Кого больше в Беларуси католиков или православных

Четверговая соль как сделать дома, рецепт приготовления – Как правильно приготовить Четверговую соль в домашних условиях

В ночь Великой среды а также утром в Чистый четверг принято готовить Четверговую соль. Считается, что она обладает целительной силой и защитными свойствами. Где взять четверговую соль, как приготовить и использовать ее?

Перво-наперво для приготовления Четверговой Соли нужно запомнить, что Четверговую Соль можно приготовить только в один день в году – в ночь с Великой среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг.

Как приготовить Четверговую соль дома в современных условиях?

Существует несколько способов приготовления Четверговой соли. Для самого простого способа ее изготовления вам понадобится пачка самой обычной каменной поваренной соли самого крупного помола и 12 ложек ржаной муки. Также вам будут необходимы чугунная сковородка с толстым дном, деревянная ложка и чистый полотняный мешок.

Соль смешивают с мукой и прокаливают на сковороде до ее потемнения. Во время каления ее необходимо постоянно помешивать. Кстати, есть поверье, что если во время приготовления Четверговая соль начинает сильно трещать и «стрелять», то на человеке лежит порча, сглаз или негатив.

Также нужно обратить внимание, что соль прокаливают вместе с мукой до тех пор, пока вся смесь не станет черной.

Наши предки готовили Четверговую соль особым способом.

Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел и плотно закрывали створку на три-четыре часа.

Либо соль перекаливали на сковороде. После этого толкли в ступе, всё это время (и при прокаливании, и при истолчении) читая молитвы. Затем соль освящали в алтаре. Чёрный цвет соли — это цвет, в который поваренная соль окрашивается при запекании.

В условиях городской квартиры старинную печь вполне может заменить нагретая до максимальной температуры духовка.

Четверговую соль принято было готовить с добрыми светлыми мыслями или молитвой. Готовую приправу очень аккуратно, чтобы не растерять ни крупинки, собирали в чистый мешочек и ставили под образа, вместе с куличом и крашеными яйцами. А на Пасху, вместе с праздничными закусками, соль несли в церковь святить. И лишь после этого она приобретала свойства оберега.

Как использовать четверговую соль – Для чего нужна четверговая соль?

Честно говоря, вкус черной соли – на любителя. Привкус серо-водорода понравится не всем. Но поскольку в еду ее много не кладут, то специфический запах можно и не заметить. В качестве приправы такую соль можно добавлять во все виды пищи. Хотя, как вы уже поняли, основная цель черной четверговой соли не для еды.

Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после Пасхальной утрени.

Четверговую соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Традиции и приметы связанные с Четверговой Солью?

  • Четверговая Соль, от любого зла защита.
  • Больному надо с водой этой Соли выпить.
  • В каждом углу в доме насыпать, если вдруг пришла беда.
  • Если ссоры с мужем, положите под подушку мешочек с Солью.
  • Если кто-то уехал и долго не возвращается, бросьте щепотку Четверговой соли в огонь.
  • Чтобы росло здоровое, доброе, красивое, разумное дитя, в воду для купания самую малость кинуть.
  • Для достатка в доме: посреди стола в деревянной солонке поставить.
  • Недоброжелателю в дом пришедшему, в пищу грамм добавить. После ухода врага, Четверговой солью все следы его присыпать.
  • Чтобы мир и счастье в семье было, щепотку соли киньте под изголовье каждой кровати.

По народному поверью, наряду с Четверговой, целительными свойствами обладала и Благовещенская соль.

Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Источник: https://supersolnishco.net/47408-chetvergovaia-sol-kak-zdelat.html

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

«Идти в храм или нет — дело совести каждого». Что священники в провинции говорят людям перед великими праздниками

В Беларуси ежедневно увеличивается количество случаев заражения коронавирусом, но власти отказались от всеобщего карантина. Накануне великих религиозных праздников — Пасхи у католиков и протестантов и Вербницы у православных — «Свабода» поинтересовалась у священников в разных регионах Беларуси, что они делают и говорят верующим в связи с эпидемией коронавируса.

Руководство католической церкви в Беларуси призвало верующих отпраздновать Пасху дома (не ходить в храмы). Белорусская православная церковь Московского патриархата ограничилась правилами профилактики коронавируса. Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси (протестанты) также не высказывалась о мерах дистанцирования перед праздниками. Что говорят верующим священники разных конфессий в небольших городах и местечках?

Верующие костела в Ошмянах во время службы в Вербное воскресенье

Дмитрий Свирид, пастор церкви христиан веры евангельской «Голгофа «(Славгород, Могилевская область)

«Верующим пожилого возраста советуем оставаться дома, потому что они уязвимы перед коронавирусом. Те, кто имеет проблемы со здоровьем, и дети также могут не ходить на службы. Остальная же паства сама решает, ходить ли ей в церковь».

По словам священника, из Минска доведены советы, как проводить действа, которые требуют тесного контакта между людьми. Например, обряд «Преломления хлеба» должен проходить в перчатках. На службе вместо традиционных чашек нужно использовать одноразовую посуду. Рекомендовано избегать рукопожатий и обязательно мыть руки.

Дмитрий Свирид говорит: в Славгороде церковь небольшая и службы в ней непродолжительные, поэтому необходимости в санитарной обработке помещения не возникало. Сейчас на службы приходит десяток верующих. Ранее собиралось более 20.

Иерей Сергий Коростелев, настоятель православного храма Воскресения Христова (Кричев, Могилевская область)

Православный храм Воскресения Христова в Кричеве, архивное фото

«Пока богослужения проходят в обычном режиме и вопрос о закрытии церквей не рассматривается. Если Господь сподобит, по Его милости богослужения будем продолжать».

По его словам, согласно утвержденным в Минске советам верующих призывают внимательно относиться к здоровью. Когда появляются признаки вирусных болезней — воздерживаться от посещения храма, чтобы «не заражать других», и немедленно обращаться к медикам. В самих церквях соблюдаются санитарные нормы и проводится дезинфекция.

Священник говорит: теперь людей стало меньше ходить в храмы. Немало верующих на богослужениях в масках. На входе для них выставлен антисептик. Тщательно протираются иконы и ручки входной двери.

Ксендз Андрей Кевлич, настоятель католического прихода Матери Божьей Белыничской (Горки, Могилевская область)

Призывает верующих воздержаться от посещения служб. Напоминает: согласно распоряжению духовного руководства верующим разрешается не участвовать в публичных целебрациях в праздничные дни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько в среднем весит прах человека

По его словам, сейчас в костеле санитарные нормы соблюдаются более тщательно. Для верующих выставили дезинфикаторы. На время пандемии изменены некоторые религиозные действа. Например, почитание Креста обходится без его целования — поклоном.

Священник говорит: в прошлые годы на Вербное воскресенье в костел приходило около 50 верующих, а в этом году было 12.

«На Пасху костел соберет не более 20 человек, — говорит он. — Мы организовали онлайн-трансляции служб на приходской интернет-странице, и много прихожан участвуют в них. Будем проводить их все время пандемии».

Средство для дезинфекции рук в Гродненском Фарном костеле. Некоторые верующие продолжают целовать святыни, несмотря на опасения

Отец Леонид, настоятель православной церкви святого Серафима Саровского (Жлобин, Гомельская область)

Священник говорит, что литургия в Вербное воскресенье 12 апреля планируется в обычном порядке.

«Мы в храме больше протираем, дезинфицируем иконы, кресты, ручки. Если причащаем людей — все дезинфицируем. Служба идет своим порядком», — говорит священник.

Вербы будут традиционно освящаться на улице. Литургия пройдет в храме.

«Служб никто не отменял, храмов мы не закрывали. Людей стало немного меньше приходить. Каждый человек сам делает выбор. Кто сомневается — сидит дома. Остаться дома — здесь страха нет. В Вербное воскресенье мы приходим, чтобы прославлять Господа, а вербы — это просто символический знак», — добавил отец Леонид.

Иллюстративное фото. Несколько сотен человек собрал Фарный костел Гродно на одной из месс в Вербное воскресенье 5 апреля

Ксендз Виталий Мышона, настоятель костела Святейшего Сердца Господа Иисуса и Матери Божьей Фатимской (Лельчицы, Гомельская область)

Пасха 12 апреля будет праздноваться как обычно, но с учетом рекомендаций и инструкций, которые дадут костельные власти и епископ.

«Кто хочет-приходит в костел в масках. Кто хочет — если немощен или болен — может получить диспенсу (разрешение не идти на мессу. — Ред.). Мы обрабатываем храм, проводим дезинфекцию. Говорим людям, чтобы соблюдали безопасность, не прикасались руками к глазам, губам, лицу, чтобы аккуратно себя в костеле вели. Людей стало меньше ходить. На Вербное воскресенье было около 60-70 человек, обычно ходит около сотни. Каждый имеет свой розум», — считает ксендз.

Мессы в костеле пройдут традиционно -вечером в субботу и утром 12 апреля.

Иллюстрационное фото. Дезинфекция рук в одном из белорусских костелов

Петр, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца (Бобовичи, Гомельская область)

Пока не может достоверно ответить — будут ли изменения в проведении службы на Вербное воскресенье.

«Ситуация меняется ежедневно. Мы не знаем, что будет завтра», — сказал священник.

Общество Церкви христиан веры евангельской (Брагин, Гомельская область)

Воскресную службу 12 апреля проведут традиционно. Церковь не закрывается, службы в онлайн не переходят.

«У нас нет икон, крестов, чтобы их целовать. У нас руки священнику не целуют. Также есть возможность сохранять социальную дистанцию -люди не стоят плотно. Пастор также стоит далеко от людей. Мы позаботились о дезинфекции, о том, чтобы людям было у нас безопасно. У нас сообщество небольшое. Но если человек не придет на службу в воскресенье — не будет никакого осуждения. Если будет много людей — мы можем на улице провести службу», — заверили в религиозной общине»

Иллюстративное фото. Женщина дезинфицирует икону во время богослужения в православной церкви в Дятлово

Протоиерей Николай Коляда, настоятель православного Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Браслав, Витебская область)

«Пока мы работаем в привычном режиме, готовимся к праздникам. От высшего духовного руководства не было никаких распоряжений. Были только указания принимать и соблюдать гигиенические меры предосторожности. В храме стоит антисептик. Мы обрабатываем руки, рекомендуем это делать прихожанам. Специальным раствором протираем иконы. Во время богослужения используем одноразовые чашечки».

По словам отца Николая, некоторые прихожане приходят в храм в масках, остаются в них во время богослужения. Людей в храме значительно поубавилось.

«В приходе большинство людей пожилого возраста, — говорит священник. — Раньше на богослужение собиралось 50-60 человек. Сейчас приходит 20-30. Места сейчас хватает. Люди свободно стоят — на метр друг от друга точно».

Иллюстративное фото

Протоиерей Виталий Кисель, настоятель православного прихода Свято-Ильинской церкви (Бешенковичи, Витебская область)

«Людей нет, храм стоит открытый. На богослужения придет человек 3-5, в масках стоят».

«И патриарх объясняет, и мы говорим, чтобы молились люди дома, чтобы хранили гигиену, в масках ходили, чтобы не контактировали друг с другом, соблюдали инструкции Минздрава, придерживались дисциплины и были осторожными».

В храме предпринимаются необходимые профилактические меры.

«Все моем, все обрабатываем, проветриваем церковь. Мы втроем в храме работаем — священник, дьякон и пономарь. Все на расстоянии стоим. Но храмы пустые стоят».

Священник отмечает, что людей стало меньше не только в храмах, но и на улицах. Праздничные богослужения состоятся по привычному расписанию.

«На праздники будем молиться в храме. Если кто и придет вербу освятит, по возможности будут стараться на улице постоять. Будем надеяться на милость Божию».

Католическое Вербное воскресенье в Гродно, 5 апреля 2020 года

Ксендз Вячеслав Борок, настоятель римско-католического прихода Святого Иосафата Кунцевича (Россоны, Витебская область)

«Согласно подходу всего католического костела, вследствие эпидемии коронавируса можно остаться на праздники дома. Прежде всего это для тех людей, кто чувствует себя больным, ухаживает за людьми пожилого возраста и малыми детьми. Тем не менее я не могу приказать людям оставаться дома. Богослужение состоится с участием верующих. Того, кто не боится и способен сохранить все меры предосторожности, чтобы оставаться самому здоровым и не заразить другого, я призываю придти в храм.

Прежде всего мы информируем людей, как вести себя в опасности коронавируса. Это делается во время каждого богослужения.

Несколько недель в Россонах нет возможности приобрести антисептик. Я информировал местную власть об этом, однако пока ничего не было сделано. Я ездил в Полоцк, нашел дорогой антисептик в частном магазине. Перед тем как идти молиться, мы обрабатываем руки, чтобы во время мессы не стать разносчиками угрозы для других».

Антисептик в Фарном костеле Гродно

Священник отмечает, что количество прихожан уменьшилось на 60%. На великие праздники в костеле собиралась до ста человек, теперь — до 30.

«Вовремя и очень заранее на события с коронавирусом отреагировал Ватикан, выдал соответствующие документы, как можно молиться. Было принято беспрецедентное в истории католицизма решение, что пасхальные богослужения могут проходить даже без участия верующих. Католический костел вводит возможность освятить дары молитвой дома».

Ксендз Николай Тиханович, настоятель прихода Святой Троицы (Глубокое, Витебская область)

«Католический костел один из первых в нашей стране призвал людей к предосторожности вследствие пандемии коронавируса. И епископы, и священники призывают людей пожилого возраста или тех, кто испытывает определенные симптомы болезни, имеет слабый иммунитет или панический страх, остерегаться и не ставить ни себя, ни других в опасность и оставаться дома.

Многие спрашивают, Что делать. На этот вопрос нет ответа. Это дело совести каждого верующего человека. Мы оставляем людям свободу выбора. Закрывать храмы и говорить людям оставаться дома — это было бы абсолютно несправедливо с нашей стороны.

Дезинфекция святынь в Ошмянах

Мы успели купить антисептики. Сейчас их в аптеках в Глубоком не найти. Они поставлены при входе в храм. Мы стараемся исповедальни протирать регулярно, когда люди пользуются исповедью. Проветриваем костел, насколько возможно. Стараемся говорить людям соблюдать дистанцию.

За 19 лет я первый раз на Вербное воскресенье видел именно такое количество верующих. На трех мессах было около 500 человек. Для такого прихода, как в Глубоком, это третья часть.

Касательно святой воды в моем храме ограничений нет. Поклонение Кресту в Великую Пятницу, конечно, в литургии будет. Если кто хочет целовать крест, мы будем стеречь — антисептиком обрабатывать крест, кто боится — можно почтить через поклонение».

Владимир Татарников, пастор лютеранской кирхи Святого Иоанна (Гродно)

Лютеранская кирха Святого Иоанна в Гродно, архивное фото

«У нас сейчас службы онлайн и параллельно в реале. В лютеранской церкви решение принимается не одним человеком, а сообществом. В церковь на обычную службу раньше приходили по 40 человек, сейчас 6-7 человек, преимущественно те, у кого есть частный транспорт.

Перешли в онлайн недели две назад. Всемирная лютеранская Федерация разослала всем письма, чтобы лютеранские церкви на местах прислушивались к рекомендациям Минздрава и распоряжениям власти.

Из санитарных мер — дозаторы, каждую субботу с антисептиком обрабатываем скамейки, ручки. Некоторые приходят в масках. Я в маске не вижу смысла. Мы отменили все мероприятия в храме вне воскресных служб. Раньше были органные концерты, молодежные встречи, скандинавская ходьба. Все могут рассестись по храму на положенные 3-5 метров друг от друга. Нам проще, чем большим церквям».

Перевод с бел. — EX-PRESS.BY

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмитеCtrl+Enter

Источник: https://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2020/04/10/idti-v-xram-ili-net-delo-sovesti-kazhdogo-chto-svyashhenniki-v-provincii-govoryat-lyudyam-pered-velikimi-prazdnikami

Рождество 25 декабря или 7 января: как правильно встречать праздник?

Рождество Христово — день рождения сына Божьего, один из самых важных христианских праздников, который отмечают во всех христианских странах мира, но в разные дни

Католики, протестанты и некоторые православные общины празднуют Рождество 25 декабря, а православная церковь — 7 января.

Sputnik Грузия рассказывает, почему католическое Рождество празднуют 25 декабря, а православное — 7 января, почему возникла эта разница в датах и как правильно встречать праздник.

Рождество Христово

Евангелие говорит, что Спаситель родился в иудейском городе Вифлеем, куда Дева Мария – мать Иисуса, вместе с мужем Иосифом, прибыла из Назарета для участия в переписи населения.

В городских гостиницах свободных мест не оказалось и им пришлось остановиться в пещере, где пастухи от непогоды укрывали скот. Именно там и родился Сын Божий. Спеленав Богомладенца, Дева Мария положила Его в ясли — в кормушку для скота.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали греческих богов

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, означавшая, по восточным пророчествам, время пришествия в мир Мессии — Сына Божьего, которого ждал иудейский народ.

Первыми Иисусу поклонились пастухи, узнав от ангелов о рождении Спасителя мира, а затем волхвы, прибывшие в Вифлием, следуя за путеводной звездой.

Древние мудрецы принесли Сыну Божьему в дар золото, ладан и смирну, имевшие глубокий смысл. Золото — как царю в виде дани, ладан — Богу, а смирну — человеку, который должен умереть. Умерших в те времена помазывали смирной.

История праздника

Праздник установили с первых веков христианства для прославления явления миру Сына Божьего во плоти. Рождество праздновали вместе с Крещением 6 января – праздник называли Богоявлением.

Впервые Рождество от Крещения отделили в 337 году. Решение отмечать Рождество, как отдельный праздник 25 декабря, утвердил Папа римский Юлий I. Отцы церкви посчитали, что 25 декабря исторически более соответствует дню рождения Господа и хотели создать противовес языческому торжеству, которое праздновалось народом в это время.

Из Константинополя традиция встречать Рождество 25 декабря распространилась по всему православному Востоку.

С тех пор Рождество весь христианский мир встречает 25 декабря. Только Армянская Апостольская церковь по сей день отмечает 6 января, как единый праздник Богоявления.

Рождество Грузинская, Иерусалимская, Русская, Сербская и Польская православные церкви также встречают 25 декабря, но по старому стилю — 7 января.

Рождество 7 января отмечают монастыри на Святой горе Афон, некоторые протестанты, католики восточного обряда, придерживающиеся юлианского календаря, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, православные и греко-католики Украины, Македонии, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах празднования возникла у православных и католиков после проведения Римско-католической церковью календарной реформы в 1582-м.

Православная церковь григорианский календарь или новый стиль, не признала и продолжала церковные праздники отмечать по-старому — юлианскому календарю.

По григорианскому календарю в настоящее время живет большинство стран мира, в том числе и православная Грузия. После введения григорианского календаря, разница между новым и старым стилями в год составляла 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

Как правильно встречать?

Католики, чтобы правильно встретить Рождество, проходят определенные ритуалы. Один из них Адвент или период покаяния. Он начинается за четыре недели до праздника.

Верующие католики, чтобы принять Причастие и правильно встретить Рождество, в это время исповедуются и участвуют в богослужениях.

Католики на праздник Рождества совершают три церковных богослужения — в полночь, на рассвете и днем. Праздник начинается с восходом первой вечерней зари, возвестившей всему миру о рождения Сына Божьего и продолжается в течение восьми дней (октавы).

Православному Рождеству предшествует рождественский пост, который длится 40 дней. Те, кто хотят правильно встретить Рождество, не должны пропустить Божественную литургию. По уставу, они должны накануне праздника, 6 января, присутствовать на утреннем богослужении. Затем прийти на Великое повечерие и утреню.

Во время вечерни и утрени прославляется Христос, родившийся в Вифлееме. Основные богослужебные тексты и песнопения объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают прихожан, как правильно встретить праздник.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20191224/247336583/Rozhdestvo-25-dekabrya-ili-7-yanvarya-kak-pravilno-vstrechat-prazdnik.html

Выбирая между ребенком и карьерой, каждый десятый белорус выбирает карьеру

Настоящая Беларусь совсем не такая, какую нам показывают по телевизору. Но она не соответствует и образу, который мы создаем в своем воображении. Стоит появиться очередному толковому исследованию «глубинного народа» — и мы удивляемся: надо же, как много мы не знали про собственную страну!

В предыдущей колонке я рассказывал о том, как белорусы воспринимают работу: оказывается, скорее как неприятную обязанность, чем возможность самореализоваться, проявить себя. И пусть это не отменяет очень добросовестного отношения к работе, определенное разочарование все равно присутствует. Сейчас же рассмотрим отношение белорусов к двум фундаментальным духовным ценностям: религии и семье.

Продолжаем анализировать масштабное исследование «Ценности населения Беларуси», представленное Исследовательским центром ИПМ.

Вера

Религия всегда была одним из излюбленных объектов изучения для социологов. Тем более что религия исторически была движущей силой развития многих культур — и белорусы тут не исключение. Объединение представителей народа в единую группу происходило через символические действия и, что куда важнее, через принятие религиозных норм и ценностей.

Церкви и храмы в Беларуси, как и во многих странах, столетиями были местом, где люди собирались для общения. Также религия — это еще и форма социального контроля, призванная регулировать поведение людей, определяя за них, что является добром, а что злом. Впрочем, в контексте разбираемого нами исследования функция религии — придание жизни смысла и цели.

Опрос показывает, что наиболее распространенной религией в Беларуси является православие — к нему себя отнесли 78,9% опрошенных. Католиков оказалось 5,6%, протестантов (всех деноминаций) — 0,5%. Я же всегда считал, что и католиков, и протестантов в Беларуси на самом деле куда больше.

Никакой религии не исповедуют 5,1% населения. Однако авторы исследования резонно замечают, что исповедуемая религия не говорит об уровне религиозности и веры человека. Если белорус называет себя православным — спросите, какого числа в этом году Пасха. Вот сколько людей ответит — столько, по крайней мере, действительно имеют отношение к православию. «Истинные», а не «записные» католики и протестанты определяются примерно так же.

Поэтому исследователями отдельно был задан вопрос о том, насколько люди верят в Бога. Количество безусловно верующих белорусов оказалось практически таким же, как и количество сомневающихся.

Ну а дальнейшее было вполне прогнозируемым: женщины больше верят в Бога, чем мужчины, а самая верующая возрастная группа населения — люди в возрасте от 30 до 44 лет. Не верят в Бога 4,7% населения.

А теперь — о парадоксах. При том что в Бога верят, не испытывая никаких сомнений, 42,6% населения, религиозными себя считают 62,4% людей.

Еще один хороший маркер реальной (а не самооценочной) религиозности — посещение церкви и исполнение соответствующих ритуалов (активное следование традициям и канонам религии). Как показало исследование ИПМ, большинство населения (85,4%) посещает религиозные службы только по важным праздникам, раз в год или реже.

Тем не менее низкий уровень посещаемости религиозных служб не свидетельствует о низком уровне веры, но в некотором смысле говорит о разрушении традиционных представлений о религиозности. Многие люди, считающие себя религиозными, в реальности если и посещают церковь, то только по важным праздникам. В традиционном представлении о религиозности это недостаточный ее уровень, однако в современных реалиях такой уровень религиозности можно оценить как умеренный.

Другой критерий оценки религиозности — чтение молитв, поскольку это практически не предполагает значительных временных затрат и физических усилий и доступно для всех религиозных людей. Кроме того, чтение молитв — эмоциональное и очень личное действие, и поэтому говорит о действительном уровне религиозности людей. Что ж, смотрим таблицу.

Видим весьма умеренный уровень религиозности: часто молятся 21,8% населения, а 33% не молятся никогда.

Также для того, чтобы понять, какое место религия занимает в жизни людей и насколько актуальны темы, связанные с религией, нужно определить, как часто люди готовы обсуждать вопросы, связанные с религией, в разговорах со своими друзьями и близкими.

По собственным оценкам 5,3% населения часто обсуждают вопросы религии с друзьями, 17,4% иногда разговаривают на такие темы, редко — 37,8%, и никогда не обсуждают вопросы религии 39,4% населения. Люди, считающие себя религиозными, значимо чаще обсуждают вопросы религии, чем нерелигиозные люди. На эти темы говорят 73,9% религиозных и 38,7% нерелигиозных людей.

То есть религия заметна для всех групп населения и является предметом для обсуждения, но при этом не занимает значительного места в качестве темы для обсуждения для большинства белорусов.

Сложно не согласиться с авторами исследования, которые приходят к выводу: «В целом уровень веры и религиозности в Беларуси является умеренным. Количество верующих людей существенно превышает количество неверующих, но в то же время значительной является доля людей, имеющих некоторые сомнения по поводу веры и религии».

Семья

Изучая результаты исследования ИПМ, сложно не заметить: к семье белорусы относятся куда более трепетно, чем к работе или религии. Тут достаточно посмотреть на краткое резюме исследователей по данному вопросу.

Итак:

  • Семью подавляющее большинство людей ассоциирует с детьми.
  • Любовь и дом в первую очередь ассоциируются с семьей.
  • Большинство людей считают, что ничего не может быть важнее материнства (84,8%) и отцовства (77,5%).
  • Оптимальным возрастом рождения первого ребенка 41,6% населения считает возраст от 21 до 25 лет, 36% — от 26 до 30 лет, 11,7% — от 31 до 35 лет, 6,9% — до 20 лет и 3,8% — после 36 лет.
  • Более половины респондентов не ощутили никаких проблем после рождения детей.
  • Финансовые трудности занимают первое место по частоте упоминаний.
  • Для женщин существенно актуальнее проблема затруднения карьерного роста, чем для мужчин, — с ней столкнулись 5,9% женщин и 1,1% мужчин. Второе существенное различие — возникновение проблем со здоровьем. Они возникли у 10,9% женщин и 2,1% мужчин.
  • Из тех, кто планирует иметь детей, 62,2% нацелены на рождение двоих детей, 15,7% — на рождение троих детей, 6,6% — на рождение одного ребенка и 1,8% — на рождение 4 и более детей.
  • Наиболее распространенная причина отказа от рождения детей — людям это просто неинтересно — 58,2%, 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% говорят, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что это повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.
  • Наиболее существенные препятствия для рождения ребенка в ближайшие 2 года (кроме возраста): отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и желание сначала построить карьеру.
  • Женскими обязанностями белорусы считают: уход за одеждой, бельем и обувью, приготовление пищи, уборку и мытье посуды. Мужскими обязанностями считают содержание и ремонт автомобиля, а также строительство и ремонт. Чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают одинаковые обязанности мужчин и женщин.
  • В отношении к обязанностям родителей по всем позициям доминирует мнение, что оба родителя в равной степени должны заниматься детьми.
  • Самыми женскими обязанностями наши соотечественники считают уход за ребенком и помощь детям с учебой, а самой мужской обязанностью — наказания.
  • 91,7% белорусов считают, что молодые люди должны ухаживать за пожилыми родственниками, а 91,6% считают, что пожилые люди заслужили спокойную старость и не должны работать на пенсии, если не хотят.

Как видим (да, в принципе, и как предполагалось), семейные ценности в Беларуси являются доминирующими, в том числе над работой и даже религией. Семья как социальный институт выполняет ряд функций, значимых для общества в целом. И особенно значима в период социальной, политической и экономической турбулентности. (Читай: последние 30 лет.)

Семейные ценности белорусов весьма обширны и включают в себя отношение к браку, воспитанию детей, ведению экономической деятельности и многое другое. Но основной фокус внимания сосредоточен на вопросах, связанных с детьми. Ряды ассоциаций не оставляют сомнений в том, что действительно ценно для белорусов.

Вот только статистика свидетельствует немного о другом. Падающая рождаемость на фоне стабильной смертности указывает, что для молодых поколений семья и дети уже не являются столь же безусловными ценностями, как для их родителей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда восстановили храм христа спасителя

И это на фоне того, что уровень рождаемости в Беларуси ниже уровня смертности, то есть нужно как-то стимулировать рождаемость. Но как — непонятно. Молодые люди не очень хотят рожать вообще, а еще меньше настроены иметь много детей.

Причем, что интересно, процесс имеет волновую динамику: за последние 20 лет уровень рождаемости существенно возрос и в 2015 году почти сравнялся с уровнем смертности. Но в 2017 году он снова значительно снизился.

Это, наверное, пресловутое «поколение Z» дает о себе знать

Но давайте посмотрим, какая ситуация с детьми сейчас. В структуре выборочной совокупности оказалось 28,6% бездетных, 31,2% имеют одного ребенка, 31,7% — двоих, 6,7% — троих, 1% — четверых и более. Средний возраст рождения первого ребенка в выборке — 21,3 года, что по современным меркам очень даже неплохо. (В большинстве стран Европы уже стараются не рожать до 30 лет.)

Но хотя средний возраст рождения первого ребенка в белорусской семье довольно низкий, в различных возрастных группах количество детей сильно отличается.

Многие же сегодня просто не хотят иметь детей — и вовсе не по причине возраста или того, что у них уже есть дети. Самая распространенная причина отказа от рождения ребенка — «это просто неинтересно» — 58,2%.

Еще 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% уверены, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.

Причем, по словам социологов, все эти причины называют в основном мужчины в возрасте от 18 до 29 лет. И это дает надежду — ведь рожать-то все равно будут женщины.

Источник: https://officelife.media/article/people/12090-choosing-between-child-and-career-every-tenth-belarusian-chooses-a-career/

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]