Кто отрекся от христа

Предательство Иуды и отречение Петра

В тот момент Иисус с учениками увидели, что к ним приближается большая группа вооруженых людей и впереди них шел предатель Иуда, показывающий им дорогу. Ученики сначала хотели вступить с ними в сражение, но Иисус остановил их. И когда ученики увидели, что Он никак не сопротивляется этим людям, то все они, пользуясь темнотой, скрылись за деревьями сада и разбежались. Солдаты же связали Иисуса и повели на суд.

Суд над Иисусом Христом

Христа решили судить сразу же ночью, пока весь остальной народ спал. Религиозные лидеры пытались найти вескую причину, за что можно было бы осудить Его на смерть. В суде по очереди начали выступать разные свидетели, пытавшиеся различными способами оклеветать Христа. Но Он в ответ просто молчал и ничего не отвечал на их лжесвидетельства. Наконец, первосвященник, возглавлявший суд, не выдержал и сказал Иисусу: Что же Ты ничего не отвечаешь? [1] Но Он снова продолжал молчать.

Тогда первосвященник прямо спросил Его: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус ответил: Ты правильно сказал. Тогда первосвященник в ярости разорвал одежду свою и закричал: Он богохульствует! Зачем еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! И все присутствовавшие закричали в ответ: Смерть Ему! Тогда стоявшие возле Иисуса стали плевать Ему в лицо, а солдаты начали бить Его.

Отречение Петра

Один из учеников Христа, Петр, издалека наблюдал за всем происходящим. Он не мог поверить, что все так трагически закончилось. Вдруг окружающие люди узнали Петра и сказали ему: «А ты не из учеников ли Иисуса?» «Нет,» — ответил он, испугавшись, «я даже не знаю этого человека».

Затем, когда Петр вышел за ворота, кто-то еще увидел его и тоже спросил: «Не ты ли из тех, кто постоянно ходили с Иисусом?» Петр снова стал отрицать и клясться, что это не он. Когда же в третий раз его снова спросили о том же, и Петр снова отрекся, что даже не знает Иисуса, то в это время послышалось пение петуха. Тогда Петр вспомнил, что еще вчера вечером Христос в разговоре с учениками предсказал ему как раз этот момент. Значит Он знал, что все это произойдет.

Петр покаялся, а Иуда повесился

Петру хотелось провалиться под землю от стыда за то, что он вот так быстро отрекся от своего Учителя. Он вышел подальше и горько заплакал. Это были слезы искреннего покаяния перед Богом.

Иуда, предавший Христа за тридцать серебренников, тоже не ожидал, что все так закончится. Он видимо хотел просто подзаработать и не ожидал, что религиозные лидеры так жестоко отнесутся ко Христу. Иуда был полон отчаяния за свой поступок, он не знал, куда деваться от того страшного чувства вины, которое теперь преследовало его.

Иуда не мог обратиться к Богу с покаянием, потому что думал, что такой поступок не может быть прощен. Поэтому Иуда решил свести счеты со своей жизнью, он пошел и повесился на дереве.[2] Читать дальше:

Иисус Христос и Понтий Пилат

Список литературы:

  • [1] Евангелие от Матфея 26:62-75 (о суде над Христом и отречении Петра).
  • [2] Евангелие от Матфея 27:3-5 (о том, как Иуда повесился на дереве).

Источник: http://iisushristos.org/zhizn/ucheniki/predatelstvo-iudy/

Церковь св. Петра в Галликанту. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Церковь св. Петра в Галликанту — римско-католический храм,  расположенный на восточном склоне горы Сион, возвышающемся над городом Давида и Кедронской долиной.

Она построена на том месте, где, как считается, св. Петр отрёкся от Христа:

«И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.» (Мк. 14:30).

История

Византийский храм, посвященный покаянию св. Петра, был возведен императрицей Евдокией на этом месте в 457 г., но в 1010 г. был разрушен мусульманами. Храм перестроили крестоносцы в 1102 г. и он получил свое нынешнее название. После падения Иерусалима его снова разрушили.

Мозаика над главным входом в церковь св. Петра в Галликанту на горе Сион в Иерусалиме Etc. gamma, Copyright

Современная церковь была построена в 1920-х гг., но освящена только в 1931 г., и именно этим годом принято датировать завершение её строительства.  Архитектор — преп. Этьен Бубе (Rev. Pere  Etienn Boubet, 1865—1934).

Считается также, что на этом месте когда-то стоял дворец первосвященника Каиафы. Согласно записям паломника из Бордо, сделанных в Itinerarium Burdigalense: «если идти от силоамского водоема а к горе Сион, можно увидеть дом первосвященника Каиафы».

Церковь

Во дворе церкви расположена скульптурная композиция, изображающая события отречения и его участников: св. Петра, женщину, римского солдата и петуха. Скульптура была установлена к празднованию 2000-летия христианства. Надпись на латыни гласит: «Non novi Illum» («я не знаю Его» ) Лк. 22:57.

Ворота в Церковь св. Петра в Галликанту обиты кованым железом с барельефами на евангельские темы. Справа две византийские мозаики, найденные при раскопках.

Церковь Святого Петра в Галликанту Victor Rivera Melendez, CC BY-SA 3.0

В алтаре современные разноцветные мозаики со сценами из Нового Завета: связанный Иисус Христос на допросе у Каиафы, Тайная Вечеря, св. Петр в одеждах Римского Папы.

Пожалуй, наиболее замечательная деталь интерьера — потолок, в котором доминируют огромные многоцветные окна в форме креста. Четырнадцать Стояний с крестом изображены на стенах.

Нижняя церковь и Крипта

Под церковью находится часовня. Ниже можно увидеть пещеры, которые могли быть частью византийской базилики. На этих стенах христианами выгравированы кресты, относящиеся к V в. Ещё ниже несколько пещер периода Второго Храма. Поскольку по традиции это место считается дворцом Каиафы возможно Иисус был заключен в одном из этих подземных помещений.

Иисус Христос в темнице   See The Holy Land, CC BY 2.0

На северной стороне церкви сохранилась древняя лестница (Scala Santa, «святые ступеньки», которая ведет вниз к долине Кедрон.  Возможно это был переход из верхнего города в нижнему  во времена Ирода. Многие христиане верят, что Иисус шёл именно по этому пути до Гефсимании вечером в Святой четверг (предшествующий Страстной пятнице) на молитву в Гефсиманский сад.

В процессе раскопок была обнаружена утварь византийской церкви V-VI в.

Большая часть надписей в церкви сделана по-французски, поскольку церковь принадлежит Ассумпционистам, католическому монашескому ордену, близкому к августинцам, основанному французским священником Эммануэлем д’Альзоном в 1845 г.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/12707-cerkov-sv-petra-v-gallikantu/

Петр, апостол Иисуса Христа

Петр, апостол Иисуса Христа

3109      0

Конечно, этого вопроса в тексте Послания нет. Но практически вся первая глава и часть второй главы являются ответом на этот вопрос. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых (1 Пет. 1, 3), — пишет апостол Петр. До Воскресения Христова все мы были мертвыми, и только когда гроб, в котором лежало тело Иисуса (Ин.

20, 12), оказался пуст, мы обрели жизнь. И живем мы для приобщения к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1, 3–4).

Поэтому мы должны радоваться: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6–7).

Добродетельная жизнь между язычниками

Свет добрых дел

Жизнь христианина — это пример для других. Поэтому христианам следует провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет. 2, 12). Для язычников христиане были злодеями. Понять то, какими представляли христиан язычники, нам помогут слова апологета (защитника христианства) Минуция Феликса, жившего во II веке.

Он приводит мнение язычника о христианах: «Из самых низших подонков собрались там невежды и легковерные женщины, которые из-за подверженности чужому влиянию, свойственной их полу, и без того попадаются на любую удочку: они образуют общую банду заговорщиков, которая братается не только при празднествах с постом и недостойной человека пищей, но и в преступлениях, подозрительное, светобоязненное общество, немое на людях и болтливое по углам; они пренебрегают храмами, как будто они могильщики, плюют перед изображениями богов, высмеивают священные жертвоприношения Они считают нынешние пытки ничем, потому что боятся неизвестных будущих, потому что боятся умереть после смерти, а сейчас умереть не боятся. Ложная надежда на воскрешение утешает их и лишает всякого страха». Правдивы только заключительные слова. Христиане не боятся смерти и мук здесь, в жизни земной, потому что желают вечной жизни с Богом. Но чтобы опровергнуть все остальные обвинения, апостол и призывает хрис­тиан к свидетельству добрых дел.

Бога бойтесь, царя чтите

Апостол дает ряд очень важных наставлений. Первое из них учит христиан (а значит, всех нас) отношению к властям и правителям: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1 Пет. 2, 13–14). Покорность начальству является одновременно и покорностью Господу.

Причем апостол говорит о покорности всякому начальству. Нужно учесть, что Послание было написано в то время, когда все человеческое начальство было языческим или иудейским (в Палестине) и фактически враждебным христианству. До появления первых императоров-христиан было еще очень и очень долго. Из Книги Деяний нам известно, что христиане находились под постоянной угрозой преследований.

И вот, из уст апостола Петра мы слышим призыв к покорности в отношении враждебной христианам власти. В этом, говорит апостол Петр, есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (1 Пет. 2, 15). Мы видели пример обвинений, выдвигавшихся против христиан: заговорщики, преступники Покорность властям должна была явить добродетель христиан.

Христиане — не анархисты, не революционеры, напротив, они добрые граждане своего государства, покорные правителям. В этом христиане следуют заповеди Господа отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Но до какой степени должна простираться покорность властям? Апостол не говорит об этом прямо. Но из той же Книги Деяний мы знаем, что когда иерусалимский синедрион повелел апостолам Петру и Иоанну не говорить и не учить о имени Иисуса (Деян.

4, 18), они отказались покориться этому запрету, ответив: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20).

Все хрис­тианские мученики отказались исполнить волю правителей-язычников принести жертвы богам и воздать божественные почести императору. Поэтому и граница покорности властям оканчивается там, где начинается отречение от Господа Иисуса Христа.

Страдая, терпите

Следующее наставление продолжает предыдущее: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1 Пет. 2, 18–19). Скорби укрепляют христианина, эту мысль можно назвать общей для всего Нового Завета.

Кроткое, терпеливое перенесение страданий является подражанием Господу Иисусу Христу, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2, 21–23).

Претерпевая страдания, христианин должен отвечать добром, потому что если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Пет. 2, 20).

Женам и мужьям

От общих наставлений об отношении к правителям и начальствующим апостол плавно переходит к наставлениям о семейной жизни. И в семье христианин — это прежде всего пример добродетели: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет.

3, 1–2). Апостол дает краткий, но удивительно полный ответ на вопрос, как относиться жене к неверующему мужу. Главное украшение жены-христианки — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет.

3, 3–4).

Мужьям же нужно обращаться благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7). Немощнейший сосуд Давайте представим красивую хрустальную вазу. Если обращаться с ней неаккуратно, то она попросту разобьется. Если человеку свойственно заботиться о неодушевленных вещах и предметах, то тем более мужья должны заботиться о своих женах.

Все же вместе мы должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство (1 Пет. 3, 8–9). Ведь гнев и злословие — одни из самых распространенных и тяжелых грехов, поэтому кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10).

Христиане и гонения

Если мы исполним все это, то гонения будут уже не страшны: кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет. 3, 13). Зло не может победить доброй христианской жизни, потому что это жизнь в Боге. Поэтому христиане должны быть всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

Главное свидетельство веры и упования — добрая жизнь. Апостол Петр несколько раз повторяет эти слова в Послании, потому что только это может опровергнуть все обвинения против христиан. Он призывает нас иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3, 16).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Тезоименитство что это в православии

Злословят ли христиан сейчас? Думаю, что не меньше, чем во времена апостолов

Путь страданий и терпения — это путь к Богу, потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Пет. 3, 18). Поэтому христиане, в крещении омывшиеся не от плотской нечистоты, но пообещавшие Богу свою добрую совесть (см.: 1 Пет.

3, 21), должны жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4, 2). Стать христ­ианином — значит изменить свою жизнь. Господь Иисус Христос должен стать как бы пограничным камнем, отделяющим жизнь без Бога от жизни с Богом.

До этой границы мы могли поступать по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению (1 Пет. 4, 3). Отказавшись от всего этого, мы должны стать благоразумными и бодрствовать в молитвах (ср.: 1 Пет.

4, 7), иметь усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов, быть страннолюбивыми друг ко другу без ропота, служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (ср.: 1 Пет. 4, 8–10).

Газета «Православная вера» № 06 (506)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/petr-apostol-iisusa-khrista

Апостол Петр

Апостол Пётр – брат Андрея Первозванного, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

«Идите за мной. Я сделаю вас ловцами человеков».

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Христианское служение

Петр не сразу проникся апостольским служением, сомневался в собственных возможностях и силе Господа. Святые Писания преподносят апостола как простого человека, со своими страстями и слабостями. За любовь и преданность Иисус Христос позволял Петру чаще, чем другим, проявлять их.

Апостол Петр и Иисус идут по воде

Святой Петр — единственный из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу по воде, но усомнился в Божественной помощи Учителя и начал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии.

Когда Иисус предсказывал грядущие страдания, Петр прекословил и здесь, говоря, что это невозможно. Апостол уговаривал Христа отказаться от Крестного пути, за что тот назвал Петра «соблазном и сатаной», поскольку он думал «не о том, что Божие, но что человеческое». Святой Петр выслушивал адресованные ему порицания и тем не менее не покидал Христа.

Картина «Слезы Святого Петра», Эль Греко

Петр, несмотря на то, что часто позволял пылкому темпераменту брать верх, всегда находился рядом, наряду с апостолами Иоанном и Иаковом составлял приближенный круг учеников. Иисус посвятил Петра в величайшие тайны своей жизни. Апостол был свидетелем Божественной славы на горе Фавор, молитвы в Гефсиманском саду, Божественной силы при воскрешении Христом дочери Иаира.

Более того, единственным оказался Петр, когда на вопрос Иисуса, кем ученики его считают, без колебаний и промедлений ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго», тем самым произнеся главный постулат веры.

Иисус Христос и апостол Петр

Переломным моментом в жизни Святого Петра, опять же единственного из апостолов, стало троекратное отречение от Сына Божьего. После предательства Иуды Иисуса арестовали и допрашивали в доме первосвященника.

Три человека из прислуги заметили апостола и сказали, что тот – один из учеников Христа. Петр, испугавшись, за свою жизнь, на каждое заявление ответил, что не знаком с Иисусом.

В это время раздался петушиный крик, святой вспомнил пророчество Учителя и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Некоторыми богословами реакция апостола на слова слуг трактуется как проявление слабости человеческого духа, а крик петуха – как голос Божий, который не дает расслабляться и постоянно напоминает о чистоте совести.

Картина «Отречение Петра», Караваджо

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. Но Господь простил любимого ученика, когда тот также трижды покаялся, восстановил в апостольском ранге и доверил паству, иными словами – учить народ христианской вере.

Более того, совершившему тяжкий грех апостолу Христос доверил ключи от Царствия Небесного, сделав посредником между людьми и Богом, наделив правом решать, чьи души достойны попасть туда. Тем самым подчеркивается, что через покаяние, бескорыстную службу и чистую веру познается истина и открываются врата Рая.

После чудесного Воскресения Христос в первую очередь явился Петру. После Вознесения Спасителя Петр, как главный среди апостолов, стал первым учителем и проповедником слова Божия.

Воскресение Христово

При этом святой прекрасно понимал, что за любовь и веру придется заплатить спокойствием и жизнью, распятие Сына Божия, которое он наблюдал – наглядный тому пример. Мученическая смерть была своего рода условием апостольства. Но при этом Петр приобрел чудодейственную силу, подобную той, что свойственна его Учителю.

После событий Святой Пятидесятницы, когда вместе с другими учениками Петр принял благодать Святого Духа, апостол начал служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединились три тысячи человек.

Он превратился в неутомимого и неустрашимого проповедника евангельского учения, начал являть чудеса: умертвил словом за ложь и святотатство супружескую пару Анания и Сапфиру, воскресил девушку по имени Тавифа, встретив у храма хромого, вернул возможность ходить.

Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо

От болезней излечивала даже тень святого: когда апостол проходил по улице, больных выносили из домов, чтобы упавшая на них тень даровала исцеление. Когда по приказу царя Ирода Святой Петр попал в заточение, ночью явился ангел и освободил апостола из заключения.

Поначалу Петр проповедовал среди иудеев. Но потом на апостола сошло откровение, пришли люди с удивительным рассказом о том, что одному язычнику явился ангел и велел пригласить Симона, которого называют Петром.

«Он скажет слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Святой поделился новостью с другими апостолами, которые расценили ее как знак, что нести веру Христову надобно не только среди евреев, но и прочих язычников. Первым крестившимся язычником оказался римский сотник Корнилий и члены его семьи.

Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино

Тем не менее, апостол Павел позже сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Предполагалось, что Петру, выходцу из Галилеи, с трудом давались иностранные языки, на которых говорили представители разных народов, проживавшие в Восточном Средиземноморье. Соответственно, обращение в христианство не евреев – задача Павла.

Церковные историки насчитывают шесть апостольских путешествий Петра. Апостол проповедовал в Иудее и Самарии (современный Западный берег реки Иордан), Сирии и Антиохии (здесь впервые появилось слово «христиане»), на территории современных Турции и Греции, в Риме и Вавилоне, Трое и Вифинии. Наиболее верных учеников Петр рукополагал в епископы.

Иконы апостола Петра

Легенда говорит, что, покинув Иерусалим, апостол на протяжении двадцати лет жил в Вечном городе, где и возглавлял Церковь.

Находясь в Риме, Святой Петр изобличил Симона-волхва, не с чистым сердцем принявшего крещение и выдававшего себя за Христа. В Прологе и Великих Минеи-Четьи описаны деяния, которые Симон и Петр приводили в доказательство своей силы.

С помощью молитвы Христовой апостол воскресил юношу из царского рода, Симону же удалось только заставить его повернуть голову.

По указанию святого человеческим языком изъяснялась собака. Затем Симон, угрожая народу Рима, пообещал вознестись на небо и сделал этого при помощи бесовских сил. Петр же обратился за помощью к Иисусу, моля, чтобы бесы оставили волхва. Симон упал и разбился. А граждане Рима, наблюдавшие за событиями, уверовали в единого Бога, проповедуемого Петром.

Собор Святого Петра в Ватикане

В посланиях к новообращенным святой учил не бояться угроз и преследований, не отказываться от христианских устоев в угоду язычникам, обличать лжепророков, не понимающих принципов христианской свободы и отрицающих сущность Спасителя.

Проповеди Святого Петра – не просто рассуждения, а конкретные наставления, изложенные к тому же простым языком. Апостол призывает уважительно относиться друг к другу, любить ближнего, потому что любовь искупает грехи, бояться Бога, не посягать на чужое.

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Уже две тысячи лет, обращаясь в молитвах к иконам первоверховного апостола Петра, люди просят твердости в вере, о возвращении в лоно Церкви попавших в секты, помощи в учебе и излечении от болезней.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Память

  • 1511-1514 – Рафаэль, «Чудесное изведение апостола Петра из темницы»
  • 1592 – Эль Греко, «Апостолы Петр и Павел»
  • 1601 – Караваджо, «Распятие Святого Петра»
  • 1610-1612 – Рубенс, «Апостол Петр»
  • 1626 – Собор Святого Петра в Риме
  • 1703 – город Санкт-Петербург («город Святого Петра»)
  • 1732 – Собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге
  • 1762 – Гавриил Козлов, «Апостол Петр отрекается от Христа»
  • 1888 – Церковь апостола Петра в Яффе (Израиль)
  • 1910 – Николай Гумилев, «Ворота рая»
  • 1962 – Собор Нуноикэ (Япония)
  • 1990 – Вашингтонский кафедральный собор (Кафедральный собор святых Петра и Павла)

Источник: https://24smi.org/celebrity/41485-apostol-petr.html

7 типов христиан, сильно рискующих отречься от Иисуса

Попадаете ли вы в одну из групп христиан, которые вскоре отрекутся от Иисуса? Вполне возможно, что вы будете шокированы.

Немногие поспорят с тем фактом, что мы сейчас переживаем отступление. Многие разменивают искреннюю страсть по Иисусу на другие, скорее приносящие наслаждения, плотские занятия. С каждым днем наша культура все более погружается во тьму.

Однако, как велико бы ни было отпадение сегодня, оно не может сравниться с тем, что Библия называет отступничеством или великим отступлением. Это будет бунт против Бога и отказ от истины, чреватый серьёзными последствиями.

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2-Фес 2:3-4)

Библия говорит, что даже подлинные последователи Иисуса во время великого давления могут отпасть.

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матф. 24:9-14)

Я часто задавался вопросом, насколько легко будет отречься от Иисуса, когда давление усилится в конце времен. В конце концов, многим легко оправдывать апатию, похоть, отсутствие молитвенной жизни и другие опасные формы духовной жизни. Свирепость сатаны будет ощущаться на уровнях, никогда ранее не известных. Я считаю, что принятие христианами зверя будет скорее нормой, а не исключением.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что составляет духовную жизнь человека

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.» (Откр.13:15-18)

Ваше богословие касательно последнего времени не имеет значения

Ну, на самом деле, богословие в вопросе последнего времени имеет большое значение.

Занять такую позицию, что мол это не так уж и важно, и что все как-то само по себе устроится, поскольку, как я слышал, многие проповедники так говорит, — это приведет вас и тех, кто находится под ваши влиянием, к серьезному вечному приговору.

Я твердо верю, что церкви должны регулярно преподавать эсхатологию и должны взращивать отношение, удерживающее эти вопросы на переднем плане. Жизнь церкви должна управляться истиной о возвращении Иисуса и о том, что мы должны быть готовы к нашей роли в это ключевое время.

Что я имел в виду, говоря, что ваше богословие в конечном итоге не имеет значения, — так это то, что у всех нас будет равная возможность либо отвергнуть Иисуса, либо глубже погрузиться в Его любовь, вне зависимости от того, когда Он возвратится. Во время «великой скорби», которую, как я считаю, испытают все христиане, будет чрезвычайно легко отвергнуть Бога — у всех нас будет возможность попасть в ловушку обмана, бунта, беспечности и плотского образа жизни.

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9-11)

Хотя я считаю, что у нас будет явная, конкретная возможность либо принять некий физический знак, либо отвергнуть его (что запечатает нашу судьбу в вечности), истина заключается в том, что мы уже сейчас можем соотноситься со зверем. Мы можем подружиться с ним и принять его образ мышления и его атрибуты, явным или неявным образом. Для большинства это неявно. Они по-прежнему убеждены, что спасены, находятся в безопасности и являются последователями Иисуса, живя в великом заблуждении.

Группы, которые легко отрекутся от Иисуса, когда давление усилится

Мы с женой посетили спектакль, который оставил мой дух обеспокоенным. Это было художественное представление событий во время Великой Скорби. Семья жила в тюремном лагере во время правления Антихриста, ежедневно прилагая все усилия для выживания и задаваясь вопросом, смогут ли они когда-либо убежать или умрут от рук своих врагов.

Во время одной сцены солдат предложил отцу семьи заключить сделку. Если бы тот подписал соглашение об отказе от Иисуса, все они могли бы немедленно освободиться. Затем солдат ушел, дав им время подумать о предложении. Отец был на грани. Он отчаянно хотел спасти свою семью, но все попытки потерпели неудачу. То, что произошло дальше, было  прискорбно.

Сидя за столом с листом бумаги и ручкой, он сказал своей семье, что собирается его подписать. Он взял ручку, но дочь остановила его. Она ясно дала понять, что не стоит разменивать свою душу на несколько недель, месяцев или лет жизни на земле. Лучше смерть, нежели вечное проклятие. Пока всё шло хорошо.

Но потом отец, в важный кульминационный момент постановки, сказал что-то вроде: «Дочь моя, это всего лишь лист бумаги. Неважно, подписываю я это или нет. Ничто не может повлиять на то, что Иисус действительно живет в моем и твоем сердце». И здесь печаль охватила меня. Подписывая бумагу, принимая отметку, отвергая истину, соглашаясь на легкий путь — всё это безусловно влияет на нашу вечность.

Библия прямо говорит, что сделавшие это изопьют вина гнева Божия (Откровение 14:10).

Итак, становится ясно, что есть христиане, верящие, что их образ жизни и решения не повлияют на их положение в вечности. Вот несколько таких групп:

Сторонники учения о вечной безопасности

Для меня было очевидно, что автор пьесы, которую мы смотрели, скорее всего, был частью одной из многих традиционных протестантских деноминаций, исповедующих учение о вечной безопасности.

Я очень ценю то, что многие благочестивые мужчины и женщины из этих конкретных движений приносят Царству. Однако это убеждение может нанести серьезный ущерб христианскому миру, вводя миллионы людей в заблуждение.

Ведь очень просто, как мы видим, ошибочно предположить, что наши действия не влияют на наше положение в вечности.

Истина же заключается в том, что мы в безопасности только в том случае, если боремся, побеждаем и претерпеваем до конца: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откровение 3:5).

Исповедующие доктрину ложной благодати

Я писал об опасностях ложной благодати и не буду упоминать об этом здесь, скажу только, что из-за этого движения быстро растет число людей, которые рискуют отречься от Иисуса. Если все наши грехи прощены, — прошлые, настоящие и будущие, — то принять начертание зверя не проблема. Ведь, согласно учителям ложной благодати, хула на Святого Духа, сексуальная безнравственность, непрощение и какие угодно другие грехи не повлияют на нашу вечность, если мы верим в Божью благодать.

Обман этот крайне опасен, ведь полностью нивелируется ответственность за личные действия. Истина же заключается в том, что наши действия безусловно влияют на положение в вечности: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:26-27).

Не горящие для Иисуса

Яростная, горящая страсть по Иисусу не подлежит обсуждению. На самом деле, безумие, что кто-либо вообще ставит это под вопрос. Мы либо горим для Иисуса, либо мы теплые или, возможно, холодны и мертвы. И точка. Чтобы претерпеть последнее время, у нас должно быть проистекающее из нас помазание.

Мы должны быть настолько близки с Иисусом, что наша любовь к Нему никогда не может быть принесена в жертву за временное облегчение.

Отказывающиеся принимать начертание зверя — это радикально влюбленные и горящие для Иисуса: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16).

Те, что не живут молитвой

Немолящийся христианин — концепция, приводящая в замешательство. Оксюморон. К сожалению, большинство христиан, похоже, практически не молятся. На самом деле, большинство церквей также. Мы должны быть живущими, ходящими и молящимися в Духе, день и ночь, если надеемся выжить в предстоящем давлении.

Вспомните Иисуса, предупреждающего Своих учеников, чтобы они бодрствовали и молились, дабы им не впасть в искушение.

Знаете ли вы, какое искушение имел в виду Иисус? Искушение отречься от Иисуса, — то, что они и сделали, когда усилилось давление, и Иисус был взят на распятие: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

Не живущие святой жизнью

Христиане, оправдывающие ругательства, наготу и прочую безнравственность в кино, телевидении и других средствах массовой информации, настраивают себя на вечность, отделенную от Иисуса.

Они убеждены, что принятие определенных грехов не будет иметь никакого влияния в их жизни на земле или в вечности; поэтому принятие начертания зверя будет несложным решением для них.

Наверняка, Бога ведь на самом деле всё это не особо волнует, как могут утверждать некоторые христиане, правильно? Неправильно.

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Прит. 9:10)

Обиженные и бунтующие против власти

Если вы легко обижаетесь, особенно на тех, кто находится у власти, вы настраиваете себя на великое отступление. Антихрист будет властью, которую вы искали, предоставляющей вам желаемое на какое-то время. Сейчас крайне важно научиться любить, прощать и уважать власть, которую Бог помещает в вашу жизнь.

Если вы считаете, что власти в вашей жизни сейчас несправедливы, просто подождите, пока не придет конец. Иисус будет руководить таким образом, который многие сочтут несправедливым. Вы узнали, как подчиняться несправедливому авторитету и как доверять руководству Бога в вашей жизни? Это абсолютно обязательно.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.» (Рим. 13: 1-2).

Не связанные с поместной церковью

Мы будем нуждаться друг в друге как никогда, когда давление усилится. Церковь, несомненно, будет сильно отличаться от нынешней во время Скорби, но одна истина останется неизменна — мы будем вместе.

https://www.youtube.com/watch?v=4tqmmeC9nXQ

Мы должны знать, как взяться за руки и сражаться вместе, если надеемся выжить. Библия дает нам эту инструкцию, особенно в приближении этого дня.

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24-25)

Мысли напоследок

Существуют и другие группы, рискующие отступить. На самом деле, их много. Некоторые очевидны, я не упоминал их: это церкви с «комфортным евангелием» и те, что не принимают дары Духа. Есть также некоторые, что не столь очевидны. К примеру, принявшие богословскую теорию о вознесении Церкви до Скорби подвергаются большему риску. Но пусть вам не кажется, что это всего лишь малозначительный спор о последних временах. Речь о мнениях и убеждениях, которые влияют в любом временном отрезке.

Мы должны быть готовы. Иисус скоро придет. С этим мы точно должны согласиться.

Автор — Джон Бёртон / charismanews.com
Перевод — Артем Продан для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 11.04 (Украина). Спасибо!

Источник: http://ieshua.org/7-tipov-hristian-silno-riskuyushhih-otrechsya-ot-iisusa.htm

Петр отрекся от Христа

«Отречение апостола Петра», картина Гавриила Козлова

Отречение апостола Петра — новозаветный эпизод, рассказывающий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери. Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся.

Этот сюжет встречается во всех четырех Евангелиях (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:15-18, 18:25–27).

Эпизод относится к Страстям Христовым и следует за арестом Иисуса в Гефсиманском саду после поцелуя Иуды. По хронологии евангельских событий это произошло в ночь с четверга на пятницу.

В Новом Завете

Предсказание об отречении Петра (мозаика Сант-Аполлинаре-Нуово)

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери:

Он отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке — у огня).

    Тут к нему подошла одна служанка (по Марку — служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином» (по Иоанну Пётр ещё был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница, мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать — рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз.

    По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.

  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею — другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку — та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.

  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху, которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку — во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение
«Пётр и служанка» «Пётр у костра» «Пётр слышит пение петуха»
От Матфея (Мф. 26:69-75) А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. () Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка (Мк. 14:66-72) И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. () Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки(Лк. 22:55-62) Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна(Ин. 18:15-18, 25-27) За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. () Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух, Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих

— (Ин. 21:15-17)

Русский богослов Павел Флоренский критикует католическую трактовку данного фрагмента как восстановления Петра в апостольстве или как дарования ему чрезвычайных полномочий среди других апостолов. Обращаясь к оригиналу текста, он отмечает, что русским словом «любишь» переведено два разных греческих слова:

  • агапэ — «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия — «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён.

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Богословские толкования

Отречение Петра и связанные с этим его душевные терзания находят отражения в богословских толкованиях. Описывая приход Петра в дом первосвященника «Толковая Библия Лопухина» ещё до начала рассмотрения события отречения поднимает вопрос о душевном состоянии апостола:

То, что происходило внутри, в душе Петра, не было никому заметно; а во вне было только видно, что он грелся у огня! Естественно, если, находясь около вещественного пламени, Петр должен был усиленно гасить и сдерживать всякое внутреннее пламя, просто потому, чтобы не выдать себя и своих намерений. Он находился в положении человека, который видит с берега утопающего и не имеет ни сил, ни средств, чтобы хотя чем-нибудь ему помочь. Это вообще одно из самых мучительных состояний всех добрых и любящих людей. Какие душевные муки переживал Петр, греясь у огня, это сокрыто от глаз людей.

Феофилакт Болгарский подробно останавливается на толковании образа служанки, которая попыталась уличить Петра: «Пётр уличается служанкою, то есть человеческою немощью, вещью низменною и приличною рабам». Петух, который привёл апостола в чувства по мнению Феофилакта является «слово Христово, не позволяющее, чтобы мы расслабели и спали, но говорящее: „бодрствуйте“ и „востани спяй“».

Пётр со слезами уходит со двора первосвященника

Евангелисты по-разному помещают сцену отречения Петра в контекст событий суда синедриона. Синоптики помещают рассказ о всех трёх отречениях без промежутков (только у Луки сказано, что между вторым и третьим отречением прошло около часа — Лк. 22:59). При этом евангелист Лука помещает отречение перед осуждением Христа на суде у первосвященника, а Марк — после осуждения. Указывается, что версия Луки является более достоверной:

Вероятно, что сначала последовало отречение Петра, а потом уже осуждение Христа, так как едва ли такое осуждение могло быть произнесено ранее утра: членам Синедриона нужно было некоторое время для того, чтобы собраться в достаточном числе и чтобы как следует обсудить такое важное дело.

Источник: https://thram-m.ru/stati/petr-otreksya-ot-hrista/

ПЕТР, АПОСТОЛ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Апостол Петр, Икона VI в. Дерево, энкаустика. Монастырь св. Екатерины на Синае

Петр (+ 67), первоверховный апостол от двенадцати

Память 16 января — поклонение честны́м веригам, 29 июня — вместе с ап. Павлом, 5 сентября — воспоминание явления ап. Петра правоверному царю Юстиниану в Афире в 552 г. (Греч. [1]; Румын. [2]; РПЦЗ [3]), а также в Соборе двенадцати апостолов и Соборе Додеканесских святых (Греч.).

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов.

Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, за что и удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.

Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15).

Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Евода). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.

Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое послание Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании” — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей.

Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе послание Петра написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании.

Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений.

Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: “Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне”.

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Апостол Петр, Икона из деисусного чина. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе. Первая половина XVII века. Происходит из Богоявленской церкви села Семеновского под Москвой.

Молитвословия

Тропарь, глас 4 на поклонения веригам:

Ри́ма не оста́вль, к на́м прише́л еси́/ честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне./ И́мже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся:/ твои́ми к Бо́гу моли́твами// да́руй на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:) на поклонение веригам (по 3 песни):

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в первопресто́льника:/ созыва́ет бо вся́ пра́здновати, Пе́тре,/ чудеси́ твоея́ честны́я вери́ги// и подае́т согреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 2 (Подобен: В молитвах неусыпающую:) на поклонение веригам (по 6 песни):

Верхо́внаго и пе́рваго апо́столов,/ и́стины Боже́ственнаго ученика́,/ Петра́ вели́каго восхва́лим/ и того́ ве́рою целу́ем вери́ги,// прегреше́ний разреше́ние прие́млюще.

Тропарь, глас 4 апп. Петру и Павлу:

Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку все́х моли́те/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 апп. Петру и Павлу:

Тве́рдыя и Боговеща́нныя пропове́датели,/ ве́рх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́/ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и сме́рть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Использованные материалы

[1]  «Ἐγκαίνια Νοαῦ Ἁγίου Πέτρου ἐν τῷ Ἀθηρᾷ», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx

[2]  «Sinaxar 5 Septembrie», сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1679.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]