Грех чревоугодия: определение, значение в истории мира, метод борьбы — Архангел
Чревоугодие – это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как – чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» – обычные определения последствий жизни чревоугодника.
В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом.
Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни[
Чревоугодие – один из тяжелейших смертных грехов.
Под чревоугодием понимают не только объедение, но и пьянство, употребление наркотиков, курение, излишняя любовь к удовольствиям и изысканности пищи.
Эта страсть превращается в вожделенную цель души для получения удовольствий, в непреодолимом желании принимать пищи больше или изысканней, чем требуется для поддержания здорового тела. Чревоугодие означает жадность и неумеренность в еде, доводящая человека до скотского состояния.
Одержимый высшей степенью чревоугодия доходит до того, что осознавая физиологическую невозможность переварить потреблённое количество пищи, принимает таблетки для переваривания пищи, либо, вызывая рвотный рефлекс, освобождаются от проглоченной пищи для дальнейшего приёма очередных блюд.
Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.
Чревоугодие — дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами.
Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.
«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном»,«насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и «в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ».
Виды чревоугодия
1. Побуждение принимать пищу раньше времени;
2. Пресыщение какой бы то ни было пищей: человека больше интересует количество пищи. Предел объедения – когда человек принуждает себя принимать пищу, когда не хочется. Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
3. Желание изысканной пищи, то есть особая привязанность к качеству пищи. Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.
4. Прочие виды: Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк.
Отличия удовлетворения голода от чревоугодия
«У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности.
Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти. Признак развивающейся страсти – постоянное стремление к сытости»
«Есть по прихоти – значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву.
Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать.
Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.
А любить какую-нибудь пищу особенно и похотливо желать ее – это есть прихоть, служительница чревообъедения. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъедения, – когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу по телесной потребности, то это не есть чревообъедение.
История чревоугодия (Gula).
Gula – это латинское слово, значащее «обжорство, чревоугодие», органически вошло в старофранцузский язык и просуществовало почти до начала Нового Времени.
Жаждущий богатых блюд и тонких вин чревоугодник выходит за рамки положенного Богом, разрушая тем самым установленный Им на Земле порядок, создавая угрозу государству Ситуация зашла так далеко, что само слово «обжора» (gloz, glot или glou — на языке той эпохи) стало обозначать дебошира, человека опасного и непредсказуемого нрава. Форма женского рода — gloute — кроме всего прочего получила значение «нимфоманки», «проститутки», женщины, не отличающейся пристойным поведением.
Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».
В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia).
В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом. Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр.
בעל זבוב — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианской религии — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером
Миниатюры и стенные росписи церквей являют нам огромное множество пугающих и отталкивающих изображений чревоугодников. Вот обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость, вот худой и жилистый пьяница жадно припал к стакану.
Вот еще один скачет во весь опор на свинье (символе угождения чреву) , сжимая в одной руке кусок мяса, в другой бутыль с вином.
Подобный способ изображения был простейшим способом, чтобы донести до паствы необходимую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна, как для тела, так и для души!.
Почему чревоугодие – это смертный грех?
В 2003 году ведущие ассоциации ресторанов и кафе Франции направили письмо Папе Римскому Иоанну Павлу Второму письмо с просьбой исключить чревоугодие из перечини грехов. Они не видят нечего плохого в хорошем столе с изысканными блюдами. Какой же в этом грех?
И действительно, почему желание поесть зачисляется в грехи? Вокруг же полно вещей, которые, казалось бы, больше заслуживают быть в «почетной семерке», нежели простое обжорство, к которому мы чаще всего весьма снисходительно относимся. Ведь голод, по убеждению ученых, это просто своеобразный маячок, который начинает указывать нам, что у организма не хватает энергии. Но это только на первый и очень невнимательный взгляд
Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»
Наши предки не знали о дофамине, но они верно подмечали, что «алчность не имеет границ». И если вы удовлетворяете едой эмоциональный голод, или «шлифуетесь» едой, то такое поведение приводит к серьезным нарушениям системы дофамина. Напомню, что в норме дофаминовая система работает как кнут, а не пряник.
За небольшими исключениями, данная система контролирует не столько награды, сколько наказания, путем перекрывания дофамина. В таких случаях уровень дофамина падает (например, в случае голода), заставляя нас предпринимать активные действия.
В итоге система поощрений ненадолго возвращает дофамин, и нам становится хорошо. Этот же механизм работает, например, при победе на спортивном соревновании, похвале или осуждению других людей, и т.д.
Падение дофамина подгоняет нас к достижению цели, что может быть достигнуто ценой перенапряжения и стресса.
Т.е., если вы едите, когда есть реальная потребность, то такое поведение не нарушает работу дофаминовой системы. Это не чревоугодие. А если вы едите для удовольствия – то это классический дофаминовый стимулятор! Т.е., согласно традиционному знанию, все что избыточно стимулирует дофамин – это чревоугодие. Подробно эту ситуацию я ранее описывал со сладостями, но она в целом отностится и к остальным проявлениям чревоугодия.
Стимуляция дофамина сладким – это распространенный способ. Мы узнаем, что сахар ничем не отличается от наркотика и может вызывать зависимость, особенно для людей с генетической или социальной предрасположенностью. Да-да, люди, которые кусочничают конфетками, печеньками или сладкими иогуртиками, на самом деле ничем не отличаются от курящих. Для нашего мозга обе модели поведения одинаковы.
Желание перекусить – это абсолютный аналог желания покурить или выпить.
Источник: https://arh-angel.ru/drugoe/greh-chrevougodiya-opredelenie-znachenie-v-istorii-mira-metod-borby.html
Чревоугодие — смертный грех?
Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия.
Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний.
Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.
Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?
Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.
«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.
— Грех и благодать
Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.
Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:
- Ожирения;
- Диабета;
- Сердечно-сосудистых заболеваний;
- Гастриту.
И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.
Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.
Как избавиться от греха чревоугодия
Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения.
Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек.
Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.
— Зависть — русский грех
Совет от преподобного Амвросия:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Преподобный Лев говорил:
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».
Источник: https://www.pravmir.ru/chrevougodie/
Грех чревоугодия и борьба с ним — изучаем все нюансы
Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.
Исторический аспект
Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.
Что говорит церковь о страсти чревоугодия
Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.
В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.
: Гора Синай в Египте: изучаем вместе
Что это за грех: пять видов
Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.
В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.
Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.
Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.
В писаниях выделяют:
- объедение;
- гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
- наркомания;
- пьянство;
- тайноедение.
Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.
Какой круг ада уготован чревоугодникам?
В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)
Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.
Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.
Сторожит их демон Цербер, держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.
Сопутствующие грехи
Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими, чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.
Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами.
Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище.
Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.
Если у вас этот грех соединяется с тщеславием, то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.
Родственными грехами считаются: еда без молитвы; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.
Принципы достижения победы
- Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
- Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
- Жирной пище объявить бойкот.
- Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения.
Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
- Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.
Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью.
Главное — принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.
Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия
Православные советы для избавления от греха
Христиане всего добиваются смирением, воздержанием и искренней молитвой к Богу. Только так, покаявшись в грехах и страстях, они обретают успокоение и гармонию.
Священники и психологи выделяют духовные и аскетические методы борьбы с чревоугодием.
- Молитва и покаяние. Основополагающие советы для победы над чревоугодием. Осознание своей греховности и стремление избавиться от греха – первый шаг к «исцелению». Об этом говорят врачи и святые отцы.
- Переключение внимания на труд. Займите себя богоугодными делами, помогайте храму, расположенному неподалеку от вашего дома, общайтесь с нищими и убогими. Займитесь усердной молитвой.
- Правильный рацион. Сбалансированное питание – не будет требовать от вас постоянного приема пищи. Посоветуйтесь с медиками и составьте себе диету.
- Не переходите на новый режим питание резко. Даже если вы решили изменить свою жизнь в пост, не стоит сразу отказываться от всех лакомств и блюд. Организм не выдержит такой нагрузки и психологически вам будет нелегко. Продумайте постепенное снижение «чревоугодия» и возьмите благословение на такую диету у батюшки.
- Ешьте не спеша и не выходите из-за стола до полного насыщения.
- Питайтесь по режиму.
- Откажитесь в переходный период от лишних застолий и посиделок с друзьями, чтобы справиться с искушением.
Поделитесь в соц.сетях: |
Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/chrevougodie-chto-eto-za-greh.html
Чревоугодие — что это за грех?
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В православии есть перечень грехов, которые делят на несколько категорий. Среди них выделяют страшные и не очень. Так что это за грех чревоугодие? Большинство говорит о том, что он связан с нарушением Адамом и Евой основных правил пребывания в райском саду. Если бы они тогда не вкусили плода из запретного Древа Добра и Зла, то возможно и вся история человечества пошла бы совершенно по другому пути.
Что значит чревоугодие
Есть несколько вариантов трактовки этого слова. Но все они связаны с превышением потребляемого количество пищи. В словарях мы можем найти такие трактовки:
- неумеренность в еде;
- обжорство;
- отсутствие нормы в приеме продуктов питания.
Многие говорят о том, что такой порок может быть вызван не столько физическими потребностями, сколько нарушением духовного равновесия человека. Не для кого не секрет о том, что порой мы заедаем свои проблемы. Чтобы перебороть такой позыв, одного только волевого решения не достаточно. Стоит научится понимать настоящее место еды в нашей жизни.
Как относится вера к обжорству?
Что такое чревоугодие в православии? Его относят к наиболее тяжелым смертным грехам. Этот перечень дополняют также:
- алчность;
- лень;
- гордыня;
- похоть;
- гнев;
- зависть.
Человек принимает каждый раз все больше и больше пищи для получения удовольствия. Но со временем возникает проблема в том, что физиологически человеку становится сложно переварить то количество, которое он съедает. Святые отцы о чревоугодии высказываются достаточно категорично. Они считают, что человек, который поддался такому греховному состоянию, может быть подвержен и прочим негативным влияниям. К ним относят:
- блуд;
- отчаяние;
- печаль;
- сребролюбие;
- гнев.
Почему чревоугодие смертный грех? Священники считают, что если Вы будете знать меру в еде, то после смерти будете обитать в раю. В ином же случае – станете добычей смерти. Если преодолеть свою тягу к употреблению чрезмерного количества пищи, то можно преодолеть и другие грехи.
Есть даже классификация данного греховного состояния:
- питание проводится раньше положенного времени;
- человека больше интересует количество пищи, а не ее вкусовые качества;
- повышенное внимание к качеству продуктов питания и их изысканности;
- глотание, без предварительного разжевывания;
- употребление еды сразу после сна;
- стремление скрыть свой порок.
Как избавится от греха
Справится с поставленной задачей не так уж и просто. В большей части данное решение зависит от человека. Если он поставит для себя такую задачу, то он ее достигнет. Немаловажным есть еще и поддержка окружающих. Помните, что если Вам будут говорить, что Вы справитесь, то так и будет. Это не так то просто, как многим может показаться изначально. Стоит приложить немало усилий.
Как избавиться от греха чревоугодия? В подобном аспекте важно понять для самого себя то, что все, что мы делаем, окажет результат не только на нашем внешнем виде, но и на внутреннем состоянии. В случае с едой, определении причины, которая приводит к подобному вожделению, может помочь справится. Не стоит думать, что постоянными перекусами и жеванием всего, что есть под рукой, можно наладить Вашу жизнь. Это совершенно не так. В некоторых случая итог будет абсолютно противоположный.
Все это говорит о том, что стоит задуматься над приемом пищи таким образом. Пересмотрите Ваши взгляды на данный процесс и все может нормализоваться. Постарайтесь найти гармонию между своим духовным и физическим состоянием. Обратитесь за помощью к Господу и он не оставит Вас наедине в данной ситуации.
Лучшая статья для Вас, переходите: Смертные грехи в православии. Список
Пусть хранит Вас Господь!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/chrevougodie-chto-eto-za-grex/
Что такое чревоугодие и почему – это смертный грех
Человек принимает пищу для поддержания физической и умственной активности. Избыточное количество еды, пристрастие к вредным продуктам, перекусы при отсутствии чувства голода сказываются на работе внутренних органов. Отрицательно к обжорству относится христианская религия.
Возведение естественной надобности в культ ради удовольствия, чревоугодие, желание изысканных блюд, деликатесов считается грехом.
Что такое обжорство и чревоугодие?
Развитие пищевой индустрии, благополучие, реклама стимулируют на покупку лишних продуктов и чревоугодие. Человек принимает пищу с большим рвением, отказывается от постов, забывает о душе. Любая тяга к обжорству недопустима для христианина.
Считается, что чревоугодие приводит к нарушению заповедей, делает грубым ум. Невоздержанный человек подвержен другим искушениям. Церковный писатель, аскет Исаия Отшельник писал: «Впереди всех добродетелей (стоит) смиренномудрие, а впереди всех страстей – чревоугодие».
Во вкушении пищи нет ничего греховного. Все зависит от отношения к еде и соблюдения меры. Если христианин не может обуздать чревоугодие, значит, он возвышает чувственные удовольствия. Обжорство в православии – это победа тела над душой, триумф плоти, приверженность материальности.
К чревоугодию относят патологические пристрастия:
- курение;
- пьянство;
- наркотики.
Отравление организма ядами противоестественно для тела, приводит к гибели души, разрушает собственное здоровье, приносит вред окружающим людям. Чревоугодие мешает хранить себя в чистоте. Неумеренным возлияниям поддаются слабые духом люди, забывающие о целомудрии.
Чревоугодие – это грех и болезни
Умеренность в еде – это не религиозное требование, а здравый смысл. Обжорство, наркотики, курение, пьянство сокращают жизнь, способствуют телесным, психическим заболеваниям. Отдающийся плотским наслаждениям, чревоугодию христианин забывает о нуждающихся.
Его душа черствеет, не откликается на чужую боль. Чревоугодие проявляется во влечении к обжорству. Чрезмерное употребление этих продуктов, частые пиршества не способствуют здоровью.
Один из видов чревоугодия – гортанобесие (гурманство). Человек не получает наслаждения от естественной еды, ему обязательно нужен какая-нибудь мраморная говядина или салат из черной икры. Пища превращается в источник страсти, становится вредной, лишается смысла, который вложил в нее Бог. Пицца и фастфуб, если не переедать, и кушать не в постные дни, грехом это не является.
Совет. Чтобы избавиться от чревоугодия старайтесь не переедать, держите все посты, а также сходите на исповедь и почистите свою душу!
Христианин, пристрастившийся к вкусной пище, нарушает или совсем забывает о постах. Без воздержания невозможно нравственное очищение. У любящих поесть и выпить людей нарушается связь с Богом.
Они поклоняются материальным вещам, деградируют в духовном плане, начинают болеть. В питании человек должен соблюдать золотую середину. Голодные люди становятся злыми, совершают неблаговидные поступки. Нужно есть, радоваться еде, но не превращать это в цель жизни.
Правильное питание
Еда должна способствовать здоровью, восполнять потерю энергии. Отказ от чревоугодия, обжорства способствует физическому и духовному здоровью. Очищение духа и тела происходит в пост, когда запрещены продукты с животными жирами. Вне поста по канонам православной церкви ограничений нет, но желательно ограничить:
- жирную пищу;
- пряности;
- сладости.
Во время еды можно про себя повторять молитвы для отвлечения от грешных мыслей. Чтобы пища принесла пользу нужно попросить у Бога благословение перед едой, поблагодарить после окончания трапезы.
Как отказаться от чревоугодия и обжорства?
Любой страсти нужно противопоставить добродетель. Молитва, пост считаются очищающими и воспитательными средствами. Пост – не только постное меню, а отказ от увеселений, воздержание от удовольствий. Пост настраивает на духовную жизнь, помогает бороться со страстями.
Противостоят чревоугодию:
- отказ от пряных приправ;
- низкокалорийная пища;
- молитвы об избавлении от страсти обжорства;
- воспитание воли;
- наказание за излишества физическим трудом.
Люди, привыкшие к воздержанию, никогда не пресытятся пищей, алкогольными напитками, интимными отношениями. Также, не забудьте прочесть статью про 10 заповедей.
Источник: http://proruschurch.ru/chto-takoe-chrevougodie-i-pochemu-eto-smertnyy-greh/
Чревоугодие: что это за грех?
В чем суть греха и почему церковь осуждает любовь к излишествам? Любая ли пища является чревоугодием и как избавиться самому от этого страшного греха?
Человек по природе своей грешен и Бог помогает ему преодолевать трудности, возвращаться на путь истинный. Он прощает его и наставляет. Главным инструментом православных христиан стали заповеди, в них говорится о семи смертных грехах. Их и должны опасаться все миряне.
Священники уверяют, что только святые не совершали ни один из этих грехов. Не стоит стыдиться своих желаний и страстей, но нужно каяться. В этом материале мы разберемся с вами, чем опасен грех чревоугодия, в чем его суть? Развеем миф о том, что христиане могут питаться лишь духовной пищей и ответим на вопрос: «как победить свои страсти».
Что этот грех означает в православии?
С течением времени монахи, святые и отцы собрали воедино все человеческие страсти и классифицировали их в семь смертных грехов. Существование каждого невозможно в одиночестве. Они взаимосвязаны и один порождает следующий.
Чревоугодие – голова и начало этих грехов. Многие считают употребление пищи – обычным делом, естественной необходимостью. Но это не так. Нельзя переступать грань и поддаваться слабости тела и желаний.
В этом дисбалансе и постоянной борьбе внутри человека виновен Адам, совершивший первородный грех. В православии верят, что тело – лишь инструмент души и чувств, порождающий страсти и желания, заглушая голос сердца.
В писаниях говорится о том, что тело — добрый враг человека и с ним нужно быть осторожным и внимательным. Плоть имеет дьявольское происхождение и совращает мирян своими похотливыми желаниями и просьбами.
Если вы переступаете грань, то ваше тело побеждает дух и это становится началом всех грехов. Древние люди поклонялись плоти, жили ради удовлетворения чрева и желаний тела, поэтому дух не уживался в них и Бог покарал их. Погрязнув в материальности, люди стали поклоняться идолам и следовать строгой идеологии, моде, трендам. Они отказались от веры и покорности, воздержания и смирения.
Страсти охватывают людей и вместо Бога они поклоняются магам и колдунам, экстрасенсам и волшебству. Всемирный потоп нужен был для очищения, душа в людях уже почти погибла. Такого мнения придерживаются большое число священнослужителей.
Последствия
Священники выделяют два вида последствий: духовные и физические. Человек чувствует недомогание и тяжесть, у него развиваются болезни пищеварительной и нервной системы. Люди, подверженные чревоугодию, чаще впадают в уныние, их посещают грустные мысли. В духовном плане они отдаляются от Бога, перестают молиться и посвящать свое время смирению. Все силы направлены на переработку пищи и мысли о поиске новых блюд и изысков. (см. День государственного флага Российской Федерации)
Видом этого греха является пьянство – опасное в духовном плане. Человек теряет себя, ему тяжело справиться с проблемами в семье, на работе и в общении с друзьями. Он теряет себя, ему тяжело находиться в социуме и мировоззрение заметно меняется. Алкоголь – самая популярная причина совершения страшных преступлений против Господа – это обман, святотатство, богохульство, раздоры и вражда, грабежи, кражи и убийства.
Чревоугодие заставляет разум человека выключиться и действовать по проверенной схеме: добыча и потребление еды.
ВАЖНО! Порой человек может не замечать за собой таких грехов. Он уверен, что уделяет Богу, семье и друзьям достаточно времени. В случае появления сомнений лучше посоветоваться с духовником.Чем отличается магическое воздействие от сглаза? Возможно ли понять, что навели порчу? Как избавиться от нее самостоятельно?
Если вы тратите на еду, ее приготовление и покупку более трех часов в день, то стоит начать беспокоиться. Поводом задуматься является и стремление выпить в любой ситуации и невозможность прожить без «100 грамм» и дня. Другим примером чревоугодие является тайная еда и скрытие своей излишней любви к той или иной пище. Или если после пышного застолья, уходя от гостей, вы чувствуете тяжесть и неприятные ощущения.
В священном писании не зря этот грех упоминается как один из самых вредных. История знает, к чему приводит любовь к изыскам. Умы израильтян были заняты сытной пищей, что, потеряв возможность есть досыта, они начали роптать о том, что жизнь в безбожном Египте была бы лучше. Местный пророк поставил этот грех в один ряд с гордыней и праздностью.
Что такое чревоугодие и почему это смертный грех?
Жак де л'Aнж «Обжорство»
Евагрий Понтийский был первым христианским автором, который в конце IV в. рассказал о восьми злых помыслах: чревоугодии, гордыне, гневе, жадности, тщеславии, похоти, печали и унынии. Чуть позже папа Григорий I Великий объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. О гневе и жадности мы подробно писали ранее. Сегодня мы расскажем о явлении, получившем название «чревоугодие», и о «грешниках», которые живут ради того, чтобы есть и пить.
Мать всех смертных грехов
Мы начали цикл статей о смертных грехах именно с чревоугодия, потому что с него начинаются все остальные страсти. Человек, позволяющий себе много есть, будет в 90 % случаев склонен к чрезмерному сексуальному желанию (выделяются те же гормоны радости и удовольствия — дофамин и эндорфины), лени (после переедания не особо хочется что-то делать), унынию (набор веса, например) и др.
«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном Насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ», — писал Понтийской в сочинении «О восьми злых помыслах».
Считается, что чревоугодник ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни. Про таких обычно говорят: «Живет ради того, чтобы есть». Это подчинение вкусной еде по своей сути является формой рабства. И подтверждение тому — люди, страдающие от ожирения. Они вроде бы и хотят стать стройнее, сбросить ненавистные им килограммы, но от «вкусняшек» они отказаться тоже не могут. И это — то самое ненормальное отношение к еде.
Однако к чревоугодию относится не только обжорство.
В представлении многих людей чревоугодие — это чрезмерное употребление пищи. На самом деле, это не совсем так. Согласно учению, обжорство — это один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Поэтому гурманы, отлично разбирающиеся во всех деликатесах, тоже чревоугодники.
Третий демон приводит людей к анорексии и булимии. Многие худеющие начинают болезненно относиться к еде, разбивая каждый прием пищи по часам и калориям. Зацикливаясь исключительно на весе, некоторые перестают питаться вовсе. И тут они, согласно христианской традиции, становятся грешниками (с точки зрения медицины, анорексия и булимия, конечно, нервно-психические расстройства. Статью «Нервная анорексия, или Пищевое расстройство психики» можно прочитать здесь).
Есть для того, чтобы жить
Если переедание и недоедание — это грех, любовь к вкусностям — тоже, то как тогда питаться, чтобы не стать чревоугодником? Есть только невкусную пищу? Нет, крайности здесь ни к чему. В учении по этому поводу написано следующее:
Есть по прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива (постное блюдо из обваренных зерен пшеницы, иногда риса или чечевицы, смешанных с семенным соком и медом — прим. ред.), и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать.
Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.
Иногда себе можно позволить съесть что-то и «по прихоти», однако это допускается только по праздникам, и желательно церковным. При этом надо ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки.
И самое главное — нельзя мечтать о пире, представлять, как наслаждаешься вкусной пищей.
Отношение к чревоугодникам
Gula с латинского языка переводится как обжорство, чревоугодие. Это слово крепко вошло в старофранцузский язык и просуществовало в нем почти до начала Нового времени.
Люди, жившие в ту пору, описывали чревоугодника, как «человека, жаждущего богатых блюд и тонких вин, постоянно выходящего за рамки, установленные Богом, разрушающего все порядки на земле и создающего угрозу государству».
На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира — человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало — «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».
Чревоугодников всегда осуждали. Упоминания о них есть в книгах Ветхого и Нового Завета. Царь Соломон в «Книге притчей Соломоновых» писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».
Плохое отношение верующих к чревоугодникам демонстрируют нам и стенные росписи в церквях. На одной из них обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость. На другой — худой пьяница жадно припадает к стакану. На третьей — мужик скачет на свинье (символе чревоугодников), сжимая в одной руке кусок мяса, а в другой — бутыль с вином.
С помощью искусства люди хотели донести до паствы простую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна как для тела, так и для души. К слову, сегодня об этом говорят СМИ и реклама.
В плену у своих желаний
Что заставляет людей чрезмерно есть и пить? Зависимость. Когда мы голодны, уровень дофамина — гормона удовольствия — падает. Мы едим — нам становится хорошо. Такое состояние также наблюдается, например, при победе на спортивном соревновании или когда нас хвалят.
Желая получить удовольствие, многие люди начинают избыточно стимулировать выработку дофамина (это происходит тогда, когда мы едим не потому, что голодны, а потому, что «хочется чего-то вкусненького»). А это, согласно традиционному христианскому знанию, чревоугодие. Поэтому желание перекусить — это то же самое, что желание покурить или выпить. Постоянная стимуляция дофаминовой системы приводит к деформации личности человека. Подобное, кстати, наблюдается у наркоманов.
Источник: https://sciencepop.ru/7-smertnyh-grehov-greh-1-chelovek-podchinilsya-strasti-chrevougodiya/
Анатомия чревоугодия
Протоиерей Владимир Шутов
Безобиден ли грех чревоугодия? Так ли он прост, как кажется? Обязательно ли отказываться от вкусной пищи, чтобы угодить Богу? Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, ответил на эти вопросы в рамках рубрики «Анатомия страстей».
Чревоугодие — не убийство?
Священное Писание учит нас, что грех — это то, что ведёт нас к духовной смерти. Как бы ни было приятно чревоугодие, как бы изысканно не называли чревоугодников «гурманами», надо понимать: всякое излишество ведёт к гибели. Надо признаться себе, что это не просто мелочь, которая ни на что не влияет. Из неё рождается множество метастазов, которые распространяются в душе человека и губят её.
Грех происходит от врага рода человеческого — дьявола, который желает уничтожить нас, поэтому нужно давать себе отчёт: тот, кто живёт грехом, кому нравится грех, любит и того, кто приводит его к этому греху. Любит, даже если этого не осознаёт.
Чревоугодие отводит человека от Господа Бога так же, как и все другие грехи. При внешней безобидности оно такое же скверное и опасное.
На исповеди часто говорят: «Я ничем не грешен: никого не убил!» — но чревоугодие в духовом плане не отличается от греха убийства.
Святые отцы о чревоугодии:
«Не будь чревоугодлив в еде, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи твои» (прп. авва Исаия).
«Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю» (свт. Василий Великий).
«Лев, гоняясь за добычею для своего чрева, делается пленником; и чревоугодник унижается для удовольствия чрева» (прп. Ефрем Сирин).
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу ранее определенного часа; другой любит только пресыщаться какою бы то ни было пищею, а третий хочет лакомой пищи» (прп. Иоанн Кассиан).
«Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного — где собрания мудрых» (прп. Нил Синайский).
Как рождается страсть
От чего возникает эта страсть? — от саможаления, от неправильного понимания сути человеческой жизни, а тем более жизни духовной. Ещё древние философы утверждали, что человек ест, чтобы жить, а не наоборот. Питание — не основной смысл нашей жизни.
В святоотеческой практике утверждается, что приём пищи ценен, когда он не приводит к удовольствию. Обычно же всё наоборот: еда — это одно из главных удовольствий человека. Мы даже в пост выбираем то, что нам нравится, чтобы снова и снова насытить свой вкус.
Чревоугодие возникает от слабоволия, которому мы потакаем. «Вот начнётся пост — тогда я покажу! Возьму себя в руки!» — знакомо? Но приходит пост — и ты ничего не показываешь. Тогда начинается торговля: «Начну с понедельника», «со вторника».
Всё это приводит к тому, что тело ослабляется, появляется изнеженность, у человека остаётся меньше времени на молитву, потому что все силы уходят на еду.
Мы ведь колоссальное количество времени тратим на то, чтобы придумать, что съесть, приготовить пищу и употребить её! Сокращение молитвенного правила приводит к охлаждению в духовной жизни, и вот уже безобидное на первый взгляд чревоугодие приводит к серьёзным проблемам.
Святые отцы о последствиях чревоугодия:
«Подъяремные животные от яслей выступают в дорогу, несут тяжести и исполняют свою службу А ты после трапезы бываешь неспособен и негоден ни к какому делу; не будешь ли ты хуже и самых ослов? Будем же от трапезы обращаться не на ложе, но на молитву, чтобы нам не быть бессмысленнее бессловесных» (свт. Иоанн Златоуст).
«Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения» (прп. Ефрем Сирин).
«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души» (свт. Иоанн Златоуст).
«От чревоугодия рождаются пирования и пьянство» (прп. авва Серапион).
«Ненасытное чрево научило людей вооружаться друг против друга» (свт. Григорий Богослов).
«Отощавшее чрево приуготовляет к тому, чтобы бодрствовать в молитве, а пресыщенное наводит глубокий сон» (прп. Нил Синайский).
«Сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия» (прп. Нил Синайский).
«От угождения чреву грубеет и ожесточается сердце» (свт. Игнатий Брянчанинов).
«Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом» (прп. Иоанн Лествичник).
Мало кто может питаться так, чтобы пища служила только для поддержания организма. Иногда в пост — особенно в первую неделю, когда сосредоточен на службах — при желании что-то съесть или утолить жажду в голову приходят только хлеб и вода. Тогда ты действительно голоден. Однако мы редко бываем настолько голодны, чтобы довольствоваться самой простой пищей.
Чревоугодие стоит первым в списке восьми главных страстей, которые нам нужно научиться преодолевать. Без победы над ним мы не сможем идти дальше по пути совершенствования своей духовной жизни. Только в Боге можно найти силы и поддержку для борьбы с этим грехом.
Есть ли оружие против ложки?
Победить чревоугодие поможет усердная молитва. Не пару раз в день сказать: «Господи, помоги, чтобы я меньше съел!» — а постоянный молитвенный труд, просьбы от всего сердца к Богу о том, чтобы Он уберёг нас от этой страсти, дал возможность преодолеть её, чтобы у нас оставалось больше времени на общение с Ним. Наша задача — преодолевать страсть любовью к Богу.
Бог создал много вкусного. Фрукты, овощи, мёд, молоко — это то, что дано нам вкусным изначально. Нужно ли отвергать эти дары? Во всём важно наше отношение. Одно дело — наслаждаться едой, другое — радоваться и благодарить Бога за любовь, которой Он окружил нас. Посмотрите: вокруг деревья, цветы, плоды.
Мы можем наслаждаться их запахом, цветом, формой, вкусом — наслаждаться благодарно, помня о Том, Кто даровал нам всё это. Святые отцы предлагали такой принцип отношения к противоположному полу: если видишь человека с прекрасной внешностью, надо благодарить Бога, что Он окружил нас не монстрами, а прекрасными созданиями, с которыми приятно общаться.
Если же начинаешь наслаждаться созерцанием прекрасного лица и забываешь про Отца, то это уже подмена. Так же и с едой.
Святоотеческий опыт в помощь
Авва Дорофей учил юношу Досифея так: «Ешь столько, сколько нужно, чтобы ты насытился». Тот ел, а старец спрашивал: «Ты наелся? Хорошо себя чувствуешь?» — «Да». — «А можешь немного меньше съесть?» — «Могу».
Так они постепенно дошли до определённой ежедневной нормы, которая была намного меньше, чем юноша съедал изначально. Это очень полезный и мудрый подход. Людям свойственно есть гораздо больше, чем того требует организм.
Понемногу уменьшая ежедневную дозу пищи, можно понять, сколько нам требуется для поддержания сил, а что — явно лишнее.
Святые отцы о борьбе с чревоугодием:
«Учись держать чрево в крепкой узде; оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния» (свт. Григорий Богослов).
«Если враг возбуждает к чревоугодию, нападем на него постом» (прп. Ефрем Сирин).
«Искренно оплакивающий грехи свои не будет угождать чреву» (прп. Иоанн Лествичник).
«Я не могу есть это, могу только то», — говорит гурман. Здесь от меньшего греха рождается больший: от чревоугодия — гордость. К любому греху гордыня примешивается обязательно. Она поражает и чревоугодника, и постника. В «Лествице» есть такие слова: «Ем — соблазняюсь, не ем — горжусь».
Есть ведь и обратная сторона чревоугодия, когда человек видит смысл духовной жизни в отказе от какого-то вида пищи, превращает его в самоцель. Знакомишься с таким, а он через некоторое время сообщает, что мяса не ест, как будто это что-то значит. У нас бытует мнение, что если ты чего-то не ешь, то становишься ближе к Богу. Пища не приближает к Богу и не удаляет от Него.
Отказ от пищи или выбор её, да вообще любое действие человека должны рождать в нём любовь. Это самое главное, что должно зарождаться в нас: любовь к Богу, а через неё — любовь к ближнему.
Крайности — переедание или необдуманный отказ от чего-либо — вредны, об этом надо говорить. Чтобы их избежать, нужно ориентироваться на Священное Писание: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор.
10:25-28).
Адекватная жертва
Когда неофиты сидят на хлебе и воде — это нормально при условии, что длится небольшой период времени, после которого начинается адекватное отношение к себе и своей духовной жизни. Если же такой отказ от обычной еды заменяет все остальные шаги, тогда с этим нужно работать. Человек должен прийти в себя. Отказ от пищи не приводит к духовным высотам. Это крайность, противоположная чревоугодию.
Жертва таким бытовым явлением, как пища, вполне возможна, и это совсем не предполагает отказа от привычной еды. В идеале христианин может проанализировать, сколько он в неделю потратил на еду, сократить эти расходы процентов на пять и разницу отдать на добрые дела. Авва Дорофей приучал Досифея к такому же воздержанию.
Деликатность и индивидуальный подход
Сейчас чрезвычайно много проблем, связанных с питанием. Часть из них пересекается с вопросами здоровья. Человек может каяться в грехе чревоугодия, а на самом деле у него проблемы с обменом веществ или даже психикой. Сколько людей «заедают» депрессию или стресс, страдают нервной булимией! Всё это требует деликатного отношения. Если говорить о здоровых людях, то воздержание ещё никому вреда не приносило. Раз в неделю какое-то посильное время воздерживаться от пищи полезно.
Человек должен оценить (сам, а ещё лучше — с духовником), что он способен понести, выработать свою норму и придерживаться её. Тот, кто тяжело трудится, будет есть гораздо больше тех, кто ведёт пассивный образ жизни. Страдающим диабетом или болезнями ЖКТ нужно питаться чаще, чем здоровым людям. Человеку, занимающемуся умственным трудом, может потребоваться больше глюкозы. Всё очень индивидуально, и никто не имеет права говорить другим, много они едят или мало. Никого нельзя осуждать.
Каждый из нас стоит перед Богом и должен понимать: есть нужно не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а чтобы были силы послужить Богу, людям и себе — не стать обузой окружающим. Если у верующего язва или диабет — это нужно уважать. Если особенности его здоровья и питания становятся препятствием к причастию, нужно говорить об этом священнику и вместе с ним выбирать такой подход, который не будет мешать прибегать к таинству.
Священнослужителям нужно решать такие вопросы, руководствуясь исключительно любовью. К себе можно подходить и построже, а вот к людям — только милосердно. Им и так сейчас трудно, а если мы начнём призывать их перейти на хлеб и воду, что получится? Наши бабушки всю жизнь недоедали, на склоне лет у них пенсии маленькие, хватает только на минимум.
И что, призывать их ограничивать себя в еде? С детьми тоже очень сложно, потому что они привыкают к фастфуду, от этого только аппетит разгорается, а толка мало. Главное — молиться о людях и не разделяться.
Если мы будем из-за тарелки супа конфликтовать, то какие же мы христиане тогда? Господь видит силы каждого, знает, кто может тяготы перенести, а кто нет.
Священнику нужно следить за собой, а не осуждать людей. Приём пищи — сакральный акт в жизни человека, интимная тема. Даже в отдельно взятой семье у каждого свои предпочтения. Касаться этих вопросов нужно осторожно. Если видишь, что твой ближний грешит чревоугодием, нужна в первую очередь молитва, а вот лезть с советами не надо.
Всегда ли «где просто, ангелов со сто»?
Святые Царственные страстотерпцы, когда было надо, отказались и от изысканной пищи, и от красивой посуды. А те, кто ели простую еду, вдруг захотели есть дорогую, и ради этого начали убивать. Страстотерпцы умели во всём видеть Бога, поскольку они получили хорошее духовное воспитание.
А вот те, кто совершил революцию и убил их — рабочие и крестьяне, которые жили настолько просто, что в их домах могли жить ангелы, — были полны ненависти, зависти, желания взять то, что им не принадлежит. О человеке больше говорит не то, что он имеет, а то, от чего он может отказаться.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12), — пишет апостол Павел.
Безобидных грехов нет
Источник: http://gorlovka-eparhia.com.ua/anatomiya-chrevougodiya/
Чревоугодие и обжорство: чем они отличаются — Русь Матушка
Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.
Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия
Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.
После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.
В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?
Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.
Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)
Грех чревоугодия
Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:
- чрезмерное принятие пищи;
- упивание вином и другими спиртными напитками;
- принятие пищи втайне;
- несоблюдение воздержания во время постов;
- сладкоедение в больших количествах.
К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.
https://www.youtube.com/watch?v=Kyq_rIa_xww
Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).
Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).
Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:
- При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
- Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.
При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.
По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.
Сопутствующие «друзья» чревоугодничества
Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)
Чревоугодничество сопровождают:
- Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
- Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.Чем опасно переедание
- Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.
Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.
Молитвы в помощь страждущему:
Последствия угождения чреву
- Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
- Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
- Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
- Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.
Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму.
И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.
Как избавится от греха чревоугодничества
В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.
Пост
Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.
Постная пища
Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.
Читайте о постах:
- Рождественский пост
- Великий пост
- Петров пост
Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.
Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)
Молитва дает силу
Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:
- ленью;
- унынием;
- злословием;
- клеветой;
- ленностью;
- гневом;
- многословием.
Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.
Молитвы перед вкушением пищи
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитвы после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Против чревоугодия
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.
Против лености
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!
Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.
Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.Молитвы перед едой
Маленькие советы от святых отцов
Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.
- Тайная молитва для неумеренных в питании
- (читается устно после молитвы на принятие пищи)
- Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.
- Молитва св. Иоанна Кронштадтского
- Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.
- Св. Алексию, человеку Божию
О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове.
Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.
Святителю Игнатию Брянчанинову
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая.
Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/chrevougodie-i-obzhorstvo-chem-oni-otlichayutsya.html