Просто о сложном: Что такое автокефалия?
Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.
В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.
Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.
Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.
Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».
Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.
Global Look Press
Общепризнанные автокефальные церкви
Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.
Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.
Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.
Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток
Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.
Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию.
Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью.
На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.
Global Look Press
- Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
- Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
- Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
- Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
- Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
- Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
- Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
- Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
- Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
- Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.
Самочинные автокефалии
Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.
По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.
Global Look Press
Автономия и самоуправление — в чем разница?
Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.
И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.
Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.
Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.
Кто и как принимает решение об автокефалии?
Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.
Global Look Press
Условия дарования автокефалии таковы:
- Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
- Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
- Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.
При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.
Анна Долгарева
Источник: https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/
«Раскол узаконен и углублён»: как православный мир отреагировал на автокефалию новой религиозной структуры на Украине
Вселенский патриархат, предоставляя томос о независимости новой религиозной структуре на Украине, изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Против решения константинопольского патриарха Варфоломея уже выступили Польская, Сербская и Антиохийская церкви, отметившие, что подобные действия только усугубляют раскол на Украине.
Предоставив томос об автокефалии новой православной церкви на Украине, Константинопольский патриархат изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Он подчеркнул, что новую религиозную структуру на Украине не поддержали Сербская, Польская и Антиохийская церкви. Кроме того, ни один из предстоятелей поместных церквей не поздравил главу так называемой автокефальной поместной Православной церкви Украины митрополита Епифания.
«Это вполне предсказуемый результат внешней церковной политики, которая действует по личным представлениям патриарха (Константинополя. — RT) Варфоломея руками митрополита (Константинопольского патриархата. — RT) Эммануила и других. Эту команду отличают невероятный цинизм и презрение ко всему, что находится вне влияния Стамбула», — подчеркнул Легойда.
Так, патриарх Сербский Ириней уже заявил, что предоставление автокефалии новой церкви на Украине стало политическим решением Варфоломея и может быть продиктовано сговором Константинополя с «другими силами этого мира».
Также по теме
«Никто не думает о реальных последствиях»: что ждёт Украину после объявления автокефалии новой церкви
Константинопольский патриарх Варфоломей вручил украинской стороне томос об автокефалии новой церкви, учреждённой в Киеве. На
«Желание части мировых сил заключается в том, чтобы с захватом Украины подобраться к России и иметь лучший надзор за этой страной. Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён», — цитирует ТАСС патриарха Иринея.
Он отметил, что вопрос о статусе православной церкви на Украине следовало решать при участии всех поместных церквей. С аналогичным предложением ранее выступал и глава Польской православной церкви митрополит Савва. Своё отношение к созданию новой церковной структуры на Украине он выразил в письме предстоятелю канонической Украинской православной церкви Московского патриархата митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.
«Так называемый объединительный собор, который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил её, привнеся в жизнь общества болезненные явления не только церковные, но и социально-политические», — приводит его слова сайт УПЦ МП.
Митрополит Савва также обратился к патриарху Варфоломею с призывом организовать собор по вопросу об украинской церкви с участием всех глав поместных церквей.
«Ваше решение о церкви на Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к вам с просьбой обдумать решение о собрании предстоятелей поместных церквей Мы хотим видеть, что ваши действия объединяют православие, а не разделяют его», — заключил митрополит Савва.
С критикой предоставления автокефалии выступил и патриарх Антиохийский Иоанн. Отвечая на письмо патриарха Варфоломея, он также отметил, что в Константинополе не учли мнения остальных поместных церквей.
«Мы желаем видеть единство православного мира укрепляемым и сплачиваемым, — приводит его слова портал УПЦ МП. — Из вашего письма представляется, что вы решили продолжить процесс дарования автокефалии Поэтому мы призываем вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».
Помимо Константинопольского патриархата, ни одна из поместных церквей не выступила с поддержкой новой церковной структуры на Украине. В Грузинской православной церкви заявили, что пока не будут озвучивать свою позицию.
«Члены синода (ГПЦ. — RT) ознакомятся с текстом томоса, изучат документ, и потом будет сделано соответствующее заявление», — сказал ТАСС митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири), местоблюститель Католикоса — Патриарха всея Грузии Илии.
«Трагический день в истории вселенского православия»
Напомним, что 5 января в храме Святого Георгия в Стамбуле константинопольский патриарх подписал томос о предоставления автокефалии новой украинской церкви.
«Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаём и провозглашаем установленную в границах территории Украины автокефальную церковь нашей духовной дочкой и призываем все святые православные церкви признать её как сестру и вспоминать под именем «Святейшая Церковь Украины»», — говорится в тексте документа.
Этот день в РПЦ назвали трагическим для мирового православия. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что данное решение нанесло ущерб единству всей церкви.
«Сегодня трагический день в истории вселенского православия. Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — сказал он в интервью РИА Новости.
Предоставление томоса новой украинской церкви стало результатом «вельможной глупости» Киева, считает глава украинской партии «Наши», депутат Верховной рады Евгений Мураев.
Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/590041-pravoslavnye-cerkvi-ukraina-religiya
Сирота Киевская. ПЦУ спустя год автокефалии не нужна новой власти
АФИНЫ, 6 янв — РИА Новости. Ровно год назад в православии произошло историческое событие — константинопольский патриарх Варфоломей «даровал» томос автокефалии «новой» украинской церкви, созданной из двух неканонических структур раскольников, преданных анафеме, лишенных сана или не имеющих рукоположения.
Передачу томоса Варфоломей приурочил к великому православному празднику – Богоявлению по новоюлианскому календарю и рождественскому сочельнику по юлианскому.
Церемония в Фанаре прошла в присутствии высшего политического руководства Украины во главе с президентом Петром Порошенко, считавшим томос гарантией своего переизбрания и неустанно добивавшимся автокефалии.
Варфоломей подписывал томос под украинские песни и бандеровские лозунги, а в знак благодарности получил от Порошенко орден «За заслуги» I степени, которым награждают граждан «за выдающиеся достижения» на благо Украины. Самопровозглашенный «патриарх Киевский» Филарет Денисенко получил звание Героя Украины за то, что не стал претендовать на пост «митрополита Киевского».
Решение Варфоломея привело православный мир к кризису, подобному великому расколу 1054 года, и нанесло тяжелый удар по единству православия.
Несмотря на угрозы Варфоломея Судным днём тем предстоятелям, кто не признаёт ПЦУ, за год «новых православных» признали под сильнейшим внешним давлением лишь грекоязычные Элладская православная церковь и Александрийский патриархат, но и в них множество иерархов не согласились со своевольным решением Варфоломея. Они считают действия Варфоломея проявлением ереси этнофилетизма, своего рода «церковного расизма», принесения общецерковных интересов в жертву национальным и политическим.
Некоторые греческие священники и богословы заявляют, что, провозгласив себя главой всего православия, Варфоломей ведёт себя как восточный папа, вторгается в чужую юрисдикцию и нарушает каноны, отказываясь от принципов соборности и апостольского преемства, на которых всегда держалось православие.
Украине же томос об автокефалии, не имеющий канонической силы, не дал ничего, кроме новых бед и разделений, восстановить мир в церкви не удалось, а ПЦУ, рождённая как политический проект для борьбы с Россией, стала не нужна новым властям Украины.
Политическая авантюра
«Дайте нам полгода-год, чтобы у нас был национальный диалог, и мы проблему эту решим», — так бывший украинский президент Виктор Ющенко сразу после подписания томоса об автокефалии в Стамбуле ответил РИА Новости на вопрос, не считает ли он, что томос закрепляет схизму.
Чуда не произошло – ситуация стала еще хуже, продолжаются захваты храмов канонической Украинской православной церкви и угрозы ее священникам.
Не произошло и другого «чуда» — обещанной Порошенко «геополитической катастрофы» для России.
«Когда российский президент говорит, что распад СССР стал для России главной геополитической катастрофой ХХ века, то независимая украинская церковь стала бы второй», — заявил Порошенко, получив томос. По его словам, создание «независимой православной церкви Украины» ограничивает возможности России удержать Украину в сфере своего влияния.
Порошенко попытался конвертировать автокефалию в голоса избирателей для повышения своего низкого рейтинга и улучшения своей репутации перед президентскими выборами, которые были назначены на конец марта 2019 года.
Идея томоса стала основой предвыборной кампании тогдашнего президента Украины. Сам претендент со свитком томоса вместе со священниками ПЦУ начал турне по областным центрам страны.
Города и трассы Украины перед выборами были завешаны плакатами со слоганом «Томос для Украины», с изображением Порошенко, Епифания и свитка томоса.
«Никто не способен остановить украинцев, которые отходят прочь от Российской империи и Советского союза. Никто не способен остановить Украину и украинцев, которые снимают ярмо московской церкви и московской империи», — заявлял он, демонстрируя винницким прихожанам свиток.
Тем, кто не верит в автокефалию, Порошенко советовал сходить исповедаться и покаяться.
Поездку Порошенко украинцы окрестили «томос-тур».
Томос не помог поднять крайне низкий президентский рейтинг Порошенко, как и поддержка нового «предстоятеля ПЦУ» Епифания Думенко, который сравнивал Порошенко с крестителем Руси князем Владимиром и гетманом Мазепой, обещая, что его имя войдёт в историю украинского народа и церкви.
Более того, против «автокефалии» выступил Герой Украины Филарет. Активный сторонник автокефалии, самозванный патриарх заявил, что не пошел бы на договоренности с Константинополем о создании новой церковной структуры, если бы знал кабальные условия томоса. Филарет фактически согласился с теми богословами и иерархами, которые называли украинскую автокефалию «пустышкой».
Зеленский
Владимир Зеленский перед выборами иронично называл томос «термосом», хотя после избрания, по словам «почетного патриарха» Филарета Денисенко, извинился за это «оскорбительное для церкви» сравнение.
Зеленский, в отличие от Порошенко, проводит довольно осторожную политику в отношениях с церковью и пока явного вмешательства в церковные дела не видно. Открытое выступление на стороне ПЦУ вряд ли бы нашло поддержку у славянских православных церквей, да и в греческих многие не поддерживают действия Варфоломея.
После избрания Зеленский встретился со всеми церковными деятелями страны, в том числе с митрополитом канонической Украинской православно церкви Московского патриархата Онуфрием и, видимо, осознал, что на Украине не все являются сторонниками «томоса», а церковная политика крайне сложная и требует учета множества факторов. Ошибки в ее проведении могут дорого стоить власти. При этом противоречия между УПЦ и ПЦУ лишь часть, хотя и самая значительная, проблем украинского православия.
В ноябре Зеленский открыто заявил о нежелании влезать в серьезный церковный конфликт.
«Мне кажется не совсем правильным, чтобы я этим занимался. Но я думаю, что в таких вопросах мы все должны быть осторожными в своих высказываниях», — заявил Зеленский в беседе с радикалами «Правого сектора»*, требовавшими определить его отношение к УПЦ МП.
По его словам, это вопрос чувствительный.
В то же время Зеленский не пресёк высказывания националистов о том, что Московский патриархат — главная проблема Украины и ее надо решить, и не остановил своих чиновников, требовавших переименовать каноническую церковь в «Русскую православную церковь на Украине».
До этого Зеленский заявлял, что власть не должна вмешиваться в церковные дела, и он будет защищать независимость церкви. В начале декабря он собрал за одним столом представителей всех церквей и религий для обсуждения проблем страны.
Епифаний считает, что Зеленский «не только декларирует, но воплощает в жизнь равноудаленную позицию от всех церквей». «И нас полностью устраивает такая позиция», — заявил он, отметив, что у ПЦУ хорошие отношения с новой властью.
Понятно, что ПЦУ и должно устраивать такое положение дел, когда неканоническая структура получает по меньшей мере равные права с канонической, существующей столетия, да еще и при попустительстве властей отбирает храмы у канонической.
Что дальше
«Равноудаленность президента» не решила проблему раскола. В УПЦ заявляют об открытой дискриминации и гонениях со стороны властей, членов националистических группировок и раскольнических структур, об информационной кампании против нее в украинских СМИ.
Проблема существования неканонической церкви на Украине никуда не делась. Решать ее придется и на общеправославном уровне, и на местном.
Всеправославный собор, созыву которого противится константинопольский патриарх Варфоломей, должен решить, как исправить ошибки Фанара, вторгшегося в чужую юрисдикцию, нарушившего множество канонов и незаконно поставившего во главе незаконной структуры самосвята — человека, самовольно присвоившего себе священнический сан. Понятно, что такого человека православие не может принять как предстоятеля поместной церкви.
Пока решения не видно. И вполне возможно, что проблема останется на многие годы, по крайней мере пока Константинопольскую церковь не возглавит человек, который будет руководствоваться канонами.
* Экстремистская организация, запрещенная в России
Источник: https://ria.ru/20200106/1563145471.html
«Томос» — это должность или документ? И что такое «автокефалия»? Очень краткий словарь церковных терминов
Томос
Вид церковного документа. Своего рода указ или грамота, которая выдается исключительно предстоятелем поместной православной церкви. Изредка такой документ выдается по вопросам вероучения. Но чаще всего томос касается церковного устройства — предоставления автономии или автокефалии.
Автокефалия
Это статус поместной церкви как независимой самоуправляемой части Вселенской православной церкви, возглавляемой патриархом, или архиепископом, или митрополитом.
Это такая поместная православная церковь, к юрисдикции которой относится определенная территория, где другие поместные церкви не могут действовать без согласия предстоятеля.
Автокефальная церковь имеет более широкие права, чем автономная церковь, и не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви. Например, автономию имеет Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является частью Русской православной церкви.
Поместная церковь
Религиозная община христиан, которая действует на определенной территории: провинции, государства, края и т. п. Поместная церковь может быть автокефальной, автономной или самоуправляющейся или полуавтономной.
Украинская православная церковь Московского патриархата
Самоуправляющаяся православная церковь с особым статусом и правами широкой автономии, является частью Русской православной церкви на территории Украины. Создана в 1990 году Архиерейским собором РПЦ.
По состоянию на начало 2018 года УПЦ МП имела в Украине более 12 тысяч религиозных общин, более 200 монастырей и более 10 тысяч священников. Предстоятель УПЦ МП избирается епископатом церкви и утверждается патриархом Московским.
С 17 августа 2014 года им является митрополит Онуфрий (Березовский).
УПЦ МП официально отказалась участвовать в Объединительном соборе по созданию автокефальной церкви в Украине и разорвала отношения со Вселенским патриархатом по примеру РПЦ. Однако, ожидается, что ряд представителей УПЦ МП все же примут участие в соборе.
Украинская православная церковь Киевского патриархата
Православная церковь в Украине с резиденцией патриарха в Киеве. Делится на 34 епархии, объединяющие более 5 тысяч приходов. Создана в июне 1992 года путем объединения части УПЦ МП и Украинской автокефальной православной церкви. Действующий предстоятель — патриарх Филарет.
УПЦ КП не признана РПЦ и остальными православными церквями, а самого Филарета Архиерейский собор РПЦ предал анафеме, то есть отлучил от церкви. Анафему отменили в октябре 2018 года решением Синода Вселенского патриархата.
Делегация архиереев УПЦ КП будет самой многочисленной на Объединительном соборе.
Украинская автокефальная православная церковь
Православная церковь в Украине, создана в 1990 году, после выхода ряда галицких приходов из-под юрисдикции РПЦ на волне автокефального движения в конце 1980-х. Общины УАПЦ действуют в основном в западных областях Украины, на начало этого года их насчитывалось более тысячи. УАПЦ также не признана РПЦ и Константинопольским патриархатом. С июня 2015 года предстоятелем УАПЦ является митрополит Макарий. УАПЦ также приобщается к Объединительному собору по созданию поместной церкви в Украине.
Константинопольская православная церковь
Также часто упоминается как Константинопольский патриархат или Вселенский патриархат. Самая высокая по статусу из всех 14-ти независимых (автокефальных) поместных православных церквей. Предстоятелем с 1991 года является патриарх Варфоломей.
Прерогативой Вселенского патриарха является координация работы мирового православия, включая созыв соборов, а также поддержка межцерковных и межконфессиональных диалогов, у него есть право арбитра в церковных делах. Он также может предоставлять томос об автокефалии той или иной церкви.
Иногда для обозначения Вселенского патриархата используется термин «Фанар» — это исторический район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха — церковь Святого Георгия.
Должности и титулы
Патриарх — титул епископа, председательствующего в патриархии, глава автокефальной церкви.
Предстоятель — название должности председательствующего епископа поместной православной церкви. Предстоятелем также иногда называют епископа, который возглавляет местную церковь (епархию, экзархат), или священника, являющегося наместником или настоятелем монастыря или храма.
Митрополит — второй после патриарха титул епископа в православной церкви, председательствующий в митрополии, также возглавляет автокефальные или автономные церкви.
Иерей — официальное название священника в православной церкви.
Архиерей — служит для обозначения высших должностей в церковной иерархии, например, архиепископ, архидиакон, архимандрит.
Архимандрит — титул управляющих крупных мужских монастырей, ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий и монашеских орденов.
Епископ — высший духовный сан в христианской церкви.
Клирики — обобщающее название для священнослужителей как сообщества, отличного от мирян.
Миряне — последователи религиозного культа, которые живут светской жизнью, т. е. не являются священниками или монахами.
Экзарх —представитель высшей церковной власти в государстве или в отдельных крупных областях государства. Для подготовки к предоставлению томоса украинской церкви Вселенский патриархат назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады.
Другие церковные термины
Синод —высшее коллегиальное церковное собрание для решения важных дел (предоставление автономии или автокефалии, выборов патриарха и др.), состоящее из епископов под председательством иерарха вселенской, поместной, автономной или автокефальной церкви. В Украине также употребляется термин «Собор».
Епархия —церковный округ, основная церковно-административная единица в православной и греко-католической церквях во главе с епархиальным архиереем (митрополитом, архиепископом, епископом).
Лавра —этостатус, который получают монастыри, имеющие наибольшее влияние на духовную жизнь той или иной страны. В Украине соответствующий статус имеют три православных монастыря: Киево-Печерская лавра в Киеве, Почаевская лавра в Тернопольской области и Свято-Успенская Святогорская лавра в Донецкой области.
Ставропигия —православная церковная единица (приход, монастырь, братство), которая подлежит юрисдикции не местному иерарху, а непосредственно патриарху. Например, в ноябре Вселенскому патриархату передали Андреевскую церковь в Киеве. Таким образом она стала своеобразным посольством Константинопольского патриархата в Украине.
Хиротония —также известна как рукоположение, возложение рук. Это христианский обряд, во время которого происходит постановка священнослужителя в тот или иной чин. Рукоположение в дьяконы и священники может совершать один архиерей, рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Также используется для обозначения других христианских обрядов, содержащих (ныне или ранее) элемент возложения рук, например, миропомазание (обряд после принятия человеком крещения).
Миро — в христианстве специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания или при освящении вновь построенного храма.
Схизма — собственно, раскол. Отделение части церкви или разделение ее на несколько частей из-за канонических противоречий. Таким образом, например, в христианстве возникли три основных течения: православие, католицизм и протестантизм.
Евхаристическое общение (сопричастие) — возможность совместного богослужения двумя епископами или священниками. Считается, что два епископа находятся в евхаристическом общении, если каноны и догматы позволяют им служить вместе. 15 октября Синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения и официально разорвал отношения со Вселенским патриархатом.
Источник: https://thebabel.net/texts/23093-tomos-eto-dolzhnost-ili-dokument-i-chto-takoe-avtokefaliya-ochen-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov
Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине
Правообладатель иллюстрации Orthodox church of Ukraine Image caption Предстоятели Греческой и Украинской церкви архиепископ Иероним (слева) и митрополит Епифаний уже встречались: они тепло пообщались в Стамбуле
Архиерейский собор Элладской (Греческой) православной церкви в субботу признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), сообщают греческие СМИ.
По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.
Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».
С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.
Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».
Правообладатель иллюстрации SERGEY DOLZHENKO/EPA Image caption Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года
На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».
Реакция Киева и Москвы
«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.
По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.
«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.
11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.
5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире
Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.
По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.
Греческие раздумья
Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.
Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.
Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.
Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.
Первое признание
Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.
То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.
Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.
Правообладатель иллюстрации MURAD SEZER/AFP/Getty Images Image caption Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле
Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.
Будет ли раскол?
Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.
Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.
Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».
«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.
Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.
«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.
Против воли РПЦ
Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.
Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.
Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.
На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком
Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.
В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50020363
Автокефалия в православной церкви
Вселенская Церковь — это весьма сложный организм, который за века своего существования приобрел различные правила, которые способствуют его гармоничному существованию и развитию. Любая организация должна подчиняться определенным законам и правилам, в противном случае все погружается в хаос и Церковь перестает быть Божественной.
Почему Украина хочет автокефалию и чем это грозит закончиться?
Что такое автокефалия
Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.
Автокефалия — это административная независимость поместных Церквей
Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:
- Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.
- Определять свое устройство и управление.
- Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
- Канонизировать святых.
- Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
- Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.
- Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.
Важно! РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.
Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:
- догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
- канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют имеющиеся каноны к местным условиям;
- богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.
Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.
История появления
Вселенская Церковь признает право на независимость для каждого православного народа, который способен к самоуправлению. Впервые независимая РПЦ была создана в 1448 году, когда по благословению патриарха Григория III Константинопольского был избран митрополит Руси Иона. А самостоятельность РПЦ была подтверждена в 1589 году с утверждением патриаршества.
Изначально, подобная независимость была у каждой поместной общины, которые были основаны апостолами. Они были независимы по причине отдаленности друг от друга, а сосредоточием церковной деятельности и жизни были знаковые города в Римской империи.
Отдаленные собрания чтили общины в городах и признавали их авторитет над собой по той причине, что апостолы там бывали чаще (или вовсе постоянно пребывали) и такие общины были сосредоточием христианской мудрости, поскольку ими управляли апостолы и первые епископы позже.
По существу, большинство древних митрополий были автокефалиями.
Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению
Как только христианство стало официальной религией в Римской империи, начало формироваться церковное управление, чтобы упорядочить все учения внутри христианства и создать взаимосвязь поместных общин.
На Втором Соборе было принято правило, по которому епископам из областных собраний было запрещено вмешиваться в дела мелких самостоятельных общин. Чуть позже произошла консолидация поместных собраний вокруг областных городов, архиереи в областных общинах получили название патриархов. И уже в VI веке была определена формула пятивластия, т.е.
власть была в руках 5 патриархов.
Термин автокефалия, несмотря на его древнейшее использование, стал употребляться официально относительно самостоятельной административной организации только в VI веке. К XII веку сформировалось современное понимание данного термина — независимость церковной области. Впервые такими были названы общины Болгарии и Кипра.
На сегодняшний день в мире имеется 15 официальных автокефалий.
Правила предоставления
Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.
Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.
Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:
- политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
- территориальная отдаленность;
- развитая система образования;
- достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
- запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
- согласие поместной общины на отделение.
Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.
Ситуация в Украине
Президент Украины 18.04.2018 года отправил запрос Патриарху Варфоломею в Константинополь на предоставление независимости УПЦ. При этом он заверил граждан, что каждый сможет самостоятельно выбирать юрисдикцию и храм. Верховная Рада Украины одобрила такое решение президента.
Также читайте:
Вопрос об автокефалии в Украине пока остается нерешенным
Сегодня в Украине существуют 3 церкви, которые именуются православными:
- УПЦ от РПЦ (митрополит Онуфрий) — единственная, которая признана официальным православным миром;
- Киевский патриархат (патриарх Филарет) — раскольнический с 1992 года;
- Украинская автокефалия (митрополит Макарий) с 1917 года.
Петр Порошенко просит автокефалию о единой структуре, которой в принципе не существует.
Мировая реакция и возможный исход событий
Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.
Важно! Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».
Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу.
Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.
Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.
Церковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.
Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.
Что такое Автокефалия? Митрополит Иларион
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/avtokefaliya-v-pravoslavnoj-tserkvi.html
Украинская православная церковь Московского патриархата: между экзархатом и автокефалией
История последних 500 лет восточнославянского православия — это сложный диалог между Киевом и Москвой.
О положении православия на Украине, а также о значении украинского фактора для российского православия рассказал директор Центра восточно-европейских исследований Андрей Окара, выступая на мероприятии в Московском Центре Карнеги.
Мероприятие вели руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
Значение украинского фактора для российского православия
- XVII век. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович начал выстраивать единое многоэтническое государство имперского типа с наднациональной идентичностью, а также с единым, унифицированным вероисповеданием. В результате возникшего активного взаимовлияния Великой Руси (собственно России) и Малой Руси (Украины) созданный на Украине православный церковный дискурс (кадры, интеллектуальная традиция и пр.
) стал играть значительную роль в российском православии. Церковная модернизация Алексея Михайловича во многом проводилась на основе украинского фактора.
- XX век. В результате репрессий, которым подверглась Русская православная церковь в XX в., в 1960-1980-х гг. абсолютное большинство священников в России оказались выходцами с Западной Украины.
Таким образом, отметил А.
Окара, украинское православие в значительной степени оказывает определяющее влияние на православие в России.
Украинский фактор имеет не только политическое и культурное значение для РПЦ: это фактор экзистенциального порядка, поскольку в современной России в церковно-политическом и религиозном сознании с отношением к православию на Украине связывается полнота (или, наоборот, неполнота) всего общерусского православия и православного мира.
Восточнохристианские церкви на Украине
В настоящее время всё православное пространство, находящееся на постсоветской территории, пребывает в состоянии турбулентности и неопределенности. Особенно этот уровень неопределенности высок на Украине, отметил А. Окара.
Это выражается, в частности, в том, что в настоящее время на Украине существуют сразу четыре крупные церковные организации (юрисдикции), которые называют себя восточнохристианскими церквями: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), находящаяся в каноническом единстве с Московским патриархатом, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). При этом, как указал А. Окара, две православные церкви из упомянутых четырех крупных церквей — УПЦ КП и УАПЦ — не признаны мировым православием.
Президенты Украины и их церковная политика
- Леонид Кравчук (годы президентства: 1991-1994) считал, что Украине, которая только что обрела независимость, нужна независимая церковь. Положение Украинской православной церкви Московского патриархата как автономной церкви внутри РПЦ он рассматривал как временное. По словам А. Окары, в результате церковной политики Л. Кравчука УПЦ МП утратила монополию на православную паству. Впервые стала проводиться политика активной культурной украинизации. В 1992 г. произошел церковный раскол внутри канонического православия, породивший не признанную мировым православием Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко). Получили легальный статус УАПЦ и УГКЦ.
- Леонид Кучма (1994-2005) провозгласил курс на многовекторность. При этом, в отличие от Л. Кравчука, он не демонстрировал русофобские настроения, зато всячески подчеркивал самодостаточность Украины. При Л. Кучме, несмотря на протесты Москвы, состоялся визит папы Иоанна Павла II на Украину.
- Виктор Ющенко (2005-2010) провозгласил курс на интеграцию с Западом и поддерживал идею скорейшего создания на Украине независимой поместной православной церкви. В связи с этим, как рассказал А. Окара, возникла идея легализовать непризнанную УПЦ КП в рамках юрисдикции Константинопольского патриархата. В 2008 г. патриарх Константинопольский и Вселенский Варфоломей посетил Украину, следствием чего должно было стать признание каноничности УПЦ КП, однако этого не произошло.
- Виктор Янукович (с 2010): его церковная политика основана на идее, что на Украине есть только одна «правильная» церковь — УПЦ МП. В церковной сфере, как и в политической, В. Янукович заменил полиархию на моноцентризм: если раньше в стране сосуществовали несколько церквей с равными правами и равным представительством в публичном пространстве, то теперь предпочтение отдается только УПЦ МП. Также при В. Януковиче возникла проблема огосударствления церкви, отметил А. Окара.
Источник: https://carnegie.ru/2011/04/07/ru-event-3414