Сколько атеистов в Беларуси

Сорокоуст

Сорок является для христианского учения очень важным, знаковым числом. Как пишет иеромонах Иов (Гумеров), число сорок символизирует завершенность, полноту. Многократно встречается оно в Священном Писании (как в Ветхом, так и в Новом Завете).

Сорок лет народ израильский скитался по пустыне, прежде чем обрести землю обетованную. Сорок дней длился всемирный потоп. Иаков женился на Ревекке, когда ему исполнилось сорок. Царь Давид и царь Соломон правили Израильским царством по сорок лет. Сорок дней пророк Илия шел к горе Хорива.

Cорок локтей — это ширина передней части Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном.

Что касается Нового Завета, то здесь следует вспомнить пребывание Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней. Столько же дней Он оставался на земле после Воскресения, прежде чем вознестись к Отцу Своему. Эти и многие здесь не названные примеры говорят о большом значении числа сорок в христианском учении и объясняют, почему именно сорокоуст является одной из самых важных форм молитвы о православных христианах.

Что такое сорокоуст?

Как свидетельствуют исторические источники[1], в прежние времена сорокоустом называлось поминовение усопшего на службе в сорока церквях в определенный (третий, девятый или сороковой) день после смерти. Сегодня в практике Православной Церкви понятие сорокоуст обозначает поминовение христианина в течение сорока дней (на сорока литургиях) священником во время проскомидии.

Следует подчеркнуть, что сорокоуст означает именно поминовение на сорока литургиях. То есть если богослужение происходит не каждый день, а с перерывами, то сорокоуст завершится не по истечении сорока дней, а по совершении 40 служб.

В связи с вышесказанным свои особенности будет иметь совершение сорокоуста, который закажут во время Великого поста. Как известно, Великим постом литургийное поминовение начинается только после Фоминой Недели (Антипасхи), поэтому сорокоуст завершится гораздо позже, чем по истечении сорока дней. Если в сороковой день после кончины христианина нет возможности совершить поминовение, церковный устав допускает частные требы или же поминовение в ближайший возможный день.

Очень важно отметить, что сорокоуст может совершаться как за усопших (о упокоении), так и за живых (о здравии).

Когда заказывают сорокоуст о здравии?

Сорокоуст о здравии можно заказать в любом православном храме. Во многих крупных приходских храмах и монастырях литургия совершается практически каждый день (не в постное время).

Понятие «здравие» означает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому заказывая сорокоуст о здравии наших близких, мы просим молиться не только об избавлении от физических болезней, но и о том, чтобы Бог наставил человека на правильный путь, помог ему справиться с духовными болезнями, заблуждениями, грехами.

За кого можно заказывать сорокоуст, а за кого нельзя?

Сорокоуст является сугубой молитвой о человеке: за него на сорока литургиях священник вынимает частичку из просфоры, делая поминаемого человека участником богослужения. Поэтому есть различные мнения среди священства — за кого можно заказывать сорокоуст, а за кого не следует.

Одни считают, что на сорокоуст можно подавать имена людей, которые являются не просто крещеными, но церковными — посещают храм, участвуют в таинствах. Однако есть мнение, что препятствовать кому-то заказать сорокоуст за своего близкого человека нельзя.

В любом случае Бог знает ситуацию каждого из нас, и любое благое намерение не останется у Него незамеченным.

Как и в случае с разовым поминовением на проскомидии, сорокоуст нельзя заказывать за некрещеных людей и иноверцев, за принципиальных атеистов (даже если они крещены в Православии), сектантов и еретиков, а также за открытых богохульников.

Когда заказывают сорокоуст об упокоении?

Сорокоуст очень часто заказывают об упокоении православного христианина. Отчасти это связано с представлением о том, что душа в течение 40 дней после смерти проходит небесные мытарства, где бывает подвергаема различным духовным испытаниям. И именно в этот период особой духовной войны она как никогда нуждается в молитвенной поддержке.

В православных воцерковленных семьях, одновременно с церковным поминовением, об усопшем молятся келейно (лично, во время домашней молитвы) его родственники. Обычно в течение сорока дней читаются отрывки из Псалтири. Чтение Псалтири можно также заказать в храме.

Следует отметить, что, хотя ассоциативно сорокоуст связывается с первыми сорока днями после смерти, заказать это поминовение усопшего можно и в другое время (например, спустя год или несколько лет). Православие говорит о том, что смерть не является концом нашего существования, но лишь переходом в другой, вечный мир.

Души наших близких, уже покинувших эту землю, постоянно нуждаются в наших молитвах, которые могут облегчить их посмертную участь. Поэтому, желая им спасения, мы можем регулярно вспоминать их имена во время домашнего правила, а также подавать записки в храме, чтобы молитва о наших любимых людях звучала и в алтаре.

Как и где можно заказать сорокоуст?

Чтобы заказать сорокоуст, не нужно никаких специальных приготовлений. Следует только прийти в любой православный храм, попросить в лавке специальный листок (обычно на нем присутствуют изображение черного креста и надпись «О упокоении»), вписать в него имя человека, о котором вы просите помолиться, и оставить пожертвование.

Несколько слов о формальной стороне вопроса: имена следует писать в родительном падеже, используя полную форму имени (например, Владимира, а не Вовы).

Очень часто верующие люди считают принципиальным заказывать сорокоуст и требы именно в монастырях. Желание человека, который хочет добра своим близким или же тяжело переживает потерю, можно понять. Монастыри действительно существуют для того, чтобы в них звучала молитва — за живых и мертвых.

Отправляясь в паломничество в какой-либо монастырь, православные люди, кроме посещения святынь, зачастую имеют целью подать требы за близких людей в святых, молитвенных местах. Нет никаких препятствий, чтобы не подавать записку лично, а попросить сделать это кого-то другого.

Часто паломники везут с собой и записки от других людей, которые из-за недостатка времени или иных причин не могут отправиться в длительные и дорогостоящие поездки.

Заказать сорокоуст через Интернет

Сегодняшний быстро развивающийся мир дает обществу новые способы передачи информации, и в том числе многие храмы и монастыри предлагают подавать записки через Интернет. До сих пор многие верующие относятся настороженно к такому подходу: людям тяжело бывает принять новые вещи, которые поначалу кажутся экзотичными или просто неправильными.

Однако нужно понимать смысл наших действий. Подать записку через Интернет — это всего лишь ускорить процесс передачи информации. Имена, которые мы напишем в электронном виде, будут распечатаны на бумаге, физически попадут в руки священника и, самое главное, будут прочитаны им во время проскомидии в алтаре — точно так же, как если бы мы написали их в монастырской лавке от руки.

В нашем монастыре также существует возможность подать записки онлайн. Это можно сделать, перейдя по ссылке и следуя простым указаниям.

[1] Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II.

Источник: https://obitel-minsk.ru/treby/sorokoust

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Такога няма нiдзе! 10 поводов удивиться в Гродно

В субботу, 23 марта, в Коложском парке Гродно состоится празднование 101-й годовщины провозглашения независимости Белорусской Народной Республики. Те, кто приедет по этому случаю в город на Немане (кстати, считавшийся в 1919 году столицей БНР), наверняка захотят прогуляться по его уникальному старинному центру. Мы же, в свою очередь, загодя снабдим таких путешественников несколькими фактами про Гродно, каждый из которых заставит не просто удивиться, а даже ахнуть!

1. Целых три монарших резиденции!

В городе, по велению короля Стефана Батория чуть было не ставшем в ХVI веке столицею всей Речи Посполитой, чудом сохранились до наших дней целых три (!) монаршие резиденции.

И если о двух замках – Старом, возведенном в 1398 году по приказу князя Витовта, и Новом, что стал местом отречения от престола, а затем и заточения нашего последнего короля – Станислава Августа Понятовского, многие слышали, то бывшая загородная резиденция монарха Станиславово – памятник архитектуры позднего барокко – не так сильно распиарена, хоть и давным-давно вошла в черту города.

Старый замок

Новый замок

Бывшая загородная резиденция Станислава Августа Понятовского

2. Первый железнодорожный вокзал

В Гродно было возведено первое на территории Беларуси строение железнодорожного вокзала. Произошло это в конце 1862 года, когда через город прошла ветка Петербурго-Варшавской «чыгунки». Спустя шесть лет деревянное пассажирское здание сменило капитальное каменное, больше походившее на дворец, — увы, в 1986-м его снесли, чтобы построить рядом новый вокзальный комплекс.

3. Самое старое деревянное здание Беларуси

Зато, к счастью, гродненцы смогли сохранить самое старое деревянное здание Беларуси, выполненное притом без единого гвоздя и металлических крепежей, – лямус.

По поводу возраста этой интересной постройки из массивных брусьев, некогда служившей общежитием для монахинь-бригиток, правда, существуют разногласия: одни говорят, что она появилась в ХVIII веке, другие – что никак не позже 1630 года

4. Резной алтарь костела Святого Франциска Ксаверия

Гродненская обитель иезуитов некогда считалась самой большой и богатой во всей Речи Посполитой. От созерцания главного резного алтаря монастырского костела Святого Франциска Ксаверия даже у атеистов захватывает дух. Он был создан в 1736–1738 гг. и охарактеризован современниками как «лес скульптур и колонн»; высота алтаря 21 метр – почти что 7 этажей!

Однако не меньше этого удивляет то, что восхитительный храм смог пережить лютые богоборческие времена. Когда власти приняли решение об экспроприации здания костела у епархии, в день приезда комиссии в святыню набилось столько людей, что комиссары просто не смогли войти внутрь.

В храме отключили электричество – и верующие перешли на свечи, а воздух для органа, как в старину, нагнетали вручную

5. Старейшие органы в Беларуси

К слову, об органах. За звание старейшего в Беларуси клавишно-духового инструмента спорят два храма – и оба гродненских: костел Обретения Святого Креста при монастыре ордена бернардинцев и костел Матери Божьей Ангельской при обители францисканцев. Оба органа выполнены в конце XVII – первой половине ХVIII вв.

Костел Обретения Святого Креста

Костел Матери Божьей Ангельской

6. Самые древние действующие часы в Европе

А вот на титул самых древних действующих часов не только в Гродно и Беларуси, но и, говорят, во всей Европе, претендуют механические часы, установленные в 1725 году в Северной башне иезуитского костела. Еще раньше они тикали на городской ратуше, разрушенной во время войны 1660–1665 гг. Так что, выходит, наш «гадзiннiк» старше лондонского Биг Бена минимум на две сотни лет!

7. Старейшая аптека

Опять же, благодаря иезуитам, в 1687 году в Гродно была основана аптека, а в 1709-м для нее построили специальное отдельное здание – впервые в Восточной Европе, где до этого аптечные уголки работали при монастырях и коллегиумах.

В 1880-х в гродненской аптеке трудился фармацевтом Михаил Войнич – будущий муж писательницы Этель Лилиан и прототип образа Артура, главного героя революционно-романтического романа «Овод».

8. Первая пешеходная улица

Еще одна «золотая медаль» в копилке Гродно: первая пешеходная улица, Советская, появилась именно в этом городе. И случилось такое задолго до моды на променады, захватившей большие и малые населенные пункты Беларуси в ХХI веке, – в 1972 году.

На этой улице, на месте нынешнего универмага, до революции стояла гостиница «Европа», в которой управляющим работал Карл Олеша – отец писателя Юрия Олеши (роман «Три толстяка»), детство которого прошло в городе над Неманом.

9. В Гродно жил создатель эсперанто

В Гродно в 1890-х жил и знаменитый создатель международного языка общения эсперанто (Esperanto) Людвиг Заменгоф. Здесь он открыл офтальмологический кабинет в доме по улице Полицейской – ныне Кирова.

Доктор Эсперанто, как называл себя Заменгоф, в то время был единственным врачом-окулистом в городе.

Однако переводы на только что придуманный язык, переписка с эсперантистами из разных стран отнимали слишком много времени – так что в итоге доходы от врачебной практики упали, и Заменгоф был вынужден покинуть Гродно.

10. Старинные гродненские некрополи

«Городами в городе» называют старинные гродненские некрополи, которых здесь три, и они расположены рядом друг с другом. Самое молодое – Воинское кладбище, основанное в 1880-х. Началом XIX века датированы первые захоронения на православном кладбище и 1790-ми годами – на католическом.

Последнее, к слову, считается третьим по значению некрополем после кладбища Росы в Вильне и Лычаковского во Львове на востоке бывшей Речи Посполитой.

Среди погребенных тут знаменитостей – писательница, номинант на Нобелевскую премию по литературе Элиза Ожешко и один из крупнейших архитекторов развитого барокко и классицизма Джузеппе Сакко.

Источник: https://planetabelarus.by/publications/takoga-nyama-nidze-10-povodov-udivitsya-v-grodno/

Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец

Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Будьте как дети библия

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность. Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

Патриаршее служение в праздник Успения Божией Матери

«Мерзость запустения»

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании. Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

Ресторан «Церковь» в здании бывшего лютеранского храма

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды.

Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Источник: http://teleskop-by.org/2018/03/30/uchenye-predrekayut-hristianstvu-v-kontinentalnoj-evrope-skoryj-konets/

Появилась петиция против петиции. Ее уже подписало 1500 человек

На сайте petitions.by появилась новая петиция: ее авторы собирают подписи против петиции «Против ЛГБТ-пропаганды среди детей и молодежи», которую подписало 55 тысяч православных, католиков и протестантов.

Почему сейчас собирают подписи в поддержку ЛГБТК+?

В новой петиции напоминают, что недавно христиане трех конфессий (православие, протестантизм и католицизм) собрали 55 тысяч подписей с просьбой запретить «пропаганду ценностей ЛГБТК+».

«Сбор подписей против ЛГБТ мы считаем несправедливым и противоречащим ценностям светского общества, – пишут авторы петиции. – Христиане и атеисты, а также все другие группы людей должны иметь равные права для выражения своего мнения и рассказа о своем жизненном опыте, и никакое мнение, не призывающее к дискриминации или насилию над другими, не может быть запрещено к распространению».

Чего боятся авторы петиции?

В петиции говорят, что о ЛГБТК-сообществе белорусские СМИ сейчас и так пишут крайне мало: «согласно мониторингу инициативы “Журналисты за толерантность”, в 2018 году всего лишь в 0,34% всех материалов упоминалась эта социальная группа, причем почти 60% данных текстов содержали язык вражды».

Кроме того, авторы обращения опасаются, что ограничение прав ЛГБТ станет первым шагом в клерикализации общества, из-за чего в будущем могут ограничить права и других групп «согласно догматам христианского вероучения».

«Если гомосексуальность и трансгендерность не принимается белорусским костелом, православной церковью и протестантскими конфессиями, это не значит, что подобное неприятие должно быть озвучено на законодательном уровне от имени всего белорусского общества», – пишут в петиции.

Есть и еще одна проблема: «В случае принятия такого закона подростки, которые осознают себя как ЛГБТ, будут изолированы от информации о себе, лишатся поддерживающих примеров, не смогут получить качественную психологическую помощь, будут более подвержены травле и суицидальным настроениям», – опасаются авторы.

Для чего подписывают обращение?

В обращении просят не принимать законодательных изменений, которые дискриминируют социальную группу ЛГБТ, и дать правовую оценку петиции о запрете «пропаганды ценностей ЛГБТК+».

На момент написания материала петицию подписали 1352 человека. Через 27 дней обращение отправится в Администрацию президента и Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Источник: https://citydog.by/post/zaden-petition-lgbt/

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется религия древних славян

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]