Кто из апостолов был убит первым

4 вопроса о 12 апостолах — Православный журнал

Кто из апостолов был убит первым

Их было всего 12. И за ними не шли полки обученных солдат. Не сверкало на солнце оружие. Не храпели под тяжелыми всадниками могучие кони. Они не были воинами, но простыми рыбаками из далекой провинции. Их было всего 12.  И все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир. 

Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых мы будем опубликованы на сайте «Фомы» в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?

«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.

Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16)Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.

Почему двенадцать?

На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.

https://www.youtube.com/watch?v=4tqmmeC9nXQ

Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.

Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что  Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий.

Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь.

Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.

Что стало с апостолами?

Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10:16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным.

Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями.

В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.

Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.

Кто стал преемником апостолов?

Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви.

Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни.

Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.

Подробнее о каждом из апостолов читайте здесь:

Автор — редактор сайта «Азбука веры» 

Источник: https://foma.ru/4-voprosa-o-12-apostolax.html

Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла :: Издательство Русская Идея

Кто из апостолов был убит первым

29.06/12.07. — Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостол Петр – простой рыбак – вместе со своим братом Андреем (который и привел Петра) был призван Самим Христом. Звали его Симоном, он был женат и имел двоих детей, а имя Петр (что значит камень) он получил от Господа.

На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Петр в числе трех любимейших учеников Спасителя присутствовал при всех особо важных событиях земной жизни Господа, явив однажды и человеческую слабость троекратного отречения от Него (Мф. 26; Мр.

14), и затем восстановления апостольского служения через горькое покаяние и троекратное исповедание любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17).

Апостол Павел ранее звался Савлом, что значит «выпрошенный», «вымоленный».

Он имел римское гражданство, получил серьезное религиозное образование, был ревнителем еврейского закона и страстным гонителем первых христиан, участвуя в убиении первомученика архидиакона Стефана, «дыша угрозами и убийством»; сам лично Христа не знал.

Чудесное его обращение произошло по пути в Дамаск, куда он ехал для преследования христиан, но услышал голос Самого Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9). После этого он духовно прозрел, получил новое имя Павел и стал бесстрашным проповедником христианства.

Как видим, оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (нет безгрешных людей) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.

Оба апостола более других потрудились в деле евангельской проповеди: Петр – в основном среди иудеев, Павел – среди язычников.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.

Апостол Петр, творя чудеса, проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия), в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии.

Апостол Павел проповедывал в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных. Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных, поразило слепотой волшебника, воскресило мертвого, злые духи покидали одержимых. За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба.

По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Вернувшись в Иерусалим, в 59 г. апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении. Два года спустя как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о.

Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как русская православная церковь стала самостоятельной

За усердную проповедь христианства оба апостола были казнены в Риме при императоре Нероне в один и тот же 67 год по Р.Х. Апостол Павел был усечен мечом как римский гражданин. Петр же был распят вниз головой: считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся Христос, Петр сам просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

(Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».) Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

Мощи апостолов находятся в Риме, но ныне почитаются католиками уже заметно менее, чем гробницы их современных пап, куда стоят огромные очереди, в отличие от мощей апостолов.

Совершенно непохожие в начале своей жизни, один — рыбак, другой — ученый; один из призванных самыми первыми за глубокую веру, другой — из гонителей Христа, призванный последним (Павел не входит ни в число 12, ни в число 70 апостолов, упомянутых в Новом Завете), разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, ибо наиболее отличились своими трудами, описанными в Деяниях, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными.

Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел и свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат «непогрешимости» папы Римского. Этого вопроса мы коснемся в следующий день церковного календаря, который посвящен памяти всех первых 12 апостолов.

Первое послание к коринфянам Св. Ап. Павла

Глава 13

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6. не радуется неправде, а сорадуется истине;7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Первое соборное послание Св. Ап. Петра

Глава 3

1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом

7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Источник: https://rusidea.org/25071201

Апостол Иаков, брат Господень

Кто из апостолов был убит первым

Святой Иаков – первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память 5 ноября и 8 января. 

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19).

Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился – таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу.

Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру – христианство.

Литургия апостола Иакова

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется – Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви.

В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор.

В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века – первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

По специальному благословению священноначалия литургия апостола Икова может совершаться в 19 храмах Русской Церкви в день памяти ученика и брата гсоподня; а может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.

Традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова.

В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю.

Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча».

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. его цель – укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого.

Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) – старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз.

Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Кирилл Баглай

Фома

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/32113

ИАКОВ

[греч. ᾿Ιάκωβος, ὁ ὀνομασθες δίκαιος] († 62/63), ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая), брат Господень (ὁ ἀδελφὸς τοῦ κυρίου), 1-й еп. Иерусалима, возглавлявший христ. общину после Вознесения Господня в течение 30 лет (Hieron. De vir. illustr. 2); вероятный автор Иакова Послания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Артемия

Свидетельства о жизни и служении И.

содержатся в источниках I-IV вв. самого разного достоинства и происхождения — в канонических книгах НЗ, у Иосифа Флавия, в христ. апокрифах, в гностических трактатах, в сочинениях раннехрист. писателей и в святоотеческих творениях.

Канонические тексты, как более древние, и свидетельство Флавия, несомненно, носят исторический характер, тогда как памятники более позднего времени передают большей частью легендарные истории.

Все источники, несмотря на различие в деталях, отмечают высокий авторитет И. в ранней Церкви.

Канонические Евангелия

содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. Вопрос о том, кто из них впосл. стал именоваться Праведным и в какой именно степени родства состоял И. со Спасителем, обсуждался уже в древности.

Ап. Иаков, брат Грсподень. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий
Ап. Иаков, брат Грсподень. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий

Известны 4 основные т. зр. В вост. правосл. традиции принято считать, что И.

не входил в число 12 апостолов, а потому упоминается в Евангелиях только среди братьев Господних. При этом признается, что упоминаемые в Мф 13. 55 и др. местах братья Иисуса Христа являются детьми прав. Иосифа от 1-го брака. Наиболее четко эта т. зр. была выражена свт. Епифанием Кипрским, а потому в совр. науке носит его имя (хотя впервые встречается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»).

В критической библеистике такую же позицию отстаивали Дж. Лайтфут (Lightfoot. 1865), Т. Цан (Zahn. 1900), а из более совр. авторов — Р. Бокем (Bauckham. 1994). Одним из аргументов в пользу этой теории является наименование Иисуса Христа «сыном Марии» в Мк 6. 3.

Поскольку в эту эпоху матрилинейный счет среди евреев только начинал распространяться, подобное именование имело смысл в том случае, если отец ребенка не был известен или нужно было различать детей, имеющих разных матерей, но одного отца.

И. не входит в число 12 апостолов, а потому возникает вопрос: веровал ли он в Иисуса Христа до Его Воскресения или уверовал позже? Как евангелист Иоанн, так и евангелисты-синоптики отмечают, что родственники Спасителя на начальном этапе Его общественного служения если не противились Его проповеди, то по крайней мере встретили ее непониманием.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/200153.html

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой процент католиков в Беларуси

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

Непосредственные ученики Иисуса

Ученик по-еврейски — тальмúд ( תלמיד ); по-гречески — матэтэс (maqhthV). Все еврейские пророки и позднейшие раввины, как и греческие философы, старались создать вокруг себя тесный круг учеников, помимо изменчивой толпы последователей и сторонников. К этому же стремился и Иисус.

Как известно из Евангелий, приближенная к Основателю группа учеников состояла из двенадцати человек (Мф.10:2; Мк.3:14; Лк.6:13; Ин.20:24).

Связь данного числа с делением еврейского народа на двенадцать колен вполне очевидна, и тот факт, что Иисус ограничил круг ближайших учеников цифрой “12”, безусловно, говорит о том, что Он, создавая план преобразований, думал прежде всего об израильтянах, хотя, конечно, из этого нельзя делать вывод, что только одним “избранным” народом Он думал ограничиться впоследствии.

Проповедь христианства вначале была направлена прежде всего к низшим слоям населения. Апостол Павел пишет: “Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти [], не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых [], и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее” (1 Кор.1:26-28).

Выведенный Цельсом иудей говорит, что Иисус раздобыл себе “десять или одиннадцать приверженцев, отпетых людей, самых низких мытарей и лодочников” (Цельс у Оригена. — Origenus. Contra Celsum.I.62). В Послании Варнавы говорится, что Иисус выбрал себе “собственных апостолов для проповедования евангелия своего — людей крайне грешных, сверх всякой меры греха” (Варнава.5).

Со временем люди стали ставить в вину христианам данные характеристики учеников Иисуса, и эти упреки ощущались тем сильнее, чем более христианское учение проникало в высшие слои общества. Поэтому вполне естественно, что Евангелие от Иоанна, отредактированное человеком образованным и стремившееся удовлетворить запросы образованных христиан из высших классов общества, своеобразно отнеслось к вышеотмеченному факту.

Автор Евангелия от Иоанна, правда, признает, что в Иисуса прежде всего уверовали простолюдины (Ин.7:48), но при этом говорит, что и многие люди из аристократов также уверовали в Христа (Ин.12:42; 19:38). Вообще, если бы в этом Евангелии не было добавочной главы, то из него мы никогда бы не узнали, что многие из Двенадцати были рыбаками, зато сразу отметили бы, что “любимый ученик” Иисуса (Иоанн) был знаком с тестем первосвященника (Ин.18:15).

Поэтому у нас есть полное основание сомневаться в историчности утверждения о том, что кто-то из Двенадцати был в тесных отношениях с первосвященником или его семейством.

Источник: http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/mathetai.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь