Политическое православие: как Россия лишила Крым митрополии
Московский патриарх Кирилл собирается в конце августа поехать с визитом к Вселенскому патриарху Варфоломею. Событие это экстраординарное, учитывая непростые отношения между двумя патриархатами как в прошлом, так и на современном этапе. Не секрет, что основная задача Кирилла ‒ заблокировать предоставление томоса на автокефалию для православных Украины.
Московская патриархия не хочет отдавать Украину, которую считает своей канонической территорией. На самом деле эта территория была грубо отобрана Русской православной церковью у Вселенского патриархата. Это касается не только основных земель Украины, входивших в Киевскую и Проилавскую митрополии этого патриархата, но и Крыма, который нынешняя Россия аннексировала и считает своим.
Уничтожение Готвейско-Кафайской митрополии
Крымская земля имеет глубокие христианские традиции. Здесь христианство утвердилось в первые века от Рождества Христова. Одним из главных его ячеек был Херсонес. Христианство исповедовали также готы, появившиеся в Крыму. В IV веке здесь они имели свою епархию, со временем ставшую митрополией Константинопольского патриархата и просуществовавшую до конца XVIII века.
В последнее время ее именовали Готвейско-Кафайской. Она распространялась как на Крымское ханство, так и на турецкий эялет в южном Крыму с центром в Кафе. Несмотря на то, что эти земли входили в государства, которые были мусульманскими, здесь существовала относительная веротерпимость. Христиане имели возможность исповедовать свою религию.
Основную часть верующих Готвейско-Кафайской митрополии в XVIII веке составляли греки.
После русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крымское ханство стало формально независимым от Османской империи. На самом деле оно оказалось под контролем России.
Во время этой войны в 1769 году, вероятно, при содействии россиян митрополитом готвейско-кафайским стал грек Игнатий (Гозадинос). Есть информация, что его родной брат Александр служил в свите императрицы Екатерины II. В 1771 году Игнатий прибыл в Крым.
Этот владыка занял пророссийскую позицию. Он обратился к Екатерине ІІ с просьбой взять православных греков Крыма под защиту России.
В 1778 году с помощью российских войск под командованием Александра Суворова, находившихся в Крыму, состоялась широкомасштабная депортация местных христиан
Российские власти спланировали масштабное переселение христиан из Крымского ханства на территории нынешней южной Украины, в частности, в Приазовье. Этим предполагалось решить нескольких задач.
Во-первых, христианское население (в основном греки и армяне) играли заметную роль в экономике Крыма, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. Переселение этих людей существенно должно было ударить по экономике Крымского ханства.
Во-вторых, христиан Крыма специально переселяли на земли, где жили украинские казаки, не очень повиновавшиеся российской власти. Тем самым происходило вытеснение казачества с Юга Украины.
Выполняя указание россиян, митрополит Игнатий призвал верующих 23 апреля 1778 года (как раз на Пасху) покидать Крым. В течение лета и в начале осени этого же года с помощью российских войск под командованием Александра Суворова, находившихся в Крыму, состоялась широкомасштабная депортация местных христиан. Преимущественно это были греки и армяне. Всего переселили более 30 тысяч человек.
Крымские христиане восприняли депортацию без особого энтузиазма. Ведь им приходилось покидать дома и переселяться на чужие земли. Это переселение в целом носило насильственный характер.
И далеко не последнюю роль в этом сыграл митрополит Игнатий, который, несмотря на религиозную функцию, выполнял также функцию административную. Ведь его рассматривали как руководителя греческого православного населения.
Используя авторитет церковной власти, Игнатий занимался мобилизацией депортируемых крымских греков. За что получил материальную награду от императрицы Екатерины II.
Оказавшись в Приазовье, депортированные греки были недовольны. В своих бедах они обвиняли митрополита Игнатия. Между ним и его паствой не раз возникали конфликты. Дошло даже до того, что он проклял жителей Мариуполя, ставшего основным городом греческих переселенцев в Приазовье.
При этом, как ни парадоксально, Игнатия считают основателем этого города. Хотя до прихода сюда греков здесь существовало украинское казацкое поселение Домаха. Митрополит находился под охраной волонтеров-украинцев, находящихся на российской службе. Потому что со своей паствой он объясниться не мог.
Из-за таких недоразумений последние свои дни он провел за пределами Мариуполя.
В так называемой синодальный период Русской православной церкви с канонами особо не считались
Митрополит Игнатий своими действиями привел к разрушению Готвейско-Кафайской митрополии в Крыму. Ведь ее паства при его содействии была выселена отсюда. Указом Синода Русской православной церкви от 14 марта 1779 года Игнатий, находившийся в подчинении Константинопольского патриархата, был зачислен в российские архиереи, сохранив свой предыдущий титул митрополита.
Вскоре после его смерти, в 1788 году Готвейско-Кафайскую митрополию ликвидировали и присоединили к Славянской и Херсонской епархии. Соответствовали ли такие действия канонам православия? Но в так называемой синодальный период Русской православной церкви с канонами особо не считались. Тогда эта церковь напрямую зависела от императорской власти. В этом контексте ликвидация Готвейско-Кафайской митрополии вполне понятна.
Она не нужна была царской власти. Поэтому ее уничтожили, не считаясь с канонами.
На службе «русского мира»
Конечно, во времена царской России о митрополите Игнатии не забывали. Его могила в Мариуполе стала местом почитания. Однако, во времена советской власти его останки перенесли в городской музей. А во время Второй мировой войны они были уничтожены.
Синод УПЦ МП канонизировал Игнатия, а мариупольцы, предков которых в свое время проклял этот митрополит, в его лице получили своего святого
Но во времена независимой Украины об Игнатии (Гозадиносе) вдруг вспомнили. 11 июня 1997 года синод Украинской православной церкви (Московского патриархата) канонизировал его, а мариупольцы, предков которых в свое время проклял этот митрополит, в его лице получили своего святого. Митрополита Игнатия даже начали представлять как «святого покровителя Донбасса». В Мариуполе ему воздвигли памятник. А в Донецке в 2003 году в его честь открыли храм при местном металлургическом заводе.
Канонизация митрополита Игнатия выглядит несколько странно, ведь даже в царские времена Русская православная церковь не решилась на такой шаг. В этом случае, похоже, имеем пример выявления российского политического православия, навязывающего русофильские взгляды в Украине, в частности, на Донбассе.
Можно только догадываться, о чем будут говорить во время встречи патриарх Московский и Вселенский, обсуждая томос для православных Украины. Но не стоит ли во время этой встречи напомнить патриарху Кириллу, что к Русской православной церкви фактически неканонически отошли Киевская, Проилавская и Готвейско-Кафайская митрополии, когда-то существовавшие на территории современной Украины и принадлежавшие Вселенскому патриархату?
Петр Кралюк, проректор Острожской академии
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода
Источник: https://ru.krymr.com/a/istoria-kryma-kak-rossia-lishyla-poluostrov-mitropolii/29447414.html
Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.
«Часть цивилизации»
В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.
«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.
Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.
Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.
Количество или качество?
Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.
«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.
Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.
Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html
7 голливудских звезд, принявших православие
Знаменитый голливудский актер перешел в православие в зрелом возрасте. Он принял решение сменить веру после второй женитьбы на актрисе Рите Уилсон в 1988. У нее болгарские и греческие корни, и сама она исповедует православие (Греческая церковь).
Как неоднократно говорил сам Хэнкс, они обвенчались в церкви, где когда-то крестили Риту. Их общие дети также крещены в греческой церкви. Вся семья Хэнксов посещает православный храм в Лос-Анджелесе, а в декабре 2019 актер даже получил греческое гражданство.
В феврале 2016 года он посетил Русский православный храм Святой Троицы в Антарктиде, где помолился и поднялся на звонницу. Диакон храма Максим Герб так описал актера: «Очень открытый, доброжелательный человек».
2. Джеймс Белуши
Потомок албанских эмигрантов, Джеймс Белуши, тоже исповедует православие (Албанская церковь) и посещает храмы православной епархии в США. В 2009 году он получил гражданство Албании.
3. Кэри-Хироюки Тагава
Американский актер японского происхождения известен, в основном, по ролям злодеев в голливудских фильмах («Смертельная битва», «Лицензия на убийство», «Планета обезьян»).
В 2015 году в Москве, актер принял крещение в Русской Православной Церкви. При крещении ему было дано православное имя Пантелеимон. Годом позже он получил российское гражданство. Он говорил, что оба решения принял самостоятельно после долгих раздумий.
«Мое решение — от чистого сердца, это результат долгой жизни, и понимания, что главное в жизни — душа и сердце, — заявил Тагава на пресс-конференции по поводу выхода фильма «Иерей-сан: исповедь самурая». — И православным стать непросто, учитывая, сколько религиозных конфликтов в мире. Но для меня знак Божий — возможность стать православным христианином и возможность найти свой народ. Неважно, какие испытания, я принимаю их как настоящий японский воин».
4. Шоуни Смит
Американская певица и актриса, звезда фильмов и сериалов «Управление гневом», «Пила», «Армагеддон» выросла в американской протестантской семье.
В 2014 году она приняла решение обратиться в православие и даже хотела снять документальный фильм о том, как вера изменила ее жизнь под названием «Православие: История любви» (оригинальное название «Orthodoxy: A Love Story»).
Как писали об этом фильме американские СМИ, съемочная группа планировала поездки по США и, возможно, по России, рассказывая о православных, документируя разнообразие веры и беседуя с новообращенными, как они пришли к вере. Один из героев фильма вспоминал слова актрисы, что она хочет показать людям, что в этом мире есть еще надежда. Однако фильм до сих пор не закончен.
5. Мила Йовович
Голливудская актриса родилась в Киеве, и хотя переехала в США в юном возрасте, гордится своими корнями и отлично говорит по-русски. Про свою веру она говорила так: «Я русская православная по рождению, но могу ходить в любую церковь, где чувствую любовь и духовность».
В 2015 году она крестила в Спасо-Преображенской православной церкви Лос-Анджелеса свою младшую дочь Дашиель.
6. Дженнифер Энистон
Известная актриса имеет греческие корни и принадлежит к Греческой православной церкви. Но в Лос-Анджелесе посещает и русский Спасо-Преображенский храм. Крестный отец Энистон – друг ее отца, тоже актер греческого происхождения Телли Савалас.
7. Джонатан Джексон
Как он сам говорил, он родился в семье адвентистов 7 дня, но когда ему было около 9 лет, его родители стали отходить от этого течения. Уже в подростковом возрасте, в Лос-Анджелесе, он стал самостоятельно изучать христианскую литературу и задумываться о духовной жизни.
После долгих размышлений и посещения церквей разных конфессий, он в итоге решил, что православие ему ближе всего. «Я понял, что мне снилась православная церковь задолго до того, как я впервые ее посетил. И я был потом в других храмах, и они только чуть-чуть отличались от того, что я видел во сне», – говорил он.
Его супруга-итальянка также перешла в православие. Актер написал книгу о связи веры и творчества.
Источник: https://ru.rbth.com/read/709-hollywood-stars-russian-orthodox
Главные различия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.
Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.
А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.
Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.
5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/
Религия
Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.
Конституция РФ о религии
В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Сколько в России верующих
Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.
Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.
В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.
В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.
Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.
например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.
Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.
Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).
Распространение религий в России
Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.
Влияние церкви на жизнь в России
Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.
При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).
Суеверия
Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.
Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/