Мощи Святой Матроны Московской: где находятся и как проехать
Святая Матрона Московская — одна из наиболее почитаемых в России святых XX столетия
Дар исцеления и умение предсказывать события, данные Матроне Московской от Бога, еще при жизни сделали Святую значимой для верующих.
По молитвам к Матроне Московской совершались исцеления и чудеса и после ее кончины — люди со всех концов России и из других стран приезжают поклониться мощам Святой и попросить заступничества.
Поэтому многие паломники интересуются, где находятся мощи Святой Матроны Московской и как к ним проехать.
photo: Sputnik / Yuri Kaver
Верующие пришли поклониться мощам святой блаженной Матроны Московской
Где находятся мощи?
Мощи Святой Матроны Московской пребывают в Покровском монастыре – эта одна из самых посещаемых обителей в Москве. Очередь к мощам блаженной Матроны здесь растягивается на несколько часов в любое время года.
В Покровском монастыре находится также образ Божьей Матери «Взыскание погибших» — икона написана по благословению Святой Матроны Московской.
Поклониться Матроне Московской можно и в других московских церквях, где хранятся частицы мощей Святой.
Помолиться перед иконой Святой Матроны Московской с частицей мощей можно в храме Воскресения Христова, расположенном на бывшем Семеновском кладбище.
Икона с частицей мощей Матроны Московской находится и в храме Святой благоверной княгини Евфросинии Московской.
В храме Святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубино и в церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке также есть икона с частицей мощей Матроны Московской.
Частица мощей Матроны Московской хранится и в церкви великомученика Георгия Победоносца в Ендове — на подворье Соловецкого монастыря.
Поклониться Святой Матроне можно и в церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.
Погребальная рубашка Матроны Московской хранится в церкви Святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе.
Как проехать?
Покровский монастырь в Москве находится по адресу улица Таганская, дом 58. Как проехать: от станций метро «Крестьянская застава» или «Пролетарская» минут пять пешком до площади Абельмановская застава.
photo: Sputnik / Yuri Kaver
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает церковь Покрова Божией Матери Свято-Покровского женского монастыря, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, в день ее памяти
Храм Воскресения Христова находится по адресу Измайловское шоссе, дом 2. Как проехать: церковь находится рядом с метро Семеновская.
Церковь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской находится на Нахимовском проспекте, дом 8. Как проехать: ближайшее метро — Нахимовский проспект.
Адрес храма Святых бессребреников Космы и Дамиана — Столешников переулок, дом 2. Как проехать: от станций «Тверская», «Пушкинская» и «Чеховская» по Тверской или Большой Дмитровке в сторону центра, от «Театральной» и «Охотный ряд» по тем же улицам, но в противоположном направлении.
Храм Воскресения Словущего находится в Филипповском переулке. Как проехать: ближайшее метро «Арбатская» — выход в сторону Гоголевского бульвара.
Церковь великомученика Георгия Победоносца в Ендове — на подворье Соловецкого монастыря, находится по адресу: ул. Осипенко, 6. Как проехать: ближайшее метро «Новокузнецкая», затем в сторону Кремля по Пятницкой улице.
photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Иконы Святой Матроны Московской
Храм Святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе находится на улице Александра Солженицына, 15/2. Как проехать: в одной остановке от метро Марксистская.
О чем просят
Святой Матроне Московской молятся об исцелении, о помощи в делах житейских, о встрече с суженым, о сохранении брака, о материнстве, об избавлении от пьянства и наркотических зависимостей.
Святую также просят о помощи в решении материальных проблем, о помощи в учебе, работе, об избавлении от страданий.
Молитва
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.
Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20190306/244612713/Moschi-Svyatoy-Matrony-Moskovskoy-gde-nakhodyatsya-i-kak-proekhat.html
2017-11-04T08:00+0300
2017-11-08T11:16+0300
https://ria.ru/20171104/1508185770.html
«Богоматерь Казанская»: куда исчезла самая популярная в России икона
https://cdn24.img.ria.ru/images/150818/36/1508183628_0:197:3029:1914_1036x0_80_0_0_24a92fc70435d84a9c5eb317897f4839.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
День народного единства — праздник сравнительно недавний. Однако он основан на событии, имеющем не только исторический, но и религиозный смысл. Православные верующие в этот день вспоминают, как благодаря Казанской иконе Богоматери народному ополчению удалось освободить Москву.
Но сегодня этот праздник приходится отмечать без его главного символа — самой иконы. И никто не знает, как она исчезла и где сейчас. О мистическом появлении и столь же таинственном исчезновении главной русской святыни — в материале РИА Новости.
Знамя русского ополчения
По церковному преданию, икона явилась на пепелище. После страшного пожара в Казани в 1579 году местной жительнице Матроне явилась Богородица, указав, где найти завернутую в сукно икону. А когда она была найдена, молва о многочисленных чудесах дошла до самого царя Ивана Грозного, ему послали копию изображения.
Однако как на самом деле появился этот образ, неизвестно по сей день. По одной из версий, его привезли в мусульманскую Казань православные миссионеры, по другой — икону написал кто-то из местных жителей.
В 1611 году Казанская икона стала знаменем войска Дмитрия Пожарского. По легенде, перед самым штурмом захваченной поляками Москвы князь приказал воинам держать трехдневный пост и постоянно молиться перед чудотворной иконой. А когда столица Российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Матерь Божию за помощь стране и ее народу.
А спустя 20 лет почитание иконы стало общегосударственным — ее выбрали «покровительницей» русского войска во время Смоленской войны с Речью Посполитой. По всей стране появляются многочисленные списки (копии) икон Казанской Богоматери.
Ближе к XVIII веку этот образ становится поистине общероссийским, символизируя не только заступничество Богородицы за страну, но и сплоченность народа.
К XIX веку Казань стала центром паломничества — поклониться чудотворному образу приезжали христиане со всего света.
Кража века
Но именно всенародная популярность святыни сыграет с ней злую шутку. Чрезмерное количество списков зачастую приводило к путанице, многие верующие не понимали, где именно хранится оригинал. Духовенство даже издавало брошюры с доказательством того, что образ находится в Казанском Богородицком монастыре, построенном на месте обретения святыни.
Именно в эту обитель любил захаживать некто Варфоломей Чайкин. Особенно много времени он проводил возле иконы 25, 26 и 27 июня 1904 года — в эти дни в Казань привезли икону Богоматери «Смоленскую». Обе святыни были выставлены в центре храма, и в их честь в монастыре совершались длительные службы, после которых утомившиеся монахини сразу шли спать. А спустя два дня вся Казань испытала шок.
«Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе.
Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю.
Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось», — писал один из очевидцев.
Новость о краже быстро облетела всю страну. Многие увидели в этом дурной знак, к тому же буквально на следующий после похищения день у императора родился долгожданный наследник. За раскрытие преступления взялись лучшие сыщики, расследование курировал лично Николай II.
Ключевыми в деле стали показания девятилетней Евгении Кучеровой: она видела, как поздним вечером 28 июня к храму подошли Ананий Комов и Стоян Чайкин (имя Варфоломей было ненастоящим), которого в криминальных кругах считали первоклассным вором. Это помогло полиции выйти на преступников. А вот что было дальше — никто не может выяснить до сих пор. Существует несколько версий.
Икону уничтожили. Кучерова утверждала, что видела, как Комов и Чайкин разрубили икону топором и бросили в печь. Чайкин же постоянно менял показания — сначала говорил, что действительно уничтожил икону, потом заявил, что продал ее старообрядцам, ведь те давали огромные деньги за старорусские образа. Эту версию следствие рассматривало как основную.
«Судьба подлинника неизвестна. В Церкви считается, что образ исчез после кражи», — отмечает замглавы Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Украли не ту икону. Такие слухи появились сразу после трагедии, как только в Богородицком монастыре выставили копию иконы. Есть версия, что каждый вечер перед закрытием храма игуменья убирала оригинал в тайник, ставя на его место список. Как бы то ни было, выставляемый после 1904 года образ тоже похитили — либо в 1917 году, либо год спустя, в 1918-м. Что с ним было дальше, никому не известно.
«Первый образ бесследно исчез после революции 1917 года», — в свою очередь, полагает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва) протоиерей Александр Агейкин.
В 90-е годы появился миф о том, что икону перепрятали чекисты. Согласно легенде, во время войны с ней по личной инициативе Сталина якобы совершали облет линии фронта.
Икона хранится в частной коллекции или у католиков. В 1960 году в Русской православной церкви за границей стало известно о некоем английском коллекционере, у которого есть «древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную». Возникла версия, что икону спасли соратники генерала Врангеля, затем она оказалась в США, но местной православной общине пришлось ее продать.
Еще одна версия гласит, что португальские католики выкупили икону у того английского коллекционера и привезли ее в Фатиму — там в 1917 году детям тоже чудесным образом являлась Богородица. В Фатиме действительно хранится оклад от православной иконы, причем некоторые ученые заявляют, что он принадлежал оригинальному образу.
По еще одной версии, икону передали папе римскому Иоанну Павлу II, в личных покоях которого она хранилась 11 лет. В 2004 году «ватиканский» образ передали Русской православной церкви. Теперь он хранится в Казанском Богородицком монастыре.
«Переданный католиками образ на самом деле является списком», — объясняет религиовед Алексей Юдин.
Сейчас в России, помимо «ватиканского», хранится несколько списков, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. По своим размерам они, судя по составленным в XIX веке описаниям, чуть больше оригинала. С 2011 года копию Казанской иконы доставили на МКС.
По всей стране разбросаны десятки храмов и монастырей в честь этого образа. Практически в каждом регионе есть свои местночтимые иконы Казанской Богоматери. Как ни парадоксально, таинственное исчезновение явленной иконы только усилило ее почитание среди верующих.
Источник: https://ria.ru/20171104/1508185770.html
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон | Милосердие.ru
Иверская икона Божией Матери
По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.
В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.
Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала.
Однажды Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин-иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной.
Существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.
Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская
Икона в двух окладах
Иверский образ Пресвятой Богородицы. Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта sobormihail.cerkov.ru
Иверская икона достаточно большая – 137 x 87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке:
«Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.
И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.
Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом – в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.
Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina.ru
Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.
Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.
Не вы меня храните, а Я — вас
Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.ru
По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом. У берега моря расположена Климентова пристань (названа в честь сщмч. Климента Римского или в честь Климента, первого епископа Афона, IV в.). Здесь же в X в. иверские монахи встречали прп. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери.
Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.
После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней.
Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».
Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма.
А России — с XVII века
Иверская икона Божией Матери. Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.ru
Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».
Образ был написан иконописцем «Иамвлихом Романовым». Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).
Святыня Москвы
Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap.ru
Московский список Иверской иконы поместили в часовню у Воскресенских ворот Кремля. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».
Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской
Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».
В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна.
В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В храме Воскресения Христова в Сокольниках также хранится образ Иверской Богоматери. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом.
Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита).
Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
Возвращение
Фото с сайта diveevo.ru
В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы – 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.
Монреальская Иверская икона, мироточивая
Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.1gb.ru
Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир – образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.
Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.
Моздокская и Тбилисская Иверская
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/iverskaya-ikona-bozhiej-materi-glavnaya-svyatynya-gory-afon/
Тихвинская икона Божией Матери: значение, в чем помогает
Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.
История иконы
Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.
В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой.
Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу.
За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.
На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу.
Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году.
В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.
В чем помогает тихвинская икона божией матери
Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.
Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.
Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми.
У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров.
Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.
Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.
Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.
Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.
Чудесные списки иконы
Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке.
В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона.
Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.
Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем.
Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами.
Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.
Днем почитания иконы является 9 июля.
Молитва перед Тихвинской иконой
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.
Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
(2 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/tihvinskaya-ikona-bozhiey-materi/
Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
Тихвинская икона Божией Матери, искренне почитаемая в православной церкви, появилась на свет в 1383 году. По словам предания, создателем этого чуда, считающегося сверстницей Пресвятой Богородицы, называют евангелиста по имени Лука. Лик Тихвинской Иконы Божией Матери великое число раз вдохновлял и поражал верующих людей чудодейственными знамениями и свойствами.
Значение святого образа было велико, поэтому на подаяния народа в ее честь возвели монастыри и храмы.
Читайте о святых местах в честь Тихвинской иконы:
История создания иконы
В различных городах России и мира находятся несколько копий этого изображения. Икона создавалась как подтип образа Богоматери-Одигитрии (Путеводительницы). Другое название — «Северная царица».
Первое появление изображения в предании датируется 1383 годом. В рукописных сказаниях того времени говориться, что лик святой девы шествовал по селениям на руках ангелов и представал перед взором восторженного населения. Своё шествие она остановила на берегу реки Тихвинка.
Чудотворная сила определяется тем фактом, что образ возникал в малообжитых землях, где не было христианства. Предание гласит, что на берегу Тихвинки построили деревянный храм Успения Богородицы, где своё пристанище нашёл этот святой образ. Летопись утверждает о трёх случаях пожаров в самой церкви, однако, изображение совсем не пострадало.
Важно! Чтобы подчеркнуть древность и значение Тихвинской Иконы Божией Матери, утверждают её связь с прообразом настоящей Богоматери, жившей в I веке нашей эры.
Этот чудотворный лик, по словам истории, перебирался из городов, где боролись против иконописи, в благоприятные места. После взятия Константинополя турецкими войсками, икона нашла новый удел — Святую Русь. С этих времён поднялся статус славянского государства.
В начале XVI века по настоянию князя Василия для поклонения образу, покровительствовавшему Москве, построили один каменный собор, где каждый желающий мог читать молитвы и служить Господу.
Тихвин отныне является популярным местом веры, богомолья и паломничества. Предание отмечает: Святой собор посещали Василий III и Иван Грозный.
Тихвинская Чудотворная икона Божией Матери
Где образ находится сейчас
В XX веке странствия лика продолжились во время оккупации монастыря немцами. Они отправили святой образ в Псков, а потом изображение попало в Ригу. В 1950 году Тихвинская икона оказалась в Чикаго, где её тщательно оберегали. В конце 70-х одна женщина посетила Псково-Печерский храм, где ей в подарок была вручена потемневшая «дощечка». Изображения не было видно совсем. Старец Серафим объяснил, что это святой образ, который проявится после возвращения в Россию Тихвинского лика.
В начале 90-х стали возрождаться храмы, а вера вышла из тени. В квартире женщины произошло чудо: потемневшая «дощечка» стала проявлять позолоченной изображение.
Через два дня каждый мог разглядеть Тихвинскую Икону Божией Матери, другое название которой «Северная царица». За этим происшествием последовала передача первородного образа в тот монастырь, где он долгое время находился.
Этот знак рассматривают как попечение Сына Божьего над Россией. Верующие понимали, что чудеса пророчествуют изменения, которые будет нелегко перенести.
Сегодня в России насчитывается примерно 400 храмов, в которых находятся списки (копии) чудотворного образа, написанного евангелистом Лукой. Тихвинская Икона Божией Матери находится в Успенском соборе, но почитается во многих монастырях России.
- Православный Новодевичий монастырь на Девичьем поле.
- Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.
- Троицкий собор Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга и др.
Стиль иконописи евангелиста Луки
Образ определяют к строго регламентированной системе написания и относят к типу лика Богородицы-Одигитрии, на которой практически всегда изображён духовный диалог Богоматери и маленького Христа. Сын Божий в одной руке сжимает свиток, на котором выгравированы священные послания, а другой рукой благословляет окружение.
Ноги младенца согнуты, правую стопу он держит несколько выше левой. Богородица склоняет голову в молитве. В этом факте заключено отличие этой иконы от Смоленской Божией матери. Стиль создания считается самым ортодоксальным и торжествующим.
Элементы лика можно хорошо рассмотреть на фото Иконы Тихвинской Божией Матери.
Картина Василия Истомина
В 1798 году художник начал работу над холстом, изображающим перенесение Тихвинской иконы Божией Матери в Успенский храм.
О Василии Истомине нет точных данных, но предполагают, что он является учеником Квадаля. В картине присутствуют элементы провинциального художества. Заказ на написание поступил от архимандрита Герасима. Александр I, видя эту картину, проливал слезы, проявлял истинную веру и радостно благодарил всех, кто был причастен её написанию, а также настоящему перенесению святого образа.
Важно! Многие люди молятся о собственном исцелении или о выздоровлении других перед Иконой Тихвинской Божией Матери. Есть множество свидетельств действительного выздоровления тяжелобольных.Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. XII–XIII вв. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря
Чудотворная помощь населению
На страницах сказаний находится множество фактов, показывающих божественные происшествия. Русские князья обращались к лику, прося о силе против военного вторжения.
Тихвинская Икона Божией Матери издревле помогала Руси от нашествия опасных врагов.
- В 1613 году шведы под началом генерала Делагарди отступили после молитв и богослужений одной русской благочестивой женщины Тихвинскому образу. Врагам показалось, что их окружает несметное количество войск, и они в панике разбежались. Однако шведы не сдавались, желая проникнуть в монастырь и зверски разрубить святыню, созданную евангелистом Лукой. Ни одно их начинание не нашло успеха.
- История гласит, что на списке иконы, хранящейся в киргизском городе Караколе, наблюдаются следы от выстрелов. Пули не смогли пробить основания, что говорит о божественной выживаемости образа. Вера в эти события охраняется беспрекословно.
- Во время ВОВ чудотворная тихвинская икона помогла остановить нашествие фашистов на Москву. Лётчики обнесли её вокруг города на самолёте, и в тот же день враг был повержен. Вскоре освободили и город Тихвин.
Каждая встреча со святым обликом порождает чудесное происшествие, укрепляет веру и смысл жизни.
Калужский храме святого пророка Иоанна Предтечи, чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери
В чем помогает икона
Богоматерь всегда помогает истинно верующим, читающим молитвы и чистосердечно просящим об избавлении от напастей, тяжёлых недугов.
Тихвинская Икона Божией Матери помогает при следующих неприятностях:
- Она способна спасти человека от разлагающего влияния душевной болезни.
- Люди, желающие правильного решения трудного вопроса, должны прикладываться к иконе, читая святые молитвы и веря в Бога. Это убережёт от недоброго взгляда и обманов в делах.
- Святая Богородица покровительствует новорождённым, даруя успокоение и здоровье чрезмерно активным детям. Она защищает от негативного влияния улиц и плохой компании.
- Есть свидетельства, что образ лечит паралич, эпилепсию и болезни суставов.
- Икона укрепляет взаимоотношения родителей и детей, повышает уровень духовной связи.
- Бесплодные женщины возвращают репродуктивную функцию, а православные роженицы не испытывают сильных болей, если усердно молятся изображению каждый день.
Совет! Церковь настоятельно рекомендует иметь эту святыню у себя дома, чтобы ежедневно возносить молитвы во имя улучшения своего положения.На заметку! Родившиеся в промежутке между 23 ноября и 21 декабря просят помощи у Иконы Божией Матери «Тихвинской» и «Знамения». Небесными покровителями для этих людей являются Николай Угодник и Варвара Святая. Образ «Знаменской» прославился перед Богом в XII веке, он помогает прекратить бедствия и усмирить врагов.
Реальные примеры исцеления
В середине XIX века жительница Петербурга страдала неизлечимой болезнью нижних конечностей. Медицина не могла помочь несчастной. По чудотворному настоянию она добралась до Исакиевского собора, где находился один список оригинального образа. Очевидцы отмечали, что, переступив порог Церкви Господней, женщина ощутила трепет болезни внутри себя.
Другие известные образа Богородицы:
- «Казанская»
- «Всецарица»
- «Взыскание погибших»
Злые духи, досаждавшие женщине долгое время, отступили после того, как она чистосердечно приложилась к лику Богоматери. Она почувствовала лёгкость и смогла встать на ноги.
В 1860 от паралича и головных болей чудесным образом излечилась одна девушка, проповедующая лютеранство. Не принадлежа православию, она любила поклоняться святому лику, искать смысл и соблюдать посты. В знаковый момент к ней пришло откровение, твердящее ей о молебне Тихвинской Божией Матери. Девушку, впавшую в транс, внесли в церковь. Собравшиеся узрели, как она исцелилась перед Богом в конце молебна.
В настоящее время чудеса, производимые образом, продолжают возникать. В Новодевичьем монастыре прозрела православная женщина, которая долгое время не видела окружающих объектов.
Тихвинская икона, известная под другим именем — «Северная царица», уже долгое время является священной реликвией для русского народа. Пережив многие напасти, она продолжает сохранять чудодейственную мощь.
Важно! Святыня дарует избавление от многих недугов, прогоняет недобрые силы и возвращает способность к самостоятельной жизни, если православный человек чистосердечно преклоняется и читает молитвы.
Посмотрите видео о Тихвинской иконе Божией матери
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-tihvinskaya.html
Гребневская икона и источник на Клязьме
Согласно преданию появление иконы Божией Матери Гребневская связано с победой русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. В течение нескольких столетий образ хранился в Москве, где слыл чудотворным.
Тем не менее, особое почитание иконы сложилось в Подмосковье.
Первые три храма, освященные в честь этой иконы, были построены в разных уголках подмосковной земли, а с недавнего времени в микрорайоне Клязьма города Пушкино оборудован также святой источник в честь Гребневской Божией Матери.
Московская икона Гребневской Богородицы
Согласно старинному преданию икона Гребневской Божией Матери была подарена жителями селения Гребени московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому вскоре после победной Куликовской битвы. Как не трудно догадаться, свое название образ получил по имени селения, располагавшегося, по одной из версий, на притоке Дона – речке Чири.
Это предание напоминает историю появления другой известной иконы Божией Матери. Легенда гласит, что Донская икона также была подарена князю Дмитрию Ивановичу вскоре после победы над Мамаем жителями еще одного поселения, находившегося в бассейне Дона.
Если эти повествования правдивы, то почитание обеих икон в Москве начинается с конца XIV века.
Как известно, победа русский воинов на Куликовом поле не означала свержения монголо-татарского ига. Несмотря на то, что Московское княжество стало стремительно набирать политический вес и могущество, зависимость от Орды формально продолжалась еще около ста лет. Именно тогда, в правление правнука Дмитрия Донского Ивана III, Гребневский образ вновь всплывает в истории.
В 1471 году великий князь Иван Васильевич вынул чудотворную икону из иконостаса Успенского собора и вместе с ней пошел против новгородцев, не желавших подчиняться Москве. Князю сопутствовал успех, поэтому в благодарность Божией Матери, он построил в районе Лубянки церковь, посвященную Пресвятой Деве Марии и ее Успению.
Эта обетная церковь возводилась Иваном III специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую икону, поэтому москвичами храм очень скоро стал называться «Гребневским».
В последующие столетия образ из церкви на Лубянке прославился многими чудесами. В 1612 году отряды защитников города вместе с Гребневской иконой отбили нападение литовцев, поляков и русских изменников. Спустя пять лет произошло еще одно чудо – икона осталась цела и невредима в опустошительном пожаре, который уничтожил храм.
В середине XVII столетия, с иконой связывали помощь в прекращении эпидемии холеры, а в начале XVIII века помощь от иконы получила сестра императора Петра Первого Наталья. Наталья Алексеевна пожертвовала средства на обновление старинного образа и украсила его богатой ризой.
Сестра царя пешком прошла из села Преображенского к Лубянке, в сопровождении процессии из приближенных и простого народа, чтобы поместить икону с новой ризой обратно в Успенскую церковь.
Почитание Гребневской иконы в Подмосковье
Икона пребывала в московском храме до 1935 года. После закрытия и сноса церкви след древней реликвии пропал, хотя уже в XVIII веке с московского образца были сделаны копии. Несмотря на то, что почитание Гребневской Богородицы постепенно вышло за пределы старой столицы, случаи посвящения храмов этой иконе в России были достаточно редки.
Даже московская церковь на Лубянке хотя и называлась в народе «Гребневской», на самом деле, как было указано выше, имела посвящение в честь Успения Божией Матери. Первый храм, главный престол которого освятили в честь Гребневской иконы, был построен в конце XVIII века в подмосковной усадьбе Гребнево.
Это имение принадлежало генералу Гавриле Ильичу Бибикову. Посвятить усадебный храм именно этой иконе, он решил, вероятно, из-за простого совпадения названий подмосковного села Гребнево и легендарного поселения Гребени, жители которого подарили образ князю Дмитрию Донскому.
Гребневская церковь и усадьба сохранились до наших дней, они находятся на территории Щелковского района недалеко от города Фрязино.
Второй Гребневский храм появился также в Подмосковье в селе Одинцово бывшего Звенигородского уезда. Возвести церковь пожелала владелица Одинцово графиня Елизавета Васильевна Зубова – мать братьев-заговорщиков Зубовых, участвовавших в убийстве императора Павла Петровича. Она построила каменный храм на месте обветшавшей деревянной церкви мученика Артемона. Мотивы, побудившие графиню сменить название прежней церкви на Гребневскую, остаются неясными.
Храм и источник в честь Гребневской иконы в поселке Клязьма
Третий по времени храм Гребневской иконы Божией Матери был построен в 1902 году в поселке Клязьма, который сегодня вошел в черту города Пушкино. Здесь утвердилось, пожалуй, наибольшее почитание этого образа Девы Марии.
Храм, построенный на средства состоятельных дачников, представлял собой прекрасный пример деревянного зодчества в неорусском стиле. Вместе с построенной позже каменной Спасской церковью он являлась украшением поселка и всей округи. Оба храма были закрыты в 1930-годы, однако избежали сноса.
В деревянном храме Гребневской иконы Богородицы был сооружен второй этаж, а пространство церкви разбито на учебные классы. Здесь до 1950-х годов располагалась клязьминская школа.
В 1990-е годы вновь образованная община верующих проделала немало работ по возвращению церкви ее первоначального облика, однако в октябре 2007 года столетняя постройка полностью сгорела. Прихожане церкви невольно проводили параллели с пожаром в московской церкви на Лубянке, который случился в XVII веке.
Как мы помним, в том далеком году Гребневская икона чудесным образом осталась неповрежденной огнем. Нечто похожее произошло и в 2007 году с одной из ее современных копий в Подмосковье.
На пожарище была обнаружена деревянная икона Гребневской Богородицы, которая каким-то образом избежала уничтожения, хотя огонь расплавил многие металлические изделия.
Сегодня на месте сгоревшей деревянной церкви возведена новая каменная церковь в честь Гребневской иконы, отчасти повторяющая формы прежнего храма.
Кроме того, община храма оборудовала на реке Клязьме водный источник, посвященный Деве Марии и ее Гребневскому образу.
Родник находится на расстоянии примерно одного километра от Гребневского и Спасского храмов недалеко от пересечения Боткинской и Менделеевской улицы. Ориентиром может послужить пляж и лестница, уходящая вниз к живописному берегу Клязьмы.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/grebnevskaya-ikona-i-istochnik-na-klyazme/
Владимирская икона Божией Матери. Об иконах — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Появление на Руси
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.
) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского.
Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир.
Богоматерь Владимирская. Константинополь. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 104×69. Престол и орудия страстей. Оборотная сторона иконы «Богоматерь Владимирская». Москва, начало XV века. Дерево, темпера. 104×69. Государственная Третьяковская галерея неизвестен, Public Domain
При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Переезд в Москву
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир.
«Сретение Владимирской иконы». XV век Nesusvet, CC BY-SA 3.0
Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.
Чудеса
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
- 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
- 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
- 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Местонахождение
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 тысяч золотых рублей (риза сейчас находится в Оружейной палате).
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/44292-vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi/