Как бороться с грехом

Почему обижаться – грех? | Милосердие.ru

как бороться с грехом

 Илья Репин. Дуэль Онегина с Ленским. 1899 г. Фото с сайта liveinternet.ru

Хитрый грех

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида.

Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся.

Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но – в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.

Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).

Фактор Бога

Обида закрывает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только вы обиделись, действуйте: помолитесь за обидчика. Через нехочу, даже если это будет просто автоматически. С точки зрения мирской логики – это нонсенс, в крайнем случае – парадокс. Но такие уж мы, христиане, парадоксалы. Еще апостол Павел отмечал: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4;12-13).

Этот закон – юродство для мира, он – вопреки всем рассуждениям о правах и достоинстве. И все-таки вы попробуйте! Встаньте перед иконой и положите за человека поклон со словами: Боже, помилуй вот этого человека (имя).

Пусть все в вас протестует против таких слов. Но если вы это сделаете, вы поступите не по своей воле, но по воле Божией. Это послужит вам утешением, а Бог не замедлит. С момента такой молитвы вы уже не одни в своем прошении, вы даже не своими силами пытаетесь разрешить ситуацию, с вами – Бог. Он начинает действовать. Приходит благодать Божия и смягчает сердце. И ваше, и «обидчика».

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы.

Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира.

И благодать Божия подается обоим.

Фра Беато Анджелико. «Святой Стефан, побиваемый камнями» (1447–1449 гг). Фреска люнета западной стены капеллы Никколини, Ватикан
Фото с сайта art.c-rover.com

Молитва меняет сам фокус восприятия «обид». Появляются вопросы: а может, я тоже кого-то в жизни обидел? Может, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Многие вроде на словах все это знают, но совершенно недооценивают. Люди часто жалуются на то, что Бог «не слышит» их молитв. А может, потому и «не слышит», что сами-то мы не можем простить, отпустить, держим в должниках, считая себя несправедливо обиженным, и даже ждем, когда Бог нашего должника накажет. Может, потому и наша молитва к Богу недерзновенна?

Заповедь о любви к Богу и ближнему неразделима. Обижаешься, злишься, значит – не любишь ближнего, значит, и Бога не любишь, – так апостол любви Иоанн Богослов говорит.

Можно даже проверить себя: если не идет молитва, на сердце холодно, и не потому, что устал, забегался, может быть, это от того, что есть груз на сердце, обида на человека не дает молиться?

Обидчивость – как зараза

Обида – грех, потому что цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность. И если месть в действии человеку внимательному еще удается проконтролировать, то с осуждением сложнее. Ведь сама обида основывается на сознавании некой правды в своей обидчивости. На нашем понятии справедливости.

Но наша правда – человеческая, порой, слишком человеческая. А есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих, а нам не открыты. Мы видим часть, а Он – все сразу. Доверимся Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше займемся поиском смысла или тихо потерпим. Когда удается вот так выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, обиды становятся тише.

Есть старый, но утешительный святоотеческий рецепт: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся.

Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.

Святой Силуан Афонский вообще говорил, что мы – только тогда христиане, когда выполняем заповедь о любви к врагам. А эта евангельская максима начинается с терпения обид. Не случайно Христос в Евангелии ставит заповеди о любви к врагам и о молитве за обижающих в один ряд, через запятые: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Если нам к этому не стремиться, объяснять все собственной ранимостью, у нас в душе образуется навык, греховная привычка самооправдания. Обидчивость как зараза укоренится в жизни, цепляясь ко всем ее обстоятельствам.

Обидчивость и для самого человека, и для окружающих его людей может стать мукой. Если в семье, например, муж или жена страдают обидчивостью, это отражается на всех членах семьи. В этом случае обидчивость становится еще и средством манипуляции, психологического шантажа, вызывая у близких чувство вины и толкая часто на неправильные действия.

Отойдите с миром

Говорить о своей обиде человеку можно только тогда, когда вы сами успокоились. Если вы раздражены, оскорблены, огорчены, злитесь, вы неизбежно будете осуждать человека, упрекать его и ничего доброго ваш разговор не принесет.

Если родители в раздражении говорят ребенку правильные слова, ребенок эти слова не усвоит. Если они в гневе наказывают его, это наказание принесет только вред. Ребенок видит, что хотя родители и наказывают его за проступок, сами в этот момент грешат другим грехом, поэтому их вразумление его не исцеляет. Он просто покоряется силе, пока.

Но если с помощью молитвы вам успокоиться удалось, вы можете попробовать поговорить с человеком. Человек будет чувствовать, что за вашими словами стоит не раздражение, не страстность, а смысл, и может прислушаться к вашим словам.

Но бывает, что поговорив, с человеком приходится расставаться. Расстаньтесь с миром. Порука – ваша спокойная совесть. У многих святых отцов есть такой совет, что порой лучше расстаться с человеком. Например, настоятель монастыря пришел к выводу, что некий брат, если останется в монастыре, для себя получит большую пользу, но братии принесет большой вред. В этом случае настоятель может принять решение выбрать пользу братии и расстаться с братом.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-obizhatsya-greh/

Как справиться с «привычными» грехами? — Православный журнал

как бороться с грехом

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Какое-то время назад  к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?» (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского,  Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и  постоянного автора «Фомы» Аллександра Ткаченко.

Есть очень больная для верующих людей тема. Причем больная в большей степени даже не для тех, кто делает в Церкви только первые шаги, но для уже воцерковленных людей. Это — невозможность обуздать свои «привычные», постоянные грехи. Вроде бы человек и не совершает чего-то чудовищного, но неспособость отвязаться от «привычного» греха порой доводит его до депрессии. Существуют ли способы как-то справиться со своими греховными привязанностями?

 О стремлении к идеальности

Фото Православие. ру

Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения. Таких людей знают священники (они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов. Я не хочу сказать, что это – болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.

Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Виннекотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но, не «идеальной».

Примерно тоже можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя и от него страдают окружающие.

Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.

Какова же взвешенная христианская позиция?

Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которую мы, часто забываем:

1) Бог любит меня;

2) Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;

3) Вечная Жизнь это не что-то, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;

4)Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.), это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные, или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит. Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.

Как принять себя?

После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:

Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «Принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот, или иной грех?

В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?

Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь. Это серьезная работа.

О книжках со списками грехов

Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате, человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину.

А в таком случае, как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому, что грехи-то он, вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми).

И эта борьба будет бесконечной.

Например: женщина не может отказать подруге в мелких, но несогласующихся с ее представлениями просьбах. Только когда женщина поняла, что таким образом она боится не оправдать ожидание, боится в глазах подруги выглядеть хуже, только после этого она смогла быть самой собой и делать, что ей кажется правильным.

Единственный вариант, на мой взгляд, это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.

Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?

Нужен ли верующему личностный рост?

Христианская жизнь это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед. По-моему, очень увлекательно, каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности. Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи как рост души, личностный рост вообще не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.

Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути. Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти. И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) Верит в тебя.

Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который начавшись, больше никогда не закончится.

Протоиерей Александр Авдюгин. Радоваться, что видим свои прегрешения

На заставке фрагмент фото CheaTeing

Источник: https://foma.ru/kak-spravitsya-s-privyichnyimi-grehami.html

Грех лени в православии

как бороться с грехом

Почему лень в православии отнесли к смертным грехам, назвав такой безобидный, с точки зрения человечества, недостаток пороком? Само по себе нежелание что-то делать, нельзя назвать грехом, но при этом возникают страсти осуждения, что приводит к греху.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем прославился Радонежский

В чем грех лени

Грех лени в православии — пренебрежение теми талантами, которыми Господь наделил каждое Свое Творения для Своей радости. Самое интересное, что даже некоторые священнослужители такие, как Дамаскин и Кассиан, не считали леность смертным грехом православия.

Традиционно лень расценивается как порок, поскольку ленивый человек является нахлебником

Духовная радость сама по себе является добром, а печаль, вызываемая леность, гнетет человека, отвлекая его от дел, а это уже грех. Вялый бездейственный человек только с первого взгляда кажется безобидным для общества. Царь Соломон в своих притчах призывал брать пример с муравья, который трудится целое лето, чтобы иметь пропитание зимой (Притчи 6:6-9).

О других грехах:

Ленивец уделяет мало внимания заработкам, все ничего, если бы за него не приходилось бы работать другим. Трутень в жизни другой личности нарушает основную заповедь Бога, в которой говорится о любви к ближнему.

Библия считает леность проявлением скудоумия (Притчи 24:30-32).

В Евангелии от Матвея мы читаем о рабе, который получив один талант, не умножил его (Матв. 25:26). С точки зрения ленивого человека, совершенное непонятно, за что понес наказание слуга, который не растратил, не пропил, а просто не приумножил богатство хозяина. Все дело в любви и желании быть не просто рабами, а друзьями хозяину, который доверил свое состояние работникам, надеясь на их уважение и любовь.

Ленивый раб зарыл свой талант и ничего не делал, ожидая приезда хозяина. Двое других работников трудились, вложив таланты в дело, своим рвением и трудолюбием показывая верность и любовь.

Священное Писание 365 раз говорит: «Радуйтесь!». Каждый день христиане должны находить причины для радости и благодарности за нее Богу. Ленивый христианин впадает в уныние, постоянно нарекает на Творца, высказывая недовольство.

Важно! Лень в православии является смертным грехом по причине разрушения душевных сил человека, как творение Бога.

Леность вызывает подавленность, апатию, подавляет желание жить и бороться с проблемами и болезнями.

Неведение Божественного промысла для жизни накрывает ленивца, разрушая все мотивации для успешной жизни, у него возникает чувство бессмысленности существования.  В народе говорится, что обрести трудолюбие можно за 3 года, лень овладевает человеком за 3 дня.

Праздность является главным корнем греха лени

Даже воцерковленные люди испытывают приступы лености, когда:

  • нет желания читать молитвенное правило по утрам;
  • находится тысяча причин пропустить богослужение;
  • дьявол подбрасывает оправдание в недержании поста.

В это время православный верующий готов переделать все домашние дела, только бы не находиться в присутствии Святого Духа, поэтому проявление духовной лени намного страшнее физического нежелания трудиться.

Совет! Только беседа с духовным наставником поможет отличить физическую усталость, духовное выгорание от простой лени, вызванной праздностью.

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

  • Лень, результатом которой является халатность на производстве, может привести к травме и даже смерти людей.
  • Пренебрежительное отношение к деньгам вызывает кризис, и даже крах предприятия.
  • Ленивый супруг или супруга в семейной жизни часто является основной причиной развода.
  • Уныние, вызванное леностью, способствует развитию депрессии, а это путь к заболеванию не только сердца и сосудов, но и онкологии.
  • Ленивый человек является потребителем, ничего не созидая, он превращается в обузу общества, семьи. Ничего не творя, а потребляя, лентяй претендует на созданное другим человеком, он расхититель, вор.
  • Леность, движимая бесами, приводит к параличу воли личности, поэтому лентяи часто становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Важно! Леность приводит к праздности, к паразитизму. Ленивый человек готов на любые поступки, чтобы сохранить свое состояние, так что лень недаром называют матерью всех пороков.

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.

Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Как избавиться от лени

Многим христианам этот порок мешает жить полноценной духовной жизнью, но избавиться от него самостоятельно ленивцы не могут.

Молитвы от лени и вялости в православии оставили святые, как надежное лекарство от опустошенности.

Молитва Александру Римскому

О преславный угодниче и мучениче Христов, добрий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси:

ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.

Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих,

и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.

Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,

паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.

Аминь.

Пораженным леностью христианам нужно особое усилие, чтобы прорваться в духовной жизни.

Пребывание в молитве требует сосредоточения, для этого нужна сила воли.

Совет! Для начала следует начать читать молитвенное правило, хотя бы краткое. Пусть это будет несколько минут с утра и вечера. В открытую дверь духовной жизни будет иметь доступ Святой Дух, которому под силу изменить ситуацию.

Человек, простоявший в утренней молитве день, два, понимает, что у него все получается, наполняется самоуважением и желанием продолжать начатое. В этом случае начинающего молитвенника можно сравнить со спортсменом, который мечтает о победе.

Только ежедневные тренировки дадут долгожданный результат.

Господь сотворил каждого человека уникальной личностью, способной развивать в себе добродетели и изгонять пороки, приближаясь к святости.

Молитва Богородице

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси,

но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих,

и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость:

грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение;

сущим в скорбех и печалех — утешение;

обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие;

малодушным и ненадежным — надежду и терпение;

в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение;

бедствующим — милосердие;

сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление;

иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление;

отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая!

Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление:

во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди;

злыя благи сотвори;

заблуждшия на путь правый настави;

всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй;

всякое дело злое и богопротивное разруши;

в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани;

плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй;

сущим в нужде и гладе буди Питательница;

не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище;

нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление;

клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай;

клеветники и хулители пред всеми обличи;

ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани;

супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый;

матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави;

от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради;

безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи;

прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи;

вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл;

от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори;

скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица:

да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, о Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Бог Отец всегда слышит о просимом в молитвах, Он знает каждый наш шаг, но хочет увидеть желание самого человека преодолеть грех, порок. Как только появляется желание отлынивать от чего-то, следует призвать на помощь Спасителя и попросить Его об избавлении от смертного греха.

Как преодолеть грех лени? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-leni-v-pravoslavii.html

Грех ли быть угрюмым?

У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным. Но, тем не менее, мы каждый день видим вокруг эти угрюмые и отрешенные лица, озабоченные проблемами.

Как справиться с унынием и избавиться от него? Ведь нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути. С этим и другими вопросами журналист Леонид Виноградов обратился в своей книге не к священникам, а к ведущим православным психологам.

Жизнь течет, а земные проблемы остаются прежними. Ну ладно, одни проблемы, положим, решаются, но им на смену тут же приходят другие. Конца и края им, конечно же, нет. Угрюмые думы никак не забываются.

Есть много причин, по которым человек должен неотступно и непрестанно бороться. Отчаяние неприемлемо. Терпение необходимо всегда. Мы не одни боремся в жизни. Хороший капитан корабля виден во время шторма, как верно говорит наш народ. Шторм, тучи и гроза пройдут.

А что впереди? А впереди – ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Радуйся, христианин! Живи по направлению к Богу, вложи таланты, вверенные Им тебе, в выгодное духовное предприятие и приобрети столько же. Ешь от Хлеба Жизни и пей от Чаши, учись прощать обиды и любить таких же нерадивых, как и ты. Тебя ждет великое наследство от Отца Небесного. Вся Вселенная завещана тебе. 

Но почему же вокруг столько угрюмых лиц?

Ах, да. Вечные муки. Они даже не ожидают. Они уже начались для того, кто не умеет любить. Нет, не мороженое. Не кино, не пятничное веселье, переходящее в субботнее похмелье. Речь о любви к Богу и ближнему, само собой. Ох, как это трудно! Как правило, мы любим других за то, что они дают нам. А когда не дают – беда. Потому что любовь тает и обращается в ничто. И наступает вселенская угрюмость. Вселенские муки.

Далее идут рассуждения о том, кто – мы? Ну, мы, то есть православные христиане, которые не хотят, не хотим менять себя ради Царства Правды и решили оставить себе определенный набор любимых грехов. Итак, мы, добровольно обрекая себя на загробные муки, не будем мучиться вечно. Почему? Да потому, что Бог милосерден.

Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие: мол, буду грешить всласть, а потом Господь простит.

Забываю я, христианин, что запрет совать пальцы в розетку связан с поражающей силой электричества, а не с чьим-то желанием нам досадить. Есть ли мука, когда через тело проходят 220 вольт? Несомненно.

Не сам ли я себе эту муку создал? А муки совести? А муки одиночества, когда своим поведением я отогнал от себя всех друзей? Кто наказал меня этим? Может, друзья? Подождут за углом, посмеются, насладятся моими муками, а потом скажут: «Ну, хватит с него, возвращаемся назад»? А посеянный вместо пшеницы чертополох? Обратится вдруг в хлеб, когда я буду близок к смерти и вдоволь хлебну голодных страданий?

Вот откуда угрюмые лица в храмах, на которых вместо света, что должен светить с вершины горы, ясно читается печать унылого согласия на ад вперемешку с необоснованной надеждой на временные мучения, которым рано или поздно придет конец.

Протоиерей Сергий Адодин

Путь к гармонии

Душа внутри нас должна резонировать с внешними каналами восприятия. Через мимику, жесты мы должны транслировать людям ту любовь, которую копим в себе. Когда встречаем людей, мы должны быть обращены только к ним; только этот, конкретный, человек напротив − сейчас самое важное и главное.

Мы унылые оттого, что не хвалим друг друга, не благодарим, а большую часть дня занимаемся или самоедством, или людоедством − вот и выгораем и истощаемся эмоционально. И вдруг научиться быть радостными – это непросто. Мы слишком зациклены на самих себе.

Для чего нас всех создал Господь? Ну, для чего? Чтобы мы радовались. Будьте совершенны, как Отец небесный, всегда радуйтесь, за все благодарите. Человека создали, чтобы он славил Бога и всегда радовался. Себя необходимо умудриться подтянуть, настроить, как музыкант любящий − инструмент.

из беседы с Ириной Рахимовой

И именно сейчас, в постные дни, самое время − замедлить сумасшедший бег суетной земной жизни и посмотреть внутрь себя, своей души.

«Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин

И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Неспроста пост, особенно Великий, святые отцы называли весной души; это тот период, когда мы особенно внимательно относимся к своему внутреннему миру.

У природы нет плохой погоды. И когда мы правильно славим Бога – принимаем все, как есть, радуемся, за все благодарим – то перестаем быть унылыми. Надо этому учиться даже в мелочах.

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/grekh-li-byt-ugryumym/

Как бороться с грехом блуда? / Ислам — религия милосердия! Роль милосердия в воспитании детей

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Как бороться с грехом блуда?

Передают от Абу Умамы, да будет им доволен Аллах, сообщается следующее: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел некий юноша и сказал: «О посланник Аллаха, разреши мне прелюбодеяние!» Люди устремились к нему, стали кричать на него и требовать, чтобы он замолчал.

Что же касается Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал ему: «Подойди поближе!» Когда юноша приблизился близко и сел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты бы хотел, чтобы это совершали с твоей матерью?» «Клянусь Аллахом, нет, да Аллах сделает меня выкупом за тебя!» — ответил юноша.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот так же и люди не хотят, чтобы это делали с их матерями».

Затем он спросил: «Ты бы хотел, чтобы это совершали с твоей дочерью?» «Клянусь Аллахом, нет, о Посланник Аллаха, да сделает Аллах меня выкупом за тебя!» — ответил юноша. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот так же и люди не хотят, чтобы это делали с их дочерьми».

Затем он спросил: «Ты бы хотел, чтобы это делали с твоей сестрой?» «Клянусь Аллахом, нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя!» — ответил юноша.

«Вот так же и люди не хотят, чтобы это делали с их сестрами», — сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), после чего спросил: «Ты бы хотел, чтобы это делали с твоей тетей по отцу?» «Клянусь Аллахом, нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя!» — ответил юноша.

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот так же и люди не хотят, чтобы это делали с их тетями по отцу», — после чего спросил: «Ты бы хотел, чтобы это делали с твоей тетей по матери?» «Клянусь Аллахом, нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя!» — снова ответил юноша.

«Вот и люди не хотят, чтобы это делали с их тетями по матери», — сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). После этого он положил руку на юношу и произнес: «О Аллах! Прости его грех, и очисти его сердце, и дай ему целомудрие!»
И после этого разговора с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) этот юноша уже никогда не смотрел ни на что запретное» (Ахмад 22211. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 1/712).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем заключается протестантская вера

Сообщается со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было (из людей), и поэтому если вы увидите (подобное), то взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню. О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много. О Аллах, довёл ли я!?» (Аль-Бухари 1044. Муслим 901).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/adab/hutby/h_19_6_21_(1)_kak_borotsya_s_grehom_bluda.mp3

Ислам — религия милосердия!

Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Сура 21-«Пророки», 107 аят).

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называл себя для нас (разными) именами и говорил: «Я — Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукъаффа (‘посланный вслед’), и аль-Хашир (‘собирающий’), и пророк покаяния, и пророк милости» (Муслим 2355).

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Над теми, кто милостив, смилостивится и Милостивый [Аллах]! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!» (Абу Дауд 4941, ат-Тирмизи 1924, Ахмад 2/160, аль-Хаким 4/175. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргиб» 2256).

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!”» (Аль-Бухари 5997. Муслим 2318).

Сообщается со слов вольноотпущенника посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого он любил, как любил и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих» (Аль-Бухари 1284. Муслим 923).

Сообщается, что Курра бин Ийас аль-Музани, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, некий мужчина сказал: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если я буду милостив к овце, когда буду резать её». «И даже овца, если ты помилуешь её, то Аллах помилует тебя»» (Ахмад 15592. Ат-Табарани 19/23. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргиб» 2264).

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милосердия лишен только несчастный» (Абу Дауд 4942. Ат-Тирмизи 1923. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’» 7467).

Роль милосердия в воспитании детей

Передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Пришел бедуин к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Ты что детей целуешь? А мы не целуем» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце ми­лосердия?»» (Аль-Бухари 5998. Муслим 2317).

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал аль-Хасана бин ‘Али [т.е.

своего внука], да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра’а бин Хабиса, аль-Акра’ cказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”.

Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на него и сказал: “Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!”» (Аль-Бухари 5997. Муслим 2318).

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел старец, желавший его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место.

Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее: «Не из нас те, кто не милостив к младшим из нас и не уважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи 1919. Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 358, Ахмад 2/207.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5445).

Всевышний Аллах также сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Сура 3-«Семейство Имрана», 159 аят).

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я, в отношении вас, как отец своему ребенку» (Абу Дауд 8. Ибн Маджах 256. Ан-Насаи 40. Ахмад 7368. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 2346).

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды к Аише, да будет доволен ею Аллах, пришла какая-то бедная женщина с двумя детьми и она дала ей три финика. Эта женщина дала каждому ребенку по финику, а один оставила себе.

Они же, съев свой финик, стали смотреть на мать, и тогда она разделила этот финик пополам и дала одну половинку одному, а вторую другому ребенку.

Когда пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, она рассказала ему о случившемся, на что он сказал: «А что тебя здесь удивило? Аллах помиловал её из-за милости её к её детям» (Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 89. Абу Ну’айм в «Хильятуль-Аулия» 2/231. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 66).

Сообщается от ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не направит к ним, и избавь меня от дурных качеств, ибо, никто не избавит меня от них, кроме Тебя!» /Аллахумма-хдини ли ахсаниль-ахлякъи, ля йахди ли-ахсаниха илля анта, уасриф ‘анни саййиаха, ля йасрифу саййиаха илля анта/ (Муслим 771).

http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/adab/hutby/h_19_6_21_(2)_Islam_dinur_rahma_rol_v_vospitanii_detei.mp3

Источник: https://alhadis.ru/hutba-2019-6-21/

Пять способов борьбы с грехом

Попытка приручить грех – вместо того, чтобы расправиться с ним раз и навсегда – выглядит так же глупо, как попытка человека приручить хищное животное.

Как-то мне попалась статья, заголовок которой гласил: «В Пенсильвании женщину загрыз прирученный медведь». Как оказалось, эта женщина вырастила медвежонка бурого медведя, которому дала милое имя Тедди, и последующие девять лет прошли без происшествий. Но однажды, когда хозяйка убиралась в клетке, ее питомец, напав, растерзал ее.

Некоторые соседи выражали крайнее удивление по поводу случившегося. Один из них сказал: «Она была хорошим человеком. Мы только думали, что у нее странное хобби». Я не сомневаюсь, что эта женщина была хорошим человеком. И не важно, какое имя вы дали своему одомашненному медведю – моих детей поиграть с ним к себе в гости не ждите. Потому что приручение медведя как хобби – это не то же самое, что собирание марок. Рано или поздно медведь проявит свое истинное нутро.

Равно как и грех.

Будучи христианином, вы должны признавать хищническую природу греха и потому должны постоянно давать ему отпор.

Но, по словам апостола Павла, в этой борьбе мы можем полагаться только на силу Духа Святого: «Но если вы с помощью Духа умертвите свою греховную плоть, то обретете вечную жизнь» (Рим 8:13, соврем. пер.).

Многие люди чувствуют себя побежденными грехом, потому что сражались с греховными побуждениями силами плоти. Вы должны бороться с грехом с помощью Духа.

А в чем, собственно говоря, различие между борьбой с грехом в Духе и борьбой по плоти? Ниже пять пунктов, которые всегда включает в себя борьба с грехом в Духе:

1. Смиренное признание

Противоположность признанию – скрывать свои ошибки или замалчивать их, тем самым создавая иллюзию безгрешного человека.

Но в этом кроется ошибка, поскольку Господь только тогда сможет очистить ваш грех, когда вы вынесете его на свет. Грех подобен моральной плесени, которой покрывается душа, и избавиться от которой можно лишь подвергнув ее световому воздействию Божьего присутствия. В Библии сказано: «Признавайтесь друг пред другом в проступках, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16).

2. Полная капитуляция

В противовес договорной сделке с Богом. Многие люди готовы ограничиться вопросом: «Что я должен делать, чтобы меня считали ‘хорошим христианином’?». Но это не сработает, потому что Бог – это не сила, поступающая в ваше распоряжение, а Личность, которой вы должны сдаться. И когда вы говорите Богу «нет», пусть даже и в мелочах, вы лишаете себя Его общества – и Его силы.

3. Уверенность в Евангелии

Дух Святой высвобождает вас из власти греха, напоминая вам о том, что вы полностью приняты Отцом. Это нелогично, но именно так Иисус всегда изменял жизни людей. Он сказал женщине, пойманной на прелюбодеянии: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Он поставил принятие впереди изменения, потому что только через знание о том, что она принята, эта женщина обретала силу измениться.

4. Заучивание определенных мест Писания наизусть

Когда Иисус боролся с сатаной, Он цитировал места Писания, направленные на борьбу с конкретным искушением.

Апостол Павел называет Слово Божье «мечом духовным» (Еф. 6:17). Писание – наше оружие, и вступить в сражение без него – это все равно, что отправиться на дуэль, не имея при себе пистолета. Иисус не вступал в борьбу с искушением, надеясь «сориентироваться по ситуации». Он пришел подготовленным, вооруженным Писанием. И если уж Иисусу понадобилось Писание для борьбы с искушением, то нам тем более.

5. Ищите мудрости, а не просто избегайте греха

Ходить в силе Духа Святого – не значит задаваться вопросом: «Насколько близко я могу подойти к греховной черте, не пересекая ее?», но: «Как будет мудро поступить в данной ситуации?».

Апостол Павел пишет, что законом нам разрешается многое, но не все нам полезно (1 Кор. 6:12). Это означает, что, как таковые, не все выборы греховны, но не все они ведут вас к единению с волей Святого Духа.

Силу Святого Духа вы получаете, общаясь со Святым Духом, а общаетесь вы со Святым Духом, когда ищете Его воли в каждой ситуации.

Новый вид послушания

Божий Дух не пытается просто обуздать вас; Он пытается изменить ваше сердце.

Для того чтобы выработать в вас совершенно новый вид послушания, Он не просто говорит вам: «Прекрати», имея в виду определенные грехи. Вместо этого Он направляет луч прожектора на красоту Христа, с помощью обетования Писания взращивая в вас уверенность в том, что вы – Божье дитя. Он напоминает вам стихи из Библии, которые вы некогда выучили наизусть, для того чтобы вы могли противостоять искушениям и атакам дьявола.

Чтобы преодолеть грех, вам нужна помощь Святого Духа. Вам нужно, чтобы Он изменил вас изнутри.

Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Анастасия Сковородникова для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 11.04 (Украина). Спасибо!

Источник: http://ieshua.org/pyat-sposobov-borby-s-grehom.htm

Уныние это грех

Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.

В римско-католической церкви существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

Ниже приведены основные свойства греха уныния:

  1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
  2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
  3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

Почему уныние признается смертным грехом?

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

Причины уныния

Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

Как бороться со смертным грехом уныния?

Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

  1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
  2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
  3. Усердно молиться, просить сил и помощи у Бога.
  4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
  5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

Источник: https://thram-m.ru/stati/unynie-eto-greh/

Страсть тщеславия в свете Библии как бороться с грехом

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях.

Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: «Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем заключается суть христианства

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано.

Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитвКогда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной.

Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: «Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!..

» Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: «Нет, нет, не бойся, допусти» Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха.

Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали.

Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: «По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же». Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка.

Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: «Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)». Поклонилась и ушла.

Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я, Архангел Гавриил, послан к тебе». Старец на это отвечал: «Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: «Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: «Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов».

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/strast-tshcheslaviya-v-svete-biblii-kak-borotsya-s-grekhom.html

Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины

Грех осуждения проникает в нашу душу незаметно. Часто мы и грехом-то не считаем подумать или сказать что-то неприятное о других. Святые отцы и учителя Церкви предупреждают нас: осуждать ближнего небезопасно для нашей души.

Как возникает грех осуждения?

В православии осуждение – грех потому, что в этом действии отсутствует любовь. У преподобного Дорофея есть сравнение: как гнойную рану на теле мы стремимся исцелить, так и недостойно поступающего человека нужно спасти. Но не критикуя и порицая его, а через доброе слово.

Почему осуждение – грех? Господь запрещал нам судить других. Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий. Эти слова свидетельствуют, что судить, кто прав, а кто виноват, может только сам Господь.

Критика и презрение ближнего отдаляют нас друг от друга. Представьте, что пострадавшего в аварии человека врачи начинают не возвращать к жизни, а осуждать его и говорить, что он сам виноват. Примерно так же поступают люди, осуждающие близких, родных, друзей или просто прохожих.

Человек, вставший на путь истинной веры, остро чувствует свое несовершенство. Можно выбрать долгую и трудную духовную работу над собой, а можно возвыситься, указывая на недостатки других. Осуждение – один из признаков гордости.

И тут возникает ситуация, когда “В чужом глазу соринку замечаем”. Маленькая радость от унижения другого превращается в грех. В итоге к своим слабостям человек относится снисходительно. Чтобы избавиться от осуждения, нужно увидеть собственные грехи.

Осуждение – это ещё и показатель невежества. Мы не можем знать всех обстоятельств, при которых человек вынужден был согрешить. Невежество часто идёт под руку с лицемерием: себе мы давно простили, а другому – нет.

Осуждение человека – это грех, приносящий много зла. Сплетни, клевета, злословие причиняют боль, уничтожают доброе имя, разрушают уклад жизни.

Бывает, люди, считающие себя вправе порицать, начинают подшучивать над оступившимся и насмехаться. Им кажется, что это весело и необидно. На самом деле, это тот же грех осуждения, поданный в другой форме.

Человек, занимающийся поиском греховности в других людях, не найдет времени для изучения собственной души. Желание посплетничать о другом дает рост гордыне.

Как бороться с грехом осуждения православному?

Грех, подобно болезни, овладевает человеком. Избежать его можно, внимая чувствам, возникающим в душе, вовремя выявлять порицание другого. Проявляя внимание к себе и другому, мы становимся устойчивыми к легкомысленному суждению.

Способ, как избавиться от греха осуждения, есть у Анатолия Оптинского. Он говорил: пожалей – и не осудишь. Генри Бичер, проповедник, боровшийся против рабства, говорил, что сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.

Иногда, рассмотрев причины низкого поступка, можно обнаружить, насколько человек несчастен. Причинами могут быть и плохое воспитание, и духовная ограниченность, и невежество. Подумайте, какое наказание понесет он за свой грех. А может, он и сам горько сожалеет о совершенном. Если он раскаялся – нам ли его судить? Нет, не нам только Господь может судить.

Совет. Чтобы не осуждать людей, научитесь их оправдывать и жалеть!

Судящий лишается Божьей милости, бывает так, что сам совершает грех, в котором уличал другого. Терпение и молчание – вот золотые качества православного человека.

Прощать согрешившего, молиться о его душе – вот, что нужно каждому, чтобы избежать греха. Если человек осознает, насколько греховен сам, у него пропадает желание обвинять других.

Можно ли сказать что-либо о человеке плохое и не впасть в грех осуждения? Василий Великий определил следующие три правила: можно указать на грех из искреннего желания помочь, можно сказать о недостатке другого тому, кто может это исправить. И можно предупредить, если плохое в человеке может причинить вред другим. Это может быть в случае при приеме на работу, заключении брака.

Нужно помнить, что Бог не оставляет без внимания людей, всегда находится рядом с нами, слышит и видит нас, любит и ждёт нас, чтобы мы начали жить по его нормам, которые он заповедовал нам. От страшного Суда не укрыться нигде. А вот случайно оступиться может каждый из нас. И в этот момент каждому хочется милости прощения. Будьте милосердными и человеколюбивыми!

(2 3,00 из 5)

Источник: http://proruschurch.ru/kak-borotsya-s-grehom-osuzhdeniya/

О таинстве покаяния

Страница 5 из 11

Как бороться с грехом?

Легче всего (хотя и это бывает трудно) не допустить грех делом; гораздо труднее – не грешить в помыслах и чувствах; и чрезвычайно трудно – переменить сердечные расположения, т. е. уврачевать свои страсти. Как же нам это делать?

Всякий повод для дел нужно отсекать, а именно: не ставить себя в ситуацию, ведущую к греховному делу, заранее прогнозировать ситуации, в которых мы можем оказаться с тем, чтобы обезопасить себя от соблазнов, и проч. Здесь необходимо рассуждение, благорассмотрение и внимание.

Помыслам нужно противостоять, во-первых, невниманием им, молитвою, во-вторых – «противопомыслам», «противочувствам» – т. е. противопоставлять греху добро, взращивая в себе противоположные греху добродетели. Наконец, страсти: борьба с ними – это настоящий крест, здесь нужны терпение и смирение, а больше всего – молитва, упование на Бога и неотчаяние. Противление страстям может продлиться очень долго, всю жизнь, – это зависит от стяжанной силы страстей до обращения к Богу.

Борьба с грехом – вещь многосложная; здесь возможны как победы, так и поражения, когда нами все же допущен грех – делом, словом, чувством, мыслью. Когда это случится, не нужно впадать в смущение, отчаяние и проч., а нужно сразу прибегнуть к покаянию.

О внутреннем покаянном делании

Покаяние (здесь речь идет об акте внутреннего покаяния, не о собственно Таинстве) не есть нечто аморфное, как бы некое смятенное самоукорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, который очень хорошо определяет святитель Феофан Затворник. Вот что он пишет.

Покаяние есть:

  1. осознание своего греха пред Богом;
  2. укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;
  3. решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;
  4. молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Давайте разберем это определение свт. Феофана.

1) Осознание греха перед Богом, – т. е. не просто констатация греха, а именно греха перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, Богообщение.

И это осознание – не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что грех разлучил меня с Богом, что сделанное мною неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние – не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.

У кого такого чувства нет, тот в опасности формализировать свою внутреннюю жизнь.

2) Укорение себя, т. е. вменение себе ответственности за грех. Очень часто мы склонны перекладывать ответственность на обстоятельства, на других людей, на бесов, а себя оправдывать; а важно осознать, что именно мы не правы перед Богом.

3) Нужно положить решение сопротивляться греху, не возвращаться к нему, чего бы это нам не стоило. Без этого покаяние не будет покаянием, а превратится просто в некую, лицемерную по сути, констатацию факта. Нужно обязательно настроить себя на сопротивление греху. Как показывает опыт, у всех нас особенно хромает именно этот пункт.

4) Молиться Богу о прощении, – потому что своими силами мы ничего не можем, а только Господь прощает нас, умиряет наше сердце, возвращает нам Себя и утешает нас.

Вот такое покаянное движение души должно проходить всякий раз, когда совесть обличает нас в грехе – пусть хоть самом малом. Для, скажем так, «мелких» грехов часто бывает достаточно этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.

«Градация» грехов

Тут нужно опять вернуться к тому, что есть грех. Есть «грехи к смерти», смертные грехи (ср. 1 Ин. 5, 16). К ним относятся, в числе прочих, два рода самых распространенных и тяжелых грехов: блудные грехи и грехи гордости.

Дела блуда всем ясны, а вот дела гордости для кающихся часто бывают непонятны. Грех гордости, по отношению к Богу, – это ожесточенное богопротивление, а по отношению к людям – жестокость и немилосердие.

Блуд лишает нас нашего человеческого достоинства, нашей цельности, а дела гордости решительно отвращают от нас смиренного, милосердного и доброго Бога, как совершенно противоположные Ему.

Это грехи, так сказать, объективные, они всегда производят своё действие – разлучают нас от Бога – независимо от того, что мы об этом думаем. Прочие грехи, не смертные, усиливают или уменьшают свою греховность в соответствии с нравственным состоянием души, т. е. зависят от нашего субъективного расположения.

Например, я не прочитал правило вечером. Грех это или нет? Если я пришел домой с работы еле живой, упал в постель и заснул – конечно, это не грех.

Если же я подумал: «А, ладно, молитвенное правило – это всё форма, надо жить духом», и включив телевизор, до полночи его смотрел и заснул под него, исполнившись нечистых образов от просмотренного, – это безусловно грех.

Так очень многие дела становятся в разряд греха или выходят из-под него в зависимости от нашего внутреннего расположения, и тут дело нашей христианской совести – определять, что есть грех, а что – нет.

Есть грехи мелкие, например, сказали кому-то колкость, или потщеславились, или разгневались, и прочее, что бывает миллион раз на дню. Наконец, бывают ложные грехи, т. е.

человек почитает нечто за страшный грех, а это вовсе не грех. Это относится по преимуществу к обрядовой сфере церковной жизни.

Источник: https://www.saint-george.ru/info/10-sacraments/105-igumen-petr-o-tainstve-pokajanija.html?start=4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает женское имя Зоя

Закрыть