Что значит быть православным человеком?
Данная статья посвящена благодатной христианской теме. Как ребенку понять, что значит быть православным человеком? Это, с одной стороны, очень трудный вопрос, а с другой — объяснить все можно только примерами из жизни. Одних книг и занятий будет недостаточно. Как школьнику привить любовь к Богу, ближнему? Об этом будет рассказано ниже.
Взрослые — это пример для детей
Ребенок рождается без грехов. Ведь не может новорожденный кого-то оскорбить, обидеть и ненавидеть. С трехлетнего возраста, когда малыш уже начинает обращать внимание на окружающий мир, знакомиться с ним, его мировоззрение формируется согласно тому, что есть здесь и сейчас.
После 3-5 лет ребенок начинает познавать и хорошее, и плохое. Нередко дети начинают драться в песочнице, обзываться плохими словами. Откуда это берется? Даже если у одного ребенка семья дружная, но у другого мать и отец постоянно скандалят, то последний может уже сейчас копировать поведение родителей и передать негатив своим друзьям по песочнице. Так и развивается цепочка.
Начиная с 7 лет ребенок должен уметь отличать хорошие поступки от плохих. Что значит быть православным человеком? Ответы на этот вопрос кроются как раз в поступках, действиях любого человека.
Доброе сердце и хорошие поступки
Православный христианин часто приходит к священнику в храм, чтобы покаяться в грехах. Каких именно? Во всех. Под грехами подразумеваются не только плохие поступки (ударил, убил, украл), но и душевное состояние (ненависть, злоба, раздражение, зависть).
Родители должны сами быть добрыми, ласковыми и заботливыми людьми. Разве это по-христиански, когда мать кричит на ребенка, лупит, а тот ревет на весь район целый час? Нет, конечно. Если ребенок шалил, то родители должны поступать мудро, наказывать осторожно и без скандалов.
Нередко дети наследуют характер и привычки родителей.
Ребенок с семилетнего возраста допускается к исповеди. Что значит быть православным человеком в данном случае? Любить Господа Бога и всех людей, животных, птиц. Ведь любовь проявляется не только в заботе, но и в сострадании, помощи, утешении.
Апостол Павел в свое время объяснил, что такое христианская любовь, в чем она выражается. А именно: любовь не может завидовать, требовать, подстраивать под себя, ненавидеть, превозноситься над кем-то, радоваться печалям ближнего или расстраиваться, когда тот счастлив. Ещё много слов святой апостол сказал на эту тему.
Как написать сочинение
Не в каждой школе учителя затрагивают тему православия. Особенно сложно воспринять это тому ребенку, который вырос в атеистической семье или который воспитан иноверцами, в том числе и старообрядцами. Как в таком случае осторожно объяснить детям, что значит быть православным человеком? Ответ для 4 класса, где дети ещё мало понимают не только в духовной жизни, но и в повседневной, можно дать только действиями.
Каким образом? Научить их относиться друг к другу с уважением. Практически в любом классе случаются шалости, ссоры, обиды. Важно научить детей уважать друг друга. Кто в классе постоянно кого-то обижает? Пусть обидчик поймет, что нельзя так поступать. Ему надо объяснить, что такое душевная боль. Обиженному стоит посоветовать не поддаваться, сразу простить, забыть и помириться.
Ведь зло имеет свойство распаляться, обжигать очень больно.
Небольшое сочинение «Что значит быть православным человеком?» поможет детям развить чувство осмысления. Что это значит? Далеко не каждый взрослый человек понимает, зачем он живет. Пора задуматься над тем, какой должна быть жизнь, чтобы прожить ее с пользой.
Случается, что пожилой человек перед смертью признается в том, что умирать не хочется и страшно, потому что мало хорошего сделал, перед Богом не каялся, да и вообще о Нем не думал никогда. Чувствует душа умирающего, что именно к Господу на суд пойдет она.
Пусть дети с раннего возраста учатся любить Бога и своих родных, друзей и даже врагов. Ведь Иисус Христос любил и любит абсолютно всех, даже тех, кто его убил.
Важность посещения храма
Взрослые люди не всегда задумываются, зачем посещают храм. Разве лишь потому, что так надо? Это неправильное мышление. На просторах интернета есть забавная карикатура: слева и справа нарисован храм, справа — надпись «в храм» — и стоят сотни людей, слева написано «к Богу» — и стоит всего человек пять. О чем это говорит? Сотня людей идут в храм, просто чтобы свечки поставить, записки написать, поболтать. А та небольшая часть людей приходит в храм помолиться Богу.
Детей нужно приучать к общению с Господом, молиться. В этом поможет предварительная подготовка. Например, детская Библия и жития святых. Они прекрасно рассказывают о том, что значит быть православным человеком. Для детей все должно стать интересным, иначе толку не будет.
Послушание
Для христианина важно находиться в послушании кому-то. Невозможно плыть по течению без руководства свыше. Маленький ребенок должен слушаться родителей, воспитателей. Если этого не будет, то он будет в опасности. В опасности находится и душа православного человека, если он возьмется самостоятельно руководить собой в жизни. Чтобы этого не произошло, нужно иметь духовного наставника в лице приходского священника или старца, например.
Детям важно слушаться не только родных, но и батюшку в церкви. Что значит быть православным человеком во время послушания? Например, священник на исповеди скажет ребенку, чтобы он перестал обижать одноклассницу, потому что это плохо, Богу не нравится его поступок. Это и есть послушание от духовника. Родители могут то же самое сказать. И это будет послушанием. Но почему нельзя обижать одноклассницу с духовной точки зрения, может объяснить батюшка.
В очередной раз можно напомнить о важности изложения своих мыслей, идей. Что значит быть православным человеком? Сочинение-рассуждение на подобную тему дети пусть напишут именно о доброте сердечной и любви к Богу.
Жития святых
Прекрасным примером христианской жизни станут жития. Что это? Если быть кратким, то это биография святого человека. Но такое произведение пишется не как простая информация, а как учебник жизни для православных христиан, которые хотят научиться жить по-настоящему. Святой человек в жизни угодил Богу, служил Ему.
Об этом рассказывает автор, приводит примеры его подвигов, хороших поступков и, конечно же, рассказывает о чудесах. Современнику важно знать, что значит быть православным человеком. Краткое содержание житий святых поможет разобраться.
Не нужно углубляться в аскетические учения, чтобы понять, что такое любовь к Богу и ближнему.
И дети, и взрослые, если захотят, могут стать христианами. Важно помнить, что любовь начинается с малого. Окружающий мир нуждается в хороших людях. О том, что значит быть православным, расскажет Святая Церковь, научит этому через Евангелие, жития святых.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1342194644576372782/chto-znachit-byt-pravoslavnym-chelovekom/
Что дает мне Православие?
Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от []
Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от однополых браков и прочих извращений, заканчивая пережитками язычества в сознании большинства наших современников.
Священник Александр Ермолин
Да, об этих пережитках я сам пишу много. Это и завешивание зеркал, когда в доме покойник, и вера в сны, приметы, гороскопы. В общем, всё то переплетение христианства и язычества, с которым постоянно сталкиваюсь как священник.
Но ведь православие не только «против», как думают многие антиклерикалы, кричащие, что «Церковь нам запрещает жить в том грехе, в котором мы хотим». Православие еще и «за»! Православие – это огромный духовный и культурный пласт, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, огромный мир.
Поэтому сегодня мы поговорим о другой стороне вопроса – что дает мне православие?
Православный – кто это?
Давайте определимся, кто такой православный. По данным социологических опросов, абсолютное большинство россиян исповедуют православное христианство. Правда, когда опросы идут несколько «вглубь» и учитывают частоту участия в церковных таинствах, чтение Священного Писания и многие другие проявления религиозности, то цифры резко падают.
Так что же значит быть православным? Быть православным – значит реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) – эти слова апостола Иакова по праву могут быть обращены к абсолютному большинству людей, называющих себя православными в социологических опросах.
Что такое быть православным? Быть православным – это значит жить духовной жизнью, это значит жить во Христе, значит реализовывать свою веру делами.
Православие – это путь
История из жизни. Великий пост. На собеседование перед Крещением приходит взрослый человек и говорит, что хочет сам креститься. Задаю ему простой вопрос: «Если я Вас крещу, будете ли Вы соблюдать Великий пост?» Зачастую возникает неловкая пауза. Человек с удивлением узнает, что на Крещении духовная жизнь начинается, а не заканчивается.
Бывает и другая ситуация. Приходит взрослый человек в состоянии кризиса. Скорее даже жизненного, а не духовного. Бросил муж или ушла жена, долго нет работы или что-то подобное. В общем, дела житейские. Поговорили с ним, попытался поддержать. Зачастую бывает так, что человек прошел непростой путь: по дороге в храм побывал у экстрасенсов, всякого рода парапсихологов и наконец-то пришел к священнику.
– Что мне делать? – спрашивает. И ведь понимаешь, что человек хочет от тебя универсальный рецепт, как получить счастье!
Обычно советуешь этому человеку в первую очередь начать регулярно исповедоваться, причащаться, читать утренние и вечерние молитвы, поститься. А дальше – Господь Сам его направит. И тут есть очень важный момент: это не универсальное решение проблемы, а правильный путь.
«С Господом более трудный путь покажется легким»
Принципиальная разница между священником и каким-нибудь «ясновидящим» заключается в том, что священник указывает на непростой, но правильный путь. «Ясновидящий» предлагает набор действий, которые нужно совершить, чтобы «все стало хорошо».
– Живи духовной жизнью, причащайся, будь с Богом, – скажет Вам священник.
– Прочитай ночью молитву на перепутье трех дорог, съешь клевер и запей это водой из колодца, и будет тебе счастье, – скажет современный экстрасенс.
Итоги этих путей будут совершенно разными. Если пойти по сложному первому пути, то в его конце будет Сам Господь, и трудный путь покажется легким. «Легкий» же путь покажется на самом деле самым тяжелым, так как принесет лишь временное облегчение.
Обычно стараюсь объяснить этим людям, что православие предлагает не решение проблемы – возвращение мужа или жены или новую работу. Быть может, не получится восстановить семью или найти хорошую работу. Но может случиться самое главное – путем этих испытаний Вы обретете Христа.
В этом и заключается принципиальное отличие временного и вечного решения проблемы.
«Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет», – написал в своих «Дневниках» протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, православие не пытается решить какую-то сиюминутную проблему, пусть она даже будет очень и очень важной. Православие предлагает Вам глобальное изменение Вашей жизни.
Бог хранит нас в бурях, а не от бурь
Православие – это тяжелый путь. Это дорога, идя по которой, Вы столкнетесь с самыми разными искушениями и проблемами. И еще одно сравнение. Не бесспорное, конечно. Представьте, что Вы стали заниматься спортом. Никогда этого не делали и вдруг решили серьезно заняться своим здоровьем. Какая будет первая реакция организма? Боль. Мышцы, привыкшие к покою, станут жутко болеть.
Так и с духовной жизнью. Если Вы никогда не молились, не постились и вдруг начали, то Вы встретитесь с сопротивлением. С сопротивлением привычки и склонности к греху, с сопротивлением бесовских сил, которые с ужасом увидели, как добыча начала уходить из их цепких лап. Столкнетесь с самыми разными трудностями на жизненном пути. Но в этом и суть православия.
Есть такой принцип: «Бог хранит нас в бурях, а не от бурь».
Это тоже важное отличие православного понимания «решения проблемы» и «легкого пути». Современный человек хочет, чтобы при соблюдении каких-то простых условий «все было хорошо». Поставил свечку – и ждет счастья. Наверное, поэтому в нашем мире так популярна эзотерика самых разных мастей и калибров. Ведь она предлагает «простые» пути решения проблемы. Клади монетку под денежную жабу – будут деньги. Носи «глаз Фатимы» – не будет сглаза.
А православие нигде не говорит, что все будет легко и просто. Вспомним Евангелие. Господь называл своих учеников «светом миру» (Мф. 5, 14), но вместе с тем предупреждал их: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).
Поэтому надо понимать: легко не будет. Но будет правильно. И напомню еще одни слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Вечная радость
Так все же: что дает мне православие? Православие – это радость жизни во Христе. Это та особая радость, которую сложно рационально описать. Да, православные такие: они молятся, большую часть года постятся, им многое нельзя, но у них есть самое главное – радость духовной жизни во Христе. Та радость, которую невозможно логически объяснить.
Источник: https://pravoslavie.fm/articles/chto-daet-mne-pravoslavie/
Неужели мы оказались в Церкви «по прописке»?
Архимандрит Андрей (Конанос)
Родиться в православной стране, быть крещенным в младенчестве и выучить наизусть Символ веры – значит ли это быть православным? Сумеет ли православный убедить окружающих в истинности своего пути? И как сделать это лучше всего? Над этими вопросами размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Первый дар Бога на земле
Однажды ко мне на урок Закона Божия в старшем классе пришел с проверкой коллега из министерства. Он сказал мне:
– Попроси ребят написать и перевести на современный греческий «Отче наш». Не вызывай их, не ставь оценок – просто посмотри, как они справятся.
Сначала я думал, что проверка займет совсем немного времени. Но на деле вышло иначе: пришлось долго сидеть с красной ручкой над работами учеников – ошибок было много, очень много, и орфографических, и в переводе. Так что благодаря «заданию» из министерства я узнал, какой уровень знаний у моих учеников.
Что хочется сказать по этому поводу?
Мы с вами ходим в Церковь, читаем молитвы, поем «Верую», но можем ли объяснить другим людям, что означает наша вера? Объяснить, что такое Православие? Мы не знаем, во что верим; не понимаем, что читаем. И не нужно здесь считать себя лучше остальных.
Да, есть те, кто знает древнегреческий, или разбирается в догматическом богословии, или читает святых отцов, – но сколько таких? А большинство из нас – знают, во что верят? Знают, что такое православие? Кто такой православный человек?
Как я услышал однажды:
– Конечно, я православный, а какой же еще? Ведь я – грек! Родился в Греции, меня крестили Я православный!
Но разве этого достаточно? Нет. Недостаточно называться православным потому, что ты родился в Греции. Ты не выбирал, где родиться. Это тебе дар от Бога, первый Его дар здесь, на земле. Бог облагодетельствовал тебя – и в этом нет никакой твоей заслуги.
Ты тогда даже понять ничего не мог, не мог сам ничего сделать для того, чтобы стать православным христианином. Православным тебя сделала Церковь, когда ты принял таинство Крещения. А затем путь к Православию только начинается, и сопровождаться он будет постоянной борьбой. Православие личное, опытное православие нужно завоевать.
Потому что данное при рождении – это дар Бога. Здесь нет ни твоего желания, ни заслуги. И ты не понимаешь, что получаешь.
Мы идем в церковь, как в музей
А Бог говорит тебе: «Вот, у тебя есть девяносто лет (к примеру), чтобы стать по-настоящему православным человеком». Как говорят святые отцы – приобрести веру опытным путем.
Так что одно дело – говорить: «Я знаю догматы». А другое – по-настоящему знать, осознавать, понимать, во что веришь. Мало просто повторять «Верую во Единого Бога Отца» – хотя и это редко кто может прочитать без ошибок, а уж тем более – наизусть, да еще и с переводом. Проблема в том, что мы на опыте не знаем всего этого.
Ведь когда святые отцы создавали Символ веры, они не собрались в один прекрасный день за письменным столом со словами: «А давайте подумаем, что сказать о Боге! Давайте скажем вот это, это и это!» Нет. Они жили верой в Бога, жили тем, о чем говорится в Символе веры. Верить в Бога означало для них жить Им, чувствовать Его. Вот Он – Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли.
Святые отцы чувствовали Бога, видели Его – Отца, Сына и Святого Духа. Для них Бог был не теорией, а явью. Видя, чувствуя Его, они просто записали, зафиксировали свое ощущение, которое дошло до нас в виде Символа веры. Вот что такое догматическое сознание. Говоря: «Верую в Господа Иисуса Христа», – эти люди видели Христа своим Господом, Богом, своим Избавителем.
Они видели, как Он пришел на землю, как распялся за весь род человеческий, как воскрес. Для них это было опытным знанием.
А у нас все формально. Мы приходим в церковь, будто в музей. Вот сейчас надо так повернуться, сейчас – это сказать, то сделать Система работает, и ладно, главное – повторять, тогда ты православный христианин. Христианин ли?
Как-то один иностранец – не грек и не православный – побывал на Афоне и посетил монастырское богослужение. И вот по окончании бдения его спросили:
– Ну, как тебе?
И иностранец ответил:
– Я увидел, что здесь истина и что люди, живущие тут, хранят и соблюдают ее. Но по их лицам этого не видно.
Иными словами, на лицах у монахов не отражалась сила слов, которые они произносили.
Можете представить, как царь Давид пел свои псалмы? Как он произносил эти слова: «Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой» (Пс.17:3)? Они лились у него из самого сердца. Он верил в это, жил этим – потому и пел так.
И Церковь передает нам его слова. Мы читаем их, но не живем ими. Говорим красивые фразы, замечательные предложения, прекрасные истины – все это и правда звучит потрясающе, но мы этим не живем. Называем себя православными, но не наслаждаемся силой звучания псалмов.
По чему это заметно? Да все по той же тревоге, которая не покидает нас; по тому, как возвращаемся из храма с беспокойным сердцем – вместо того, чтобы лететь на крыльях радости, позабыв обо всех проблемах. По тому, как продолжаем роптать и жаловаться – на жену, детей, соседей. По всему этому видно, что мы ничего не понимаем так, как надо.
Опыт и «прописка»
Православие – это то, к чему нас призвал Господь. Он призвал нас прожить жизнь христианина, призвал в Церковь. И мы – в Церкви, но не опытно, а так, «по прописке».
Большинство из нас называют себя православными, но недостаточно указать свою религиозную принадлежность в анкете. Нужно жить Православием.
Подумайте, сколько раз вы слышали в церкви слова: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!» А я – я сколько раз произносил эти слова вслух Вверить себя и своих ближних Богу!
Когда святой Иоанн Златоуст писал эти слова, они шли у него из самого сердца, он жил ими – и в одиночестве, претерпевая гонения и мучения, повторял: «Господи, я вверяю Тебе все. Себя, свои трудности – все вверяю Христу Богу». Он говорил это, и сердце его обретало покой. Говорил и верил.
А я повторяю эти слова и почти сразу же вновь смущаюсь, тревожусь, тону в своих проблемах – называя себя православным. Да, я отслужил прекрасную Литургию, но мои чувства – разве они прекрасны? Прикоснулся ли я сам к тому, что произносил на Литургии? Обладаю ли теперь этим? А вы?
Бывает, я задумываюсь, насколько я православный. По факту – да. Я крещен в православной Церкви, хотя крестил меня в Германии африканский миссионер. Иногда я пересматриваю фотографии со своего крещения – это удивительно: черные руки держат над купелью беленького младенца. И все это в Германии, и священник – православный африканец.
Да, меня крестили по всем канонам в Православной Церкви, но православный ли я? Сказать: «Я православный» – значит взять на себя большую ответственность. Тут дело не в словах. И уж тем более не в том, чтобы хвалиться своим православием, осуждая тех, кто не православный. Называя себя настоящим христианином, ты готов взять на себя большую ответственность, готов к великому смирению, готов откликнуться всем сердцем на любовь Божию.
Ведь что такое Православие? Это ответ человека на призыв Бога. Бог пришел на землю, дал нам Свою истину, открылся нам, воссияв истинным светом, и мы – люди, Церковь – отвечаем Ему своей верой, православной верой. Так что православие – это принятие человеком приглашения от Бога. Именно так мы отвечаем Ему – православной верой.
Истина не кричит
Наслаждаюсь тем, во что верую? Впрочем, все это – теоретические рассуждения. А давайте я сейчас приведу простой пример из жизни.
Допустим, ты садишься в такси, водитель которого – протестант. Или римокатолик, или иеговист, или адвентист, или пятидесятник – неважно. Или, к примеру, на улице тебя останавливает мормон, а может быть, кришнаит. И этот человек предлагает:
– Давай поговорим?
Что ты ответишь?
– Нет-нет, я православный, мне не о чем с тобой разговаривать!
Хорошо, можешь не разговаривать, но поговорить рано или поздно все равно придется. Мы живем в эпоху свободы слова. И на работе тебе могут задать вопрос:
– Ты православный? Почему?
А когда в ответ ты спросишь, кто по вероисповеданию твой коллега, он скажет:
– Я – иеговист, – и вежливо улыбнется.
– Почему же ты стал иеговистом?
И человек начнет последовательно объяснять тебе свою веру, обвиняя попутно Церковь во всех грехах – в том числе в обожествлении людей и идолопоклонстве. Ну и прибавит еще, что Бог – никакая не Троица, Дева Мария – не Богородица и т.д и т.п.
А ты, православный (ведь православный же?), слушаешь все это и не знаешь, как быть: или прекратить беседу («Знаешь, не хочу с тобой разговаривать. Ты еретик! Убирайся-ка подобру-поздорову») – и этот вариант явно не самый лучший.
Или же вступить в диалог и наговорить таких небылиц, что другой коллега, проходя мимо вас и услышав твои доводы, просто вмешается в спор и попытается объяснить все иначе. А возможно, ты так и останешься стоять перед этим иеговистом с открытым ртом, думая: «Что я могу ему ответить? Он столько знает!»
Вот именно – столько знает. Очень часто оказывается, что иеговисты, протестанты, пятидесятники и прочие знают свою веру гораздо лучше нас, православных. Да, они в прелести, они еретики, заблудшие люди, а кое-кто и вовсе занимается оккультными практиками и общением с демонами, – но они знают, что делают.
Они изучили свою веру и продолжают в ней совершенствоваться – читают множество книг, журналов, беседуют, участвуют в семинарах и конференциях, делают доклады, – в общем, углубляют свои знания.
А мы понятия не имеем, во что верим, и не можем никому дать достойный ответ, не можем никого убедить – с улыбкой, без криков и драк. Ведь истина не кричит, не орет и не дерется.
Что же она тогда делает? Вспомните слова Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Истина просто светит. Открывается, светит, и ничего больше.
И тогда человеку достаточно просто увидеть тебя, чтобы убедиться в истинности твоей веры и последовать за тобой – или хотя бы задуматься.
Источник: http://serafim-penza.cerkov.ru/internet-resursy-i-pravoslavnye-smi/arximandrit-andrej-konanos-neuzheli-my-okazalis-v-cerkvi-po-propiske/
Что значит быть православным человеком? Небольшое сочинение
Данная статья посвящена благодатной христианской теме. Как ребенку понять, что значит быть православным человеком? Это, с одной стороны, очень трудный вопрос, а с другой — объяснить все можно только примерами из жизни. Одних книг и занятий будет недостаточно. Как школьнику привить любовь к Богу, ближнему? Об этом будет рассказано ниже.