Что значит жить духовной жизнью

Пащук Нелли | | Журнал «Литература» № 18/2007

что значит жить духовной жизнью

Продолжение. Начало см. в № 17.

Анализ публицистического текста
(Продолжение)

Перечень проблем. Тренировочные упражнения. Практикум по анализу публицистического текста.

Перечислим наиболее распространённые проблемы в публицистических и художественных произведениях.

1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции).

2. Нравственные: проблема нравственной сущностичеловека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

3. Философские (экзистенциальные): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200701811

Духовное развитие человека

что значит жить духовной жизнью

Когда заканчиваются внешние смыслы и чужие идеи утрачивают свою ценность, когда разум опустошается от повседневной суеты и забот, в своих мыслях человек приходит туда, где находится предел, за которым прекращаются поиски и наступает покой.

Мы живем так, как будто впереди еще много времени, успеем подумать, решить, сделать. Но у каждого наступает такой период, когда резкость теряется, новый день не радует своим наступлением, в  доме становится душно, а в душе образуется ноющая пустота.

И тогда нам хочется найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Зачем я пришел в этот мир?», «Почему я получаю такой опыт?» В этот момент мы стараемся найти истинную удовлетворенность, и ее невозможно получить материально.

Для того чтобы это обрести, человеку важно пройти путь своего духовного развития.

Люди часто путают духовное и культурное развитие, а разница в них колоссальная. Культурное развитие – это способность развиваться творчески, созерцать и вдохновляться предметами искусства, результатами реализации человеческих способностей и талантов. В свою очередь, духовное развитие – это развитие духовной составляющей человека, его внутренних качеств и принципов, осмысление своей задачи и миссии в жизни.

Духовное развитие – это не результат, это процесс, путь, по которому движение только вперед. Каждый день – это шаг к себе лучшему, приумножению своих духовных качеств, чувствованию красоты и гармонии окружающего мира.

Направления духовного развития

Существует много направлений для духовного развития, среди которых:

  • чтение специальной литературы и ее осмысление;
  • духовные практики – медитации,  ритуалы, аскезы;
  • физические упражнения  – йога, дыхательные техники, посещение духовных святынь.

Женский и мужской путь духовного развития отличаются: мужской основан на духовных подвигах (аскезах), женский – более мягкий.

Но для некоторых он будет тоже испытанием: попробуйте каждый день красиво одеваться, делать прическу, украшать себя, даже когда вы находитесь дома? Каждый день готовить пищу, наводить порядок в доме с максимальной заботой и любовью к себе и близким.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Бог в помощь что ответить

Говорить добрые и мягкие слова, исключить из своей речи осуждение, недовольство, слова-паразиты. Пути могут быть разные, но они, несомненно, должны вести к пробуждению лучших качеств в человеке.

Духовные качества наиболее полно и целостно раскрываются во время нашего взаимодействия с людьми. Не зря в Индии говорят:

«Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Человек – это сосуд. Чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него!»

Сложнее всего проявить свои духовные качества с самыми близкими, друзьями. Причина состоит в том, что, занимаясь духовными практиками, люди часто переносят фокус на поклонение Высшему, забывая, что частица Высшего – и в нас самих, и в окружающих нас людях.

И мы являемся тем аспектом, через который выражается любовь, проявляя лучшую сторону, открываясь тому, чтобы давать и принимать. Соприкасаясь с внешним миром собственной наполненностью радостью и полным удовлетворением, мы постигаем свое совершенство.

Мы принимаем жизнь в полном ее многообразии, проживаем ее активно, в продуктивном и творческом взаимодействии с людьми.

Как начать духовно развиваться

У человека возникает стремление развивается духовно в трех случаях:

  1. осознанное желание  работать над собой;
  2. работа над собой после экстренных ситуаций (болезнь, авария, развод, потеря близкого человека);
  3. проявленное чудо (чаще через личный пример, следование за кем-то как своим духовным проводником).

Самый экологичный путь – первый. Когда желание исходит из намерения стать лучше, проявить свои духовные качества на полную, человеку легче двигаться дорогами жизни. Находятся нужные люди, полезные книги, открываются новые возможности. 

Во втором случае человека начинает волновать вопрос: «Почему я страдаю? Зачем этот опыт мне?». Он возвращается к предыдущему опыту и стремится качественно изменить свою жизнь, прежде всего – отношения с собой и близким окружением.

Третий случай бывает реже, но случается. Как апостолы пошли за Иисусом Христом, потому что доверились ему, увидели в нем проявленное чудо, так и каждый человек может увидеть чудо в другом. Разглядеть то, что его вдохновит стать лучше, открыть сердце и принять все божественные дары, которыми щедро одарил его Творец.

Каждый из нас имеет все возможности стать духовно развитым человеком.

Признаки духовно развитой личности:

  1. есть цель в жизни: у человека есть сила намерения осуществить то важное, к чему он стремится;
  2. осознанность: каждый момент действия есть ответом на вопрос «зачем я это делаю?»;
  3. спокойствие: даже в самых сложных ситуациях человек сохраняет спокойствие и собранность мыслей;
  4. отношения с людьми гармоничны: духовно развитая личность действует так, чтобы человек повернулся к ней лучшей своей стороной;
  5. жизненная энергия: цель дает энергию для ее реализации, тело поддерживает это;
  6. человек максимально реализует свои способности и таланты: действует на благо людям.

Говорят, что сильный духом способный на многое. И только в наших руках – развить и приумножить свой личный потенциал духовной силы, жить в ладу с собой и миром, каждый день просыпаться с улыбкой своему внутреннему свету.

Медитация от Инессы Кравченко

Источник: https://kolesogizni.com/razvitie/duhovnoe-razvitie-cheloveka

Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)

что значит жить духовной жизнью

Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился

Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? Что это значит — духовная жажда?

Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность — не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.

Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Матвея

Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна.

Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные.

Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте

                                                                                                                                                                  (С. Соловейчик)

Сочинение 

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности. 

Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С. Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».

Автор считает, что синонимом духовности в некоторой степени является  интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.

Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа — это и есть основа духовной жизни.

«Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям.

Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?

В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой орден считают первой государственной наградой

Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 2
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 3
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 2
К7 Орфография 3 0 ошибок  3
К8 Пунктуация 3 1 ошибка 2
К9 Соблюдение языковых норм 2 1 ошибка 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
 Всего: 23 22

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Всего: ошибок нет 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка:  Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком.Правильно: Каждый «нумер» по сути своей являлся математиком.

По сути своей не является вводным сочетанием.

Всего: 1 пунктуационная ошибка

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Ошибка: Несомненно, эта проблема высоконравственная. 
Нарушена лексическая сочетаемость: высоконравственный человек (=строго соблюдающий нормы нравственности) — нравственная проблема (=проблема нравственности), нравственный человек (=соблюдающий нормы нравственности). Слово высоконравственный не может быть использовано со словом проблема, поскольку у него нет значения относящийся к нравственности».

Всего: 1 нарушение языковых норм

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего:  нарушений речевых норм нет

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен к проблеме?

Комментарий к проблеме включает определение характера проблемы (нравственная проблема) и оценку её актуальности. Он непосредственно связан с исходным текстом.

Рекомендация: Вторая часть комментария могла бы быть более развёрнутой.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Автор чётко и полно сформулировал отношение к обсуждаемой проблеме и правильно аргументировал свою точку зрения.

Оба аргумента почерпнуты из художественной литературы. Они действительно имеют прямое отношение к проблеме исходного текста.

Внимание: К4 рекомендует использовать один пример из литературных источников, а второй — из собственного жизненного опыта или общественной практики. Формально это требование в данном сочинении не соблюдено. Но в практике проверки работ  за использование двух примеров из художественной литературы количество баллов не снижается.

Рекомендация по аргументу 1: Интерпретация романа Е. Замятина «Мы» дана несколько упрощённо: идеи произведения глубже и сложнее, чем об этом говорится в сочинении. Можно было бы привести в качестве примера и отдельные эпизоды, и отдельных героев. Но сам пример выбран правильно. Поскольку в данном случае оценивается сочинение по русскому языку, а не по литературе, то аргумент может быть засчитан.

Рекомендация по аргументу 2: Сочинение можно было бы легко обогатить небольшим замечанием: «Примером по-настоящему духовной личности для нас был и остаётся и сам А.И. Солженицын».

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Фактологическая точность соблюдена.

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Удачно выстроенная работа: смысловая целостность выдержана, изложение логично, сочинение написано связно и последовательно. 

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

Мысли формулируются точно и ясно, работа написана хорошим, грамотным языком.

Рекомендация: Слово упомянуть включает компонент значения «сказать о чём-либо вскользь, бегло, по ходу дела, заодно». Это не лучшее слово для ввода аргумента. Лучше: «В подтверждение своих слов хочу вспомнить героев романа Е. Замятина «Мы».

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/618

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь