Какие грехи бывают у людей

Искоренить грех

Какие грехи бывают у людей

Не дано и невозможно человеку — искоренить грех собственною своею силою. Но, чтобы искоренить грех и живущее в нас зло, — то сие может быть совершено только Божией силою.

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

Искоренить грех — Божие дело

Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый Но чтобы искоренить уже грех и живущее в нас зло, — то сие может быть совершено только Божией силою. Ибо не дано и невозможно человеку — искоренить грех собственною своею силою.

Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы — в твоих это силах, а искоренить — Божие дело. А если бы сам ты в состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазу без света, или говорить без языка, или слышать без ушей, или ходить без ног, или работать без рук: так без Иисуса невозможно спастись, или войти в небесное царство.

Если же говоришь: «видимым образом я не блудник, не прелюбодей, не сребролюбец, следовательно, праведен», то обольщаешься в этом, думая, что все уже совершил. Не три только части греха, от которых человеку должно оградить себя, но их тысячи.

Откуда кичливость, небоязненность, неверие, ненависть, зависть, коварство, лицемерие? Не должен ли ты вести с ними брань и борьбу втайне и в помыслах? Если в доме у тебя разбойник, то сие сокрушает уже тебя, и не дает тебе быть беззаботным, даже сам начинаешь нападать на него, наносишь ему раны и принимаешь их: так и душа должна сопротивляться, противоборствовать и отражать.

Произволение твое, противоборствуя, пребывая в труде и скорби, начинает, наконец, одерживать верх, оно и падает, и восстает, грех снова низлагает его, в десяти и в двадцати борениях побеждает и низлагает душу, но и душа со временем в одном чем-нибудь побеждает грех.

И опять, если душа стоит твердо и ни в чем не ослабевает, то начинает брать преимущество, решать дело и одерживать над грехом победы. Но если и при этом посмотришь внимательно, то грех все еще поборает человека, пока «не достигнет» он «в мужа совершенна, в меру возраста» (Еф. 4:13), и вполне не победит смерть. Ибо написано: «последний враг испразднится смерть» (1Кор. 15:26).

Так-то люди преодолевают грех и делаются его победителями. А если, как сказали мы выше, говорит кто-нибудь: «я не блудник, не прелюбодей, не сребролюбец, для меня довольно сего», то в таком случае боролся он с тремя частями, а с другими двадцатью, которыми грех также воюет с душой, не боролся, напротив же того, побежден ими.

Посему, должно бороться и подвизаться во всем, потому что ум, как неоднократно говорили мы, есть борец, и имеет равномощную силу препираться с грехом и противиться помыслам.

Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком, то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силен, и покоряет себе какою-то приневоливающею силою, тогда, по твоему, он выше и сильнее души. Выслушай же меня, наконец.

Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден: то великая в этом несправедливость. Посему, утверждаем, что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и сподобляется избавления, потому что борьба и подвиг возможны при равных силах.

Прославим Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

 Преподобный Исаак Сирин 

От человека требуется искоренить страсти

От человека требуется не это одно — усыпить свои страсти, а и то, чтобы искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут против нас упорствовать. Страсти же усыпленные пробуждаются, как скоро встречается причина прийти им в деятельность.

Кто не удалится добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех.

Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными и видимыми.

Святитель Василий Великий 

Чем искоренить страсть вожделения и избавляться от уныния?

Вопрос. Чем искоренить в себе страсть злого вожделения?

Ответ. Пламенным вожделением исполнять волю Божию, подобным тому, какое обнаружил в себе сказавший: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Псал.18:10,11). Ибо вожделение лучшего, когда есть возможность и сила насладиться вожделеваемым, как учили святые отцы, всегда понуждает пренебрегать и гнушаться тем, что маловажнее, кольми же паче тем, что дурно и постыдно.

Вопрос. От чего бывает безвременное и неумеренное усыпление, и как избавляться от него?

Ответ. Подобное усыпление бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге, и когда пренебрегаем судами Божиими, избавляемся же от него, когда восстановляем в себе подлинное и достодолжное понятие о величии Божием, а также и вожделение исполнять волю Божию, подражая сказавшему: «не дам сна очам моим и веждам моим — дремания, доколе не найду места Господу» (Пс.131:4,5).

Вопрос. Как можно дойти до ненависти ко грехам?

Ответ. Неприятным и скорбным окончанием дела всегда возбуждается ненависть к виновникам подобных дел. Поэтому, если кто несомненно уверится в том, что многих и великих зол бывают причиною грехи, то добровольно и по внутреннему убеждению почувствует он к ним ненависть, как показал сие сказавший: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118:163).

Вопрос 12. Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи?

Ответ. Если усмотрит себя в расположении сказавшего: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею», потому что Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Единородного Сына Своего, с Своей стороны предварительно отпустил грехи всем. Но поелику святой Давид воспевает «милость и суд» (Псал.

100:1), и свидетельствует, что Бог «милостив и приведен» (111:4), то необходимо, чтобы с нашей стороны было сделано, что Пророками и Апостолами сказано в тех местах, где говорится о покаянии, чтобы обнаружились суды правды Божьей и совершилось милосердие Его в отпущении грехов.

Вопрос. Что должен делать покаявшийся во грехе и снова впадший в тот же грех?

Ответ. Если кто, однажды покаявшись в грехе, опять делает тот же грех, это знак, что он не очистился от первой причины сего греха, от которой, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное.

Как если кто пожелает обсечь ветви растения, оставив корень, то оставшийся корень, тем не менее, произращает опять то же? Так, поскольку иные грехи имеют начало не в самих себе, но рождаются от других грехов, желающий очиститься от них по всей необходимости должен исторгнуть из себя первые причины сих грехов.

Например, ссора или зависть начинаются не сами собой, но произрастают от корня славолюбия: кто домогается славы от людей, тот входит в состязание с имеющим о себе добрую славу или завидует тому, кто более его прославлен. Посему если кто, однажды обвинив себя в зависти или ссоре, опять впадает в те же грехи, то пусть знает, что он внутренне болен первою причиною зависти или ссоры — славолюбием.

И ему надобно врачевать недуг славолюбия противным — упражнениями в смиренномудрии (упражнением же в смиренномудрии служит занятие делами унизительными), чтобы, таким образом, придя в настроение смиренномудрия, не впадать уже в сказанные выше отрасли славолюбия, то же и при каждом из подобных грехов.

Авва Пинуфий

Искоренить страсти может только тот, кто будет истреблять причины к грехам

Искоренить страсти может только тот, кто будет ревностно истреблять причины и поводы к грехам, так, например, если кто впал в блуд или прелюбодеяние от знакомства с женщинами, тот должен избегать и взгляда на них; если кто предался неумеренности от излишества пищи и пития, тот должен истрезвить себя строгим воздержанием; если кого корыстолюбие вовлекло в клятвопреступление, воровство, человекоубийство и богохульство, тот должен истребить предмет любостяжания; если кто от гордости предается гневу, тот пусть искореняет свое высокомерие смирением. Таким образом, можно изгладить каждый порок, если отнята будет причина и повод к нему: ибо таким способом можно забыть сделанные преступления.

Источник: http://www.azbukaspaseniya.com/biblioteka/greh-iskorenit.html

Таинство Покаяния (Исповедь)

Какие грехи бывают у людей

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.»

Православный Катехизис 

Грех – это не только преступление закона Божьего, но и болезнь души, мучение совести, скрытый гнойник, отравляющий жизнь. Грех часто кажется сладким, но плоды его горьки. Грех отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога – это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия и мучаем самих себя.

Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения, обрести радость возвращения к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.

Личное устное исповедание грехов пред Богом в присутствии священника – непременное условие Таинства Покаяния.
 

Подготовка к Исповеди:

«..Итак, нам нужно приготовиться к исповеди. Мы должны постараться вспомнить всё, что мы сделали за период с прошлой исповеди. Рождественским постом, Великим постом, перед венчанием, перед принятием, скажем, священного сана, перед тяжелой операцией, уместно будет вспомнить грехи, совершенные в течение всей жизни.

Необязательно говорить о них на исповеди, но если они продолжают мучить, если мы чувствуем, что мы не во всем покаялись, или покаялись формально, неглубоко, конечно, можно об этих грехах тоже сказать. Но прежде всего нужно сказать о тех грехах, которые были совершены нами со дня прошлой исповеди.

Если вы не умеете помнить о своих грехах, если это плохо у вас получается, может быть, стоит каждый вечер перед тем, как лечь в постель, записать эти грехи

Вспоминая всё то, в чем обличала нас советь, нужно особенно обратить внимание на те наши действия, слова, мысли, из-за которых мы лишились благодати Божией.

Я думаю, что все вы, дорогие друзья, после причастия Святых Христовых Таин, может быть не всегда, но хотя бы иногда, чувствуете особое спокойствие, которое приходит в душу, и с этим спокойствием кто-то живет пять минут, кто-то проживает всю неделю, а у кого-то через час оно теряется в душе.

Нужно обратить внимание на то, почему это происходит, какие грехи нарушают наше внутреннее устроение и в этих грехах нужно каяться особенно. Очень полезно перед тем, как исповедоваться, не только вспомнить всё то, что было, но и еще раз проверит себя, вспоминая заповеди: ветхозаветные заповеди, заповеди, данные нам для блаженства Господом нашим Иисусом Христом

Нужно, конечно же, внимательно прислушиваться к оценке наших действий другими людьми. Не всегда их оценки бывают правильными, но иногда человек со стороны лучше замечает наши грехи, чем мы сами.

Вы, наверное, знаете, такую особенность: когда мы слышим свой голос со стороны, он кажется нам каким-то неприятным (мне во всяком случае), каким-то странным, но этого не происходит, когда я произношу какие-то слова.

Когда я вижу себя со стороны, я ощущаю себя совсем не так, как я чувствую, когда я себя не вижу, и этот внешний взгляд на нас бывает очень важным

Нужно на исповеди каяться, перечисляя свои грехи. Потому что приходят иногда и начинают рассказывать: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, он, как всегда, был подвыпивши, я ему сделала замечание и муж стал на меня кричать, а я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь.

Надо свою исповедь все-таки облекать в форму покаяния. Это не должен быть некий рассказ. Хотя есть люди, которые по своей простоте просто не умеют иначе каяться, и. Наверное.

Их духовник принимает их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, очень раздражительная, и я на своего мужа, когда он вел себя неправильно, все-таки разозлилась и ударила его по лицу» Вот как будет звучать, мне кажется, правильная исповедь.

Очень часто люди слишком много пишут в своих записках, очень много рассказывают. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением, плохо молилась. Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел», так они каются.

И это тоже неправильно. Что значит «плохо себя вел»? Что значит «тщеславие»? Что значит «плохие мысли»? Что это, как это понимать? Надо говорить не о страсти, которая действует на тебя, она действует на всех, а о том, как эта страсть в тебе проявляется.

Надо сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами» или «ударила». Или можно сказать «раздражалась», разные вещи.

То есть, с одной стороны, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств, скажем, какого-то дела, не должна быть повествованием о вашей жизни, а должна быть покаянием в конкретном грехе, но, с другой стороны, она не должна обозначаться одним словом.

Есть еще вопрос: как исповедоваться детям? У вас у всех, наверное, есть дети, как быть с детской исповедью? С одной стороны, нельзя использовать исповедь как средство воспитания. «Батюшка! Скажите моему ребенку, чтобы он слушался маму». «Вот ты на исповеди скажи, что маму не слушался».

И ребенок обычно подходит и перечисляет не свои настоящие грехи, которые он чувствует или ощущает, а то, что ему говорили взрослые. «Я не слушался маму», «я получил двойку», «поздно лег спать», «я ничего не кушал за столом, не люблю манную кашу» Знаете, это не самое главное в его жизни. Конечно, дети сами до конца не могут осознать своих грехов, с них этого Бог и не требует.

Если вы замечали, что ребенок сделал что-то страшное: украл, поднял руку на мать, жестоко дрался с братом или сестренкой, ему нужно сказать: «Ты знаешь, это тяжелый грех. Тебе нужно обязательно сказать об этом на исповеди». Но заставлять его каяться во всякой ерунде – неправильно.

Очень хорошо было бы, если вы идете на исповедь с ребенком, подойти к священнику сначала самой, перед ребенком, и рассказать ему о том, что произошло с вашим чадом за последнее время, потому что ребенок не всегда может это вспомнить, иногда может скрыть что-то от священника, и лучше, чтобы священник от вас уже знал, в чем ему нужно каяться, какие у него проблемы, трудности, – тогда исповедь может быть более эффективной и священник сможет лучше его понять. Далеко не все священники прозорливы, далеко не все читают в душах людей как в открытых книгах, и им ваша подсказка будет очень полезна.»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто исповедует христианство

Из статьи епископа Смоленского и Вяземского ПАНТЕЛЕИМОНА 

Статьи

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди
Одно из лучших пособий по подготовке к исповеди.

Преподобный Паисий Святогорец. О силе исповеди
Наставления афонского старца о том, как находить духовника и как правильно исповедоваться.

Преподобный Паисий Святогорец. О греховных страстях
Просто и доступно о том, что такое страсти, откуда они в нас появляются, в чем выражаются и как с ними бороться.

Авва Дорофей. Душеполезные поучения
О правильном устроении духовной жизни – как вести ее так, чтобы быть свободным от греха. Книга написана для монахов, но и мирянин найдет в ней для себя много ценного.
 

«Внемлите, – обращается священник к кающимся перед таинством исповеди, – ибо Вы пришли в больницу (где можете получить исцеление от своих страданий), да не уйдете не исцеленными.»

Источник: https://hramsokol.ru/ispoved/

Как увидеть свои грехи? | Милосердие.ru

Какие грехи бывают у людей

Изображение с сайта pinterest.ru

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на встрече с добровольцами рассказал о том, как «видеть свои грехи»:

«Все спасутся, а я погибну»

— Одному великому святому было сказано, что несмотря на свои подвиги, строгий пост, долгие молитвы и знание всех ухищрений бесовских, он не превзошел человека, жившего в миру. Святой нашел того человека и стал расспрашивать, в чем его внутреннее делание, как он подвизается.

Тот сначала не понимал, о чем идет речь. И в конце концов сказал, что думает про себя так: «Все спасутся, а я погибну». Такое отношение к себе и к другим возвысило этого человека в очах Божиих. Такое отношение необходимо и нам.

Один современный подвижник говорил, что когда мы осуждаем других людей, мы осуждаем свою тень.

Ведь как мы судим других? Мы накладываем на другого человека нашу систему взглядов, наше мировоззрение, нашу расчерченную табличку с классификацией поступков и судим его.

Но ведь Бог не так будет судить других людей. Мы знаем, что первым в рай вошел разбойник, Бог его не осудил. И преподобная Мария Египетская, у которой до жизни в пустыне были очень тяжелые грехи, вошла в Царство Божие. Ее память празднуется Великим постом как пример великого подвига.

У аввы Дорофея есть рассказ о двух девочках, которых продавал в рабство хозяин корабля, прибывший в город. Одну девочку купила благочестивая женщина и воспитала ее, а другую купила хозяйка притона.

Авва Дорофей спрашивает: «Неужели вы думаете, что Бог с этих девочек спросит одинаково?» Та, которая воспитывалась в благочестии, может быть наказана за какое-то одно нехорошее слово. А та, которая жила в притоне и с детства видела только разврат, может быть прощена Богом за какой-то добрый поступок.

Постом нам Церковь предлагает читать замечательную молитву, в которой говорится: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Мы должны судить только себя, должны в себе самом стараться увидеть зло.

Эта молитва открывает нам еще один важный секрет: пока мы осуждаем других, мы не можем увидеть и познать  самих себя. Осуждая других, мы ставим себя на место Бога, а это – безумие, которое помрачает наше духовное зрение.

Есть разные степени плохого отношения к другим людям. Во-первых, порицание человека. Во-вторых, осуждение, в-третьих, презрение.

Первая степень – если мы не осуждаем человека, не говорим, что он вор, а говорим, что он ворует. Вторая степень – если мы не просто называем его действия, но и самого человека называем вором. А третья – если мы гнушаемся, пренебрегаем человеком, считаем его недостойным общения с нами. Такое отношение к людям особенно не дает нам увидеть самих себя.

Мы не можем судить других, а только себя.

Но даже осуждая себя, нужно отдавать себя на суд Богу и ожидать Его суда.

Как появляется грех?

Миронов А.Н., «Совесть». Изображение с сайта artnow.ru

Чтобы это понять, нужно знать святоотеческую схему. Святые отцы выделяют пять степеней появления греха в душе: прилог, сочетание, сосложение, пленение и образование страсти.

Начинается с того, что в нашем сознании появляется прилог.

Один святой говорит, что прилог похож на брошенную вещь, которая ударяет в то, во что брошена.

Прилог мы просто чувствуем. Это может быть просто помысел, какая-та мысль или фраза, а может быть образ какой-то вещи, воспоминание.

Сочетание – это вторая степень, когда наше внимание обращено на этот предмет и сковано им. В нашей душе происходит собеседование с этим предметом. Оно может быть страстным или бесстрастным.

Третья степень – это сосложение, когда душа соглашается на соединение с предметом.

Четвертая степень – это пленение, когда предмет берет душу в плен и ведет к совершению дела. От этого слияния исчезает доброе состояние и теряется покой.

Пятая степень называется страстью, когда человек всецело поглощен грехом и не может жить без него.

Прилог сам по себе безгрешен: мысль пришла, но мы ее не укоренили и прогнали.

Сочетание, если оно страстное, означает, что грех заразил душу. Но оно может быть и бесстрастным, когда мы просто анализируем, что произошло.

Греховность сосложения зависит от меры нашего подвига: или мы продолжаем сопротивляться – или сосложение идет по накатанной дорожке, и образовавшаяся страсть минует первый этап. Но даже если оно идет по накатaнной дорожке, мы не должны соглашаться на него, мы должны бороться.

Чем больше мы боремся, сопротивляемся, тем меньше греховность нашего поступка и тем больше шансов не допустить укоренения страсти.

Страсть – это болезнь души. Частое удовлетворение одного и того же желания приводит к привычке, которая становится чертой характера, вторым естеством человека.

Что делать, если мы упустили все начальные этапы и страсть уже возникла? Святые говорят, что страсть подлежит или равносильному покаянию, или будущей муке. Если мы эту страсть не победим, то, подлежим будущему наказанию.

Равносильное покаяние – это отвержение всякого телесного утешения, постоянная борьба со страстью, готовность на муку, страдание. Без этой готовности, без этого принятия страдания нет покаяния.

Человек грешил, грешил, пришел на исповедь, покаялся и думает, что страсть не будет над ним действовать. Да, бывает, что Господь чудесным образом избавляет от страсти. Но чаще все-таки получается так, что мы должны терпеть страдания за дела, которые мы совершили.

Покаяние – через благодарность Богу

Фото с сайта pocdk.ru

Почему трудно научится исповедоваться? Наверное, потому что наш ум искажен грехом.

Кроме того, чтобы понять истину, ее нужно выстрадать. Нельзя ее просто услышать и записать. Тут нужно много усилий, нельзя себя оправдывать: «я глупая, ничего не понимаю», — и ничего не делать.

Чтобы увидеть свои грехи, нужно читать Евангелие. Евангелие говорит: «Благотворите ненавидящим вас, любите врагов ваших. Благословляйте проклинающих вас. Молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь другую, отнимающему верхнюю одежду не препятствуй взять рубашку. Всякому просящему у тебя давай, и у взявшего твое не требуй назад».

Делаем ли мы так? Помним ли евангельский рассказ о Страшном Суде: накормили ли мы голодных, одели нагих, посетили больных? Нужно оценивать свою жизнь евангельскими заповедями, а не оправдывать себя сравнением с другим людьми, которые грешат больше меня.

Увидеть свои грехи еще не значит в них покаяться. Человек может знать, что его поступок – это грех, но оправдывать себя, не понимать своей вины.

Конечно, бывает и так, что человек творит зло по чьему-то внушению, под давлением или угрозой. Но все-таки чаще мы грешим потому, что не сопротивляемся злу и соглашаемся с ним.

Все свои грехи мы сразу увидеть не можем, и в этом – большая Божия милость к нам, потому что не всегда это бывает полезно. Иногда такое знание приводит к отчаянию.

Господь своей милостью покрывает наши немощи и лишь постепенно открывает нам наши грехи. Поэтому главное, с чего нужно начать, – благодарить Бога за все его милости.

Как помнить о милостях Божиих, которые были в нашей жизни? Чтобы этому учиться, Церковь призывает нас каждое воскресенье благодарить Бога при совершении Литургии, причащаться Святых Тайн. Мы должны помнить, что в храме мы собираемся главным образом именно для того, чтобы благодарить Бога.

Если человек не участвует в этой благодарности, не хочет знать любви о Божией, то зачем ему знать свои грехи? Это может привести к депрессии.

Сам человек без помощи Божией исправиться не сможет. Если он не знает, что есть Тот, Кто сотворил этот мир и является его центром, что есть Тот, в Котором нет греха, несовершенства, человек может считать, что нельзя прожить без греха. Только имея веру в Бога, знание Бога, любовь и благодарность к Нему, человек может увидеть себя и свои грехи и научиться покаянию.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-uvidet-svoi-grehi/

Грех в исламе: его виды, степень тяжести, порядок искупления

За всю свою жизнь люди совершают немало грехов – ведь от их совершения свободны лишь пророки. В исламе под этим понятием понимаются все действия, которые по тем или иным причинам являются запретными для людей. И за совершение каждого греха человека ожидает наказание от Всевышнего.

Однако не за все запретные деяния Создатель сулит Своему рабу равное наказание, так как грехи бывают различной степени тяжести, а значит, и кара за их совершение может быть разной. Как правило, грехи подразделяют на большие (тяжкие), за совершение которых человека ждёт суровое наказание, и малые, последствия которых окажутся для него не столь значительными.

Совершение тяжких грехов может повлечь за собой суровую кару и даже стать причиной попадания в Ад. Число больших грехов в различных источниках приводится разное, мы же остановимся подробнее на десяти:

1. Придание Аллаху сотоварищей (ширк)

Наиболее тяжким грехом в исламе является многобожие, которое в арабском языке именуется понятием «ширк». Многобожие означает признание наряду с Аллахом какого-либо иного божества и поклонение ему.

Посланник Всевышнего (с.г.в.) однажды обратился к своим сподвижникам: «Не рассказать ли вам о грехе, самом большом среди всех грехов? Это – ширк» (хадис от Бухари).

О крайней степени неприемлемости ширка в исламе свидетельствует то обстоятельство, что Творец не простит уличённых в многобожии в Судный день:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)

Заметим, что различают 2 вида ширка: большой (то есть непосредственное многобожие) и малый (то есть поклонение Всевышнему напоказ).

2. Убийство

Жизнь каждому существу, обитающему на планете, в том числе и людям, дарует лишь Господь миров, и никто, кроме Него не наделён правом лишать жизни свои творения тогда, когда Он этого пожелает. При этом аборт приравнивается к убийству.

В известном хадисе сказано: «Пред Аллахом легче уничтожение целого мира, чем убийство одного невинного человека» (Муслим).

Особое место занимает суицид (самоубийство), которое так же рассматривается в исламе в числе наиболее тяжких грехов. В сборниках хадисов Бухари и Муслима есть история о человеке, который не мог терпеть боль и, отрезав руку, скончался. Тогда Создатель сказал, что Его раб опередил Его и этим своим поступком сделал для себя запретными райские блага.

3. Колдовство

Ещё одним тяжким грехом считается колдовство, то есть использование черной магии в чьих-либо корыстных целях. Исходя из одного хадиса, колдовство в какой-то степени выступает в качестве формы ширка. Пророк (с.г.в.) предупреждал: «Тот, кто колдует, впадает в многобожие» (Насаи).

4. Ростовщичество

Следующий тяжкий грех – дача денег в рост (риба), что представляет собой форму заработка посредством ссудного процента. Примерами ростовщичества могут служить кредиты, займы или иные виды дачи денег в долг под процент. Причём грешниками считаются все стороны, принимающие участие в сделке, связанной с ростовщичеством, о чём говорится в одном из хадисов: «Господь проклял тех, кто даёт, берёт, записывает и выступает свидетелем в сделке риба» (ат-Тирмизи).

5. Прелюбодеяние

Также большим грехом в исламе является прелюбодеяние (зина), то есть вступление в интимную связь с кем-либо, за исключением супруга (супруги). При этом подразумевается не только непосредственно половой акт, но и поцелуи, объятия и прочие действия, способствующие сексуальному возбуждению. Создатель наставляет рабов Своих:

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (17:32)

Сильно порицается в исламе и плохое отношение к своим самым близким людям – родителям. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей» (хадис приводят ат-Тирмизи и Хаким).

7. Гомосексуализм

В числе тягчайших грехов, согласно исламскому вероучению, находится также гомосексуализм, то есть интимные отношения между представителями одного пола. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) высказывался о том, что Создатель проклял всех людей, творящих мерзости, некогда совершаемые племенем Пророка Лута (а.с.), то есть мужеложство.

8. Употребление в пищу запретного

Следующим греховным деянием является употребление в пищу всего запретного (харам), примерами чему могут служить: спиртные напитки, наркотические вещества, свинина, мертвечина и так далее. В Священном Писании сказано:

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас» (2:172)

Ложь может проявляться в различных формах. Самим Всевышним сказано:

«Рабам Милостивого свойственно то, что они не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, они не участвуют в этом, а проходят мимо» (25:72)

Исключением может служить ложь, которая совершается в благих целях, как в случае Пророка Ибрахима (а.с.).

10. Лицемерие

Также к тяжким грехам относится и лицемерие. В Писании сказано:

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят» (107:4-6)

Кроме того, не следует забывать, что оставление обязательных для совершения мусульманами действий (фард), таких как намаз, ураза, закят и хадж (последние – при наличии материальной возможности), также является большим грехом. В связи с чем, помимо отдаления от греховных дел не стоит забывать и о своих обязанностях перед Всевышним и мусульманской умой.

Лучшим средством искупления своих грехов в земной жизни является покаяние (тауба). В случае, если верующий искренне раскается в содеянном и будет просить прощения у Всевышнего, то Он, будь на то Его воля, простит раба Своего, так как Он – Милостивый и Милосердный.

Источник: https://islam.global/verouchenie/khalyal-i-kharam/grekhi-v-musulmanskom-verouchenii/

предыдущая глава          следующая глава

Урок 9. Десятый член «Символа веры». Объяснение крещения и понятие о таинстве вообще

З. Вы знаете, что для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела. Прежде всего нужно веровать правильно в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Кто верует в Него, тот и живет так, как учил людей Спаситель.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком государстве правил царь Соломон

Он сказал: «Кто имеет веру и крестится, тот будет спасен»[1]. Значит, всякому, кто хочет себе добра, спасения своей души, нужно креститься. Без крещения спастись нельзя. Поэтому христиане крестят своих детей.

От отца с матерью ребенок родится и телом и душой[2], но душа у всякого человека до крещения бывает грешной.

У ребенка до рождения на свет, конечно, своих грехов быть не может, но он рождается от людей грешных и похож во всем на своих родителей, на отца и мать. Отец с матерью грешны, значит, и ребенок грешен. Он от родителей рождается с руками, ногами, с головой и другими частями телом, а душой рождается с грехом.

Первые согрешили Адам и Ева, а все люди на земле стали рождаться от Адама и Евы. Адам и Ева сделались грешными, и все люди, которые после стали рождаться на земле, похожи на них и телом и душой, значит, и они все рождаются с грехом. От того греха, с которым рождаются все люди, мы очищаемся при нашем крещении.

Что нужно для нашего спасения? Что нужно прежде всего? Кто об этом сказал людям? Как Он сказал? Какой бывает душа каждого человека при рождении? Почему грешна душа ребенка? Кто согрешил первый из людей? Когда человек очищается от того греха, который он получает от родителей?

Значит, крещение нужно каждому человеку для прощения греха. У каждого человека есть отец и мать. Когда человек родится, он делается членом своей семьи. Человек рождается по необходимости; он не может не родиться и рождается греховным. Бог сотворил человека свободным. Люди через грех потеряли эту свободу. Чтобы получить ее опять, человеку нужно сделаться членом Церкви, а для этого нужно, чтобы Церковь стала нашей матерью.

Через крещение она делается матерью каждого человека, который верует в Иисуса Христа, а Бог делается отцом крещеного. Вы знаете (см. урок 4), что Адам и Ева жили до греха с Богом, как дети с отцом, люди были Ему детьми. Люди не захотели жить в согласии с Богом, согрешили, души их стали грешными и лишились милости Божией. Иисус Христос пострадал за всех людей и дал им силу сделаться опять детьми Божиими. Для этого Он велел людям креститься.

У нас крестят маленьких детей, а можно крестить не младенцев только, но и взрослых людей, когда, например, принимает веру христианскую татарин, еврей. Взрослый сам приходит, а ребенка приносят в храм Божий. Священник читает молитвы, потом три раза погружает, или проще, окунает в воду младенца или взрослого и при этом говорит: Крещается раб Божий такой-то, называется по имени, во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

В это время Бог прощает тот грех, с которым родился человек. А если крестится взрослый, то ему прощаются и те грехи, какие он сам сделал[3]. При крещении и взрослый, и младенец делаются совсем безгрешными и вместе с этим делаются детьми нашей матери — Церкви Христовой и Самого Бога. Значит, в крещении всякий верующий человек рождается от Христовой Церкви. Человек делается ее сыном или дочерью, а Церковь делается его матерью.

Рождается человек на свет только один раз, один же только раз он может родиться и от Церкви. Значит, крестить человека нужно только один раз. О крещении говорится в десятом члене «Символа веры» так: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Перед всеми членами «Символа веры», о которых мы с вами говорили, нужно было прибавить слово верую, а перед десятым поставлено слово исповедую. По-русски это слово значит «открыто признаю, объявляю».

Мы сами знаем и всем готовы сказать, что человеку нужно только один раз креститься для оставления или для прощения грехов.

Для чего нужно людям крещение? Членом чего делается человек по своему рождению? Членом чего нужно стать для спасения души? Кем должна стать человеку Церковь и кем он Церкви? Что делает священник, когда крестит какого-нибудь человека? Что говорит? Что дает тогда человеку Бог? Каким делается тогда человек? Кому детьми становятся люди в крещении? Почему нужно креститься один раз? В котором члене «Символа веры» говорится о крещении? (Прочитайте его.) Что значит исповедую?

Мы видим, что при крещении священник погружает человека три раза в воду и говорит при этом: Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а Бог человеку прощает грехи, и человек делается сыном Христовой Церкви и сыном Самого Бога. Как человеку Бог прощает грехи, как человек делается сыном Церкви, этого мы не видим да и не можем видеть.

Что мы не можем видеть, то называется, как вы знаете, невидимым, а еще называется тайной. Бывают и у нас такие дела, которые мы знаем, а другие люди не знают. Всякое такое дело, неизвестное другим людям, будет наша тайна. Мы не видим и не знаем, как в крещении человек делается сыном Церкви и Самого Бога, а Бог это знает. Значит, эта перемена в человеке есть тайна Божия или иначе таинство.

Для всякого дела нужна сила. Бог и при крещении дает тому человеку, которого крестят, Свою особенную силу, и эта сила делает человека безгрешным. Бог дает человеку Свою силу даром, а что дается даром, то так и называется — дар. Бог делает только одно добро; всякий дар Божий хорош или, по-славянски, благой.

Поэтому сила Божия, которую Бог дает людям, называется благим даром или, короче, благодатью. Значит, благодатью называется сила Божия, какую дает Бог людям по Своей милости. В крещении Бог дает человеку Свою особенную силу или благодать. Эта благодать и перерождает человека при крещении.

Для получения благодати Божией в крещении Иисус Христос велел погружать человека три раза в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий во имя То, что говорится, называется словом, а что делается, называется действием. В крещении есть и слова и действие. Говорить эти слова и делать эти действия научил людей Сам Господь Иисус Христос.

Все, что говорится и делается для получения особенной силы Божией — благодати, называется деланием или совершением таинства. Крещение совершается для получения благодати Божией, которая перерождает людей, делает их детьми Божиими, такими же детьми Божиими, какими были Адам и Ева до своего первого греха.

Значит, крещение есть таинство, в котором человек, при погружении три раза в воду, с произнесением слов: Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха, получает особенную благодать Божию. Эта благодать перерождает человека, и человек из грешного делается безгрешным; из члена только семьи становится членом Церкви Христовой, из сына или дочери своих отца с матерью перерождается в сына или в дочь Отца Небесного — Бога.

Что делают, когда крестят человека? Что при этом говорится? Это мы при крещении видим и слышим. А что дается человеку от Бога, чего мы не видим? Как называется то, что неизвестно? Чья тайна крещение? Как называется особенная сила Божия, которая невидимо дается человеку? Что такое благодать Божия? Что делает благодать Божия с тем, кого крестят? Что велел делать Спаситель для получения благодати в крещении? Как называются эти действия? Что называется крещением?

Мы уже говорили, что для спасения души нужно прежде всего веровать в Святую Троицу, а потом креститься. Когда принимает крещение взрослый человек, то его сначала научают вере Христовой, а младенца ничему научить нельзя. Но Господь дает Свою милость не только за нашу веру, но и за веру наших родителей. Прочитаем по Евангелию о двух чудесах Иисуса Христа: о воскрешении дочери Иаира и об исцелении дочери хананеянки[4].

За чью веру Иисус Христос воскресил дочь Иаира и исцелил дочь хананеянки? Так же крестят и маленьких детей по вере их родителей. Крещение настолько нужно и необходимо для нашего спасения, что его, если нет священника и если ребенок плохой[5], может совершить всякий христианин. Нужно только младенца три раза погрузить в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Если так окрестить младенца, то Господь даст ему Свою благодать, и если младенец умрет, то будет в Царстве Небесном.

Почему крестят не только взрослых верующих, но и младенцев? Кто может крестить, если нет священника, а человек может умереть? Что нужно для этого сделать и что сказать?

Мы все крестились, и Господь нам дал Свою благодать. Будем помнить это и жить так, как нужно жить христианину. Нам нужно только хотеть жить по закону Христову, а силу для такой жизни нам даст Сам Господь.

  1. Ср.: Мк. 16, 16.- Ред.
  2. По вопросу о происхождении человеческих душ существует два мнения: творение их Богом и рождение от родителей при содействии Бога. Первое из этих мнений имело большое число сторонников в древности, позднейшее же богословие склоняется на сторону второго мнения. Догматического положения по этому вопросу составлено не было, и потому можно трактовать его и в первом, и во втором смысле. Пятым Вселенским Собором лишь осуждено мнение Оригена о предсуществовании душ. (Пятый Вселенский Собор проходил в конце IV в. в Лаодикии.- Ред.)
  3. Объяснение обрядовой стороны таинства должно служить предметом отдельного урока при объяснении богослужения. Тогда же может быть сделано повторение и настоящего урока.
  4. См.: Мф. 9, 20-26; 15, 21-28. Также могут быть прочитаны повествования об исцелении слуги сотника и о воскрешении сына наинской вдовы (см.: Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 2-10 и Лк. 7, 11-17).
  5. То есть или родился очень слабеньким, или серьезно болен.- Ред.

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/636/61.html

Смертные грехи в православии. Список

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние.

    Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.

  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность.

    В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.

  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость.

    Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Мужские браслеты на руку православные

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/smertnye-grexi-v-pravoslavii-spisok/

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле — Православный журнал

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно.

Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный.

Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.

Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25).

Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога.

Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости.

Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти.

На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть.

Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке.

Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения.

Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности.

При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах.

Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Источник: https://foma.ru/7-smertnyix-grexov-ili-skolko-strastej-mogut-nas-pogubit-na-samom-dele.html

Какие болезни даются за какие грехи?

Человеческая природа познала тление тогда же, когда познала и грех. Отпадение от Бога, нарушение единения и целости с Ним привели к тому, что человек стал болеть и умирать. К сожалению, такое нарушение изначальной человеческой природы неизменно и находится в каждом из нас. Господь дарует каждому человеку возможность спасти свою бессмертную душу, но нет человека, в котором не было бы греха.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Чудеса исцеления Иисуса Христа

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Таблица взаимосвязи грехов и болезней

Тем не менее, проследить определенную связь болезни и греха, к ней приведшего, возможно. Конечно, не нужно к подобной классификации относиться слишком строго. Это скорее некий ориентир, опираясь на который, человеку может стать понятнее, на какие грехи стоит обратить больше внимания, с чем бороться в первую очередь.

Далее приведем таблицу с перечнем некоторых заболеваний (как психических, так и соматических) и те греховные страсти, которые могут привести к недугу.

Болезнь Грех или страсть
Шизофрения Самомнение, своеволие, излишняя самоуверенность
Эпилепсия Упрямство, жестокосердие
Истерики Тщеславие, жажда внимания и славы
Депрессия Уныние, неверие, не упование на Бога
Язвенная болезнь Трусость, угодничество перед людьми или, наоборот, постоянный поиск конфликтных ситуаций
Тиреотоксикоз Чрезмерное рвение, самонадеянность, вера в то, что человек сам может все. Противопоставляется этому умеренность во всем, упование на Господа
Ишемическая болезнь сердца Жестокосердие, чрезмерные амбиции, желание получать большего, притязательность. Для борьбы нужно развивать в себе благодарность, скромность, самодисциплину
СПИД Наркомания, блуд, отсутствие целомудрия
Ожирение, сахарный диабет Чревоугодие, неумеренность в пище, гортаннобесие
Бесплодие и импотенция Прелюбодеяние, блуд, грехи абортов
Неврозы и психозы Сребролюбие, гнев, властолюбие
Астения Неверие в Бога, леность, праздность

Этот небольшой перечень может быть пополнен еще множеством причинно-следственных связей. Важно понимать, что нельзя бороться с одним-единственным грехом, вызвавшим, вероятно, то или иное заболевание. Духовная составляющая человека -это очень тонкий мир, тут не действуют логические законы причины и следствия.

Молитвы во время болезни:

Для того, чтобы получить исцеление как телесное, так и духовное, человек должен всесторонне позаботиться о своей душе. Необходимо каяться во всех своих совершенных грехах, которые мы можем припомнить, и стараться в целом исправить свою жизнь по христианским заповедям.

Борьба только с одной определенной страстью не даст никакого результата, да и не возможно преодолеть какой-либо грех без полного переосмысления всей своей жизни. Кроме того, в православной традиции можно часто услышать фразу, что мать всех грехов — гордыня. Поэтому, если мы не боремся со своими грехами, мы обязательно впадаем в гордыню. Эта смертельная страсть способна действительно привести человека не только к телесной смерти, но и к духовной погибели.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Церковь считает, что причиной многих болезней является греховный образ жизни

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека.

Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными.

Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится.

Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/grehi-i-bolezni.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Где находится оригинал иконы Казанской Божьей Матери

Закрыть