Матрона московская — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Блаж. Матрона Московская |
Матрона Дмитриевна Никонова, Московская (1885 — 1952), блаженная
Память 23 февраля на обретение мощей, 19 апреля в день кончины, в Соборах Московских и Тульских святых
Родилась в конце октября или в начале ноября 1885 года [1] в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, была четвертым ребёнком в семье. Родители Наталья и Дмитрий сначала хотели оставить слепую дочь в детдоме, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий.
Уже в восьмилетнем возрасте в Матроне проявились дары духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Известны случаи когда девочка открывала близким их мысли, предсказала пожар. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней сходились посетители даже из других уездов и губерний, привозили лежачих больных, которых молитвы девочки поднимали на ноги. Через подношения благодарных, Матрона стала главной кормилицей семьи.
Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Санкт-Петербург, другие города и святые места России.
Известно предание о встрече Матронушки с праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Кронштадтском Андреевском соборе попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне.
Вот идет моя смена — восьмой столп России» [2].
В 16 лет у неё отнялись ноги.
После революции 1917 года Матрона и её подруга Лидия Янкова остались без крова и отправились искать работу и еду в городе.
В москве
около 1925 года матрона перебралась в москву, возможно, следуя за своими братьями. жила где придется — у друзей и знакомых, но не у своих братьев (младшие братья матроны иван 1883 г.р. и михаил 1885 г.р. [3]), так как оба были коммунистами.
жила матрона до войны на ульяновской улице у священника василия, мужа ее послушницы пелагеи, пока он был на свободе. затем на пятницкой улице, в сокольниках (в летней фанерной постройке), в вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у никитских ворот, в петровско-разумовском, гостила у племянника в сергиевом посаде (загорске), в царицыно.
из 27 лет московской жизни девять, с 1941 по 1949 год, она жила на арбате, в староконюшенном переулке, д. 30, в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате у своей односельчанки евдокии михайловной ждановой (в девичестве носкова) и ее дочери зинаиды [4]. в 1950 году после ареста зинаиды владимировны ждановой матрона снова лишилась крова.
приют она нашла на подмосковной станции сходня, на улице курганной, дом 23, у дальних родственников прасковьи сергеевны и сергея сергеевича курочкиных [5].
нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. в ее житии описывается множество случаев исцелений и пророчеств. матрона предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.
скончалась 2 мая 1952 года. отпевание совершил прот. николай голубцов в московском храме ризоположения, что на донской улице. похоронена на даниловском кладбище в москве; могила стала местом неофициального паломничества.
святая праведная блаженная матрона московская |
почитание
В 1998 году на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). Теперь останки блаженной, почитаемые верующими как святые мощи, находятся на территории Покровского монастыря.
В 1999 году канонизована как местночтимая московская святая. 6 октября 2004 года была причислена к лику общецерковных святых определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. 16 июля 2013 года Священный Синод установил дополнительный день празднования памяти блаженной — 23 февраля, в память об обретении ее честных мощей [6].
15 февраля 2018 года Священный Синод Румынского Патриархата принял решение о включении блаженной Матроны Московской в месяцеслов Румынской Православной Церкви [7].
Соблазны
О жизни Матроны известно в том числе из книги Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Синодальная комиссия по канонизации святых отклонила книгу Ждановой в качестве источника для канонизации Матроны, но не рассматривала вопрос о том, соответствует ли действительности написанное в книге. Между тем, в этой книге много неправославных мест, наполненных языческим суеверием, либо искаженным пониманием святости. Некоторые примеры:
- «Умру, ходите ко мне на могилку, я всегда там буду, не ищите никого другого. Не ищите никого, иначе обманетесь».
- «Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег».
- «Одну больную привезли, порченая была. Матрона ей рукой по голове водит, другой рукой крестит, а сама читает. Больную вырвало в таз — враг вышел, ящерица с рожками, и кружит по тазу. Мать плеснула в таз кипятку — ящерица сдохла, она ее в туалет спустила. А Матрона потом сказала: „Надо было ее посадить в баночку и закрыть крышечкой — ведьма бы сама и пришла“».
Книга была подвергнута справедливой критике диаконом Андреем Кураевым («Оккультизм в Православии»).
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну,/ земли́ Ту́льския процвете́ние и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние,/ восхва́лим дне́сь, ве́рнии. Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши,/ све́том Христо́вым просвети́ся/ и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся./ Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши,/ ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т// и мо́лится о душа́х на́ших.
Ин тропарь, глас 4 [8]
Земли́ Ту́льския прозябе́ние,/ гра́да Москвы́ ангелоподо́бная вои́тельнице,/ блаже́нная ста́рице Матро́но,/ от рожде́ния в слепоте́ теле́сней до конца́ свои́х дне́й пребы́вшая,/ но от Бо́га ще́дро духо́вное зре́ние прия́вшая,/ прозорли́вице и моли́твеннице,/ наипа́че да́р исцеле́ния боле́зней стяжа́вшая./ Помога́й все́м с ве́рою к тебе́ притека́ющим и прося́щим/ в боле́знех душе́вных и теле́сных,// ра́досте на́ша.
Кондак, глас 7 [9]
К служе́нию Христо́ву от чре́ва ма́терня предъизбра́нная,/ пра́ведная Матро́но,/ стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи,/ тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши, Бо́гу угоди́ла еси́./ Те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя́:/ помози́ и на́м в любви́ Бо́жии пребыва́ти,// ста́рице блаже́нная.
Использованные материалы
[1] В ранних публикациях указывался год рождения 1881, однако он не подтверждается метрическими книгами. В кладбищенской книге была найдена запись от 4 мая 1952 года: «Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет». Месяцы были определены из предположения, что имя давалось по святкам. См. Иеромонах Иов (Гумеров). «Каков год рождения блаженной Матроны Московской?», страница портала Православие.RU, 25 сентября 2009 г. — http://www.pravoslavie.ru/32065.html.
[2] Цит. по «Блаженная Матрона Московская» // Православие.Ru — http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm
[3] Биография Матроны Себинской Московской. Из книги «Житие Блаженной старицы Матроны» // Сайт Себино. Родина блаженной Матроны Московской: http://www.sebino-matrona.ru/o-matrone/biografiya/
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12359.html
Село Себино — малая родина святой Матроны Московской | Святая Матрона Московская
Село Себино Кимовского района Тульской области
В Тульской области есть небольшое село, которое стало местом паломничества для многих православных верующих из городов России и стран ближнего зарубежья.
Себино, которое располагается в 11 километрах от Куликова Поля — это малая родина святой праведной Матроны Московской. Именно здесь в многодетной семье в 1881 году родилась Матрона Дмитриевна Никонова. Как повествует житие, ещё в юном возрасте она принимала паломников в сельском доме родителей, до переезда в Москву (в 1925 году). От этого местные жители называют святую старицу «Матроной Себинской».
В Себино до конца своих дней жили родители Матроны. К сожалению, места их захоронения на кладбище не уцелели и точного их расположения жители не знают. Также не сохранился дом, в котором родилась Матронушка, но известно место, где он располагался. Сейчас здесь установлен памятный камень.
Несколько лет назад силами местных и областных властей село Себино стало преображаться и благоустраиваться. Здесь был создан музейный комплекс, который стал местом притяжения для паломников из многих городов. Ежегодно село посещают тысячи православных веруюших, чтобы помолиться и набраться духовных сил. Населенный пункт имеет целый ряд достопримечательностей, которые привлекают туристов.
Храм и музей Матроны села Себино Тульской области
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Себино
В Себино находится храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Матроны Московской, который является архитектурной и духовной доминантой села. Он был построен в период с 1890 по 1892 гг. Храм был освящен в 1892 году и переосвящен 22 ноября 2003 г.
В церкви хранится икона с частицей мощей святой Матроны Московской, подаренная святейшим патриархом Алексием II, а также частица гроба блаженной Матроны. За алтарной частью находится могила отца Василия (Троицкого), который крестил будущую великую святую. В храме сохранилась купель, в которой её крестили.
Храм является памятником архитектуры конца XIX века и охраняется государством.
Матронушка была прихожанкой Успенской церкви и всегда посещала службы, когда имела способность ходить. Она буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила её в храме.
У нее было свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время богослужений. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Это церковное сооружение красиво не только снаружи, но и внутри.
Успенский храм с. Себино открыт ежедневно. Часы работы: с 8:00 до 20:00. Купель с 9:00 до 17:00. Настоятель – иерей Алексий Лысиков.
Музей Матроны Московской в с. Себино Тульской обл.
Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Сейчас приблизительно на этом месте располагается музей Матроны Московской, который был построен в Себино недавно. В музее собраны более ста экспонатов, воссоздающих крестьянский быт того времени. Это материалы по истории Себино, жизнеописание святой, коллекция иконописи, предметы народного искусства XIX века (крестьянские рушники, паневы, рубашки, прялки, плетеные короба, сундуки, шкафы и др.).
Как отметил игумен Агафангел (Болдин), для епархии и для верующих этот музей имеет большое значение. «Ставить часовни или поклонные кресты возле места жизни святого — это наша древняя духовная традиция. А в данном случае построен музей, где воссоздан весь быт жизни блаженной. Святая Матрона являет нам всем пример — где бы и в каких условиях ни жил человек, был бы он полностью здоров или имел врожденные недуги, он может прославить Бога всей своей жизнью», — отметил игумен Агафангел.
Музей Матроны Московской в селе Себино Тульской области работает с 9 до 17 часов без перерыва. Выходной день — вторник.
Достопримечательности села Себино — родины Матроны
Памятник святой Матроне Московской в с. Себино
В Себино установлены два памятника Матроне Московской. Один расположен в ротонде, а другой отдельно на улице, рядом с музеем. В дни приезда паломников они всегда утопают в цветах. Чуть дальше располагаются купели, в которых паломники могут окунуться.
Закрытые купели представляют собой рубленое здание с двумя отделениями и раздевалками. На внешних стенах расположены фотографии храма Успения Пресвятой Богородицы и Матроны, её наставления, как надо омываться святой водой. Купели наполнены водой из источника, находящегося в колодце на глубине более 4-х метров и постоянно подпитывающегося родником. Над источником построена ротонда из белого камня, увенчанная куполом с позолоченным крестом.
Кроме того, в селе Себино установлен величественный поклонный крест. А у поворота на Себино — Устье стоит знак с иконой праведницы. Территория музейного комплекса благоустроена. Здесь высажены 400 кустов спиреи и лапчатника, плакучие и серебристые ивы.
В Себино регулярно приезжают паломники из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Только за два года со дня открытия музея на родине Матроны побывали около 100 тысяч человек. Особенно здесь многолюдно в дни памяти Матронушки (2 мая, 22 ноября и 8 марта). Музейный комплекс постоянно развивается, а село благоустраивается.
Источник: http://svyatmatrona.ru/selo-sebino-malaya-rodina-svyatoj-matrony-moskovskoj/
Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается»
Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!
Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г
Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.
Рака с мощами святой Матроны
Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»
В Покровском монастыре
Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу.
Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще».
А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.
Слепая девочка. Святая Матрона Московская
Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют.
А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.
Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи.
Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен.
Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала
Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни.
Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого.
Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.
Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.
Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.
Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».
Дар святой Матроны Московской
На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.
В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала.
Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу.
В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.
К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает».
Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные.
Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.
Молитва и Акафист Матроне Московской
От Арбата – до Посада
Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами.
Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву.
С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.
До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.
Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.
Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».
С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.
А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.
Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».
Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.
И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения.
Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой.
Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.
В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей.
Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.
Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:
1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).
2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).
Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона.
Источник: https://www.pravmir.ru/matrona-moskovskaya/