Какие направления существуют в христианстве

Определение и направления

Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтинентеи имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Главный гопурам Храма Аруначалешвары в Тируваннамалай — одного из самых больших индуистских храмов в мире

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавадгита» и Агамы.

Индуизм исповедуют около 1 млрд человек — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуисты составляют большинство населения в Индии и Непале. Значительное количество приверженцев индуизма насчитывается в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия,Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие характерные для индуизма идеи, как карма, йога и вегетарианство.

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд.

Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию.

Юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году. С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков:

  • «почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;
  • наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна;
  • признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;
  • вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности);
  • признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями;
  • осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;
  • понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.

Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев.

Индуизм — национальная или мировая религия?

Индуизм часто называют национальной, а не мировой религией. Вместе с тем, учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живёт в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентам, что придаёт индуизму глобальный статус.

К концу XX века индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий.

В пользу признания индуизма мировой религией также свидетельствует тот факт, что по численности последователей он занимает третье место, после христианства и ислама, значительно опережая по количеству верующих буддизм — одну из религий, безоговорочно признаваемой в числе мировых.

География индуизма

Из всего населения Индии, которое в 2008 году составляло примерно 1,13 млрд чел., индуизм исповедуют более 900 млн чел., или более чем 80 % населения. Остальная часть населения: мусульмане, сикхи, христиане, джайны, буддисты, парсы, иудеи и последователи так называемых «племенных» религий. Все они в той или иной мере взаимодействуют с индуизмом.

Индуизм также является преобладающей религией в многочисленных индийских общинах за пределами Южной Азии: в Южной и Восточной Африке, Южной Америке, Вест-Индии, США, Канаде, Европе,Австралии, Новой Зеландии, на индонезийских островах Бали и Ява. Согласно проведённому в 2001 году исследованию, в США индуизм исповедовали 1,1 млн чел., что составляло 0,4 % населения страны.

Согласно переписи населения 2001 года в Великобритании, численность индуистов составила 558 342 чел. Однако, согласно британской газете «The Guardian», в 2007 году в стране проживало около 1,5 млн индуистов. Во второй половине XX века индуизм также приобрёл много последователей среди неиндийского населения в Европе, Северной и Южной Америке, странах бывшего СССР.

Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.

Закат солнца над Гангом в Маяпуре. На протяжении тысячелетий индуисты почитают реку Ганг

Типология

Некоторые учёные рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда менее значительных его разновидностей.

  • Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.
  • ведийский индуизм, основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Ригведу».
  • ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.
  • Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали
  • Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.
  • Бхакти, или путь «любовного преданного служения богу» в одной из его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.

Направления

Одна из двенадцати гопурам храма Минакши Амман в городе Мадурай

В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех индуистских традиций, а многие индуисты вообще не считают, что принадлежат к какой-либо определённой традиции. Учёные, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных направления:

  • Вайшнавизм
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну.

Шиваиты поклоняются Шиве; ШактыШакти, олицетворённой в женском божестве или богине-матери Дэви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего.

Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий.

Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения. Многие индуисты рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Понятия ереси, как таковой, в индуизме не существует.

Полный текст статьи смотрите в Википедии

Источник: http://satyam-shivam-sundaram.org/sanatan-dharma/definition

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм

Христианством был создан идеал универсального поведения людей, их существования, целостное мировоззрение и мироощущение. Основой христианства выступает учение об Иисусе Христе – богочеловеке, сыне Бога, пришедшем к людям с добрыми намерениями, заповедующего им законы праведной жизни и принявшего во искупление человеческих грехов страдания и мученическую смерть распятым на кресте.

Христиане верят, что мир создал единый предвечный Бог, и в мире этом не было зла. Воскресение Христа ознаменовало для христиан по победу над смертью и возможность вечной жизни с Богом. Основной идеей христианства выступала идея о грехе и спасении человека. Люди грешны перед лицом Бога, это и делает равными всех, все люди – грешны, все рабы божьи.

Христианская религия утверждает, что страдания на Земле даруют человеку спокойствие и райское блаженство в загробном мире, а сопротивление злу – это путь нравственного совершенствования.

Замечание 1

Основными направлениями в христианстве выступают православие, католицизм, протестантизм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причиной раскола религии выступает то, что начиная с IV века, римское христианство все более соединялось с государством и впитывало его проязыческий дух. Католическая церковь, будучи основанной на традициях Рима, больше тяготела к римской практичности и жестокости.Православие же впитало дух Византии и тяготело к возвышенному греческому философствованию.

Иными словами, две традиции уходили своими истоками в два разных мира – греческий и римский, поэтому начали отдаляться друг от друга.

Православие

Православная церковь наиболее близко стоит к традициям раннего христианства. Отличительная особенность православия – сохранение первых семи Вселенских Соборов, без добавления к ним ни одного нового догмата и не исключение ни одного из них. Православная соборность предполагает единение мирян с духовенством, приверженность традициям и коллективное начало.

Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от остальных религий, — это божественное откровение, составляющее основу православной веры. Оно базируется на совокупности догматов – непреложных истин, которые также выступают как результат божественного откровения.

Одним из основных законов православия выступает рецепция, то есть принятие всей церковью каких бы то ни было норм. Ни один орган Церкви или лицо не может быть непогрешимым. В православии очень строго соблюдают традиции семи таинств:

  • крещение
  • причастие
  • покаяние
  • миропомазанье
  • брак
  • елеосвящение
  • священство.

Кроме совершения таинств, православие обязывает читать молитвы, поклоняться кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православии отведено постам и праздникам, главным из которых является Пасха, установленная в честь воскресения распятого на кресте Иисуса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто были первые христиане

Католицизм

Основой католической веры служат книги Нового и Ветхого Заветов, решения 21 Вселенского Церковного Собора и Святое Придание. У католической церкви, в отличие от православной, есть единый глава – Папа. Глава церкви – наместник Христа на Земле и преемник апостола Петра. Папа выполняет тройную функцию, являясь: епископом Рима, пастырем Вселенской Церкви и главой Государства Ватикан. В католицизме все священники относятся к какому-то монашескому ордену и обязаны соблюдать обет безбрачия.

В католической церкви сформулирован догмат о чистилище, как промежуточном пункте между адом и раем, в котором пребывают души грешников, не прощенные в земной жизни, но на которых не лежат смертные грехи.

В католичестве искупить грехи можно общественным трудом. В целом католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как основан на убеждении, что все люди грешны по природе своей, безгрешен только Папа. В связи с этим в Средневековье появилась практика индульгенций – выкуп грехов за деньги.

Также католицизм отличается возвышенным почитанием Богородицы, выраженном догматом о непорочном зачатии Девы Марии, а также догматом о телесном вознесении Марии.

Определение 1

Главный праздник католицизма – Рождество.

Протестантизм

У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию. Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:

  • чтение библии;
  • проповеди;
  • индивидуальные и коллективные молитвы;
  • пение религиозных гимнов.

Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.

В протестантизме выделяют два направления:

  1. либеральное – признает критику Библии;
  2. фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.

Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства.

Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства.

Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.

Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.

Источник: https://spravochnick.ru/religiya/osnovnye_napravleniya_hristianstva_pravoslavie_katolicizm_protestantizm/

Главные различия православия от католицизма

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему бог не дает детей

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Патриарх Кирилл встречался со Вселенским патриархом для того, чтобы обсудить автокефалию православной церкви Украины

Русская православная церковь (РПЦ) может разорвать отношения со Вселенским патриархатом в Константинополе, если тот предоставит автокефалию (независимость) будущей объединенной православной церкви Украины.

Об этом заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он назвал подлыми и вероломными действия Константинополя, который в пятницу сообщил, что направит в Киев своих экзархов для подготовки автокефалии православной церкви Украины.

Кроме того, синод Русской православной церкви выступил в субботу со специальным заявлением, в котором назвал направление экзархов в Киев грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви.

1 сентября, открывая синакс Константинопольской церкви в Стамбуле патриарх Варфоломей заявил, что берет на себя инициативу по преодолению украинского раскола, поскольку, по его словам, Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему.

Поводами для этого патриарх назвал просьбы украинского правительства, Верховной рады, а также непризнанных украинских церквей.

В интервью телеканалу «Россия 24» митрополит Иларион заявил, что диалога больше нет, а есть лишь только монолог Константинополя, поэтому средства церковной дипломатии на сегодня исчерпаны.

По его словам, РПЦ уже рассматривает меры, которые церковь может принять в ответ на такие шаги Вселенского патриарха Варфоломея.

Но такое «наглое и циничное вмешательство» в дела другой поместной церкви может привести к расколу вселенского православия, отметил Иларион.

«Если Константинополь доведет до конца свой коварный план предоставления автокефалии, что это будет означать? Это будет означать, что автокефалию получит какая-то группа раскольников. Каноническая церковь эту автокефалию не примет. Мы в Русской церкви это автокефалию не признаем, и у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать отношения с Константинополем», — заявил он.

Это, в свою очередь, означает, по словам Илариона, что Константинопольский патриарх уже не будет иметь никакого права называться, как он сейчас себя именует, главой трехсотмиллионного православного населения планеты.

«По крайней мере, половина этого населения его не будет вообще признавать. По сути дела, своими действиями он расколет все мировое православие», — резюмировал глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Митрополит Волоколамский Иларион заявил, что время ответных шагов будет зависеть от скорости легитимизации раскола

«Конечно же, мы сделаем ответные шаги, но время этих ответных шагов будет напрямую зависеть от динамики развития того проекта по предоставлению автокефалии, иначе говоря по легитимизации украинского раскола», — отметил он. — Константинопольский патриархат ставит себя вне того, что мы называем каноническим полем, то есть вне правового поля православия».

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Многие православные Украины уже давно хотят отделиться от Московского патриархата

Что возмутило РПЦ?

В пятницу стало известно, что Варфоломей направил в Киев своих представителей архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады.

Некоторые аналитики говорят, что томос (грамоту) об украинской автокефалии может принять синод Вселенского патриархата уже в октябре этого года. Но подобные предсказания звучали и ранее.

Если томос будет подписан, то в Украине должен состояться собор, на котором, как предполагается, объявят о создании новой церкви и изберут ее предстоятеля — патриарха новой поместной православной церкви.

Перспективу предоставления автокефалии православной церкви в Украине резко критикуют как РПЦ, так и ассоциированная с ней Украинская православная церковь Московского патриархата.

История вопроса

В начале сентября патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и патриарх Константинопольский Варфоломей провели встречу, на которой обсудили процесс рассмотрения Константинополем прошений непризнанных украинских церквей о предоставлении автокефалии для будущей единой украинской православной церкви, которая должна быть создана на их основе.

Эти прошения, подкрепленные обращениями президента и Верховной рады Украины, поступили в Константинопольский патриархат в апреле этого года. Тогда Петр Порошенко провел многочасовые переговоры с патриархом Варфоломеем и заявил, что Украина как никогда близка к получению автокефалии.

В РПЦ выступили против предоставления части украинского православия автокефалии: здесь считают единственной церковью, которая может легитимно функционировать в стране церковь Московского патриархата (УПЦ МП), входящую в структуру РПЦ.

Кроме того, между Москвой и Константинополем существуют разночтения по поводу процедуры предоставления церквям независимости.

Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, исторически претендует на первенство в православном мире и считает, что может даровать автокефалию своим единоличным решением. В РПЦ убеждены, что первенство Константинополя является формальностью, а подобные решения должны принимать консенсусом все православные церкви.

У кого больше прав на украину?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В случае утраты контроля над Украинской церковью Московский патриархат может потерять значительную часть своих прихожан

Обсуждение исторических предпосылок украинской автокефалии имеет большее значение, чем кажется на первый взгляд.

Константинопольский патриархат исходит из того, что Украина является его канонической территорией, поэтому он имеет полное право предоставить украинской церкви независимость. Москва, отрицая это право, заявляет, что Украина — каноническая территория РПЦ.

Корни этого спора лежат в событиях 1686 года, когда Константинополь передал Киевскую митрополию в управление Русской церкви. В Константинополе заявляют, что тогда Москва получила не «право собственности» на эти земли — речь идет о территориях нынешних Украины, Беларуси, Литвы и Польши, — а лишь некоторые полномочия по управлению местной церковной жизнью.

Позже условия этой передачи были нарушены Москвой, говорят в Константинополе, и эти территории были «аннексированы» Русской церковью.

Москва это категорически отрицает.

В заявлении синода Русской православной церкви, принятом в субботу, говорится, что решение Константинопольского патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии православным верующим Украины принято вопреки воле епископата Украинской православной церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса.

«В оправдание своего вмешательства в дела иной поместной церкви Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — заявляет синод.

Ответные меры?

Также в субботу стало известно, что управляющему делами Московской патриархии, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию было отказано в греческой визе.

«Уже много лет владыка совершает осенью паломничество на Афон, однако в этот раз греческую визу получить не удалось», — сообщили «Интерфаксу» в субботу в Управлении делами патриархии.

Это не единичный случай: как сообщала ранее Русская служба Би-би-си, несколько священников Русской православной церкви пожаловались на проблемы с получением шенгенских виз через консульство Греции.

В начале августа МИД России направил в посольство Греции ноту с просьбой дать разъяснения по поводу трудностей с выдачей виз священникам.

Как рассказал Би-би-си источник, близкий к Константинопольскому патриархату, это политика греческого правительства: теперь священники РПЦ воспринимаются как потенциальные шпионы и агенты влияния.

В греческом консульстве в Москве не стали комментировать Би-би-си ситуацию с отказами в визах священникам.

Константинопольский патрирахат тесно связан с Грецией.

Во-первых, в Греции находится Святая гора Афон, которая находится в управлении Константинополя. Афон является важным местом паломничества, куда любят ездить российские депутаты, бизнесмены и политики. Во-вторых, духовенство Константинопольского патриархата получает зарплату из греческого бюджета.

В начале июля Греция выслала двух российских дипломатов и запретила въезд в страну еще двум россиянам. По данным греческих СМИ, россиян обвинили в попытке незаконного сбора информации и подкупе греческих чиновников.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45460843

Что такое христианский рок

Христиане всегда по-разному относятся к музыке, особенно к року. Некоторые из них считают, что такая музыка звучит в аду, в то время как другие ничего плохого не видят в том, чтобы прославлять бога в таком направлении.

Рок-группы с открытой тематикой христианства появились в 60-х годах. В композициях говорилось об истинной вере и непоправимых грехах. Затем эта тема быстро распространилась и среди хиппи, и таким образом появилось «Движение Иисуса».

Рок христианский – это разнообразие рока, который посвящается христианству. Такого рода группы поют песни о боге, вере и душе. Данный стиль выделяется текстами, так как может исполняться в самых разных стилевых направлениях. Существует христианский классический рок, рок-металл и христианский хардкор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у украинцев

Как появился христианский рок?

В 1984 году был проведен крупный фестиваль христианского рока с участием известных христианских групп. В свою очередь, в 1982 году была создана рок-опера «Второе пришествие».

После перестройки начали появляться группы, лирика которых была основана на православном христианстве. Среди протестантских коллективов самыми популярными стали группы «Новый Иерусалим» и «Дружки».

В христианстве часто встречается панк, хардкор и металкор. Примером этому служат такие группы, как As I Lay Dying, Underoath, Soul Embraced and Living Sacrifice. Кроме того, в хардкоре часто христианство пересекается с остросоциализмом, таким как антифашистская лирика.

Христианский хардкор пропагандирует здоровую жизнь и умеренность во всем, и большинство исполнителей поддерживают именно такие идеи. Участники групп отказываются от наркотиков, табака и алкоголя, и становятся разборчивыми в сексуальных связях. При этом некоторые из них практикуют вегетарианство и веганство.

Христианский метал

Что касается христианского метала, то его можно разделить на несколько направлений, а именно: White Metal и unblack metal. Уайт-метал дарит в основном положительные песни. Помимо самого христианства, такие группы обращаются нередко к фентези о христианстве.

Особой популярностью пользуется блэк-метал по-христиански, который противопоставляет себя сатанистско-языческому тренду в классическом блэк-метале. Среди музыкантов и их поклонников отношение к такой музыке является неоднозначным, так как одни уважают участников группы, а иные просто считают их истинными предателями.

Среди священнослужителей встречаются люди, которые играют на гитаре и пишут музыку в стиле рок. При этом исполняют они свои партии, как профессиональные музыканты. К примеру, австралийская христианская церковь сделала рок своей визиткой, в то время как церковь в Финляндии проводила настоящие металические мессы.

Источник: https://rockschool.ru/training/books/other/chto-takoe-khristianskiy-rok/

PSYLIB® – П.Минин. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕ-ЦЕРКОВНОЙ МИСТИКИ

В кн.: Мистическое богословие. Киев, 1991

ХРИСТИАHСКАЯ
И ВHЕХРИСТИАHСКАЯ МИСТИКА

Всякая религия, поскольку она цель человеческой жизни полагает в тесном общении с Божеством и это общение понимает, как глубоко-интимное переживание, содержит в себе мистический момент. Христианство не составляет исключения. Напротив, некоторые стороны его учения особенно благоприятствуют зарождению среди его последователей мистики.

Его учение о душе, как образе Божием, о воплощении ради спасения человека Сына Божия, о сокровенном возрождении людей силою Духа Святого, его призыв человека к богосыновству и к единению с Богом, подобному единению Сына с Отцом (Иоан. 17, 21-23), его эсхатологический идеал (да будет Бог все во всем, – 1 Кор. 15, 28), все это образует ту почву, на которой весьма рано произросла и весьма скоро достигла пышного расцвета христианская мистика.

Особенно видное место заняла мистика в жизни и учении древней греко-восточной церкви. Основная идея греко-восточного богословия – идея «обожения» (theosis), которая «была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которой вращались все вопросы догматики, этики, мистики [1], – в большей части своего содержания, если не всецело, – опытно-мистического происхождения.

Для отцов церкви «обожение» – не идея, не теория, не догма, а прежде всего и более всего – факт их внутренней жизни. На этом факте, как на незыблемом фундаменте, они базировались во всех тех случаях, когда им приходилось решать спорные вопросы своего времени. Из этого факта они исходили при раскрытии своего сотериологического, этического и эсхатологического учения. Мы, напр.

, никогда вполне не поняли бы той настойчивости и убежденности, с которыми православные, во главе с Афанасием Великим, отстаивали учение о божестве Христа, если бы не учли мистической основы этого учения. Вопрос о божестве Христа был для Афанасия не вопросом спекулятивного умозрения, а вопросом самой жизни, имевшим глубокое этико-сотериологическое значение.

Принять или отвергнуть «йоту» для него значило решить вопрос о жизни и смерти человека, ибо жизнь последнего есть процесс «обожения», а это «обожение» немыслимо без признания божеского достоинства Христа. Ни догматическое учение, ни этика, ни богослужение с его символикой, ни основные формы религиозной жизни – аскетизм, монашество, не могут быть осмыслены без углубления в мистические истоки духовной жизни Востока.

Соответственно такому значению мистики, мы естественно должны ожидать, что эта сторона религиозной жизни Востока составит предмет особенно усиленного внимания и самого прилежного обследования со стороны представителей богословской науки. На самом деле действительность далеко не оправдывает такого ожидания. Литература о древне-церковной мистике до чрезвычайности скудна.

Не существует не только попыток охватить явление в его целом, но до странности мало и опытов, посвященных отдельным вопросам или единичным представителям мистики.

Эта скудость литературы о мистике еще более поразит нас, если мы примем во внимание, что означенная литература охватывает собой период времени на протяжении почти 14 столетий, от начала христианской мистики до официального воцерковления ее на Константинопольских соборах 1341 и 1347 гг., собиравшихся по поводу прений паламитов с варлаамитами о Фаворовом свете. Мы не входим в обсуждение причин этого явления. Но во всяком случае факт – тот, что мистика греко-восточной церкви доселе представляет, можно сказать, еще девственную ниву, совсем – или чрезвычайно мало возделанную. Эта нива еще ждет своих работников. Настоящий очерк ставит своей задачей хотя отчасти пополнить существующий пробел в литературе.

Основная тенденция мистического опыта, как такового, состоит в тяготении человеческого духа к непосредственному общению с Божеством, как абсолютной основой всего сущего, причем прямым путем к этой цели все мистики согласно считают преодоление «феноменальной» стороны своего бытия. Эта тенденция роднит между собою всех мистиков, без различия места и времени, национальности и религии.

Христианский мистицизм характеризуется той же тенденцией. Но, имея сходство с внехристианским мистицизмом, он имеет и свои отличительные черты. Его отличие от внехристианского начинается там, где он факты внутреннего, мистического опыта стремится поставить в тесную связь с вероучением христианской религии, истолковать их при свете Божественного Откровения.

Укажем главные черты его отличия от внехристианского мистицизма.

Внехристианский мистицизм обнаруживает роковую тенденцию к пантеизму. Эта тенденция определяет собой особенности воззрений мистика как на Божество, так и на способ достижения полного единения с Ним. Божество, в своей сущности, понимается здесь как безличная космическая сила, как простая бескачественная монада (en у неоплатоников, aum – «оно» – у брамаистов). Оно находится в постоянном процессе эволюции и инволюции.

Человеческая душа – один из моментов эволюции Абсолютного. Ее выхождение из Монады, равно как и обратное восхождение к Божеству, суть процессы в своей основе чисто космические. Будет ли человек стремиться к слиянию с Божеством или не будет, – космический процесс, совершающийся в недрах Абсолютного, будет идти своим порядком и человек бессилен повлиять на характер и направление его: рано или поздно он закончится полным апокатастасисом бытия, т.е.

возвращением всего бытия и в том числе человеческого духа в первоначальное бескачественное единство, из которого все вышло. В этом космическом процессе роль человека является чисто пассивной. Здесь нет места ни личности человека (личность есть некоторое обособление, а задача мистика – стереть все черты своего обособления), ни свободе, ни нравственным его подвигам.

Место личных подвигов и нравственных усилий заменяют «священная поза», однообразное повторение священных формул и ряд подобных искусственных средств, имеющих целью привести человека в пассивное, квиэтическое душерасположение. Христианская мистика, поскольку она стоит на точке зрения теизма (а такова именно церковная мистика), представляет Божество не в виде безличной Монады, а в образе совершеннейшей личности, в образе Ипостасной Любви.

Живое представление такой личности наполняет сердце мистика чувством неизреченного восторга и служит интенсивнейшим стимулом, побуждающим его искать наитеснейшего общения с Божеством. Последней целью христианский мистик так же, как и внехристианский, ставит обожение. Но это обожение понимается им иначе.

Для внехристианского мистика обожение является синонимом полного слияния с Божеством, совершенного отождествления с Ним; это обожение он приобретает дорогой ценой отречения от своей личности; на вершине своего мистического пути он сознает себя не человеком, а Богом. «Я – Брама», «Я Бог», «Я есть истина! Слава мне! Я – выше всех вещей!», «Я есмь Ты и Ты – я» [2]. Таково его самосознание, когда он достигает состояния совершенного обожения.

Христианский мистик также стремится к «обожению», также хочет «стать богом» [3]. Но в его устах эти выражения имеют другой смысл. Правда, и он в обожении допускает момент некоего таинственнометафизического преображения своей природы, преодоления временной и пространственной ее ограниченности, тем не менее «стать богом» для него не значит всецело, до потери своей личности, отождествиться с Божеством.

Обожение означает для него только наивысшее приобщение к Божеским совершенствам [4] и этого приобщения он думает достигнуть не ценою, как мы сказали, отрешения от своей индивидуальности, а путем уподобления своей личности Божественной Ипостаси.

Даже на высших ступенях мистическое жизни, когда он всецело поглощен созерцанием «Славы Божией», его не оставляет сознание различия, лежащего между его конечным «я» и Божеством: это сознание находит себе выражение уже в том, что он созерцаемую славу приписывает не себе, как делают это внехристианские мистики («слава мне!» – см. выше), а Богу – doxa toi theoi.

Далее, по учению христианских мистиков, обожение – то же дар Божества, дело Его благодати; но они учат, что от свободы человека зависит принять этот дар или отвергнуть. Обожение совершается благодатью, но при известных условиях: поставить себя в эти условия – задача человека. Здесь находят себе место и свобода человека, и его нравственные усилия, и его подвиги.

Поскольку христианская мистика сохраняет в человеке самое дорогое для него – его свободу, и его личность, и поскольку она общение с Божеством, даже в самой таинственно-интимной стороне его, рассматривает, как общение личностей, она, в отличие от языческой натурмистики, может быть названа мистикой личности.

Существует различие между христианской и внехристианской мистикой и в воззрениях на материально-чувственное бытие. Внехристианский мистик, уже в силу пантеистического постулата своего мировоззрения, склонен рассматривать чувственное бытие (материю и тело), как метафизическое зло. Отсюда путь мистического восхождения к Божеству запечатлен у него характером строго последовательного katharsis

Источник: http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt13.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]