Кто первый вошел в рай

«Разбойник первым вошёл в рай»: тюремный священник о вере и людях

В Кемеровской области в каждой колонии есть батюшка. В тюремных храмах на службы приходят сотни людей. Многие из них хотят измениться через веру, заслужить прощение. Некоторые крестятся именно здесь.

Отец Глеб Курлюта служит уже 10 лет в ИК-40. В её православную общину входит почти 200 человек. Перед Крещением священник рассказал «Газете Кемерова», чем исправительная колония похожа на монастырь, может ли вера изменить жизнь человека и почему осуждённые порой любят Бога больше, чем люди с воли. 

Когда лучше не знать

Как я выбрал тюремное служение? Да у нас особо не выбирают. Куда назначили — туда и пошёл. На всё Божий промысел. Колония никогда мне не казалась другим миром. Здесь находятся такие же люди, как мы с вами.

Я не знаю ни статей, ни причин, почему мои прихожане оказались в колонии. Это облегчает задачу, которая стоит перед батюшкой — помогать духовно. Исповедовать, причащать, поддерживать. А если много знаешь, то знание это умножает скорбь.

Всегда пытаешься как-то оправдать их, увидеть добрую сторону. У меня прадедушка в Минске служил, в кафедральном соборе. Так он всегда говорил: надо в каждом найти что-то хорошее, и с этим работать. У нас сегодня общество привыкло видеть плохое. Человек совершил грех. И всё, мы на этом грехе зациклились, штамп прилепили — вор, разбойник А ведь каждый из нас совершает против Бога ежедневно сотни грехов.  

Да и в молодости мне приходилось общаться с теми, кто только освободился. Я ведь всю жизнь при храме, вырос в семье священника. И я помню, что в рай первым вошёл разбойник, через покаяние. Поэтому сложностей в тюремном служении у меня не было.

От темницы до монастыря

Колонию можно сравнить с монастырём. Множество людей живёт вместе, все одного пола и от мира удалены. У каждого есть крыша над головой, пища, работа и время на молитву. Здесь важно себя найти и освободившееся время использовать разумно. Порой люди попадают в колонию и озлобляются, становятся жестокими и грубыми. А есть те, кто в этих же обстоятельствах приходит к Богу. И свою жизнь здесь обустраивает как монастырскую. Работает над собой, растёт духовно.

Но нельзя гарантировать, что верующий человек не попадёт в колонию снова. Вера от ошибок  не убережёт. У нас были старосты в храме при ИК-40, которые сейчас на более строгих режимах находятся (нынешний староста побывал в нескольких монастырях до колонии. Из-за проблем с алкоголем совершил преступление, хотя работал в церкви на свободе. — Примеч. ред.).

После заключения люди возвращаются в мир, где совсем другие условия. Надо постоянно думать, как выжить — что есть, где жить, во что одеться. На работу устроиться тяжело. Тут же объявляются старые друзья, и это как снежный ком К сожалению, человек не всегда выдерживает то, что на него сваливается на воле, и снова совершает ошибку.

Как крестят в колонии

К крещению в колонии готовятся полгода, а то и больше. Не как на свободе — прошёл две беседы и всё. У современного человека слишком мало времени. Он не успевает всё изучить. Мы идём навстречу в надежде, что они сами заинтересуются православием. Но только 0,01% людей, покрестившись, начинает изучать всё самостоятельно. Обычно как — покрестились и забыли, галочку поставили.

У осуждённых есть время. Это самое главное, чего на свободе не хватает. А ещё — есть книги и церковная община. Сейчас в ней порядка 200 человек, и она очень крепкая и живая. Люди друг другу помогают, делятся опытом. Это общество интересующихся и знающих.

Общины нужны и на воле. В наших храмах верующие живут разрозненно. У каждого своя работа, семья Мы в приходе в посёлке Металлоплощадка множество раз пытались после службы остаться на чай с прихожанами. Посидеть, поговорить. Но проходит пять-шесть встреч — и всё разваливается. Служба закончилась — все по делам разбежались.

Сильнее верят те, кто грешил

В колонии все совершили тяжёлые поступки. Но грехи быстрее приводят к Богу, если человек по-настоящему раскаивается. Кому Господь много прощает, тот его больше и любит.

Иногда человек каждый день осуждает, обманывает, а потом себя оправдывает: все так делают. Ему комфортно живётся, всё у него хорошо. Бывает, придёт на исповедь: «Батюшка, у меня грехов нет». Вот это самое страшное. Я отвечаю в таких случаях: «Чего тогда пришёл? Тебе надо вместо иконостаса встать» Поговоришь с ним, и слышишь уже другое: «Ох, а я даже не знал, что это грех».

Единственный грех Бог не может простить — самоубийство. После него уже нельзя покаяться. За все остальные грехи человек может вымолить прощение. И свою жизнь не здесь, но на том свете, облегчить как-то, исправить.

Как покаяться? Делом. У нас религиозная жизнь свелась к тому, что мы свечки ставим. Это не так. Надо и больницы посещать, и темницы, и собой в чём-то жертвовать, своим временем. Двери открыты — можно стать волонтёром. Мы ведём в приходах работу, чтобы не одни сестры милосердия в хосписы и стационары ходили, но и другие люди принимали в этом участие.

Зачем нужны посты и службы

Говорят, что Бог там, где живётся труднее всего. Например, в колонии, в хосписе, в онкологии Но я так не думаю — он повсюду, где его ищут. А в местах заключения его ищут многие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем притча отличается от басни

Человека можно привести к вере. Но для этого нужны дела. Как ребёнок учится писать? Сначала он выводит крючки, хотя готов уже составлять целые слова. Также и в духовной жизни. У нас есть посты, богослужения, правила церковные. Чтобы к богу придти, нужно их соблюдать.

Механически, заставляя себя, но ежедневно. Ходить на службу в воскресенье, отказываться от мяса и молока в пост. И потом вы получите плоды — лет через пять или десять. Станет ясно, зачем всё это. Но здесь принуждать нельзя — всё зависит от желания человека. В колонии также: в храм приходят те, кто этого хочет.

Кто поможет на свободе

В ИК-40 собраны люди со всей страны. Многие приехали из Москвы — там колоний нет. Поэтому мне трудно отследить судьбу моих прихожан. Они уезжают, мы больше не видимся, если они этого не захотят сами. Были случаи, когда ребята после освобождения приходили в мой приход в посёлке Металлоплощадка. Им некуда было идти. Поэтому месяц после освобождения они жили при храме, помогали в его делах.

У нас в православной церкви так построена реабилитация — нет какого-то единого центра, но есть храмы. После освобождения человек едет к себе на родину. И наша задача, чтобы там он обязательно пришёл к священнику. Если у него есть вопросы, проблемы, ему обязательно помогут.

Заключённых поддерживают прихожане нашего храма. Раз в год на Пасху они передают ребятам угощение — яйца, куличи, сладости. Нельзя забывать, что праздник должен быть не только у нас с вами дома.

Когда мне приходят письма с просьбой об общении или помощи, я оставляю их в специальном конверте в нашем приходе. Любой может это послание взять и поддержать человека добрым словом или прислать ему тёплые вещи. Иногда мы черствеем, когда у нас всё хорошо. А общение с осуждёнными трезвит, люди оживают и думают уже не только о себе. Это в наше время очень важно.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала ГУ ФСИН Кемеровской области

Источник: https://gazeta.a42.ru/lenta/articles/20771-razboinik-pervym-voshyol-v-rai-tyuremnyi-svyashennik-o-vere

Благоразумный разбойник

Благоразу́мный разбо́йник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя), раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.

Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки (Лк.23:39-43).

В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа, назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.

Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист).  Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.

В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.

Священник Афанасий Гумеров:
В душе разбойника произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры.

Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях.

Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).

Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.

Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители, имея намерение поживиться. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном; возможная нажива разбойников была невелика.

Один из них уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее, чем это дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ветхий завет

Этим грабителем был Рах.

Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди.

Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика.

Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь.

Описание Ее земной жизни и чудотворных икон). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.

Благоразумный разбойник в церковной гимнографии

Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона («Блаженны») Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

***

Свидетельствует ли спасение Христом одного из разбойников о том, спасение не требует усилий и покаяние вполне доступно перед самой смертью тела?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким): 
История благоразумного разбойника отвращает от нас отчаяние, дарует надежду на прощение Божие в самых тяжких наших грехах, в самых глубоких наших падениях. Но это же священное повествование мы в гордыне и лукавстве своем порою превращаем для себя в источник соблазна.

«Поживем в свое удовольствие, пока Бог грехи терпит», – говорим мы себе, откладывая спасительное покаяние на старость или даже на смертный час, лукаво кивая на пример благоразумного разбойника.

Коварная, внушенная сатаной мысль! Безумная попытка солгать перед Всевидящим Господом! Кто из нас способен на подвиг покаяния, веры и любви, подобный явленному на кресте помилованным разбойником? И если мы оказываемся не способными к покаянию в расцвете сил и разума, то как станет возможно для нас это свершение в заскорузлой старости или среди предсмертных ужасов? «Надобно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего – мертвое.

Можно с таким покаянием и в ад пойти. Остановись, несчастный! Не все будет для тебя долготерпение Божие», – говорит святитель Тихон Задонский.
«Если Господь простил разбойника, то неужели не простит нас, которые никого не грабили и не убивали?» – такими мыслями мы тоже самоублажаемся, не желая замечать собственных преступлений.

А ведь все мы разбойничаем на больших дорогах жизни – если не тела, то души ближних своих грабим и умерщвляем, и это еще страшнее, чем просто разбой. Вспомним, сколько ядовитых соблазнов сеем мы постоянно на своем пути, как умножается в мире зло от грешных дел и слов наших, – а где покаяние? Сознание своих грехов для благоразумного разбойника было более крестной пытки – а мы и слезинки не уроним из сухих глаз и вздоха не выжмем из окаменевших сердец.

А, по слову преподобного Марка Подвижника, «никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но не кающемуся и Он не прощает».Величественная и страшная картина Голгофы есть образ всего человечества. Справа от Вселюбящего распят благоразумный разбойник – кающийся, верящий, любящий, ожидающий Царствия Небесного. Слева от Правосудного казнится безумный разбойник – нераскаянный, хулящий, ненавидящий, обреченный адской бездне.

Среди людей нет ни одного безгрешного, все мы несем разбойничьи кресты – но каждый выбирает, будет ли это спасительный крест покаяния или погибельный крест противления любви Господней.

Стяжавший святость подвигом покаяния благоразумный разбойник ныне сопровождает нас к Чаше Святого Причастия, это его спасительные слова произносим мы перед приобщением Страшных и Животворящих Тайн Христовых. Да дарует нам Господь не с лукавым сердцем, а в смирении раскаявшихся грешников вкушать Святыню Его, повторяя: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». 

См. также: Исключительный случай как универсальный аргумент К. Борисов

***

О крещении благоразумного разбойника

«разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Творения, т. 4, с. 434).

«в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.

3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем нужна религия человеку

19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно.

Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22,24)» (свт.Иоанн Златоуст, Полное собрание творений в 12-ти тт, ,т.8, с.694-695).

«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, том январь, кн.1-я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224 ).

«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел – в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).

Источник: https://azbyka.ru/blagorazumnyj-razbojnik

О благоразумном разбойнике рахетекст

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-301-0072

Христианское богословие единодушно утверждает, что первым с Господом вошел в рай благоразумный разбойник по имени Рах. Евангелие рассказывает, что вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. Распятый по левую руку Господа хулил Спасителя и повторял фарисейское: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Распятый же по правую руку укорял своего товарища, говоря: мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И после признания собственной вины этот разбойник обратился к Спасителю со словами, которые все верующие христиане повторяют и будут повторять до самого славного Второго пришествия своего Владыки: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Надежда подобного исповедания веры заключается в ответе Иисуса Христа благоразумному разбойнику: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 39–43).

Отчего один из распятых со Христом разбойников познал во Христе Бога, а другой похулил[1]

Спрашиваю я тебя: как узнал благоразумный разбойник Христа на кресте, что Он истинный Бог?.. Какой свет (просветил его, что) он познал Божество Христово на кресте и осудил другого разбойника, чтобы он замолк и не хулил?..

Он (был) разбойник, и другой разбойник; чего же ради было одному исповедать Божество Христово, а другому хулить Его?.. – Выслушай, как соделалось то, что один разбойник исповедал Христа и Божество Его на кресте, а другой похулил.

Разбойник тот (первый) был млеко-вскормлением[2] Пресвятой, другой же произошел от семени Иуды Искариотского, говорим – предателя.

Когда смутился Ирод из-за Иисуса, быв поруган волхвами, Ангел повелел (Иосифу), дабы удалился оттуда; удалились Иосиф и Богоматерь с Младенцем, отправились в путь (см. Мф.

2, 13–14); пришли в селение, называемое по-еллински Фексанион (Странноявленное); настигло их время вечернее, вошли они в селение, пришли в один дом и там заночевали. Приняли их с таким радушием, (хотя и) не знали, кто они такие.

Такое страннолюбие проявил не один только тот дом, но и все селение слыло страннолюбивым, почему и прозвалось Фексанион по-еллински.

В доме том, где они почили, им по обычаю стали готовить трапезу; когда со стольким радушием ее приготовляли, младенец дома был оставлен и, как свойственно детям, страшно кричал и жалостно плакал.

Видит Пресвятая, что младенец плачет, взяла его на руки, чтобы он успокоился и, открыв пречистую Свою грудь, млеконапитала его, как обычно младенцев После же ночлега, когда рассвело, отправились они в путь и пришли туда, куда повелел Ангел.

Младенец со временем вскормился; потом стал зрелым человеком; как человек, победился соблазнами, хотя и был от части Давида (то есть как бы от семени Давида, ибо вкусил молока Божией Maтepи), – стал разбойничать вместе с семенем Иуды

Они были схвачены властью царской и представлены на судилище в тот час, когда книжники и фарисеи осудили Господа нашего Иисуса Христа; было постановлено решение распять Христа посреди двух разбойников, что и сотворили; и распят был Господь наш Иисус Христос, – «яко овча на заколение» – между двумя разбойниками (см. Ис. 53, 7; Иер. 12, 3; Деян. 8, 32).

1. Печатается по: Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Пер. с греч. рукоп. – Келлия Благовещенская старца Парфения на Афоне, 1912.

2. Предание, сообщаемое здесь преподобным Нилом, прекрасно уясняет ту истину, что зачатки добра, рано или поздно, пробудятся и дадут о себе знать в человеке, хотя бы человеку и пришлось терпеть падения.

Источник: https://www.litres.ru/nikolay-posadskiy/o-blagorazumnom-razboynike-rahe/chitat-onlayn/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]