Какой народ исповедует православие

Десять вопросов про Кавказ и кавказцев

какой народ исповедует православие

Вопрос не так прост, как кажется! Существуют разные мнения о том, где проходит граница между частями света.

Бесспорным считается только Уральский хребет, а дальше одни проводят границу по Каспию (тогда Кавказ остается в Европе), а другие — и их большинство — по реке Маныч и Азову (тогда Кавказ относится к Азии).

Если же оставить географию в стороне, то культурно регион все же ближе к Европе, чем к Азии. Кстати, в английском языке термин Caucasian обозначает европеоидную расу — с легкой руки антрополога Блуменбаха, назвавшего Кавказ родиной человечества.

2. Все ли кавказцы — мусульмане?

Нет. Часть осетин исповедует православие, а часть — «традиционную веру осетин», в которой сплелись христианство, культ Уастырджи (Святого Георгия) и элементы язычества. Христианами считают себя и моздокские кабардинцы, принявшие православие в 1759—1770 годах в поисках российского покровительства в феодальной междоусобице. Кроме того, на Кавказе много русских, армян, греков и других народов, традиционно исповедующих христианство. Горские евреи исповедуют иудаизм.

Отдельные граждане исповедуют другие религии, есть даже представители пастафарианства. В домусульманскую эпоху здесь верили и в своих богов (часть языческого пантеона представлена в сказках и преданиях), и в Христа (в Карачаево-Черкесии сохранились христианские храмы, датируемые X-XI веками), и в Заратустру (об этом свидетельствуют археологические находки в Дербенте). Но все же большинство кавказцев — мусульмане-сунниты. Небольшая часть относится к шиитам.

В Дербенте у них даже есть общая мечеть.

3. Прилично ли спрашивать на Кавказе «Кто ты по нации?»

Ничего дурного в этом нет, но все же воспитанные кавказцы избегают задавать такой вопрос в лоб и определяют национальную принадлежность по косвенным признакам — по имени, фамилии, акценту, роду занятий.

Если же не удается, спрашивают: «Откуда ты родом?» — и вычисляют национальность по названию села и района. Турист, не знакомый с географией региона, может, не стесняясь, спросить о нации. Это лучше, чем пытаться угадать и ошибиться.

Некоторые могут и обидеться, если собеседник предположит, что он, допустим, кабардинец, а не осетин, и наоборот.

4. Какая разница между черкесами и адыгами?

По сути разницы нет никакой. Адыги — это группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги и другие), которые живут в России (в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях), Турции, Иордании и других странах и говорят на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы. Их самоназвание — адыгэ.

А черкесы — это экзоэтноним, то есть название, данное адыгам другими народами, в частности русскими, которые сами позаимствовали это слово у средневековых итальянских купцов. Кстати, до XIX века адыгов называли черкасами. Но вообще, с этими терминами все сложно.

Черкесами называют также потомков мухаджиров, переселившихся из России в Турцию после Кавказской войны, хотя среди них были не только черкесы.

5. Почему ингуши не общаются с тещами?

Сами они уверяют, что из большого уважения. Так оно и есть, но не совсем понятно, почему уважение приняло такую странную для других народов форму.

Этнографы говорят, что это часть обычая избегания, когда молодежь старается не показываться на глаза старшим из рода жены.

Возможно, это отзвуки перехода от матриархата к патриархату, когда мужчина, вместо того чтобы самому идти жить в род жены, стал забирать ее к себе. Видимо, это был культурный и ментальный сдвиг такой силы, что парням до сих пор не по себе!

6. Почему черкесы не едят рыбу?

На самом деле черкесы не употребляют в пищу только черноморскую рыбу, а речную — едят. Это память о тысячах их соплеменников, утонувших в Черном море во время переселения в Турцию. Эта трагедия адыгского народа произошла во второй половине XIX века, после установления власти Российской империи на Кавказе.

Переселенцы-мухаджиры, не желая оставаться под властью иноверцев и переселяться на земли, указанные им царскими властями, садились на корабли, многие из которых не доплыли до берегов новой родины. Черкесы считают, что утонувшие стали пищей для рыб, то есть сами в некотором смысле стали рыбами.

Некоторые вообще отказались употреблять в пищу любую рыбу.

7. Почему кавказские мужчины обращаются друг к другу «брат»?

Возможно, потому, что ислам предписывает мусульманам относиться друг другу как к братьям. Или потому, что в русском языке в силу исторических причин не сохранилось общепринятых слов-обращений к незнакомым людям. Согласитесь, «брат» звучит все же лучше, чем «эй», «мужчина» или «сударь».

8. Почему кавказские женщины любят золотые украшения?

Вряд ли на этот вопрос есть однозначный ответ, но можно сделать несколько предположений. Во-первых, на Кавказе внешний вид женщины характеризует не только ее саму, но и всю ее семью и даже больше — весь род. Дорогие и модные украшения, одежда, обувь, сумки — показатель достатка и репутации.

Они означают, что с этой семьей можно породниться и вести дела. Поэтому женщины обязаны соответствовать. Во-вторых, это дань традиции.

В прошлом украшения выполняли роль оберегов от нечистой силы и дурного глаза, да и вообще, женщины старались носить свое имущество при себе, чтобы и в случае набега врагов, и в случае развода можно было унести его с собой, не собирая сундуки и чемоданы.

9. Кто такие нарты?

Нарты — это герои кавказского эпоса, исполины-богатыри. Их считают своими предками разные народы: адыги, абхазы, балкарцы, ингуши, чеченцы, кабардинцы, карачаевцы, осетины. И каждый из этих этносов имеет свой вариант эпоса: они различаются по сюжетам и главным героям, но есть и сквозные мотивы. Некоторые фольклористы находят в «Нартах» сходство с античной мифологией, что говорит о древности кавказского эпоса.

10. Почему на Кавказе так много долгожителей?

Вообще-то, для военизированных кавказских обществ долгожительство, особенно среди мужчин, не было частым явлением. Только сказители и народные певцы, которые по обычаю не могли брать в руки оружие, и крестьяне доживали до глубокой старости.

Сегодня долгожителей на Кавказе действительно больше, чем в других регионах России.

Связано это, скорее всего, с несколькими факторами: генетикой, экологией, постоянными физическими нагрузками и отношением к старости — когда ты живешь среди своих детей и внуков, окруженный их вниманием, наверное, хочется пожить подольше.

Марина Битокова, Наталья Крайнова

Источник: https://etokavkaz.ru/blitc/desyat-voprosov-pro-kavkaz-i-kavkaztcev

Том Хэнкс, Дженнифер Энистон и другие звезды Голливуда, принявшие православие

какой народ исповедует православие

Эти американских актеры по-разному пришли к своей вере. Кто-то таким родился, а кто-то был должен сначала преодолеть длинный путь.

Том Хэнкс

Знаменитый голливудский актер перешел в православие в зрелом возрасте. Он принял решение сменить веру после второй женитьбы на актрисе Рите Уилсон в 1988. У нее болгарские и греческие корни, и сама она исповедует православие (Греческая церковь).

Как неоднократно говорил сам Хэнкс, они обвенчались в церкви, где когда-то крестили Риту. Их общие дети также крещены в греческой церкви. Вся семья Хэнксов посещает православный храм в Лос-Анджелесе, а в декабре 2019 актер даже получил греческое гражданство.

В феврале 2016 года он посетил Русский православный храм Святой Троицы в Антарктиде, где помолился и поднялся на звонницу. Диакон храма Максим Герб так описал актера: «Очень открытый, доброжелательный человек».

Мила Йовович

Голливудская актриса родилась в Киеве, и хотя переехала в США в юном возрасте, гордится своими корнями и отлично говорит по-русски. Про свою веру она говорила так: «Я русская православная по рождению, но могу ходить в любую церковь, где чувствую любовь и духовность».

В 2015 году она крестила в Спасо-Преображенской православной церкви Лос-Анджелеса свою младшую дочь Дашиель.

Дженнифер Энистон

Известная актриса имеет греческие корни и принадлежит к Греческой православной церкви. Но в Лос-Анджелесе посещает и русский Спасо-Преображенский храм. Крестный отец Энистон – друг ее отца, тоже актер греческого происхождения Телли Савалас.

Джеймс Белуши

Потомок албанских эмигрантов, Джеймс Белуши, тоже исповедует православие (Албанская церковь) и посещает храмы православной епархии в США. В 2009 году он получил гражданство Албании.

Кэри Хироюки-Тагава

Американский актер японского происхождения известен, в основном, по ролям злодеев в голливудских фильмах («Смертельная битва», «Лицензия на убийство», «Планета обезьян»).

В 2015 году в Москве, актер принял крещение в Русской Православной Церкви. При крещении ему было дано православное имя Пантелеимон. Годом позже он получил российское гражданство. Он говорил, что оба решения принял самостоятельно после долгих раздумий.

«Мое решение — от чистого сердца, это результат долгой жизни, и понимания, что главное в жизни — душа и сердце, — заявил Тагава на пресс-конференции по поводу выхода фильма «Иерей-сан: исповедь самурая». — И православным стать непросто, учитывая, сколько религиозных конфликтов в мире. Но для меня знак Божий — возможность стать православным христианином и возможность найти свой народ. Неважно, какие испытания, я принимаю их как настоящий японский воин».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где похоронен иисус христос

Смотрите также — До и после: голливудские звезды обнажили свое кинематографическое и истинное «я»

Источник: https://bigpicture.ru/?p=1274568

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Православные цыгане: «У нас глава — Христос!»

какой народ исповедует православие

Православные цыгане: «У нас глава — Христос!»

5900      0

Смуглолицых людей я приметила еще летом этого года в Криволучье, где под стенами Иргизского монастыря расположились на ночлег участники многодневного крестного хода из Саратова в Вавилов Дол. Мы с оператором приехали снимать репортаж о них. Директор крестного хода давал поручения подростку-цыгану и, увидев мой вопросительный взгляд, сказал: «Он из православных цыган, что идут вместе с нами крестным ходом».

Через несколько месяцев мне удалось поближе познакомиться с представителями этого народа. Мы специально для знакомства с православными цыганами приехали в Балаково, где они в большинстве и проживают. Многие из них каждое воскресенье посещают балаковский Свято-Троицкий собор. Среди прихожан их — почти треть. Цыгане приходят на Божественную литургию целыми семьями вот уже на протяжении десяти лет.

— Почему в храм ходим? — удивленно переспрашивает меня пожилая цыганка Галина Панченко, поднимая глаза от записки на молебен.— Да мы православные, молимся Богу, детей причащаем всегда. Нам здесь хорошо, мы 25 лет живем в Балакове, и именно в этот храм ходим. Сама я крестилась, будучи взрослой, а детей мы крестим прямо с рождения: две недели им исполняется — и крестим!

Полвека назад предки балаковских цыган перестали кочевать и осели в Саратовской области. Сначала жили в городе Вольске, затем дружно переехали в Балаково. Обосновались недалеко от Троицкого собора в старом городе. Настоятель собора игумен Амвросий (Волков) вспоминает:

— Когда много лет назад мы делали ремонт, они пришли и так активно стали помогать! Леса ставили, красили, передвигали — их и просить не надо было.

Отец Амвросий характеризует прихожан-цыган как людей искренних, которые приходят к Богу с открытым сердцем:

— Они исповедуются, причащаются, значит, жизнь их меняется к лучшему.

И действительно, в это воскресенье среди причастников немало цыган с детьми. Цыгане вообще очень заметны в храме: празднично одетые женщины, которые от других прихожанок отличаются множеством золотых украшений, с массивными серьгами в ушах. Есть и молодежь — юноши и девушки ставят свечи, молятся перед иконами.

— Многие из цыган не умели читать и писать, так как в свое время не ходили в школу,— рассказывает отец Амвросий.— Грамоте обучились уже у нас, в воскресной школе.

«Какой такой барон?!»

Следуя стереотипу, я ожидала увидеть веселых людей, эмоциональных и разговорчивых, но натолкнулась на вежливую сдержанность и скромность. Именно такими передо мной предстали два брата-цыгана — Петр и Анатолий Панченко. Собственно, ради них мы и приехали в Балаково. Ожидания, что они с легкостью откроют свою душу, не оправдались — согласились дать интервью только потому, что отец Амвросий благословил.

Петр прислуживает в храме алтарником. Он умеет читать на церковнославянском языке, хорошо знает церковный устав. Всему научился в воскресной школе. Если бы не шесть классов образования, то он мог бы поступить в семинарию и стать священником. Видно, что где-то в глубине души Петр очень переживает, что этот путь для него закрыт:

— Конечно, это было бы хорошо, но на все воля Божия. Что Бог дает — то к лучшему Я простой человек, хожу в храм, помогаю батюшке — и все! — но, помолчав, с некоторым сожалением добавляет: — Семинария и священство — это, наверное, для других, для тех, кто с детства был в Церкви.

Оба брата Панченко кажутся моложе своих лет, стройные, статные: Петру — 47, Анатолию — 53. У обоих уже имеются внуки, у Анатолия их 14. Старший брат выглядит очень солидно, в храм ходит в деловом костюме, среди балаковских цыган пользуется большим уважением. С ним советуются, его слушают. Анатолий всю жизнь занимается торговлей. Злые языки поговаривают, что он цыганский барон. Я спрашиваю его: правда ли это?

— Боже упаси! Какой такой барон?! — восклицает Анатолий расстроенно. — Я самый обычный православный человек. Барон — это сказка выдуманная. Да и как может православный человек быть бароном? У нас глава — Христос!..

Родная православная вера и батюшка Серафим

После службы идем к братьям в гости. Они живут в частном секторе. Дом Петра деревянный — много комнат, светло, чисто, уютно и многолюдно. В зале — большой овальный стол, за которым на трапезу собирается многочисленное семейство. На стене — семейные фотографии. Из окна виден Троицкий собор. Напротив входа — красный угол со множеством икон.

— Православие привито нам родителями,— рассказывает Анатолий.— Даже тогда, когда были гонения на цыган, у нас были иконы, мы отмечали христианские праздники. Хотя еще настоящего прозрения, как сейчас, не было. Это сегодня наши люди стали грамотнее, начитаннее Православная вера для нас — родная, единственная!

Самый почитаемый святой в семьях Анатолия и Петра — преподобный Серафим Саровский. Впрочем, оказалось, что почитают его все балаковские цыгане.

Анатолий вспоминает, как много лет назад он услышал радиопередачу про батюшку Серафима.

Тогда его впечатлили слова святого: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарностью.

Если бы самая эта келья наша была полна червей и если бы эти черви ели нашу плоть в течение всей здешней жизни, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, которую уготовал Бог любящим Его».

— Эти слова просто взяли меня, поразили до глубины души,— рассказывает Анатолий.— И я взмолился Богу: «Господи, помоги мне найти книжечку про преподобного Серафима Саровского». В то время православной литературы очень мало было. Но через две недели одна русская женщина принесла мне книгу о святом Серафиме. Я ее читал и перечитывал, и радовался, и плакал! И вот после этого я пришел к вере.

Буквально батюшка Серафим меня привел! Потом я опять взмолился: «Господи, дай мне побывать в местах, связанных с преподобным!». И однажды мы поехали в Нижегородскую область, где работали на рынке, торговали куртками. Я вспомнил, что здесь недалеко и находится Дивеево. Сказал своим сродникам: «Бросайте торговлю и поедем: здесь есть место святое!».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто отец у николай 2

Они послушались, и мы поехали на шести машинах И когда были на службе в монастыре — поразились! После этого наши люди ездят туда постоянно. Дивеево — это наша духовная родина, она возродила нас.

Цыганские обычаи и Православие

Мы сидим с братьями за столом и беседуем. То и дело с шумом в комнату вбегают дети, следом за ними — женщины, быстро подхватывают малышей на руки и поспешно уносят, ведь наш разговор записывается на видеокамеру. Я спрашиваю о традиционном цыганском занятии — гадании. Анатолий краток:

— Нет! Боже упаси! Это страшный грех, и не дай Бог, чтобы православный человек этого касался. У нас в семье это не принято.

Впрочем, и отец Амвросий рассказывал, что часто вопросы мистического характера прихожане-цыгане задают, но увлечения гаданиями он за ними не замечал, несмотря на то, что ромалы веками это практиковали. Не замечал и магического отношения к христианству, что было бы вполне логично. Но, как оказалось, у цыган, посещающих храм, менталитет меняется.

— Раньше мы старались жить согласно обычаям,— рассказывает Петр,— но стали ходить в храм, общаться с батюшками. Мы много вопросов им задавали по поводу обычаев: как нам жить? И поняли: обычаи — это не то, что нужно человеку. Главное — вера. И так мы от обычаев стали потихоньку отходить, по-другому стали осмысливать жизнь. Мы поняли, что нужно жить по церковному уставу.

Но некоторые обычаи — точнее, традиции — остались незыблемыми, а под влиянием Православия даже обрели более глубокий смысл. Например, почитание старших.

— Мы в первую очередь поклоняемся Спасителю, почитаем отца и мать,— говорит старший из братьев Панченко.— Это у нас в традиции: мы обязаны чтить после Бога своих родителей. В нашем старом обычае, если сын прекословит отцу и матери — это не сын! Этого человека у нас не понимает народ, его отвергают. Если ты прекословишь отцу и матери, значит, ты идешь против Бога.

Вести народ ко спасению

Как люди, пользующиеся уважением, Анатолий и Петр чувствуют и ответственность за своих сородичей. Они очень хотят, чтобы молодежь училась, получала хорошее образование, жила достойно.

— Мы живем по-простому,— говорят братья,— наша работа связана с барахлом на рынках. Так мы выживаем Наш народ испокон веку выживает, сказать что живет — трудно. И мы очень радуемся, когда видим, что дети наши причащаются, маленькие и взрослые Самая большая радость в жизни — быть причастником.

Что еще может быть радостнее? Причастие — жизнь! Это жизнь с Господом. Слава Богу, что есть такая возможность. Но существуют те, кто сбивает наших людей с истинного пути всякой ересью.

И нам это больно, это очень страшно! Поэтому хочется, чтобы появился православный священник, выходец из нашего народа, чтобы он вел нас ко спасению.

Наша беседа с братьями Панченко окончена. Оператор выключает видеокамеру и убирает ее. Нас приглашают трапезничать. И тут оказалось, что разговор только и начался. Братья очень горячо рассказывают о своей вере, о Боге, о своих паломничествах и чудесах, происходивших с их родными. Мы просим позволения вновь достать камеру, чтобы все это записать. И в итоге за время чаепития оператор несколько раз складывал и снова доставал аппаратуру

Газета «Православная вера» № 23 (523)

Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pravoslavnye-cygane-u-nas-glava-khristos

7 голливудских звезд, принявших православие

Знаменитый голливудский актер перешел в православие в зрелом возрасте. Он принял решение сменить веру после второй женитьбы на актрисе Рите Уилсон в 1988. У нее болгарские и греческие корни, и сама она исповедует православие (Греческая церковь).

Как неоднократно говорил сам Хэнкс, они обвенчались в церкви, где когда-то крестили Риту. Их общие дети также крещены в греческой церкви. Вся семья Хэнксов посещает православный храм в Лос-Анджелесе, а в декабре 2019 актер даже получил греческое гражданство.

 

В феврале 2016 года он посетил Русский православный храм Святой Троицы в Антарктиде, где помолился и поднялся на звонницу. Диакон храма Максим Герб так описал актера: «Очень открытый, доброжелательный человек».

2. Джеймс Белуши

Потомок албанских эмигрантов, Джеймс Белуши, тоже исповедует православие (Албанская церковь) и посещает храмы православной епархии в США. В 2009 году он получил гражданство Албании.

3. Кэри-Хироюки Тагава 

Американский актер японского происхождения известен, в основном, по ролям злодеев в голливудских фильмах («Смертельная битва», «Лицензия на убийство», «Планета обезьян»).

В 2015 году в Москве, актер принял крещение в Русской Православной Церкви. При крещении ему было дано православное имя Пантелеимон.  Годом позже он получил российское гражданство. Он говорил, что оба решения принял самостоятельно после долгих раздумий.

«Мое решение — от чистого сердца, это результат долгой жизни, и понимания, что главное в жизни — душа и сердце, — заявил Тагава на пресс-конференции по поводу выхода фильма «Иерей-сан: исповедь самурая». — И православным стать непросто, учитывая, сколько религиозных конфликтов в мире. Но для меня знак Божий  — возможность стать православным христианином и возможность найти свой народ. Неважно, какие испытания, я принимаю их как настоящий японский воин».

4. Шоуни Смит

Американская певица и актриса, звезда фильмов и сериалов «Управление гневом», «Пила», «Армагеддон» выросла в американской протестантской семье.

В 2014 году она приняла решение обратиться в православие и даже хотела снять документальный фильм о том, как вера изменила ее жизнь под названием «Православие: История любви» (оригинальное название «Orthodoxy: A Love Story»).

Как писали об этом фильме американские СМИ, съемочная группа планировала поездки по США и, возможно, по России, рассказывая о православных, документируя разнообразие веры и беседуя с новообращенными, как они пришли к вере. Один из героев фильма вспоминал слова актрисы, что она хочет показать людям, что в этом мире есть еще надежда. Однако фильм до сих пор не закончен.

5. Мила Йовович

Голливудская актриса родилась в Киеве, и хотя переехала в США в юном возрасте, гордится своими корнями и отлично говорит по-русски. Про свою веру она говорила так: «Я русская православная по рождению, но могу ходить в любую церковь, где чувствую любовь и духовность».  

В 2015 году она крестила в Спасо-Преображенской православной церкви Лос-Анджелеса свою младшую дочь Дашиель.

6. Дженнифер Энистон

Известная актриса имеет греческие корни и принадлежит к Греческой православной церкви. Но в Лос-Анджелесе посещает и русский Спасо-Преображенский храм. Крестный отец Энистон – друг ее отца, тоже актер греческого происхождения Телли Савалас.

7. Джонатан Джексон

Как он сам говорил, он родился в семье адвентистов 7 дня, но когда ему было около 9 лет, его родители стали отходить от этого течения. Уже в подростковом возрасте, в Лос-Анджелесе, он стал самостоятельно изучать христианскую литературу и задумываться о духовной жизни.

После долгих размышлений и посещения церквей разных конфессий, он в итоге решил, что православие ему ближе всего. «Я понял, что мне снилась православная церковь задолго до того, как я впервые ее посетил. И я был потом в других храмах, и они только чуть-чуть отличались от того, что я видел во сне», – говорил он.

Его супруга-итальянка также перешла в православие. Актер написал книгу о связи веры и творчества.

Источник: https://ru.rbth.com/read/709-hollywood-stars-russian-orthodox

Вырасти среди буддизма, быть православным, жить в степном селе. Интервью о том, какой еще бывает Россия

27 марта, 12:25

Николай Живоглядов

Элиста – столица республики Калмыкия. А также – громадный чан, в котором со всеми ответвлениями перемешаны мировые религии. 

Культуру и внешний облик места определяет буддизм. Калмыкия − единственный регион Европы, где это доминирующая религия. В Элисте находится храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», внутри него – крупнейшая на континенте статуя Будды. Туда постоянно съезжаются толпы туристов, а сам город оформлен в восточном стиле. 

Капитан «Оренбурга» Дмитрий Андреев родился в калмыцко-русской семье и жил в Элисте до 20 лет. Андреев исповедует православие, но дружит с буддистами и отмечает их праздники. В этом городе нет места религиозным конфликтам. 

«Калмыкия – многоконфессиональная республика. Основная религия у нас – буддизм. Восточная культура ощущается, когда гуляешь по городу, – рассказывает Андреев. – Вся архитектура на это направлена: красивые крыши, скульптуры, храмы.  

Если какие-то магазинчики, то с определенными крышами – как в Таиланде, например. Если фонари, то с узорами буддийской стилистики. Красиво. 
У буддистов есть такие сооружения – называются мандалы. Ты ходишь по кругу, и за тебя читаются молитвы. Много туристов приезжает, чтобы посмотреть, как все это красиво». 

В Элисте проживает более 100 тысяч человек. 90% из них – калмыки и русские. Две трети жителей составляют калмыки, исповедующие буддизм. Среди них встречаются православные – христианизация калмыков идет еще с 18-го века. 

В городе действует Казанский собор – центр Элистинской и Калмыцкой епархии русской православной церкви. Буддизм и православие формируют уникальную среду и напоминают, что Россия – страна, где много-много разных национальностей и конфессий. 

Православный отец-калмык, купание буддистов в проруби на Крещение 

– Насколько сильно две религии определяют культуру Элисты? 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать своего ангела хранителя в православии

– У нас есть и церкви. Все это переплетается. В православные праздники многие буддисты на Крещение купаются в проруби. Соответственно и православные люди отмечают буддийские праздники. Нет никаких проблем. Сам ходил на праздники. Все это органично живет. Вся республика участвует в разных мероприятиях. 

Как-то в Калмыкию приезжали ламы. У православных – священники, у буддистов – ламы. Проходила церемония разрушения песочной мандалы [круг, в который вписан квадрат – символ буддизма]. Тогда собралось много людей. 

Или празднуем день Далай-ламы. В социальных сетях слежу за друзьями-буддистами. На Крещение они окунались в прорубь. Для всех это не проблема. Я, например, находился с командой и окунался в Черное море. 

– Ваш отец калмык и исповедует буддизм 

– Сразу перебью. Я не историк, но знаю, что в Калмыкии были и православные. Это кочевой народ, который двигался вплоть до Самары по побережью Волги. Калмыки делятся на определенные этнические группы. Среди них были крещеные. Во времена репрессий Сталин выселял калмыков в Сибирь. Мой отец родился в Тюменской области. В то время никого не крестили. Все было под запретом. Мой папа крестился, когда мне уже было лет 7-8. 

Его родители – калмыки, буддисты, а калмыки – это азиаты. Но приходишь в храм и встречаешь крещеных. Тот же Роберто Баджо – буддист, но не азиат. Мой отец уже в сознательном возрасте принял христианство. 

– А мама русская и исповедует православие? 

– Да-да. Они с папой жили в одном городе. В те времена мама работала воспитателем в детском саду, а папа – электриком. Отец что-то чинил в саду – как-то так и познакомились. Это случилось, когда они вернулись на историческую родину. Свадьбу сыграли по-простому. Без торжеств расписались. 

– Венчались? 

– Нет. Папа же принял христианство, когда мне было 7 лет. Ничего этого не было. Наверное, и не будет в их возрасте (смеется). 

– У вас русская фамилия. Отцовская? 

– Раньше у калмыков было так: если отца зовут, например, Андрей Манджиев (беру калмыцкую фамилию), то у ребенка будет фамилия не Манджиев, а образованная от отцовского имени – Андреев. Получается, что вроде бы калмыки, а фамилии русские – например, Иванов, потому что отца звали Иваном. 

– А почему русские имена? 

– Думаю, что из-за репрессий. Люди жили в Сибири. Чистокровные калмыки могли быть Ивановыми. Сейчас такого, конечно, нет – фамилия напрямую переходит к наследникам. 

Плакат Сталина, езда на лошади в семь лет, священный дуб 

– Бабушка и дедушка по отцовской линии – калмыки. Я застал, когда они еще были живы. Приезжал к ним в гости в село, но не часто. В Калмыкии села называют точками или хатунами. Там все буддисты. Мой дед участвовал в ВОВ.

У него в комнате почему-то висел большой плакат Сталина, хотя тот репрессировал калмыков. Приезжали к бабушке с дедушкой вместе с братом. Я больше похож на русского, а он на болдыря [смесь монгольской и русской крови].

Дед называл меня Иваном, а брата – Манджиком. Как русского и калмыка. 

– Калмыцкий язык знаете? 

– Какие-то слова с братом знаем – можем поздороваться или поблагодарить. Но не больше. На этом знания ограничиваются. Отец понимает язык, мы – нет. 

– Чем занимались родители отца? 

– Дед научил меня кататься на лошади. Лошадей использовали как транспорт. Степь же. Пасли на них скот. Я уже в 7-8 лет по селу спокойно рассекал на лошади. Даже не было седла – только одна уздечка. Дед еще и костоправом был. К нему приезжали люди. Он не врач и этому не учился. Но люди с города часто ехали к нему. Кто с сотрясениями, кто с переломами. Кому-то позвоночник на место ставил. Бабушка готовила маханы – мясо с картошкой. Делала такой вкусный хлеб, который сейчас не пекут. 

– Религия сильно определяла быт в их доме? 

– Это обязательно. Есть уголок, где стоит статуя Будды – рядом подношения, ленточки, лампады. Это было и есть сейчас. В селе, где жили бабушка и дедушка, стоит священный дуб. Это я его так называю. Сейчас там сделали подъезд и водят туристов. Только представьте: голая степь, и вдали много лет одиноко стоит дуб. Люди туда едут на праздники и подвязывают ленточки – может, на счастье. 

– Как была устроена жизнь бабушки и дедушки? 

– Весь быт был на бабушке. Надо всех накормить, подоить. Делали творог, масло, сметану – все это подручными средствами, без машин. Помню прялки. Из шерсти делали пряжу. Дед пас животных, сено собирал, чистил навоз – обычная деревенская жизнь. 

– Сколько времени уходило на медитацию? 

– Они вообще не медитировали. Наверное, это стереотип. Медитация – это когда люди приходят в хурул [храм в буддизме], разуваются, садятся на маленькие лавочки. Там все с благовониями, размеренно. Родители отца ездили в хурул. Люди туда постоянно ходят. Хурул стоит по центру, а вокруг находятся мандалы. Там никогда не бывает мало народа и всегда много туристов. 

Запрет на религию, крещение в 8 лет, калмыцкий чай 

В начале XVIII века часть калмыков приняла христианство, но тайно исповедовала буддизм. Позднее для нее создали город Ставрополь (теперь – Тольятти), а в середине XIX века указом Николая I переселили в Оренбургские степи.  

Андреев играл в тольяттинской «Ладе» и около десяти лет выступает за «Оренбург». «Есть ли в этом какая-то связь?» – вопрос футболисту. 

– Надеюсь, что есть (смеется). Иду по дороге предков. 

– Родители вашей мамы – православные. Сильно их жизнь отличается от жизни буддистов? 

– Я попал в такое время, когда религию убивали. Нельзя было крестить, иконы прятали. Все находилось под запретом. Когда все это отходило, сложно было понять и отличить – буддийская, православная или исламская семья.

Мама втайне показывала крестик и рассказывала, что его носить на шее нельзя. В моем детстве религия не так культивировалась, о ней нельзя было говорить свободно. Меня крестили в 8-9 лет. Я делал это неосознанно. По настоянию родителей.

Но сейчас понимаю, что все было правильно. 

– Никогда не хотелось стать буддистом? 

– Не важно, какая у тебя религия. Главное, чтобы человек верил, придерживался канонов и жил правильно. Мы многоконфессиональное государство. Приветствую любую религию. 

– Вы говорили мне, что часто посещаете хурул. Для чего? 

– Дома я бываю в лучшем случае два раза – летом и зимой. Это традиция уже – зайти в хурул. Прохожу по кругу, смотрю молитвы. . Какая-то энергетика. Подзаряжаюсь там. Вожу в хурул друзей. Им это интересно. У нас не так много в городе достопримечательностей. Посещение хурула – основная. 

– У вас много друзей-буддистов? 

– Конечно. Процентов 80, кто в республике живет. Может, 90. Фанатиков религии нет. Все придерживаются, все ходят в хурул. Талисманы, обереги, какие-то мероприятия. Все спокойно. 

– В буддизме распространена культура чаепития.  

– В республике не совсем так. Это, скорее всего, на востоке распространено. У нас с этим не так часто сталкивался. Но калмыцкий чай – главный напиток у нас. Он состоит из молока, черного чая, туда добавляют соль и масло. Не всем нравится. Но те, кто пьет с детства, любят. Это питательный напиток. Когда с питанием были проблемы, можно было выпить кружку этого чая и, грубо говоря, целый день не есть. 

– В буддизме есть принцип – ахимса (непричинение вреда всему живому). Получается, что часть буддистов – вегетарианцы. Следовали ли этому принципу родители вашего отца? 

– Калмыки – кочевой народ. Они занимались скотоводством. Основной продукт питания – мясо. У нас очень вкусное мясо. В республике его любят есть. 

– Вопрос религии в вашей семье когда-нибудь был проблемой? 

– Никогда. Когда не живешь в Калмыкии, все может показаться диковинным. Если ты там родился, понимаешь, что все – единое целое. Для меня там все органично и сплетено. Это складывалось столетиями. 

– Насколько сильно вы религиозный человек?  

– Мне хочется себя таким считать. Не могу сказать, что я глубоковерующий, но в бога верю. Молюсь два раза в день – утром и вечером. Но в своей жизни ни разу не причащался. 

– Чем вас привлекает буддизм? 

– Это как минимум красиво. Заходишь в хурул – чувствуешь положительную энергетику. Буддизм располагает. А все, что располагает, – хорошо. 

– У вас два ребенка. Они православные?  

– Сыну шесть лет, ему не до этого. Дочери 16 лет. Она знает, что у нас в республике две основные религии – буддизм и православие. Была в хуруле, но про бабушек и прабабушек пока не знает. 

Источник: https://gol.ru/materials/315-vyrasti-sredi-buddizma-byt-pravoslavnym-zit-v-stepnom-sele-intervu-o-tom-kakoj-ese-byvaet-rossia

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Сколько святых в православной церкви

Закрыть