Всеслав Чародей
- Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
- Алексиевич Светлана Нобелевский лауреат по литературе
- Богданович Максим один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
- Богушевич Франтишек
- Будны Сымон гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
- Миндовг (1248-1263) король пруссов и литвинов
- Войшелк (1264-1267) сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
- Шварн (1267-1269) зять Миндовга и сын короля Руси
- Витень (1295 — 1316) «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
- Гедимин (1316-1341) в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
- Ольгерд (1345-1377) в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
- Ягайло (1377-1381) в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
- Кейстут (1381-1382) «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
- Витовт (1392-1430) и начало «Золотого века» ВКЛ
- Свидригайло (1430-1432) мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
- Генрих Валуа (1575-1586) первый выборный король и в. князь
- Стефан Баторий (1575-1586) освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
- Жигимонт III Ваза (1587-1632) король шведов, готов, вендов
- Станислав II Август (1764-1795) последний король и в. князь
- Ягеллоны девять славянских королей
- Войниловичи
шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске. - Годлевский Винцент
ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец - Гусовский Николай
и белорусский эпос «Песня о зубре» - Гонсевский Александр
комендант Кремля, защитник Смоленска - Давид Городенский
каштелян Гарты, правая рука Гедимина - Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
повстанец 1830 и 1863, скульптор - Довмонт
князь Нальшанский и Псковский - Довнар-Запольский Митрофан
этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени» - Гошкевич Иосиф
первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря - Домейко Игнацы
филомат, литвин, инсургент, ученый - Достоевский Ф. М.
- Дроздович Язеп
«вечный странник», астроном и художник - Дунин-Марцинкевич Винцент
- Желиговский Люциан
генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ - Завиши
старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска - Каганец Карусь и Гийом Аполинер
Костровицкие гербу Байбуза и Вонж - Калиновский Кастусь
Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой - Карский Ефимий Федорович
этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени» - Костюшко Тадеуш
национальный герой Беларуси, Польши и США - Коненков С. Т.
скульптор - Копиевич Илия (Галляш)
- Кит Борис Владимирович
«беларус нумар адзін ва ўсім свеце» - Кмитич Самуил
оршанский хорунжий, герой «Трилогии» - Кунцевич Иософат
архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения» - Лисовский-Янович А. Ю.
полковник «лисовчиков»
- Лично ТЫ и история наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
- Воловичи от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
- Кишки шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
- Кезгайлы старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
- Огинские «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
- Острожские защитники отечества и фундаторы просвещения
- Пацы «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
- Радзивиллы
- Сапеги
- Тышкевичи шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
- Ходкевичи воины великого княжества
- Малевич Казимир
Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат» - Мицкевич Адам
- Минейко Зигмунд
почетный гражданин Греции - Надсон Александр
апостольский визитатор белорусских греко-католиков - Наркевич-Иодко
«электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма - Светлана Алексиевич литература, 2015
- Жорес Алферов физика, 2000
- Олехнович Франтишек
«бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист - Орда Наполеон
инсургент и художник - Острожский Константин
герой битвы под Оршей - Острожский Константин-Василий
фундатор православия - Пржевальский Н. М.
путешественник и натуралист - Радзивилл Януш
герой битв под Лоевомй - Рейтан Тадеуш
Дон Кихот Речи Посполитой - Рылло Максимилиан
первый исследователь древнего Вавилона - Сапега Лев
- Святополк-Мирские
последние хозяева Мирского замка - Семенович Казимир
основопложник ракетостроения - Сербов Исаак
археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911) - Симеон Полоцкий
- Скирмунт Роман
элита Империи и Премьер-Министр БНР - Скирмунт Хелена
1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў - Скорина Франциск
- Скосырев Борис
первый и единственный король Андорры - Смотрицкий Мелетий
ревнитель православия, принявший униатство - София Слуцкая
католичка, канонизированная православными - Судзиловский Николай
первый Президент сената Территории Гавайи - Станкевич Ян
историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги - Тарашкевич Бронилав
филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси - Тяпинский Василий
гуманист и еретик - Ходзько гербу «Костеша»
и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832 - Шагал Марк
художник - Шостакович Д. Д.
композитор - Шидловский Сымон Визунас
легендарный хорунжий Витебский - Федоров Иван
первопечатник в Московии и Украине - Янка Купала
Всеслав Чародей
Полоцкое княжество XI в
Всеслав Чародей — князь полоцкий (1044-21.04.1101, династия Рогволодовичей), сын Брячеслава и внук Изяслава. Примечателен как герой «Слова о полку Игореве», битвы на Немиге и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем.
Пожалуй, самый известный князь Полоцкиого княжества. Его долгое княжение (57 лет) отмечено завершением строительства Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора. При нем Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.
Софийский собор и язычество
Забавная деталь. Полоцкий Софийский собор (1030-1050) строили два князя-язычника — Брячеслав, что «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», и его сын Всеслав, которого летописи описывали как оборотня-воўкалака и кому потомки дали имя колдун-Чарадзей.
Первым князем Полоцким, носившим крестильное имя, был сын Всеслава — Рогволод-Борис. С его именем связаны Двинские камни — следы массового крещения языческих капищь.
https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU
В первой половине XI века были построены три Софийских собора — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Почти два десятка Киево-Новгородских князей того периода стали канонизированными святыми.
В Полоцком княжестве до середины XII века был один святой — креститель Полоцка Торвальд Кодранссон. Почитание внучки Всеслава — Ефросинии Полоцкой (1101-1167), — началось только в конце XII века.
Отношения с соседями и битва на Немиге
Всеслав Чародей продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.
1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.
Про результаты этой битвы Полоцкая (считается утраченной) и Киевская летописи рассказывают по-разному. Так, Киевская летопись говорит о поражении Всеслава и его бегстве, тогда как Полоцкая предлагала другую версию: о больших потерях с обеих сторон и отступлении Ярославовичей, которые спустя несколько месяцев встретились с Всеславом и просили о мире.
Княжение Всеслава в Киеве было недолгим — в том же году он вернулся в Полоцк, не желая участвовать в чуждой ему войне Киева с Польшей (между Полоцким княжеством и Польшей лежали земли ятвягов и волынские поселения и общих границ они не имели).
Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.
Всеслав Чародей, Полоцк
be-x-old.wikipedia.org be.wikipedia.org pl.wikipedia.org uk.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Источник: http://history-belarus.by/pages/figures/charadzej.php
Почему Великий четверг называют Чистым? История и традиции
Великий или Чистый четверг выпадает на последнюю неделю Великого поста и означает начало подготовки к празднику Пасхи, которую в 2020 году отпразднуют 19 апреля
В Чистый четверг, отдав дань уважения церкви, православные заботятся о подготовке своего дома к Великому празднику.
Sputnik Грузия рассказывает, почему Великий четверг называют Чистым, и знакомит с историей и традициями этого дня.
Великий четверг — история
История Великого четверга, связанная с Тайной вечерей, берет начало в раннем христианстве. Иисус, согласно Священному Писанию, поведал ученикам во время последней трапезы, что одним из них будет предан, схвачен римскими властями и распят.
Иуда именно в ту ночь продал за 30 серебренников своего учителя.
Христос, чтобы показать своим ученикам, каким безграничным должно быть смирение истинного христианина, омыл им ноги в тот исторический четверг, показав тем самым необходимость уважать и любить друг друга, забывая об эгоизме.
По традиции, Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II в Великий или Чистый четверг омывает ноги двенадцати священникам, как когда-то Христос апостолам.
Евангелие повествует, что обряд Святого причащения Спаситель установил именно на Тайной вечере, сам совершив впервые это Таинство и причастив своих учеников.
photo: Sputnik /
Репродукция картины Рубенса «Тайная вечеря»
Этот обряд признан всеми христианами. Верующие вкушают хлеб и вино, подразумевая под ними тело и кровь Иисуса Христа.
Великий четверг называют в народе Чистым, поскольку верующие, по традиции, стараются в этот день причаститься. А после очищения души приступают к подготовке своего дома к празднику Пасхи.
Традиции Чистого четверга
В Чистый четверг, по православной традиции, принято искупаться до восхода солнца, чтобы смыть с себя, символично, все грехи, накопившиеся за год.
Затем верующие идут в храм, где исповедуются и причащаются. По традиции, зажженную свечу из церкви несут домой. Она защищает жилище от пожаров, а семью – от болезней.
Великий или Чистый четверг, по традиции, день стирки и генеральной уборки дома. Хозяйственными делами заниматься в Красную пятницу и Великую субботу, следующие за четвергом, нельзя, иначе как в старину говорили «пыль и грязь могут попасть в глаза Иисусу».
Церковные служители утверждают, что в Чистый четверг важнее очистить свою душу, а потом уже тело и жилище.
Великий или Чистый четверг перед Пасхой 2019: приметы и обычаи >>>
О пасхальном столе также нужно позаботиться в Чистый четверг — сделать творожную пасху, выпечь куличи и покрасить яйца. В Грузии, по традиции, красят яйца в Великую пятницу вечером, до захода солнца.
Чистый четверг в старину был днем пивоварения – пиво варили на целую неделю вперед.
Грузинская традиция
В ночь на Великий четверг в Грузии, по традиции, отмечают «Чиакоконоба» — древний языческий праздник, похожий на славянскую ночь Ивана Купала.
По всей стране в Великую среду, как только стемнеет, люди разжигают большие костры и начинают прыгать через костер, чтобы очиститься, как они считают, от злых духов. Эта древняя традиция большую радость приносит детям.
Грузинская православная церковь против празднования «Чиакоконоба», так как считает это проявлением язычества — огнепоклонства. Однако люди продолжают, по традиции, каждый год разжигать костры и прыгать через них.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200415/245033740/Pochemu-Velikiy-chetverg-nazyvayut-Chistym-Istoriya-i-traditsii.html
Собор Святой Софии
Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.
Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»
), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.
Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.
Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.
Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.
Красавица Святая София. Вехи истории
У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.
История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.
Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией
Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.
В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.
В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.
В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.
И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.
Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.
Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.
В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.
Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.
Строительство и его масштабы
Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.
Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.
Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.
Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.
Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.
А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.
На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.
На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!
Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.
Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.
Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.
В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».
С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.
Архитектурные секреты
Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.
То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.
Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.
В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.
Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.
От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.
Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.
Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.
Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii
Собор Святой Софии: уникальный музей двух религий в Стамбуле
Планируете совершить тур в Стамбул – воспользуйтесь выгодными предложениями от компании «УммаТур» и ознакомьтесь с главными достопримечательностями гостеприимной курортной страны.
Многие туристы прямо из аэропорта направляются в Собор Свтой Софии (Айа Софья) – уникальный музей с особой архитектурой, объединяющей мировоззрение Востока и Запада, ислама и христианства.
Путь от храма до мечети и памятника, признанного наследием ЮНЕСКО, длиной в 1500 лет способно выдержать лишь здание с мощной энергетикой. Именно поэтому Собор Святой Софии в Турции стоит увидеть хотя бы один раз.
История создания
Местом строительства избрали холм – бывшее святилище Артемиды. Для реализации проекта потребовалось 5 лет и 10 тысяч рабочих. Стены возводились из кирпича, в отделке применялись редкие породы мрамора, поделочные и драгоценные камни, слоновая кость. Произошло это в 6 веке, и до 1553 года Собор Святой Софии был главным оплотом христианства.
После падения Константинополя султан Мехмет Хан повелел перестроить его в мечеть, которая очень почиталась в исламском мире. Реконструкцией занялся известнейший архитектор того времени – Мимар Синан. В современной Турции Собор Святой Софии в Стамбуле обрел статус музея. Кемаль Ататюрк издал декрет о переквалификации мечети Айа Софья в музей в 1935 году.
Внешнее окружение и внутреннее убранство
Здание Собора Святой Софии в Стамбуле построено в виде средокрестия. Главный и дополнительный залы пересекаются под прямым углом и образуют пространство, поражающее размерами:
- длина – 100 м;
- ширина – 69,5 м;
- высота – 55,6 м;
- диаметр купола – 31,5 м.
Купол храма, парящий на мощных колоннах, виден со всех сторон старого города. Здание окружает просторный двор с фонтаном, внутрь ведут 9 входов. Многочисленные окна создают легкость, не умаляя монументальности. Четыре минарета, отстроенные позже, органично вписываются в общую архитектуру и придают конструкции графическую четкость.
Две величайшие религии мирно соседствуют внутри Собора Святой Софии в Стамбуле – алтарь и кафедра для муллы, арабская вязь и христианские мозаики.
Базилика состоит из двух галерей:
- в нижнем ярусе 104 колонны;
- в верхнем – 64;
- ранее было 214 окон, сейчас – 181;
- общее количество дверей – 361;
- освещение – роскошные люстры из лампад.
Хорошо сохранились фрески и мозаики. Сложно найти участок стены без изысканного декора серебром, золотом, слоновой костью, терракотой, мрамором из Ливана и древнего Рима.
Присутствует ощущение места силы, которое питает сама история Собора Святой Софии в Стамбуле и особая аура, позволившая пережить множество эпох вопреки разрушительным периодам смены правителей. Мощная энергетика храма двух религий и его завораживающая красота не передаются словами – это нужно увидеть и ощутить лично.
Как добраться, когда посмотреть
Из аэропорта к Собору Святой Софии можно добраться на метро по ветке М1 до станции Zeytinburni. Далее пройти по улице Seyit Nizam до трамвайной линии Т1 и проехать до остановки Sultanahmet. В любой точке города также можно воспользоваться линией Т1.
Музей открыт для посетителей с середины апреля до конца октября с 9:00 до 19:00. В остальное время года – с 9:00 до 16:00. Планировать экскурсии лучше на утренние часы, так как убранство собора при дневном свете удается рассмотреть лучше.
Содержательный тур в Стамбул – это сочетание пляжного отдыха с интересной культурной программой. Обращайтесь в «УммаТур», получайте яркие эмоции и незабываемые впечатления!
Источник: https://www.ummatour.ru/articles/sobor-svyatoy-sofii-unikalnyy-muzey-dvuh-religiy-v-stambule
Музей Айя София (Собор Святой Софии) в Стамбуле
Наиболее часто посещаемой туристами достопримечательностью не только Стамбула, но и Турции в целом является музей Айя-София.
Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).
Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.
История Собора Святой Софии
Собор Святой Софии в Стамбуле — Айя-София
Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии, в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г.
Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан).
Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор Григория Богослова (Назианзин), вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году.
В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.
“Церковь Премудрости Божией”
Айя-София, вид со стороны Мраморного моря
История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан, подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников.
Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.
Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.
Святая София в Стамбуле ночью
Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из Иераполиса в Памуккале.
Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного храма Артемиды в Эфесе, а порфировые колонны из храма Солнца в Риме.
Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз.
А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.
Мечеть Айя София
Айя София – шедевр византийской архитектуры
После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ.
В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов.
Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).
Панорама интерьера Святой Софии
C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.
Время работы музея Айя София:
Зимой:с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Входная плата составляет 60 лир (2019 год).
Фото Айя Софии в Стамбуле
- Купол Айя-Софии в Стамбуле
- Интерьер Айя-Софии в Стамбуле
- Галерея второго этажа Собора Святой Софии в Стамбуле
- Михраб расположенный в апсиде
- Интерьер Айя-Софии
- Мозаика апсиды Святой Софии: Богородица на престоле с Младенцем Христом
- Юстиниан (слева), приносящий в дар Богородице собор Святой Софии и Константин приносящий город Константинополь
- Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Источник: https://cappadociavisit.com/sobor-svyatoj-sofii-hagia-sofiya/
Лондон — столиця Великої Британії
Лондон — столиця Великої Британії, одне з двадцяти найбільших міст світу за кількістю населення, один з найважливіших політичних, культурних та економічних центрів. Хто ж не чув про Лондоні і його визначні пам’ятки?
Звернемося до історії цього неймовірного міста. Ще до завоювання Великої Британії римлянами на території теперішнього Лондона було кельтське поселення. Спочатку римляни заснували на цих територіях військовий табір. Пізніше тут заснували річковий і морський порт. Уже в ІV столітті місто стало важливим політичним центром.
У період нормандського завоювання Лондон досяг піку свого розвитку: в ньому з’явилося безліч ремісничих цехів, купецькі гільдії, значно розширилися торговельні зв’язки міста. Офіційною столицею країни Лондон став на початку ХІІ століття. Після цього це місто стало активно розвиватися. З ХVІ століття в столиці Англії почали відкриватися і функціонувати великі торгові компанії, одна із них, знаменита лондонська біржа.
Світове значення набуває і міський порт. Відповідно зростає і кількість населення Лондона, яке в ХІХ столітті досягло одного мільйона чоловік.
Більшість великих міст формувалися і розвивалися навколо єдиного центру. Лондон — столиця Великої Британії, виник в результаті об’єднання окремих міст і селищ. Відповідно, історично склалося так, що в столиці Великобританії виділяють кілька районів:
- Сіті — центр міста і торговий центр.
- Вестенд — аристократичний район.
- Істенд — район морської торгівлі.
- Вестмінстер — адміністративний центр міста.
- Сохо — центр розваг і відпочинку.
Історичні пам’ятки Лондона
Лондон — столиця Великої Британії, має безліч історичних пам’яток, чудових магазинів, нічних клубів. Деякі історичні місця міста стали не тільки його визначними пам’ятками, а й символами Лондона і країни в усьому світі.
Однією з найвідоміших і найкрасивіших пам’яток Лондона по праву вважається Букінгемський палац — офіційна резиденція Її Величності королеви. Він був побудований герцогом Букінгемським в 1803 році, а через 34 роки став королівською резиденцією.
У Букінгемському палаці 661 кімната. Королівська родина займає тільки 12 кімнат, які розташовані в північному крилі споруди. Якщо королева перебуває в резиденції, то над дахом палацу піднімають королівський прапор. В такий час для відвідувачів палац закритий. З серпня до жовтня щорічно 18 кімнат Букінгемського палацу відкриті для відвідувачів. У цьому палаці розташовані твори мистецтва Королівського зібрання.
Це унікальні предмети англійських та французьких меблів, севрський фарфор, скульптури Чантри і Канови, прекрасні полотна Рембрандта, Клода, Вермеєра, Рубенса і ін. Перед палацом в літню пору щодня, а взимку через день відбувається найцікавіше для туристів видовище. Це зміна варти на площі перед Букінгемським палацом, яка починається рівно об 11.30.
Безліч туристів вважають обов’язковим побачити цю процедуру і зафіксувати її на фотоапарат або відеокамеру.
Лондон — столиця Великої Британії славиться ще однією відомою пам’яткою, якою є Тауер — головна архітектурна споруда романського стилю в цьому місті.
За 9 століть своєї історії Тауер був і резиденцією королів, і скарбницею, і збройовим складом, і в’язницею, і навіть місцем страти в тому числі для багатьох відомих персон. Початком фортеці стало спорудження під назвою Білий Тауер.
Воно було зведено за наказом Вільгельма Завойовника і призначалося для забезпечення безпеки його сім’ї на випадок масових громадських заворушень.
Нинішній Тауер — це цілий комплекс споруд. Тут є і скарбниця Британської корони, і середньовічний Королівський Палац, і вежа Мартіна. В останній діє виставка «Діаманти і корони: виготовлення королівських коштовностей». Також на території Тауера розташований Музей Королівського фузілерського полку. Ще з ХІV століття і до сьогоднішніх днів ця фортеця охороняється «біфітерами» (йоменами-стражниками). Саме вони беруть участь в традиційній церемонії і є гідами фортеці.
Ця унікальна за своїми масштабами і красою споруда має і таку ж бурхливу історію. Герцог Единбурзький справедливо зауважив, що лондонський Тауер встиг побувати і фортецею, і палацом, і монетним двором, і скарбницею королівських коштовностей. Тауер також був в’язницею. Пізніше він став обсерваторією, зоопарком. А зараз це дивовижне місце, що залучає безліч туристів. В добре захищеній Білій вежі жило свого часу королівське подружжя.
За часів, коли Тауер був в’язницею для обраних через «ворота зрадників» вели на страту в’язнів. Серед них було багато відомих людей, політичних діячів. За часів Реформації жорстоке ставлення до ув’язнених було нормою. Королівські коштовності, які зберігалися в Тауері — розібрані. Під час правління династії Стюартів був відновлений задум про створення музею військових досягнень Короля і країни. До 1834 року в Тауері був королівський звіринець, пізніше перетворений в зоопарк.
На сьогоднішній момент Тауер зберігає свої традиційні риси, включаючи одяг охоронців і ритуал зміни варти. У ньому представлена величезна колекція королівських коштовностей: ложка короля (ХІІ століття), священна посудина, використана при коронації Карла 11 (1399 рік), корона Едуарда (1661 рік), корона королеви Вікторії, прикрашена рубіном «Чорний принц» (1838 рік) і багато іншого.
Знаменитий Тауерський міст будувався 10 років (1884-1894 рр.). Він споруджений в готичному стилі і на момент завершення був найскладнішим розвідним мостом. Зараз міст оснащений сучасною системою ілюмінації й у вечірній час і вночі він виглядає дуже красиво і казково.
Найвідомішим історичним місцем в Лондоні є Вестмінстерське абатство. Воно побудоване на місці бенедиктинського абатства в часи Вільгельма Завойовника. З тих же часів воно служить коронаційною церквою для королів Англії.
В абатстві вдало переплітаються зразки різних архітектурних стилів, так як спорудження багаторазово добудовувалося і змінювалося. У Вестмінстерському абатстві розташована усипальниця англійських королів, відомих державних і церковних діячів.
Тут покояться Дарвін, Діккенс, Ньютон і багато інших.
Недалеко від абатства знаходиться Вестмінстерський палац. Ця будівля Парламенту, побудована в неоготичному стилі. Палац складається з двох частин — Палати Громад і Палати Лордів. В період проведення сесій вхід в будівлю для туристів обмежений. Менш людно в Будинку Парламенту близько 6 години вечора.
Тут же на вежі Святого Стефана знаходиться і знаменитий годинник — Біг Бен. З 1859 року він показує точний час. Голосом Біг Бена став величезний дзвін висотою більше 2 метрів, діаметром до 3 метрів. Його назвали на честь замовника Бенджаміна Холла.
Лондон — столиця Великої Британії, здавна знаходиться під покровительством Святого Павла. На місці двох соборів з 1675 до 1710 зводили Собор Святого Павла. Це другий за величиною собор після римського Собору Святого Павла.
На західному фасаді лондонського собору розташовується вежа, в якій знаходиться головний англійський дзвін — великий Пол. Він просто величезний: важить близько 16 тон, а його дзвін чути в околицях на відстані більше 30 км. У Соборі Святого Павла розташована унікальна «галерея шепотів».
Суть її в тому, що слова, сказані пошепки в одному кінці галереї, можна почути, приклавши вухо до стіни в протилежній стороні.
Знамениті площі Лондона
Лондон — столиця Великої Британії, відомий також своїми площами. Туристичним центром столиці стала Трафальгарська площа. Вона побудована в 1829-1841 роках. На честь перемоги англійців над франко-іспанським флотом при Трафальгарі на площі встановлена колона Нельсона. Її висота становить 60 метрів. На Трафальгарській площі завжди людно і багато голубів.
У 1819 році створена знаменита площа Пікаділлі. Саме тут розташоване кафе «Рояль», яке служило улюбленим місцем зібрань літераторів і художників на початку ХІХ століття. Зараз ця площа користується популярністю у місцевих жителів.
Музеї і галереї Лондона
Більше 250 музеїв розташовані на території Лондона. Кожен зможе знайти для себе музей за інтересами. Деякі з цих культурних закладів здобули світову популярність. У 1753 році засновано один з найбільш великих світових музеїв — Британський. Його експозиції вважаються найбагатшими.
Тут представлені пам’ятки первісного мистецтва Британських островів, єгипетської культури і Месопотамії, Древнього Риму та Греції, шедеври середньовічного мистецтва всіх континентів. У Британському музеї зібрані великі етнографічні колекції.
Також в цьому музеї є прекрасна бібліотека, в якій зібрано близько 7 мільйонів різних книг, 105 тисяч історичних рукописів, 100 тисяч грамот, хартій, більше 3 тисяч папірусів.
Любителі мистецтва ХІХ-ХХ століть можуть відвідати Тейт галерею, перші зали якої були побудовані на гроші промисловця, в честь якого вона і названа. Роботи великих Пікассо, Ван Дейка, Леонардо да Вінчі, Веласкеса представлені в Національній картинній галереї в Лондоні.
Найвідоміший у світі музей воскових фігур також знаходиться в Лондоні. Заснований в 1835 році музей Мадам Тюссо, один з найбільш відвідуваних в країні. На Бейкер-стріт 221 знаходиться музей Шерлока Холмса. Квартира-музей відомого сищика, описаного Конан Дойл, відтворена за твором.
Тортури середньовіччя детально відтворено в унікальному музеї жахів. Він відкритий з 1975 року в лондонській підземної в’язниці. Екскурсія по цьому музею максимально наближає відвідувачів до різноманітності тортур і жаху тюремного буття.
Жертви тієї епохи: Марія Стюарт, Жанна д’Арк, Джек Різник та багато інших персонажів музею кажуть і рухаються, лякаючи людей. З камер в’язниці доносяться жахливі несамовиті крики ув’язнених, з усіх усюд з’являються скелети, тонкими струмками ллється кров, звучить похмура музика і демонструються знаряддя тортур.
Все це залишає море вражень, але людям зі слабкими нервами і занадто вразливим краще подумати перед відвідуванням такого незвичайного музею.
Парки та інші визначні місця Лондона
Лондон — столиця Великої Британії славиться не тільки історичними місцями, музеями, а й чудовими парками. Гайд-парк — це найвідоміший лондонський парк. Раніше він служив королівськими мисливськими угіддями, хорошим місцем для дуелей. Близько парку розташоване озеро Серпентайн, яке облюбували яхтсмени. Недалеко від Музею мадам Тюссо знаходиться чудовий Ріджентс-парк.
Незабутніми стануть і вечірні прогулянки по Лондону, під час яких можна помилуватися гарно підсвіченими історичними будівлями міста. У столиці можна взяти екскурсію на знаменитих двоповерхових автобусах, пішохідну екскурсію по місту або проплисти на катері по Темзі.
Невід’ємною частиною британської культури стали паби, які обов’язково варто відвідати, побувавши в Лондоні. У столиці Великобританії безліч різних театрів (близько 50), мюзиклів, відвідавши які туристи і жителі міста можуть відмінно провести час.
Источник: https://posvitu.com/london-stolyczya-velykoyi-brytaniyi/
Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.
Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Парящий купол
Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.
Внутри храма
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.
Мозаики собора
В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Легенды и интересные факты
Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.
Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.
Мечеть Айя-София
После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Схема храма Святой Софии
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II
Где находится храм Святой Софии на карте
Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями
Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии
Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00'30.9″N 28°58'48.7″E
:
Краткое описание
Собор Святой Софии — царственный храм православия
Айя-София — мечеть султана-завоевателя
Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур
Собор Святой Софии на карте
Краткое описание
Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.
Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.
Общий вид собора
Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.
В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».
Вид на собор c юга
Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.
Собор Святой Софии — царственный храм православия
Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.
Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.
Вид собора в ночной иллюминации
Айя-София — мечеть султана-завоевателя
В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки.
По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.
Вид сводов собора
Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур
Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах.
Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
Интерьер собора
Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли.
Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.
достопримечательности
← Турция | СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ | Европа → |
Собор Святой Софии на карте
Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/356-sobor-svyatoy-sofii-v-stambule