Чем прославился Радонежский

Сергий Радонежский — почему он? — Православный журнал

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

***

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей.

А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали.

Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.

Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества.

Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения.

И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.

В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Художник Александр Простев

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь.

А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте.

Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.

В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев.

Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату.

С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители.

Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу.

И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге.

Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, –  все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

Ученики и последователи Сергия Радонежского 

Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева

— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

—  Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

— Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.

— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте здесь

Источник: https://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html

Как Сергий Радонежский стал монахом и чем он прославился

8 октября православные отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Его также называют Игуменом земли Русской. Дожил до глубокой старости и скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считает именно 8 октября.

Когда родился Сергей Радонежский

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Сергий был родом из села Варницы, Ростовской области, из семьи православных и знатных бояр Марии и Кирилла. Новорожденного назвали Варфаламеем.

Скоро после рождения мальчика его родители переехали из Ростова в Радонеж, где он и прожил до своей кончины. Именно поэтому его и называют Радонежским.

Какие чудеса с ним происходили

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.

Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.

Как Сергий Радонежский стал монахом

После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.

Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.

В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.

Как Сергий Радонежский стал игуменом

Со временем Сергий стал известен другим инокам, которые стали искать его руководства, и приходить в обитель. Так она превратилась в братство, а сам Сергий стал ее игуменом.

Святой Сергий поражал своих учеников трудолюбием и смирением: сам строил кельи, готовил пищу на всех, шил одежду, рубил дрова и носил воду. Несмотря на тяжелую работу и практический постоянный пост, его здоровье не только не ухудшалось, но становилось еще лучше.

Слава о религиозных подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, и благословил на новые подвиги. Также он советовал Сергию устроить общежительный монастырь.

В итоге в обители стал строгий уклад общежития, а затем Сергия основал новый монастырь с таким же укладом в Киржаче, где оставил во главе одного из своих учеников.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие грехи бывают у людей

Чем еще известен Сергий Радонежский

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Именно Сергий Радонежский благословил на победу Дмитрия Донского над татарами во время Куликовской битвы, и дал ему в помощь схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета).

Преподобный Сергия самолично во время сражения вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Также Сергий за полгода прозрел свою кончину, о чем предупредил своих учеников и выбрал им нового наставника. Известно, что дожил он до глубокой старости.

Когда лежал на смертном одре, в последний раз призвал братию для наставления. Своим ученикам посоветовал, прежде всего, «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен в Троицком соборе.

Источник: https://ap22.ru/paper/Kak-Sergiy-Radonezhskiy-stal-monahom-i-chem-on-proslavilsya.html

В чем помогает сергий радонежский, краткая биография

У каждого православного христианина есть свой чтимый святой покровитель. Он вдохновляет верующих и укрепляет их душу, подсказывает верное решение, дарует поддержку и ободрение в сложную минуту. А в чем помогает Сергий Радонежский и в каких случаях взывать к преподобному – Вы узнаете из этой статьи.

Сергий Радонежский: краткая биография, сотворённые им чудеса

Во время своей земной жизни чудотворец был богобоязненным, кротким и милосердным. Хотя его родители и принадлежал к боярскому сословию, домашний быт больше напоминал крестьянский – будущего праведника часто посылали присматривать за лошадьми или работать в поле. Вероятно, именно тогда он проникся сочувствием к труду земледельцев, обрёл к ним любовь и уважение.

В 1335 г. подвижник основал пустынь на берегу реки Кончуры, струящейся посреди глухого Радонежского бора. Там он в возрасте 23 лет и принял постриг под именем Сергия. Сначала праведник служил Господу в одиночестве – сохранились предания о том, что тогда ему неоднократно являлись искушающие и смущающие видения, однако после молитвы все ужасы бесследно расточались. А ещё в этот период монах приручил огромного медведя, поделившись с ним своей скудной пищей.

Вскоре к преподобному начали являться люди, желающие спасаться вместе – и он принимал их, расширяя обитель.

Несмотря на то, что слава о святом старце разошлась по всей Киевской Руси, Сергий Радонежский вёл скромную, аскетичную жизнь – неуклонно соблюдал посты и молитвенные бдения, трудился на строительстве, скатывал свечи, сам молол муку и замешивал тесто для просфор.

А когда праведнику предложили примкнуть к высшим чинам церкви, он отказался, предпочтя монастырское послушание. Тем не менее, святой сблизился с митрополитом Алексием, улаживая распри и благословляя монахов на распространение христианской веры.

Скончался подвижник 25 сентября 1392 г. Его похоронили у возведённого им храма. Однако через некоторое время праведник явился одному из прихожан во сне, попросив достать его тело «из земли и воды».

Выполнив просьбу, монахи увидели, что мощи старца оставались нетленными, несмотря на то, что гроб затопила вода. С тех пор святой Сергий Радонежский, чудотворец и духовный наставник, почитается всеми православными христианами.

Его образа присутствуют во многих соборах и церквях.

Поминовение подобных реликвий совершается четырежды в год. Величайший праздник, посвящённый им, отмечают 18 июля (по старому стилю – 5 июля), когда были чудесно обретены мощи подвижника. Памятными считаются также 5 июня (23 мая) и 19 июля (6 июля) – дни в честь Ростово-Ярославского и Радонежского собора. А завершает цикл 8 октября (25 сентября) – в этот день праведник почил в мире, примкнув к чину святых.

В чем помогает сергий радонежский и икона чудотворца

Христиане, притекающие к мощам и образам святого, взывают к ним с самыми разными просьбами.

Например, созерцание лика праведника и изучение его жития усмиряет гордыню – один из тяжелейших грехов в христианстве, являя верующим пример скромности и душевной чистоты.

Кроме того, Сергий Радонежский дарует исцеление болящим, помощь и поддержку нуждающимся, совет и наставление тем, кто находится на жизненном перепутье, избавляет от страхов, сомнений и тревог, позволяет раскаяться в грехах и обрести прощение.

Как известно, подвижник долго не мог овладеть грамотой, несмотря на своё упорство и прилежание. Но однажды он встретил инока-черноризца (так называли странствующих монахов), который помолился вместе с ним, прося у Спасителя благодати и вразумления для мальчика.

С тех пор праведник без труда читал Святое Писание и псалмы.

Поэтому, перечисляя, в чём помогает молитва иконе «Сергий Радонежский», нельзя забывать о том, что эта реликвия способствует умственному и духовному развитию, облегчает усвоение знаний, покровительствует ученикам, которым трудно даётся та или иная наука, и сдающим экзамен студентам.

А ещё подвижник издавна почитался как заступник честной жизни, хранитель добрых и чистых помыслами людей. Из-за этого к нему обращаются все, кто борется за правду, принимает участие в судебных тяжбах, страшится дурного влияния. К Сергию Радонежскому взывают накануне важных заседаний, прося его даровать красноречие, защитить от козней врагов и недоброжелателей, утешить и наставить на верный путь.

Теперь, когда Вы знаете значение иконы «Сергий Радонежский» и совершённые ею чудеса, Ваша молитва к этому образу станет особенно искренней, сердечной и прочувствованной. А приобрести такую святыню, вручную высыпанную из лучистых солнечных самоцветов, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья». Качественная и красочная реликвия, созданная в точном соответствии с православными канонами, станет желанным подарком и замечательным оберегом!

Источник: https://yantar.ua/blog/pravednik-sergij-radonezhskij.html

День Сергия Радонежского 2018: что нельзя делать

В понедельник, 8 октября, Православная церковь вспоминает преподобного Сергия Радонежского – игумена и чудотворца.

UAportal расскажет о том, чем прославился этот человек, а также о церковных запретах этого дня.

Сергий Радонежский: кто он такой

Этот чудотворец родился в начале XIV века – в 1314 году – в зажиточной боярской семье. Имя, которое он получил при рождении – Варфоломей. С ранних лет мальчик проявлял особый интерес к вещам духовным, но, как это обычно бывает, родители были категорически против того, чтобы он стал монахом.

Но вот однажды случилось так, что Варфоломей со своим старшим братом Стефаном остались дома одни. Они решили воспользоваться случаем и бежали из дома и поселились в лесу. Там братья организовали что-то вроде собственного монастыря – построили церковь и келью.

Но такая уединенная и неустроенная с бытовой точки зрения жизнь не подошла Стефану, и спустя какое-то время он оставил брата.

Варфоломей остался с монастыре один. Там он практиковал пост и молитву, а вскоре в одном из ближайших «официальных» монастырей он принял монашеский обет и взял духовное имя Сергий.

Он продолжал жить в том же монастыре в лесу, и со временем к нему начали приходить сельские жители – чтобы вместе с ним помолиться и послушать проповеди молодого, но уже достаточно мудрого монаха.

С годами Сергий Радонежский приобрел такую известность, что князь Дмитрий Донской перед тем, как пойти походом против Золотой Орды, приезжал к нему за благословением. «Если враги хотят от нас чести и славы, дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это. Но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», — сказал князю Сергий.

Чудотворцем его называют за то, что Сергий не просто исцелял людей – однажды он воскресил подростка. В церковном предании также описан случай, когда в ответ на молитву Сергия явилась Богородица.

Сергий Радонежский основал несколько монастырей, в том числе Свято-Троицкий монастырь (ныне – Троице-Сергиева лавра) в российском городе Сергиев Посад (бывший Загорск). Здесь же хранятся мощи самого Сергия.

Сергий Радонежский: о чем его просят

К этому чудотворцу обращаются с молитвами:

О здоровье души и тела

О нахождении правильного решения в сложной ситуации

О благополучии и успешном обучении детей

Об избавлении от гордыни.

День Сергия Радонежского: что нельзя делать

Несмотря на то, что день памяти Сергия Радонежского не является великим церковным праздником, крайне не рекомендуется полностью посвящать его бытовым заботам. Постарайтесь отложить генеральную уборку, большую стирку, работы на огороде и другие подобные заботы.

Церковь не рекомендует в этот день злоупотреблять алкоголем, объедаться, а семейным парам – заниматься сексом.

Крайне нежелательны и разного рода выяснения отношений, конфликты и проявление негативных эмоций.

Народная примета гласит: в день Сергия Радонежского нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины, поскольку Сергий считается покровителем домашней птицы.

Источник: https://www.uaportal.com/article/den-sergiya-radonezhskogo-2018-chto-nelzya-delat.htm

У жк радонежский появилось сердце

Назад к списку новостей Грант, приятный сердцу У Радонежского появилось сердце 02.08.2019

Программа грантовой поддержки социальных проектов жителей микрорайонов ТДСК существует всего второй год, но уже успела завоевать популярность.

Более того, жители Радонежского, Зеленых Горок, Южных Ворот и других городских районов, возведенных ТДСК, с надеждой ждали продолжения пилотного грантового проекта домостроительного холдинга в этом году. «Уникальный случай, – скажет читатель.

– И где это видано, чтобы строители продолжали сотрудничать с жителями построенных домов?»
Да, так и есть, возможно, это отличный пример для социального масштабирования: компания активно продолжает работать в своих микрорайонах и своей поддержкой инициатив жильцов реально помогает в реализации идей по благоустройству, безопасности, созданию новых форм досуга для детей и взрослых.

У Радонежского появилось сердце

Дому на Береговой, 9, в Радонежском, только два года. Но он уже прославился и навсегда вошел в историю томского спорта. Не далее как этой весной дом стал площадкой для первого в нашем городе вертикального забега. Тогда жители дома активно подключились к инициативе спортсменов и сделали все от них зависящее, чтобы многочисленным атлетам было комфортно ставить рекорды по бегу на 17-й этаж.

Получилось классно, а успех в совместном деле сплотил активных жителей дома и заставил двигаться дальше. Возникла идея обустройства цветников возле подъездов, и не просто обычных клумб, над которыми вечно хлопочут ворчливые пенсионерки, а настоящего дизайнерского произведения ландшафтного искусства. И опять получилось.

На загляденье! Потому что с помощью выигранного гранта ТДСК и, конечно, части своих денег это удалось сделать на конкурентном уровне. Держись, городской конкурс «Томский дворик»!

– Но и это еще не самое главное, – улыбается председатель домкома Мария Олехнович. – Наши энергичные жильцы предположили, что дом, географически расположенный в центре микрорайона, вполне может быть его сердцем, нервом всех событий в Радонежском. И мы придумали, как украсить наш самый дружный дом

Так благодаря неугомонным жителям у дома появились корабль с флагом и его маленькие копии у каждого подъезда как символы микрорайона на набережной Томи. И, наконец, огромное сердце, уютно стилизованное под лавочку для фотографирования, которое, без сомнения, станет местной достопримечательностью и изюминкой этого очень симпатичного и во всех отношениях комфортабельного уголка Томска.

– Жители этого дома не дают нам сидеть сложа руки, – с видимым удовольствием констатирует директор ЗАО «Уют ТДСК» Александр Алексеев, – все время горят идеями. Мы уверены, что дом на Береговой, 9, будет одним из самых комфортабельных в Ленинском районе. Микрорайон еще только застраивается, но молодежь уже ищет объекты для творческого самовыражения, и, как видите, успешно.

К слову сказать, высокую эстетическую нотку к облику дома внесли сами домостроители. Детская площадка так удачно вписана в местный рельеф, что фактически стала органическим элементом среды, удобной для отдыха. Строители подали пример бережного отношения к природе, говорят жители, таким подходом сохранены березы, также украсившие двор. Инициативные жители уже думают о будущих проектах.

Идеи во благо

В призерах нынешнего конкурса оказались жители еще двух районов: на улице Нефтяной, что возле Сибирского ботанического сада, и мегарайона Южные Ворота.

Для ООО «Дом-сервис ТДСК», по словам директора Анатолия Бочарова, эти районы буквально родные, поскольку управляющая компания росла вместе с ними, училась понимать чаяния жителей, оперативно реагировать на проблемы и запросы.

Вот как на Нефтяной: сложилось так, что после строительства двух последних высоток, не входивших в первоначальный проект обустройства территории, возникла острая необходимость строительства пешеходной дорожки, соединяющей придомовые участки.

– Мы постоянно разговаривали с жителями. Дорожка нужна? Очень нужна. Ходить по земляной тропинке в дождь жителям трех огромных домов не комильфо, – вспоминает Анатолий Бочаров. – Общая стоимость примерно 200 тысяч рублей. Сумма немалая. Но средством поддержки стал грантовый конкурс ТДСК. Получилось 50 на 50, вложились компания и собственники жилья.

Так проект «Комфортный путь домой» собрал от жителей средств даже больше, чем полагалось по положению о гранте, и выиграл софинансирование от домостроителей. И теперь красота: долгожданная дорожка стала важным элементом внутрирайонного перемещения и заслужила душевную благодарность жителей. Есть даже новенькая скамеечка: устал нести тяжелые сумки из магазина – присядь, отдохни.

Инициативные жители Южных Ворот уже побеждали в грантовом конкурсе ТДСК: в прошлом году южане выиграли сразу три проекта. Нынче только один, но очень актуальный. После интенсивного использования, а попросту после нещадных тренировок местной ребятни пришло в опасную негодность ограждение баскетбольной площадки.         

– Ребятишек же не остановишь, не будешь одергивать, что здесь площадка для баскетбола, а не футбола. Не всякое стандартное ограждение выдержит такой напор, – комментирует Анатолий Бочаров. – Края острые, неровен час Мы вышли на совет дома по Королева, 2а, – надо менять.

Жильцы поддержали: главное – здоровье и безопасность ребятишек. Инициативная группа подготовила документы. Мы их подкорректировали и направили в ТДСК. Ко всеобщей радости, проект победил. От холдинга по гранту было выделено 94 тысячи, а собственники вложили 37 тысяч рублей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Ольги

Новое, надежное ограждение фактически готово, все работы исполнены качественно специалистами «Дом-сервиса ТДСК». Здесь также будут установлены ворота с сеткой, чтобы ребятишки могли играть в свой любимый мини-футбол.

На глазах районы приобретают все новые и новые краски. Уровень комфортности, который теперь стал во многом зависеть от самих жителей, выгодно выделяет детища ТДСК. Но, кто знает, как долог путь до совершенства и какие фантастические проекты, кажущиеся сегодня несбыточными, в будущем станут обыденностью.

Почему бы, по предложению одного из жителей, не быть прозрачному футуристическому куполу над высотными микрорайонами с микроклиматом по заказу: сегодня – субтропики, а завтра – морской муссон? Многих гостей микрорайонов ТДСК удивляет огромное количество играющих на роскошных площадках детей. Пусть бы стараниями взрослых, жителей и строителей такое будущее стало для них ближе.

Главное – правильно и вовремя оформить заявку на социальный грант от заботливого строительного холдинга – и вперед, к совершенству.

Вся стоимость квартиры оплачивается единоразовым платежом. Предоставляется скидка 1% от стоимости квартиры. Использование материнского капитала на приобретение или строительство жилья в ОАО «ТДСК»

Первый взнос (вся сумма за вычетом размера материнского капитала) + материнский капитал (перечисляется Пенсионным Фондом РФ через 3 месяца). При этом стоимость квартиры увеличивается на 1%.

    Рассрочка платежа 70/30 (на готовые дома)

    Для покупателей квартир без ипотечного кредита действует программа рассрочки платежа. Условия заключаются в предоставлении долговременной рассрочки по оплате квартиры. К сроку, указанному в договоре, Покупателю необходимо выплатить 70% стоимости квартиры, на оставшиеся 30% предоставляется рассрочка на два года. На остаток суммы начисляется индексация по ставке 19% годовых и составляется график ежемесячных платежей. Данное предложение не распространяется на малогабаритные квартиры.

Трейд Ин – это ваша старая квартира в зачёт новой. ТДСК принимает в оплату за новые одно-, двух- и трёхкомнатные квартиры старые квартиры в хорошем состоянии в любых районах города.

Требования к квартире, предлагаемой в качестве оплаты квартиры. Место расположения: г. Томск, г.Северск состояние: хорошее и технически исправное, без обременений (запрещений), задолженностей по коммунальным платежам и по уплате налога на имущество. Стоимость принимаемой в оплату квартиры: ниже стоимости приобретаемой квартиры. Доплата за новую квартиру возможна любыми предлагаемыми ТДСК способами.

Плюсы программы очевидны: во-первых, хорошую цену за вашу квартиру назовут независимые оценщики; во-вторых, при выплате разницы между стоимостью старой и новой квартиры можно воспользоваться ипотекой или рассрочкой; в-третьих, ТДСК займётся продажей вашего старого жилья.

Уникальная возможность для томичей и жителей Томской области – купить новую квартиру с отделкой под ключ по льготной цене: 35 тысяч рублей за квадратный метр. Для этого нужно подать заявку на участие в программе «Жильё для российской семьи», собрать документы и получить одобрение. Узнать подробности о том, как стать участником можно пройдя по ссылке или в Центре продаж ТДСК по адресу: пд. Батенькова, 2 БЦ «СТАТУС» (5 этаж).

Нажмите подписаться, чтобы получать актуальные новости о рынке недвижимости Томска и всегда быть в курсе квартирных новинок и акций. Задать вопрос

Источник: http://xn--80aidbdmhce1akvt.xn--p1ai/news/41547/

Сергиев Посад – духовный центр России

Небольшой городок на северо-востоке Московской области – одно из украшений «Золотого кольца» и популярный паломнический центр России. Он получил свое имя в честь преподобного Сергия Радонежского. А посадом назван как торгово-ремесленная слобода. По статистике Сергиев Посад считается самым посещаемым малым городом России. В течение года сюда приезжает около 1 млн. туристов.

: 

История Сергиева Посада

Церкви, монастырские обители и другие архитектурные памятники Сергиева Посада

Музеи Сергиева Посада

Туристическая инфраструктура

Как добраться до Сергиева Посада

Достопримечательности

Сергиев Посад на карте

История Сергиева Посада

История поселения на берегах рек Кончуры и Вондюги берет начало в 1337 году. Преподобный Сергий Радонежский, носивший в те времена еще мирское имя Варфоломей, построил вместе со своим братом Стефаном на холме Маковец деревянный храм в честь Святой Троицы и несколько келий. Стефан вскоре покинул Маковец. Сергий же остался, посвятив себя иноческой отшельнической жизни.

Троице-Сергиева лавра

Вскоре в новую обитель стали приходить другие иноки и богомольцы. А вокруг деревянных стен монастыря поселились ремесленники и крестьяне. Большим смирением и трудолюбием Сергий Радонежский заслужил себе уважение и славу. Но еще больше он прославился как умиротворитель враждующих и защитник земли русской. Несколько раз ему приходилось улаживать конфликты между московским великим князем и князьями, правившими в Новгороде и Суздале, а также мирить с Москвой князя Олега Рязанского.

Стараниями Сергия Троицкий монастырь превратился в духовный центр зарождающейся Московии. Именно на этой земле перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского и предсказал победу русскому воинству в 1380 году.

В последующие столетия сила Троицкого монастыря росла за счет расширения землевладений. Этому способствовали щедрые пожертвования от государства и богатых бояр. Обычной практикой было даровать обители земли с крепостными крестьянами за право быть похороненным внутри монастырских стен. Большие прибыли приносила также торговля зерном, рыбой и солью. К XVI веку владения обители выходили далеко за пределы Радонежского уезда.

Но монастырь и окружавшие его посадские слободы переживали и непростые времена. В самом начале XVII века его защитники сдерживали многомесячное наступление огромного польско-литовского войска. Кроме того, как мощную крепость, находящуюся неподалеку от Москвы, обитель использовали в период стрелецкого восстания 1682-1689 гг.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1782 году поселения, окружающие монастырь, получили статус Посада, который стал называться Сергиевским. Следующий XIX век стал временем активных строительных работ в городе. Этому способствовало открытие благоустроенной дороги и железнодорожной ветки, связавших провинциальный городок с Москвой. В это время в городе возвели завод по производству кирпича, фабрики, где изготавливали фарфор, бумагу и шелк, а также собственное типографское производство.

В приходом советской власти город вначале переименовали в Сергиев (1919 г.). Затем – с 1930 года его стали именовать Загорском. А старое наименование городу вернули в 1991 году.

Церкви, монастырские обители и другие архитектурные памятники Сергиева Посада

Сергиев Посад давно стал одним из центров духовного паломничества в стране. И кроме верующих, город посещает масса туристов. В пределах Сергиева Посада зарегистрировано и охраняется 110 объектов культурного наследия.

Главными достопримечательностями этого подмосковного города всеми признаны архитектурные памятники Троицко-Сергиевской Лавры, занесенные ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

На ее территории разместилась Московская духовная академия, которая является высшим учебным заведением Русской православной церкви.

Наиболее древними из сохранившихся в городских пределах храмами являются Введенская и Пятницкая церкви. Обе они были появились в городе в 1547 году. Другие архитектурные достопримечательности, хоть и были выстроены позднее, пользуются у путешественников не меньшим вниманием.

Ильинская церковь

Это церкви Вознесения Господня (1766-1779 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы (1769 г.), Ильинская церковь (1773 г.) и часовня Пятницкого колодца (конец XVII – начало XVIII века), здание монастырской гостиницы (1823 г.) и здание торговых рядов, принадлежащих Троицко-Сергиевской Лавре (начало XX в.).

Много туристов приезжает также, чтобы увидеть храмы и строения Спасо-Вифанского монастыря, расположенного на восточных окраинах города. Эта мужская обитель была основана в конце XVIII века. Паломники часто наведываются в Гефсиманский Черниговский скит, созданный в 40-е годы XIX века в 3 км от Лавры, и в мемориальный дом Павла Александровича Флоренского.

Одной из архитектурных жемчужин Сергиева Посада по праву считается также церковь Воскресения Словущего, построенная в 1815-1820 годах в бывшей Каличьей слободе. Сейчас в ней разместилось подворье Троице-Сергиевской Лавры. А неподалеку от города, на берегу речки Вондига расположен популярный туристический объект и место постоянного паломничества – водопад «Гремячий ключ».

Музеи Сергиева Посада

В городе работает несколько интересных музеев. Самый крупный из них – Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник, который часто называют настоящим «Эрмитажем русского искусства». В музейной экспозиции собраны богатые коллекции выдающихся работ русских иконописцев, образцы старинных ювелирных изделий, шитья и мелкой пластики.

Церковь Воскресения Словущего (церковь Петра и Павла)

Здесь можно увидеть художественные произведения народных промыслов и работы мастеров изобразительного искусства. Сейчас постоянные музейные коллекции и выставочные экспозиции размещены в нескольких зданиях в центральной части города.

Жители Сергиева Посада могут по праву гордиться своим уникальным музеем игрушки, коллекции которого посвящены истории российской и зарубежной игрушки. Он был основан в 1918 году и хранит богатое собрание из более чем 30 тысяч экспонатов. В частности, здесь выставлены игрушки, принадлежавшие детям российского императора Николая II.

В 1991 году в Сергиевом Посаде был создан музей «Народные промыслы». Побывав в его двух зданиях, нельзя не восхититься традиционными деревянными игрушками и поделками, а также картинами, скульптурами и книгами, рассказывающими об истории этого города.

Для знакомства гостей Сергиева Посада с традиционными предметами быта жителей старинного провинциального города здесь был создан музей крестьянского быта «Жили-были». В нем, помимо экскурсий, проводят мастер-классы, на которых лучшие ремесленники обучают всех желающих основам своих промыслов.

Храм Всех Святых на Кокуевском кладбище

Туристическая инфраструктура

Современный Сергиев Посад – крупный культурный и туристический центр Подмосковья. Он очень удачно расположен и связан со столицей и другими крупными городами современными автомагистралями и железной дорогой. Экологическая обстановка в самом городе и вокруг него хорошая, поскольку рядом нет никаких вредных производств. Город окружает живописная, залесенная местность. А совсем близко от Сергиева Посада расположены популярные зоны отдыха – Торбеево озеро и музей-усадьба «Абрамцево».

Большинство путешественников приезжают в город на один день, как экскурсанты. Но достаточно много и тех, что хочет подробно и без спешки осмотреть местные достопримечательности.

К услугам таких туристов, в городе работают более полутора десятков гостиниц, два миниотеля, хостел и мотель. В Сергиевом Посаде существует также около 100 предприятий общественного питания – полтора десятка ресторанов, 76 кафе и 9 столовых.

А услуги по организации туров и экскурсий оказывают 44 туристические фирмы.

На память о посещении города путешественники стараются увозить из Сергиева Посада расписные матрешки и деревянных богородских медведей, красивые берестяные поделки, а также картины и фотографии с видами Троицко-Сергиевской Лавры. Такие сувениры легко приобрести на торговой площадке перед Лаврой или же в сувенирных салонах города.

Введенская и Пятницкая церкви

Как добраться до Сергиева Посада

Сергиев Посад находится в 52 км от Московской кольцевой автодороги, в 50 км от Александрова, в 206 км от Ярославля и 83,7 от Переславля-Залесского.

На автомобиле. От МКАД нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Через 45 км необходимо повернуть в сторону Сергиева Посада. Путь от поворота до города занимает 10 км. От Москвы до Сергиева Посада при свободной трассе можно добраться за час.

На автобусе. До Сергиева Посада ходят автобусы № 388. Они отправляются от остановки, расположенной возле станции метро ВДНХ. Интервал движения составляет 10-15 минут. Дорога при свободном трафике занимает 1,10-1,15 ч. Автобусы прибывают к автостанции возле железнодорожного вокзала.

На пригородном поезде. От Ярославского вокзала до железнодорожной станции «Сергиев Посад» ходят прямые пригородные поезда. На этой станции также останавливаются электрички, идущие из Москвы до Александрова и Балакирево. Пригородные поезда отправляются каждые 20-30 мин. Время в пути составляет чуть менее 1,30 ч.

Виртуальная экскурсия по Сергиеву Посаду

Музеи Серг-ва Посада Троице-Сергиева Лавра Введенская церковь Ильинская церковь Черниговский скит
Спасо-Вифанский монастырь Успенский храм Церковь Вознесения Господня Часовня Пятницкий колодец Церковь Воскресения Словущего
← Россия Московская область Европа →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Казань Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/680-sergiev-posad

Икона Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский с древних времен носит имя Игумена Земли Русской — а значит, главы русского монашества.

Именно он устроил первый большой монастырь — Троице-Сергиеву Лавру (находится в городе Сергиев Посад, названном по имени святого) на землях Московской Руси, воспитал целую плеяду учеников, которые разошлись по всей стране и создали свои монастыри.

Он утвердил основы монашеской жизни применительно к Руси (ведь Устав монашеской жизни был написан на юге, в Сирии, где и климат, и менталитет отличается от России).

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий прославился своей добротой, подвижничеством и великой верой в Бога. Эти качества были в нем с детства. Молился он еще в детстве, вместе с родителями посещал храм, как и все ребята ходил в школу. Его жизнь полностью перевернуло чудо, совершившееся с ним в детстве.

Долгое время он не мог понимать грамоты. Ребята в приходской школе смеялись над ним, учителя наказывали — а ведь тогда было принято «обучать» детей розгами.

Мальчик Варфоломей — до монашества святого Сергия звали именно так — много молился ко Господу о понимании учебы. Однажды неподалеку от дома он встретил старца-странника в монашеской одежде.

Будучи благочестивым и добрым ребенком, Варфоломей попросил благословения у монаха, пригласил в дом своих родителей, а потом и рассказал ему о своей печали — непонимании учебы.

Странник прочитал над ним молитву и благословил просфорой, а затем велел прочитать вслух главу из Евангелия Варфоломей смутился и почти расплакался — как же так, он только что рассказал свою беду неумения читать, и вот старец его заставляет брать книгу. Но он доверился монаху — и как только взял в руки книгу, все слова стали ему понятны! Представьте, ребенок не знал ни единой буквы — и вот он читает книгу подряд!

После искренней благодарности Варфоломея и его родителей, старец вышел из их дома и в миг стал невидим Все присутствовавшие при этом решили: это было явление Ангела!

Троице Сергиева Лавра

С тех пор Варфоломей обрел заветную мечту: стать монахом, посвятить себя Всемогущему Богу. Сначала он помогал родителям, а когда они состарились и скончались, ушел в монастырь, а там по благословению игумена и в леса, чтобы жить в одиночестве — в «пустыни» — и молиться Господу за весь мир.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое канон в православии

Иногда, чтобы причаститься Святых Таин и решить бытовые вопросы, он посещал и монастырь. Люди видели, как он добр, как он верует в Господа и подвижничает. К Варфоломею, принявшему монашеский постриг с именем Сергий и священство, стали приходить многие.

Он ввел общежительный устав — все, приходящие в обитель, делили имущество между собой, жили и на пожертвования, а сам святой Сергий брал себе меньше всех.

Вскоре к преподобному стали приходить и князья. Всем он давал мудрые советы, призывал к добродетельной христианской жизни, мирил ведущих междоусобную брань. Именно он благословил князя Димитрия Донского, также прославленного позже в лике святых, на битву на Куликовом Поле.

Сейчас монастырь его разросся в великую Троице-Сергиеву Лавру.

Молитва Сергию Радонежскому текст на русском языке читать

Вы можете обращаться ко Господу и святым в любое время дня и ночи, своими словами или молитвой по молитвослову. Православные христиане обращаются ко Господу утром и вечером каждый день: молитвы утренние и вечерние можно найти в любом молитвослове, можно читать часть их поначалу.

Несмотря на то, что святой Сергий был монахом и покровительствует монашествующим, он еще при жизни принимал всех приходящих к нему и просящих помощи. И теперь, на Небесах, святой слышит молитву каждого. Поэтому к нему, словно к духовному отцу, с надеждой и верой в помощь может  обратиться каждый человек.

«О преподобный  отец наш Сергий, имевший при жизни в себе Духа Святого! Посмотри на нас (или — меня, имя или имена) милостиво и, к земли приверженных, возведи к высоте Небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, чтобы несомненно надеялись мы получить блага небесные и земные от милосердного Владыки Господа молитвами твоими.

Попроси же заступничеством  твоим все, что каждому необходимо — да будет нам это в дар от Господа, да употребим мы все дарованное ко благу — и всем нам помоги твоими молитвами, да в день Страшного Суда Божьего не осуждены по грехам нашим будем, но встанем по правую руку от Христа и милостивый голос Его услышим, говорящий: «Придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте приготовленное вам Царство Небесное от сотворения мира». Аминь.»

Молитвами преподобного Сергия да хранит вас Господь!

Источник: https://ortodoxshop.ru/ikona-sergiya-radonezhskogo/

Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых».

Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М.Нестерова, Н.Рериха и других художников.

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым.

А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Мы с вами прочитали «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Что характерно для жития как жанра древнерусской литературы?

1-й ученик. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шёл по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом уподобиться Христу.

(Учащиеся вспоминают известных им русских святых: Бориса и Глеба, других, кратко пересказывают их жития.)

2-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года.

В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве.

С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Сергий оставил у себя двенадцать человек — в подражание двенадцати апостолам Христа. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.

Однажды у него кончился хлеб, и Сергий нанялся прирубить сени к келье одного из монахов. За три дня работы тот дал преподобному краюху хлеба, заплесневевшую настолько, что, когда Сергий приступил к еде, из его рта пошла пыль.

Этот эпизод говорит историку не только о смирении Сергия, но и о том, что вначале в обители был принят особножительный устав — каждый жил на свои средства.

Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма — молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом.

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

Житие Сергия составлено вскоре после его смерти, в 1392 году, монахом Епифанием, лично знавшим святого.

3-й ученик. Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

(Демонстрируется портрет.)

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. (Учащиеся вспоминают, что такое икона.) Икона (греч.

эйкон — образ, изображение) — символическое изображение святого или события из священной истории.

В православии воспринимается как святой образ — изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определённой системой приёмов и средств живописи, присутствует некое таинство. Икона создаётся в соответствии с канонами древнерусской живописи.

(Учащиеся вспоминают эти каноны: обратная перспектива, символическая роль цвета и другие. На доске — репродукция самой известной иконы — «Троица» Андрея Рублёва. Ученик рассказывает об истории её создания.)

На доске — репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона. Житийная икона — икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону — явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

(Ученики сравнивают «Житие», написанное Епифанием, с биографической повестью «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева.) Мир жития условен, писатель же пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки.

Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

Самая значительная картина Нестерова, посвящённая Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей»”. В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Во время размышлений над будущей картиной Нестеров живёт в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещает места, связанные с деятельностью святого Сергия.

Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.

Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что “нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех. Картина действовала ошеломляюще”. Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г.Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: “Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой.

Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость”.

Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с “больнушки” — деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М. Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея».

Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.

Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвящённый Сергию Радонежскому. Триптих — форма весьма редкая в те годы — напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896–1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года.

Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого.

Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.

Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока».

В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге.

Среди полотен, посвящённых великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России.

Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.

Литература

Из «Жития Сергия Радонежского» // Древнерусская литература. Хрестоматия / Сост. О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995.

Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.

Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 11.

Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.

Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Владос, 1994.

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М.: Владос, 1995.

Алпатов М. Краски древнерусской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.

Зотов Б. Душа народа, или Россия глазами живописца Михаила Нестерова // Смена, 1990. № 7. С. 221–227.

Князева В.П. Н.Рерих. М.: Изобразительное искусство, 1968.

Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского // Русский крест: Поэтический сборник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации. Томск, 1994.

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200400103

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]