Что делать если ребенок хамит

Что делать, если ребенок грубит родителям?

что делать если ребенок хамит

Вчера еще в семье  было мирно, а сегодня там всем портит жизнь  грубый, колючий, злой, неблагодарный подросток.

Что делать, если ребенок грубит родителям: ответить строгостью и взять в ежовые рукавицы, или продолжать воспитывать как раньше, или может, игнорировать его? И тогда он поймет, как неправ? Мама с папой мечутся в поисках выхода, пробуют то одну тактику, то другую, споря между собой, обвиняя друг друга в воспитательных ошибках, обижаясь на сына (дочь). Положения это не исправляет. В семье наступают не лучшие времена. Как быть?

Родители склонны обвинять ребенка. Но для него тоже жизнь – не сахар. И в этом причина проблемы. Расскажу об одном случае из своей практики.

  На консультацию пришла мама 13-летнего Миши и долго жаловалась на сына, который стал совершенно невыносим:» Слово ему сказать нельзя – хамит, дерзит, срывается по пустякам!» Просила поговорить с ним, потому что запасы своей дипломатии и  строгости (вперемешку) родители мальчика исчерпали. Я согласилась, с условием, если этого будет хотеть сам мальчик.

В таких случаях ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом. Мы поговорили, и как следовало ожидать, ответных претензий было столько же, если не больше.

Сводились они к следующему: «Они до сих пор считают меня маленьким! Входят в комнату без стука, лезут с советами, когда их не спрашивают, диктуют что одевать, что есть и с кем гулять достали!»

Что же такого происходит с ребенком, если он в одночасье перестает любить родителей и начинает считать их врагами? Спокойно не стоит так преувеличивать! Хотя, признаться, и мне такие мысли приходили в голову, когда я воспитывала старшего сына.

Причины грубости вашего ребенка

О причинах много написано, в том числе и на этом сайте (ссылки внизу), поэтому здесь – коротко, больше о родительском поведении. Первое и самое основное: какими бы острыми и напряженными не были конфликты между родителями и детьми в этот период, не делайте выводы о любви и ненависти! Если ваш ребенок начал дерзить и хамить, это не значит, что он вас разлюбил. А что же это может значить?

  1.  Он воюет за свою свободу!
  2.  Он самоутверждается!
  3.  Он тренируется!
  4.  или он привлекает ваше внимание.

А почему же он самоутверждается за счет родителей, воюет за свободу с родителями и тренируется (учится конфликтовать и добиваться своего в этих конфликтах) на родителях?  Других людей что ли нет? Зачем расстраивать самых близких?

Помните, у Дольского: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». В этом и ответ. Родители – близкие. Они не только территориально ближе всего к подростку, они уже включили его в свой круг любви – эмоционально. Всем людям свойственно ( а подросткам особенно!) стремиться к тому, что бы их любили.

В любви родителей они уверены, (разумеется, это касается тех семей, где отношения теплые, истинно-семейные). Следовательно, зачем направлять свои усилия, чтобы завоевывать то, что уже завоевано? Родители любят, значит, никуда не денутся.

Это как фундамент, плацдарм, с которого начинается завоевание Большого Мира: одноклассников, друзей в своем и не своем районе, в Контакте, Фейсбуке и прочих местах.

Внимание подростка направлено не внутрь семьи, а вовне, что вполне естественно для его развития. Даже если он у вас из тех, кто больше времени проводит дома у компьютера, думает он все равно больше о том, что за стенами.

И в этом Большом Мире у него, как это обычно и бывает при освоении новых территорий, возникает куча проблем и сложностей. Как решать их, он не знает, посоветоваться не с кем (у друзей сложности такие же, да и гордость не позволяет).

Почему же  ребенок не спрашивает у родителей, что делать, а грубит им?

Они бы с удовольствием помогли бы, разжевали бы и в рот положили, ан нет! Потому что:

  1.  гордость!
  2.  вы не авторитет!

Вы «прошлый век, отстой, а значит – отстань!» (цитата). Ваши попытки «лезть в его дела» только разжигают пламя детско-родительских войн.

Он яростно бьется за свою автономию, пресекая ваше вмешательство запрещенными доселе приемами: грубостью и хамством. Он тренируется на вас, точит когти, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни. Сбрасывает на вас напряжение обиды от своих неудач. В конце концов, разве вам не приходилось срываться на мужа (жену)  после особо мерзкой недели на работе? Я уж молчу о вашем собственном подростковом периоде, свои «подвиги» людям свойственно быстро забывать.

Ребенок нуждается в вашем внимании

Конфликты между родителями и детьми– взрывы недовольства, истерики, демонстративное молчание или непослушание могут также свидетельствовать о том, что ваш ребенок нуждается в вашем внимании. Вы слишком мало времени проводите с ним, или проводите его формально.

Со мной порою это  тоже случалось, когда я могла за вечер 2-3 раза спросить о том, как дела в школе. Сын обижался: «Я же тебе уже говорил!» и был совершенно прав: я пропускала его ответы мимо ушей.

В этом случае ребенок своим неадекватным поведением может пытаться вернуть себе маму и папу. И нечего возлагать на него вину, что он делает это таким способом. Каким умеет, таким и делает.

То есть, есть дети «залюбленные» и «недолюбленные», но хамят они одинаково, стараясь добиться своих целей. Но поскольку цели противоположные, то и тактика родителей должна быть различной.

Если вы чрезмерно опекаете ребенка и по-прежнему видите в нем малыша, то:

  • Повторяйте себе как можно чаще, что это говорит о его взрослении так же, как рост грудей у девочек, или ломка голоса у мальчиков. Повторяйте это себе, чтобы не расстраиваться, не злиться и не обижаться. Эти эмоции плохой советчик, они помешают вам выполнить всё остальное, которое главное!
  • Не лишайте его своей любви в той форме, в какой вы привыкли ее проявлять. Не мстите за хамство террором или игнором.
  • Честно говорите ему о своих чувствах, о том, что его поведение вас обижает и злит.
  • Когда ваши чувства просто невыносимы, вспоминайте, что этот период обязательно пройдет (груди вырастут, голос поменяется и ваш подросток станет взрослым), и пройдет без особых потерь, если вы будете меньше втягиваться в борьбу.
  • Позволяйте ему иногда побеждать себя!  Пересматривайте домашние законы и правила в сторону большей свободы и большей самостоятельности для своего ребенка.
  • Всегда помните о том, что подробные инструкции раздражают. Они свидетельствуют о вашем недоверии к ребенку. Так что там, где возможно, ограничьтесь их минимумом. Например: «Купи пожалуйста хлеб» и не прилагайте к этому подробную карту микрорайона с обозначенной на ней крестиком булочной и перечнем цен разных сортов хлеба. Сам разберется, не маленький.

Если вашему сыну или дочери не хватает внимания и именно это является причиной того, что ребенок грубит родителям, то советы что делать в этом случае, будут выглядеть иначе.

  • Искренне (!!!) интересоваться его делами, его друзьями, его учебой.
  • Выяснить, в чем он нуждается и давать ему это. Процесс не так уж и сложен, достаточно спрашивать время от времени: «Что я могу сделать для тебя сейчас?»
  • Пересматривать правила тоже придется и предоставлять  самостоятельность тоже нужно, однако, «недокормленный» вниманием ребенок будет скорее этим недоволен и склонен принимать это за равнодушие. Поэтому каждое «расширение» нужно обсуждать и настаивать на том, что это принесет ребенку опыт и пользу.

Последний шанс

Для родителей детей, обделенных вниманием, важно понять: подростковый возраст – последний период, когда с детьми относительно легко наладить эмоциональный контакт.

И если вы не сделаете этого сейчас, пройдет еще 3-5 лет, они повзрослеют и отчуждение окончательно зацементирует привычную и прочную стену.

И не только вы сами будете страдать от того, что ребенок не звонит и не приезжает, но и он сам с большим трудом будет в своей взрослой жизни налаживать прочные эмоциональные отношения, потому что его никто этому не научил.

Конфликты между родителями и детьми больно ранят обе стороны. И важно понимать, что именно нужно делать, когда ваш ребенок грубит родителям. Он обращает внимание на себя. Семья нуждается в реформах, так ведь?

Если информация на сайте оказалась полезной для вас, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на вашу электронную почту! Это удобно!

С любовью к вам,

автор блога — психолог  Юлия Головкина

Источник: http://lifeproblems.ru/chto-delat-esli-rebenok-grubit-roditelyam.html

Подросток хамит и наглеет: что делать?

что делать если ребенок хамит

Редакция Chips Journal продолжает разговор с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой. Теперь говорим о том, как родителям правильно общаться с подростками, готовыми в любой момент встать в оппозицию.

Какую позицию занимать по отношению к детям, которые стремятся нарушать запреты и ведут себя вызывающе: воспитатель или друг?

Мария: Родитель, конечно, не друг. Друзья у ребенка есть, у них другая функция и другие отношения. А позиция родителя предполагает и введение ограничений, и выстраивание границ.

Анна: Родитель отвечает за ребенка юридически и делает все для его благополучия. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит лично ему: время, тело, чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности подростка, он не может.

Попытки контроля подростка выглядят как насилие и по сути ими и являются. Они должны встречать жесткий отпор со стороны ребенка.

И что же может сделать родитель?

Анна: Он может сказать подростку прямым текстом: я как родитель считаю, что тебе было бы намного полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности, готов за тебя заплатить, готов тебя записать, отвезти, поддерживать. Если нужна помощь, могу будить тебя по утрам, ну и так далее. Дальше — твоя ответственность.

Больше родитель, по сути, ничего сделать не может. Чем раньше он избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей будет.

А что можно сделать в случае обычного хамства, когда подростки пробуют границы, пытаются задеть родителя, избавиться таким образом от давления или опеки?

Анна: Подростки действительно не знают границ. Соответственно, задача родителя в этой ситуации четко помнить о собственных границах и их соблюдать.

Родитель должен обозначать свою границу ребенку. Достаточно твердо заявить: мне неприятно это слышать, и я не буду продолжать разговор в этом ключе. Четко, твердо и спокойно. Важно не поддерживать этот тон, не опускаться до взаимных пререканий. Можно продолжить разговор, если тон изменится.

Анна: Здесь опять же важно обозначить границы. Если родитель пришел с работы, а все уже случилось, ребенок должен понимать, что его за такое поведение ждут санкции. Но договариваться о том, какие именно, нужно заранее. Если это происходит регулярно и без последствий, исправить что-либо трудно.

Мария: Чем раньше родитель начинает заявлять свою родительскую позицию, тем лучше. Если он живет в родительской беспомощности, и такие вещи происходят постоянно, сделать что-то сложно. В пиковой ситуации нет универсальных пилюль.

Нам важно не забывать о том, что сверстники — это самое важное, что есть в жизни подростка. Дети в этом возрасте очень сосредоточены на оценке сверстников. И когда родители вступают в конкуренцию с друзьями, это всегда проигрыш. Единственное, что здесь можно сделать, — это отстаивать свою родительскую позицию и авторитет.

Анна: Повлиять на это невозможно. Если ребенок выбирает какую-то компанию и она ему нравится, то он с ней будет общаться. Задача родителей здесь не вступать в конфронтацию с друзьями. Надо этот момент просто предусмотреть, не говорить «я не хочу, чтобы ты общался с этими людьми».

А разговаривать с ребенком: «Мне стало известно, что Вася ворует, и я беспокоюсь за тебя. Хорошо бы, когда он ворует, тебя не было рядом, чтобы ты тоже не оказался в тюрьме».

Или, например: «Маша спит со всеми, и я хочу, чтоб ты был осторожен, не вступал с ней в незащищенную сексуальную связь, потому что это может закончиться заболеванием».

Как перестать ругаться с ребенком? 8 правил Юлии Гиппенрейтер

Мария: Для меня лично недопустимо насилие в любой форме. Родители, забирающие гаджеты, — не норма.

Анна: Более того, это просто не работает. Это всегда заканчивается скандалом и тем, что так или иначе гаджеты опять оказываются через какое-то время у подростка.

Мария: Нужно искать свои эффективные способы и лучше всего, когда есть прямая договоренность. Не спущенная сверху, а обсужденная с подростком в диалоге. Последствие за нарушение этой договоренности должно быть очевидным и ясным. Мне кажется, это гораздо более эффективно, чем вероломное наказание.

Как родители должны реагировать на проявление экстремальной самостоятельности: подросток приводит домой девушку и говорит, что она останется ночевать. Или просит отпустить его одного съездить в другой город. Это нужно запрещать? А если ребенку уже 16-17 лет?

Анна: Случаи разные и дети разные. Нет универсального совета. Если родитель чувствует, что он сейчас запретит и это поможет, то пусть запрещает. Но скорее всего, если мы говорим про нормальное подростковое поведение, ребенок скажет «нет».

И какой смысл тогда был в этом запрете? Если родитель предполагает такую реакцию ребенка, ему нужно, прежде чем вступить в конфликт, просчитать последствия. Например, сказать: «ты можешь уехать, но тогда я хотел бы знать, где ты будешь находиться. Чтобы ты мне два раза в день писал».

Или: «я бы хотел, чтобы ты поехал в компании какого-то определенного человека, которому я доверяю». Или: «я бы хотел, чтобы ты поехал не на месяц, а на неделю».

А в случае с девушкой нужно включить здравый смысл и спросить: «а на что она здесь будет жить?» Это совершенно нормально, сказать: «мой бюджет рассчитан только на тебя, я не должен кормить другого ребенка. Как мы будем решать этот вопрос?»

Мария: Я уверена, что здравый смысл есть внутри каждого родителя и часто родители неправильно реагируют только потому, что находятся в ситуации сильного стресса. Им просто тяжело бывает себя услышать и к себе прислушаться.

Но я уверена, что абсолютно каждый родитель знает, как действовать правильно, если немного успокоится. Вот я прямо уверена в этом. Я не встречала других. Как только тревога спадает, каждый родитель всегда сам предлагает самые верные, самые правильные решения.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет и детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/podrostok-hamit-i-nagleet-cto-delat

7 способов исправить поведение ребенка без наказания. Часть 1

что делать если ребенок хамит

Все мы хотим привить нашим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам.

И для большинства родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя неправильно? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям?

Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то что нужно и не делать то, чего делать нельзя.

Все мы привыкли к идее наказания, она запечатлена в классике: «Преступление и наказание». Раз человек совершил нечто плохое, он должен быть наказан.

Какого эффекта мы ждем от наказания? Тут может быть несколько ответов:

  1. чтобы человек понял, что так делать плохо и опасно — ждет наказание, и больше не делал;
  2. чтобы восстановить справедливость;
  3. чтобы тот, кто считает данное поведение неправильным, безобразным и возмутительным, смог бы отреагировать свои негативные чувства.

Наказание или месть?

Как видите, в 2 случаях из 3 наказание – это способ не воспитания, а, скорее, мести, хотя вряд ли в этом кто-то сознается даже себе. Разумеется, мы, как любящие родители в первую очередь руководствуемся первой идеей — чтобы наш ребенок понял свою ошибку и больше так не делал.

И мы редко задумываемся, действительно ли наказание является эффективным способом научить человека вести себя иначе? Вспомните все случаи, когда вы наказывали или ругали ребенка за неправильное, с вашей точки зрения, поведение, а оно повторялось вновь. Было такое? Думаю, было. И так происходит вовсе не только в воспитании детей.

Это же мы видим и со взрослыми людьми. Например, человека могут регулярно наказывать и ругать за опоздания, а он продолжает опаздывать. Наверняка вы знаете множество случаев, когда автомобилисты платят штрафы за превышение скорости и все же продолжают иногда превышать, каждый раз надеясь, что сейчас не поймают.

Если бы наказания были эффективны, то тюрьмы не были бы полны преступников — рецидивистов.

Я уже сравнивала наказание с местью, и они имеют еще одно сходство: и наказание и месть порождают усиление вражды. Помните истории про кровную месть? Они по замкнутому кругу переходят из поколения в поколение, только усиливаясь и причиняя все больше страданий.

В результате наказания ребенок может чувствовать несправедливость и обиду. А эти чувства, как вы понимаете, не будут способствовать улучшению поведения. Вот вам и замкнутый круг вендетты. Кстати, сходство продолжается еще и тем, что вашим внукам тоже достанется. Ведь дети копируют воспитательные приемы своих родителей,  а затем применяют на собственных детях.

Главной причиной, почему наказания не эффективны, является то, что они не совпадают по времени с поведением, на которое вы хотите повлиять.

Представьте себе, что ребенок получил замечание или плохую оценку в школе. И когда мы наказываем его за это, он уже никак не может изменить произошедшее. Он никак не может предотвратить наказание. Он и так расстроен, а тут еще мы добавим.
В результате ребенок чувствует себя беспомощным и несчастным. А эти чувства в свою очередь вызывают в нем гнев или депрессию, а вовсе не желание исправиться.

Кстати, психологические исследования совершенно точно показывают, что когда человек охвачен сильными эмоциями, такими как гнев и обида, его способность к восприятию резко снижается. Т.е. ребенок даже плохо понимает вас, когда вы его отчитываете.

Разумеется, можно применить сверхсильное наказание, например, как предлагают некоторые древние законы, например, за воровство — отрубать руку. Когда человек знает, что в случае неудачи ему действительно придется заплатить такую ужасную и несоразмерную преступлению цену, это может изменить его мотивацию, и он побоится украсть. Но ведь такие способы неприменимы к нашим детям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что содержит Библия

Результаты наказания

  1. Страх. Наказания учат бояться того, кто наказывает. В данном случае, нас – родителей.
  2. Хитрость. Наказания учат ловчее скрывать свои проступки. Ведь «не пойман – не вор».
  3. Безответственность. Получил наказание, и совесть чиста. Человеку кажется, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок.

    «Грешу и каюсь, каюсь и грешу».

Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки.

Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты.

Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать.

Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно. Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев?

Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?

Как изменить поведение ребенка без наказаний

На наших тренингах Курсов «Управление Будущим» мы не используем наказания. Мы используем другие методы, которые вдохновляют ребят. Поэтому  им интересно и весело учиться у нас. Вообще, все способы повлиять на поведение другого человека можно условно разделить на 7, из которых можно выделить «злые» и «добрые» способы. Разумеется, какие-то методы полезнее в одних ситуациях, другие — других.

Мы с вами разберем все методы, чтобы понять, что и как работает. Вот они:

  1. Избавиться;
  2. Угашение нежелательного поведения;
  3. Подкрепление (положительное и отрицательное);
  4. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  5. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  6. Подкрепление смены поведения;
  7. Изменение мотивации.

Метод 1. Избавиться

Устраните человека или ситуацию, которая мешает вам жить. Это сработает наверняка. И вы будете избавлены от нежелательного поведения этого человека.

Представьте себе:
1. Ваш ребенок связался с плохой компанией во дворе. Вы можете переехать в другой район или даже город. А может быть, вам удастся отправить хулиганов в колонию.

Вы ничему не научите ребенка, возможно он найдет новую компанию еще хуже, но от этих конкретных хулиганов вы точно избавитесь.

2. Подросток хамит, ворует у вас деньги и, в целом, ведет себя непереносимо.

Отправьте его учиться в интернат, или как временное решение — в детский лагерь на каникулы. Отдохните друг от друга.

3. Супруг или начальник изводят вас бесконечными придирками и скандалами. Разведитесь, увольтесь. Это не гарантирует, что следующий будет лучше, но этот вас точно уже не будет мучить.

4. Преступник совершает свои черные дела. Посадите преступника в тюрьму. Вы можете быть уверены, что пока преступник в тюрьме, он вам не опасен.

Этот метод ничему не учит, но избавляет вас навсегда или на время от нежелательного поведения.

Метод 2. Угашение:

Нежелательное поведение прекратится само, поскольку оно не приносит результата. Например, вы не разрешили ребенку играть в компьютер, пока он не сделал уроки. А он пытается нытьем выклянчить у вас разрешение. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ныть?

В этой ситуации вам не нужно никак реагировать на его нытье. Займитесь своими делами. Не добившись результата, ребенок со временем переключится на что-то другое.

Но надо учитывать важный момент: возможно, вам потребуется большая выдержка. Потому что ребенок, не получая вашей реакции, будет усиливать напор, может начать плакать или кричать и требовать. Вам же надо никак на это не реагировать — ни удовлетворять просьбу, ни раздражаться. Можно сказать ребенку, что на вас его нытье не действует. И очень спокойно повторять эту фразу, если ребенок продолжает попытки вас достать. Кстати, дети сами тоже с удовольствием обнаруживают, что они могут прекратить издевательства и насмешки над собой со стороны сверстников, просто не реагируя на них.

Т.е. не подкрепляя их издевки. Ведь мучителям нужна именно реакция жертвы.

Это очень существенный момент. Подкрепление — отрицательное и положительное — важно не путать с наказанием и поощрением.

Но подробнее мы обсудим, как действует подкрепление, во второй части этой статьи. А также вы узнаете о том, как повлиять на поведение ребенка «добрыми» методами.

На тренингах для детей и подростков мы применяем преимущественно «добрые» методы. Поэтому дети ходят к нам с большим удовольствием и достигают заметных успехов. Выбирайте программу по возрасту Вашего ребенка!

А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство с помощью опытных тренеров. Присоединяйтесь!
 

Источник: https://pkh.ru/books/7-sposobov-ispravit-povedenie-rebenka-bez-nakazaniya-chast-1.html

Утомленные школой

Утомленные школой

Мы живем в эпоху бешеных скоростей, огромной информационной и эмоциональной нагрузки. Даже взрослому человеку бывает трудно, что уж говорить о детях! Когда ребенок идет в школу, на него обрушивается поток новой информации, непривычных правил и требований.

И с каждым учебным годом эта нагрузка растет, программы всё усложняются, количество уроков и дополнительных занятий увеличивается, требования учителей и родителей становятся все более строгими. И неудивительно, что на фоне всего этого у школьников нередко возникает нервное перенапряжение, переутомление нервной системы.

Всё это не только снижает работоспособность ребенка и ухудшает его психологическое состояние и отношения с родителями и педагогами, но и может привести к различным неврологическим и психологическим проблемам.

Разумеется, понятно, что нельзя совсем не утомляться. Даже наоборот – считается, что режим «утомление от работы — отдых» приводит к тому, что нервная система становится более трудоспособной. Но важно во всем знать меру, и не спутать обычную усталость от хорошо выполненной работы с хроническим перенапряжением центральной нервной системы.

На каждого школьника влияет целый ряд факторов, которые могут приводить к стрессу и переутомлению. Во-первых, это та самая сложная и разнообразная школьная программа. Нередко родители сами признаются, что они бы не справились с таким объемом информации. Во-вторых, сейчас очень популярны дополнительные занятия, факультативы, секции, занятия с репетиторами.

Некоторые родители умудряются нанимать репетиторов уже в 1–2 классе! И в итоге, у ребенка практически не остается свободного времени – так родители стремятся впихнуть в него как можно больше полезных знаний. Помните, все психологи практически единодушно настаивают, что у вашего ребенка должно быть минимум два часа в день, а лучше 3–4, когда он ничем не занят.

То есть он может в это время делать, что хочет: гулять, читать, рисовать, лепить, играть, а может просто слоняться из угла в угол или лежать и рассматривать потолок. Это совершенно необходимо маленькому человеку для того, чтобы его нервная система восстанавливалась от перегрузок.

Зачастую родители так заполняют день ребенка уроками, учебой, секциями, помощью по дому и прочим, что тому вздохнуть-то некогда, не то, что прийти в себя. А это прямой путь к неврозу.

Третьим фактором стресса у школьника являются отношения в коллективе – наверное, все помнят, как сложно в школе выстраивается взаимодействие, как сложно сразу определить свое место в классе, обзавестись настоящими друзьями. Дети постоянно мирятся, ссорятся, меняют друзей, создают коалиции, они еще только учатся выстраивать отношения. И это не может не сказываться на эмоциональном состоянии ребенка. Четвертым стрессовым фактором становятся учителя.

К сожалению, у каждого школьника, наверное, найдется учитель, отношения с которым не складываются, у каждого есть нелюбимые или непонятные предметы и задания, да и методика преподавания какого-то педагога может оказаться для вашего ребенка неподходящей. Постарайтесь в отношениях со школой всегда быть на стороне вашего ребенка, поддерживайте его. Поверьте, ему и так несладко.

В школе надо бояться не плохих а того, что у ребенка появится отвращение к учебе.

На какие тревожные «звоночки» имеет смысл обратить внимание родителям?

Признаки нервного переутомления у школьника

  • Меняется характер и поведение, ребенок становится более замкнутым, раздражительным.
  • Ребенок не обсуждает школьные дела, на вопросы отвечает односложно: «всё в порядке, нормально, как обычно».
  • Нарушения сна: сон становится беспокойным, ребенок с трудом засыпает и просыпается.
  • Снижаются концентрация и внимательность (нередко это приводит к ухудшению оценок).
  • Ребенок обманывает родителей по поводу домашних заданий и оценок (это связано с тем, что у него нет сил на занятия, а понимания от родителей он не ждет).

Если на этом этапе ребенку не помочь, его психическое состояние и поведение будут ухудшаться дальше:

  • Раздражение перерастает в озлобленность.
  • Ребенок начинает провоцировать ссоры и драки.
  • Начинаются серьезные проблемы с дисциплиной, ребенок хамит и не слушается.

Что делать?

Если вы заметили у своего школьника вышеперечисленные симптомы, постарайтесь помочь ему справиться с переутомлением. В первую очередь – по возможности, уменьшите нагрузку на ребенка. Очень важен налаженный режим и полноценный сон.

Для лучшего засыпания можно перед сном давать ребенку теплое молоко с медом, некрепкий чай с мятой, мягкое успокоительное (которое может прописать только врач!). Исключите из рациона школьника кофе и крепкий чай, особенно в вечернее время – эти напитки оказывают возбуждающее действие на нервную систему.

Зато нелишним будет начать принимать витамины и препараты, укрепляющие нервную систему – подобрать их поможет вам детский невролог. Хорошо бы выделить время для дневного сна – после возвращения из школы. Необходимо проводить на свежем воздухе не менее часа в день – гулять, кататься на коньках, лыжах или велосипеде, играть со сверстниками во дворе.

Сами проводите больше времени с ребенком, разговаривайте с ним о том, что его тревожит. На носу зимние каникулы – прекрасная возможность помочь ребенку восстановиться!

К детскому неврологу необходимо обратиться, если у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • неусидчивость, гиперактивность;
  • пассивность;
  • быстрая утомляемость;
  • головные боли, головокружения, обмороки;
  • отсутствие аппетита;
  • отставание в речевом или моторном развитии;
  • неадекватная реакция на просьбы родителей, учителей;
  • проблемы в общении со сверстниками;
  • неумение легко переключаться на другие занятия;
  • неспособность заниматься самостоятельно.

Источник: https://euromednsk.ru/patients/articles/detail/utomlennye-shkoloy/

Подросток бунтует. Что делать?

Рубрики:

Еще вчера сын был похож на златокудрого херувима, а сегодня грубит родителям и надолго уходит из дома. На попытки завести разговор «по душам», кричит: «Отстаньте от меня» и включает музыку на такую громкость, что соседи приходят жаловаться. Казалось бы, дочка только перестала играть в куклы, а уже щеголяет с пирсингом в губе, а волосы красит то в зеленый, то в синий цвет.

На вопрос матери, что случилось, следует ответ: «Ты все равно ничего не понимаешь!». У ребенка появляются странные друзья и увлечения, он не слушает взрослых. Взаимное непонимание, недоумение, проблемы громоздятся друг на друга, образуя стену между подростком и взрослыми. Это переходный возраст. Гормоны бушуют, внешность ребенка меняется, появляются комплексы.

Все мы были детьми, но многие успели забыть, каково это, когда бунтарский дух рвет тебя изнутри на части, мешает наладить отношения с родными. Когда родители сетуют, как тяжело им с подростком, они должны осознавать: ему не легче, ему хуже.

Маленькое существо в этом огромном мире не может понять, как себя вести, чувствует себя потерянным. Папа и мама — взрослые, с устоявшейся жизненной позицией, у них есть стабильность в виде работы, друзей, сложившееся мировоззрение позволяет оценивать окружающую действительность.

У подростка нет ничего, кроме бунтарского духа.

Почему они это делают

Дети часто бунтуют против слишком строгих родителей. Таким образом, они доказывают свое право на доверие, самостоятельность, стараются сбросить с себя оковы чрезмерной опеки. Хорошо, если родители вовремя поймут причины поведения ребенка, проявят гибкость, понимание, немного ослабят «вожжи». Они могут продолжать контролировать своего сына или дочь, но более деликатно, оставляя ребенку личное пространство и уважая его право самому принимать решения.

Вторая причина бунта — вседозволенность. Дети, которым прощается все, начинают испытывать терпение родителей, стремясь узнать, как далеко можно зайти. И в этом случае взрослым нужно проявить мудрость и благоразумие.

Юность — еще не вся жизнь, и ребенку, привыкшему к тому, что ему потакают и его желания исполняются, однажды придется понять, что в обществе нужно вести себя в соответствии с правилами.

Поэтому лучше не ждать неприятностей, а строго поговорить с подростком, определить правила поведения, требовать их исполнения. Спортивная секция, физические нагрузки, четкий распорядок дня только пойдут на пользу.

Иногда поведение сына или дочери бывает неуравновешенным. Его даже нельзя назвать бунтом. Дети не могут справиться с эмоциями, их нервы подобны натянутой струне, которую кто-то обязательно безжалостно дергает. И каждый раз они реагируют агрессией. Как правило, к такому поведению склонны дети из проблемных семей. Обойтись без помощи психолога не получится.

Бунт, бессмысленный и беспощадный

Бунту предшествует «подготовительный» период, во время которого ребенок посылает сигналы. Но родители, занятые работой, своими взаимоотношениями, часто их не замечают. «Он еще мал», — отмахивается мама. «Вырастет, все образуется» — уверен папа. Но ребенку плохо сейчас, в данную минуту, лишь, когда его поведение становится неуравновешенным, родители словно прозревают и видят перед собой не милого, послушного сына, а сложного, даже чужого человека.

Важно дать понять ребенку, что мама и папа по-прежнему его любят. Ведь бунтарское поведение накладывает отпечаток на личность подростка. На фоне неудовлетворенности жизнью, невозможности реализовать себя у него может развиться депрессия. Ребенок возведет вокруг себя такую стену, что ни сами родители, ни друзья не смогут преодолеть ее без помощи опытного психолога.

В этот непростой период подросток может начать искать острые ощущения, пробовать принимать алкоголь, наркотики, связывается с компанией, где, как ему кажется, его понимают. В то же время осознает, что его поведение неправильно, он чувствует вину перед родителями, что еще сильней усугубляет его состояние.

Разобраться в себе, своих чувствах он не в состоянии. Он хочет доказать себе, другим, что не такой как все, не будет подчиняться правилам. Иногда создается ощущение, что подросток не может сопереживать, но часто он просто старается избежать эмоциональных травм и сдерживает свои чувства, хотя испытывает при этом дискомфорт.

Бунт разрушает самого подростка.

Как с ним разговаривать

Говорить с ребенком надо, ему требуется живое участие, понимание, что его любят и за него волнуются, но делать это терпеливо. Не стоит давить на подростка, требовать, чтобы он беспрекословно выполнял распоряжения родителей, это только усугубит ситуацию. Посмотрите на своего ребенка. Прядь волос упала на лицо, закрыв глаза, на лоб низко надвинут капюшон. Это тоже сигнал: не трогай меня!

Поэтому не приближайтесь к ребенку, говорите с ним на некотором расстоянии, не пытайтесь заглянуть ему в глаза, прямой взгляд он воспримет как агрессию. Спокойно сядьте на стул, такая поза покажет, что родители не хотят доминировать, они пытаются общаться на равных. Не принесут пользы обвинения, крик. Нужно говорить искренне, четко задавать вопросы и выдвигать свои требования, не пытаться лгать.

От подросткового бунта чаще страдают матери. Отцы предпочитают все пускать на самотек в полной уверенности, что время все расставит на свои места. Но чем дольше родители будут ждать и пытаться решить проблему собственными силами, тем сильней подросток увязнет в болоте отчуждения. Главное помнить, что подросток — это личность, ищущая свое место в этой непростой жизни. Он хочет сам разобраться и сделать свои выводы, а не полагаться полностью на опыт родителей.

Переходный возраст подростка — сложное время для всей семьи. Преодолевать его нужно всем вместе, не оставляя ребенка одного.

Вернуться к списку

Источник: https://vikiland.ru/articles/teen-rebel-what-to-do/

Грубит ребенок — Психологос

При встрече с незнакомыми детьми на детской площадке — «я не собираюсь с тобой дружить и делиться игрушками» и играет одна или с братом, хотя к ней относятся, в основном дружелюбно (с хорошо знакомыми детьми она дружит). Может запросто нагрубить няне, бабушке, пришедшему домой врачу — без всякой причины, просто «на всякий случай».

Я не сторонница наказаний, использую в основном метод естественных последствий, ну изредка могу и голос повысить, если совсем доведет (в этом случае сразу в слезы: мама, я тебя боюсь! — хотя я не разу не шлепала ее, ни унижала и вообще не особо страшна в гневе). На мое требование вести себя «прилично» (т.е. что дети со взрослыми так не разговаривают и т.д.) находит всегда кучу отговорок или вообще уходит от разговора.

Я всегда старалась ее воспитывать в «разумно демократическом стиле», всегда с объяснениями, часто с уговорами или играми, избегая императивных приказов. Наш психолог говорит, что у ребенка отсутствуют границы дозволенного (при ее приходе дочь демонстративно удаляется в комнату и рычит «не нужно мне общаться ни с какой тетей Машей».

Да, единственный человек, с которым она не качает права — папа, она его видит всего час-полтора вечером перед сном и с ним ведет себя ангельски, хотя раньше преимущественно с ним и закатывала истерики.

Грубит взрослым, задирает детей, требует

Моя 4-х летняя старшая дочка, в последнее время стала совсем неуправляемой.

Все тоже самое, и убить грозится, и чужим людям в лицо может сказать всякую гадость, а уж как меня называет Мы ходили с ней к психологу, много узнала о себе нового и после этого посещения, уже как месяц начинаю каждый день с чистого листа: Доченька не груби, пошли играть, так делать нельзя Если честно — помогает мало. Периодически срываюсь.

Каждый день — вой, нытье, задирает детей в дет. саду, требует чтобы я подарила что-нибудь. Я знаю, что психологи считают, что проблемных детей нет — есть проблемные родители. Может быть и так, но у меня младшенькой только 8 месяцев и скоро у самой нервы сдадут, разрываюсь между ними. Боится только папу, да и то временами.

Как воспитать вежливого ребенка

Будьте примером. Конечно, никакое воспитание не убедит ребенка вести себя как следует, если взрослые по малейшему поводу хамят окружающим. Вот почему родители должны прежде всего исправить свои манеры.

Особенно нужно следить за своей речью, иначе неподходящие слова, случайно вырвавшиеся у взрослых, вскоре слетят и с детских уст. Жена, предлагающая мужу заткнуться, и отец, называющий соседа придурком, скорее всего, услышат то же самое от своих детей . Конечно, многое здесь зависит от семьи. Если родители вежливы не только на людях, но и дома, их дети наверняка усвоят хорошие манеры.

Подсказывайте и хвалите. «Какой же ты неряха — никогда не убираешь свою комнату»; «Напиши бабушке открытку, а то не разрешу смотреть телевизор»; «Не смей повышать на меня голос». Многие пытаются воспитывать своих детей именно таким образом. Почему же их слова пролетают мимо ушей? Да потому, что дети ведут себя плохо чаще по недомыслию, чем намеренно. Критические высказывания, обидные слова, грубые приказы могут только обозлить ребенка и заставить его обороняться.

Более удачный подход предлагает научный сотрудник Института детства Российского детского фонда Елена Алексеевна Мухортова: «Родители могут требовать от ребенка лишь того, чему они его научили. С малышом надо заранее обговаривать все детали поведения, ведь он должен знать, чего от него хотят. И не забывайте похвалить его за то, что он смог сделать».

Перед походом в гости напомните ребенку : «Когда войдешь, поздоровайся». А после обязательно отметьте его хорошее поведение: «По-моему, тете Вере очень понравилось, как ты поздоровался».

В каждой семье должны быть основополагающие правила, которым следуют все ее члены. Поэтому вместо того, чтобы говорить: «Ну-ка, недотепа, убери локти со стола», можно просто заметить: «У нас в семье это не принято». Когда вы поправляете не столько самого ребенка , сколько его поведение, ваше замечание не звучит как приказ.

Такая тактичная критика обычно дает результат. Анна Николаевна Топченко рассказывает, как ее восьмилетний сын Женя научился снимать шапку, входя в дом. Ее отец Николай Григорьевич однажды отводил внука в школу. Он заметил, что мальчик не снял шапку, когда вошел в помещение.

«Знаешь, входя в дом, мужчины всегда снимают головной убор», — сказал он и первым показал, как это делается. — Женя — мальчик гордый, — рассказывает Анна Николаевна. — Но замечание — прозвучало так необидно, что в следующий раз он сам, без напоминаний, сделал все, как полагается.

Обедайте вместе. Говорите друг другу комплименты, постарайтесь создать радостную, приподнятую атмосферу». Вовлекая детей в приготовления к обеду, вы сможете к тому же неназойливо преподнести им некоторые навыки сервировки стола.

Культивируйте семейные ритуалы. Уважение к другим, скромность, порядочность — качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт.

Детям необходимо помочь проиграть жизненные ситуации, чтобы научить их понимать, как сделать так, чтобы другим было хорошо. Ведь вежливость — это не только приятные манеры, это часть нравственного воспитания. А это значит умение и приободрить других людей, и утешить их, и посочувствовать, и принять чужую боль на себя

Хотя нельзя сказать, что дети поголовно горят желанием стать вежливыми, у них нет и особых причин рассматривать правила хорошего тона как некие жесткие ограничения. Это кирпичики, из которых строится их образование и воспитание.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/grubit-rebenok

Ребенок грубит: взрослым, маме, бабушке. Что делать?

Когда ребенок грубо отвечает нам или маме, бабушке, посторонним взрослым, или, того хуже, хамит, задумываемся ли мы о причинах, побуждающих его к этому? Не думаю.

Заинтересовавшись этим вопросом, я как-то набрела на следующую рекомендацию: «если ребенок вам грубит, попросите его сказать более вежливо». Так и вижу: ребенок на взводе, не знает, что ему делать – и тут на него еще начинают давить из-за «спасибо» и «пожалуйста». Можно подумать, ему от этого станет легче или проблема, ставшая причиной грубости, исчезнет.

На мой взгляд, бесполезно пытаться «отлакировать» речь ребенка, заботиться о его интонациях и словах, которыми он выражает свое мнение, если не разрешен конфликт, ведущий к этому. Бесполезно прикрывать рану шелком, нужен бинт и антисептик. В наших, родительских руках, всегда есть эти условные бинт и антисептик, поэтому мы просто обязаны ими воспользоваться.

Конечно, неприятно, когда такое происходит, особенно на людях, но надо помнить, что ответственность за такое поведение родители и дети несут в равной степени.

Причины грубости ребенка

Не бывает агрессии из ниоткуда. Не бывает грубости, возникшей на пустом месте. Если ребенок начал грубить – значит, у него имеется не разрешенная проблема, разобраться с которой самостоятельно он пока не может. Именно поэтому самое важное в семье – это доверие друг к другу.

Если ребенок вам доверяет, не боится прийти с самой ерундовой или наоборот, по-настоящему сложной проблемой, то и потребности грубить у него просто не возникнет.

Грубость – это защитная реакция, попытка отгородиться от «ковыряния палочкой». Особенно часто это возникает, если человек не уверен, что ваш интерес искренен.

Грубость – это своеобразный маяк: «у меня есть проблема, но я не хочу/не могу/боюсь обсуждать ее с тобой».

Проблемой может оказаться что угодно – от финансового положения семьи до ощущения собственной беспомощности в связи с какой-либо ситуацией. В любом случае довольный, счастливый ребенок никогда не будет грубить!

Следует задуматься – почему же не хотят обсуждать эту проблему с вами? Боятся обидеть? Не верят в вас? Боятся сказать? Вот те вопросы, которые должны задавать себе родители, а вовсе не «как ты посмел разговаривать со мной в таком тоне».

Что делать, если ребенок грубит?

  1. Во-первых, постараться понять причину. Хорошо, если у вас с ребенком теплые, дружеские взаимоотношения. Если нет – постарайтесь их наладить.
  2. Во-вторых, оставаться спокойными. Если вы тоже разозлитесь и перейдете на ту же манеру общения, проиграют все.
  3. В-третьих, дать понять, что такое поведение бессмысленно.

    Оно не даст ожидаемых результатов – вы не пойдете на поводу у эмоций, и ничего существенно не изменится.

  4. В-четвертых, необходимо озвучить свои чувства в виде «я-сообщений».
  5. В-пятых, нельзя давить или, как говорят, «капать на мозги».

    Спросив сто раз «что у тебя случилось?», вы вряд ли услышите правду, если вам ее не сказали после первого вопроса.

Например, представим ситуацию: мальчишку не принимают в новой школе. Он расстроен и, хотя обычно вежлив, придя домой на вопрос «что случилось?» молча хлопнул дверью и заперся в комнате. Имеет ли смысл выговаривать ему за поведение? Нет.

Имеет ли смысл давить на него? Нет. Он выслушает вас, но его голова и мысли будут заняты обдумыванием заботящей ситуации.

В следующий раз, возможно, он и сдержится, не подаст вида – но лишь для того, чтобы не слышать новых вопросов. Пройдя по стандартному пути «я тут главный, не смей мне дерзить», вы лишь отдалитесь от ребенка, лишившись возможности знать, что на самом деле происходит в его голове.

Но какой будет реакция, если из-за двери мама спокойно скажет: «Мне больно видеть тебя таким. Пока ты молчишь, я не знаю, как помочь тебе и это причиняет мне боль. Пожалуйста, не делай так больше. Когда успокоишься – приходи, мы поговорим и попытаемся решить твою проблему вместе. Я люблю тебя, что бы ни случилось».

Вполне возможно, что он и не выйдет из комнаты. Очень даже вероятно, что ничего не скажет. Может, даже нахамит снова. Но то, что запомнит – это точно. Пусть на миллиметр, но вы станете ближе друг к другу. Идя этим путем, однажды вы сможете дотянуться друг до друга и поговорить. Возможно, этот путь будет долгим, но всю дорогу ребенок будет знать, что он не один. Это ведь так важно – чувствовать, что ты не один, что в мире есть кто-то, кто принимает тебя таким, как ты есть.

Если бы родители хоть иногда вспоминали об этом, было бы гораздо меньше несчастных детей.

alimero.ru

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/rebenok-grubit/

Когда ребенок хамит | Социум | Наша Психология

«Пошла в опу! Дура, идиотка! Отвали от меня, я сказал!» Думаете, это соседи пьяные дерутся? Нет, это нежный мальчик Сережа из второго класса объясняет своей маме, что не хочет уходить с площадки прямо сейчас.

Однажды я пришла за дочкой на продленку и оказалась в эпицентре скандала. Сережина мама стоит вся пунцовая и лепечет что-то невразумительное, типа «Сереженька, мальчик, ну пойдем домой, уже обедать пора». Я стою рядом и готова провалиться сквозь землю. Еще мне хочется взять мальчика за шкирку и слегка постучать им о забор, чтобы пришел в сознание.

Гроза семьи

Так как речь у меня временно отключилась, Сережина мама принимает мое молчание за сочувствие и начинает тихо жаловаться: «Вот всегда он со мной так. С папой просто идеальный ребенок. А вот меня, бабушку, учительницу – просто ни в грош не ставит.

И ведь дома у нас полная любовь и взаимопонимание, никто ни на кого не кричит, не ругается, ну, с мужем иногда можем повздорить, но тоже все тихо, без крика.

А Сережа раньше был такой послушный, такой ласковый, а вот пошел в школу – и как будто подменили его».

Потом, правда, выясняется, что это не совсем так. Когда Сереже было всего два годика, он вполне мог замахнуться на маму лопаткой, ударить бабушку ногой, вырвать из рук печеньку, которую мама собиралась положить себе в рот. Но тогда все списывалось на «такой возраст, пройдет».

Сережа рос, и ничего не проходило. Пятилетний бутуз валился на пол, дрыгал ногами, орал дурниной, швырялся сапогами Мама прыгала вокруг него с причитаниями и уговорами.

Бабушка скорбно поджимала губы, но сказать веское слово не решалась: она тут в приживалках, квартира принадлежит Сережиному папе. Последний домашний инцидент выглядел так: мама попросила (!) Сережу сесть за уроки.

Сережа ответил в духе «Выметайся из моей комнаты» и запустил в маму учебником. Мама вышла и потом плакала на кухне.

Мы – крутые перцы!

Волей-неволей я втягиваюсь в беседу: «А вы что делаете, если он вам грубит?» – «Ну, я ему объясняю, что так говорить нехорошо, что бабушка расстраивается, плачет и учительница тоже много для них делает, с ней нельзя так.

А он посреди урока может встать, сказать, что ему скучно, и уйти в коридор. Или вот на этой неделе меня к директору вызывали: говорят, оскорблял учительницу, высмеивал», – жалуется мама Сережи. «А папа что?» – интересуюсь я.

«А папа говорит, это все ваше бабское воспитание, с ним-то мальчик шелковый», – поясняет мама.

Ох, вот как только пошло про бабское воспитание, сразу многое стало понятно. Сережа папу копирует, что бы там мама мне ни пела про любовь и взаимопонимание. Не уважает папа женщин, за людей их не считает, может себе позволить и унизительное обращение, и открытое пренебрежение, комментарии в стиле «Да что с нее взять, все бабы – дуры». Но – матом ведь не орет? С топором не бросается. Значит, все хорошо?

Нет, не хорошо. Эта ситуация разрушительна и для семьи в целом, и для Сережи в частности. Получается, что иерархия в семье выстроена не по горизонтали (папа-мама, бабушка-дедушка, дети), а по вертикали: папа объединен с сыном по признаку «крутые перцы», а маме и бабушке выделено их место на ящике с золой у печки.

Выстраиваем семейную систему

Для здорового развития ребенка, для того чтобы в будущем он смог правильно построить свою семью, очень важны примеры родителей, это все уже выучили. Так вот, в здоровой семье есть подсистема «родители» и подсистема «дети». Родители принимают решения относительно функционирования всей семьи, распоряжаются деньгами, планируют отпуск, выбирают школу.

Еще родители устанавливают правила и следят за их соблюдением. Они могут наказывать нарушителя, а могут награждать «за заслуги перед Отечеством». В их жизни есть области, куда детям вход воспрещен, супружеская постель например.

В дисфункциональных, нездоровых семьях объединение идет по какому-то иному признаку, например по половому: мальчики (папа и сын) и девочки (мама и дочка). Или создаются коалиции двоих-троих против одного (мама+дети против папы алкоголика). Это нарушение семейной иерархии мешает детям расти и развиваться, ведь они вынуждены участвовать в том, до чего не доросли, в ущерб своим детским занятиям.

Иногда на детей взваливают непосильное бремя ответственности за себя и своих младших братьев-сестер, в особо тяжелых случаях – еще и за родителей. Дети взрослеют раньше времени, становятся тревожными, отказываются от своих желаний и потребностей, что аукается им потом, когда они дорастают до реального возраста совершеннолетия. Я вернусь к этой картинке позже, а пока посмотрим, как Сережина семья докатилась «до жизни такой».

Доля ты, русская долюшка женская

Сначала это выглядело очень забавно: большой мужчина и маленький мужичок, лет трех. Старательно повторяет за папой, комично сдвигает крошечные бровки и тянет: «Не твоего ума дело, женщина!» И все смеются. Мама тоже, хотя с некоторым запозданием. А как не смеяться, если муж хохочет и явно доволен? И хочется хлопнуть по столу, прекратить веселье, а ну как супруг рассердится? А ведь она от него зависит.

Когда они поженились, она была бухгалтером в компании, он – партнером по бизнесу. Работа скучная, зарплата небольшая, а тут любовь-морковь, забеременела сразу, сначала все было очень хорошо. Свой дом, хозяйство, малыш

Как-то незаметно отказалась от своих подруг, увлечений, занятий. Только дом, только дети (есть еще малышка полутора лет), только интересы мужа. Своих денег нет совсем, на колготки приходится у мужа просить. И он проверяет все чеки, может отказать в просьбе, если не в настроении. Это ужасно унизительно, но что поделать? «Кому я еще нужна с детьми?» – вырывается как крик души.

Ох, тоска-тощища слушать ее Уже даже мне самой хочется сказать что-то грубое, типа «Ну хватит быть овцой!». Она провоцирует людей на хамское с собой обращение, этот взгляд снизу вверх, опущенные плечи, заискивающие интонации. Ну, нельзя же так, в конце-то концов! У тебя высшее образование, почему ты об этом забыла?

Ей невыносимо стыдно за сына перед другими мамами, перед учительницей, она растеряна и не знает, что ей делать. Мне-то она все высказывает, потому что я – никто, случайный прохожий. Если б знала, что моя дочка в этой же школе, – рта бы не раскрыла, я уверена. Но сил терпеть хамство и унижения остается все меньше. Она боится, что в какой-то момент расколотит тарелку о чью-то голову.

Я осторожно спрашиваю, почему муж не защищает ее от сына. «Да что вы, – устало отмахивается она, – какое там, ему это все даже нравится, он считает, что так и должен себя вести настоящий мужик». – «Я бы уже давно взорвалась, – честно признаюсь я. – Может, вам все-таки на работу выйти?» – «Может – совсем безнадежно отвечает мама Сережи. – А дети? На кого их оставишь?»

С этим можно бороться!

В своей депрессии Сережина мама не видит выхода, ей кажется, что она в ловушке, в тюрьме. Ей нужна помощь, здравый взгляд снаружи, положительный пример.

Работа бывает на полдня, надомная, сменная. Дети вырастают, ходят в садик и в школу, есть бабушка, в конце концов. Можно подучиться и выйти из дома, начать зарабатывать свои деньги, обрасти заново друзьями, найти себе новое хобби. Но она покорно ждет, пока Сережа наиграется, пихнет ей в руки портфель и направится к дому, даже не взглянув на маму.

Знаете, что могло бы спасти ситуацию? Если бы Сережин папа в первый же раз, когда мальчик (пока еще осторожно) попробовал нахамить маме или бабушке, – нет, не залепил ему подзатыльник, а строго и внятно произнес: «Немедленно извинись, и чтобы больше этого не было». То есть дал бы сыну понять, что его поведение абсолютно неприемлемо. В крайнем случае мама могла бы сама защитить себя: «Нет, со мной так разговаривать нельзя, извинись и смени тон». Честное слово, детям полезно прививать хорошие манеры.

Источник: https://www.psyh.ru/kogda-rebenok-hamit/

Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возрастТекст

Дорогие читатели! В ваших руках завершающая книга из серии «Как здорово с ребенком». Подростки – ох и сложная эта история! Это не тот возраст, про который я могу сказать, что он легкий. Да, он не простой. Да, с детьми в этот период жизни приходится посоревноваться в постановке целей, достижении результатов. Да, вам придется делать над собой усилия, а это так не просто.

За годы жизни с ребенком у нас формируется определенная инертность мышления, но подростки ее быстро и мастерски ломают. Дети в этом возрасте могут быть двигателем прогресса вашей семьи: вы будете лучше выглядеть, красивее одеваться и узнавать много нового ради того, чтобы быть на одной волне с ними. Либо, наоборот, будете упираться, кричать и стоять на своем.

Можно догадаться о результатах в том и ином случае?

Я постаралась сделать эту книгу очень точной и краткой в ответах и формулировках, это так важно в наш век дефицита времени. Я очень благодарна двум своим старшим детям, для которых этот возраст актуален. Они научили меня мудрости, и на них я отработала большую часть описанных тут советов и рекомендаций.

Приятного вам чтения и результативных ответов!

Ваш ребенок от 8 до 13

# От 8 до 13 – дети, подростки или взрослые?

# «У всех есть»

# Почему наши дети так рано взрослеют?

# Подростковый кризис

# Как говорить с подростком на одном языке?

# Максимализм

# Родительский авторитет

# Тайм-менеджмент

# Домашние обязанности

От 8 до 13 – дети, подростки или взрослые?

Удивительно, но каждую свою книгу о детях я могу начинать словами: «Это мой любимый возраст». И потому, что у меня есть собственные дети в каждой возрастной категории, и потому, что для меня каждый из этих периодов прекрасен по-своему. Но дети, входящие в ранний подростковый возраст, – это категория, которая вызывает у меня особые чувства по ряду причин. Во-первых, я считаю, что этим детям может быть тяжелее всех. Они сталкиваются со многими изменениями в социуме вокруг.

У них огромная загруженность: чем только дети не заняты, кроме школы. На них давит бесконечное родительское «ты должен», но при этом уважение к ним практически не показывается, им не выказывают доверия. А это очень важно для их адекватной самооценки. Во-вторых, у них начинаются изменения в гормональном фоне, что тоже дается не просто. В-третьих, на них давит информационный поток: новости, мультики, фильмы и т. д. Это большая нагрузка, которой у нас с вами не было.

Поэтому нашим детям гораздо тяжелее.

Подросток Даже само слово такое, как будто «под ростком», сразу представляется нечто хрупкое, недоделанное, что ли Примерно так, но только не осознавая этого, ощущает себя и ребенок в этом возрасте.

И все-таки дети 8–13 лет – это дети, подростки или они ближе ко взрослым? В психологии подростками считаются те, кто достиг возраста 12–13 лет. Я не могу с этим согласиться в сегодняшних реалиях. Дети взрослеют раньше, в другие сроки формируются вторичные половые признаки и психоэмоциональная сфера ребенка.

Так когда же начинается подростковый возраст? Удивить вас? Первые признаки его приближения вы начнете замечать в 9–10 лет. Для меня это стало в свое время шоком, честно говоря, я не ожидала этого «гостя» так рано. Но именно в этом возрасте у современных детей начинаются первые гормональные перестройки. Постепенно становятся очевидными и изменения в теле, вызванные взрослением.

Ваш вчерашний малыш становится похож на маленького неуклюжего олененка. Юный человек и сам не понимает, что происходит с ним, с его телом, и это, конечно, сказывается на характере. Резкие смены настроения, нежелание слышать чужое мнение, постоянные протесты и споры – основные симптомы, сопровождающие ранний подростковый возраст.

Что делать? Выставлять рамки – с одной стороны, проявлять мягкость и максимальное понимание, ласку – с другой. Я прекрасно понимаю родителей, которым порой хочется не то что наорать, а и подзатыльник дать. Но это не метод. От любого покушения на личность и, как кажется детям, «взрослость» вы получите жесткое усугубление отношений. Оговорите условия еще «на суше», то есть за пару лет до начала этого периода.

Ребенку в это время важно жить в привычных условиях, которые не «ломают» его психику, его образ жизни и привычки. Это поможет не усугублять и так непростое для всей семьи время. И обязательно помните – это все тот же ребенок, и объятия как минимум 4 раза в день никто не отменял!

После первых острых двух лет взросления вас будет ждать «бонус» – примерно год спокойной жизни. Ваше чадо немного привыкло к себе, своему телу и успокоилось.

Расслабились? Не стоит! Самое интересное впереди. После 14 лет гормоны начинают бушевать с новой силой. Меняются представления о мире, появляются новые авторитеты. Не сформированная до конца личность легко поддается чужому влиянию, резко меняет свое мнение, опираясь на иное. Родители находятся в напряжении и переживаниях. И самое главное, способов влияния или наказания практически нет. Современная школа формирует у подростка иммунитет к повышению голоса, крику.

Дети живут за своеобразным экраном с надписью «Поорет – перестанет». Примеры из книг, герои фильмов – все это не имеет значения, важна лишь оценка определенного социума, которому они безоговорочно доверяют. И вроде бы вы как родители все еще помните о мягкости и любви, но все чаще опускаете руки и плачете от безысходности. Что делать? Вспомнить себя и переждать! Поверьте, и это пройдет! В этой книге мы обсудим, чем можно помочь вам, а главное, ему – вашему ребенку.

«Опускаются руки», «нет сил», «не понимаю, как с ним говорить» – вот что чаще всего я слышу от родителей подростков. Мамы и папы бывают не готовы к взрослению их чад. Каждый из нас думает, что «мой таким не будет», когда слышит истории о неуправляемых подростках. Отсюда проблема № 1 – наша неподготовленность.

Кризис этого периода жизни связан не только и не столько с психологией. Примите как факт: с вашим дитяткой это тоже случится. Как только начнет меняться гормональный фон, начнет меняться поведение ребенка. Теперь это происходит раньше: около 10–12 лет у девочек и 11–13 у мальчиков.

Второй всплеск случается у всех в 15–16 лет.

Проблема № 2 – самобичевание родителей. «О, я ужасная мать, если мой ребенок мне хамит, не учится, красит волосы в синий цвет!» Я знаю, что принять это сложно, но этот кризис взросления случится со всеми.

И какая вы мать – тут не имеет никакого значения. Наоборот, если ребенок бунтует вслух, выясняет с вами отношения, огрызается – это означает, что у вас нормальная семья и хорошие отношения.

Если он делает все это в душе, выговариваясь лишь в соцсетях, то это гораздо хуже, и прогноз тут менее благополучный.

Проблема № 3 – невозможность признать, что и мы такими были и все прошло. Вспоминайте себя и говорите с ребенком, что вы его понимаете, что и вас так «колбасило», что все пройдет и вы готовы помочь. Не можете вспомнить сами, спросите ваших родителей.

Очень важно понять, что подростковый кризис – это не ошибки воспитания, это нормально и неизбежно. Не бегите от ребенка, не играйте в игру «семья подростков», когда на эмоции ребенка родители начинают кричать и обижаться, то есть вести себя как подростки.

Вы быстро все преодолеете, если хоть кто-то будет взрослым.

Источник: https://www.litres.ru/larisa-surkova/rebenok-ot-8-do-13-let-samyy-trudnyy-vozrast/chitat-onlayn/

Если подросток хамит

Вашего сына будто подменили: он игнорирует замечания, прогуливает уроки, грубит. Еще обиднее, если так ведет себя дочь. И если ершистость, несобранность, неаккуратность еще как-то можно терпеть, то грубость родителей убивает. Как исправить положение? Давайте разберемся вместе.

Агрессия — естественное чувство

Вступив в «трудный» возраст, дети меняются до неузнаваемости. Когда-то ласковые и послушные, они на каждом шагу демонстрируют грубость. Это естественно. Взгляните на агрессию другими глазами.

Прислушайтесь к мнению ученых, которые считают, что в таком проявлении эмоций кроется не хамство, а мощный положительный потенциал. Если разобраться, агрессия — это лишь оборотная сторона целеустремленности, желания самоутвердиться, умения отстоять свою позицию.

Ведь именно агрессивность помогла выжить нашим предкам в то далекое время, когда побеждали сильнейшие.

Со временем на смену механизмам естественного отбора пришла система запретов и этических норм, позволяющих мирно сосуществовать сильным и не очень. Но агрессивность по-прежнему дремлет в каждом из нас. Она дает о себе знать, когда кто-то попирает наши права. В какой форме это выплескивается на окружающих — зависит от обстоятельств, темперамента и не в последнюю очередь от воспитания.

Поэтому прежде всего поищите истоки грубости чада в собственной семье. Когда с пеленок малыш растет в доброжелательной атмосфере уважения и терпимости друг к другу, он вряд ли вырастет хамом. А если резкие слова и повышенный тон для родителей норма, стоит ли удивляться?

Откуда это берется?

Но в нашей семье не хамят, мой ребенок грубит на пустом месте — возразите вы. Не совсем.

Агрессивность может быть вызвана инфантильностью: такие дети, не без вашей вины, просто «не успели» усвоить правила общежития, их социально-психический статус не соответствует возрасту, указанному в свидетельстве о рождении. Терпеливо объясняйте ему, в чем он не прав. Подросток повзрослеет, и поведение выровняется.

Вспышки недовольства и ярости могут возникнуть как протест в ответ на попытки взрослых унизить, оскорбить или подчинить его своей воле. В этом случае агрессия направлена против конкретных «виновников» ситуации — к примеру, старшего брата или отца, которые решили принудить его к чему-то силой, учителя, незаслуженно поставившего двойку. Как только конфликт разрешается, ребенок успокаивается.

Агрессия может быть генетической, то есть унаследованной от кого-то из родственников. Тогда повышенная возбудимость, злобность, конфликтность проявляются в раннем возрасте и продолжаются до конца дней. Родителям таких детей можно только посочувствовать.

Как бороться с хамством

Аналогичное поведение с вашей стороны лишь подольет масла в огонь. Чтобы не провоцировать своего отпрыска на грубость, усвойте шесть простых правил.

1. Дайте свободу. Постарайтесь свыкнуться с мыслью, что ваш малыш уже взрослый и навязать ему свою волю «в лоб» уже не получится. Его непослушание — это всего лишь стремление освободиться от вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения: перейдите на спокойный, вежливый, юмористический тон, откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще никому ничего не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурным негодованием, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Пожар ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Кто-то должен первым замолчать. Вам это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверью. Постарайтесь достойно выйти из трудной ситуации, например, с помощью шутки. Ведь дети учатся у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они безошибочно умеют определить слабости старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны чувствовать, что родительский авторитет незыблем.

Прежде чем что-то «запретить навсегда», подумайте, так ли это необходимо: ведь рано или поздно ребенок нарушит запрет, и будет прав. А ваш авторитет пострадает.

Не лучше ли просто заключить с подростком мирный договор о том, чтобы они предупреждали вас о нарушениях «комендантского часа», который вы установили, и, не опасаясь услышать крик, сообщали, где и с кем сейчас проводят время.

Источник: https://www.2000.ua/v-nomere/aspekty/ekspertiza_aspekty/esli-podrostok-khamit_arhiv_art.htm

Недетский буллинг: Три типа родителей, которым грубит ребенок

Родители часто оправдывают хамское поведение своих детей, будь-то капризы дошкольника или наглый отказ подростка выполнить то, что его попросили. Неуправляемые дети часто обзывают и тиранят своих родителей, а это уже настоящая травля, хотя многие родители не думают об этом термине. А должны бы.

Шон Гровер, нью-йоркский психотерапевт, в своей книге «Когда тиранят дети: Как отобрать контроль у вашего дорогого хулигана и снова получать радость от родительства» (When Kids Call the Shots: How to Seize Control from Your Darling Bully — and Enjoy Being a Parent Again?) говорит о причинах такой ситуации и конкретных тактиках для ее преодоления.

Из личного опыта

Гровер признается: «Несколько лет тому назад я вдруг осознал, что моя собственная дочь тиранит меня, я прочел все книги для родителей, но нашел там только очень общие и расплывчатые рекомендации, которые не подходят всем, или же быстрые решения проблемы, которые не дают результата на долгую перспективу.

Что меня поразило, это то, как мало все эти книги берут во внимание личную историю родителя: как воспитывали его, травили ли его в школе, растил ли его отсутствующий или небрежный родитель или родитель-нарцисс? Это и есть настоящие причины того, какова родительская модель каждого из нас и являетесь ли вы поэтому таким родителем, которому грубят.

Поэтому я стал копаться в себе и выяснил, что истоки поведения моей дочери — в моей неуверенности и моих страхах.

Как понять, что ребенок вас травит

Травля (bullying) — это что-то такое, ассоциирующееся со школой, где есть дурно воспитанные дети, издевающиеся над «ботаниками».

А как понять, что ваш ребенок уже не просто пробует, где там границы дозволенного, а относится к вам агрессивно, враждебно и даже подличает, то есть травит вас? Родители всегда выступают в неблагодарной роли того, кто регулярно что-то детям запрещает, поэтому конфликты неизбежны.

Когда ребенок испытывает на прочность власть родителя, а родитель указывает ему на грань дозволенного, то ребенок учится себя контролировать. Эти грани и границы очень помогают ребенку правильно развиваться в эмоциональном плане. А если эти границы не установлены, то хамство и агрессия со стороны ребенка гарантированы.

Если ваш ребенок стал вашим тираном, то он обзывает вас, пытается бить, унижает и всячески оказывает неуважение. Чувствуете вы себя при этом ужасно. И школьные тираны, и домашние не остановятся ни перед чем, пока не добьются своего. Они не сочувствуют, не сопереживают, они в ловушке собственного нарциссизма. Они будут угрожать, шантажировать и терроризировать вас, пока вы не сдадитесь. И до тех пор, пока вы не научите их соблюдать границы и пределы, ваши отношения не улучшатся.

Источник: https://womo.ua/nedetskiy-bulling-tri-tipa-roditeley-kotoryim-grubit-rebenok/

Что делать с хамством подростка? Советы психолога! | Психологический центр «ТОЧКА»

Такая «невинная» вещь, как хамство – не самая главная из проблем родителей и подростков, ведь зачастую на пути взросления приходится сталкиваться с более серьезными вопросами – уходы из дома, ранний секс, употребление ПАВ

Тем не менее, именно хамство доводит родителей до белого каления и является самой часто озвучиваемой родителями проблемой. Хамство вызывает бурю родительских эмоций в спектре от беспомощности и отчаяния до страха и ярости. Посмотрим, что можно с этим сделать.

  Что делать, если ребенок хамит? Советы психолога!

★ Прежде всего, помните, что все подростки проходят через этап хамства, обзываний, ругани, неприятного тона в адрес родителей. Такое поведение вашего ребенка не в коей мере не характеризует вас как родителя. Не поддавайтесь чувству вины – вы не плохой, а самый обычный родитель обычного подростка.

★ Часто подростки ведут себя подобным образом зная, что это выводит родителя из себя. Налицо самая банальная манипуляция по принципу «стимул-реакция»: пара сказанных ребенком слов – и вот уже родитель кричит, топает ногами, плачет или читает нотации дрожащим голосом.

Осознайте эту манипуляцию! И осознанно не включайтесь в эту игру, не заводитесь. Не позволяйте собой манипулировать. Самое правильное в таком случае – проигнорировать сказанное.

Нет смысла проявлять к ребенку отрицательное внимание, не следует расстраиваться, раздавать подзатыльники, огрызаться или испытывать чувства беспокойства, вины, страха или гнева. Не подкрепляйте стимул.

★ Не воспринимайте столь серьезно все то, что говорят подростки! Не поддавайтесь на провокации! Таким образом, вы поощряете их словесную активность. Расценивайте все, что они говорят, скорее как болтовню маленьких детей (хоть и не слишком воспитанных), нежели как серьезные заявления, способные сделать беспомощным взрослого человека. Смех – лучшая борьба с агрессией маленьких.

★ Убедитесь, что вы не провоцируете данные действия, совершая их первыми. Спросите себя: «Если бы я захотел, чтобы ребенок ругался или обзывал меня, что бы надо было мне сделать?» Ваш ответ на этот вопрос может подсказать, как на самом деле вы добиваетесь такого поведения подростка.

Начали ли вы ругаться первым? Или, может быть, отдавали приказания? Задали несвоевременный вопрос? Вошли без стука в комнату? Были недовольны чем-то? Были ли ваши высказывания пренебрежительными, унижающими, осуждающими, обвиняющими? Все это – провоцирующие стимулы.

Какой стимул звучит с вашей стороны, вызывая такую реакцию? Осознав их, вы сможете контролировать речь вашего ребенка, устранив из своей речи эти провоцирующие стимулы, уменьшить количество беспокоящих вас случаев обзывания и хамства.

★ Останавливать хамство важно твердо, лаконично и корректно. Уместны «Я-сообщения».

Уверенно и спокойно вы можете дать обратную связь ребенку на его поведение: «Мне не приятен такой тон», «Я огорчена, слыша это», «Я не разрешаю так разговаривать с собой», «Я готова выслушать тебя, попробуй подобрать другие слова», «Я готова поговорить позже», «Давай обсудим все в других выражениях».

Избегайте местоимений «ты», «твой, «твои» и т.п. Начиная свою речь с них, такие фразы часто звучат как обвинения, и являются, как уже говорилось выше, провоцирующими стимулами. Расскажите лучше про себя, а не про другого.

★ Все мы наслышаны про неконтролируемые подростковые эмоции, обусловленные бурной гормональной активностью. Это действительно так, подросткам сложно контролировать себя. Часто их «несёт» неизвестно куда, они и сами потом расстраиваются и переживают. Понимая это, всегда принимайте извинения детей. И извиняйтесь сами, если не правы, учите их извиняться таким образом. В конце концов, все мы не идеальны. И такое поведение не характеризует человека, важны поступки, а не слова.

И наконец, помните, что несмотря ни на что, ваш ребенок вырастет, научится вежливо разговаривать (даже с вами), и станет хорошим человеком. Главное – сохранять уважительные и добросердечные отношения сейчас, несмотря ни на что!

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00

Источник: http://tochka-centr.ru/2017/08/29/chto-delat-s-hamstvom-podrostka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Можно ли есть макароны во время поста

Закрыть