Что такое прелесть в православии

Литургия в лесу и прочие прелести скаутской жизни

что такое прелесть в православии
Версия для печати

Пока все взрослые в храмах и монастырях чинно молились за богослужением в день памяти всеми любимого святого — великомученика и целителя Пантелеимона, в далёком затерянном лесу в Житомирской области 120 чумазых деток тоже возносили свои молитвы — за Литургией под открытым небом.

9 августа состоялось уже второе богослужение за эту смену скаутского лагеря «Летние зори-2015».

Детки чумазые — не то слово

Первая реакция при взгляде на них — горячее желание поскорее выкупать и отчистить дочиста.

Но через 10 минут нахождения в лагере и взрослые приобретают такой же вид: в сосновом лесу, где стоят палатки, давно не было дождей, и пыль поднимается мгновенно.

Но горячий песок под ногами, теплый воздух, пропитанный ароматом соснового леса, абсолютно теплая река с замысловатым названием Ирша, прохладные вечера, дающие возможность отдохнуть от дневного зноя — по-моему, удачная альтернатива, как говаривал попугай Кеша «царству жаркого бетона и душного асфальта».

Репортаж о жизни «Летних зорь-2015» напишут другие

Цель этой заметки — разместить немного фото, чтобы успокоить переживающих родителей православных деток.

Как они там, бедные Головы в палатках мёрзнут. Кто-то кашляет, а у кого-то голос сел. Кто-то по дому тоскует, а кто-то, заболевший, со слезами вынужден покинуть лагерь.

На самом деле, жизнь у скаутов — как всегда, как на другой планете. Четыре подлагеря — три «взрослых» и один «чижиковский» — размещены в лесу на небольшом расстоянии друг от друга. Чисто, ухожено, креативно — в этом году дети играют в индейцев, и антураж в подлагерях соответствующий. Вышки, вигвамы, укрепления, а ещё ловушки и приспособления, которые настоящим индейцам даже не снились.

Традиционное скаутское построение — каждый день — в полном боевом снаряжении: вот и бегают по лесу раскрашенные на индейский манер дети с перьями, импровизированными луками, стрелами, а может даже томагавками

Причащались почти все

Традиция у «Православных скаутов Украины» такая — они всё делают вместе и сообща. В том числе, участвуют в богослужении и по возможности абсолютно все причащаются.

Что удивительно — исповедь «чижиков», самых младших участников лагеря в возрасте от 8 до 11 лет — накануне в субботу длилась почти четыре часа, с 13.00 до 17.00.

— В чем же им каяться? — с пристрастием спросили мы у духовника лагеря о.Иоанна Тронько.

— Каждый хочет поговорить со священником, поделиться наболевшим. К сожалению, у многих деток проблемы в семье — родители в разводе или отец пьет. Они остро всё переживают и нуждаются в поддержке, — ответил нам участливый батюшка.

Скауты постарше исповедовались уже после наступления темноты и параллельно по очереди читали вечерние молитвы и правило ко Причастию.

Литургия пролетает на одном дыхании

Сначала, как и полагается сонным деткам, они норовят расположиться подальше от священника, поближе к соснам, у которых можно присесть, а то и прилечь. Пока читаются часы, и батюшка совершает проскомидию, такой номер проходит. Но перед началом Литургии священник созывает всех в плотное кольцо у Чаши и в «общее дело» включаются все. И богослужение пролетает действительно на одном дыхании.

Интересно наблюдать, как служит отец Иоанн. Успевает и пономарям подсказать, и хору помочь подпеть, и за дисциплиной на службе присмотреть. В этот раз ему сослужил отец Сергий Навалихин из Винницы — говорил проповедь, причащал, исповедовал тех, кто по скаутским послушаниям не успел попасть на исповедь раньше.

В конце службы — традиционная очередь за просфорками.

А дальше лагерь разбегается в разные стороны: впереди новый яркий трудовой скаутский день

14 августа двухнедельный скаутский лагерь «Летние зори-2015» завершит работу.

скауты
Православные скауты Украины
Літні зорі — скаутський табір

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/liturgiya-v-lesu-i-prochie-prelesti-skautskoy-zhizni.html

Прелесть духовная — древо

что такое прелесть в православии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прелесть духовная — состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.

Прелесть (см.) – это славянское слово, означает самообман, обольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

Святые отцы различают два вида прелести:

  • мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), происходит «от неправильного действия ума».
  • мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа). Этот вид прелести — «от неправильного действия сердца».

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть заменяет в человеке все прочие. Бесы отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

Крайней степенью прелестного мнения является ересь.

Противоположное прелести правильное духовное устроение называется трезвением.

Святые отцы о прелести

Прп. Григорий Синаит (XIII-XIV вв.):

«Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь.

Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов.

Надо знать, что и через прельщенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания» [1].

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867):

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос.» [2].

Использованные материалы

[1]  Цит. по статье в «Азбуке веры» — http://azbyka.ru/dictionary/15/prelest_duhovnaya-all.shtml

Источник: https://drevo-info.ru/articles/23189.html

Прелесть и 2 её вида

что такое прелесть в православии

Значение слова «прелесть» — кажется, что-то безобидное, но в православном контексте оно приобретает совсем другой, жуткий смысл. Святые отцы настоятельно рекомендуют избегать её, потому что для верующего такое состоятельно губительно.

Какая прелесть способна так разрушительно воздействовать на человека? О чём речь вообще? Сейчас разберёмся.

Значение этого слова — нечто, чем ты обольстился на духовном пути

Прелесть — это нечто, что тебя обольщает. А что такое лесть вообще? Это некая похвальба, внушение человеку ложного чувства гордости. Сама гордость — это плохо, а если она ещё ни на чём не основана, вообще кошмар.

То есть прелесть — это заблуждение человека, его неверное представление о себе.

Подразумевается, что прелесть — это не чьё-то действие по отношению к человеку, а его лесть самому себе. То есть самообман, излишнее самомнение — вот, что такое прелесть.

Есть 2 вида прелести: обычная и духовная прелесть — уход в мистику от Бога

О простой прелести мы уже сказали, это самообман.

Другой вид прелести — духовная прелесть. Это такое состояние, когда человек вроде бы идёт по пути духовного развития, но цепляется на ложные признаки своего развития. Он делает акцент на побочных проявлениях своего развития и интерпретирует их, как сигналы о том, что он движется в правильном направлении.

На самом же деле человек сосредотачивается на мистике и впадает в грех горделивости. Об истинной духовности тут не может идти и речи. Так об этом рассказывает профессор богословия А.И.Осипов:

«Прелесть — это такое духовное состояние человека, в котором он видит себя святым. Совершенным. Достойным Бога, достойным всех даров Божиих — вот что такое прелесть. Почему называется именно «Прелесть», потому что лесть и так всем нам, само-лесть, присуща уже по существу. Здесь же человек уже, кажется, трудится, своим собственным трудом приобретает многое, достигает многого, как кажется, и впадает в прелесть».

Прелесть — это внешние якобы духовные проявления в жизни человека. Часто это обман или самообман. Человек может думать, что он видел ангела и возгордиться. На самом же деле суть христианства не во внешних проявлениях, а в воспитании благочестия. Прелесть провоцирует гордость.

На фото — «Божия Матерь Зейтунская», необычное явление на египетском храме. Православие считает, что это не христианское чудо, а прелесть

Преподобный Никодим Святогорец очень точным описанием дополняет эту картину:

«Испытывая при сем некоторые духовные движения и утешения, делатели сии начинают думать о себе, что возвысились уже до состояния чинов ангольских, и чувствуют в себе присутствие Самого Бога; иной же раз, углубившись в созерцание каких-либо отвлеченных, не земных вещей, мечтают о себе, будто совсем выступили из области мира сего и восхищены до третьего неба».

Прелесть — грех, ибо она влечёт за собой другие страшные грехи

Мало того, что прелесть ведёт нас по неправильному пути, так она ещё постепенно втягивает в жизнь человека всё новые грехи.

Преподобный Григорий (Синаит) рассказывает, как это происходит:

«Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление из ума.

Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным».

Чтобы не пришлось бороться с прелестью, полезно знать её природу:

«Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости — суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти — преуспеяние, наказательного попущения греховная жизнь.

— Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная, — предание сатане за грех, — часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов).

Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу.

Если кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя».

Особенно уязвимы для прелести неопытные христиане:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день рождения Божьей Матери

«Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных, новых в подвиге, как еще обладаемых демонами. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений.

Город новоначальных — все существо каждого из них — находится еще в обладании варваров По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим рассмотрением, и отвергая лукавое Знай, что действия благодати — ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

Духовную прелесть связывают с восточной мистикой, но это неверно

Радикальные православные любят критиковать буддизм и индуизм за мистические практики. Упрекают в том, что там люди достигают сверхъестественных способностей. Такие учения называют эгоцентричными и видят в них проявление прелести.

Но это от незнания чужих традиций. Состояние человека во время медитации и сверхъестественные силы, которые он может получить, — это побочные результаты духовного пути. Сама же цель там такая же, как и у христиан, — сближение с Богом.

Стигматы православная церковь чаще всего относит к признакам духовной прелести. На фото — Падре Пио из Палестины, ныне покойный святой римской католической церкви. Критики полагают его шарлатаном

Состояние прелести на Востоке называют другими словами, но суть остаётся та же. Что же касается сверхъестественных сил, что в католической и православной церкви известны такие же примеры:

  • Стигматы;
  • Прозорливость;
  • Левитация;
  • Общение с животными;
  • Способность исцелять.

И многое другое. Но как бы ошибся человек со стороны, если бы сказал, что цель православного христианина — это достичь прозорливости или научиться изгонять бесов. То же самое и в Восточных учениях.

Святитель Игнатий говорил, что прелесть — это повреждение естества человека ложью, она угрожает всем

Святитель Игнатий (Брянчанинов) давал своё определение прелести:

 «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».

Поэтому не только усердным христианам угрожает опасть впасть в грех прелести. Все мы должны быть внимательными и требовательными к себе.

Свобода от прелести — это ловушка, человек, который так о себе думает, побеждён.

Хотя далеко не все святые отцы согласились бы с ним. Феофан Затворник утверждал, что опасность прелести сильно преувеличена:

 «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, —Суббота плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным».

Но тут нет противоречия. Просто святые отцы говорят о разных вещах. Святитель Игнатий рассуждает о опасностях человека в молитве и христианской жизни:

«бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистью к Святому Духу. Этот род прелести — ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. По производимому им состоянию ума отцы назвали его мнением».

Нужно проявлять скоромность и смирение, и тогда прелесть не сможет причинить вреда

Неправильные действия и реакции на результаты своих усилий в духовной жизни ввергают в прелести греха.

Поэтому на необычнее явления важно правильно отреагировать — без эмоций. Так об этом говорит Преподобный Григорий (Синаит):

«Никак не прими, если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет Будь внимателен и осторожен! не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, — прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поддерживает эту мысль.

«Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва, благоприятная Богу – смирение сердца, сокрушение духа».

Прелесть в православии — это серьёзный враг на определённом этапе. Но предупреждён — значит вооружён. Для внимательного и осторожного верующего прелесть не станет серьёзным препятствием.

Источник: https://hranitel.club/1344-prelest

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести

Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною.

:

О прелести (I часть)

О ревности душевной и духовной

О осторожности при чтении отеческих книг о монашеской жизни

О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому

О сновидениях

О жительстве по совету

О отшельнической жизни

О прелести (II часть)

О истинном и ложном смиренномудрии

Зрение греха своего

О любви к ближнему

О любви к Богу

Сети миродержца

(I часть)

Прельстился ум твой: вкусил плод, воспрещенный Богом. Прекрасным показался плод при любопытном, неосторожном взгляде на него; прекрасным показался плод неведению, неопытности, невинности; совет злонамеренный и лукавый убеждал ко вкушению; вкушение плода поразило вкусившего смертию.

Горечь ядовитой снеди еще пенится на устах твоих; терзается внутренность твоя от действующего в ней яда. Смущение, недоумение, омрачение, неверие объемлют душу твою. Обессиленный, расстроенный грехом, ты озираешься вспять, будучи прежде направлен в царствие Божие (Лук. VI, 62. Плач Иер. 1.

)

Ученик: Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое — прелесть?

Старец: Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос.

Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, — н Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно — состояние наше! Оно — темница, из которой мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню.

Оно — та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом. Оно — плотское мудрование и лжеименный разум, которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающей её цветущим здравием. Оно — плоть и кровь, которые царствия Божия наследити не могут.

Оно — вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот.

Таково наше состояние. Зрение его — новый повод к плачу. С плачем возопием к Господу Иисусу, чтобы он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных, исторг из челюстей смерти. “Господь наш Иисус Христос”, — говорит преподобный Симеон, Новый Богослов, — потому и сошел к нам, “что восхотел “изъять нас из плена и из злейшей прелести”.

Ученик: Это объяснение недовольно доступно для моих понятий: нуждаюсь в объяснении более простом, более близком к моему уразумению.

Старец: В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь. По этой причине Господь назвал Диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцею искони. Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом “искони” указывается на то, что ложь с самого начала послужила для Диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков.

Источник: https://afonit.info/biblioteka/nasledie-svyatoj-gory/svyatitel-ignatij-bryanchaninov-o-prelesti

Прелесть духовная

Пре́лесть (от славянского «лесть» — обман) — 1) прелесть бесовская, состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души, возникающее в результате воздействия на человека злых духов; 2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

Что такое прелесть бесовская?

В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой — способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (Ин.8:44), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

«Послушай, — предостерегает нас святой Симеон Новый Богослов, — диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой князь владимир

Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, — а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. 14 , п.

2) (см.: Козни бесовские ).

Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести — безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло — хоть отбавляй.

Как бороться с состоянием прелести?

Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь Иисус Христос (Мф.17:21) являются частными средствами в этой борьбе.

(См. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни? )

Что такое самообольщение?

Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.

Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.

Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

Святитель Игнатий Брянчанинов определял состояние прелести следующим образом: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести».
Но в борьбе с прелестью, как и в любом сложном деле, Бог помогает человеку своей благодатью.

Так что, по мнению святителя Феофана Затворника, значение прелести не нужно чрезмерно и преувеличивать: «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, – плод сосредоточения внимания.

А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным».

Преподобный Григорий Синаит: Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь.

Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов.

Надо знать, что и через прельщенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания.

Крайней степенью прелестного мнения является ересь.

Противоположное прелести правильное духовное устроение называется трезвением.

***

Положительно окрашенные «прелесть», «обаяние», «очарование» – эти слова изначально связаны с темной силой: прелесть – это буквально сверхложь, состояние пленения нечистой силой, сумевшей создать своей жертве иллюзию духовной жизни; обаяние и очарование – это воздействие колдовства. Впрочем, само понятие «околдованности» тоже не воспринимается сегодня как что-то страшное и опасное.
прот. Игорь Прекуп

Источник: https://azbyka.ru/prelest-duxovnaya

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в православие целые города.

Православие придумано не человеком

Русский философ Николай Бердяев поведал историю о человеке, который выбирал себе религию. Сначала этот человек пришел к православному и сказал:

Хочу выбрать для себя веру. Расскажи мне о православии.

Ну что тут можно рассказать, — грустно ответил православный, — мы, православные не имеем таких красивых храмов, как католики, мы грешим, ругаемся, сами не можем исполнять заветы Христа. Если хочешь стать православным — то принимай веру сразу, не глядя на остальные.

Человек удивился сказанному, но все же решил посмотреть Ватикан и католическую веру.

Через некоторое время он вернулся с намерением принять православие.

Но как, почему? — удивился православный, — разве неверно я говорил о том, что мы грешны?

Верно, — ответил человек, — но я подумал, раз православие продолжает существовать, несмотря на все недостатки верующих — значит оно было придумано не человеком. Значит эта вера истинная.

Когда критикуют православие, говорит Андрей Конанос, то критикуют человеческий фактор, а не веру. Люди осуждают финансовые интересы церковных организаций, некрасивые поступки священников, недостойное поведение прихожан.

Проблема не в вере, а в том, как мы воплощаем эту веру в жизнь. Не у всех это получается.

Суперправославный священник

Господь создал человека одновременно со всеми его потребностями, говорит Андрей Конанос. Нет в человеке ничего такого, что было бы неприятно Господу.

Архимандрит Андрей ведет уроки Закона Божьего в воскресной школе. Однажды во время перемены он решил съесть рожок с мороженным. Отошел в сторонку, чтобы никто его не видел, но тут перед ним выбежал мальчик и закричал:

Ага, попались!

В чем дело? — спросил Андрей, чувствуя ложные угрызения совести.

Вы едите!

А почему я не могу поесть?

Некоторым людям может показаться, что священник не ест и не пьет. По словам Андрея Коаноса, это отдаляет людей от Церкви. Выстраивает между ними барьер.

Одна женщина, которая жила вместе с мужем и была очень набожной рассказала священнику, как убрала из спальни икону Спасителя. Это же нехорошо, что в спальне стоит икона.

Этой женщине казалось, что любые наслаждения, даже «законные» под запретом. На что священник ей ответил:

Верни икону на место, ты впала в прелесть. Если считаешь, что грешишь — то перестань это делать. А если считаешь, что твой брак благословлен, а ты — законная супруга своего мужа, то поймешь, что не совершаешь ни греха, ни блуда, ни разврата.

В православии нет духовного и недуховного. Бог не заложил ничего плохого в человеческую природу.

Андрей Конанос рассказывает историю об одном глубоко православном священнике. Он был очень православный, прямо суперправославный. И вот, приехал он как-то в монастырь. Первым делом увидел монахов, которые копали грядки в саду.

Отчего же вы занимаетесь этими делами вместо того, чтобы молиться? — поинтересовался священник.

Он считал, что молитва для монахов намного важнее копания грядок. Монахи же, переглянувшись, ответили ему:

Ну так мы до таких высот еще не доросли. Вот и занимаемся грядками.

Игумен монастыря, прознав про случившееся велел поселить священника в отдельную келью, а на ужин его не звать. Так и сделали.

И вот началась вечерняя служба. Монахи, что днем занимались грядками и после хорошо поужинали, с радостью молились.

А священник, что весь день ничего не ел, только и смотрел по сторонам, испытывая голодный бунт в желудке. Он подошел к игумену и спросил:

А почему меня на ужин не позвали?

Так мы же не знали, что вам мирская еда нужна. Мы думали, вы ангельской пищей насытитесь.

Можно ли бить богохульников

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ударь врага по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом». А еще: «Если нужно будет ударить богохульника, не отказывайся».

Как же нам понимать эти слова? Можно ли нам бить богохульников? Нам, грешным людям, погрязшим в страстях?

Андрей Конанос рассказывает, что если бы он жил во времена Иоанна Златоуста и был бы еретиком, то пощечина святителя подействовала бы на него вразумляюще. Я бы сразу одумался, — говорит Андрей, — ведь меня бы ударил человек, обладающий смирением и любовью.

Святитель Иоанн Златоуст. Жил в IV веке, почитается как один из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом

Но что будет, если грешник начнет распускать кулаки? Получится, что человек удовлетворит свою гневную страсть под видом православного поступка, не более. Разве кому-то из нас удавалось вразумить своего соседа или ребенка с помощью рукоприкладства?

Поэтому, чтобы копировать поведение святых, нам сначала нужно скопировать их смирение, любовь и покаяние.

Избегайте соблазна использовать слова святых отцов для оправдания своих страстей — предостерегает Андрей Конанос.

Как обратить в православие сектанта

Как-то старец Паисий Святогорец был послан в город, чтобы остановить в нем распространение протестантства. В городе уже многие семьи были протестантскими. Как же ему быть? Ходить по домам и убеждать людей принять православие? Нет, старец Паисий поступил по-другому.

Он поселился в городе и начал оказывать всем людям помощь и заботу. Он проявил любовь и внимание к их проблемам. И когда настало время старцу Паисию двигаться дальше, в городе уже все семьи были православными.

Старец Паисий Святогорец

Многие люди могут цитировать святых отцов, но что из этого мы делаем? Может ли кто-нибудь обратить в православие иноверца, как старец Паисий?

Давай, я приведу иеговиста, сектанта, сможешь его обратить? — спрашивает у своего слушателя Андрей Конанос.

Ну ты, конечно, скажешь: «Да я знаю православие от и до. Уж я-то поставлю сектанта на место!»

Но разве он стал сектантом оттого, что не знал православные догматы? Или они ему не понравились чем-то? Нет. Просто к нему пришли люди и сказали: «Мы будем любить тебя, заботиться о тебе, ты больше не будешь одиноким». Так человек попал в секту.

Вопрос в том, сможешь ли ты предложить ему то же самое?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем ставить свечи в церкви

Андрей Погожев

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/mozhno-li-byt-bogohulnikov-andrej-konanos-o-pravoslavii.html

Духовная прелесть в православии

Священники – люди интересные, с богатым жизненным опытом. Иногда они рассказывают о тех, кто приходит на исповедь. Встанут у аналоя и молчат, а когда батюшка начинает расспрашивать о грехах, смотрят на него в ужасе. Такие прихожане находятся в духовной прелести.

Определение

Существуют два понятия слова “прелесть” в православии. Согласно первому определению это омрачение человеческой души под воздействием нечистой силы (бесов). Христианину начинает казаться, что он лучше всех, имеет дарования духовные, а какой сильной молитвой обладает – только позавидовать можно.

Второе определение духовной прелести гласит, что это состояние самообмана, очарования и самообольщения, вызванное влиянием кого-то или чего-то.

Первому виду прелести, определение которого дано выше, подвержены благочестивые христиане. Второму – люди, далекие от Господа и редко посещающие храм.

Святые отцы о состоянии прелести

По определению святых отцов, прелесть духовная делится на два вида: умственная и сердечная.

К первому относится мечтательность, рождающаяся от неправильного умственного деяния. Это сновидения, ложные ощущения или какие-либо видения во время молитвы.

Второй вид духовной прелести в православии называется мнением. При ее возникновении человек начинает мнить себя великим молитвенником, стяжавшим дары Святого Духа. Во время молитвенного бдения он испытывает ложные благодатные ощущения.

По определению святых, духовная прелесть – повреждение человеческого естества ложью. Самый великий самообман – считать себя свободным от такового. Все люди находятся в прелести, осознать это – величайшее предохранение от данного состояния. Так учил святитель Игнатий Брянчанинов.

Согласно учению преподобного Григория Синаита о прелести, она имеет три главные причины – гордость, зависть со стороны бесов, попущение Господне для наказания человека.

Причиной для гордости, в свою очередь, является тщеславие, зависть бесовская возникает от преуспеяния, а попущение Господне – от греховной жизни. Последнее может навсегда остаться с человеком, вплоть до его смерти.

Вот что еще говорят святые отцы о прелести духовной. Приведем мнение святителя Феофана Затворника: нельзя преувеличивать значение данного состояния, равно как и бояться его. Прелесть случается с возгордившимися, решившими, что их сердца коснулась теплота. Тут-то и подстерегает их состояние прелести, ибо не дремлют нечистые духи, желая обольстить человека.

Симеон Новый Богослов предостерегает верующих словами о дьявольских происках. Лукавый всегда подбирается к человеческой душе таким образом, чтобы верующему и невдомек было о его происках. Он старается возмутить все стремления и движения души, направить на деяния, выгодные Лукавому. Внутри человека идет смятение и буря, он становится страстным, произволения души делаются непотребными. Это и есть то состояние, называемое православием духовной прелестью.

Иоанн Кассиан Римлянин говорил о духах нечистых, что их великое множество всюду. Летают между небом и землей, но люди не видят их. Господь по своему милосердию сделал бесов невидимыми для глаз человеческих. Ибо они настолько безобразны, что люди поражались бы ужасом при виде их, а со временем стали бы злее, наблюдая за нечестивым поведением бесов, побуждаясь к безрассудству еще большему и разжигая в себе страсти многочисленные.

Виды прелести

Существует несколько видов духовной прелести, знать о которых необходимо как воцерковленному человеку, так и тому, кто только начинает свой путь к Богу:

  • Разжигание воображения.
  • Ложные видения.
  • Ложная радость.
  • Самомнение.
  • Ложное ощущение благодати.
  • Ложный дар исцеления.
  • Ложный дар прозорливости.
  • Непочтительное отношение к наставникам.
  • Доверие сновидениям.

Проявление прелести

Мы говорим об основных характеристиках данного состояния, но ни разу не упомянули о том, как оно проявляется.

Все просто и сложно одновременно: человек начинает терять контроль над своими мыслями и рассуждениями, нередко отворачивается от Истины, принимая за нее ложные учения. Легко догадаться, кто подталкивает человека к ознакомлению с ними.

Когда омрачается волевая душевная сфера, люди становятся ярыми приверженцами зла. Прежде добрый и рассудительный человек превращается в дьявольскую игрушку, не имея возможности противостоять злу, отказаться от него.

То же самое происходит, когда бесы овладевают раздражительной силой человека. Он, не в силах противостоять искушению, сразу же забывает о том, что такое творить добро.

У прельстившегося не хватает сил на добрые дела, однако стоит ему услышать о чем-то плохом, как он тут же загорается поддержать это начинание.

О самообольщении

Духовная прелесть – это что такое? Определение дано несколько выше, способы проявления описаны. Осталось выяснить, что есть самообольщение.

Самообольщение, или прелесть – состояние ложного духовного самосознания. человеку кажется, что он стяжал Божественную благодать, но не Господь воздействует на его душу и тело, а бесы внушают такие мысли. Крайняя форма состояния духовной прелести – ощущение себя святым.

Почему возникает данное состояние у верующих?

Выше написано, что духовной прелести подвержены люди, далекие от Бога и храма. Но и ревностные христиане, монахи и духовенство тоже вполне могут впасть в прелесть.

Все начинается с ярого усердия в молитве, когда монах или обычный мирянин берет на себя подвиг, не благословившись у духовного наставника. Один священник метко выразился о таких подвижниках: читают по двадцать акафистов в день, а потом у них иконы светятся.

Благодать Божья действует через смирение, на излишние подвиги нас толкает гордыня. В замечательной христианской книге “Пасха красная” есть рассказ о том, как открывалась Оптина Пустынь (ныне мужской монастырь под Калугой). Понаехала православная молодежь, скорее переоделись во все черное, а один паломник вырыл себе землянку в Оптинском лесу и ушел в затвор.

Конечно, ничем хорошим этот затвор не закончился, но автор книги не стала писать о большом конфузе, связанном с землянкой в лесу и “подвигом” паломника. С одной стороны, перед нами – смешной рассказ, с другой – легкая форма прелести. Объясним, что затвор – высшее духовное состояние, при котором подвижник отрекается от всего, полностью погружаясь в молитву. Монахи отказывают себе даже в самых скудных вещах, смиряя плоть.

Разве мог молоденький мирянин легко отречься от всего, что прежде окружало его, не имея должной духовной подготовки? Едва ли, он просто вообразил себя подвижником и молитвенником, это ли не духовная прелесть?

Состояние прелести у мирян

Многие люди очень далеки от Бога, в храм заходят несколько раз в год, про домашнюю молитву не слыхали. Но наступает момент, когда они попадают на исповедь и не знают, чего от них хочет услышать “поп”.

Батюшка начинает задавать наводящие вопросы, исповедующийся смотрит на него огромными глазами, искренне недоумевая, почему священник обвиняет его в чем-то. Человек живет не хуже других: работает, семьей занимается, старается добро творить, никого не обижать. Какие такие грехи ему приписывают?

Исповедующийся хотел со священником о жизни поговорить, а получились недопонимание и обида. Человек, оскорбленный в лучших чувствах, покидает храм и рассказывает знакомым, какие “попы” плохие, заставляют безгрешного святого в чем-то каяться.

Это самая настоящая прелесть – духовная болезнь, поразившая современное человечество. А все почему? Да потому, что вместо трезвенной и покаянной жизни люди тяготеют к расслабленности и наслаждениям. Гонятся за земными благами и богатством, совершенно забывая о Боге и церкви.

Пристрастие к частому причастию

Благочестивые читатели не удивятся, а иным представлена информация к размышлению.

Одним из видов духовной прелести является частое причастие. Перед читателями две истории, рассказанные священномучеником Арсением (Ждановским) в своей книге “Духовный дневник”.

Одна женщина причащалась ежедневно. Духовенство обратило на это внимание, поручив священнику, у которого она исповедовалась, проверить барышню. Тот, в свою очередь, велел ей исповедоваться каждый день и не допускал до причастия, когда считал это полезным для своего чада.

Только женщина равнодушно относилась к запретам духовника, она принялась переходить из церкви в церковь, продолжая ежедневно причащаться. В конечном итоге духовное руководство отследило ее и запретило приступать к таинству.

Но героиню рассказа это не смутило, она решила, что может причащаться и дома. Господь давно дал ей право претворять хлеб и вино в свои тело и кровь. Женщина начала совершать “литургию” самостоятельно, причащаясь на дому.

Закончилось это печально: дама сошла с ума, ее забрали в соответствующее заведение.

Еще одна женщина, находящаяся в духовной прелести, требовала ежедневного причастия. Священник здраво отнесся к ее требованиям и задал вопрос: достойна ли дама приступать столь часто к таинству? Та, разумеется, была “достойна”, ибо “не имела грехов”, о чем и сообщила батюшке.

Как часто необходимо причащаться? Точный ответ на заданный вопрос может дать только священник, у которого исповедуется человек. Как быть тем, кто не имеет духовного наставника и приступает к таинству исповеди у разных батюшек?

Минимум, согласно которому необходимо причащаться, составляет 5 раз в год. В каждый пост по одному разу и в собственный день именин. Всего четыре длительных поста, соответственно столько же раз человек приступает к таинству причастия.

Кто-то причащается раз в месяц, иные – два раза. Есть люди, приступающие к причастию раз в неделю, но они являются прихожанами какого-либо храма, а не редкими его посетителями.

Как бороться с прелестью

Можно ли избавиться от духовной прелести самостоятельно? Нет, человек не в силах бороться к нечистыми духами без помощи Божьей. Необходимо прибегать к Спасителю и оружию, оставленному им для духовной борьбы.

  • Молитва и пост отгоняют род лукавый. Разумеется, что молитва должна быть трезвенной, под руководством опытного священника. Начнет неофит самостоятельно устанавливать себе молитвенные правила, класть многочисленные поклоны и вычитывать огромное количество акафистов, так еще больше впадет в состояние прелести. То же касается и поста, во всем должны быть мера и опытное руководство.
  • Посещение церковных служб, обязательное участие в таинствах исповеди и причастия, а Великим постом – соборования. Как часто причащаться, написано выше. Что касается исповеди, то совет может быть один – чем чаще, тем лучше для души.
  • Трезвенная жизнь, строгое наблюдение за собой. Все мы ленивы, склонны к расслаблению и праздности. Последняя является матерью всех пороков, ее необходимо избегать, находить себе занятие. Это не значит, что отдыха быть вовсе не должно, но заменять им труд нельзя.

О жалости к себе и унынии

Не жалейте себя – эти слова произносят многие священники, давая напутствие мирянину. Люди склонны заниматься тем, что жалеют себя, рассматривают свою жизнь с самой негативной точки зрения. Отсюда рождается уныние, человек ничего не хочет.

Какой там храм, исповедь и причастие? Христианин лежит на диване с потухшим взором, у него возникает апатия и равнодушие ко всему. Нечистые духи рады, кружатся вокруг страдальца и подсовывают ему грустные мысли.

Поддаваться унынию – последнее дело для христианина.

Заключение

О том, что такое признаки духовной прелести, в материале подробно описано. Чтобы избежать этого состояния, не стоит подвизаться без благословения духовного наставника. Силы наши маленькие, куда там до подвигов и борьбы с бесами. Поднимут, прихлопнут и мокрого пятна не оставят от гордого подвижника, если Господь им позволит.

Источник: https://labuda.blog/195835

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что значит жить духовной жизнью

Закрыть