Иоанн предтеча кто это

Иоанн Креститель

иоанн предтеча кто это

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник Иисуса Христа. В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

Иоанн Креститель

На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.

Наречение Иоанна Крестителя

Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.

Иоанн Креститель в пустыне

По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.

Иоанн Креститель проповедует перед народом

Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками.

Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей.

Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.

Иоанн Креститель и Иисус Христос

Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.

Крещение Господне

Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.

Икона Иоанна Крестителя

Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.

Казнь Иоанна Крестителя

В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.

Положение во гроб Иоанна Крестителя

Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.

Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи

В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.

Мощи Иоанна Крестителя

Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ Гюстава Флобера «Иродиада»
  • 1891 – пьеса Оскара Уайльда «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) — Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) — Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) — Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) — Перенесение Десницы Иоанна Предтечи

Источник: https://24smi.org/celebrity/17381-ioann-krestitel.html

Иоанн Предтеча 2019: суть и история праздника 7 июня

иоанн предтеча кто это

7 июня в православной церкви — день Иоанна Предтечи. Этого святого называют величайшим христианским пророком и самым почитаемым после Богородицы. Рассказываем о сути и истории церковного праздника 7 июня.

Православная церковь

ССО

Святого Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Первое означает, что он пришел до Иисуса Христа и рассказывал о нем людям. Второе напоминает о том, что святой крестил Христа в реке Иордан.

Церковь чтит Иоанна Крестителя за проповедь учения о Христе, мученическую смерть и крещение водой как прообраз современного таинства крещения.

Православная церковь празднует дни рождения только трех лиц: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Крестителя. Это подчеркивает, как сильно святого почитают христиане. А память Иоанна Крестителя церковь празднует целых 7 раз в году, пишет «Фома».

Церковь. Молитва.

СС0

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча погиб мученической смертью. Приказ о казни святого отдал правитель Галилеи Ирод Антипа, выполняя просьбу любовницы и ее дочери. Пророку отрубили голову и принесли на блюде.

Согласно церковному преданию, отрубленную голову Иоанна Предтечи находили три раза — в IV, V и в IX веках, пишет РИА Новости. В честь каждого из них установлено отдельное празднование.

7 июня — третье обретение главы Иоанна Предтечи. В эпоху иконоборчества святыню вывезли из Константинополя и спрятали недалеко от Сухуми. А вернули обратно около 850 года, после VII Вселенского Собора, который восстановил православное почитание икон.

Церковь. Молитва.

СС0

Какого числа день Иоанна Предтечи в 2019 году

  • 20 января — Собор Иоанна Предтечи;
  • 8 и 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;
  • 7 июня — третье обретение главы Иоанна Предтечи;
  • 7 июля — Рождество Иоанна Предтечи;
  • 11 сентября — усекновение главы Иоанна Предтечи;
  • 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/ioann-predtecha-sut-i-istoriya-prazdnika-iyunya-243389

Иоанн Предтеча, странный человек | Милосердие.ru

иоанн предтеча кто это

Якопо Пантормо, «Рождество Иоанна Предтечи» (16 век). Изображение с сайта wikipedia.org

Большую часть жизни Иоанн Креститель прожил в пустыне. Считается, что великим святым там самое место – ничто не отвлекает от дел святости.

Но, как пишет митр. Антоний Сурожский о Предтече, пустыней порой оказывается сердце человека, когда «в нем не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить».

У святых это тоже бывает. Митр. Антоний знал, о чем писал. Причем у Предтечи не было ни телефона, ни интернета, ни книг, ни утешительных бесед, где можно пожаловаться опытному в искушениях, исповедать помысел; и только Бог знает, как он все это проходил.

Митр. Антоний: «В этом отношении мы окружены, все, людской пустыней. И вот в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами: прежде чем вернуться к людям и говорить, прежде чем властно чего-то требовать от них, он сам удалился в пустыню и остался наедине с самим собой и перед очами Божими.

Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто.

Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти – не только временной, но и вечной.

Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно – тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти.

Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить все».

Посторонился

«Явление Христа народу» художника Иванова — не совсем реализм, скорее метафора.

Креститель на Иордане, действительно, проповедует пришествие Мессии, крестит приходящий к нему народ в «воде покаяния», объясняет, почему без покаяния трудно встретить Бога. И когда на Иордан приходит Христос, «явлением Христа» это становится не для всех.

Для кого-то Он так и остается плотниковым сыном, назореем. Увидеть в Пришедшем Сына Божия могут лишь те, кто сам ищет этой встречи Изображение с сайта wikipedia.org

И вот этот победивший, названный другом Господа, умел, когда надо, посторониться. Предтеча говорил: «Мне надо умаляться, а Ему (Христу) расти».

Митр. Антоний: «Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?»

В чем сомневаются святые

Иоанн Предтеча, икона, 1560-е гг. Изображение с сайта icon-art.info

Но после всех испытаний, всех умалений Предтеча вдруг сомневается – во Христе. «Ты ли тот, Кто должен прийти, или ждать нам Иного?», велит спросить он своих учеников у Христа, и это уже после того, как сам назвал Христа Мессией, «Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира», а себя «гласом вопиющего в пустыне», идущим приготовить пути Господу.

Свой вопрос Креститель задает в тюрьме, куда посажен царем Иродом. Он знает, что не выйдет на свободу, впереди смерть. И именно в этот момент приходит мысль: а вдруг вся жизнь – ошибка?

Что это – малодушие, маловерие, слабость смертного часа?

Похожие вопросы может задавать себе любой человек, который хочет быть честным с Богом. Особенно тогда, когда много пройдено и есть «результаты».

А вдруг Бог — только средство, чтобы легче жилось, чтобы не было так страшно, чтобы и «у моей жизни была высокая цель» и был бы я «хорошим»? То, что сегодня называют «невротизацией религии», когда Бог становится  способом облегчить себе жизнь, скомпенсировать ту или иную недостачу, — было в любое время, просто названий научных еще не придумали, но были понятия корысти и лицемерия.

Но ведь их в себе не так легко увидеть. Если долго не видеть и не хотеть увидеть, все может закончиться «разочарованием в Боге».

Митр. Антоний: «Колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос НЕ отвечает ему. Он не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Ученикам, вопрошающим Его, Он говорит: Скажите Иоанну, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; и блажен тот, кто не соблазнится о Мне

Слова, столетиями до этого написанные пророком Исаией. И они возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, – правда ли было это или ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и приводил людей к новой жизни – правда это было или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего, – правда это было или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.

Как часто бывает, что колеблется наша душа, особенно после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать

Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша голова к земле Стоило ли все это делать?

Я не вижу плода, я не знаю, что будет. Стоило ли все это делать?..

И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит: Достаточно того, что все это была правда, что все это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – все».

Еще об Иоанне Предтече:

Иоанн Предтеча отвечает на вопросы

Казнь Крестителя 

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/ioann-predtecha-strannyj-chelovek/

Иоанн предтеча

[Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя (пам. 24 июня — Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг.- Усекновение главы Иоанна Предтечи, 23 сент.- Зачатие Иоанна Предтечи, 7 янв.- Собор Иоанна Предтечи, 24 февр. и 25 мая — Обретения честной главы Иоанна Предтечи, 12 окт.- Перенесение десницы Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бог создал адама и еву

Имя

В наиболее ранних исторических свидетельствах И. П. назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель (ὁ βαπτιστής, букв.- Погружатель [в воду для ритуального очищения]) связано не только с тем, что И. П. крестил Господа Иисуса, но и с его необычной для иудейства дохрист.

эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду) (ср.: у Иосифа Флавия: ᾿Ιωάννου τοῦ ἐπικαλουμένου βαπτιστοῦ — Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116)). В Евангелиях это наименование представлено в 2 формах — имени существительного (βαπτιστής) (12 раз в синоптических Евангелиях — Мф 3. 1; 11. 11, 12; 14. 2, 8; 16. 14; 17. 13; Мк 6. 25; 8.

28; Лк 7. 20, 33; 9. 19) и причастия активного залога в атрибутивной позиции (βαπτίζων) (Мк 1. 4 (в тех рукописях, где артикль перед причастием опускается, выражение можно понимать как составное сказуемое); 6. 14, 24 (в этих 2 случаях в ряде древних рукописей форма исправлена на βαπτιστής); Ин 1. 28; 3. 23). Исследователи, признающие существование источника Q (см.

ст. Евангелие), отмечают отсутствие в нем к.-л. др. эпитета у И. П.

Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)
Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)

Само по себе именование креститель уникально как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо И. П. оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у др. пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола λούω (омывать), а не от βάπτω/βαπτίζω (погружать) (Ios. Flav. Vita.

II 11; ср. то же про ессеев: Idem. De bell. II 8. 5). Если предположить, что именование Креститель первоначально возникло на евр. или на арам. языке, то в основе его лежит корень   — макать, окунать (4 Цар 5. 14; МТ — 2 Цар 5. 14); правда, появившиеся позже секты, к-рые считали И. П. своим основателем, использовали для обозначения своего обряда омовения название, производное от глагола   — погружать, замачивать.

Предтечей И. П. стали называть только со II в., поскольку в Евр 6. 20 это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к И. П. его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна (см.: Orig. In Ioan. comm. VI 39. 197 // PG. 14. Col. 268).

В средневек. фольклорной традиции к И. П. прилагались и иные прозвания (напр., у слав. народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.).

Жизнь и служение

Источник: http://www.pravenc.ru/text/471450.html

Рождество Иоанна Предтечи. Предтеча -ангел пустыни. Собор

 
7 июля – рождество Иоанна Крестителя. Великий Церковный праздник.
20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
 

«Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11)

 В православии существуют еще несколько праздников, связанных с почитанием Иоанна Предтечи:

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Третье обретение главы Иоанна Предтечи
 

О чем молятся перед иконой Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Молитвы в честь рождества Иоанна Предтечи
Акафист в честь рождества Иоанна Крестителя
Величание пророку Иоанну
фильм об Иоанне

О  чем молятся святому иоанну крестителю

Иоанн Предтеча — покровитель всех христиан. Он помогает в главном для человека -найти дорогу к Богу, укрепиться к вере и помочь исправить свою жизнь.Молитвы Иоанну Крестителю помогают защититься от врагов и лжи.

Замечено, что образ Иоанна Крестителя помогает избавиться от головной боли,  даже если она очень сильная.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

Рождество и появление пророка иоанна предтечи

Как сказано в Евангелие от Луки, в Хевроне когда-то жили священник Захария со своей супругой Елисаветой. И хотя они оба были «праведны перед Богом У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных»
Однажды, когда Захарии выпала очередь входить в храм для каждения

«тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».

Архангел Гавриил возвестил священнику, что скоро Елисавета родит ему сына, и имя его будет Иоанн и

«он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израелевых обратит к Господу Богу их»

(Сикер– это все то, что делается не из винограда и может привести к опьянению).
Захария усомнился в словах архангела, но Гавриил сказал ему:

«ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

Выйдя из храма, священник лишился речи, это знамение одновременно было и наказанием за неверие.
Святая Елисавета зачала, но будучи целомудренной, стыдилась потому, что была уже стара и поэтому пять месяцев скрывала свою беременность. На шестой месяц к ней в гости пришла ее двоюродная сестра, Пресвятая Мария, которая к тому времени уже три месяца носила под сердцем Великого Младенца. Как только женщины увидели друг друга, озаренная Святым Духом Елизавета, первая из людей сказала Марии:

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Иоанну Предтече еще в утробе своей матери был явлен от Бога дар пророчествования. Точно так же, как и через много лет Иоанн Креститель будет говорить, что он недостоин крестить Самого Господа Иисуса Христа, он, будучи еще в утробе, устами Елисаветы вопрошал:

«откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Три месяца находилась Святая Мария в доме у Елисаветы, потом возвратилась домой.

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

После того, как Иисус Христос родился, царь Ирод хотел убить Его, но не смог найти Новорожденного, тогда он приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет.

Святая Елисавета узнав об этом, испугалась, ведь к тому времени возраст Ионна был чуть больше трех месяцев, она убежала вместе с сыном в пустыню и стала жить в пещере. Ее муж, святой Захария, продолжал служение в Иерусалимском храме.

Вскоре он был убит, потому, что отказался сообщить местопребывание своей супруги и сына Иоанна воинам царя Ирода.

Праведная Елисавета жила со своим сыном в пустыне, до последних дней своей жизни. После смерти матери Иоанн остался жить в пустыне, где не было людской злобы, живя там он был чист духом. Кто знает, возможно, живя среди людей, Иоанн Предтеча утратил бы свою чистоту и не смог бы пользоваться доверием, не смог бы без стыда обличать людские грехи и страсти.

В пустыне Иоанн находился до тех пор, пока Бог не благоволил явить его народу израильскому.

Церковь считает Иоанна Крестителя самым почитаемым святым после Божией Матери. Он был очень близок Иисусу Христу не только по духу, но и по плоти (как троюродный брат). Церковь представляет Иоанна Крестителя, как важного молитвенника за всех христиан. Это проявляется в том, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на Литургии, имя Иоанна Крестителя поминается сразу за именем Богородицы.

Собор предтечи и крестителя господня иоанна

20 января Церковью установлен праздник — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После Великих праздников, посвященных Господу или Богородице, на следующий за ним день, по церковному обычаю, принято вспоминать тех святых, кто каким-то образом связан с этим событием.

Поэтому после Крещения Господня (Богоявления) Церковь вспоминает пророка святого Иоанна Крестителя, которому выпала величайшая честь возложить руку на Самого Господа.

Иоанн Предтеча засвидетельствовал  людям о Божественном Существе Иисуса Христа, о Явлении Пресвятой Троицы во время крещения в Иордане.

Пророка Иоанна Господь выбрал стать связующим звеном между старой Ветхозаветной Церковью и Новозаветной Христовой.  По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был

“светлою утреннею звездою”

которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

Величание рождеству иоанна предтечи

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ioann-predtecha-rozhdestvo/

Конкурент Христа или посредник: кем на самом деле был Иоанн Креститель

МОСКВА, 21 янв —РИА Новости, Антон Скрипунов. Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, и после этого события оставался одним из главных героев истории религии. Ученые и богословы до сих пор спорят, каким статусом он обладал, почему его последователи порой противопоставлялись ученикам Иисуса, что стало с ними. О загадке великого христианского святого — в материале РИА Новости.

Дальние родственники

Пожалуй, больше ни одной евангельской фигуре не уделено в церковном календаре так много внимания. Иоанну Крестителю посвящены аж восемь памятных дат. Он — в числе главных действующих лиц столь популярного в народе праздника — Крещения Господня, только что отмеченного православными христианами. Согласно Евангелию, после того, как Иоанн погрузил в воды Иордана Иисуса Христа, присутствовавшим при этом людям были явлены все три ипостаси Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Кроме того, в христианстве Иоанн считается последним и величайшим из пророков, предсказывавших пришествие в мир Мессии. Отсюда еще одно его прозвище — Предтеча. А в Писании он и вовсе назван «величайшим из рожденных женами», то есть выше него только Иисус Христос.

Еще в раннехристианские времена этот факт вызывал споры: кто же такой Иоанн Предтеча? Если он лишь провозвестник Спасителя, то почему за ним следует множество людей и Христос крестится у него, а не наоборот? А если он «величайший из людей», то почему священное для христиан Писание и предание уделяют ему не так уж много внимания?

И вот еще какую деталь особо выделяют исследователи: Иисус и Иоанн приходились друг другу дальними родственниками. Более того, они, скорее всего, даже внешне были очень похожи — об этом свидетельствует тот факт, что Христа нередко принимали за Иоанна. В начале XX века это дало повод ряду ученых заявить, что Предтечи вовсе не существовало.

«Влияние на массу»

Впрочем, по мере появления новых данных большинство исследователей перестали сомневаться в историчности Крестителя. О том, что он существовал на самом деле, говорят и записи историка I века нашей эры Иосифа Флавия, чьи взгляды на христианство были нейтральными.

«Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода (Антипы) вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна, которого звали Крестителем. Ирод умертвил этого праведного человека, убеждавшего иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному, собираться для омовения.

При таких условиях (как учил Иоанн) омовение угодно Господу, поскольку к этому средству прибегают не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души заранее уже успеют очиститься, так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их. Ирод стал опасаться, как бы его (Крестителя) огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не привело к каким-либо осложнениям.

Поэтому тетрарх предпочел упредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно», — писал Флавий.

Уже один факт того, что на пророка ополчился царь, говорит о популярности его учения. Вот только где именно проповедовал Иоанн Предтеча?

В I веке нашей эры Палестина находилась под владычеством Римской империи. Однако оккупационная власть, по убеждению древних иудеев, ставила подконтрольных ей царей в различных областях, дабы те напрямую управляли народом.

В регионах Галилея (северо-запад нынешнего Израиля) и Перея (западная часть Иордании) примерно до 39 года правил Ирод Антипа. По законам того времени, он мог казнить только тех, кто проживает на его территориях.

Значит, Иоанн Креститель проповедовал вокруг реки Иордан и в Заиорданье.

За ним, согласно Евангелию, следовали жители Иерусалима и «всей Иудеи». И многие из них принимали Иоанна за пророка Илию, который примерно за восемь столетий до этого был чудесным образом взят на небо в огненной колеснице. Древние евреи верили, что перед пришествием Мессии он вернется на землю.

«Сравнение Крестителя с пророком Илией усиливалось в глазах современников тем фактом, что Иоанн жил примерно в тех же местах: например, в пещере у основания горы Джабаль Мар Ильяс, с которой Илия был взят на небо», — подчеркивает иорданский археолог Рустом Мджян.

А крестил Иоанн на переправе, по которой ветхозаветные пророки переправлялись за Иордан. Это место так и называется — Вифавара, «переправа пророков».

Крещение огнем

Вообще, сам обряд крещения, совершавшийся Иоанном, вызывает много споров среди ученых. В ту эпоху было очень много так называемых крестильных сект, делавших омовение главным ритуалом. Считается, что в своих практиках они скопировали аналогичный обряд, который совершали первосвященники Иерусалимского храма.

Иоанн был сыном первосвященника Захарии, что дало исследователям основание считать его лидером одного из «крестильных движений». Все они отрицали традиционный иудаизм, считая, что молиться и приносить жертвы можно и за пределами Иерусалимского храма.

Согласно Иосифу Флавию, одновременно с Предтечей в Палестине жил учитель по имени Бан — он тоже призывал «креститься водою». Но вот что отличает Иоанна от Бана: он проповедовал не просто крещение, а наступление новых времен. Предтеча говорил своим последователям, считавшим Иоанна великим пророком, что скоро придет некто сильнее его.

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», — приводит слова Иоанна евангелист Матфей.

Аналогичные строки содержатся в рукописях, найденных неподалеку от западного берега Мертвого моря в середине XX века. Выяснилось, что их составили члены тайного религиозного ордена ессеев, которых официальный иудаизм считал еретиками. Ученых поразило, что содержание «кумранских свитков» во многом перекликается с Евангелием, особенно в тех местах, где приводятся слова Иоанна Крестителя.

Этот факт породил версию, что Иоанн был одним из ессеев. Известно, например, что его ученики постоянно спорили с апостолами о том, что именно их учитель, а не Христос, является Мессией. То есть, выражаясь современным языком, они были конкурентами.

Что интересно, «иоаннова община» существует и по сей день, так же как и две тысячи лет назад, в виде закрытой секты. Ее адепты называют себя мандеями, то есть «обладающими истинным знанием», которое, как они утверждают, христиане «извратили».

Они живут на юге Ирака в дельте Евфрата, куда переселились еще в первые века нашей эры. До сих пор эта секта мало изучена — ее члены ведут замкнутый образ жизни и говорят на своем — мандейском — языке. Известно лишь, что мандеи носят специальные одежды, совершают ритуальные омовения и трапезы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заботиться о душе

Их вероучение — смесь христианских, гностических и древнеперсидских воззрений.

Религиозный новатор

Несмотря на схожесть учения Предтечи с мировоззрением мандеев, есть между ними коренное отличие. Именно из-за него многие ученые — против того, чтобы причислять Иоанна однозначно к ессеям.

«В Кумранских рукописях также содержатся сведения о практике ритуальных омовений. Так, в «Дамасском документе» есть указания о количестве и качестве воды, употребляемой для омовений: она должна быть чистой, ее должно быть достаточно для полного погружения.

В «Уставе общины» омовение связывается с покаянием, очищением от грехов, соблюдением нравственной чистоты и вступлением в завет с Богом. Кроме того, возвещается эсхатологическое очищение Святым Духом.

Однако ни в одном источнике не говорится о существовании посредника при акте омовения», — отмечает в своей статье библеист ПСТГУ Александр Ткаченко.

Таковым посредником как раз и был Иоанн Креститель. И то обстоятельство, что к нему приходит совершать обряд Иисус, заставляет светских ученых и богословов сомневаться в том, что они конкурировали друг с другом за последователей.

«Ведь во время крещения Иоанн сказал Иисусу: «Это мне от Тебя надо креститься, а не наоборот». Уже это говорит о том, что никакого соперничества между ними не было», — отмечает завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии протоиерей Павел Великанов.

Иоанн Креститель, по словам богослова, не просто подготовил людей к встрече Спасителя, а «взбудоражил общественность». Ведь его проповедь коренным образом отличалась от остальных существовавших тогда учений.

«В то время было немало различных харизматов, учителей и лжепророков, наставлявших людей. Но именно Иоанн сместил акценты с политических на нравственные. Подготовка к встрече с Христом, учил он, заключалась не в создании армии для решения проблемы римской оккупации Иудеи, а в очищении сердца, приведении своего образа жизни к праведному состоянию. Ведь в таком состоянии человек может распознать Бога в том, что говорит Христос», — поясняет священнослужитель.

Именно поэтому проповедь Иоанна Предтечи была столь популярной. Это, как считают богословы, в дальнейшем стало причиной того, что христианское учение вышло далеко за пределы отдаленной римской провинции.

Источник: https://ria.ru/20200121/1563650831.html

Святой Иоанн Предтеча: «Величайший из рожденных женами»

Об особом почитании Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна свидетельствует уже тот факт, что этому святому посвящено большое количество церковных праздников. Церковь литургически отмечает не только день его мученической кончины через усекновение мечом (11 сентября), но и день его рождения (7 июля) и даже день зачатия (6 октября).

Еще один праздник в честь Предтечи – Собор Иоанна Крестителя – приходится на следующий день после Богоявления (20 января). Весной, летом и осенью (9 марта, 7 июня, 25 октября) Церковь вспоминает разные чудесные случаи обретения святых мощей пророка – честной главы и десницы. В честь этих событий также были написаны особые богослужебные тексты.

Рождение Иоанна Предтечи

О земной жизни Иоанна Предтечи мы знаем из Священного Писания – об «Ангеле пустыни», как его называли иконописцы XIII-XVII вв., рассказывают все четыре евангелиста. Обстоятельства зачатия и рождения великого святого подробно описывает апостол Лука – перед тем, как описать зачатие (Благовещение) и Рождество Господа Иисуса Христа, чтобы пояснить, как эти события были, с одной стороны, связаны между собой, а с другой  ‑ кардинально отличались.

В первой главе Евангелия от Луки (Лк. 1:5-6) мы узнаем, что родителями Иоанна Крестителя были священник Захария и его жена Елисавета, праведные люди, которые дожили до старости, но не имели детей, хотя горячо молились Богу об этом благословении.

Однажды, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил, возвестивший, что его молитвы были услышаны, что Елисавета родит ему сына, что имя этому мальчику будет Иоанн (дар Божий, Божия благодать) и что он будет велик пред Господом. Архангел также предрек, что рождение Иоанна принесет большую радость людям, что он будет жить в пустыне как аскет, неся служение пророка, и многих израильтян обратит к Богу и вернет к праведности «в духе и силе Илии».

Захария усомнился в словах Вестника Бога. За это он лишился возможности говорить – до тех пор, пока все эти слова не сбудутся. И они сбылись в точности, когда Елисавета, подобно ветхозаветным Сарре и Анне, родила ребенка в преклонных летах. При обрезании, когда Захарии нужно было подтвердить необычное имя младенца – Иоанн (в их роду не было людей с таким именем), немота оставила его.

Первая встреча Предтечи с Мессией произошла, когда оба они находились в утробах своих матерей. Вскоре после событий Благовещения Мария пришла навестить Елисавету, которая приходилась ей родственницей (возможно, тетей, сестрой матери). Родственными узами были связаны через них и Господь Иисус Христос и святой Иоанн.

Когда Елисавета услышала приветствие Приснодевы, младенец взыграл в ее чреве, узнав Того, Кому надлежало прийти после него. Праведная женщина исполнилась Святого Духа и пророчествовала о том, что Бог дал ей радость встретиться с долгожданным Спасителем и Его Матерью (Лк.1:41-45).

Евангелист подчеркивает, что, несмотря на все необычные знаки, появление на свет Иоанна Предтечи было обычным, а не сверхъестественным, как у Господа.

проповеди

По свидетельству Писания, выходя на проповедь, святой пророк действовал по вдохновению свыше. Он призывал народ Израиля покаяться в своих согрешениях, и крестил их (погружал в воду) в знак совершившегося морального и духовного перерождения. Такие ритуальные омовения практиковали ессеи – члены одной из иудейских сект, которые также жили в пустыне, проводя время в постах и молитве.

Иоанн Предтеча говорил о грядущем Царстве Бога, о его праведности и истине, и вокруг него постепенно собирались ученики. Конечно, святой внушал им огромное уважение – истинный аскет, очень строгий и непреклонный в своей проповеди.

Он призывал мытарей собирать налоги честно, а не наживаться на соотечественниках, воинов – не мародерствовать, всех – делиться пищей и одеждой с неимущими, чтобы не просто отказаться от греховного образа жизни на словах, но и принести достойный плод покаяния (Лк. 3:7-18).

Эта бескомпромиссность по отношению ко греху стоила пророку жизни. Он обличил царя Ирода, состоявшего в прелюбодейной связи с женой его брата Иродиадой, и был брошен в темницу, а затем, по наущению этой коварной женщины, сыгравшей на слабостях Ирода, обезглавлен.

Роль Иоанна Предтечи

Когда святого спрашивали, не он ли Христос, Иоанн прямо говорил «нет» и цитировал пророка Исайю, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», призванным «приготовить путь Господу» (Мф. 3:3). Он также говорит о себе: «я друг жениха», «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 1:29-30).

Святого принимали и за Илию, который был взят на небо живым и, по преданию, должен был явиться Израилю незадолго до пришествия Христа и приготовить народ к его приходу.

Можно сказать, что святой Иоанн взял на себя функции пророка Илии — об этом говорит и Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мф. 17:12). Однако Евангелие убедительно свидетельствует о том, что Илия и Иоанн были разными людьми.

По мнению некоторых толкователей, пророк Илия выйдет на проповедь незадолго до Второго Пришествия Христа — и его постигнет печальная участь остальных ветхозаветных пророков.

Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии неоднократно называет Предтечу «свидетелем», человеком, который «не был свет», но был «призван свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1:7-8). При этом в повествовании этого же апостола святой Иоанн дважды говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:34).

Во время событий Богоявления Предтеча пророчествует об Иисусе, свидетельствуя, что он есть Мессия: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). И именно для Крестителя посылаются Богом видимые знаки: Дух в виде голубя, сходящий на Иисуса, и голос с неба, называющий Его возлюбленным Сыном.

О том, что по этим знакам можно узнать в обычном с виду человеке Спасителя мира, пророк Иоанн, по-видимому, был предупрежден заранее — и потому мог свидетельствовать окружающим о том, что увидел, услышал и узнал.

Иоанн Предтеча шел впереди Спасителя не только в земной жизни. Он предварил и Его сошествие во ад. По учению святых отцов, после своей смерти пророк проповедовал Царство Небесное душам в загробном мире — именно поэтому ему надлежало умереть первым.

Святой Иоанн наделяется в Писании множеством титулов - учитель, глашатай (вестник), пророк как говоривший о Христе, Предтеча как приготовивший Ему путь, и Креститель как совершивший ритуальное омовение Иисуса в водах Иордана.

В последнюю минуты своей жизни он также становится мучеником, погибшим за Божию правду.
Западная традиция предпочитает называть святого Иоанна Креститель, восточная (православная) — Предтеча.

Сам Господь Иисус Христос называл его «пророком большим пророков», «величайшим из рожденных женами» (Мф. 11:11).

Что же означают Его дальнейшие слова о том, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна?

Точного ответа на этот вопрос мы не знаем. Можно предположить, что святой Иоанн Предтеча — человек Ветхого Завета: он погибает раньше Крестной смерти Спасителя, он последний избранник Бога, оставивший пророчество о Его скором явлении.

Эти слова могут означать, что люди, которые стали свидетелями Воскресения Христова и Царства Божия, пришедшего в силе во время Пятидесятницы, узнали и получили больший опыт Бога, чем Иоанн. Среди этих «малых» — Пресвятая Богородица и все христиане.

Именно поэтому в классических деисусных рядах православных иконостасов по одну сторону от Христа-Вседержителя изображается святой Иоанн Предтеча, величайший человек Ветхого Завета, а по другую — Пречистая Дева Мария, «меньшая в Царстве Небесном».

Последнее искушение пророка

Как повествуют синоптические Евангелия, когда святой Иоанн был заключен Иродом в темницу, он начал сомневаться в том, был ли Иисус Мессией.

Из Священного Писания мы знаем, что великие праведники и Божьи люди, несмотря на глубину своей веры и богатый опыт богообщения, также переживали в своей жизни периоды сомнений и духовные кризисы  ‑ достаточно вспомнить Иова многострадального, пророков Моисея, Илию и Иону.

Как упоминалось ранее, Иоанн не знал Иисуса до встречи с Ним у Иордана и не мог поближе познакомиться с ним после — сразу после момента Крещения он был арестован.

Мучимый сомнениями Предтеча послал к Иисусу своих учеников, чтобы спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ждать нам другого?». Но Христос не отвечает на этот вопрос прямо. Он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф. 11:4-5).

Такой уклончивый ответ кажется жестоким. Конечно, Христу ничего не стоило ободрить Своего служителя, уверить его, в том, что он на правильном пути, что он действительно встретил Мессию, что все дальнейшие события — в Божиих руках и будут совершаться по Его воле. Но Он этого не делает.

Он дает Иоанну возможность сделать самостоятельные выводы — из того, что он знает из пророческих книг, из своего личного опыта, из свидетельств своих учеников.

Вполне вероятно, что прямой ответ, переданный через других людей, не разрешил бы сомнений Предтечи, и диавол продолжил бы его искушать.

С подобными сомнениями в фундаментальных истинах веры в своей жизни сталкивается каждый христианин. И Господь мог бы каждому из нас однозначно и недвусмысленно сказать: «Всё это правда, Я есть». Но любой ответ, который приходит извне, а не рождается в душе в процессе личных исканий и борьбы, в свете Духа Истины, не только не избавляет от сомнений, но и порой умножает их.

Именно такой процесс предстояло пережить святому Иоанну в темнице — он услышал слова Иисуса, переданные ему от учеников, принял их в свое сердце и молился Богу о просвещении до тех пор, пока эти слова не стали его собственными словами и его собственным исповеданием. Иоанн был свидетелем Господним — но в определенный момент жизни ему предстояло поверить собственному свидетельству и принять его. В этом святому можно и стоит подражать.

Об этом мы молимся ему — о том, чтобы иметь ту же веру, ту же ревность и праведность, какая была у него.

По материалам подкастов протопресвитера Фомы Хопко, 2013

Источник: http://blaginform.ru/svyatoj-ioann-predtecha-velichajshij-iz-rozhdennyx-zhenami/

Рождество Иоанна Предтечи: история праздника

Церковь хранит память и прославляет имя Иоанна Предтечи. Он был избран предшественником Бога на земле. Креститель Господень Иоанн стал начальником воинства Небесного Царя. Его рождение празднуется, как и другие события его жизни.

Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, усекновение его главы – 11 сентября, первое и второе обретение реликвии – 24 февраля, а ее третье обретение – 25 мая. Каждый вторник молитвы о нем возносятся перед Богом.

История праздника

В Евангелии от Луки повествуется о том, как праведные супруги, престарелые Захария и Елисавета стали родителями долгожданного младенца. Много лет они просили Господа о таком счастье. И молитва их была услышана. Этому счастливому дню предшествовали удивительные события.

Захария, будучи священником, однажды вошел в Храм Господень для совершения каждения. Он молился о прощении и утешении всего иудейского народа. По правую руку от жертвенника он увидел Ангела Господня. Испугался и смутился праведный Захария. Ангел же возвестил о том, что их молитва услышана, и что его жена родит сына в назначенный срок. Наречен он будет Иоанном и приготовит многие племена к спасению.

Священник усомнился в словах Ангела. Он потребовал подтверждения пророчества. За это Заахария и был наказан немотой. Выйдя из храма, он не смог обрадовать жену услышанной новостью. Заговорил он только в день, когда нужно было нарекать новорожденного сына. Счастливый отец вознес хвалу Богу и назвал первенца Иоанном.

Sputnik / Юрий Абрамочкин

Репродукция иконы святого Иоанна Предтечи, выполненной суздальскими живописцами в XVI веке

Почитание Рождества Иоанна Предтечи

Лишь три христианских праздника, утвержденных в честь рождения прославляемого лица, названы Рождеством. Речь идет о появлении на свет Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Уже наличие этого факта подчеркивает особый статус Крестителя среди почитаемых святых. Каноны праздника в честь рождения святого мученика были написаны Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным. Его стихиры писались выдающимися гимнографами.

Рождество Иоанна Предтечи неизменно празднуется в Петров пост. Дата праздника была вычислена по свидетельству Евангелия от Луки о том, что Иоанн Креститель рожден за полгода до рождения Спасителя. Поскольку к зимнему солнцестоянию приурочено Рождество Христово, появление на свет Крестителя стало отмечаться в день летнего.

Поскольку православная церковь в России использует юлианский календарь, было потеряно астрономическое соответствие праздника. По григорианскому календарю Рождество Предтечи отмечают в июне, а по юлианскому – 7 июля. В честь этого события в Москве был возведен храм Рождества Иоанна Предтечи.

Sputnik / Павел Балабанов

Репродукция иконы «Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча» (Деисус) работы неизвестного мастера конца 12-го века. Государственная Третьяковская галерея.

За что почитают Иоанна Предтечу?

Будучи ровесником Христа, Иоанн был свидетелем всех событий, которые последовали вслед за рождением Богомладенца. Чудом он избежал смерти по приказу неистового Ирода, когда тот решил истребить всех младенцев, чтобы предотвратить восхождение Христа на трон.

Оставшись сиротой, Иоанн не умер с голоду. По милости Божией он был укрыт в лоне природы вдали от человеческих глаз. Хранимый Всевышним, мальчик рос в окружении животных, которые заботились о нем. Дух Святой вел его и укреплял в молитве. Иоанн рос, не видя людей и их хитростей, грехов и слабостей. По мнению древних христианских толкователей, он принес Богу редчайший в Ветхом Завете обет девства. Его уста были помазаны великой силой обличения.

Войдя в возраст, он стал уличать грехи фарисеев и саддукеев. Корысть и гордыня, властолюбие и стяжательство – вот пороки, которые вскрывал Иоанн. Народ, понимая праведность его слов, почитал справедливого пророка и наставителя.

Когда пробил час, десять городов, стоящих на Иордане, услышали мощный призыв Иоанна. Простые люди тотчас же оставили свои дела и отправились к берегам Священной реки. Там он исповедовал каждого и заводил людей в струи воды. Осознав содеянное, мытари и блудницы присягали Иоанну в верности. Они примыкали к рядам его учеников и верных последователей. Все они ожидали пришествия Иисуса, который по воле Отца Небесного шел к берегу Иордана, чтобы спасти людей.

Sputnik / Илья Питалев

Выставка «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков»

В назначенный час Креститель указал людям на Христа и сказал: «Вот Агнец, который возьмет грехи всего мира на себя». Спаситель был крещен Иоанном. Он оставил завет верности Господу и любви к его сыну. Всю свою жизнь Иоанн Предтеча посвятил служению Богу. После смерти Креститель был назван Церковью мучеником, первым по благодати.

Смерть Предтечи была страшной. Он указал Ироду на то, что тот нарушил седьмую заповедь закона Моисея, взяв в жены Иродиаду,  жену собственного брата Филиппа. Ирод не посмел сразу казнить пророка, побоявшись народного гнева, а бросил его в темницу.

Позже он приказал казнить Иоанна по просьбе дочери Иродиады. Иоанн Креститель был обезглавлен в тюремной камере. Его голову слуги принесли на блюде к ногам неверной женщины. Тело мученика было погребено учениками Предтечи. Глава Крестителя была выкрадена благочестивой служанкой Иродиады.

Позже эта реликвия была утеряна и обреталась трижды.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/reference/20180517/1023976975/rozhdestvo-ioanna-predtechi.html

Иоанн креститель — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Пророк Иоанн Креститель, икона
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у католиков Пасхальный кролик

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы — самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына.

И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили.

Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами.

Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения.

Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва [1]

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем.

И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними.

Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́.

Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку.

В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью «Десница Иоанна Крестителя»).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Использованные материалы

[1]  Пророку Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания) — http://diak.ortox.ru/*_prorokam/view/id/1170439

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3825.html

Иоанн Креститель и его праздники — Православный журнал

Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн – один из наиболее почитаемых православных святых, сыгравших важнейшую роль в евангельских событиях. Не удивительно, что с его именем в церковном календаре связано довольно много дат, которые раскрывают основные вехи его жизни, смысл его служения, а также историю почитания Иоанна после его земной кончины.

Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году:

6 октября (23 сентября по старому стилю)

Каждая из этих дат связана с отдельными эпизодом жизни Иоанна Крестителя, либо с историей его последующего почитания в лике святых. Расскажем о них по подробнее.

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

С рождением Иоанна Крестителя связано первое чудо в его жизни.

Отец Иоанн, священник Захария и его супруга Елизавета были уже весьма пожилыми людьми, но их многолетний брак так и оставался бездетным. В те времена на такие семьи в обществе смотрели косо – считалось, что бездетность является наказанием за какой-то большой грех. Будущие родители Иоанна Крестителя уже смирились с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, когда с Захарией произошло чудо.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. По ветхозаветной традиции на какой-то момент, он остался в храме один, и именно тогда в самом священном для иудеев месте ему довелось увидеть Божьего посланника – архангела Гавриила, который объявил ему о скором рождении сына. «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17)

Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна.

20 января – Собор Иоанна Предтечи

Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня.

Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев.

Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников.

Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку.

В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель.

Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона.

Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека.

Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета.

Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом.

Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.

Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя.

Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову.

8 марта в високосном году / 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила.

Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих.

Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

7 июня (25 мая по старом стилю) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений.

На заставке: Святой Иоанн Креститель, Никола Пуссен

Источник: https://foma.ru/ioann-krestitel-i-ego-prazdniki.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает имя Ольга По церковному

Закрыть