Чем притча отличается от басни

«Ученик», «Монах и бес»: такие разные притчи

Чем притча отличается от басни

ФОМА

В уходящем году вышло два фильма, где вера, святость, грех — не просто фон для остросюжетной истории, а именно что основной предмет разговора. Но разговор этот получается очень разным — и по исходной задаче, и по результатам. Писатель Виталий Каплан сравнивает обе картины.

Недавно мне довелось посмотреть два свежих российских фильма — «Монаха и беса» Николая Досталя и «Ученика» Кирилла Серебренникова. Из рецензий и из обсуждений в сети я заранее знал, что в обоих случаях режиссеров волновала религиозная тема, что и там, и там она стержневая.

А мне это вдвойне интересно — во-первых, как человеку воцерковленному, а во-вторых, как писателю, которому не раз приходилось писать о вере. И хотя литература и кино — разные виды творчества, но есть нечто общее в тех способах, которыми они говорят о самых главных в жизни вещах.

Замечу, что вовсе не считаю себя специалистом в искусстве кино, и весь нижеследующий текст — не кинорецензия. На мой дилетантский взгляд, оба фильма сняты великолепно. Драматургия, актерская игра, картинка, монтаж — всё на высоте.

При этом ощущения — абсолютно разные. Если «Монах и бес» мне безусловно понравился, то «Ученик» вызвал чувство, близкое к отвращению.

Между тем у обоих фильмов есть нечто общее. В обоих случаях использован прием иносказания, притчи. Но если у Досталя притча получилась, то у Серебренникова — увы.

По законам притчи

О чем оба они хотели сказать? «Монах и бес» — это история о том, как человека, стремящегося к святости, преследует бес, и как люди обыденные, «линейные» не в состоянии понять такой вот нелинейный путь духовного восхождения. «Ученик» — это о том, как отвратителен фанатизм, причем и религиозный, и атеистический. Понятно, что это главные темы, а есть множество побочных смыслов, оттенков. Но если формулировать в двух словах, то, на мой взгляд, именно так.

kinopoisk.ru

В обоих случаях речь идет о вещах универсальных, несводимых к обстоятельствам места и времени. То, что случилось в середине XIX века с Иваном Семеновым сыном, могло бы случиться и в IV веке, и в XXI, и в России, и в Византии да хоть в Африке.

То, что случилось в современном провинциальном российском городе с подростком Вениамином и его учительницей Еленой Львовной, могло бы случиться и в IV веке, и в XVII, и в России, и в Мексике, и в Германии.

Собственно, фильм Серебренникова — это как раз перенос на российскую почву пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга.

А когда речь идет о вещах универсальных, то возникает мысль использовать формат притчи. Потому что притча, с одной стороны, в концентрированном виде способна выразить авторскую идею, а с другой, требует от читателя (зрителя) самостоятельно думать, самостоятельно формулировать для себя мысль, а значит — развиваться интеллектуально и нравственно. Этим притча отличается от басни, где мораль четко сформулирована в финале. Басня — это молоко, а притча — твердая пища.

Но у притчи свои художественные законы. Прежде всего — это размытость фона. Декорации в ней не имеют никакого самостоятельного значения, они нужны только чтобы на их фоне разыгралось главное действо. Это как, например, портрет в живописи или в фотоискусстве. Главное в нем — человек, а фон должен быть таким, чтобы лучше человека подсветить. Фон не должен отвлекать на себя внимание, не должен быть четким, контрастным, притягивающим глаз.

kinopoisk.ru

И в фильме Досталя фон именно такой. Середина XIX века, российская провинция, бедный небольшой монастырь. Даже эпизод с визитом императора Николая Павловича выполнен не совсем в реалистической, а, скорее, в шаржевой манере. Сразу становится ясно, что это — не про политику, не про историю.

Сцены в Иерусалиме решены точно так же: это не столько реальный Иерусалим тех лет, сколько визуализация расхожих современных представлений о нем. Наверняка глаз специалиста отметит массу неточностей (они, кстати, есть и там, где действие происходит в России), но эти неточности не только простительны, а даже необходимы.

Это сознательное размывание фона.

Поэтому в центре зрительского внимания оказывается именно пара, давшая фильму название: монах Иван (точнее, все-таки не монах, а странник, периодически живущий в разных монастырях в качестве послушника) и вселившийся в него бес.

Зритель не сразу понимает, что странное, вызывающее поведение Ивана, его постоянные кривляния на грани, а то и за гранью кощунства — это результат его постоянной, идущей с переменным успехом борьбы с бесом.

Бес пытается говорить и действовать за Ивана, Иван этому сопротивляется, в итоге получается и не в чистом виде Иван, и не в чистом виде бес, а некое среднеарифметическое, или, точнее говоря, сумма векторов.

kinopoisk.ru

А окружающие этого не понимают, причем как раз те, кто в первую очередь должны понять — то есть монахи. Что Иван одержим, они, конечно, видят, но для них он оказывается всего лишь источником неприятностей, от которого лучше поскорее избавиться, сплавить проблему (зримой метафорой этого «сплавить» становится сцена, когда связанного Ивана кладут на плот и пытаются пустить по течению реки — но плот, движимый бесовской силой, возвращается обратно).

претензия к этому фильму, прозвучавшая в церковной среде, как раз и связана с непониманием того, где здесь предмет переднего плана, а где фон. Критики возмутились сюжетной линией беса, который, оказавшись в Храме Гроба Господня, покаялся и стал человеком (а возможно, и в другой последовательности: сперва стал человеком, потом покаялся).

Ведь как мы знаем из православного вероучения, бесы каяться не могут, точно так же, как ангелы не могут согрешить. Им, духам, дана свобода воли, но поскольку они находятся в иных отношениях со временем, нежели мы, то их свобода, так сказать, одноразового действия. Кто хотел отпасть от Бога — тот отпал и окончательно закрепился в этом состоянии.

Кто остался верен Богу, тот тоже не имеет уже шанса отпасть. А фильм, получается, пропагандирует ересь!

Такие критики не берут в расчет, что здесь не учебник богословия, а притча, тут надо уметь различать, где фон, а где предметы переднего плана. То есть надо понимать иносказание. Разумеется, фильм — не про бесов, а про людей.

Про то, как тяжело дается человеку путь к святости, каким нестандартным он может быть. И о том, что даже глубоко грешный человек, пребывая в постоянном контакте с праведником, меняется: через этого праведника до него достигает Божия любовь.

Именно это символизирует бес Легион в фильме.

Парад стереотипов

Но совершенно иная ситуация с «Учеником». Здесь фон прописан настолько плотно, четко, настолько близко к реальности, что иносказание не срабатывает. Да, особо утонченные ценители и здесь увидят притчу, откроют глубокие духовные смыслы, однако большинство зрителей воспримут все это как совершенно реалистическую картину. Даже те вроде бы явные отклонения от реальности, которые здесь есть, понятны лишь тем, кто «в теме».

Например, что никаких уроков ОПК в старших классах не бывает, знают лишь родители старшеклассников, а множество людей (как правило, из «либерального» лагеря) убеждены, что Церковь при поддержке власти ввела в школы Закон Божий. Сколько сетевых скандалов на эту тему возникает, сколько копий ломается, а как оно на самом деле, мало кому известно. Или, скажем, урок сексуального просвещения, с морковками.

Ну ведь нет этого массово, а были отдельные случаи в 90-е годы, породившие кучу страшилок в православной среде, но вовсе не ставшие чем-то системным.

kinopoisk.ru

Собственно, фон «Ученика» как раз и слеплен из стереотипов массового сознания. Возможно, режиссер использовал это как прием: мы, мол, не про то говорим, что на самом деле бывает, а про то, что люди думают. Но в том-то и фокус, что массы считают эти стереотипы истиной и картину воспримут как вполне себе реалистическую. Чему, кстати, способствует действительно прекрасная игра актеров. Все роли такие живые, такие узнаваемые Уровень условности практически нулевой.

И вот на этом фоне (который оказывается большим, чем фон!) разворачивается действо — противостояние двух фанатиков. С одной стороны, старшеклассник Вениамин, начитавшийся Библии, свято уверовавший в истинность каждой ее буквы и пытающийся вдолбить открывшуюся ему истину всем окружающим. Тупо, скандально, жестоко.

С другой стороны — учительница биологии Елена Львовна, карикатура на антиклерикалов. Фантастически невежественная во всем, что касается религии, она с огромной энергией пытается бороться с Вениамином. Бороться — означает переделать его под себя, выбить у него из головы всю эту религиозную глупость.

Не из любви и заботы, между прочим, а исключительно чтобы настоять на своем, чтобы расправиться с мракобесием.

kinopoisk.ru

Вообще Веня и Лена достойны друг друга. В обоих случаях фантастическое невежество, фантастическая неспособность услышать другого, а главное — полное отсутствие любви к ближнему. Ближние воспринимаются лишь как средство утвердить свою правоту.

К примеру, когда Вениамин пытается исцелить наложением рук своего одноклассника Гришу, инвалида с укороченной ногой, он же не из сострадания к Грише это делает, а из гордыни: ему кажется, что он достиг столь глубокой веры, что может и горы двигать. Будь у него к Грише хоть сколько-нибудь сострадания, он бы его от травли одноклассников защитил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Хула на духа святого что это

Но мы видим, как Веня совершенно спокойно наблюдает сцены таких издевательств и не делает ни малейшей попытки вмешаться.

Создав столь достоверный, неразмытый фон, режиссер тем самым попал еще в одну ловушку: если воспринимать фильм как реалистический, то сразу возникает вопрос: почему оба они, Веня и Лена, еще не в психушке? Особенно Веня, чья шизофрения видна невооруженным глазом.

Получается, что это фильм о явно больном мальчике, нуждающемся во врачебной помощи, а никому и в голову не приходит, что с ним что-то не так. Елена Львовна тоже, ближе к финалу, ведет себя как больной со сверхценной идеей.

Я думаю, специалисты много бы чего у нее диагностировали.

kinopoisk.ru

И отдельно нужно сказать о роли преподавателя ОПК, отца Всеволода. Это мне, воцерковленному человеку, и по жизни, и по роду профессии знающему множество священников, понятно, что это абсолютно недостоверный типаж. Не потому, что плохой: бывают, увы, священники гораздо хуже.

Он недостоверный, потому что весь слеплен из расхожих обывательских представлений о священниках. Он и ведет себя как обыватель, неожиданно для себя оказавшийся внутри рясы. Примерно то же самое, что жулик из «Дня выборов», «отец» Иннокентий, укравший облачение на киностудии и после выдающий себя за батюшку.

Только здесь, в «Ученике» — без комического эффекта.

Я думаю, самое главное, что массовый зритель вынесет из картины — все они с приветом, верующие эти. Либо лицемеры-приспособленцы. Лучше от них держаться подальше. И уж точно не воспринимать всерьез их Священное Писание, которым — как это ярко показано в фильме! — можно обосновать любую гадость.

Единственным адекватным героем там оказывается учитель физкультуры Олег Иванович. Мужичок себе на уме, прагматичный, любитель обывательских радостей жизни, лишенный каких-либо высоких устремлений. На фоне чудовищных Вени, отца Всеволода и истеричной Елены Львовны он выглядит прямо-таки образцом здравомыслия.

И вообще образцом.

Увы То, что задумывалась как глубокая притча о природе фанатизма, в итоге будет восприниматься как плоская антирелигиозная агитка. А жаль, потому что проблема-то действительно важная, действительно значимая для всех — и для неверующих, и — наверное, даже в большей степени! — для верующих.

В чем разница между верой и фанатизмом? Как, уверовав, не стать таким, как Веня? Возможен ли выход из состояния фанатизма, и каков он, этот выход — утрата веры или, наоборот, прорыв к более высокому ее уровню, когда происходит личная встреча со Христом? Обо всем этом действительно стоило бы поговорить, но — другим художественным языком. И, наверное, с другой аудиторией.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/uchenik-monah-i-bes-takie-raznye-pritchi

«Ученик», «Монах и бес»: такие разные притчи — Православный журнал

Чем притча отличается от басни

В уходящем году вышло два фильма, где вера, святость, грех — не просто фон для остросюжетной истории, а именно что основной предмет разговора. Но разговор этот получается очень разным — и по исходной задаче, и по результатам. Писатель Виталий Каплан сравнивает обе картины.

Недавно мне довелось посмотреть два свежих российских фильма — «Монаха и беса» Николая Досталя и «Ученика» Кирилла Серебренникова. Из рецензий и из обсуждений в сети я заранее знал, что в обоих случаях режиссеров волновала религиозная тема, что и там, и там она стержневая.

А мне это вдвойне интересно — во-первых, как человеку воцерковленному, а во-вторых, как писателю, которому не раз приходилось писать о вере. И хотя литература и кино — разные виды творчества, но есть нечто общее в тех способах, которыми они говорят о самых главных в жизни вещах.

Замечу, что вовсе не считаю себя специалистом в искусстве кино, и весь нижеследующий текст — не кинорецензия. На мой дилетантский взгляд, оба фильма сняты великолепно. Драматургия, актерская игра, картинка, монтаж — всё на высоте.

При этом ощущения — абсолютно разные. Если «Монах и бес» мне безусловно понравился, то «Ученик» вызвал чувство, близкое к отвращению.

Между тем у обоих фильмов есть нечто общее. В обоих случаях использован прием иносказания, притчи. Но если у Досталя притча получилась, то у Серебренникова — увы.

Притчи Востока. Ветка мудростиТекст

Чем притча отличается от басни

Безумный утешается прошедшим,

слабоумный – будущим,

умный – настоящим.

Восточная мудрость.

С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель А. П. Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи действительно похожи на басни. Однако басня отличается от притчи.

Притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления.

Притча не поучает, а дает намек на поучение, она деликатное творение народа.

В притчах в обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

Притчи погружают нас в придуманный мир, где можно всё, но, как правило, этот мир является просто нравоучительным отражением реальности.

Притча – это не выдуманный рассказ, это в первую очередь повествование о реальных событиях, происходивших во все времена. Из поколения в поколение притчи, как устное народное творчество, передавались из уст в уста, дополняясь подробностями, какими-то деталями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. В разные времена, в разных странах, многие люди при принятии ответственных решений, искали ответ в притчах и поучительных историях дошедших до наших дней.

В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни каждый день. Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности.

На первый взгляд может показаться, что притча не несёт никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Если притча не понравилась, показалась непонятной, глупой или бессмысленной – это не означает, что притча плоха. Просто вы может быть не достаточно подготовлены для понимания этой притчи. Перечитывая притчи, каждый раз можно найти в них что-то новое.

Притчи, собранные в этой книге, пришли к нам с Востока – там люди собирались в чайных и за чашкой кофе или чая слушали рассказчиков притч.

Три важных вопроса

Правитель одной страны стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему правитель и видит: дряхлый старик, копает грядку. Он соскочил с коня и поклонился старику.

– Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.

Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Правитель взялся ему помогать.

Вдруг видит: идет по дороге человек – все лицо кровью залито. Правитель остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.

Наутро смотрит – отшельник грядку засевает.

– Отшельник, – взмолился правитель, – неужто ты не ответишь на мои вопросы?

– Ты сам уже на них ответил, – проговорил тот.

– Как? – изумился правитель.

– Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, – сказал отшельник. – Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а помощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый – его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему – самым важным делом. Выходит, самый главный человек – тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело – добро, которое ты ему делаешь.

– Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, – проговорил правитель. – Самый важный день – день сегодняшний.

Самое ценное

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом.

Но время шло, появились школа и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.

Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл посылку.

Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял – самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда из крана течет крещенская вода

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание.

Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно полезно тратить прямо сейчас.

Жизнь, как она есть

Я расскажу вам притчу: в стародавние времена пришла к Гаутаме Будде убитая горем женщина, потерявшая сына. И стала она молить всемогущего вернуть ей ребенка.

И велел Будда женщине вернуться в селение и собрать по горчичному зернышку с каждой семьи, в какой не сожгли бы на погребальном костре хотя бы одного ее члена. И обойдя свое селение и множество других, не нашла бедняга ни одной такой семьи.

И поняла женщина, что смерть есть естественный и неотвратимый исход для всех живущих. И приняла женщина свою жизнь такой, как она есть, с ее неизбежным уходом в небытие, с вечным круговращением жизней.

Бабочки и огонь

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

– Огонь светит.

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

– Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

Понимать судьбу

У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-цзы пришел ее оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песни, ударяя в таз. Хуэй-цзы сказал:

– Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, – это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, – просто никуда не годится!

– Ты не прав, – ответил Чжуан-цзы. – Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была в начале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного хаоса.

Хаос превратился – и она стала дыханием. Дыхание превратилось – и она стала телом. Тело превратилось – и она родилась. Теперь настало новое превращение – и она умерла. Все это меняло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома.

Плакать и причитать над ним – значит не понимать судьбы. Вот почему я перестал плакать.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

И то, что названо, не исчерпывает список.

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

– Иди вперед, иди вперед!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперед.

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег.

На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи.

На следующий день он нашел золото, потом – алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых паранормальных сил, то, в конце концов, найдет богатство вечного Знания и Истины.

Две снежинки

Шел снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

– Как хорошо лететь, наслаждаться полетом!

– Мы не летим, мы просто падаем, – грустно отвечала вторая.

– Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!

– Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

– Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! – сказала первая.

– Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, – возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала она сама.

Великое благо

Богатый человек попросил дзен-мастера написать что-нибудь хорошее и ободряющее, что-нибудь, что принесет великое благо всей его семье. «Это должно быть что-нибудь такое, о чем думает каждый член нашей семьи по отношению к другим», – сказал богач.

Он дал большой листок белоснежной дорогой бумаги, на котором мастер написал: «Отец умрет, сын умрет, внук умрет. И все в один день».

Богач пришел в ярость, когда прочитал, что ему написал мастер: «Я просил тебя написать что-нибудь хорошее для моей семьи, чтобы это принесло радость и процветание моей семье. Зачем ты написал то, что меня огорчает?»

«Если сын умрет раньше вас, – отвечал мастер, – это будет невосполнимой потерей для всей вашей семьи. Если внук умрет раньше, чем умрет ваш сын, это будет великое горе для всех. Но если вся ваша семья, поколение за поколением, умрут в один день, это будет настоящий подарок судьбы. Это и будет великое счастье и благо для всей вашей семьи».

Рай и ад

Жил-был один человек. И большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы выяснить, чем отличается ад от рая. На эту тему он размышлял днями и ночами.

И вот однажды ему приснился необычный сон. Попал он в ад. И видит там людей, которые сидят перед котлами с едой. И у каждого в руке большая ложка с очень длинной ручкой. Но выглядят эти люди голодными, худыми и изможденными. Черпануть из котла они могут, а вот в рот никак не попадут. И они ругаются, дерутся, бьют друг друга ложками.

Вдруг к нему подбегает другой человек и кричит:

– Эй, пойдем быстрее, покажу дорогу, ведущую в рай.

Прибыли они в рай. И видят там людей, которые сидят перед котлами с едой. И у каждого в руке большая ложка с очень длинной ручкой. Но выглядят они сытыми, довольными и счастливыми. Когда присмотрелись, то увидели, что они кормят друг друга. Человек к человеку должен идти с добром – вот и рай.

Источник: https://www.litres.ru/viktoriya-chastnikova/pritchi-vostoka-vetka-mudrosti/chitat-onlayn/

Сказки, басни, притчи – в чем сходство и отличия?

Многие люди не видят большого различия между сказками, баснями и притчами, и в этом есть доля правды. Несмотря на схожесть этих фольклорных произведений, они, все же, имеют некоторые различия.

Схожесть заключается, во-первых, в том, что и басни, и сказки, и притчи имеют четкую структуру: зачин, средина (повествование) и концовка (мораль). И, во-вторых, все эти произведения должны содержать какую-то мудрость, благодаря чему читатель извлекает полезный для себя урок.

А теперь давайте рассмотрим эти отличия более конкретно.

Народные (фольклорные сказки)

Русская народная сказка – часть устного творчества народа. В ней повествуется о вымышленных, полных авантюризма и волшебства, событиях.

Но поскольку сказка основывалась на поверьях, преданиях, народных традициях, в ней всегда присутствует не только вымысел, но и реалии. Сказки отражают особенности русского быта и обычаев.  Традиционные персонажи сказок –  это люди, животные, растения, вещи. А также вымышленные персонажи – Баба-Яга, леший, Кощей Бессмертный.

Классификация сказок

Общепринятыми считаются следующие категории сказок:

О животных

Пожалуй, самый распространённый вид сказок. Говорящие звери, ведущие человеческий образ жизни и совершающие людские поступки – главные действующие персонажи. Довольно часто имена главных героев имеют уменьшительно-ласкательную форму (Зайчик – Попрыгайчик, Лиса-Краса и т. п.)

Волшебные сказки

Сказки, где обязательно присутствует волшебный мир, законы которого не имеют ничего общего с реальным миром. Помимо главного, положительного героя, присутствует отрицательный, но финал один – зло должно быть повержено. Эти сказки особенно нравятся детям.

Бытовые сказки

В них нашли отражение поведенческие особенности человека, в таких сказках показывается, как он ведет себя в разных жизненных ситуациях, высмеиваются отрицательные качества характера (жадность, трусость, лень), и восхваляются положительные – доброта, смелость, ум. В этих произведениях много юмора и иронии.

Помимо животных, в сказках могут присутствовать и другие персонажи. Например, вымышленные существа — демоны (дракон, Баба-Яга, Змей Горыныч), люди мужского и женского пола (Иван — дурак, Марья — Искусница), а также неодушевлённые предметы (Колобок, Терёшечка).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой веры был князь Владимир

Особенности басен

Басня — более короткая поучительная история, с элементами сатиры, в которой обязательно присутствует мораль. Основное предназначение басни — показать и высмеять людские пороки. Как и сказки, басни делятся на народные и авторские, последние зародились в России в 18 веке.

В современном обществе басня представляется как написанная в стихотворной форме сатирическая история, конечно, благодаря известным русским баснописцам – Сумарокову, Крылову.

Притчи – характерные черты и особенности

Притча – тоже поучительная история, носящая нравственный характер и изначально тесно связанная с религией. Основная тема притчи – человек и его моральные качества, главная задача – привить веру в Бога, жить по божьим канонам. Очень распространены притчи в буддизме и суфизме.

Вспоминается известная фраза из стихотворения «Ленинцы» В. Маяковского: «Религия – опиум, религия – враг, довольно поповских притч».

Притчи, как и басни, претерпели трансформацию, и теперь притчей принято считать историю не только с религиозным подтекстом, а любой краткий нравоучительный рассказ.

Заключение

Все равно, какая сказка или басня прочитана, русская народная или авторская, смысл один – донести до человека, что Добро всегда побеждает Зло, основные человеческие ценности, которые сформировались еще в древности, по сей день остаются актуальными. Кроме того, как считают специалисты, сказки оказывают терапевтическое действие, повышают настроение и приучают к размышлениям. Читайте сказки, господа!

О сходствах и различиях сказок, притч и басен рассказала lobasevanatalia.

Советую посмотреть:

Зачин и концовка как основные структурные элементы сказок

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/skazki-basni-pritchi-shodstvo-i-razlichiya.html

Эпические жанры литературы. примеры и особенности — Методический центр Рязанской области

Основоположник русского литературоведения В. Г. Белинский написал статью «Разделение поэзии на роды и виды». Хотя еще в античности были попытки группировки определенных жанров, именно он научно обосновал эту теорию. Лирикой раньше называли исполняемые нараспев стихи, драмой — действия. А эпические жанры литературы представлены рассказами о судьбах и поступках героев.

Мифы и поэмы

Слово «эпос» в переводе с греческого языка означает «повествование». Это рассказ о судьбе героя, изображение событий с внешней точки зрения, описание поступков и приключений. Эпические жанры объединены именно этими чертами, хотя их довольно много:

  • поэмы;
  • мифы, сказки;
  • притчи, басни;
  • очерки;
  • думы, баллады и былины;
  • предания и легенды;
  • новеллы, романы, повести.

Есть также малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Одна из категорий — мифы. Это народное древнее сказание о богах, силах природы, приключениях героев. Жанр тесно связан с обрядами и традициями, религией. Мифы делятся на этнологические и космологические. Первые описывали только происхождение обычаев на определенной территории. А вторые — происхождение мира и всего живого.

Поэмы относят к лиро-эпическим жанрам, ведь это произведение на историческую или легендарную тему написано в стихах. Сюжет описан с точки зрения повествователя. При этом рассказывается о событиях, которые имеют общечеловеческое значение. Примеры поэм: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник»; М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон».

Сказки и притчи

В список эпических жанров входят также литературные сказки. Они основываются на народном творчестве. В таких произведениях одна сюжетная линия, в которой добро противостоит злу. Вся история вымышленная, хотя в ней могут быть истинные события.

Основные признаки сказки: антитеза, повторы, мораль или поучения. Большинство из них экранизировали, многие несколько раз переписывали, изменяя некоторые детали. Такие произведения писали братья Гримм, Шарль Перро, Салтыков-Щедрин.

Определение притчи связано с греческим языком. Это слово происходит от греческого «parabole», что означает «расположенный позади».

Это небольшое произведение с назидательным характером, обычно оно содержит религиозное или моральное поучение.

Притчи часто включают в большие произведения: калмыцкая поучительная сказка в «Капитанской дочке» Пушкина, история о воскрешении Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского.

Басни и очерки

Басни — это произведения с аллегорическим смыслом, они являются иллюстрациями к нравственным или житейским правилам. У таких историй всегда законченный сюжет, нет деталей, которые бы тормозили его развитие. Басни отличаются от других жанров эпоса несколькими признаками:

  • единством действия;
  • сжатым изложением;
  • отсутствием неповествовательных элементов;
  • нравоучение предшествует рассказу или стоит после него.

А сам сюжет басни легко поддается обобщению.

Очерки — произведения, главным признаком которых является «писание с натуры». Роль сюжета здесь ослаблена, а сам вымысел незначительный.

Обычно очерки ведутся автором от первого лица, поэтому текст содержит личные взгляды и размышления. В произведениях есть аналогии и сравнения, писатели могут использовать научные издания и публицистику.

Хороший пример очерка в русской литературе — «Записки охотника» Тургенева.

Думы и былины

Думами называют лиро-эпические произведения, которые придумывали и исполняли странствующие музыканты Левобережной Украины и Центральной Европы. Они напоминали исторические песни, известные в русском фольклоре. Обычно пели думы о приключениях и судьбе казаков. В качестве сюжета выступали бои с татарами и турками.

Само определение придумал М. Максимович, так он называл казацкий эпос. Думы состоят из трех частей:

  • запев, или заплачка;
  • основа сюжета;
  • окончание.

Произведение не делится на куплеты или строфы, изменяется только интонация певца, эмоциональная окраска текста. Рифма преимущественно глагольная, а фантастических элементов в сюжете нет. Исполнять думы могли только талантливые люди, так как для этого необходимы были особые вокальные данные и навыки.

В Древней Руси были известны песни-сказания о подвигах богатырей — былины. Они содержат описания необычных людей, наделенных особым духом, независимостью, трудолюбием, добродушием. Подобные произведения рассказывали о русском народе, который постоянно боролся с племенами кочевников.

При этом могла нарушаться хронологическая последовательность событий. Былины донесли до современных читателей информацию о реальных исторических личностях, их образе жизни, подвигах, отношениях с окружающими.

Легенды и предания

Предание — один из эпических жанров фольклора. Это устный рассказ об исторических личностях или событиях. Он передается от одного поколения к другому, некоторые авторы добавляют новые детали. Большая часть преданий описывает жизнь важных правителей — царей, князей, императоров.

В некоторых сказаниях присутствуют выдуманные персонажи или ситуации. Но чаще всего они основаны на реальных событиях. Разделяют несколько видов преданий в зависимости от их сюжета:

  • топонимические;
  • этногенетические;
  • исторические;
  • этиологические;
  • культурологические;
  • о заселении края;
  • о спрятанных кладах.

Предания отличаются определенным способом изображения персонажей. Обычно героев только называют, а описывают не их внешность, а костюм и поступки.

Легенда — это тоже повествовательное сказание об исторических событиях, которое практически не содержит выдуманных элементов. Даже фантастические детали воспринимаются серьезно. Чаще всего с помощью таких произведений одно поколение передает другому информацию о героях, прославившихся своими подвигами.

Баллады и новеллы

Балладой называют повествовательную песню с драматическим сюжетом. Произведение описывает необычный случай, единственную интересную ситуацию. История должна отражать особенности взаимоотношения людей, необычные черты характера человека.

Баллада — это один из старейших жанров литературы, который дошел до современных читателей. У него есть свои признаки:

  • сюжетность;
  • строгая схема рифмовки;
  • композиция из трех частей;
  • сочетание традиционных мотивов и необычной развязки.

Первые баллады были посвящены прекрасным дамам, воспевали их красоту и грациозность. Позже появились произведения о подвигах рыцарей. Такие истории рассказывали об английских и немецких героях.

Новелла — короткое произведение с острым сюжетом и необычной развязкой. В нем практически нет психологических деталей. На жизнь персонажей влияет случай, судьба.

Романы и повести

Повестью называют прозаический литературный жанр, у которого может быть разный объем. Такое произведение иногда достигает размера романов, но чаще не превышает новеллу или рассказ. Обычно авторы уделяют много внимания описанию героев, мест, где происходят все события.

Движение сюжета не особо важно для этого типа эпоса. Примеры произведений:

  • И. А. Бунин «Деревья»;
  • А. П. Чехов «Степь»;
  • Н. С. Лесков «Очарованный странник»;
  • Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».

В романах описывается целая жизнь одного или нескольких человек. Этот жанр отличается несколькими сюжетными линиями, равнозначными персонажами, большим кругом описываемых проблем.

Романы делят по нескольким признакам:

  • структуре;
  • проблематике;
  • эпохе.

В зависимости от структурных особенностей бывают романы-мифы, притчи, антиутопии, путешествия. От типа зависит система описания сюжета.

По проблематике делят произведения на психологические, социально-бытовые, исторические, фантастические, философские, сатирические, авантюрные, сентиментальные.

Эпоха, в которую происходят описываемые события, тоже влияет на особенности романа. Разделяют рыцарские, готические, викторианские, просветительские, модернистские тексты.

Отдельного внимания заслуживает роман-эпопея. В нем изображается судьба народа или социальной группы, а не одного персонажа. Но в жизни отдельных героев можно увидеть проблемы, затрагивающие его окружающих.

От автора при написании таких произведений требуется большое мастерство. Ведь ему придется гармонично соединять сцены из жизни народа и действия одного человека. Писателю необходимо точно рассказать об исторических событиях, составить психологические портреты персонажей.

Малые жанры

Существуют малые эпические жанры. К народным относят пословицы, поговорки, потешки, загадки. Авторские — это басни, новеллы, притчи, рассказы, литературные сказки, баллады. У всех них есть общие черты:

  • маленький объем;
  • только одна сюжетная линия;
  • использование единственной темы или проблематики;
  • небольшое число персонажей.

В малых жанрах описываются личные проблемы человека, повседневная жизнь. Практически не встречаются рассказы, где сюжет основан на моральных потрясениях, психологических бурях.

Еще в школе начинается изучение эпических произведений. Примеры для 5 класса и старших школьников: «Повести Белкина» Пушкина, «Записки из подполья» Достоевского, «Призраки» Тургенева, «Казаки» Толстого, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Разнообразие эпоса привлекает читателей, которые любят разные литературные жанры.

Источник: https://metodistrzn.ru/sochineniya/epicheskie-zhanry-literatury-primery-i-osobennosti.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь