Чем управлял Святейший Правительствующий Синод

Святейший синод

Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.

Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I

Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.

Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями.

Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию.

В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.

Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatejshij-sinod.html

Русский календарь: 5 февраля 1721 года. Петр I учреждает Синод, заменивший патриаршество

5 февраля 1721 года Петр I высочайшим манифестом учредил Синод, на следующие 200 лет заменивший Русской православной церкви патриаршество.

На фото — здания Сената и Синода

Петр с самого начала намеревался превратить церковь в подконтрольную государству структуру, не позволив патриарху дорасти до масштабов католического папы. Детство будущего императора пришлось на великий раскол, плод усилий Никона, и он не желал, чтобы подобная смута повторилась.

Изучая европейский опыт, особенно в протестантских странах, к которым он благоволил, Петр обратил внимание на отсутствие влиятельных и независимых церковных лидеров. В результате после смерти патриарха Адриана власти так и не дали избрать его преемника — вместо этого церковью некоторое время управлял экзарх, местоблюститель патриаршего престола.

Петра в тот момент занимали куда более важные реформы, и к вопросам религии он вернулся значительно позже. Стоит отметить, что духовенство он хотел подчинить еще и потому, что консервативные настроения церковников тормозили реформы.

Первоначально церковью руководил Монастырский приказ, однако вскоре царь счел его недостаточно эффективным и решил учредить Духовную коллегию, которая позднее получила название Святейшего правительствующего Синода. Петр заранее договорился с Константинопольским патриархом о признании равнопатриаршего достоинства нового органа.

5 февраля 1721 года видные представители духовенства подписали устав Духовной коллегии. Патриаршество в России упразднялось, всеми церковными вопросами отныне ведал Синод. Он занимался теологическими тонкостями, ведал цензурой церковных изданий, разбирал дела священников, впавших в ересь.

Стать священником теперь можно было только получив соответствующее образование и выдержав экзамен по вопросам веры. Постриг в монахи запретили до 30 лет (женщинам — до 50).

В Синод входили президент, считавшийся первенствующим членом Синода, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора, которые набирались из рядов духовенства. Представителем императора в Синоде был светский чиновник — обер-прокурор, чью должность позднее приравняли к министерской. Все члены Синода приносили присягу непосредственно императору.

Константин Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880—1905 гг.,  главный идеолог контрреформ Александра III

Синод стал своеобразным компромиссным вариантом. С одной стороны, церковь перевели под государственное управление, хотя бы частично. С другой стороны, это произошло не в бескомпромиссном англиканском формате (британский монарх одновременно является главой англиканской церкви) — Петр рассматривал и такой радикальный вариант.

После Февральской революции церковь была отделена от государства, а клир с энтузиазмом принялся восстанавливать патриаршество.

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг

Источник: https://sputnikipogrom.com/calendar/ru/50429/05-february-1721/

Учрежденный петром 1 синод заменил. Учреждение Святейшего Синода (1721)

Учреждение Святейшего Синода в России было значительнымпреобразованием церкви, обозначающим фактический разрыв с прошлой системойцерковного правления.

Исследователи и историки выделяют несколько основных версийпервопричины того, что в России было упразднено церковное патриаршество.Автором первой является историк С.

Соловьёв, утверждающий, что на стыкесемнадцатого-восемнадцатого веков в кризисный для духовенства и нелёгкий длягосударства период, монархом делалось всё возможное, чтобы снова вернутьдержаве былую мощь.

Частые бунты и раскол церкви подвигают Петра Первогопринять важное решение об учреждении Святейшего Синода, духовной коллегии.

При этом, учёный А. Богданов выдвигает иную противоположнуюверсию, выдвигая доказательства в её пользу из деятельности патриарха Адриана.Автор указывает на то, что время соперничества за власть между молодым Петром иСофьей, а также эпоха смутицы опустошили государственную казну. В это же времяцерковь получала стабильный доход.

Именно по этой причине, Пётр Первый взойдя на трон, сталактивно искать средства на проведение собственных реформ именно в Церкви. Приэтом, патриарх хоть и отказывался вступать в открытую конфронтацию сгосударством, но слал царю послания, не желая мириться с нарушением имавтономии церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает крест с крыльями

В середине зимы 1720 года Феофан Прокопович составляет такназываемый «Духовный регламент» описывающий:

·должности;

·круг полномочий;

·обновлённую систему церковного правления.

Таким образом провозглашалось формирование духовной коллегиивместо существующего единоличного правления патриарха. Составленный документбыл передан на рассмотрение в Сенат, после чего он был изучен членамиСвященного Собора. При этом, свои подписи согласия они ставили испытываядавление светской власти. Кроме того, на протяжении года было собрано околодевяноста подписей, которых бы и так хватило чтобы документ был принят.

Уже зимой 1721 года царь Пётр Первый издаёт свой манифест обучреждении Синода, президентом которого назначается митрополит Стефан. Такжебыл назначен обер-прокурор, который был обязан быть «ушами и глазами»императора в Синоде.

Спустя два года Святейший Синод смог обрести признаниепатриарха Иеремии Третьего из Константинополя. Согласно разрешению царя Синодотныне осуществлял судебную, исполнительную, а также законодательную властиЦеркви.

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: https://www.evro-butik.ru/iz-bisera/uchrezhdennyi-petrom-1-sinod-zamenil-uchrezhdenie-svyateishego-sinoda/

Тверской архиепископ Павел (Пономарев) в годы новоспасского настоятельства

Митрополит Тверской и Кашинский Савва, доктор церковной истории

В биографии тверского владыки Павла отчетливо прослеживается период его настоятельства в московских ставропигиальных монастырях. За двенадцать лет – с 1782 по 1794 годы он успел побывать настоятелем четырех монастырей: Заиконоспасского (с августа 1782 по ноябрь 1783), Симонова (с ноября 1783 по октябрь 1785), Воскресенского Ново-Иерусалимского (с октября 1785 по январь 1786) и, наконец, Новоспасского (с января 1786 по февраль 1794).

Во главе Новоспасской обители архимандрит Павел был поставлен 14 января 1786 года при следующих обстоятельствах. 16 декабря 1985 года новоспасский настоятель архимандрит Иоасаф (Маслов) скончался. Решением Московской Синодальной конторы временное управление монастырем было доверено наместнику, иеромонаху Вениамину, «чтоб он до будущаго настоятеля монастырь с братиею и служителями имел в своем смотрении».

Выбор и утверждение кандидатуры нового настоятеля осуществлял Святейший Синод. 9 января 1796 года Синод распорядился перевести в Новоспасский монастырь настоятеля Ново-Иерусалимской обители архимандрита Павла (Пономарева), а в Новый Иерусалим, в свою очередь, определить ректора Славяно-греко-латинской академии архимандрита Аполлоса.

Соответствующий указ, придающий этому решению силу закона, был подписан членами Синода 14 января 1796 года. В Новоспасском монастыре указ о новом настоятеле был получен 21 января, сам же Павел был официально уведомлен о новом месте своего служения 27 января [1].

Затем последовала обычная для смены настоятеля процедура сдачи прежнего монастыря и приема им новой обители в свое управление [2].

Новоспасским монастырем архимандрит Павел управлял довольно долго – восемь лет, и в этой обители успел сделать немало.

Сооружение храма Знамения Пресвятой Богородицы

В конце XVIII столетия, в период настоятельства архимандрита Павла в Новоспасском монастыре была построена новая Знаменская церковь. Финансирование ее строительства принял на себя выдающийся благотворитель и меценат своего времени, тайный советник и сенатор, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809). В Новоспасской обители находилось фамильное захоронение Шереметевых, где были погребены родители Николая Петровича.

Поэтому именно здесь, «над гробами своих родителей и прочих союзом родства сопряженных предков своих», граф вознамерился воздвигнуть новый храм.

Как засвидетельствовано документальными источниками, 13 января 1791 года он объявил архимандриту Павлу о своем желании «вместо означенной ветхой церкви, по разобрании ея, на том же самом месте построить новую каменную церковь собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря» [3].

19 марта 1791 года в Синоде был подписан указ, дозволяющий сооружение Знаменского храма [4].

Его строительство продолжалось с 1791 по 1794 годы: он был заложен и построен в настоятельство архимандрита Павла, а его освящение состоялось при архимандрите Мефодии.

Проектировал церковь Елизвой Семенович Назаров (1747–1822) — помощник и родственник выдающегося зодчего XVIII века Василия Ивановича Баженова [5]. Е.С. Назаров работал по заказам Н.П. Шереметева, в частности он проектировал Странноприимный дом графа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет от сотворения мира по Библии

Знаменская церковь небольшая по площади (11 х 8 саженей), но разделена на два этажа. Верхний этаж представляет собой хоры на каменных колоннах с капителями – это и есть собственно храм. Нижний этаж – усыпальница. Церковь имеет округлую форму, с шестнадцатью окнами на фасадах и восемью полуциркульными в куполе, входные двери расположены с трех сторон. Она двусветная, увенчана одним куполом и украшена четырехколонным тосканским портиком.

С восточной стороны примыкает к Преображенскому собору, соединяясь с ним белокаменной папертью. Церковные фасады «украшены каменными колоннами с капителями, тумбами, наличниками, фронтонами и наличниками – отменного художества», как заявляет архимандрит Ювеналий (Воейков), автор первого описания Знаменской церкви, опубликованного в 1803 году.

По мнению современных специалистов, Знаменский храм можно по праву считать одним из наиболее красивых и законченных памятников строгого московского классицизма.

Построенный на исходе XVIII столетия, Знаменский храм стал последним крупным архитектурным сооружением, окончательно сформировавшим ансамбль Новоспасского монастыря в том виде, в каком он дошел до наших дней.

Завершение строительства новой колокольни

Именно архимандрит Павел завершил возведение новой монастырской колокольни, которая была начата еще в 1759 году.

В марте 1786 года он уведомил Московскую синодальную контору, что колокольня почти готова: «в высоту каменным зданием окончена и снаружи второй, третий и четвертый этажи с лантерном штукатурною работою исправлены, и колокола подняты».

В связи с этим настоятель попросил разрешения разобрать старую, филаретовскую колокольню XVII века, из-за ветхости угрожавшую обрушением, что и было дозволено сделать [6].

В 1786 году на средства известного московского благотворителя купца С.П. Васильева новоспасская колокольня была увенчана вызолоченным куполом, на что потребовалось 20 тысяч рублей [7].

В XIX столетии новоспасскую колокольню называли «огромнейшей, красивейшей и самой прочной». Она и сегодня поражает своей высотой и монументальностью, по-прежнему оставаясь архитектурной доминантой не только монастыря, но и его окрестностей.

Украшение и освящение храма преподобного Сергия Радонежского

Во втором ярусе колокольни, над святыми вратами разместилась Сергиевская церковь. Ее устройство профинансировала состоятельная московская купчиха Наталья Бабкина [8].

27 сентября 1787 года архимандрит Павел подал в Московскую контору Синода донесение о том, что храм готов к освящению: «А ныне и церковь под оною колокольнею во имя преподобнаго Сергия Чудотворца усердным подаянием христолюбивых вкладчиков иконостасом и иконами, как по преданиям нашей святой апостольской церкви надлежит, сооружена, также и церковною утварью и прочими потребностями к освящению совсем изготовлена. Того ради, конторе Святейшаго Правительствующаго Синода представляя, прошу оную сооруженную церковь во имя преподобнаго Сергия благословить освятить» [9].

17 ноября 1787 года Синодальная контора дала разрешение на освящение храма. Настоятель немедленно приказал ризничему «приготовить все нужное к освящению», однако последовала задержка из-за отсутствия антиминса. Антиминс, освященный митрополитом Платоном, был подготовлен в Крутицкой духовной консистории только в начале декабря, после неоднократных напоминаний из обители. 10 декабря в консистории он был вручен монастырскому наместнику иеромонаху Мисаилу.

14 декабря 1787 года, состоялось и само освящение, ставшее для монастыря настоящим праздником, на который собралось много людей и были приглашены почетные гости. По признанию очевидца этого события монаха Моисея, «церковь Сергия Чудотворца освящена того ж декабря 14 дня, во вторник, отцом архимандритом Павлом с братиею. На освящении были славные благородные особы, как то генерал [ан]шеф князь Александр Михайлович Галицын [10] и прочих чиновных гостей премножество» [11].

Итак, архимандриту Павлу в истории Новоспасского монастыря удалось оставить значительный след. Зримыми памятниками настоятельства, существующими в обители поныне, являются построенный при нем Знаменский храм, освященная им Сергиевская церковь и завершенная в годы его настоятельства монастырская колокольня, – одна из самых высоких и грандиозных в Москве.

Приложение

В Приложении публикуются два документа, имеющие отношение к архимандриту Павлу. Первый – его рапорт, адресованный в Синод, с уведомлением о получении указа, в силу которого он утверждается настоятелем в Новоспасский монастырь. Второй документ – указ Синода о разрешении сооружения в обители Знаменской церкви.

1786 г., 29 января. Рапорт архимандрита Павла Синоду о получении им указа о назначении его настоятелем Новоспасского монастыря [12].
«Святейшему Правительствующему Синоду
От определеннаго в ставропигиальный Новоспасской монастырь архимандрита Павла
Репорт о получении указа.
Ея Императорскаго Величества указ из Святейшаго Правительствующаго Синода от 14 сего генваря о переведении меня во оной ставропигиальной Новоспасской монастырь на настоятельскую ваканцию, а в Воскресенском монастыре архимандритом быть – ставропигиальнаго ж второкласснаго училищнаго монастыря архимандриту Аполлосу и о прочем, сего ж генваря 27 дня мною получен.

Вашего Святейшества нижайший послушник
Архимандрит Павел.

Генваря 29 дня 1786 года».

1791 г., 19 марта. Указ Синода архимандриту Павлу о разрешении построения в Новоспасском монастыре Знаменской церкви на средства графа Н. П. Шереметева [13].
«Указ Ея Императорскаго Величества самодержицы Всероссийския из Святейшаго Правительствующаго Синода Московскаго Ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря архимандриту Павлу.
По указу Ея Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод, слушав доношение ваше, которым представили, что состоящая в оном монастыре церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, позади соборной Преображенской церкви, от давняго строения обветшала, и в ней оказались на стенах и на сводах трещины, которыя не безопасны быть кажутся; а сего же года генваря 13 дня господин тайный советник сенатор и кавалер граф Николай Петрович Шереметев объявил вам словесно, что он желает вместо означенной ветхой церкви, по разобрании ея, на том же самом месте построить новую каменную ж церковь, и в оной сделать иконостас новый же, собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря, ежели токмо на сие последует от Святейшаго Синода дозволение. Для того вы просили о дозволении оную Знаменскую ветхую церковь разобрать, и на том месте построить новую, в то ж именование, с постановлением новаго по церковному чиноположению иконостаса. Приказали: означенную каменную Знаменскую церковь, за ветхостию ее, разобрать, по желанию помянутаго господина тайнаго советника, сенатора и кавалера графа Шереметева, его иждивением на том же месте новую, в тож наименование, с постановлением новаго иконостаса, устроить дозволить, а по устроении представить о том вам в Московскую Святейшаго Синода контору, которой тогда и о освящении сея церкви учинить разсмотрение и определение, а по освящении во известие отрапортовать Святейшему Синоду. О чем в оную Святейшаго Синода контору из Святейшаго Синода и указ послан.

Марта 19 дня 1791 года.
Обер-секретарь Григорий Рудановский
Секретарь Василий Савицкий

Канцелярист Антон Федоров».

[1] Рапорт архимандрита Павла о получении данного указа Синода опубликован в Приложении к настоящей работе.

[2] РГИА (СПб). Ф. 796. Оп. 66. Д. 573. Л. 1, 2-2 об, 5-5 об., 20.

[3] Ювеналий (Воейков), игумен. Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1803. С. XIXII.

[4] Текст этого документа опубликован в Приложении к настоящей работе.

[5] Круглик А. Д., свящ. История Московского Новоспасского монастыря : дис. канд. богословия / МДА. Сергиев-Посад, 1999. С. 63.

[6] Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2., М., 1914. С. 448–449.

[7] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1863. С. 56–57.

[8] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 287. Л. 134.

[9] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046. Л. 26–26 об.; Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. С. 449, 451.

[10] A. M. Голицын (1723–1807) — государственный деятель, дипломат, меценат, собиратель произведений искусства.

[11] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1046. Л. 29, 31 об.

[12] РГИА (СПб). Ф. 796. Оп. 66. Д. 573. Л. 21.

[13] Ювеналий (Воейков), игум. Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. С. X–XII.

12 Сентября 2019

Источник: https://monasterium.ru/monashestvo/issledovaniya/tverskoy-arkhiepiskop-pavel-ponomarev-v-gody-novospasskogo-nastoyatelstva/

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие есть священные книги

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: https://karavay35.ru/svyatejshij-sinod/

История Святейшего Синода в Российской империи

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: http://www.blagobor.by/article/history/sinod

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]