В чем грех Иуды

“Иуда” начинается с мелочей

В чем грех Иуды

Однажды Иисус взошел на гору и всю ночь молился. Ученики знали, что должно случиться что-то важное. Поутру Иисус спустился с горы и начал выбирать Себе апостолов. Из тех семидесяти учеников, которые у Него были, он решил выбрать двенадцать.

Представляю  трепет каждого, кто желал услышать свое имя. Последним из тех избранных был Иуда Искариот. Да, тот Иуда, которому была явлена благодать и честь быть учеником Господа, но который стал предателем.

Я не знаю в истории человечества более оскорбительного имени, чем Иуда-предатель.

Поговорим о том, с чего все началось, почему он упал, какие шаги привели его к падению. Моя проповедь называется «Как стать предателем?», а вы соответственно просмотрите свою жизнь, чтобы не стать предателем Иисуса.

Первое: нужно быть учеником Иисуса

Предателем может стать только очень близкий человек. Нам доверена великая благодать и милость быть учениками Иисуса. Да, это великая привилегия. Но это также великая ответственность, потому что мы стали гораздо ближе Ему.

Близкий человек – это тот, кто имеет власть прикоснуться к чему-то сокровенному, недоступному для другого. И потому способен нанести более глубокие раны, чем чужой человек.

Предателем может стать только очень близкий человек.

Второе – надо уметь молчать о своих слабостях

Прочтите Иоанна 12:6: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Иоан.12:6). В оригинальных  текстах слово «носил» переводится как «крал», «брал», причем  слово стоит  в императиве, то есть действие неоконченное.

Иуда не один раз взял из этого ящика, но брал постоянно. Для чего Иуда воровал? Какая у него была цель? Может, и были сомнения в том, что Иисус действительно является Богом. Он ходил с Ним, служил с Ним, но потихоньку откладывал деньги. А вдруг у Иисуса что-то пойдет не так? Тогда надо подготовиться к «отходу».

Если бы те люди, которых Библия называет героями веры, хоть на минуту подумали о запасных путях, они бы ничего не получили от Бога. Но они стали героями веры, потому что выбросили эту мысль (см. Евр.11:13-16).

Если мы думаем: «Господи, я даю Тебе шанс. Пять лет. Если дело пойдет лучше, тогда я буду идти с Тобой, а если нет, извини, я пойду обратно».

Именно Иуде Иисус доверил ящик с деньгами. Его считали надежным человеком. На вечере Господней перед Пасхой он сидел по правую сторону от Иисуса, на самом привилегированном месте. Но в это же самое время в нем росло семя греха.

Если бы те люди, которых Библия называет героями веры, хоть на минуту подумали о запасных путях, они бы ничего не получили от Бога.

Третье – надо уметь учить Учителя

Иуда пытался быть умнее самой правды, добрее самой доброты. Давайте вспомним историю, которая описана в Евангелии от Иоанна, 12 главе.

Когда пришла женщина с алавастровым сосудом и вылила на ноги Иисуса, Иуда посмотрел и сказал: «Иисус,  я не понимаю, почему Ты это делаешь? Вместо того, чтобы общаться со старейшинами и устанавливать Царство небесное, Ты общаешься с детьми, которые не могут принести никакой пользы Твоей политической карьере? Иисус, я не понимаю Тебя. Ты говоришь: раздайте все нищим, а тут такая трата! Алавастровый сосуд – целый год работы».

Иуда дошел до такого этапа, когда начал сомневаться – а прав ли Иисус? Можно ли Ему доверять? Если Он считает, что деньги, вырученные за алавастровый сосуд можно потратить на себя, то я считаю, что правильнее потратить это на нищих. Иуда возомнил, что он является более благодетельным для нищих, чем Иисус.

Иуда дошел до такого этапа, когда начал сомневаться – а прав ли Иисус? Можно ли Ему доверять?

Четвертое – надо уметь все оценивать

Иуда оценил Иисуса в 30 сребреников. 30 сребреников – это цена раба. Знаете, как Иисус ответил на эту оценку? Он согласился с ней. В ту ночь, когда Иуда договаривался со священниками предать Иисуса, Господь обвязался полотенцем и начал мыть ученикам  ноги.

Богословы говорят, что, если даже еврей был рабом по каким-то обстоятельствам, он мог по праву отказаться мыть ноги своему хозяину. Только раб-язычник был настолько унижен, что мыл ноги. Но Иисус согласился с этой оценкой,  взял полотенце и начал мыть ноги.  Вдобавок к этому Иисус оценил Иуду – он был достоин того, чтобы Бог умер за него.

Давайте вернемся к той ситуации – к вечере, которая записана в Евангелии от Иоанна в 13 главе. Когда Иисус сказал, что кто-то предаст Его, усомнились все. Шанс был у каждого. «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:26,27).

Вас не удивляет то, что никто не сказал: Иуда, неужели ты предашь? Почему они не догадались? Потому что дать кусок хлеба – это гораздо глубже и сильнее, чем просто передать пищу. Это что-то сокровенное, это как бы есть из одной тарелки. Иисус дал понять: «Ты видишь Мое отношение к тебе, Я люблю тебя. Я даю тебе этот кусок хлеба. Как ты ответишь на него? Предашь ты меня? Или останешься со мной?»  Решай скорей. Иуда не был человеком, предназначенным на предательство.

У него был выбор. Иисус ждал. «Он (Иуда – ред.), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь»(Иоан.13:30).

Иуда не был человеком, предназначенным на предательство. У него был выбор.

Пасха происходит при полнолунии, когда ночь является самой светлой. Но Иуда вышел, и автор пишет, что была ночь. Было темно в сердце Иуды, потому что он сделал свой выбор. Он пошел предавать Иисуса. Иисус же ушел с учениками в Гефсиманию.

И пришел Иуда с воинами. «Радуйся, Равви», – сказал Иуда своему учителю и поцеловал его. Ответ Иисуса: «Друг, для чего ты пришел?» (Матф.26:50). Иисус называет Иуду другом. Он не отрекается от Иуды, хотя тот сам отрекся от Него.

Возможно, Иуда думал: «Вот сейчас предам Иисуса, и Он явит Свою славу,  и мне апостолы скажут спасибо. А если не явит славу –  все поймут, что он шарлатан, и тогда тем более мне скажут спасибо». Иуда был обыкновенным человеком, который придумал себе аргументы, что все это делается на благо. Но его отличает от всех других людей, которые также падали, и от тех апостолов, которые также усомнились, то,  что он решил бежать от Иисуса до конца. И  это последний пункт.

Последнее – убежать от Иисуса безвозвратно

Иуда пытается убежать от Иисуса. Знаете, что его больше всего пугало? То, что однажды ему придется попасть в рай, где он встретится с Иисусом, которого предал. Есть одно место, где нет Бога, – ад. Иуда знал, что если он покончит жизнь самоубийством, то точно не попадет в рай. Он пошел и удавился.

Удивительная история, как Бог любил человека до конца. В то время, когда Иуда пошел вешаться, Иисус также висел на древе, чтобы спасти ему жизнь. Иисус так хотел встречи с ним! После смерти Иисус спустился в ад и оттуда воскрес. Я не знаю, встретились ли они там.

Удивителен и тот факт, что Иуда повесился на своей земле, на которую так долго копил деньги, из-за которой и предал Учителя.

В то время, когда Иуда пошел вешаться, Иисус также висел на древе, чтобы спасти ему жизнь.

Все начинается с мелочей

“Иуда” начинается не с великих грехов, “Иуда” начинается с мелочи, с каких-то слабостей. Война начинается не с пули, она начинается с зависти. Прелюбодеяние не начинается с постели, оно начинается со взгляда. Грех начинается с чего-то маленького. Каждый знает, что в ущелье, где течет река, скалы вырубаются маленькой струйкой воды. Одна клеточка, которая отделяется от всего организма и не хочет на него работать, вызывает смертельную болезнь – рак.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие ангелы

Написано: один грех – одна смерть. Лишь одно молчание Адама – и случилась самая великая катастрофа: Ева согрешила. Всего лишь  плод с дерева. Казалось бы, мелочь, но как много она может значить в нашей жизни.

“Иуда” начинается с мелочи, с каких-то слабостей. Война начинается не с пули, она начинается с зависти. Прелюбодеяние не начинается с постели, оно начинается со взгляда. Грех начинается с чего-то маленького.

Однажды мы с молодежью подсчитали наше время и сделали такую статистику. На сон человек тратит примерно 8 часов, 8 часов на работу или  учебу. Два часа на еду. Тридцать минут на уборку,  мытье посуды, стирку. 45 минут – зарядка, туалет. Два часа на дорогу. Один час ожидания – пробки, очереди.

15 минут – форс-мажорные обстоятельства: где-то забыли ключи, лифт ушел, еще что-нибудь. Если все эти цифры сложить, приблизительно  выходит 22 часа 30 минут – трата на самые необходимые вещи.

А где 90 минут? 90 минут мы просто живем, 90 минут на то, чтобы отдыхать, строить отношения, любить и быть любимым, чтобы стать счастливым, читать Библию, на то, чтобы любить Бога, чтобы слушать Его голос. 90 минут, 23 дня в году – так мало! Наша жизнь на самом деле гораздо меньше, чем мы можем себе представить.

Иногда нам кажется, что у нас столько времени и мы столько всего успеем. Но апостол предупреждает нас: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы»(Еф.5:15,16). Богу важно, как мы используем эти мелочи.

Как вы думаете, почему Бог вознес Еноха? Что сделал такого Ной, что Бог выделил его из всех людей? В Библии ничего об этом не говорится. Написано только, что они были праведны.  Знаете, почему ничего не написано? Потому что не было великих дел. Они жили с Богом, в мелочах ходили вместе с Ним, и они изменили мир. Великие дела были у Иуды, и он хорошо в них состоялся, не было промахов, но были промахи в мелочах. И это привело его к гибели. Да не будет этого с нами!

Виталий НАКУЛ, пастор молодежного служения церкви «Вифания»

Источник: http://xn--80adsby4b2e.xn--p1ai/2018/11/28/iuda-nachinaetsja-s-melochej/

Анатомия предательства

В чем грех Иуды

Протоиерей Константин Лисняк

Какие грехи порождает предательство? Как не стать иудой? Можно ли в духовной жизни ориентироваться на апостола Петра, ведь он тоже отрекался от Христа? Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, ответил на эти вопросы, размышляя над тем, как действует грех предательства.

Каждый день Страстной недели отмечен каким-то важным евангельским событием. Великая Среда — день особый. Мы постимся каждую среду на протяжении всего года, вспоминая Иудин грех — предательство Учителя одним из ближайших Его учеников.

Вспомним Евангелие

Священное Писание повествует о событиях того дня так. Господь был в одном из домов, где Его радушно приняли. Подошла грешная женщина, которая возлила Ему на ноги драгоценное миро и отёрла их своими волосами. Это вызвало недоумение и возмущение у учеников: к чему такая трата мира, которое стоило немалых денег? Ведь, как сказал Иуда, можно было раздать деньги нищим!

Как говорится, на воре и шапка горит. Иоанн Богослов — единственный из евангелистов, кто говорит прямо: Иуда был вор. Он носил ящик с пожертвованиями и, по всей видимости, брал оттуда деньги на свои нужды. Случай с драгоценным миром послужил толчком к тому, что Иуда пошёл к врагам Иисуса с целью предать Его. Те очень обрадовались и предложили ему в награду тридцать сребреников.

Иуда испытал, по всей видимости, некоторое разочарование. У некоторых святых отцов сказано, что он пошёл за Иисусом из тщеславия и чтобы подзаработать. Когда люди услышали проповедь о Евхаристии, многие отошли от Него, потому что не понимали сути сказанного, Иуда же остался при должности.

Не понимая истинного смысла миссии Спасителя, этот ученик надеялся, что Христос станет царём в Иерусалиме, а он будет при Нём. Так заблуждался не только Иуда — вспомним мать сынов Зеведеевых, Иоанна и Иакова. По пути Господа в Иерусалим на страдания она подошла и просила, чтобы её сыновья воссели справа и слева от Спасителя в Его Царствии.

Христос говорит: иду умирать, — а люди подходят и просят у Него должности. Так что даже избранные ученики не понимали Его слов о крестном страдании.

Иуда, когда услышал о том, что Иисус не будет воцарён, что Его отдадут «в руки человек грешных», понял, что поживиться ему будет нечем. Тогда он решил хотя бы на этом подзаработать.

Есть ещё версия, что Иуда, предавая Спасителя, надеялся, что Тот сможет сотворить какое-то чудо и избежать ареста и смертной казни. Он ведь столько чудес совершал, Иуда был им свидетелем на протяжении долгого времени.

Иначе как объяснить его последующий поступок? Услышав, что Иисус осуждён на смерть и будет казнён, он бросил деньги священникам под ноги, ушёл — и в отчаянии повесился.

Святые отцы о предательстве:

«Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу» (свт. Иоанн Златоуст).

«О, ослепление! Куда оно увлекло Иуду? Таково сребролюбие! Оно делает людей безумными и безрассудными» (свт. Иоанн Златоуст).

«Как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстью, если не будете прилагать непрестанного попечения» (свт. Иоанн Златоуст).

«От жадности процветает предательство, мошенничество, обман, клятвопреступление, беспокойство, насилие и жесткость сердца против сострадания» (свт. Григорий Двоеслов).

Не спешите осуждать Иуду

Святой Иустин (Попович) советует не спешить осуждать Иуду, потому что в душе каждого из нас есть его частичка. Предательство Иуды очень тесно связано с грехом сребролюбия. Апостол Павел пишет: « корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Это страшная духовная болезнь, которой, к сожалению, подвержено большое число людей.

Как определить, присущ ли тебе Иудин грех, в каком духовном состоянии ты находишься? Критериев три: любовь к деньгам, любовь к себе и высокое мнение о своих достоинствах. Всё это — явные признаки того, что душа наша больна и требует серьёзного лечения.

Страсть своеобразно действует в душе человека: от одного корня произрастает множество побегов. От сребролюбия возникает зависть, а завистливое око у человека, как правило, порождает «праведный» гнев, возмущение. В Евангелии ученики возмутились трате мира.

«Как это так? Такие деньги! Зачем?» В сегодняшнем обществе человек, страдающий грехом зависти и сребролюбия, часто обращает внимание на благополучие окружающих его людей — тех, у кого с достатком всё в порядке. Он знает, у кого какие дома, машины, драгоценности.

Всегда обратит внимание на обновку, особенности ремонта: «О, вы ремонт сделали! А где плитку брали? Это итальянская или немецкая?» Все эти странные вопросы рожаются от завистливого ока — духа Иуды.

По той же причине люди часто возмущаются тому, что христиане строят новые храмы.

Зачем такие огромные деньги? Вы лучше возьмите и сделайте ремонт в роддоме или больнице! По тарелке супа каждому нищему раздайте — хоть какая-то польза! Вспоминаются слова Спасителя: «Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14:8).

Люди не понимают элементарных причинно-следственных связей: не будет храмов — не будут рожать, и роддомы не будут нужны. Женщины пойдут на аборты, мужчины будут бросать своих жён. О нищих тоже некому будет заботиться.

Сколько ты стоишь?

Разновидностей предательства множество. Это блуд, прелюбодеяние, разводы, аборты. Есть и духовное прелюбодеяние — когда люди уходят в секты, занимаются астрологией, оккультизмом.

Трусость — тоже дочь предательства. Многие люди боятся признаться в том, что они христиане — причём даже в безобидной ситуации, например, своим коллегам на работе. Вспоминается в этой связи один реальный случай. Шёл верующий человек мимо храма, а навстречу ему прохожий.

Надо бы снять шапку, перекреститься, но как-то неудобно перед чужим человеком, и смотрит незнакомец как-то пристально. Ладно, думает верующий, сейчас он пройдёт — и я перекрещусь. В этот момент прохожий останавливается, снимает шапку, широко осеняет себя крестным знамением, кланяется — и идёт дальше.

А рассказавший мне этот случай человек остался в недоумении от того, что с ним произошло.

Зависть и предательство приводят, как правило, к различным жалобам, кляузам, анонимкам. В 30-е годы ХХ века наши бабушки и дедушки столкнулись с тем, что огромное число прекрасных людей погибало в лагерях и тюрьмах из-за доносов возмущённых «правдолюбов». Они из зависти писали анонимки, которые приводили к судам без разбирательств. Сколько раз бывало так, что человека навсегда увозил воронок, а написавший кляузу садился в его служебное кресло!

Стоит отметить цену предательства — тридцать сребреников. Если почитать толкователей Евангелия, то можно узнать, что эта сумма — цена беглого раба, который считался порченым товаром. Иудеи обрадовались и удивились, когда пришёл один из двенадцати.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно совершать крестное знамение

Видимо, они поняли, кто перед ними, и предложили самую низкую цену. Иуда мог бы поторговаться, потому что за бесценного Христа дали бы гораздо более значительную сумму. Но, по всей видимости, он обрадовался предложенному, не догадался, что можно было просить больше.

Эти тридцать сребреников оказались не ценой Христа, а ценой Иуды.

К сожалению, эта правда имеет отношение и к нашей жизни. Люди продают себя за гроши — идут на сделку со своей совестью, берут взятки, переступают через морально-нравственные принципы для достижения какой-то временной выгоды, сегодняшнего комфорта, земного благополучия и временных благ, забывая, что мы все обречены на расставание с этим. С собой ничего не заберёшь, кроме своих добродетелей и грехов, добрых и злых дел.

Одна из болевых точек нашей Церкви сегодня — это борцы с кодами, карточками, пластиковыми паспортами и прочим подобным. Создаётся впечатление, что это некий манёвр нечистого, который отвлекает людей глупостями. Как говорилось в одном фильме, на войне нужно смотреть туда, откуда страшно. Так и христианину важно смотреть в ту сторону, откуда ему угрожает реальная духовная опасность.

Можно легко предположить, что рога растут не из ИНН и карточек. Опасность угрожает со стороны страстей человеческих и грехов, которые опрокидывают нашу жизнь и приводят к уничтожению миллионов людей в войнах, междоусобных бранях, революциях.

Сребролюбие, зависть, злоба, ненависть, гнев, осуждение, неспособность прощать намного страшнее любых кодов и могут бесконечно далеко удалить человека от Бога и спасения.

Не стать Иудой

Мы не можем причаститься, не вспомнив Иуду. Перед причастием каждый читает молитву, в которой есть слова: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Мы вспоминаем не про Матерь Божию или апостолов — про предателя.

Почему? Скорее всего, Церковь в кульминационный момент литургии напоминает каждому из нас об опасности стать иудой. Человек может стать им — и, что самое страшное, даже не заметить этого.

Потому духовная бдительность, внимание к себе, сосредоточенность и покаяние должны быть непременно присущи верующему человеку.

Святые говорят, что любой грех нужно побеждать с помощью противоположной ему добродетели. Что можно противопоставить предательству, зависти, сребролюбию? — милосердие, милостыню, верность, пост. Нужно помнить, что нам принадлежит только то, что мы раздали другим. Но здесь нужно заметить: важна не сама добродетель, а то, как она влияет на душу человека, её свойства и способности. Если добрые дела не меняют христианина, значит, он совершает не те дела или совершает их не так.

Перед Богом будет понятно, на кого человек стал похож в течение жизни. Кто-то будет подобен ангелу, а у кого-то демоническая природа его души расскажет об обратном: он далёк от Бога и Церкви. Сама наша жизнь служит нам приговором, так что Страшный суд вершится уже здесь, на земле.

Подражать другому апостолу

Каждый день мы делаем выбор: либо остаёмся со Христом, либо нет. Вспоминается такой случай в этой связи. Пришёл к одному старцу ученик и спрашивал: «Отче, я согрешил, потом покаялся. Снова согрешил, и снова покаялся. Потом опять. Доколе, отче?» А старец отвечает: «До смерти, чадо моё!»

Мы грешим и каемся постоянно. Жизнь христианина протекает и формируется не от победы к победе, а от поражения к поражению. Горький опыт падений помогает человеку настраиваться на покаянное состояние духа. Это очень важно.

Перед нашими глазами должны быть два образа: один — это повесившийся Иуда, покачивающийся на верёвке.

Второй — молящийся коленопреклонённый Пётр, каждый раз при пении петуха плачущий, вспоминающий своё отречение от Христа и умоляющий о прощении, хотя давно уже был прощён и восстановлен в апостольском достоинстве. Прощён деликатно и кротко, как только Господь может.

Помните, как Он трижды спрашивал: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17). Как это красиво! Только любящий отец может так поговорить со своим согрешившим ребёнком: без упрёка и осуждения. Спаситель мог бы сказать: «Ну что же ты! Я ведь тебе всё показал: воскрешение мёртвых, хождение по водам, брал на гору Фавор. Как ты мог от Меня отречься?» — нет. Ни слова.

Так Господь может простить и поддержать в трудный момент. А Пётр для нас — это мощный, красивый и яркий пример правильного покаяния, которое приводит ко спасению. То, что мы падаем, неизбежно, но у нас всегда есть возможность покаяния и прощения. Нет такого греха на земле, который мог бы победить милосердие Божие.

Как говорят святые отцы, нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного.

Для того, чтобы не повторить грех Иуды, нужно изучать Писание, его толкования, читать святых отцов побольше. Слушать лекции — интернет нам в помощь. Сейчас есть доступ к самым замечательным книгам и статьям. Вообще, это удивительно: люди, которые имеют возможность изучать колоссальные пласты информации, вместо этого лайкают фотографии, смотрят новости спорта и переписываются со знакомыми о ерунде.

Хемингуэй писал, что человеку всегда всего мало. Но на практике нам всего мало не в знаниях, а в несущественном — как старухе из сказки. Мы живём по словам апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (1 Рим. 7:19). Это говорит о нашей греховной повреждённости. К счастью, Господь любит нас и умными, и глупыми, и кающимися, и грешными. Любит, как Своих детей.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: http://gorlovka-eparhia.com.ua/anatomiya-predatelstva/

Предательство Иуды (ответ священника на вопрос)

В чем грех Иуды

Как гласит Евангельская история, после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не в силах переносить тяжесть своего греха.

Таким образом, возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии: распятие, воскресение.

Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет «Моления о чаше» подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?

Отвечает игумен Феодор Прокопов, настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с. Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса. Поэтому и разбирать их будем раздельно.

1. «Если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь?»

Все дело в том, что, по мысли всех святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение совести, начало того адского мучения, о котором нас предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских рассказа — рассказ об Иуде и об отречении Петра.

Оба эти события имеют нечто общее: и предательство и отречение — грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил в возможность своего прощения, а Иуда — нет. Каждому и было дано «по его вере». Существует такой апокриф, что будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде.

Но Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические повествования Церковь не рассматривает, как заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел.

Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего сердца для прощения, для него не будет просто существовать возможности блаженства, то есть спасения. Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам не отверг этого прощения.

Отсюда делается очень важный для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.

Альбрехт  Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра

2. «Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии:распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет «Моления о чаше» подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?»

Нет, поступок Иуды не был предопределен. Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной ответственности. Очень важно понять значение двух терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу, что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к яме.

Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из тех данных, которые я вижу. Примерно так следует рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и может сказать через пророков, что совершится то-то и то-то. Но Он этим не предопределяет, а только предсказывает.

В этом смысле поступок Иуды был предсказан пророками. «Сын человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» (Мф. 26:24).

Именно поэтому же большинство пророчеств носят условный характер: если услышите и сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если нет, то так-то и так-то Сказать, что было бы, если бы Иуда не совершил своего предательства, невозможно. История не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зовут Бога у католиков

***

Примечание МС. Что было бы, если бы  Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить Господа «выстроились» десятки, если не сотни людей.  Не предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.

Кто такой Иуда Искариот в Библии

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.

Иуда ИскариотНа заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем.

Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи.

Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли.

    Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.

  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета.

    Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.

  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя.

    Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.

    Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот — темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство — распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.

Важно! Иуда Искариот — один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте

Фев 4, 2019 11:58 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/iuda-iskariot.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как попасть в Покровский монастырь

Закрыть