Что такое протестантизм простыми словами

6 историй, объясняющих растущее влияние протестантов в Восточной Европе

Что такое протестантизм простыми словами

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к двери собора в немецком городе Виттенберге 95 тезисов. Эта дата считается днём начала Реформации, которая в последующие столетия изменит континент до неузнаваемости.

Раскол католической церкви положил начало кровопролитным войнам в Европе, но и дал миру новую протестантскую этику.

500 лет спустя протестантские течения продолжают расширять присутствие в постсоветских странах Восточной Европы, где их влияние заметно увеличилось после распада СССР.

Круглая дата выглядит в чем-то символично: проповедь монаха и богослова Мартина Лютера была направлена против косности церкви, ее вызывающего богатства и образа жизни, сращивания со светской властью.

Именно эти проблемы  —  симбиоз государства и руководства православных церквей, нарочитое богатство церковных иерархов  — сегодня на повестке дня в странах Восточной Европы, от России и Украины до Грузии и Молдовы. Протестанты пытаются предложить альтернативу «правящим церквям» и нередко это у них получается.

К 500-летию Реформации русскоязычная «Медиасеть», к которой присоединилась и «Новая газета», объединили усилия журналистов из пяти стран Восточной Европы, чтобы рассказать, как живут протестанты и как растет их влияние в регионе.

Беларусь: протестанты и рабочая этика

В 70-е советская власть запрещала ольшанцам работать на себя  — приходили коммунисты и разрушали парники. Поэтому мужчины вынуждены были ездить на «шабашку». Отец одного из самых известных фермеров  —  Ивана Гриба  —  27 раз ездил на стройки в Красноярский край. Теперь у него самые современные теплицы в Беларуси.

В Брестском районе Беларуси проживает община пятидесятников, которая построила известное во всей стране фермерское сообщество.

(Читайте историю: “Свадьба в парнике и без алкоголя. Как живут ольшанские фермеры-протестанты” от Еврорадио).

Отличная от традиционной для здешних мест рабочая этика помогла в создании одного из самых крупных овощных производств в стране. Фермер Иван Гриб начинал свое предприятие с одного парника огурцов и толком ничего не знал о том, как выращивать овощи. Теперь его хозяйство поставляет на рынок до 1000 тонн огурцов ежедневно.

Украина: протестанты и война

«После допроса меня подняли, поставили к стенке. Глаза завязаны. Ткнули в спину автомат, передернули затвор и со словами «сдохни» нажали на спусковой крючок»

Протестанты  —  одна из самых крупных и активных христианских общин Украины. За последние годы их число увеличилось почти в два раза. Война на Донбассе стала трагической главой в истории украинских протестантов, которые подверглись массовым гонениям со стороны поддерживаемых Россией сепаратистов.

(Читайте историю: «Вера во время войны. Как конфликт на Донбассе изменил протестантскую церковь» от «Громадского»).

Тысячи из них были вынуждены бежать из региона во время первой со времен Второй мировой войны религиозной зачистки. Тем не менее, протестантские общины оказывают помощь населению: посещают пожилых людей, помогают отстраивать разрушенные дома, привозят продукты. Словом, в чем-то берут на себя функции государства.

Россия: протестанты и мусульманский Кавказ

Православная религия не кажется молодежи «модной». Смешно звучит, но для исправления ситуации на Кавказе необходимо придать церкви «крутизну», произвести ее «ребрендинг»

На российском преимущественно мусульманском Северном Кавказе, куда протестантизм проник во второй половине XIX века, протестанты выигрывают борьбу за умы молодежи у неповоротливой Русской православной церкви.

(Читайте историю: «500 лет борьбы за души: протестанты выигрывают у РПЦ на Кавказе» от «Кавказского Узла»).

Как говорит эксперт, в отличие от протестантских и мусульманских проповедников, представители РПЦ «не ходят в народ» и не могут завоевать молодых: «Среди православных проповедников нет харизматичных молодых людей, которые зовут с собой в религию.

Православные священники отказываются от прямых контактов  —  к примеру, от прямой, но непринужденной беседы за чашкой чая».

Западные конфессии распространяются на Северном Кавказе несмотря на жесткое законодательство, ограничивающее миссионерскую деятельность в России.

Грузия: протестанты vs. православные

«Со стороны общества все еще налицо неприятие религиозных меньшинств, что представляет собой один из главных вызовов для страны. Например, в школах дети из семей баптистов часто подвергаются травле как со стороны учеников, так и учителей»

Грузинский обыватель и не задумывается о том, как часто представители религиозных меньшинств становятся предметом дискриминации. Она не всегда принимает такие прямолинейные формы, как травля учеников-баптистов в школе. Иногда дискриминация  —  это некорректно составленная статистика, по которой число протестантов получается сильно заниженным.

Вероятно, дальше всего православное сообщество Грузии расходится с протестантами в вопросе об отношении к западным ценностям.

(Читайте историю: «Как живут протестанты в Грузии» от Jam News).

Прихожанин грузинской православной церкви сильно удивится (если не ужаснется) словам епископа евангелистско-баптистской церкви: «У нас и вопрос так не стоял: могут ли женщины быть священнослужителями? Естественно, могут». 

Молдова: протестанты и светское государство

«Бог не создал нас, чтобы мы были бедными и несчастными»

Протестантская община Молдовы продолжает расти быстрыми темпами и уже сегодня она — вторая по размеру в стране.

На границах дунайских княжеств первые протестанты появились ещё при жизни Мартина Лютера. Два года (с 1561 по 1563) государем Молдавского княжества был протестант Иоан Якоб Гераклид.

Однако в 1563 году в ходе боярского восстания правитель был убит; протестанты из его окружения бежали из страны. Попытка проведения в Молдавии «Реформации сверху» оказалась безуспешной.

Тем не менее, к моменту провозглашения независимости Молдовы каждая четвертая церковь в стране уже была протестантской. Баптисты, адвентисты и пятидесятники  —  самые популярные протестантские течения в Молдове.

Но это религиозное движение, когда-то революционное, сегодня придерживается весьма консервативных взглядов на острые вопросы, волнующие современное общество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Святой спиридон тримифунтский в чем помогает где

(Читайте историю о жизни нескольких протестантских семей Молдовы от ZDG)

Над проектом в рамках русскоязычной «Медиасети» работали: Евгений Савватеев, Богдан Кинащук, Заза Абашидзе, Давид Пипиа, Дмитрий Авалиани, Дарья Сапранецкая, Маша Колесникова, Виталий Ругайн, Алена Чуркэ, Катерина Александр, Олег Краснов, Александра Кузнецова, Тимур Исаев, Максим Эристави, Диана Петриашвили, Евгения Снежкина, Наталия Маршалкович, Злата Понировская

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2017/11/02/74421-6-istoriy-ob-yasnyayuschih-rastuschee-vliyanie-protestantov-v-vostochnoy-evrope

Кто такие Протестанты?

Что такое протестантизм простыми словами

Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.

Во время коронации британский монарх присягает: «Я верный протестант». Учитывая разные идеи относительно протестантизма, и в связи с празднованием в 2017 году 500-летия протестантской Реформации, особенно важен вопрос «Кто такие протестанты?».

На этот вопрос будет дан ответ; исторически: где и когда возник термин «протестант»? Что это говорит нам о его значении? теологически: каковы основные доктрины протестантизма? и этически: каковы важнейшие аспекты нравственности и жизни протестантов? Наш ответ поможет вникнуть в саму суть идентичности протестантизма, поэтому мы не будем заниматься второстепенными или несущественными вопросами.

Итак, каково историческое происхождение слова «протестант»? В какой стране возник термин протестант ? Германия (не Британия). В каком городе? Шпейер, на юго-западе Германии. В каком веке? В щестнадцатом веке. В каком году? В 1529, через двенадцать лет после того, как Мартин Лютер прибил девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.

Остановимся здесь поподробнее. В 1529 году Имперский Сейм (или общее собрание) Священной Римской империи собрался в Шпейере . Римско-католическое большинство решило, что Мартин Лютер должен быть по праву под императорским запретом (то есть, он считался вне закона, так что любому было разрешено ограбить, ранить или убить его без каких-либо судебных последствий). Труды и учения Лютера были запрещены, Реформации было запрещено распространяться.

Однако шесть князей и четырнадцать имперских городов протестовали против этого решения:” мы должны следовать нашей совести, подчиняясь Слову Божьему! Проповедь Священного Писания не может быть запрещена!”

У этих протестантов был тот же дух, что и у Мартина Лютера, который объявил в 1521 году в городе Вормс, где проходил еще один Имперский Сейм, за восемь лет до Шпейера: «Опровергните меня доводами из Священного Писания или другими ясными и истинными аргументами (поскольку я не верю ни в Папу , ни в его советы, поскольку известно, что они часто ошибались и противоречат самим себе); я связан Писанием, моя совесть в плену у Слова Божьего.

Я не могу и не хочу отрекаться, ибо поступать против своей совести небезопасно и неблагоразумно. Да поможет мне Бог. Аминь ». В этом знаменитом заявлении вы заметите, что Лютер трижды ссылается на Слово Божье или Писание и дважды на свою совесть, поскольку его совесть связана со Словом.

Первые протестанты в 1529 году и Мартин Лютер имели тот же дух, что и «Петр и другие апостолы» в Деяниях 5:29, которые свидетельствовали: «Мы должны повиноваться Богу, а не людям». Все эти верующие в Иисуса Христа высказались за Божью истину перед враждебными властями, проявляя духовную храбрость с риском для жизни.

(2)

Важно отметить, что слово Протестант как первоначально, так и позднее имело две смыловых нагрузки. Одна в виде протеста против ложных доктрин Римск. Кат. Церкви и пр., а другая в виде свидетельства.

Это очевидно из самого значения слова Протестант – Protestant с точки зрения его латинской этимологии. Оно происходит либо от слов pro (за) + testari (свидетельствовать), либо от protestatio (опротестование – протест). Таким образом, слово ПРОТЕСТ (протестант) глубоко отображает конкретную позицию.

Так, протестанты в Сейме Шпейера в 1529 году провозгласили, что «они должны протестовать и публично засвидетельствовать перед Богом, что они не могут согласиться ни с чем, что противоречит его Слову».

У Протестантов 1529 года было послание двухстороннего характера, так же, как у Петра и Иоанна в Деяниях 4. С одной стороны, по отношению к враждебным религиозным властям они протестовали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (19). Но с другой стороны, свидетельствовали, что: «Мы не можем не говорить того, что мы видели и слышали» (20).

Короче говоря, протестанты – за правду и, следовательно, против лжи. Если сказать несколько иначе, мы против ошибок, потому что держимся за непогрешимое Слово Божье.

Но чему же учит Слово Божье: во что верят Протестанты? Одним из полезных документов протестантского богословия является «5Solas» ( Пять Тезисов); sola c латинского : «только» или «один».

Источник: https://cprc.co.uk/languages/russian_whatisprotestant/

Католики: чем отличаются от христиан

Что такое протестантизм простыми словами

Христианство – одна из мировых религий, которая является самой крупной как по численности последователей, так и по географии охвата. Последователи христианства есть в каждом государстве. Христианство можно разделить на 3 основных течения: католицизм, православие, а также протестантизм. В середине XI века произошел раскол христианства на католическую и православную церковь.

Основным вероисповеданием в странах СНГ является православие, поэтому люди мало знакомы с остальными религиозными течениями христианства и не всегда знают разницу между ними. Церковь в православии и католицизме имеет иерархическую структуру, свои внутренние законы, вероучение и богослужение. Каждая церковь обладает своими религиозными и культурными традициями присущими только ей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда русский народ принял христианство

Давайте рассмотрим основные отличия между католической и православной ветвями христианства. Самые кардинальные различия касаются самой структуры церкви и вопросов вероучения.

Структура

Папа Римский возглавляет католическую церковь и находится в городе Ватикане. Католическая вера выступает за целостность и единство, которые проявляются в общении и поддержке всех составных частей церкви в разных уголках мира. Католицизм объединяет более 1,25 миллиарда человек.

Православная же церковь не является единой и состоит из числа независимых автокефальных церквей, которые признают друг друга.

На данный момент среди них выделяют Диптих Московского патриархата (Иерусалимская, Русская, Грузинская и другие автокефальные церкви) и Диптих Константинопольского Патриархата. Православие исповедуют более 300 миллионов человек.

В вопросах вероучения

Главным отличием между вероисповеданием является трактование целостности церкви. Для православных христиан достаточно принадлежать к любой из пятнадцати  православных церквей. Разделяется на одну веру и таинства. Католики признают единого видимого главу – Папу Римского.

В католицизме верят в чистилище, в которое попадают души умерших перед раем. Для православного вероисповедания чистилище отсутствует. Однако существует некое промежуточное состояние, в котором душа находится после Страшного Суда.

Для православных верующих Богородица считается Матерью Божьей. Православные християне считают, что Богородица рождена в первородном грехе, но является святой. Однако католики считают, что Дева Мария была зачата вне греха, так называемое непорочное зачатие. Именно в этом есть ее святость для них.

Обряды

При исповедании одних и тех же таинств у католиков и православных христиан, подразумевается использование разных обрядов проведения.
Католицизм осуществляют крестное знамение тремя пальцами, слева направо, православные наоборот. Молятся католики на коленях, а исповедующие православие всегда стоят.

Существует разная практика для семейного положения духовенства. В католической церкви запрещается женитьба, а духовенство дает обет безбрачия. А для православных священников разрешается вступать в брак. Разное отношение к разводам у обеих ветвей христианской веры. Для католической веры разводы запрещены, а православная церковь разрешает разводы.

Календарь

Мы знаем, что празднование католического Рождества приходится на 25 декабря, а православное – 7 января. Также разница в датах празднования в тринадцать дней наблюдается и в праздновании остальных неподвижных праздников. Все дело в использовании разных “солнечных” календарей: юлианского и григорианского. Католики использует юлианский календарь, а Православие григорианский.

Даты подвижных праздников определяются по-другому. Например, разница празднования Пасхи может составлять от одной до нескольких недель. И католики, и православные совместно с солнечными юлианским и григорианским календарем используют “лунный”. А так как движение Солнца и Луны отличается, то дата Пасхи каждый раз разная.

Что есть общего?

На первый взгляд различная терминология некоторых церковных обрядов является отличительной чертой между вероисповеданиями. В католицизме – месса. И крестный ход, и процессия обозначают шествие, которое является частью богослужения. Католики и православные исповедуют христианство, в основе которого лежит вера в Иисуса Христа, и стремятся жить по Его заповедям. Библия является единственным Священным Писанием. Христиане во всем мире исповедуют веру в Иисуса Христа.

Источник: https://todayfin.ru/katoliki-chem-otlichayutsya-ot-hristian/

КОМенский в КОМиксе: педагог, путешественник, персонаж триллера | Radio Prague International

Катерина Айзпурвит

«Моя жизнь была полна приключений», – говорил сам Коменский. В Чехииего биографию знает каждый школьник. Будущий создательновой педагогики родился 1592 году в Моравии, учился в университетеГейдельберга, служил на родине учителем, стал священником Общинычешских братьев. Его первая супруга и двое маленьких сыновей умерли отчумы. Из-за гонений на протестантов ему пришлось эмигрировать впольский Лешно.

В 1623 году философ пишет «Лабиринт света и рай сердца», вкотором пытается осмыслить природу человека и общества. Его дом,рукописи и книги не раз погибали в военных пожарах. В Швеции и Венгриион занимался реформированиемшкольного образования, а в 1658 г. увидел свет его «Мир чувственных вещейвкартинках», ставший первым в истории учебником, снабженнымиллюстрациями.

Умер Ян Амос Коменский в 1670 году в Амстердаме на 79-м годужизни.

Выставка «KOMenský v KOMiksu». 31.1.2020–31.12.2020, вт.–вс., с 10:00 до 17:00. Музей Я.А.Коменского, Valdštejnská 161/20, Прага-1

Война, чума – дети любят страшные истории

Как все эти события передать в комиксе, адресованном, прежде всего,детям? Объясняет автор текста, популяризатор истории и писательницаКлара Смоликова: «При входе на выставку сделана так называемая»опасная зона»: первые три панели комиксов посвященыТридцатилетнейвойне, чуме и бедности.

Дети очень любят страшные истории! То есть мыговорим: «Зритель, посмотри, в какой эпохе мы находимся! Это былитяжелыевремена, а Коменский должен был со всем этим справляться». Егоценности ивзгляды невероятно интересны. Тогда обычным делом было, что в городе,где появлялась чума, зараженные дома закрывали, в них никто не заходил,людей изолировали.

Однако Коменский со своими братьями и сестрами поОбщине говорил: «Нет, мы должны помогать больным, чистить, убирать,утешать, относиться к ним как к людям, и мы сами должны оставатьсялюдьми». Так что у него было собственное отношение к войне, кбедности,к образованию, не характерное для той эпохи, и мы хотели выдвинуть этона первый план.

Эта фигура из комикса в характерной круглой шапочке вамэто разъясняет простыми словами».

Коменский писал по тридцать писем в день – столько сегодняотправляют СМС

автор текста, писательница Клара Смоликова, фото: Катерина Айзпурвит«Как правильно учить? Этот вопрос я задаю себе всю жизнь», – говоритКоменский с картинки.

Создатели комикса планируют по материаламвыставки не тольковыпустить книгу, но и сделать квест, в котором несгибаемый Ян Амосбудет помогать игрокам выбираться из охваченных войнами и эпидемиямигородов.

Клара Смоликова также напоминает, что Коменский современен во всехотношениях – например, он писал по тридцать писем вдень, что можно сравнить с количеством СМС и мейлов, который отправляетчеловек XXI века.

Коменский известен, прежде всего, как основатель современной научнойпедагогики, классно-урочной организации учебы. Однако этим егонаследие не исчерпывается – он был философ, священник,теолог-протестант, интересовавшийся пророчествами. Эти стороны нашлиотражение в комиксе?

«Из-за нашего социалистического прошлого Коменский воспринимается,восновном, как учитель. Однако его педагогическая работа – составнаячасть деятельности в качестве епископа, духовного лидера, человека,который выполняет определенную миссию, стремиться оказывать духовноевлияние на детей – потому что именно с них нужно начинать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто первый вошел в рай

Я знаю, чтомладшему поколению это не так интересно, поэтому этот аспект мынемного»прячем», однако все же уделяем ему достаточно большое внимание.Разумеется,это и великий педагог, поэтому мы доводим наш рассказ до сегодняшнейпремии «Золотой Амос», которой награждают лучшего учителя. Апосколькуя много работаю с детьми, то мы стараемся все визуализировать.

Например, мы говорим: «Коменский был в Лешно, был в Гронингене», адетине знают, где это. Комикс позволяет это показать: «Здесь это место!Посмотри, он доплыл на корабле так далеко!» И наш художник ЛукашФибрих все этонарисовал: какую одежду он носил, как выглядел его дом, книги, чем он ихписал, каким был печатный станок.

Так что я думаю, что это большой плюс,когда мы можем это показать в экспозиции и в форме комикса. Потому чторебенок спрашивает: «А как это выглядело?», но словами вы никогдане сможете все точно описать».

Философ с чувством юмора

художник Лукаш Фибрих, фото: Катерина АйзпурвитХудожник Лукаш Фибрих давно интересовался фигурой Коменского. Работенад рисунками для комикса он посвятил восемь месяцев. А как сам Учительнародов отнесся бы к тому, что его жизнь изобразили в видестилизованныхкартинок?

«Я лично считаю, что Коменский обладал чувством юмора, так что ему быэто понравилось, и он бы это одобрил. Мне понравилась идея нарисоватьКоменского для детей, поскольку его часто изображают эдаким сухарем, аздесь мы смогли представить его более живым, потому что это был оченьинтересный и живой человек. Думаю, он живой и в наши дни», –считаетЛукаш Фибрих.

«Подойди ближе!», фото: Катерина Айзпурвит

С соблюдением исторической точности

«Золотая гавань. Амстердам», фото: Катерина АйзпурвитКартинки, разумеется, адресованы современному зрителю, тем не менее,Коменский изображен на них отнюдь не в джинсах. «Конечно, мнепришлосьизучить все реалии той эпохи, я собрал много информации, просматривалпервые издания книг Коменского и пытался это переосмыслить иотразить», – объясняет художник.

Тяжелые моменты жизни философа – войну, чуму, смерть – Лукаш Фибрихпередавал более темными тонами. Однако в целом комикс оставляетвпечатление вереницы ярких рисунков.

«Я хотел бы обратить ваше внимание на панель «Амстердам», где уменябыла, казалось бы, простая задача – нарисовать карту города. Я решилпрорисовать почти каждое сооружение, которое тогда там было.

Домов там видимо-невидимо, так что я рисовал пять дней, потому чтопостоянно прибавились все новые здания, а потом добавлял кораблики,лодки, людей, так что в процессе работы это все росло и росло.

Это былоочень интересно, однако я не уверен, что возьмусь в будущем за нечтоподобное», – признается художник. Для работы Лукаш Фибрихиспользовал несколько карт Амстердама середины XVII века.

Путешествия по Моравии в юности, фото: Катерина АйзпурвитДетали занимали большое место в его работе – он боялся ошибиться визображении реалий. В этом художнику помогал специалист – РихардВласак,который в случае ошибки, в костюме или в любой другой детали,безжалостно возвращал рисунок для переделки, иногда и по пять раз, такчто комикс можно с полным правом считать исторически точным.«Это,конечно, стилизация, но она не противоречит духу эпохи», – уверенЛукаш Фибрих.

Два года в честь чешского философа

Выставка под патронажем Министерстваобразования проходит в старинном здании Национальногопедагогическогомузея и библиотеки им. Я. А. Коменского, которое находится в самомсердце пражского района Мала Страна.

директор Педагогического музея и библиотеки им. Я.А. Коменского Маркета Панкова, фото: Катерина АйзпурвитЭтот год ЮНЕСКО объявило годом памяти Я. А. Коменского, а в Чехииначинаютсямероприятия, которые в течение двух лет будут идти вобщенациональном масштабе: на 2020 год приходится 350 лет содня смерти, а на 2022-й – 430 лет со дня рождения чешскогофилософа-гуманиста.

О том, почему музей позвал в свои стены комикс, объясняет директорМаркета Панкова: «Поскольку в 2020 году начинаются общенациональныеторжества в честь Коменского, мы как Педагогический музей хотелипровести что-то уникальное, чего раньше никогда не было, поэтому решилипоказать его жизнь и труды под совершенно новым углом зрения.

Иэто прекрасно получилось. Экспозиция адресована, прежде всего,молодежи, но не только ей. Здесь показаны и юные года Яна Амоса, и егозрелость, когда были написаны главные труды, вплоть достарости.

Показана атмосфера эпохи, в которую он жил и творил, так чтоэто очень конструктивный и новаторский подход к преподаваниюбиографии и идей Коменского».

В течение двух лет выставки и конференции будут проходить по всейЧехии, в том числе, в Пражском Граде и в городе Угерски Брод, гдедействует музей Коменского, а также в Голландии, в Нардене, гденаходится гробница Учителя народов.

«Мы готовим электронный вариант выставки, чтобы разослать ее всемчешским школам за границей, что они, конечно, используют. Я уже могуточно сказать, что цифровая выставка о Коменском пройдет во Флоренции.С помощью Министерства иностранных дел нам удалось предложить нашуэкспозицию всем посольствам Чехии во всем мире. Однако это будет уже не»Коменский в комиксах», а «Обучение для всех –наследие Коменского»», – объясняет директор музея.

Выставки, рассказывающие о гениальном чешском философе и педагоге,запланированы и в России, куда тоже полетят электронные копии комиксаи другие материалы. В Санкт-Петербурге пройдет уже ставшаятрадиционной конференция, посвященная наследию Яна Амоса Коменского.

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/bogema/komenskij-v-komikse-pedagog-puteshestvennik-personazh-trillera

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь