Когда появилась традиция наряжать елку на Новый год

От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елку

Когда появилась традиция наряжать елку на Новый год

Трудно сейчас представить, но традиция наряжать елку была в России не всегда. Обычай пришел к нам из Германии.

Попытка № 1: Петр I и его именной указ

Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Украсить свои дома должны были все: и богатые, и бедные — «скудным» людям предписывалось указом поставить хотя бы одно деревце или повесить ветки на ворота. Но подданные указ Петра исполняли не очень охотно.

Одной из причин того, что новогодняя елка в России тогда не прижилась, историки называют существовавший в XVII веке обычай обозначать вход в питейные заведения еловыми ветками. Делалось это для неграмотных посетителей, которые не могли прочесть вывеску. Выражение «идти под елку» понималось как «идти в кабак».

К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать не Новый год, а вечер Василия Кесарийского — щедруху, Васильев вечер. В память об этом остался рецепт кесарийского поросенка, которого зажаривали к столу целиком.

О традиции забыли на 100 с лишним лет.

Попытка № 2: Николай I и подарок супруге

Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.

Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом.

Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам.

Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.

Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.

Елка под запретом: пострадала за религиозную пропаганду

После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.

Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.

Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.

Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.

Попытка № 3: Павел Постышев и елка для детей

Павла Постышева называют «человеком, который вернул народу елку». Он был вторым секретарем ЦК компартии Украины и в декабре 1935 года приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б).

После разговора с И.В. Сталиным на пленуме Постышев опубликовал в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

Об этой истории вспоминал в мемуарах его сын Леонид, ставший позже старшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС. «Однажды летом 1935 года отец вдруг произнес странную фразу: “Что-то мы все-таки не додумали”».

Речь, как выяснилось, шла о запрете елки. Павел Постышев рассказал своим детям, «с какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети».

Постышев отправился в Москву с идеей вернуть праздник детям.

На заметку обратили внимание, праздник вернулся и стал всенародным. Только елку стали наряжать не на Рождество, а на Новый год.

Перед его отъездом сын Леонид тяжело заболел воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же пришел к сыну и поставил на тумбочку возле его постели маленькую елочку, которая «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек». Вскоре сын пошел на поправку, а в семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.

С тех пор для московских детей массово строили горки и катки, организовывали карнавалы и спектакли. На рынках шла бойкая торговля елками, а в магазинах — новогодними украшениями.

Впервые праздник новогодней елки организовали в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая — красная. Вместе с елкой появился Дед Мороз в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке.

А позже, в 1950-х годах, возникла Снегурочка: образ внучки Деда Мороза придумали писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков.

Конфеты и фрукты в качестве украшений сменили новые игрушки — пионеры с горнами, пистолеты, игрушечные автомобили, дирижабли, початки кукурузы, спутники, персонажи русских народных сказок. Примерно так елку наряжают до сих пор.

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/67750073/

Новый год и Рождество — Православный журнал

Когда появилась традиция наряжать елку на Новый год

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября.

С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ.

Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?

Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами.

Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку.

Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г.

романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам.

Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.

Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Источник: https://foma.ru/novyij-god-i-rozhdestvo.html

Откуда взялась традиция наряжать елку на Новый год?

Когда появилась традиция наряжать елку на Новый год

Вы задумывались когда-нибудь о том, зачем люди начали наряжать елку, откуда взялась эта традиция и что она означает? В этом материале будет подробно раскрыта эта интереснейшая информация.

Традиция наряжать елку связана с легендой, в центре которой фигурирует выдающийся немецкий священник Мартин Лютер. В один зимний вечер 1513 года этот христианский богослов возвращался домой, с удивлением наблюдая за красотой звездного неба. Звезды, кажется, были так низко, что касались верхушек деревьев, а именно – елей. Он сразу вспомнил о Вифлеемской звезде, которая, согласно библейскому преданию, освещала дорогу к яслям, где родился Иисус.

Вот тогда реформатор и решил украсить маленькую елочку, которая была у него на столе, на память об этом событии.

Первые елки

В европейских государствах в те времена уже существовала другая традиция, по которой наряжали небольшое дерево бука. На него цепляли вареные в медовом сиропе яблоки, груши и сливы, украшали орехами. А на Рождество такое украшение было главной изюминкой стола.

Через некоторое время на территории Германии и близлежащих странах в этих целях начали использовать не бук, а хвойные деревья. Главное – чтобы они имели маленькие размеры. Сначала елочки украшали конфетами и яблоками, и подвязывали к потолку. Только спустя несколько столетий стало модно устанавливать посреди гостиной большое хвойное дерево.

Распространение традиции по миру

Традиция наряжать торжественную ель вышла за немецкие границы лишь в 18 веке. Первыми идею подхватили британцы, датчане и голландцы, затем – чехи и австрийцы. Эмигранты, которые «путешествовали» по всему миру, научили украшать елки жителей более отдаленных стран, таких как Канада и США.

Сначала, как уже говорилось, в качестве украшений использовались сладости и фрукты, затем начали использовать свечи и игрушки-самоделки. Сначала игрушки делали из картона, воска, бумаги, ткани, а после начали выдувать из стекла.

Новогодняя елка в России

Россияне же должны отдать честь Петру Первому, который сделал эту традицию популярной в империи. Однажды ему посчастливилось побывать в гостях у своих друзей-немцев именно зимой. Там он увидел удивительной красоты дерево. Это была ель, украшена сладостями и яблоками. Ему очень понравилась такая традиция, и поэтому, когда он взошел на престол, сразу же приказал ставить елку (по возможности) во всех государственных учреждениях страны.

Но о традиции помнили только, пока Петр Первый был на престоле. Только век спустя, в 1817 году, когда жена князя Николая I принцесса Шарлотта пришла в российский двор, она выявила инициативу украшать новогодний стол букетами из хвойных пород.

Первая большая праздничная елка была установлена в 1819 году Николаем I. А впервые первая наряженная елка была публично продемонстрирована в 1852 году, в помещении Московского вокзала в Петербурге.

Так на улицах, а в последствие, и в домах русских граждан, появилась праздничная елка на манер тех, которые были увидены императором накануне в Европе. А в те времена в Европе уже появились дорогие украшения для елок, и россияне с удовольствием выписывали их в каталогах и иностранных журналах.

Забытая история

В период Первой мировой войны все пришедшее из вражеской ФРГ и христианское строго отрицалось. А ель являлась символом даров, которые были принесены Иисусу Христу. Кроме того, на верхушке в то время уже устанавливали Вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к дитю. Все это сделало елку чисто рождественским символом.

В период войны был введен запрет на елку, и продолжался он вплоть до революции, до прихода ко власти большевиков.

Но в 1926 году елку снова запретили. Партийное руководство назвало ее антисоветской традицией, так как рождественские атрибуты и традиции тогда были под запретом. Очередное возрождение новогодней елки пришлось на 1935 год, когда в одном из журналов была опубликована заметка от второго секретаря ЦК компартии (при поддержке Сталина, конечно), о том, что для детей необходимо устанавливать новогоднюю елку.

Так, уже к 1938 году елки устанавливали с необычайным размахом. Так, в Доме союзов появилось дерево длиной в 15 метров с 10 тысячами детских игрушек. Сюда водили детей на экскурсии и делали им новогодние утренники. Таким образом Дом союзов стал ассоциироваться у граждан СССР с главной елкой страны. Правда, у Дома союзов это звание официально отобрал Кремль в 1976 году.

Так в СССР превратили изначально рождественский атрибут в новогодний.

Украшение елки

Традиция украшать елки конфетами и яблоками постепенно ушла на нет в 20 веке. Елочные игрушки стали носить в себе элементы советской эпохи. На них изображали партийные и идеологичные рисунки – пионеров, флаг СССР, и даже портреты Сталина. Вместе со снежинками обязательно рисовали серп и молот, а со снеговиками – кукурузные початки и космические просторы.

Как выглядит рождественская елка сегодня

Сегодня традиционная елка выглядит совсем по-другому, чем в 16 веке. Их делают из всего – из металла, пластика, бутылок, еды, новогодних гирлянд и далее. Если в традиционном варианте было натуральное дерево со стеклянными игрушками, то сегодня во всем мире устанавливается преимущественно искусственная елка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет было Богородице

Существует тренд украшать дерево по какому-то принципу, например, по цветовому. В моде сегодня минимализм и лаконичность. Но обязательно на каждой елке даже в эпоху тотального минимализма должны быть не игрушки, а гирлянды с огнями. Когда-то это были свечи, затем – электрические лампочки, а теперь мир перешел на более экономные светодиоды.

Итак, традиция украшать елку прошла свою тяжелую, местами забытую историю, но на самом деле практично в каждой стране мира именно она является главным атрибутом новогоднего настроения и атмосферы праздника.

Источник: https://lite-story.com/stati/otkuda-vzyalas-traditsiya-naryazhat-elku-na-novyj-god/

История новогодней елки в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. в Истринском районе Московской области срубят ель, которая затем будет установлена на Соборной площади Кремля и станет главной новогодней елкой России.

Как ожидается, дерево доставят в столицу на специальном автопоезде 17 декабря.

Зарождение традиции

В России первые рождественские ели появились в годы Смутного времени (1598-1613), после польской интервенции. Однако широкого распространения эта традиция не получила, елки ставили только в царских покоях и боярских палатах.

Во время правления Петра I (1672-1725) хвойные деревья перед праздниками стали устанавливать в Москве, в частности, на Соборной площади Кремля, в Гостином дворе.

Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово) европейцев, в первую очередь, немцев.

29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел «от сотворения мира» (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.

Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. — 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.).

В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки.

В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне — Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их ставили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне — Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

Возрождение праздника в советские годы

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

В последующие годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные новогодние торжества также были отменены как «буржуазные» и «поповские пережитки».

28 декабря 1935 г. в газете «Правда» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки» и призвал устроить под Новый год коллективные праздники для детей.

29 декабря «Правда» опубликовала постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января силами комсомольцев и пионеров елок в школах, детских клубах и детских домах.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж — Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. Наряду с традиционными елочными украшениями появились новые игрушки — фигурки космонавтов, самолеты, танки, ракеты, початки кукурузы и др. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная.

23 декабря 1947 г. указом Президиума Верховного совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец).

На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть главной елкой страны. С середины 1960-х гг.

он проходит в форме сказочного представления.

Ель на Соборной площади

С декабря 1996 г. на Соборной площади Кремля устанавливают живую ель. В 2001-2004 гг. из-за сильных морозов живое дерево заменяли на искусственное.

Ель для Соборной площади Кремля доставляют из Московской области (с 2015 г. — из Истринского района). Поиски подходящего дерева начинаются в конце лета, при этом используются данные космической и вертолетной съемки. Ель отбирает специально образованная комиссия Управления делами президента РФ совместно с представителями муниципалитетов, специалистами лесного хозяйства, транспорта, деятелями культуры и искусства.

Главный критерий отбора — визуальная привлекательность, размер и стойкость к перемене погоды. Для удобства транспортировки выбирают дерево, растущее вблизи дороги.

Параметры ели: возраст — не менее 80-100 лет, высота — от 30 м, диаметр у места сруба — не менее 60-70 см, размах лап — 15 м. Кроме того, дерево должно иметь пирамидальную крону, густую хвою насыщенного цвета и прочные ветви, чтобы выдерживать перепады температур.

В Москву его доставляют на специальном автопоезде. В Кремль ввозят через Спасские ворота, которые в обычные дни закрыты для проезда транспорта.

По традиции, в украшении ели участвуют дети из многодетных семей, воспитанники детских домов.

После новогодних праздников ель демонтируют, ее древесина идет на сувенирную продукцию.

Представление в Кремле

Главное новогоднее представление — Общероссийская елка в Государственном Кремлевском дворце. Ежегодно ее посещают более 5 тыс. детей. Среди них — победители конкурсов и олимпиад, воспитанники детских домов и интернатов, дети, чьи родители погибли в горячих точках, и др.

В 2014 г. на представление впервые приехали школьники из Крыма.

В 2015 г. на елку были приглашены также дети из Абхазии, Южной Осетии и Донбасса.

Источник: https://tass.ru/info/1656189

WBkids.ru – Как люди придумали украшать ёлку на Новый Год?

21 декабря 2019 21 декабря 2019

Все любят волшебную традицию наряжать ёлку перед Новым годом. Но задумывались ли вы, откуда взялся этот обычай? Оказывается, традиция украшать ель имеет богатую историю, которая насчитывает несколько сотен лет!

Истоки традиции

Не многие догадываются, что обычай наряжать ёлку на Рождество и Новый год имеет религиозные, христианские истоки. Считается, ель была выбрана самими небесными силами, чтобы стать рождественским символом.

По легендам, произошло это так: когда волхвы узнали, что родился Иисус Христос, они отправились вслед за Вифлеемской звездой, чтобы принести подарки будущему спасителю. 

Но когда отец Иисуса, плотник Иосиф, увидел великолепные дары, он расстроился: почему он, бедный плотник, не может сделать ничего, чтобы порадовать новорожденного малыша? Иосиф вышел из пещеры и вдруг увидел, как одно хвойное дерево ярко озаряет высокая Вифлеемская звезда Этим деревом и была ель! 

Иосиф срубил деревце, поставил его около пещеры и украсил свечами. Когда волхвы увидели дерево, они восхитились его великолепием и забрали с собой еловые шишки. Семена они разнесли по всему миру, чтобы люди, как и они в ночь рождения Иисуса, могли украсить дерево огнями и любоваться его непередаваемой красотой в память о великом младенце.

Однако существует ещё одна легенда, почему в качестве символа Нового года была выбрана ёлка. Главный реформатор Германии (человек, который проводит различные полезные преобразования, изменения в жизни людей) Мартин Лютер поздно ночью возвращался домой, а по дороге решил сделать подарок своей семье в виде небольшого хвойного деревца. 

Дома Лютер вместе с домочадцами украсил дерево бантами и свечками, а после этого люди просто последовали его примеру, ведь реформатор был очень умным, уважаемым человеком и вся страна к нему прислушивалась.

Говорят, впервые об украшенной ели письменно рассказали в Германии в 1605 году — больше 400 лет назад! И только через 200 лет после первого упоминания красивая традиция добралась до Великобритании, Франции и Америки, а потом и до России.

Почему именно ёлка

Почему же именно ель, а не берёза или пальма, стала первым символом Рождества и Нового года? Здесь тоже все довольно непросто, но очень интересно!

Оказывается, ель как дерево, имеет древнюю историю поклонения. В те времена, когда люди считали все предметы одушевленными, они думали, что и в хвойных деревьях живут духи. Именно духи помогали деревцу сохранять хвою и даже в суровые морозы оставаться зелёными, крепкими, свежими. 

Также люди думали, что духи, живущие в елях, способны насылать метели, пургу, холода и лютые морозы. Чтобы их задобрить, приходилось идти на хитрости: украшать ветви плодами и цветами, совершать обряды, читать заговоры.

Можно сказать, что ель издревле считалась олицетворением вечной жизни, бесстрашия, достоинства, стойкости, ведь это дерево вечнозеленое.

Первая ёлка в России

В России елку на Новый год стали наряжать довольно поздно по сравнению с другими странами. 

Произошло это при императоре Петре I, который перенял интересный обычай у своих немецких товарищей. Но так как ель считалась символом христианским, Петр велел изменить систему исчисления времени. Поэтому с 20 декабря 1699 года люди стали праздновать Новый год не 1 сентября, как раньше, а 1 января. 

Более того, императору так понравилось это удивительное и оригинальное нововведение, что он даже написал рекомендации, как отмечать этот праздник:

«Украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо».

Чем украшали ёлку раньше

Если ёлка с древних времен оставалась неименным атрибутом Нового года и Рождества, то вот украшения для неё всегда менялись.

Самые первые украшения для ели были съедобными. На дереве размещали яблоки, орехи и даже яйца – символы плодородия, благополучия, жизни. А еще люди полагали, что такие украшения отводят от дома злых духов.

Следующие игрушки для ели изготавливались из дерева, ткани, камня. С развитием науки и техники стали появляться игрушки из стекла, фетра, фольги и пластика. 

Кстати, первые стеклянные новогодние шары появились в 1848 году в Германии в городке Лауш совершенно случайно. У одного стеклодува не оказалось вкусностей, чтобы украсить ель, и он решить сделать украшения своими силами — из стекла. 

Однако получившиеся игрушки были очень толстыми и тяжёлыми. Постепенно технология улучшалась, игрушки становились легче, красивее, а потом распространились по всему миру.

В современном мире можно найти ёлочные игрушки самых разных форм и размеров. Вместо пожароопасных свечек теперь ёлку украшают безопасными лампочками и огоньками, гирляндами и мишурой. А традиция ставить наверх яркую большую звезду, похожую на Вифлеемскую, тоже сохранилась по сей день.

А вы чем украсите ёлку дома?

Материал подготовлен при поддержке

Источник: https://wbkids.ru/article/kak-lyudi-pridumali-ukrashat-elku-na-noviy-god

От Адама и Евы до портретов членов Политбюро: гид по истории новогодней елки

Украшенная всеми доступными методами елка — главный символ Нового года. Шары и шишки развешивали еще наши деды, а вот делали ли это их деды? Предлагаем разобраться в истории вопроса и выяснить, как появилась традиция наряжать елку и когда она прижилась в России.

Откуда корни растут

Существуют две основные версии происхождения традиции — религиозная и светская. Некоторые исследователи полагают, что рождественская ель символизирует райское дерево, с которого Ева сорвала пресловутое яблоко.

Соответственно, всяческие игрушки, которые мы вешаем на ветви, — это плоды райского дерева. По другой версии, традиция наряжать елку восходит к древнему германскому празднику зимнего солнцестояния Йоль.

В этот день люди украшали, а затем сжигали в костре дубовые или ясеневые поленья.

Дети и йольское полено

Путешествие по Европе

Само собой, доподлинно неизвестно, кто первый решил нарядить елку к Рождеству. Хотя споры об этом бывают весьма жаркие. Несколько лет назад между Латвией и Эстонией разгорелся спор, в каком городе раньше появился обычай ставить на площади ель, в Риге или Таллине. Чуть до дипломатического скандала не дошло.

Есть сведения, что в XVI веке религиозный деятель Мартин Лютер устраивал у себя дома в саксонском городе Айслебен религиозные праздники, где елка была главным атрибутом. По легенде, Лютер однажды увидел, как на верхушку ели падает звезда, и счел это знамением.

Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей»

К XVII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз — так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м — в Праге.

Прибытие в Россию

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением, а дома украшать ветвями хвойных деревьев.

Картина Чернышева «Рождественская елка в Аничковом дворце»

Хотя сама елка прижилась у нас позднее, в первой половине XIX века. Впервые в императорском дворце она была поставлена 24 декабря 1817 года. Новшество постепенно переняла знать. Поначалу елки практически не украшали, на ветвях только укрепляли свечи и зажигали их дважды — в сочельник и на само Рождество.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В 1840-х годах возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: в продаже были елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

Новогодняя открытка конца XIX века

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже языческого обычая. Знали бы они, что пройдет не так много времени и рождественскую елку объявят символом религиозного дурмана.

Советское непостоянство

В первые годы после революции никаких мер, направленных на запрет елок, не предпринималось. Но из-за материальных трудностей немногие могли позволить себе удовольствие богато украсить дерево. Хотя в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, старались все-таки найти украшения, поскольку елка казалась какой-никакой связью с прошлой спокойной жизнью.

Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке»

Гонения на разукрашенное дерево начались в 1929 году, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом». Теперь елку если и приносили в дом, то ставили подальше от окна, чтобы никто не увидел.

Дерево было реабилитировано в 1935 году. Якобы после разговора Сталина с партийным чиновником Постышевым. Сталин одобрил предложение Постышева вернуть детям елку, и тот выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял тех, кто «ославил детское развлечение как буржуазную затею». Заметка вышла в декабре, и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты, автомобили и прочие вещи, свидетельствовавшие о прогрессе государства. В конце 30-х появились игрушки в виде Деда Мороза и Снегурочки. Собирались даже выпускать шары с портретами членов Политбюро, но, слава богу, до этого не дошло.

Источник: https://bigpicture.ru/?p=986318

История елки

Встреча Нового года всегда ассоциируется с елкой. Многие, не задумываясь, ответят: «С Ёлочкой, яркой, веселой, в гирляндах и игрушках!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое митрополит в истории

Ёлка стала символом праздника, а эта сказочная традиция наряжать ёлку под Новый Год передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Почему именно Ёлку украшают под Новый год? Откуда пошел этот обычай?

История елки. В давние времена была традиция просто украшать различные деревья. Люди считали, что все деревья наделены доброй силой, что в них живут всемогущие духи. Поэтому они всячески задабривали этих духов украшениями. А украшали в основном яблоками, яйцами и орехами.

Ель же всегда занимала первое место среди деревьев. Ее считали райским древом бессмертия, символизирующим саму жизнь. Ведь ель – это вечнозеленое растение (что с трудом укладывалось в головах наших далеких предков), а если не как все деревья, значит волшебное! Они считали, что ель пользуется особыми привилегиями у Солнца, ведь оно позволяет ей быть всегда зеленой.

В Древней Греции ель считали священным деревом надежды, вечной жизни всего живого. Считается, что троянский конь был построен из ели.

Первые украшенные ёлки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. «На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру»- это сведения из летописи. Эту идею быстро переняли германцы, а затем и вся Европа.

Правда, сначала ёлки можно было увидеть только в домах самых богатых дворян. Для тех, кто сетует на то, что праздники в наши времена обходятся не дешево, да и цены на ёлочки «зашкаливают», отмечу, что в 19 веке за ёлочку с украшением нужно было заплатить от 20-200 рублей.

За 20 рублей в те времена можно было купить отличную корову, а за 200 рублей красивейший дом под Петербургом.

В России новогодний праздник стали отмечать с 1700 года. Инициатором этого стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление от Рождества Христова, как во всей Европе, а не от сотворения мира.

К сожалению, эта традиция не прижилась, и после смерти Петра, про празднование Нового Года забыли. Возродилась эта удивительная традиция лишь во времена правления Екатерины II. Украшать же хвойные деревья начали только во второй половине 19 века.

А первая ёлка, наряженная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как же выглядела праздничная древняя ёлка?

«На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Так описывал Гофман волшебную Ёлку в своей сказке Щелкунчик.

Вот она история елки. Именно так и наряжали елки в те времена. Разрисованная яичная скорлупа, яблоки и орехи, завернутые в цветную бумагу, золоченые нити, бусы, фигуры из соленого теста, свечи. Все эти украшения любят мастерить дети и в наше время.

Несмотря на разнообразие елочных игрушек в магазинах. Первые стеклянные шары появились в середине 19 века. Поэтому общепризнанными «старинными» елочными игрушками считаются игрушки, выпущенные до 1966 года.

Это в основном шары с советской символикой, самолетики, космонавты, кукурузные початки

Куда лучше поставить елку?

Всегда найдется место для лесной красавицы у нас дома. Если ёлка большая, целесообразно поставить ее на полу, если ёлочка помещается на столе, то можно и на столе, будет вместе с вами отмечать праздник. Только вот никому не приходит в голову прикрепит ёлку к потолку. Разрушить стереотипы страшно, наверное А вот 400 лет назад, когда обычай заносить ёлку домой только зарождался, в Германии было принято крепить ее к потолку, причем обязательно верхушкой вниз. Необычно и неудобно.

Эксперты фен-шуя рекомендуют ставить елку в юго-западном секторе квартиры или гостиной.

Современные Новогодние Ёлки

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях городов.

В Италии пушистую красавицу ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне на Трафальгарской площадь это самый центр города. В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре. А вот интересное месторасположение плавучей ёлки в Рио-де-Жанейро, она устанавливается на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира, высотой 112 метров, была установлена в Мехико на одном из центральных проспектов в 2009 году. В столице ОАЭ в 2010 году ёлку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.

Мода на елки и украшения настолько набрала обороты, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений.

Зеленая красавица надежна прижилась в сердцах и домах людей. Каждая семья старается как можно изысканней и оригинальней украсить свою ёлочку. Мне кажется история новогодней елки на этом не заканчивается, она еще удивит нас чем-нибудь необычным!

Хотелось бы закончить красивой и доброй легендой о Праздничной Ёлке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу.

И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду.

Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, — говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, — прибавила маслина, — что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Наталья Сармаева для Женского журнала «Прелесть»

Источник: https://prelest.com/stilzhizni/polza/istoriya-elki

Не рубите ёлочку в лесу. Почему нельзя ставить елку в Новый год

Добавить в избранное

В преддверии Нового года во всём мире открываются миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубаются каждый год!

Никто не осмеливается назвать цифру и оценить объёмы торговли, потому что в каждом населённом пункте ради нескольких дней праздников наносится непоправимый ущерб природе. Задумаемся, есть ли причины отказаться от покупки «живой» елки на Новый Год:

Причина №1. Историческая

Новогодняя ёлка – дерево смерти. Считается, что наряжать мертвую ёлку – это старая русская традиция. На самом деле Новогодняя ёлка — немецкого происхождения и появилась на русской земле недавно.

На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю.

В петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил русский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе – 1 января. Новогодним деревом становится ель. Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку), поскольку у славян ель — дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы.

Действительно ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.

Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).

Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:Ельник насыпан сутра по дороге.

Верно, кого-то везут на покой!

Смертная символика ели нашла отражение и в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» – тяжело болеть; «угодить под елку» – умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» – гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др.

По указу Петра каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров, те же у кого не было на это средств, обязаны были хотя бы ветку обломить и вывесить на двери / воротах при входе в дом. (В западной цивилизации, как мы видим, остался и эта ветвь). Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа.

Причина №2. Экологическая

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель потребуется не менее 10 лет. И то, речь идет о среднем деревце, высотою не более полутора метров. Ель растет медленно – после посадки скорость роста составляет всего 3-4 см в год. Впоследствии скорость увеличивается до 10-20 см, при продолжительности жизни около 250 лет.

Каждый может посчитать: сколько лет он ставил у себя дома ёлку? У многих получится целый парк срубленных и погубленных деревьев. Также каждый может посчитать: а сколько деревьев он посадил в своей жизни? У многих окажется, что — ни одного! Вечнозелёные хвойные деревья — это не какие-то сорняки, а ценная порода дерева. А новогодняя, глупая и беспощадная, вырубка леса приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов и вред экологии.

Причина №3. Энергетическая

Этот обычай однозначно придуман силами разрушения. Срубая дерево как раз в дни, когда идёт рост и «просыпание» нового энергетического витка (на зимнее солнцестояние) — люди тем самым «подрубают» эти энергии, становятся разрушителями Вселенной, ибо дерево обладает вселенскими возможностями, и разрушают тем самым себя, свои семьи.

Может ли принести счастье в дом гулянье возле мертвого дерева?

Задумайтесь, это живое существо могло жить, радоваться солнцу, приносить благо окружающему миру и нам в том числе (кислородом то все мы дышим). Но ради нашей однодневной прихоти, оно должно было умереть. Не напоминает ли вам все это ритуалы черной магии, где также проводятся «песни – пляски» вокруг умирающего живого существа

Еще и «Праздновать» обязательно ночью — это самая дикая дичь. Я понимаю: праздник затянулся — весело и радостно, можно гулять хоть по несколько суток Но в чём смысл ждать глубокой ночи, когда уже все устали от приготовлений, и т.п. Очевидно же, что Праздновать нужно или с восходом или утром или днём когда много сил, радости, позитива Это тоже указывает на чёрно-магичность ритуала

Срубленная Ель живёт неделю или больше, лишившись корневой подпитки, она черпает энергию на тонком плане, вытягивая жизненные соки из окружающего пространства.

От неё веет страхом, смертью, болью, муками — Ель очевидно выбрана умышленно, она отлично подходит для пси-генератора (имеет иголки которые в живом виде очень благоприятно влияют на воздух (вспоминаем санатории в хвойных рощах и т.п.).

Очевидно же, что умирающая Ель настраивает пространство иначе, в негатив, а каждый кончик иглы становится выходом её страхов, боли, мучений и пронизывает, прокалывает пространство вокруг.

Мы должны избавиться от вековой традиции нести срубленную елку в дом и украшать ее, так как это недостойно цивилизованного человека. Убитая ель не может быть символом праздника!

Украшать срубленную ель – все равно, что украшать покойника. Ель – живой организм, его уничтожение, как и любого дерева, нарушает устойчивость всей экологической системы.

Причина №4. Этическая

Хорошо ли срубать ель? Или покупать срубленную?
Если это делается ради развлечения – то нехорошо. Ведь в том, что у кого-то забирают жизнь, должен быть особый смысл и разрешение. Чтобы в доме был свежий еловый запах, нет необходимости убивать дерево, а достаточно наломать веточек, предварительно спросив у него разрешения.

Кроме того, гибель деревьев – это сокращение биогенного (пропущенного через растения) кислорода, которым мы дышим. Так стоит ли убивать деревья, с которыми связано множество других жизней?

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель высотою около полутора метров требуется не менее десяти лет. А продолжительность её жизни около 250 лет. Новогодняя глупая и беспощадная, вырубка леса приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов и вред экологии.

Ведь чуть не каждый житель страны уверен, что живая красавица родилась, выросла и окрепла только для того, чтобы украсить собой жилище человека на считанные дни! В масштабах страны это больше похоже на массовое помешательство: осознанно наносить непоправимый вред Земле.

Покупая ёлку создаешь еще больший спрос, не будет спроса не будет предложения. Это ответственность каждого из нас!

(2 5,00 из 5)

Источник: http://ezoterika-ru.ru/ne-rubite-yolochku-na-eto-est-prichiny/

Почему на Новый год наряжают елку – история и объяснение традиции

В последние дни декабря люди в спешке готовятся к встрече самого важного праздника, однако далеко не все знают, почему на Новый год наряжают именно ёлку. Считается, что данная традиция была позаимствована европейцами и англосаксами у германцев.

Объяснение, почему наряжают ель, а не другое дерево, берёт свои корни в канун Рождества 1513 года, когда выдающийся немецкий реформатор Мартин Лютер решил украсить ель пятиконечной звездой как напоминание о звезде Вифлеема, указавшей путь к колыбели Иисуса.

Откуда возникла традиция наряжать ель

Многие дети и их родители не знают, почему на Новый год наряжают именно ёлку. Как гласит одно из древних преданий, происхождение данной традиции связано с появлением на свет Христа. Поприветствовать мессию собрались не только звери и люди, но и различные растения с деревьями. Все они принесли новорожденному Иисусу подарки в виде цветов и плодов, источающих восхитительные запахи. Ёлка пришла с холодных северных краёв и во время поздравления остальных гостей скромно стояла в сторонке.

У всех присутствующих возник вопрос, почему ёлка не пожелала подойти к младенцу. Дерево ответило, что, во-первых, оно не может подарить будущему Спасителю ничего полезного, а во-вторых, его острые иголки способны поцарапать новорожденного Иисуса. Тогда все деревья и растения поделились с елью своими плодами, яркими цветами и орехами. От вида нарядной и позитивной ёлки лицо младенца озарила улыбка, и в то же самое мгновение над вершиной украшенного древа засияла звезда Вифлеема.

Существует и другой вариант данной легенды. Она утверждает, что грубая Маслина вместе с Пальмой преградили ели дорогу к Спасителю, подняв на смех её нелепый внешний вид, острые иглы и липкую смолу.

У скромного деревца не возникло возражений, однако оно стало печальным и не рискнуло переступить порог пещеры. Увидев грусть вечнозелёного дерева, ангелы пожалели его и решили украсить его ветки звёздами с небосвода.

По достоинству оценив свой неповторимый наряд, ёлка отбросила все сомнения и осмелилась показаться на глаза младенцу Иисусу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году было введено новое летоисчисление

Духи леса

По мнению многих известных исследователей, традиция наряжать ёлку на Новый год тесно связана с верой наших предков в сверхъестественные силы природы и в то, что все растения обладают собственным разумом. Они считали, что духи, обитающие в лесу, могут запросто сгубить не понравившегося им человека. Других путников, обладающих определёнными заслугами, они наталкивали на клад и помогали найти выход из дремучей чащи.

В старину верили, что наряжание ёлки задабривает духов леса, поскольку это деревце издавна почитали как символ жизни. Существовали особые ритуалы для его украшения различными угощениями и плодами.

О новогодней ели в россии

Говоря о том, почему на Новый год наряжают ёлку, стоит совершить исторический экскурс в южно германские традиции, существовавшие задолго до русских. Первая рождественская ёлка в России была установлена и наряжена в канун празднования Нового 1700-го года по специальному приказу Петра Первого. Император повелел запускать сигнальные огни и зажигать фейерверки, а также украсить центр столицы ветками можжевельника, сосны и ели.

После революционного переворота в 1917 году большевиками были предприняты попытки ликвидировать празднование Нового года как буржуазную традицию. Однако народные массы успели полюбить это торжественное событие, и в середине 30-х годов власти вернули его обратно.

Началом большой реабилитации послужила небольшая заметка в «Правде» (главное печатное издание коммунистической партии СССР).

Особенности новогодней ели как талисмана

На Новый год наряжают ёлку потому, что в канун праздника на землю стягиваются нечистые силы для издевательства над людьми и причинения им всевозможных подлостей. Порождения зла могут испортить праздничный стол, украсть какие-нибудь полезные мелочи и внести хаос в процесс подготовки к торжеству.

Для отваживания нечестивых «гостей» принято было украшать дом предметами, которые отпугивали их и не позволяли переступить через порог жилища. Говоря о том, почему на Новый год украшают ель, стоит отметить, что ёлочные игрушки в сочетании с блёстками и мишурой выполняли не только эстетическую, но и прикладную функцию, удерживая нечисть от проникновения в дом.

Источник: https://taynoeznanie.com/mifologiya-i-religii/pochemu-naryazhayut-elku-na-novyj-god

LifeCity — новости Мариуполя

В государстве-агресссоре намерены сделать дополнительные уступки, чтобы ускоренными темпами заниматься раздачей паспортов жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сегодня российские документы для жителей неподконтрольных территорий обходятся в полусотню долларов.

  • 6 лет назад началась война на Донбассе

      (Новости Мариуполя и области)  Шесть лет назад началась активная фаза войны на Донбассе. Именно 14 апреля 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о начале Антитеррористической операции на Донбассе. В апреле 2014 года российские оккупанты и местные сепаратисты захватили под контроль украинские города. 15 Апреля 2020, 9:35

  • В донбассе жители против амнистии сепаратистов

      (Новости Мариуполя и области)  Многие жители подконтрольных территорий Донбасса не против прямых переговоров с представителями сепаратистов ОРДЛО, однако против амнистии боевиков выступает большинство граждан. Об этом свидетельствует социологический опрос фонда «Демократические инициативы». 10 Апреля 2020, 9:28

  • Сша призвали рф оставить оккупированные территории

      (Новости Мариуполя и области)  Пресс-служба американского посольства в Украине в очередной раз призвала Российскую Федерацию прекратить военную интервенцию на Донбассе, а также вывести свои войска с оккупированных территорий Украины. Американские дипломаты напоминают, что помнят слова Владимира Зеленского, украинского президента, о преступлениях России. 3 Апреля 2020, 23:05

  • Резников уточнил будущее Консультативного совета с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Как полагает вице-премьер по вопросам реинтеграции, создание Консультативного совета с отдельными районами Донецкой и Луганской областей подразумевает согласие всех, кто будет участвовать в Нормандском саммите. Алексей Резников уверен, что создать такой совет будет не очень легко. 2 Апреля 2020, 19:11

  • Ермак поведал о Консультативном совете с ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Вопрос организации Консультативного совета в Трёхсторонней контактной группе до сих пор обсуждается. Политические советники обсуждают его в телефонном режиме. Об этом поведал руководитель Офиса Президента Андрей Ермак во время брифинга перед журналистами. По его словам, в нормандском формате такие беседы продолжаются. 31 Марта 2020, 19:19

sh: 1: —format=html: not found

Источник: http://lifecity.com.ua/?l=knowledgeamp;mod=viewamp;id=7771

Новогодняя ёлка — откуда пошла традиция

Привет, друзья! Конец года совсем близко, а с ним и все праздники. А вы когда-нибудь задавались вопросом, откуда пошла традиция ставить ёлку на Новый год? Сегодня я расскажу вам об этом обычае и вместе разберемся что к чему. Если вам понравится эта статья не забудьте поделиться ей в социальных сетях.

Начну с того, что точной информации о том откуда пошла традиция рождественской ёлки — нет, есть только несколько теорий, все они имеют право существовать, но какая из них наиболее верная решайте сами. И да именно рождественской ёлки, потому что для большинства людей в мире главный праздник зимы – это Рождество, а не как Новый год.

Почему именно ёлка?

Скорее всего такой выбор связан с тем, что всегда и во всех культурах люди, так сказать, почитали деревья. Не зря говорят древо жизни или генеалогическое дерево, в Греции кипарис – это священное дерево, на Руси дуб или береза к которым все неравнодушны, и таких примеров очень много.

Но дело еще и в том, что ель, сосна или пихта долгое время остаются неизменными даже когда их срубили, да и зимой они зеленые в отличие от остальных деревьев. Возможно, именно это послужило для их избрания.

Появление традиции ставить елку на Новый год

Доктор филологических наук Е.В. Душечкина придерживается версии, что рождественское дерево появилось в средние века в Германии. Она говорит, что у немцев был очень древний обычай идти на Новый год в лес и собираться возле наряженной ели.

А с течением времени люди начали забирать ели себе домой и отмечать праздник, не выходя на мороз. Когда же германские народы стали крещеными, праздник обрел более христианский смысл, а ели стали символом сочельника.

Так что если придерживаться такой версии, то первыми были немцы.

Новогодняя ёлка в России

Традиция ставить ёлку на Новый год относится в России к петровской эпохе (Петр 1), но вот только с одним отличие дерево не заносили в дом, а украшали им крылечко или наружную часть зданий. Дело в том, что до Петра первого новолетие отмечали 1 сентября, но он ввел Юлианский календарь и получилось, что Новый год надо отмечать 1 января.

Он приказал пускать в этот день ракеты, устраивать гуляния и украшать все свечками и хвоей:

«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».

Но стоит уточнить, что Новый год стал отдельным праздником только в 1935 года, а до этого он просто входил в праздничные святки (с 24 декабря по 6 января).

Первая ёлка в русском доме была поставлена 24 декабря 1817 года великой княгиней, а в будущем императрицей русской — Александрой Федоровной. Она же по происхождению была из Пруссии. Но пока ставить ёлки больше никто не собирался, эта традиция очень долго входила в моду, она станет обычным явлением только к началу 19 века.

Чем украшали ёлки

На праздничное дерево вещали красиво оформленные орехи, яблоки, самые лучшие ленты, бумажные украшения, бусы и конфеты. Вообще фантазия украшения новогодней ёлки ограничивалась только финансовыми возможностями и полетом фантазии.

Интересно еще и то, что ёлочные игрушки по одной из версий тоже появились в Германии. Немцы часто украшали елку яблоками, но один год был настолько неурожайным, что яблок было не достать, а местный стеклодув сделал искусственные, они оказались ничуть не худшей заменой натуральным, ну кроме того, что их не съешь.

Новогодняя елка в Советские времена

Началось все с 24 января 1918 года Совет народных комиссаров ввел Григорианский календарь, но Церковь продолжала использовать старый календарь, и от этого Рождество и Новый год поменялись местами. Вместе с ёлкой осуждался и Дед Мороз, вошедший в праздничный ритуал за пару лет до революции.

В 1922 рождественская елка стала просто комсомольской елкой, а 1929 году Рождество совсем упразднили и этот день стал обычным рабочим. Так продолжалось вплоть до 1935 года пока Постышев не предложил Сталину обратное и тот согласился вернуть детям ёлку.

С тех пор ёлка остается незаменимы атрибутом Нового года. Ее украшения меняются в зависимости от времени и фантазии людей, но уже никто не представляет себе главный праздник зимы без красиво наряженной ёлочки.

Источник: https://vtopetop.ru/podarki-i-prazdniki/novogodnyaya-yolka-otkuda-poshla-traditsiya.html

Как появились новогодние традиции – подборки от ПостНауки

ОТ РЕДАКЦИИ Празднование Нового года и Рождества связано с разнообразными ритуалами и фольклорными персонажами. Рассказываем, как сформировались традиции, без которых нам и сегодня трудно представить эти праздники.

Обычай наряжать елку

Информация об истории рождественской елки противоречива и во многом базируется на устной традиции, поэтому подтвердить ее достоверность чрезвычайно сложно. Известно, что елка как символ новогоднего праздника появилась в России во времена Петра I.

Вернувшись из-за границы, царь издал указ, предписывающий под Новый год (который отныне праздновали с 1 января) украшать дома хвойными деревьями и их ветвями. Однако к немецкой рождественской елке этот способ декорирования городского пространства не имеет отношения.

А после смерти Петра I обычай был забыт, и лишь владельцы питейных заведений продолжали украшать еловыми ветками крыши и двери кабаков.

С начала XIX века украшенные рождественские елки стали устанавливаться в домах петербургских немцев, перенесших на новую родину обычаи своей страны. Наличие елки в доме свидетельствовало о приобщенности хозяина к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус хозяев в глазах ближайшего окружения.

Появление елки в домах российской знати исследователи связывают с супругой Николая I, императрицей Александрой Федоровной, которая была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III.

Она стала распространяться в 1830–1840-х годах и постепенно стала атрибутом привилегированной дворянской праздничной культуры и олицетворением домашнего, семейного праздника.

Удачливые предприниматели и лица доходных профессий пытались воспроизвести в своем повседневном быту дворянский образ жизни и даже перещеголять своих более родовитых и сановных по роскоши и красоте елочного убранства. Богато украшенная елка, с одной стороны, объединяла семью, а с другой — свидетельствовала о ее общественном престиже и мощи.

В усадьбах украшения делались вручную — часто это были конфеты в красивых обертках или искусно склеенные дворцы из бумаги. Русские женские журналы по домоводству публиковали материалы, связанные с подготовкой и проведением домашней рождественской елки.

Во второй половине XIX века елка вошла в дома интеллигенции — врачей, профессоров, художников и литераторов, а также начала распространяться в провинции. Примерно в это же время появились первые публичные елки, которые устанавливались в общественных местах.

Проводились костюмированные новогодние балы с великолепными, богато украшенными рождественскими деревьями, причем посетить их мог любой желающий вне зависимости от сословия, заплатив за вход 50 копеек.

История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку

Дед Мороз — хозяин праздника

Принято считать, что Дед Мороз — это фольклорный герой. Существовал персонаж Мороз, которого кормили на Рождество овсяным киселем, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Однако очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями. Привычный нам образ доброго волшебника восходит скорее к детской литературе XIX века.

Первым появлением «доброго Мороза Ивановича» в русской культуре стали «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живет в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Параллельно к концу XIX века распространилась традиция украшения рождественской елки, вокруг которой начинала формироваться определенная мифология.

Пытаясь ответить на детские вопросы, откуда в доме берется елка и подарки под ней, взрослые нередко объясняли, что ее из леса приносит «рождественский дед», однако этот выдуманный персонаж не сразу стал Дедом Морозом. Он пользовался популярностью под разными именами: «старый Рупхерт» (влияние немецкой рождественской традиции), «елочный дед», «святочный дед», «Ёлкич», «Морозко».

К началу XX века окончательно утвердился самый популярный вариант — Дед Мороз.

В середине 1920-х годов в рамках государственной антирелигиозной кампании рождественские традиции, включая елку и Деда Мороза, были объявлены идеологически вредными.

Однако уже во второй половине 1930-х годов, после публикации в газете «Правда» статьи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку», празднование Нового года начинает широко внедряться на государственном уровне, в первую очередь через организацию детских новогодних утренников на рабочих местах.

Одним из главных действующих лиц на этих праздниках стал добрый Дед Мороз, раздававший счастливым детям подарки из огромного мешка, и его спутница — внучка Снегурочка. Созданная в советское время, новогодняя традиция оказалась очень устойчивой, и в наше время Дед Мороз является не только персонажем семейной мифологии, но и популярным медийным героем.

Внучка Деда Мороза — Снегурочка

На самом деле существует две Снегурочки: прекрасная дева, влюбленная в Леля, и маленькая девочка, вылепленная из снега. Первая из них — героиня одноименной пьесы Александра Островского, написанной в 1873 году. Ее родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед Мороз и Весна-Красна. Снегурочка — плод их мимолетного увлечения. Отец любит Снегурочку и прячет ее от Ярилы-солнца, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает от горячей любви.

В фольклорных сказках Снегурочку делают из снега бездетные старики. Процесс ее создания описывают по-разному: ее либо лепят из снега, как снеговика, либо насыпают снег в ступу и перетирают его пестом, либо ставят снег на печку. Маленькая девочка погибает от прыжка через костер, и чувства в данном случае не описываются. Первые записи таких сказок, как и пьеса Островского, появились в XIX веке. Та молодая девушка Снегурочка, которую мы знаем, связана именно с пьесой.

В дореволюционных традициях празднования Нового года Снегурочка была всего лишь популярной елочной игрушкой, однако на советских утренниках она стала обязательным персонажем. В 1960-е годы на кремлевских елках ее часто заменяли космонавтом.

Как возник образ Деда Мороза?

Кто родители Снегурочки?

Легенда о Санта-Клаусе

Само имя Санта-Клауса указывает на святого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских и одного из самых известных и популярных христианских святых, который жил в конце III — начале IV века. С этой личностью связывают множество чудес. Одна из самых известных легенд, которая и легла в основу образа Санта-Клауса, повествует о том, что святой Николай спас трех дочерей бедняка, который не мог их выдать замуж без приданого.

Их ждала незавидная судьба, вплоть до занятия проституцией. По одной из версий, святой Николай подбросил им сразу три мешочка с монетами, по другой — подбрасывал их последовательно в течение трех лет, к моменту, когда каждая из них достигала совершеннолетия.

В более поздней интерпретации сюжета отец пытался найти тайного дарителя, и один раз, чтобы остаться незамеченным, святой Николай опустил мешочек в печную трубу, и деньги случайно попали в чулок девушки.

Об образе Санта-Клауса

Святочные гадания и ряжения

Две недели Святок — период времени от Рождества до Крещения — делились на «страшные вечера» и «святые вечера»: самые темные дни и долгие ночи были страшны разгулом нечистой силы и ведьм, стремящихся усугубить тьму и похитить Луну и Солнце.

Ужас перед нечистью преодолевался обрядами ряжения: славяне рядились в злых духов и зверей, выворачивая наизнанку тулупы, и разгуливали шальными толпами по домам. От ряженых можно было откупиться подачками еды. Эта традиция восходит к первобытным временам и напоминает римские сатурналии, или календы.

К этому обозначению восходит и славянское обозначение вечеров накануне Рождества и Нового года — коляда.

Какие новогодние и рождественские традиции были у славян

Источник: https://postnauka.ru/lists/93132

Особое сияние

В наше время ёлку украшают игрушками из самых разных материалов — пластика, металла, ткани, бумаги. Хрупкие стеклянные шары, сосульки, шишки и звери становятся редкостью, а ведь именно они дарили то самое, особое ощущение Нового года. Традиция выдувать из стекла наряд для ёлки появилась в Германии в середине прошлого века, в России мастерить такие изделия стали в начале XX века.

Наряд для зелёной

Традиция наряжать ёлку появилась в Европе в первой половине XVII века. Первые украшения представляли собой христианские символы: на верхушку водружали Вифлеемскую звезду, на ветках развешивали яблоки, обозначающие плоды с древа познания добра и зла, также укреплялись и зажигались свечи, символизирующие ангельскую чистоту.

Первые стеклянные ёлочные игрушки, согласно одному из преданий, появились в Саксонии в XVI веке — то есть раньше, чем распространилась традиция ставить в домах рождественское дерево.

По другой версии, появление игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Тогда в местечке Лауша в Тюрингии стеклодувы смастерили стеклянные яблоки и успешно распродали.

В нашей стране стеклянные украшения до конца позапрошлого века были по карману лишь богатым людям. Поэтому простые горожане чаще всего украшали рождественское дерево доступными сластями — конфетами, орехами, пряниками, яблоками, горящими свечами. Для эффекта добавляли переливающиеся украшения — мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блёстки. Угощения с ёлки раздавали детям.

Прятать сладкое на ёлке было принято и в дворянских домах, но там для этого были специальные сюрпризницы — игрушки с небольшой полостью или коробочкой внутри, в которую клали конфеты или драже. А иногда — украшение, куколку или солдатика.

Клинские умельцы

Стеклянные шары завозили в русские города из Германии вплоть до начала XX века. Однако именно в нашей стране придумали украшать праздничную ель стеклянными бусами. В середине XIX века первые маленькие шарики стали выдувать в Клинском уезде на стекольном заводе в имении Александрово князя Александра Меньшикова.

После революции частные предприятия ликвидировали, но стеклодувный промысел сохранился. Кустари-одиночки объединились в артели, промысел окреп, и в селе Воздвиженском Клинского района даже открыли училище, где готовили стеклодувов медицинского оборудования и ёлочных украшений.

В Советском Союзе в 1929 году был официально введён запрет на Рождество, Новый год и ёлку. Несмотря на этот указ, многие украдкой продолжили традицию, а игрушки производили кустарным способом. Коллекционеры особенно ценят изделия того периода — они считаются самыми редкими.

Источник: https://iz.ru/956766/svetlana-rudakova/osoboe-siianie

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Почему не могу выйти замуж

Закрыть