История русских царей
Годы жизни ? – 969
Годы правления 945–966
Княгиня Ольга – жена князя Игоря – по обычаю того времени жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа. Предания повествуют, что после убийства Игоря древляне выбрали лучших мужей и отправили их к Ольге с предложением выйти ей замуж за их князя Мала. Первая делегация послов была сброшена по приказанию Ольги вместе с ладьей в яму и засыпана землей. Вторая делегация была сожжена в бане.
Собрав поход против древлян, княгиня Ольга появилась у города Искоростеня и, справив тризну (поминки) по мужу, приказала уничтожить его жителей. Затем началась долгая, длившаяся почти год, осада Искоростеня.
Только хитростью Ольге удалось уничтожить город. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли весь город.
https://www.youtube.com/watch?v=1-MrNoioqN0
После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.
Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая девушка из города Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Но возможно, что Ольга – дочь князя Олега, и имя свое приняла в его честь.
После смерти мужа княгиня Ольга правила княжеством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. В этом ей помогали двое воевод: Асмуд и Свенельд. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов ее сына Святослава.
Княгиня Ольга
Особую страницу вписала Ольга в историю христианства на Руси. Она была первой на Руси княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.
Император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. В крещении Ольга приняла имя Елена в честь матери императора Константина.
Вернувшись в Киев, Ольга хотела обратить в христианскую веру своего сына Святослава, но Святослав боялся показаться смешным пред своими дружинниками-язычниками и отказался от крещения.
За годы княжения Ольги расширились международные связи Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором Оттоном I.
В характере Ольги сочетались незаурядный ум и энергия, какие бывают у выдающихся государственных деятелей. Так что не случайно предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь – Святой, а история – Мудрой. Умерла княгиня Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческие поминки. Русская православная церковь впоследствии причислила Ольгу к лику Святых.
Легенда о крещении Ольги
По легенде Ольга в 955 году отправилась в Царьград. Увидел царь греческий Ольгу и подивился красоте ее и разуму, и захотел взять ее в жены.
Царь сделал Ольге предложение выйти за него замуж, на что та ответила:
– Я – язычница. Не подобает греческому православному царю иметь в женах язычницу. Впрочем, я хочу креститься, но при условии, что ты, царь, будешь моим крестным отцом.
Царь с патриархом крестили Ольгу. Затем царь стал наставлять княгиню, как молиться, как пост соблюдать, как милостыню творить. Научив ее всему, царь спросил:
– Так на какое время назначить нашу свадьбу?
– Царь, разве я теперь смогу быть твоей женой? – удивленно ответила Ольга. – Ты же сам с патриархом крестил меня и назвал меня крестной дочерью. Ты же сам преподавал мне законы христианские, по которым нельзя крестной дочери выходить замуж за крестного отца! Или для тебя вера христианская с ее законами не действительны? Какой ты после этого царь христианский?
– Перехитрила ты меня, Ольга, быть по-твоему, – огорченно ответил греческий царь и отпустил Ольгу домой, надарив ей много разных подарков, драгоценных тканей, золота и серебра.
Источник: http://redstory.ru/education/istomin/05.html
Ольга Мудрая
Ольга Мудрая. Рисунок В.П. Верещагина.
Ольга (Ольга Псковская) ум. 969 — вел. княгиня киевская. По легендарным сведениям, происходила «от простых людей». Была взята в жены Игорем и стала матерью Святослава Игоревича. В 945, после убийства древлянами князя Игоря, жестоко отомстила восставшим.
Была правительницей гос-ва при малолетнем Святославе и во время его бесконечных походов. Ольга Псковская установила размеры дани с подданных и устроила погосты (административные центры). В 955 посетила Константинополь, где крестилась, получив христианское имя Елена.
Канонизирована рус. церковью.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Ольга Мудрая (? -969) — киев. княгиня, жена киев. кн. Игоря Рюриковича. По В.Н. Татищеву, происходила «из рода Гостомыслова». После убийства мужа древлянами (945), согласно летописному преданию, взяла управление гос-вом в свои руки в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе. В том же году начала войну с древлянами, которая длилась ок. года.
В 946 с больший трудом добилась их капитуляции, и результате которой были сохранены и древлянск. города, и жизнь многих их обитателей. Затем совершила поездку в Новг. землю, где по дороге устанавливала на реках Мете и Луге уроки и дани. После этого Ольга побывала в Константинополе, где её дважды принимал имп. Константин Багрянородный и где, по-видимому, приняла православ. крещение под именем Елены.
Неудачно пыталась распространить христианство, но приглашенные ею из Германии миссионеры были изгнаны из Руси (96.!). Ольга значительно расширила земельные владения Киев. великокияж. дома. В 955 (или 957) посетила с посольством Константинополь, где привяла христианство. Продолжала управлять гос-вом и после возмужания сына, который находился всё время в походах. В его отсутствие (968) руководила защитой Киева от печенегов.
В конце жизни исповедовала христианство «тайне, поскольку её сын Святослав относился к нему враждебно. Канонизирована рус. православ. церковью.
Использованы материалы из кн.:
Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.
Княгиня Ольга, жена князя Игоря. (см. генеалогическую таблицу) В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.
Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого (Плескова) — то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.
За долгие годы правления Ольга заслужила звание мудрейшей из людей. Одной из первых на Руси она приняла христианство. Ольга крестилась в Константинополе в 955 или 957 году. Несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа.
Начало правления Ольги омрачнено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.
Одно из главных деяний княгини Ольги — установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Ею введены уставы и уроки, то есть постоянные величины налогов. С. М. Соловьев считает, что следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях, а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.
Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.
Материал с сайта
ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
ОЛЬГА (Вольга, Прекраса, вкрещении — Елена) (ок. 894 — 11.07.969), великаярусская княгиня. Жена вел. русского кн. ИгоряРюриковича. Относительно происхождения кн.Ольги существует несколько летописных версий.Одни авторы называют ее уроженкой Плескова(Пскова), другие — Изборска.
Одни заявляют, чтоона происходила из рода легендарного Гостомыслаи первоначально носила имя Прекраса, но былапереименована Олегом Вещим в свою честь,другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьисообщают, что она была простой крестьянкой,понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. Врукописном сборнике XV в.
имеется известие,согласно которому Ольга была болгарской княжнойиз города Плиски и приведена на Русь ОлегомВещим в качестве невесты для кн. Игоря.
В “Повести временных лет” под903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. ВУстюжском летописном своде говорится, что онастала женой Игоря в 10-летнем возрасте.Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имелвпоследствии и других жен, однако Ольгу чтилбольше иных за ее мудрость.
Из договора Игоря с Византиейвидно, что Ольга занимала в иерархическойструктуре Киевского государства третье позначению место — после великого кн. Игоря и егосына-наследника Святослава.
“Повесть временных лет”сообщает, что Ольга приняла христианство в 955 вовремя посещения Царьграда. Однако новейшиеисследования ученых, опирающиеся на иностранныеисточники, показывают, что это событие произошлозначительно раньше — в правление византийскогоимп. Романа I, который был свергнут сыновьями вдекабре 944.
После смерти мужа Ольгастановится верховной правительницей Руси. Онажестоко подавляет восстание древлян, устанавливаетразмеры податей с населения в ряде русскихрегионов, создает погосты, гдеостанавливаются сборщики даней. В 946 Ольгапосетила Царьград, проводила переговоры свизантийским имп. Константином VII Багрянородными получила от него в дар золотое блюдо,украшенное драгоценными камнями.
По возвращении на Русь Ольга внекоторых местах уничтожила языческие святилищаи воздвигла христианские храмы. В Киеве былсоздан деревянный Софийский собор. Тщетнопыталась Ольга склонить своего сына Святослава влоно христианства. Он не поддался на уговоры,хотя многие язычники из его окружения приняликрещение.
В 959 Ольга обратилась спросьбой к имп. Священной Римской империи ОттонуI Великому прислать на Русь миссионеров дляпроповеди христианства. Латинские проповедникиво главе с еп. Адальбертом, прибывшие на Русь в 962,были враждебно встречены местным населением:одни были убиты, другие бежали за пределы страны.После этих событий Ольга была отстраненаязычниками от верховной власти.
Летописцы сообщают, что Ольгепринадлежал замок Вышгород под Киевом, селаОльжичи и Будутино.
В 968, согласно “Повестивременных лет”, Ольга руководила защитой Киева,который осадили печенеги. В следующем году онаумерла и была похоронена по христианскому обрядусобственным священником. В XI в. ее каменный гробнаходился в киевской церкви Богородицы (Десятинной).
Православная Церковьканонизировала княгиню Ольгу, провозгласив еесвятой равноапостольной.
Память равноапостольной Ольгиотмечается 11/24 июля.
О.М. Рапов
Литература:
Глухов А.Г. «Предвозвестница христианской земле». Княгиня Ольга // Библиография. 1991.N 3;
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского». Рождение русской дипломатии. Л., 1986. С. 226-250.
Далее читайте:
«Повесть временных лет». Часть 1.
Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. Том 1 глава 6.
Ломоносов М.В. Древняя российская история. Глава 4. О княжении Ольгине.
Пашков С.В. Посольство княгини Ольги 959 года к германскому королю Оттону I. (Конкурс «Наследие предков — молодым»).
Источник: https://pravitelimira.ru/biograf/bio_o/olga.php
Княгиня Ольга
Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.
Портрет княгини Ольги
Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.
Детство и юность
Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.
Княгиня Ольга в молодости
Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.
Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
Княгиня Ольга
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Святая княгиня Ольга
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
Храм княгини Ольги в Киеве
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.
Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Личная жизнь
Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.
Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович
Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.
Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.
Смерть
Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.
Памятник княгине Ольге в Киеве
Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.
В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.
Память
- Ольгинская улица в Киеве
- Свято-Ольгинский собор в Киеве
Кино
- 1981 – балет «Ольга»
- 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
- 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
- 2006 – «Князь Владимир»
Литература
- 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
- 2002 – «Ольга, королева русов». Борис Васильев
- 2009 — «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
- 2015 — «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
- 2016 — «Властью единые». Олег Панус
Источник: https://24smi.org/celebrity/46760-kniaginia-olga.html
С днем ангела ольги — именины и поздравления с праздником
24 июля верующие восточного обряда чествуют равноапостольную Ольгу, княгиню Киевскую. День Ангела Ольги по церковному календарю отмечается в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги – 24 июля. Это день ее смерти.
Княгиня Ольга – жена, а впоследствии вдова великого князя Киевского Игоря. После его убийства восставшими древлянами в 945 году она так и не вышла больше замуж, зато приняла на себя управление государством до совершеннолетия своего сына Святослава. Согласно летописи, Ольга имела единственного сына Святослава Игоревича. После смерти мужа она стала регентшей при малолетнем сыне.
С деятельностью Ольги в развитии древнерусской государственности пришел новый этап. Именно Ольга ликвидировала племя древлян, “установила” другие русские земли, упорядочила и урегулировала сбор дани и организовала по всей стране княжеские погосты и стоянки.
Ее почитают как святую, так как именно она принесла христианство в Киевскую Русь. Сама Ольга приняла крещение в 954 году во время паломничества в Константинополь. Именно она стала воздвигать первые христианские храмы на Руси. К слову, своей главной достопримечательностью, Софийским собором, Киев обязан Ольге.
При крещении ее нарекли именем Елена: так как в то время имя Ольга было языческим, то ее крестили в честь матери императора Константина Елены.Вернувшись в Киев с иконами и дарами, Ольга начинает свое апостольское служение. Строится храм святителя Николая над могилой Аскольда, первого князя-христианина. Отправляясь по городам и весям с проповедью Слова Христова, она везде уничтожает языческие символы и воздвигает кресты.
Многие историки считают, что во многом благодаря примеру Ольги ее внук впоследствии избрал христианство как государственную религию Руси и крестил страну в 988 году.
Умерла княгиня Ольга в июле 969 года в Киеве. Ее похоронили по христианскому обычаю. Когда ее внук князь Владимир построил Десятинную церковь, останки княгини похоронили в ней.
Перед иконой святой Ольги молятся об утешении вдов и об укреплении новообращенных христиан. Святая княгиня стала первой русской правительницей-христианкой, поэтому ей молятся о распространении православной веры, об укреплении оборонной мощи страны.
Православная молитва княгине Ольге также помогает:
- уберечь и себя, и детей от беды,
- в удачном замужестве,
- в возвращении мужа в семью.
Особое покровительство святой получают матери сыновей и вдовы.
Икона святой Ольги способна защитить ваше жилище от злоумышленников и людей с нечистыми помыслами. Кроме того, именную икону также необходимо иметь дома всем женщинам, носящим это имя.
Святая Ольга: молитва
О помощи
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице.
К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
***
Об исцелении
О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего.
Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех.
Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
***
О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Именины Ольги: поздравления
Дорогая Оленька, поздравляю тебя с праздником! Пусть в твоей жизни найдется ключ от сундука, в котором спрятаны исполнения твоих самых заветных желаний. И пусть этот ключ сам окажется в твоих руках именно тогда, когда это нужно тебе больше всего. Будь счастлива!
***
Прекрасная Оленька, я тебя сердечно поздравляю и пожелать хочу приятных подарков и цветов без повода, жизненных сюрпризов и верного счастья, светлой удачи на твоем пути и бравых успехов, неотразимой красоты и доброго величия души.
***
Ольга, поздравляю тебя с праздником! Желаю море позитива и радости. Красоты, добра, любви, надежд, смеха, веселья и замечательных впечатлений. Будь прекрасна во всем, любима всей душой и счастлива ежеминутно. Пусть исполняются твои мечты, делая тебя все больше довольной!
Источник: https://vesti.ua/poleznoe/296575-den-olhi-kakoj-sehodnja-prazdnik
Киевская княгиня Ольга. Ее история, крещение и как это повлияло на будущее народа
Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какой была эта женщина?
Н. А. Бруни Святая великая княгиня Ольга
Происхождение княгини Ольги
Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.
«И управляла княгиня Ольга не как женщина, но как сильный и разумный муж»
В летописных свидетельствах о княгине Ольге (890-969) немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.
После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане.
Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю.
Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Сергий Круглов, русский поэт, публицист, православный священник:
«И как к этому ко всему относиться? Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира.
Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.
А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь.
Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности.
Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании.
Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом».
Создательница государствености Руси
Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век
После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов.
И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.
При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».
Русь росла, а христианство укреплялось
Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве
Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.
В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.
Она учила своих внуков и весь народ христианской вере
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына.
Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 11 июля 969 года княгиня Ольга отошла в мир иной.
Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.
Фото на обложке: «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915
INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/history/6351-kievskaya-knyaginya-olga-ee-istoriya-kreshhenie-i-kak-eto-povliyalo-na-budushhee-naroda
Княгиня Ольга – краткая биография — Русская историческая библиотека
статьи Правление княгини Ольги, Ольга, княгиня, Князь Игорь Киевский, Князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Деятельность первых киевских князей
Краткая биография княгини Ольга изложена в нашей статье по материалам древнерусских летописей.
Княгиня Ольга и древляне
После убийства древлянами князя Игоря Рюриковича (945 г.) положение Руси было опасно. Сын Игоря, Святослав, был еще ребенком, а к мятежу древлян могли присоединиться и другие недовольные племена; степные соседи – печенеги тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга, мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.
Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:
– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.
Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.
– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.
Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:
– Хороша ли вам честь?
– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.
Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни
Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».
Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».
Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.
– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.
– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.
Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.
– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!
Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:
– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!
Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание.
Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих.
Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.
Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.
Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.
Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.
Княгиня Ольга в Константинополе
Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.
Со времен Аскольда и Дира, как говорит предание, христианство стало понемногу распространяться среди полян. Руссы давно уже сносились с греками, часто ездили в Царьград (Константинополь) для торговли и там могли познакомиться с христианской верой.
Великолепие греческих храмов и торжественность богослужения возбуждали у них удивление. При князе Игоре и в Киеве была уже христианская церковь Святого Ильи; было несколько христиан и в дружине, стало быть, с той поры русские могли и у себя дома узнать, в чем состоит христианская вера.
Нетрудно было княгине Ольге при ее уме понять, насколько эта вера выше языческой.
Княгиня Ольга. В. Васнецов, 1885-1893
В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь; она хотела принять крещение от самого патриарха. Когда русская княгиня прибыла в Царьград, здесь пришлось ей в гавани довольно долго ждать доступа к императорскому дворцу.
При константинопольском дворе долго обдумывали, как бы устроить Ольге торжественный прием так, чтобы и достоинства императора не унизить, и высокую гостью не обидеть: придворным церемониям византийцы придавали слишком большое значение.
Наконец после разных проволочек и выполнения всяких придворных обычаев и обрядов княгиня Ольга была допущена в царский дворец Константинополя и удостоилась видеть императора и императрицу.
Император сидел на великолепном золотом троне в одежде, сияющей драгоценными камнями, около него стояли знатнейшие вельможи в пышных нарядах. Затем длинным рядом богатых покоев повели Ольгу к императрице. В огромной палате, которая роскошно была отделана мрамором, блистала позолотой и драгоценными материями, находилось возвышение, покрытое пурпуровой тканью.
На нем стоял золотой трон, на котором сидела императрица; подле нее также на золотом троне сидела ее невестка. Около них стояли царедворцы и придворные женщины в известном порядке, смотря по знатности. Один из сановников от имени императрицы приветствовал русскую княгиню, после чего Ольга и сопровождавшие ее русские боярыни были отведены в особый покой для отдыха.
Затем в Константинополе последовал торжественный обед. Когда ввели русских в палату, где был приготовлен стол, все сделали очень низкий поклон императору и императрице. Но княгиня Ольга только слегка наклонила голову. Императрица и ее невестка сидели за особым столом на возвышении, русской княгине пришлось сидеть с придворными женщинами.
Во время обеда певчие пели хвалебные песни в честь императорского дома, играла музыка, а придворные плясуны тешили всех своей ловкой, искусной пляской. После обеда императорское семейство с Ольгой перешло в другой покой, где приготовлены были разные сласти на блюдах, украшенных драгоценными камнями. Русской княгине и окружавшим ее русским боярыням были поднесены в подарок по нескольку десятков червонцев.
Тогда было в обычае обмениваться подарками. Княгиня Ольга привезла в Константинополь императорской семье много драгоценных мехов.
Немало, конечно, дивились русские спутники Ольги богатствам и великолепию императорского дворца и роскошного Константинополя. Какая разница между тем, к чему привыкли они у себя в Киеве, и тем, что они увидели здесь! Там – жалкие деревянные лачуги, плетенные из ветвей изгороди, бревенчатые городские стены; в Константинополе – громадные роскошные дворцы, великолепные храмы с позолоченными сияющими главами, крепкие и красивые городские стены с бойницами и сторожевыми башнями.
Крещение княгини Ольги
Константинопольский патриарх, по словам нашего летописца, сам совершал обряд святого крещения, а император Константин Багрянородный был крестным отцом княгини Ольги. Нарекли ее при крещении Еленой в честь матери Константина Великого.
Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии «Святая Русь» С. Кириллова, 1993
Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.
По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.
– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.
– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..
– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.
Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.
Источник: http://rushist.com/index.php/russia-children/2566-knyaginya-olga-kratkaya-biografiya
Княгиня Ольга и крещение Руси. В каком году княгиня Ольга приняла христианство?
- 24 Августа, 2019
- События
- Ольга Стрелкова
Согласно хронологии, указанной в летописях, современные историки считают, что крещение Руси относится к 988 году. Эта дата рассматривается и как начало церковной истории в России. Заслуга в осуществлении этого деяния принадлежит Владимиру Красно Солнышко. Но очень часто мы слышим о связи крещения Руси князем Владимиром с княгиней Ольгой, которая приходилась ему бабкой.
Несмотря на то что в начале своего княжения упомянутый правитель был язычником, его семья имела отношение к христианской религии. Так, его мать, супруга князя Святослава, которую звали Малуша, была крещена вместе с Ольгой в Константинополе. Таким образом, у события, сыгравшего огромную роль в истории русского государства, была подготовленная почва. Подробно о предпосылках крещения Владимиром Руси и княгине Ольге, ее роли в подготовке к принятию христианства будет рассказано в статье.
Первая святая на Руси
Прежде чем разобраться, как связано крещение Руси князем Владимиром с Ольгой, его бабкой, рассмотрим некоторые факты из ее биографии. Она правила русичами в продолжение 15 лет. В этот период она предприняла ряд реформ, которые укрепили государство. Христианкой княгиня стала еще до 988 года и почитается как первая русская святая.
В летописях можно встретить немало связанных с ней загадок и хронологических разночтений, но большинство имеющихся там фактов позволяет говорить об их исторической достоверности. Ольга родилась недалеко от Пскова, но в каком году – неизвестно. Впервые она упоминается в рассказе о ее вступлении в брак с Игорем, киевским князем.
После этого о ней говорится в русско-византийском договоре, относящемся к 944 году. Через год Игорь погиб, будучи убитым древлянами, и Ольга стала править Русью. Ей подчинилась дружина мужа, признав представительницей трехлетнего Святослава, законного престолонаследника. При этом Ольга жестоко отомстила древлянам, предприняв против них военный поход.
Правление княгини
Разбираясь в вопросе об отношении княгини Ольги к крещению Руси, нужно отметить, что в летописях много рассказывается о том, что она неустанно находилась в «хождениях» по русским землям. Она занималась построением политической и хозяйственной жизни в государстве. Среди ее достижений отмечаются:
- Укрепление власти Киевского князя.
- Усовершенствование системы взимания налогов.
- Централизация управления при помощи системы погостов.
Погосты в то время являлись на Руси административно-территориальными единицами, они ассоциировались с местом, где останавливался князь с дружиной во время сбора дани. Оно называлось погостьем, своего рода постоялым двором, образовавшись от слов «гость», «гостить». Позднее в эти единицы стали входить несколько населенных пунктов, а еще так называли центры этих поселений. С распространением христианства в них стали строиться церкви.
Что сказано в житии?
Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.
Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.
Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.
Предпосылки крещения Руси
Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно — народ поклонялся разнообразным языческим богам.
В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.
Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства.
А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере.
С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.
Взгляд в сторону Византии
Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.
Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.
Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.
Крещена именем Елена
Предварительно определившись со взглядом на крещение Руси, Ольга снарядила большой флот и отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси.
Рассматривая вопрос о том, в каком году Ольга приняла христианство, нужно сказать, что однозначного ответа на него пока нет. Если ориентироваться на «Повесть временных лет», то там это событие относится к 955 году, и говорится, что оно свершилось в Константинополе.
При этом отмечается, что ее лично окрестил император Константин VII вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ее нарекли Еленой – так же, как и царицу, мать императора Константина I, жившую в 3-4-м веках.
Она прославилась благодаря деятельности, связанной с распространением христианства и проведением раскопок в Иерусалиме, в процессе которых были обретены реликвии, связанные со Страстями Господними. Рядом церквей Елена почитается как равноапостольная святая.
Отвергла притязания императора
И в этой летописи, и в житии обстоятельства крещения украшены историей о том, что мудрой Ольге удалось перехитрить византийского правителя. Он был поражен ее мудростью и красотой и захотел взять ее в жены. Но она отмела его притязания, сказав, что она язычница и христианину не подобает свататься к ней.
Тогда царь с патриархом и окрестили ее. И император вновь приступил к обхаживанию княгини. Но правительница Руси не преминула заметить, что она крестная дочь царя, а христианские каноны не допускают подобных браков.
Правитель Византии щедро наградил ее и с миром отпустил домой. Рассказ, изложенный в ПВЛ, ассоциируется с историей о визите к Соломону царицы Савской, он проникнут библейским символизмом. И по этой причине специалисты считают, что его сложно назвать аутентичным.
Что известно из сочинения «О церемониях»?
Продолжая рассуждение о том, в каком году княгиня Ольга приняла христианство, следует рассмотреть и сведения из византийских источников. Одним из них является сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Багрянородного.
Там говорится лишь о единственном посещении Ольгой Константинополя, оно описано довольно подробно, но при этом отсутствует указание на год, в котором произошло данное событие. Но император обозначил две даты официальных приемов. Первая из них – 9 сентября, среда, – в честь прибытия княгини, а вторая – 18 октября, воскресенье. Такое сочетание наблюдалось в 946 и 957 годах.
В этом источнике повествуется о длительном пребывании княгини в византийской столице. При описании приема упоминаются два василевса – Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.
То, что говорится о присутствии на церемонии детей Романа, который родился в 938 году, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым вариантом ответа на вопрос, в каком году Ольга приняла христианство. Эта версия рассматривается историками в качестве достоверной и на сегодняшний день является общепринятой.
Что сообщает Продолжатель Регино Прюмского?
Однако вопросы на этом не заканчиваются. Константин VII нигде не говорит о том, что Ольга была крещена, и не разъясняет цели ее приезда. Среди сопровождающих правительницы Руси называется священник по имени Григорий. Основываясь на этом, некоторые из историков высказывают предположение о том, что во время приезда в Константинополь княгиня уже приняла христианство. Тогда в связи с чем император называет ее языческим именем?
О крещении в византийской столице говорится и у Продолжателя трудов Регино Прюмского, автора «Всемирной хроники» 10-го века. Там упоминается имя императора Романа II, что наводит на мысль о 957 годе. Свидетельство этого автора считают достоверным, так как историками предполагается, что за этим именем скрывается епископ Адальберт Магдебургский, который находился во главе неудачной миссии в Киев в 961 году и имел сведения из первых рук.
Что сказано у Иоанна Скилицы?
Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.
Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.
Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.
Апостольский подвиг княгини Ольги
В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.
Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.
В последние годы
В конце жизни Ольга пережила немало скорбей. Сын препятствовал ее попыткам утверждать на Руси христианство. Она учила вере его детей, своих внуков, но крестить их не решалась, боясь гнева князя. Чтобы не вызывать вспышки антихристианских настроений, Ольге приходилось держать при себе священника тайно.
Княгиня ушла из жизни в 969 году. А через 19 лет семена, которые были посеяны ею, дали благодатные всходы. Князь Владимир принес на Русь христианскую веру. Таким образом, хотя к официальной дате крещения Руси Ольга не имеет непосредственного отношения, она стояла у самых истоков этого события.
Источник: https://switki.ru/477025a-knyaginya-olga-i-kreschenie-rusi-v-kakom-godu-knyaginya-olga-prinyala-hristianstvo