ждать священнослужителей, отказавшихся выполнять распоряжения светских и церковных властей о закрытии храмов на Пасху.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/14/koronavirusa-v-tserkovnom-ustave-net