Что значит слово православие

Правила поведения в храме и церковный этикет

Что значит слово православие

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда родился сергий радонежский

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Что означает «Аллилуйя» в конце молитвы и в православии

Что значит слово православие

Как часто, чтобы выразить благодарность Всевышнему или соглашение с тем или иным высказыванием, звучит «Аллилуйя». «Аллилуйя» — возглас хвалы, как правило, звучащий в конце молитвы или по завершении какого-либо дела, означает в переводе «Хвалим Иегову».

Что означает слово «Аллилуйя» в православии

В некоторых справочниках указано, что это слово старославянского происхождения, что является грубейшей ошибкой.

В православии используется Библия, переведенная с греческого или английского языка. Во всех Святых Писаниях остались только два слова, «Аминь» и «Аллилуйя» остались в своем первозданном виде, их не коснулись переводчики. Сам Господь проговорил евреям эти слова через Своих посланников. Если «аминь» на арамейском означает «Да будет так» или «истинно», то «Аллилуйя» переводится, как «Хвала Творцу», «Благодарим Бога».

Слово «Аллилуйя» выражает благодарность и восхищение Создателем мира

Это ода хвалы может стоять как вначале песнопений, в том числе и псалмов и молитв, так и в конце при проведении христианских и иудейских богослужений.

На заметку! Возглас хвалы служил формулой выражения благодарности Богу Иегове в богослужениях израильского народа.

В православие это слово, означающее «Хвала Всевышнему», перешло из древнееврейских богослужений, на которых прославлялся Бог Яхве, Единый Бог.

Аллилуйя в Библии

В Библии это слово чаще всего встречается в Ветхом Завете, особенно в Псалтыре, который был написан во времена, когда везде и всегда было принято прославлять Творца. Удивительно, но возглас хвалы не встречается в Новом Завете, кроме книги «Откровение», написанной апостолом Иоанном, после того, как он был взят на Небо, после чего возвращен на остров Патмос.

О толковании других слов в православии:

  • Что означает слово «ипостась»
  • Что означает слово «аминь»

Описывая в 19 главе радость от падения Вавилона, апостол Иоанн пишет, что услышал громкий голос многочисленного народа, а затем славословие двадцати старцев и четырех животных, которые славили Творца, говоря: «Аллилуйя». (Откровение 19:1,3,4,6)

В этом эпизоде воздается хвала Богу, утверждение, что Вседержитель Творец воцарился, послал наказание на все ложные вероисповедания, и состоялась свадьба Агнца и Церкви. Небо восхвалило Творца за уничтожение блудницы, лжерелигии, которая стала нарушительницей первой и главной Божьей заповеди.

Прославление Бога-Творца в книге Откровение

Интересно! Многие теологи и богословы утверждают, что по повелению самого Бога это слово не было переведено на другие языки по причине своей божественности.

Особенности употребления на богослужениях

Возносится хвала Богу за данную веру и прощение грехов через Жертвенную кровь Иисуса Христа на таких богослужениях, Литургиях:

  • Малый вход;
  • перед началом чтения Евангелия;
  • после Таинства причащения.

До XV века в восточных церквях велись постоянные споры, сколько раз петь «Аллилуйя», пока Ефросин Псковский не отправился к Константинопольскому патриарху и привез ответ, что «Хвала Богу» поется один раз.

В XVI веке это слово стали произносить дважды, с греческих храмов пришло троекратное его произношение, что было утверждено на Руси патриархом Никоном в XVII веке.

На православных богослужениях священники трижды провозглашают «Хвалите Яхве», подчеркивая этим божественность Отца, Сына и Святого Духа.

Воздающее Богу хвалу, слово «Аллилуйя», обладающее неисчерпаемой силой даровать праведникам надежду пребывать после смерти в Царстве Божьем, красной полосой проходит через всю Библию, возвеличивая Бога Яхве, Иегову, Триединого Творца.

Что означает возглас «Аллилуйя»

Апр 20, 2019 20:40 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/slovo-allilujya-v-pravoslavii.html

Стереотипы о Православии

Что значит слово православие

Стереотип Вряд ли бывает что-то более устойчивое. Это и понятно, ведь самое простое определение стереотипа — это «устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо». Сложилось мнение, закрепилось в массах — и все: стереотип готов.

Какие вы знаете стереотипы? Они бывают разные. Например, о России. Это когда считают, что по улицам российских городов ходят медведи с балалайками. Бывают стереотипы о мужчинах и женщинах, о домохозяйках и бизнес-леди. Наверное, они бывают во всех сферах нашей жизни.

И, разумеется, они бывают о Церкви.

И вот здесь хочу сделать важную оговорку. Мы не будем говорить, что «все священники толстые», и что «у каждого священника в гараже джип». Думаю, что эта тема давно себя изжила. Когда человек начинает жить церковной жизнью, он понимает, что за всеми этими штампами нет никакой правды. Давайте поговорим о других стереотипах — тех, что существенно искажают суть православного понимания мира.

Рискну предположить, что этот стереотип пришел к нам из советской антирелигиозной пропаганды. Религия порабощает человека, лишает его свободы — об этом писали многие атеистические агитаторы. Чтобы разрушить этот стереотип, надо всего лишь открыть Евангелие. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29).

То есть Господь предлагает человеку прийти к Нему за свободой, а не за рабством. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — пишет апостол Павел. Стойте в свободе!

Что же тогда значит «раб Божий»?

Многих смущает само слово «раб». «Какая может быть свобода, если используется такое слово?» — недоумевают некоторые. Но если немного углубиться в православное вероучение, то все станет на свои места. Рабство Богу — это в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху. То есть выбор очень простой: либо быть с Богом, либо с грехом.

Православие против науки

И это тоже устойчивый стереотип еще с советских времен. «Галилея Церковь преследовала», «Джордано Бруно сожгла» и так далее. Кстати, сейчас многие астрологи и «ясновидящие» тоже говорят, что Церковь притесняет их «науку».

Как и в первом случае, надо немного поинтересоваться позицией Православной Церкви по данному вопросу. И тогда стереотип сам собой рухнет. Начнем хотя бы с того, что тот же Джордано Бруно был осужден Католической Церковью не за свои научные исследования, а за отрицание целого ряда важнейших христианских догматов и за уклонение в оккультизм и эзотерику. Но это о Бруно. Рассмотрим вопрос более глобально.

Религия и наука не могут быть в противоречии друг с другом. Об этом очень хорошо сказал великий русский ученый Михаил Ломоносов: «наука и религия «в распрю прийти не могут разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Так что проблема весьма и весьма надуманная.

Хотя все же Церковь выступает против некоторых тенденций в современной науке. Против того, что является безнравственным. Например, клонирование человека, некоторые современные репродуктивные технологии и т. д. Наука не должна становиться безнравственной. И ушедший в историю XX век это прекрасно показал.

Православие против радости жизни

И еще один стереотип, о котором хотелось бы сказать несколько слов. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — обращается к нам апостол Павел. Так почему же православные бывают грустные? Все-таки радость — это не просто беззаботный смех на всю улицу.

Апостол Павел писал о Царстве Небесном, что это «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Христианин должен радоваться. Радоваться тому, что есть Господь, который любит Свое создание. Радоваться скорбям, потому что они ведут его в Царство Небесное. Радоваться каким-то положительным событиям, потому что Господь не оставляет Своих учеников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница между старообрядцами и православными

Хотелось бы закончить словами отца Александра Шмемана: «Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться». Этого всем нам и желаю!

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=68524

Старое доброе языческое православие

Пятый век нашей эры. По всему миру бушуют войны, северные народы окрашивают свои топоры в алый цвет. В это время где-то в Восточной Европе живут древние славяне, у них есть своя культура, традиции и пантеон богов. И об этом все узнают только в V веке нашей эры.

Факт удивительный и поразительный тем, что мир не был замкнут, всюду были путешественники и завоеватели, но о Руси были лишь «точечные» упоминания, и при этом на момент обнаружения там все было четко выстроено: и иерархия, и традиции. Но это утверждение спорно. Например, Лев Гумилев в книге «От Руси к России» объясняет позднее формирование древнерусского государства присутствием на европейской территории современной России ледника.

Потом ледник сошел, и народы хлынули на новую территорию. И понеслось: разделение народов, ассимиляция культур — словом, дикая солянка, которую по сей день не может расхлебать ни один исследователь.

Проблема источников

Собственно, их почти нет. Видимо, в основном культура хранилась в устном народном творчестве. А поскольку память человеческая обладает уникальными свойствами искажения фактов, то и что-то восстановить сложно. Почти все известные древнерусские источники относятся уже ко времени, когда Русь крестили. А это тоже большая деформация фактических данных, так как служители культа истребляли ересь и в сердцах, и в умах. Ну, что поделать, такая у людей работа была.

На данный момент попытка восстановить хоть какие-то данные по отрывкам песен, археологических раскопок и упоминаний в летописях других стран похожа на попытку синтезировать Годзиллу из одной песчинки. Но наши отважные ученые берут на себя большую ответственность и пытаются хоть как-то объяснить, отчего же культура древнерусская такая загадочная.

Пантеон богов

Пантеон богов, с одной стороны, оригинальностью не отличался: есть громовержец, есть защитница очага, есть защитник животных и прочие полезные и не очень личности. Словом, дублируются боги большинства пантеонов: и греческого, и римского, и даже кельтского.

И все это многообразие каким-то образом теряется в веках, и до нас доходят лишь «ошметки» былого величия древнерусской культуры: Перун вроде бы громовержец, а вроде бы и нет, нет уверенности в правильности написание имен — Макошь или Мокошь — кто ее знает? Волос или Велес — это и покровитель животных, и покровитель поэтов.

А на роль солярного божества претендуют аж несколько представителей древнерусской мифологии: Ярило, Даждьбог, Хорс — у всех, так или иначе, есть признаки принадлежности к солнцу. Из этого всего вытекает вывод: мы почти ничего не знаем о нашей культуре.

Попытка прочитать какого-то одного исследователя сводится к его триумфу лингвистических «раскопок», если же почитать нескольких, то и вовсе можно потеряться — каждый о своем поет. У одного имена богов — это чисто древнерусские слова, другие видят индийские корни, а там и третьи и четвертые подтягиваются, а к тому времени голова уже кругом идет.

Однако мифология древнерусского народа крупными божествами не ограничивается. Есть другая, более интересная и проработанная ниша — это пантеон всякой «нечисти», такой как домовые, лешие, водяные и прочие. Тут и возникает самая любопытная тема в исследовании древнерусской культуры и мифологии: в этой части почти нет недомолвок, непонимания и «скрещивания» разных существ — все предельно разделено по функциям.

Мелкие духи жили почти в каждом помещении или природном объекте. Домовой жил в избе, а бане — банник, в овине — овинник, в хлеву — дворовой, в водоемах — водяной, в лесу — леший, в поле — полевой. У каждого места был свой дух-покровитель, который карал нарушителей и помогал тем, кто его чтит и уважительно относится к месту.

В этом выражается анимистические представления славян о мире. Анимизм — это одушевление природы и вера в существование духов. Тут можно за уши притянуть влияние кельтской культуры на древнерусскую: культ друидов чем-то похож на наши традиции почитания природных сакральных мест.

Частично сходство можно найти между древнерусскими мудрецами и кельтскими друидами — уважение к природе, почитание духов, языческие обряды.

В том, что сказания о мелких духах сохранились лучше, чем мифы о божествах, можно увидеть и другую тенденцию: народная культура сохранялась более бережно и достоверно, чем культура привилегированных слоев. Если пройтись по князьям, то можно увидеть, что каждый пытался «протолкнуть» свое божество.

В этом плане отличился князь Владимир, который предположительно в 980 году решил для всей Руси объявить строгий пантеон богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Народам древней Руси такая затея показалась не очень удачной — каждый народ почитал свое божество. Более того, в каждом уголке Руси он наделялся порой разными функциями. Таким образом, каждый правитель объявлял культ своего бога, добавлял ему новых черт, оставляя других «на подпевках».

Может, из-за этого тоже терялась и стиралась память о некоторых представителях пантеона. А спустя 8 лет Владимира осенила гениальная мысль, и он решил крестить Русь.

Крещение Руси

Однажды на земле древнерусской настал важный момент: князь Владимир решил крестить свой народ. Причины серьезные: необходимость объединить земли, заручиться поддержкой Византии и просто поменять устройство жизни. Жертвоприношения стали непрогрессивными, нужны были новые способы развлечься. Истории про выбор православия многие помнят.

И было выбрано православие с пышными церквями и празднованиями, потому что трапеза с дружиной была важной составляющей общественной жизни. Звучит просто сказочно, хотя сказочного было мало. Другие народы намного покорнее восприняли идею принятия нового бога, народы древней Руси боролись и погибали за своих идолов, их палками загоняли в воду и крестили.

Конечно, спустя века в рамках концепции христианской добродетели все это выглядит немного абсурдно, но, что поделать, жизнь вообще абсурдна.

Он ушел, но обещал вернуться

Палками язычников, может, и били, но, видимо, не очень крепко — язычество не ушло, оно прогрессировало. Тут, похоже, учли опыт кельтов: многие персонажи из пантеона древнерусских божеств стали православными святыми.

Образ Перуна частично перешел в образ Ильи-пророка, образ Ярило был взят за основу при написании подвигов святого Георгия, Мать-Сыра Земля сравнивается с Девой Марией, Волос или Велес — святой Николай и святой Власий и на этом ряд не заканчивается.

Из изб не ушли домовые, лешие леса тоже не спешили покидать, да и многие языческие традиции сохраняются по сей день.

И в наше время можно заметить ритуализированность в самых важных событиях человеческой жизни, рождении, бракосочетании и погребении. Эти три этапа были важны и насыщены ритуалами и в языческие времена. С приходом православия разве что иконы добавились, сам ритуал не претерпел больших изменений.

Рождение ребенка связывалось с приходом в мир новой души, поэтому предки часто завешивали зеркала, чтобы другие духи не претендовали на жизнь в мире людей. Это можно наблюдать во многих семьях и по сей день. Аналогичный ритуал присутствует в проводах умершего, чтобы дух не проник в мир живых. В том же похоронном ритуале во время всеобщей трапезы ставится отдельно рюмка, прикрытая куском хлеба — дар духу. Стоит ли говорить, что в рамки традиционного православия это не очень вписывается?

Свадебный ритуал сохранил разделение каравая, выкуп невесты, пение песен. Во время крупных торжественных застолий тосты произносятся строго по очереди с соблюдением еще ряда ритуалов: за любовь пьют с левой руки, за умерших пьют не чокаясь. Отдельная тема — это Масленица.

Новая «фишка» отечественных организаторов мероприятий — «Православная масленица», что у людей знающих вызывает тотальный разрыв шаблона. Такой праздник, наверное, проводит батюшка-атеист в церкви летом в октябре под горячий снег, падающий за окном.

Конечно, в этом можно усмотреть и другую тенденцию: представителям РПЦ надоело бороться с Масленицей, и они решили принять в лоно церкви древний праздник с ритуальным сожжением чучела. Надо же как-то разнообразить свою жизнь.

Загадочная русская душа

Все говорят «загадочная русская душа». Для нас нет ничего особенного, другим — размышления на века. Может, в любопытном симбиозе культур, религий наша загадочность и кроется. Были язычниками, причем очень сложными: на народ постоянно влияли соседи, что-то забирали, что-то давали, ассимилировались культуры, речь, верования, вся эта взрывная смесь до сих пор не дает покоя исследователям.

Потом Русь крестили, и это еще обогатило культуру: к традиционным языческим верованиям добавились православные традиции, что тоже добавило нашей культуре шарма. Другой важный толчок — петровское окно в Европу, следующий — появление большевистской партии и становление СССР, когда в очередной раз былые традиции хотели свергнуть и установить новое прогрессивное общество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делать с цветами от матроны московской

Русь, а теперь Россия, меняла царей и правителей, принимала веру и избавлялась от нее, но при этом всегда оставалось что-то общее, объединяющее именно русских людей — это древнерусские языческие традиции. Мы всегда плевали через левое плечо и стучали по дереву, будь то строгий пост или собрание ЦК КПСС, мы всегда сидели «на дорожку» будь то времена расцвета православия или атеизма. Это те корни, от которых избавиться сложно.

Для кого-то это корни надоедливого сорняка, который никак не уничтожишь. Другие в этом видят корни мирового древа, которое сохраняет уникальную культуру сквозь века и общественные строи.

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/staroe-dobroe-yazycheskoe-pravoslavie/

Православие — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Правосла́вие, Правосла́вное Христиа́нство, (калька с греч. ορθοδοξία буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (ορθοδοξία). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (ορθός) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (δόξα) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь».

Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. δόξα) и честь» (2 Пет.

1:17), был «увенчан славою (греч. δόξα) и честию через претерпение смерти» (Евр. 2:9), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. δόξα) великою» (Лк. 21:27), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (2 Кор. 3:18), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. δόξα) во веки».

Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.

Понятие Православие появляется у христианских писателей II века (в частности, Климента Александрийского) с появлением первых формул учения Церкви и означает веру всей Церкви в противоположность гетеродоксии — разногласию еретиков. Критерием православия является неизменное хранение учения Христа и апостолов в том виде, в каком оно изложено в Священном Писании и Священном Предании.

Со времени отделения Восточной Церкви от Западной, название «православная» осталось за Восточной, тогда как Западная Церковь усвоила название «католическая» (или «кафолическая» — «вселенская»). В общем, нарицательном, смысле название «ортодоксия» и «ортодоксальный» усваивается ныне и другими христианскими исповеданиями, например, ортодоксальное лютеранство.

В понятии Православие можно выделить три смысловые значения, которые взаимосвязаны и немыслимы один без другого:

  1. чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах.

    В догматическом смысле православное учение противостоит всем ересям как искажениям Христианства и отражает полноту боговедения, доступную человеческому роду

  2. сообщество автокефальных поместных Церквей, верных православному учению и имеющих между собой евхаристическое общение
  3. духовная практика (опыт) богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека

О Православии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867):

Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа.

Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет православия Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение.

Где нет православия, там нет спасения В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви» [1]

Проф. Н.Н. Глубоковский (+ 1937):

Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит — правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» — ортодоксия — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями [2]

По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями.

Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу.

По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них

Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда — какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?!..

Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству.

В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Откр. 21, 6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 280 млн. православных [3].

См. также

  • Православное вероучение
  • Православное богослужение

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3302.html

Что означает слово аллилуйя в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Если присутствовать на церковной службе, то язык, на котором ведут обряд, не совсем похож на чисто русский. Среди таких фраз «аллилуйя» и «аминь», греческие слова литургия, символ. В нашей статье Вы сможете узнать что значит аллилуйя в православии.

Значение слова аллилуйя

Два слова, которые остались в первоначальном виде и их используются священнослужителями это «аминь» и «аллилуйя». Они пришли с арамейского языка, аминь в переводе означает «воистину», «аллилуйя» состоит из двух частей аллилуйя «хвалите» и «я». В конечном переводе означает «Хвалите Бога» или «Славьте Господа».

Начинается и оканчивается церковная служба песнью «Хвала Господу». При воспоминаниях троицы, священнослужитель трижды поет «Славьте Господа», а также в специальные моменты при чтении Евангелия, малом входе и причащении.

Молитва православных людей тоже начинается с этого слова, восхваление Богу за дары земные. Слово содержит радость и любовь для верующих людей. Некоторые богословы имеют мнение, что Бог повелевал не переводить слова, оставить в первоначальном виде для придания божественности.

Что значит аллилуйя в христианстве

Вознося хвалебность Богу, приносится благодарение за веру и прощение грехов. Произнося слово, верующие верят, что бог в душе, он ведет своими дорогами и они ему благодарны.

Еще в 15 веке возник спор сколько раз произносить «Хвалу Господу». Ефросин Псковский посетил Константинополь с целью узнать, что означает слово и сколько раз петь. По возвращению в Россию был дан ответ, что один раз. В 16 веке произносили его дважды. В греческих храмах песнопение было трегубое. Патриарх Никон в семнадцатом веке не стал оставаться в стороне и ввел трегубое песнопение.

Что такое аллилуйя в православии: прославляя Бога, верующие люди подтверждают господство над ними и надеются, что Господь с ними.

Песня «Аллилуйя любви» стала хитом конца прошлого века в опере «Юнона и авось» и гимном любви. Произведение было написано по действительным событиям и находится под покровительством Божьей Матери.

Граф Николай Рязанов был отстранен в дни правления Екатерины второй от дворца и был отправлен в Японию. Он отправился в Калифорнию, где приобрел за личные сбережения два корабля «Юнона» и «Авось». Здесь он влюбился в прекрасную Кончиту. Но они были разных верований Кончита католической, а Рязанов православной. По дороге домой за разрешением на брак граф умирает. Кончита, не дождавшись любимого, ушла в монастырь, где прожила 50 лет. Такая история вечной любви.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Что делать с цветами от Матроны

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-oznachaet-slovo-allilujya-v-pravoslavii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Соборование что это и для чего

Закрыть