Можно ли священникам жениться

����������� ���� �������

Можно ли священникам жениться

����, 10 ���:

— � ���������� � �������. �������� ����� �������, ����� ���� — �� �������� � ���������. ��� �� ������, � ����� ���������� �����������. ���, ����� ���� ����� ��� ������������ ��� �����������, ����� ���. ������ ����������� ���������� ��� � 20.

����, 7 ���:

— ��� ������ � ������ ��� � �����-�� ��� ����, � �����. � �� ����, ������� ��� ������ �����, �� �����, ����� ����������, ��� 5–6.

������ ����� ����������� ��� ������?

����:

— ����� ����, ������, ��� ��� — ��� ��� ��, � �� ���.

����������� ����� ��������?

����:

— ������ �� ��������.

����:

— �� ����� �� �������� ��������, �� �� ������. ������ ����� � �� ������� �������. �� ���� ������� �� �������� ���� ����� ���������.

������ ���� ������� � ������?

����:

— ������-�� � ������ �����������, ������� ������ � ������� ������, � �����. ���� ������, ��� ��� ����������. ������ ���-�� ��������� � ����, � ����, � ��� ��� ���������, ����� ���-�� ����. ��������, ����� ����, ��� ���� �������� ������, ����, ������� �������� � ����, ����� ������ ����� ������, � ��� � ��� ��� ��� � �����.

��� ������ ��������� ����� ������?

����:

— �� ���� �������� ������ ������. ��� �� ���� ������� ����, ��������. ����� ��� ��, ��������, ������ ������.

����:

— � ���� ����� ������� ������, ������ ��� ��� ����� ������ �� ���� ����� ��������� �����, ������� �������� � ���� �� ��������. ��� ���� ���������� �� �����. � � ��������� �����, ����� ������, ��� �������.

��� ����� ����������?

����:

— � ����� ������� �����, ��� ������ ����� ������ ������� �����. � ��� ���� ����������� ��������, �������, � ������� ���� ��� � ���������.

����:

— � ����������. ������ � ������ ���������� ���� ���������, ����� ������, � ��� ��� ����. ��������� ���� ������� � �������. � �������, ������ �����, ���� ������� �������, ��� ����� ����� ��������. �� � � ������� ����.

� ��� � ��������� ���� ��������, ��� ��� �������, �� ����� ���� ��� ������� � ����� ��� ����, � ��� ������ ����� ��������� ���� ���� ��� ��� ������, � ��� ���� ��, ��� ��������� ���.

� ��� ���� � ������� �������� �������, �������� ������� �����, ��� ������, ��� �����. � ���������� �� ���� ����.

���������� ������ ���� � �����?

����:

— ��������, ������. ��� �� ������. � ����� ���� ������ ������ ����������? �� � �����, ������� �����! � ����� ��� ������ �����.

����:

— � �����, ���. ��������� �� ������ ���� ������, ��� ��� ������ ���� �����, ��� ���� ������� ��������, �����, ��� � ������ ����������.

��� ����������� ���� ����?

����:

— ���� ����������� �������, ������� ���� �����������. ��� �� ���� ����. ��� ���������� ������ �������� ���, ��� � �����, — ��������, ������� ���������� �����. �� ���� ����� ���������. ��� ��� ��������� � ���������. ��� � ���� ������� ��� �������� «�������� � �������». �� ����� ����� ������������. ��� �� � ����������: ������� ����������, � ����� ���� ��������.

Источник: http://www.trud.ru/article/07-04-2010/239618_svjaschenniki_edjat_podarki/print/

Как стать священником в Украине

Можно ли священникам жениться

У этих людей нет выходных, официальной заработной платы и премий, а жениться им разрешено только один раз в жизни, хотя и род деятельности их то и профессией сложно назвать. Они видят нас еще в младенчестве и провожают в последний путь. Попасная.

City решила рассказать о том, как становятся священниками, на какие доходы и как живут служители Церкви, что важно знать о таинстве исповеди, а также где проводят обряды экзорцизма. Помог нам подготовить материал Настоятель Храма Трех Вселенских Святителей Отец Виталий.

Гранит наук духовной семинарии

Для того, чтобы стать священником, необходимо получить образование в духовной семинарии. А до этого, конечно же, быть прихожанином. Настоятель Церкви, которую посещает молодой человек, дает ему рекомендательное письмо, с которым он обращается к Архиерею епархии – церковного округа. Тот, в свою очередь, дает абитуриенту рекомендательное письмо. Вместе с этим рекомендательным письмом будущий священник подает документы в духовную семинарию.

На обучение принимают мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок обучения – 4 года. Стоимость обучения меньше, нежели в других высших учебных заведениях. К примеру, в Харьковской духовной семинарии за образование платят 3 тысячи гривен в год. При этом в эту сумму входит проживание в общежитии и питание – студент находится на полном содержании семинарии.

На вступительных экзаменах абитуриенты сдают изложение отрывка из священного писания, демонстрируют свои вокальные данные и проходят собеседование.

Хор Харьковской Духовной Семинарии

За четыре года духовного образования студентам необходимо освоить немало предметов: богословие, церковное и каноническое право, православный катехизис – свод библейских правил, литургику – законы богослужения, экзегетику – науку о толковании смысла священного писания. Помимо этого студенты учат греческий и латинский язык, а также тот иностранный, который они изучали еще в школе.

По словам Настоятеля Попаснянского Храма трех Вселенских Святителей Отца Виталия, во многом степень сложности того или иного предмета зависит от преподавателя, и выбрать какой-то самый трудный для освоения предмет невозможно.

Как правило, на практике, молодому священнику, в первую очередь, необходимо найти общий язык с прихожанами и ориентироваться в священном писании, но так как духовенство испокон веков было всесторонне развитой частью социума, то священникам необходимо изучать множество наук.

По окончанию семинарии будущий священник получает степень бакалавра Православного богословия (теологии)

Чем меньше приход, тем меньше доход

Работа священником отличается от других специальностей еще и тем, что найти вакансию через интернет или центр занятости невозможно. У священников также нет направлений на трудоустройство от учебных заведений.

Теоретически дипломированный специалист в сфере духовенства должен вернуться служить в епархию, от которой Архиерей давал ему свою рекомендацию, но на практике происходит так, что зачастую там нет мест.

Кто-то из священников ищет работу самостоятельно, через знакомых, а некоторые навсегда уходят в монахи.

Порою священник приезжает в город, где Храм только начали строить, и ему самому приходиться принимать непосредственное участие в строительстве.

В новом городе священнику психологически бывает не просто: необходимо познакомиться с приходом, и, в принципе, с городской жизнью. К каждому необходимо найти подход.

Богослужение в Попаснянском Свято-Николаевском Храме

Распорядок дня у священников особый. Утром батюшка появляется в Храме задолго до начала службы. Литургия длится два-три часа, а после нее начинаются венчания, молебны, отпевания, панихиды и крестины. В дни христианских праздников график еще плотнее – церковная служба может начинаться с утра и длится ночью. То есть священнослужитель может весь день быть на ногах. И как таковых выходных у него нет.

Официальной заработной платы, как и премиальных к праздникам священник не имеет.

Доход Храма состоит из пожертвований прихожан и от этого какая-то часть идет священнику. Соответственно, чем меньше приход, тем меньше доход.

В качестве поощрений за труд священник (вместо денежных премий) может получить от епархии право на ношение особого одеяния или крестов.

Добиться карьерного роста православному священнику невозможно. Высшее духовенство по иерархической цепочке – это Архиерей или, проще говоря, старший священник. А он обязательно должен быть из монашествующего духовенства, значит безбрачным. То есть, получить повышение в Архиепископы и Митрополиты могут только те, кто полностью отрешился от всего мирского и не имеет семьи и детей.

Не меньше одного раза в год вышестоящее духовенство может приехать с так называемой проверкой к священнику. Они совершают богослужение и следят за тем, все ли в Храме так, как полагается.

Попаснянский Храм Трех Вселенских Святителей

Священник может отказать прихожанам в совершении того или иного обряда. К примеру, не отпевают самоубийц (исключением являются только те, кто совершил это в состоянии психического расстройства), некрещеных, атеистов и нераскаившихся грешников (люди, которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покаяния).

Препятствием к венчанию является наличие брака не с тем, с кем планируешь обвенчаться, вдовство после третьего брака (то есть 4й раз ты, по церковным канонам, не можешь вступить в брак), а также наличие кровного родства брачующихся. 

Отказать в исповеди священник может, если человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или если же находится в состоянии помрачнения рассудка.

Если развелся, то второй раз не женишься

С личной жизнью у священников также действуют свои особые правила, пренебрежение которых грозит извержением из сана – лишением возможности служить в Церкви. Этот свод законов называется Апостольское право. Но вот если в реальной жизни после увольнения с работы обратно тебя могут уже и не принять, то священника, в случае его полного покаяния, могут вернуть к исполнению, так сказать, служебных обязанностей.

Жениться священнику необходимо еще до принятия сана: либо еще будучи студентом, либо уже окончив духовную семинарию, но еще не начав служить в храме. Если же он этого не сделает, то, после принятия сана жениться ему уже запрещено. Фактически Церковь должна принять священнослужителя в том статусе, в котором он и будет оставаться в дальнейшем.

Живут по законам священного писания

Если же семейная жизнь не заладилась и священник решает развестись, то право на второй брак он уже не получит никогда. Следуя священному писанию, священник должен быть мужем только одной жены.

В духовенстве также существует такое понятие, как целибат. Это обет безбрачия для священников. Нарушать его строго запрещено. И отказаться от принятого целибата, чтобы вернуть право жениться, при этом оставаясь священнослужителем, невозможно.

Тайна исповеди и обряд экзорцизма

Священник является духовным врачом человека. Зачастую к нему приходят, чтобы раскаяться в каких-то грехах. Подобно тому, как и медицинские работники, обязаны хранить врачебную тайну, так и для священнослужителей тайна исповеди является неприкосновенной темой для разглашения. Исключением являются лишь те случаи, когда на исповеди человек кается в том, что планирует совершить преступление, в котором пострадает большое количество людей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое истина простыми словами

При исповеди, когда человек кается в своих грехах, важно, чтобы после этого он вновь не шел тропою этих же грехов. Покаяние с греческого языка означает «изменение жизни». Отпущение грехов происходит лишь в том случае, если ты действительно меняешь свой образ жизни.

Они лечат наши души

В христианстве существует также такой обряд, как изгнание бесов. В католицизме он более распространен, а вот в православии официально запрещен. Право на проведение обряда экзорцизма имеют только несколько священнослужителей Украины из Свято-Почаевской лавры. Запретили экзорцизм по разным причинам – история уходит в глубь веков христианства. Использовать такой обряд можно только в крайнем случае. Поэтому традиционно священники используют для очищения души человека исповедь и причастие.

Источник: https://popasnaya.city/read/experiance/73970/oni-lechat-nashi-dushi-kak-poluchayut-obrazovanie-rabotayut-i-sozdayut-semi-pravoslavnye-svyaschenniki

Замуж за священника: как живут современные матушки и какие они

Можно ли священникам жениться

Всегда в платочке, смиренная и не имеющая права голоса — такой представляют себе православную матушку люди, далекие от церкви. Между тем это всего лишь стереотип. Как на самом деле живут жены священников, рассказывают сами матушки.

Наталья Букреева, жена настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского (с. Игнатьево) священника Андрея Букреева.

Положение православной матушки, пожалуй, самый не-ожиданный оборот, который приняла судьба Натальи Букреевой. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда устроилась на работу в рекламную компанию, которой руководил Андрей.

Если говорить о ее отношении к вере на тот момент, то проще сказать, что никакого отношения не было. Наталья была крещеной, но церковь не посещала (крестилась в 17 лет за компанию с соседкой).

У Андрея все было сложнее — несколько лет он посещал одну из религиозных организаций, однако разочаровался.

Жизнь сложилась так, что оба остались без работы, Наталья вскоре устроилась секретарем на кондитерскую фабрику, а Андрей сторожем в церковь. «Познакомилась с директором, встречалась со сторожем, а стала женой священника», — впоследствии такие «сюрпризы» судьбы стали поводом для семейных шуток. Впрочем, процесс воцерковления Андрея и Натальи был не таким уж и быстрым.

— Муж начал проникаться православием, ходить на службы, а я за компанию. Мы все больше укреплялись в вере, стали исповедоваться и причащаться, потом Андрея ввели в алтарь, затем рукоположили в диаконы.

Ко всему этому я относилась спокойно, но когда речь зашла о том, что он может стать священником, я запаниковала. Я прекрасно понимала, что значит быть священником: принадлежать не себе, не семье, а Богу.

Признаюсь, я боялась ответственности, а еще мне было немного страшно за мужа, ведь ему предстояло отречься от мира и «прилепиться» к Богу, — рассказывает матушка Наталья.

Однако Андрей сделал свой выбор, и ей, как это заведено в православных семьях, не оставалось ничего иного, как идти за мужем. Батюшку отправили служить в Прогресс, затем в Талакан. Именно в Талакане Наталья по-настоящему ощутила себя матушкой — прихожане стали ее так называть.

— Сначала мне было непривычно слышать обращение «матушка», но потом это стало естественным. В Талакане я почти постоянно ходила в платке, с удивлением убедилась, что длинные юбки по удобству не уступают брюкам.

В Благовещенске, где мы сейчас живем, поскольку в селе Игнатьево, куда перевели батюшку, пока нет жилья, платки я ношу реже. Как и многие женщины, люблю красивую одежду, но стараюсь выбирать строгие фасоны.

В косметике, парфюмерии не испытываю потребности, это все отошло как ненужная шелуха, — делится Наталья.

Кстати, отношение к своему статусу у Натальи своеобразное.

— Я думаю, что статус матушки не выше и не ниже, чем у обычной женщины. Я не считаю нужным акцентировать внимание на своем положении. Меня смущает то, что благоговейное отношение к батюшке проецируется и на меня. Я одинаково ровно отношусь к обращению «матушка» и по имени, но когда слово «матушка» пишут с большой буквы, прошу так не делать, — выражает свою позицию Наталья Букреева.

Как признается матушка, самое сложное — во всем слушаться мужа, борьба с гордыней — процесс очень длительный. 

— Конечно, как и в обычных семьях, мы можем поспорить, но конфликт не доходит до точки возгорания, ссора не бурлит, а быстро затухает.

Выходных в привычном понимании у священника не бывает: суббота и воскресенье — самые напряженные дни: литургии, крещения и т.д. Нередко поесть в первый раз за день священник может только в четыре часа дня.

В приходских храмах обычно по понедельникам устраивают сандень, но отец Андрей приверженец мнения, что храм должен быть открыт всегда, и поэтому работает семь дней в неделю.

За десять лет семья Букреевых была в отпуске только два раза: один раз в Новосибирске и один раз за границей (любопытно, что и там батюшка посетил православный храм и служил службу).

Задумываясь о будущем своей дочери, Наталья склоняется к мысли, что ребенок сам выберет свой путь, когда повзрослеет.

— Когда дочь пошла в школу, я переживала, как будут реагировать одноклассники на то, что она из семьи священника. К счастью, проблем не возникло. Дочь, как маленький миссионер, всем подружкам рассказывает о Боге, делает это убедительно, видимо, у нее есть дар рассказчика. Примерно в семь лет она стала соблюдать пост вместе с нами, и это было ее осознанное решение, мы никоим образом к нему не подталкивали, — рассказывает Наталья Букреева.

Хотела стать актрисой

Анна Семерня, жена иерея кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы Евгения Семерни.
 

Задорная и энергичная Анна меньше всего соответствует существующим стереотипам. «Стаж» в качестве жены священника у нее совсем небольшой — всего полтора месяца, но за это время она привыкла и мужа называть «батюшкой», и откликаться на обращение «матушка». Трудно поверить, но всего несколько лет назад Анна была совершенно далека от церкви, она училась в Хабаровском колледже искусств, увлекалась танцами и мечтала стать актрисой музыкального театра.

— В церкви я оказалась случайно, пришла послушать, как мой преподаватель поет в церковном хоре, и захотела попробовать сама, — вспоминает Анна.

Стоя на клиросе, девушка думала только о нотах, в тонкости происходящего не вникала. И лишь спустя два-три года Анна начала воцерковляться. Любовь к пению привела ее не только к вере, но и к замужеству: со своим будущим мужем она познакомилась на клиросе.

— Как-то раз хор остался без тенора, и Евгений, тогда еще семинарист, предложил помочь. Руководящий хором заметил: «Вы смотритесь как муж и жена». Мы тогда даже не были знакомы и лишь улыбнулись в ответ, — описывает молодая матушка.

Будущих супругов сблизило участие в благотворительном концерте, однако после этого их пути едва не разо-шлись: Анна поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы разлука продлилась недолго.

— Я проучилась всего полгода и поняла — надо возвращаться, я не могу без этого человека. Мы решили пожениться. Кто-то считает, что я поступила опрометчиво, упустив большой шанс, а я, наоборот, благодарю Бога за то, что он всё так устроил, — убеждена Анна.

Евгений, в отличие от Анны, в церковь пришел давно: еще в детстве он после школы прибегал в храм, чтобы полюбоваться на свечи — вид пламени притягивал и завораживал.

Прежде чем вопрос о женитьбе был окончательно решен, Анне предстояло познакомиться не только с мамой Евгения, монахиней, но и с архиереем, чтобы получить его благословение.

— Для меня это было очень волнующе, но владыка искренне за нас порадовался, и все переживания вмиг рассеялись.

В августе молодожены обвенчались, отец Евгений поступил на службу в кафедральный собор, а Анне предложили стать регентом храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

— Я батюшку сразу предупредила: не думай, что всегда буду ходить в платке, на что он только посмеялся, — улыбается Анна. — Конечно, за последние годы мой гардероб заметно изменился: раньше я могла выйти на улицу в драных джинсах, сейчас одеваюсь намного скромнее.

Брюки надеваю редко, в основном дома во время уборки. Раньше я активно пользовалась косметикой, сейчас лишь иногда подкрашиваю брови, ресницы, пользуюсь пудрой. Бывает, встанешь утром, а отражение в зеркале совсем не радует, тогда я позволяю себе немного подкраситься.

Батюшке это не очень нравится, но он понимает, что мне некомфортно чувствовать себя бледной.

Однако отказ от косметики Анна не считает большой жертвой, на личном опыте и примере подруг она убедилась, что кожа без «краски» отдыхает и выглядит даже лучше. Да и красота у верующего человека идет изнутри и не требует дополнительных штрихов.

— Меня часто спрашивают, как мне живется в условиях патриархата. Смею заверить — замечательно! Это очень приятно, когда за тебя всё решает муж. Хотя никакого деспотизма в нашей семье нет, важные вопросы всегда обсуждаем.

Супруги вместе молятся по утрам и перед сном, а также до и после еды, по вечерам читают Евангелие. В остальном же их жизнь не сильно отличается от жизни молодоженов: в свободное время они могут сходить в кино, покататься на велосипедах или роликах, Анна по-прежнему любит слушать музыку, особенно ей нравятся мюзиклы.

— Есть хорошая фраза: «Все мне можно, но не все полезно». Став женой священника, я отказалась лишь от того, что не полезно для души. И считаю, что потеря невелика, — заключает Анна. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Василины

Послан Богом

Анастасия Король, жена настоятеля прихода в честь Святой Животворящей Троицы (г. Белогорск) Виктора Короля.
 

Анастасию и ее будущего мужа свел Бог в самом что ни на есть прямом смысле. Еще будучи студенткой АмГУ, девушка посещала церковь. Однажды ее духовный наставник обратился к ней с необычным предложением взять шефство над послушником по имени Виктор. Молодой человек хотел постричься в монахи, однако архиерей его не поддержал, а посоветовал жениться и стать священником.

В качестве потенциальной супруги для Виктора выбрали Настю. На то, чтобы обдумать и дать ответ, девушке отвели три месяца.

Задача, поставленная перед молодой прихожанкой, была сложна вдвойне: ей полагалось не просто отважиться на роль матушки, но и выйти замуж за практически незнакомого человека, ведь свиданий как таковых у молодых людей почти не было, они виделись на службе и иногда общались по телефону.

— Самое интересное, в этот момент у меня вдруг стали появляться поклонники. До этого в личном плане было затишье, а тут — то один на свидание позовет, то другой, даже на улице стали подходить знакомиться. Признаюсь, я была ошеломлена таким вниманием со стороны парней. Но, подумав хорошенько, поняла, что это искушение, своего рода проверка, — рассказывает матушка Анастасия.

Разумеется, прежде чем сделать выбор, девушка посоветовалась с мамой. Та возражать не стала, единственное, что ее смутило, так это то, что дочь не успела окончить университет (Настя училась на четвертом курсе).

Девушка сомневалась до последнего дня, ведь от ее решения зависела не только ее судьба, но и судьба Виктора: в случае ее отказа он должен был принять монашеский обет.

— Я просила Бога подать мне какой-нибудь знак, но ничего похожего не происходило. Даже в назначенный день я была в нерешительности, но когда пришла в церковь, появился совершенно ясный ответ: «Да!»

Еще до того, как принять решение, Анастасия спрашивала у наставников: «Каково это — быть матушкой?», но те отвечали уклончиво: «Вот сделаешься и узнаешь». Сразу после рукоположения мужа в священники, молодая семья отправилась в Сковородино. Пребывание на новом месте оказалось настоящей школой жизни для новоиспеченной матушки.

Необходимость топить печь, носить воду, заниматься огородом для горожанки была серьезным испытанием, особенно во время ожидания первенца.

— Каждый месяц на целую неделю батюшка уезжал в район, поэтому мне приходилось топить печь не только в доме, но и две печи в церкви. Батюшка старался облегчить мою участь, сам приносил дрова. Потом нашелся добрый человек, который помогал растапливать печи в храме.

Были моменты, когда на глаза молодой матушки наворачивались слезы. Других священников поблизости не было, поэтому исповедоваться приходилось собственному мужу.

Спустя пять лет отца Виктора перевели в Белогорск, родной город Анастасии. Сейчас матушка помогает мужу при храме и занимается воспитанием двоих детей.

— Чем отличается жизнь матушки от жизни обычной женщины? Тем, что у нас есть вера. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и все, но смотрим на них иначе, стараемся не роптать, просим помощи у Господа, — говорит Анастасия.

Как и большинство матушек, Анастасия не пользуется косметикой (изредка может позволить себе тушь), однако к стремлению других женщин выглядеть красиво относится положительно.
Платок она надевает в храм и на домашнюю молитву, а юбки в пол вовсе не носит.

— Главное, чтобы человек был благочестив внутренне, а то, что внешне, нередко бывает напускным, — уверена матушка.
 

Дарья ДРУЖИНИНА

 Моя Мадонна

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zamuzh-za-svyashchennika-kak-zhivut-sovremennye-matushki-i-kakie-oni

Встречается что священники женились на других. Быть женой священнослужителя: благодать или кабала

Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии:

– Канонически второбрачие недопустимо. Каноны это отвергают безусловно. Опыты введения второбрачия в разное время имели место в некоторых Поместных Церквях. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась в дореволюционное время, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал. Но тем не менее у нас эта традиция была введена раскольниками-обновленцами, и на Украине раскольниками-«самосвятами».

Это крайне сомнительное, с канонической точки зрения, решение, которое, к сожалению, даже может спровоцировать раскол внутри Церквей. Очень вероятно, что найдутся епископы и священники, которые ни за что не захотят мириться с этим. Что касается межцерковных отношений, я не думаю, что одно это могло бы привести к разрыву поместных Церквей с Константинополем, но если будет совокупность каких-то еще решений, все может быть. Это мы не можем знать заранее.

Если говорить о вдовых священниках, особенно молодых, для них безбрачие – это проблема. Но это не проблема для Церкви.

Есть путь, который был установлен у нас в России в 19 веке, когда вдовый священник в молодом возрасте мог подавать прошение о лишении его сана (в виду того, что его безбрачная жизнь была для него тяжела), при этом впоследствии он ограничивался в правах в меньшей степени, чем тот, кого по суду лишали сана. Хочу также отметить, что Церковь не решит свои кадровые проблемы за счет того, что вступившие во второй брак священники будут оставаться на службе.

Это отступление от традиции Православной Церкви

Владислав Петрушко

Владислав Петрушко, доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор:

– Это решение – явно выражение модернистского курса, который доминирует в последнее столетие в Константинопольской патриархии. Если уж они признавали наших обновленцев законной властью после Революции (которые в свою очередь вводили аналогичные решения о второбрачии), то, в общем-то, ничего удивительного здесь нет. Это отступление от традиции Православной Церкви, которая была абсолютно однозначно прописана в канонах нашей Церкви.

Странное и спорное решение, которое противоречит канонам

Протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви

Источник: https://kemavrora.ru/vstrechaetsya-chto-svyashchenniki-zhenilis-na-drugih-byt-zhenoi-svyashchennosluzhitelya-blagodat-ili-kabala.html

Второбрачие священников: А если это любовь?!

Второбрачие священников: А если это любовь?!

4573      3

Конечно, речь здесь идет о двух принципиально разных ситуациях. Второбрачие овдовевших христиан прямым текстом дозволяется в Писании, оно никоим образом не является чем-то безнравственным, в нем нет несправедливости и обиды кому-либо, поэтому разговор об этом нововведении предполагает совершенно отдельный контекст и совершенно отдельные доводы.

Гораздо более спорным является дозволение второбрачия, если жена покинула священника. Конечно, в идеале речь идет о ситуации, когда священник совершенно невинен – его можно упрекнуть разве что в беспечности, с которой он пригрел змею на груди. Например, девушка выскочила за семинариста, начитавшись антиклерикальных сочинений о несметных поповских сокровищах, а выяснив, что церковные мыши – не самый богатый слой населения, побежала искать сокровищ где-то еще. Бывает.

Но надо ли ради такой ситуации менять каноны? Едва ли. Существует понятие икономии – когда в конкретной нестандартной ситуации допускается снисхождение к конкретной человеческой нужде.

Разницу между икономией и переменой канонов можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, ваш сотрудник проворовался. Вы можете поступить по закону и отправить его в тюрьму.

Но вы можете внимательно исследовать ситуацию и решить, что это в целом честный человек, который впал в отчаяние из-за того, что его ребенок тяжело болен и нужно бессовестно дорогое лекарство. Вы можете войти в его положение и найти какой-то выход. Это икономия.

Однако если вы обнаруживаете, что сам запрет на воровство отменен из-за того, что он огорчает много хороших людей, поломал много судеб и вообще неуместен в наше просвещенное время – это пересмотр канонов.

Можно ли, по тщательном рассмотрении, делать исключения, если мужчина доказанно не виноват, а женщина такая змейская змея – вопрос открытый, и я склонен думать, что можно.

Потому что «жена покинула» может означать довольно разные ситуации – от случая с, действительно, пригретой змеей до бедной многодетной женщины, которую недостойный супруг вынудил бежать – и такие случаи совершенно реальны. То есть формально-то именно она бежала и оставила – но фактически она является жертвой.

Любое позволение будет воспринято гораздо шире

Норма, которая открывает саму возможность второбрачия после побега жены, является соблазном такой побег организовать. А батюшка сталкивается с гораздо большими соблазнами, чем матушка. Матушка не окружена привлекательными юношами, которые восхищаются ей, выражают ей глубокую привязанность и постоянно ищут с ней общения.

Это батюшка окружен прихожанками, которые могут легко пересекать не вполне четкую грань между сестринскими, дочерними и уже несколько романтическими чувствами.

Он неизбежно работает с людьми, часть из которых составляют привлекательные женщины, и постоянно сталкивается с соблазном подумать, что какая-то из них могла бы быть ему гораздо лучшей женой, чем та усталая, располневшая и временами недовольная женщина, которая ждет его дома.

И в этой ситуации уверять его, что вообще-то вполне можно взять новую жену, если старая по каким-либо причинам сбежит, значит создавать соблазн и возлагать дополнительное бремя на человеческую немощь.

Она часто многодетная, не имеет мирской профессии и, в отличие от батюшки, широкого круга знакомых противоположного пола. При любой формулировке правил ее интересы, как более уязвимой стороны, должны учитываться в первую очередь – а обсуждаемый подход бьет именно по ней.

Тем более, как это уже бросается в глаза, люди интерпретируют решение Синода как дозволение просто оставлять своих жен. Как пишет один из комментаторов, «ну как же можно заставлять жить с нелюбимым человеком! Это же пытка! Это отвратительно, когда человек не может продолжать свое служение, если полюбит другую!»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет прожила Пресвятая Богородица

Любое позволение, увы, будет воспринято гораздо шире, чем это первоначально предполагалось – такова уж испорченность человеческой природы.

Мы сдаем не просто какие-то правила – мы сдаем само Евангелие

Другая проблема – это подрыв свидетельства Церкви миру. Смысл существования Церкви – и священства особенно – в возвещении свидетельства об Иисусе Христе, распятом, Воскресшем и паки грядущем. Церковь провозглашает, что глубочайшей реальностью в мироздании является жертвенная любовь – Христос, который умирает на Кресте, чтобы искупить Свою невесту – Церковь.

Любовь – к Богу, к женщине, к народу Божьему, к людям вообще – неизбежно предполагает определенный аскетизм. Любовь запрещает себе некоторые вещи – потому что они повредят тем, кого любишь. Любовь неизбежно означает жертву ради другого.

И счастливый брак стоит на жертве – на том, что люди с любовью служат друг другу. Мужчина вступает в брак, чтобы служить жене, как Христос служит Церкви. Именно этот путь преданности и послушания ведет к вечному спасению.

Путь служения самому себе ведет к временному и вечному несчастью.

При этом христиане живут в окружении мира, который является принципиально антиаскетичным и слышать не хочет о жертве. Мире, в котором нормой является лозунг ледяного, как озеро Коцит, эгоизма – «любовь прошла». Этот лозунг подразумевает, что мои чувства и переживания важнее других людей – и если бедная женщина больше не волнует кровь, я просто отправляюсь на поиски той, которая взволнует, потому что «нельзя же жить с нелюбимой».

Здесь мне хочется процитировать Стивена Кови (он не проповедник и вообще не христианин; так что это не высокая святость, это просто немного здравого смысла и порядочности):

«— Стивен, мне нравится то, что вы говорите. Но ситуация ситуации рознь. Вот, например, моя семейная жизнь. Я очень обеспокоен. Мы с моей женой уже не испытываем друг к другу прежних чувств. Наверное, я ее просто больше не люблю, да и она меня тоже. Что я могу с этим поделать?

— Что, совсем никаких чувств не осталось? — спросил я.

— Вот именно! — подхватил он. — А у нас трое детей, нас волнует их судьба. Что вы мне посоветуете?

— Любить ее! — ответил я.

— Я же говорю, никаких чувств уже не осталось!

— Любите ее!

— Нет, вы не поняли! Никакой любви уже больше нет!

— Тогда любите ее! Если чувство ушло, то у вас есть хорошая причина, чтобы любить ее!

— Но как же любить, если не любишь?

— Послушайте, мой друг, “любить” — это глагол, который означает действие. Любовь-чувство есть плод любви-действия. Так любите же ее! Служите ей. Жертвуйте собой. Слушайте ее. Сопереживайте ей. Цените ее. Поддерживайте. Ну как, вы готовы любить ее?»

Увы, но в мире чаще считается, что «любовь» – это эмоция, которую сам человек не контролирует, и если она ушла – и человек «полюбил другую», то тут уж ничего не поделаешь, да и делать не надо, а женщина, которую «разлюбили» Ну, ей не повезло.

Еще К.С.Льюис обращал внимание на то, что очевидные этические суждения для мира перестают работать, когда речь заходит о сексе. То есть если человек нарушает торжественные обещания, обманывает доверившихся, причиняет тяжкие страдания из-за своей потребности в деньгах – то он мерзавец, если из-за своей потребности в сексе – то ну что же делать, бывает, сердцу не прикажешь.

И дозволение, на уровне правила, второбрачия при живой первой жене – это уступка миру сему, уступка, за которой неизбежно последуют другие. Либерализация сексуальной этики, которая совершается под песни о «понимании» и даже «любви», означает смещение именно в сторону ледяного эгоизма.

Уступая мирскому давлению в вопросах брачной этики, мы сдаем не просто какие-то правила – мы сдаем само Евангелие. Не бывает брака без жертвы и служения. Как не бывает и христианства.

Нельзя возводить наши падения в каноническую норму

Любой христианин – это свидетель Благой Вести, которая радикально меняет жизнь людей. Но священник – особенно. Христианский брак есть образ отношений Христа и Церкви, Бога и творения, образ Царства Божия. Считать, что для священника не обязательно являть этот образ – значит подрывать сам смысл его служения. Священник – это образ верным, а не человек, оказывающий обрядовые услуги.

Иногда люди выдвигают поистине странный довод, что разводы бывают везде, в священнической среде тоже, поэтому давайте это примем и легализуем.

Быть христианином – значит находиться в завете со Христом, завете, который предполагает обязательство соблюдать заповеди Христовы.

При этом христианин может жалким образом проваливаться – но чего он точно не может, так это признать свой грех нормой, чем-то приемлемым. Нормализация греха выводит его за пределы завета. Нельзя быть христианином и отвергать заповеди Божии.

Как и на уровне Церкви в целом – мы должны провозглашать заповеди Божии и прилагать усилия к тому, чтобы им следовать. К чему ведет процесс либерализации, пересмотра высоких требований Евангелия, чтобы приспособиться к миру, мы уже видим на примере ряда протестантских общин.

Евангелие предлагает нам прощение, но не позволение – падая, мы должны оплакивать наши падения, искать Божьего прощения и благодати, чтобы привести нашу жизнь в порядок. Чего нам нельзя делать – так это возводить наши падения в каноническую норму.

Радонеж.Ru

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/vtorobrachie-svyashhennikov-a-esli-ehto-lyubov

Отменит ли папа Франциск запрет на брак для священников?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В индейских деревнях на Амазонке остро не хватает католических священников

Ватикан готов обсуждать идею рукоположения женатых католиков в священники — но только если речь идет об индейцах Южной Америки.

Будущее католической церкви в отдаленных регионах Бразилии, где жители джунглей видят священника порой не чаще раза в год, стало поводом созвать специальную ассамблею синода, посвященную Амазонии.

Амазонский синод продлится три недели: папа Франциск и 184 епископа из Южной Америки будут — как ожидается, горячо — обсуждать проблемы Амазонии в целом, в том числе вырубку дождевых лесов, которая, как утверждают ученые, вносит существенный вклад в глобальное потепление.

Рабочий документ синода похож на проект резолюции ООН: в повестке дня и миграция, и урбанизация, и экология, и — в части III — миссионерская роль католической церкви среди туземных народов региона.

Пункт об отмене целибата в документах синода привлек всеобщее внимание. Но предложение касается исключительных случаев: в туземных общинах предлагается назначать в служение более старших, авторитетных мужчин, предпочтительно из местных, — даже если они женаты.

Епископы из разных стран континента поддерживают такой выход из кадрового кризиса, с которым сталкивается католическая церковь. Священников в Амазонии остро не хватает — а ведь только священник имеет право совершить таинство причастия, которое является ключевой частью каждой мессы.

В 85% селений в регионе ежевоскресное причастие невозможно, а в некоторых священника видят всего раз в год.

«Папа Франциск, поскольку он сам из Латинской Америки, инстинктивно чувствует проблемы региона, — говорит профессор Центра католических исследований Грегори Райан. — Обеспокоенность тем, как мало священников в Амазонии, — действительно фундаментальная вещь, лежащая в основе [этих проблем]. Католики убеждены, что евхаристия — сердце жизни христианской общины».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Редкая деревня благословлена собственным священником. Чаще приходится ждать, пока он придет «в командировку» и совершит причастие

Споры о целибате

Единогласного одобрения для столь радикального предложения на синоде ожидать не стоит. Эту встречу епископов в Ватикане уже называют скандальной. В прессу просочилось высказывание немецкого кардинала Вальтера Брандмюллера, который сказал, что с Амазонского синода начнется саморазрушение Римской церкви.

В любом случае роль этого совещания лишь рекомендательная — окончательное решение примет папа.

Для многих целибат неотделим от служения Богу. Церковь учит, что священнослужитель состоит в союзе лишь с Богом и никакие мирские заботы, такие как жена и дети, не должны отвлекать его от служения.

«Прихожане чувствуют, что у священника всегда будет для них время, они не вторгнутся в его частную жизнь, когда придут к нему со своей проблемой», — говорит профессор Линда Вудхэд, специализирующаяся на социологии религии.

Есть и материальный аспект: священники и монахи получают денежное довольствие специально ради того, чтобы полностью посвящать себя работе в церкви. Если приход возглавит местный фермер с женой, детьми, домом и хозяйством, будет ли у него время на служение?

Противники «льгот» для католиков Амазонии опасаются, что либерализация пойдет дальше и папа Франциск вообще отменит обязательный целибат. Споры вызывает и такой пункт в повестке дня синода, как «определение служений, которые можно возложить на женщин».

Женатые священники уже есть

Несмотря на приверженность основной массы католического священства целибату, в их рядах уже есть женатые мужчины.

В этом десятилетии ряд англиканских священников (ветви христианства, формально возглавляемой британским монархом и действующей в Британии и бывших колониях по всему миру) обратились в католичество и перешли под эгиду Ватикана — в знак протеста против того, что англиканская церковь начала рукополагать женщин.

Англиканским пасторам жениться всегда дозволялось, и при переходе в католичество женатые священники, разумеется, не стали разводиться — и Ватикан этого не требовал.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-49952471

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь