Палестина на карте мира — краткая история конфликта
Есть такая точка в мире – Палестина. Для многих это святая земля. Но даже люди, которые не слишком верят, понимают, что Палестина на карте мира – место не совсем обычное. Это не просто один из конфликтов, это символическая точка мира, вокруг которой формировалась наша история и наша культура.
Палестина на карте мира, столица Иерусалим – эти слова звенят в душе каждого человека. Именно здесь и сейчас идет борьба за те ценности, за которые она происходила в этих местах тысячу лет назад, две тысячи, две с половиной тысячи лет назад.
Палестина на карте мира в 2014 году – это два анклава, разделенные Израилем, – Сектор Газа и Западный берег.
Но когда-то это была единая Святая земля
Палестина и Израиль – история конфликта
В целом весь Ближний Восток – это колыбель трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. А в Палестине и вовсе во все времена жили рядом мусульмане, христиане, иудеи. С древнейших времен палестинские крестьяне пасли на этих землях, скот, выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же расположена первая кибла мусульман и третья святыня в исламе – мечеть Аль-Акса.
Израильтяне правили только некоторыми частями Палестины в течение 4 веков, в то время как присутствие мусульман исчисляется 12 веками! Более того – народ Израиля оставил Палестину с 135 года н.э. до 20 века. Таким образом их связь со святой землей прервалась на 18 веков.
Так в чем же причина конфликта Израиля и Палестины? С разрушением Османского халифата, европейские державы устремились на Восток в попытке разделить его. Поэтому неудивительно, что в 1907 году на конференции в Лондоне – столице Британской колониальной империи впервые прозвучал термин «буферное государство».
Идея состояла в том, чтобы создать в Палестине щит против мусульманского населения региона и отделить азиатскую часть халифата от африканской.Этому мероприятию предшествовало основание Всемирной Сионистской организации под руководством Теодора Грецля в 1897 году.
Политическая кампания по образованию сионистского государства на землях Палестины и активная дипломатическая работа особенно в колониальной Британии возымели успех. Однако настойчивые предложения халифу Абд аль-Хамиду о продаже палестинских земель еврейским переселенцам были категорически отвергнуты: “Я советую ему не касаться этой темы.
Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ создал Империю путем жертв и крови, и мы прольем свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если Империя распадется, то они получат ее бесплатно. Но это случится лишь через наши мертвые тела. И я не позволю этого, ни под каким предлогом никогда”.
Палестина отвергла предложения, так начался конфликт с Израилем.
Израиль и Палестина, конфликт кратко – это борьба
В декабре 1917 года Англия полностью оккупировала Палестину, а командующий британской армией провозгласил: «Теперь крестовые походы закончены». К 20-му год она установила военное положение на всей Палестине. Так начался конфликт с Израилем, государство которого появилось на карте в 1948 году.Палестинцев лишили конституционного правления, а ее земли стали заселять выходцами из Европы еврейского происхождения, которые начали формировать боевые отряды.
До 1948 года евреям принадлежали только 6,5% от всей площади земель Палестины.По окончании Второй мировой войны евреи заявили, что их безопасность может быть обеспечена только национальным еврейским государством на землях Палестины. И 13 августа 1945 года американский президент Труман обратился к английскому премьеру с просьбой разрешить иммиграцию 100 тысяч евреев в Палестину.
А 29 ноября 1947 года ООН под давлением США и СССР приняла решение разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Таким образом еврейское меньшинство получило 54% земли Палестины, хотя до этого владело лишь 6 процентами.
Вскоре в ходе войны между арабской армией и отрядами еврейских боевиков состоялась аннексия 78% земель Палестины, а 14 мая 1948 года евреи объявили о создании Израиля.
Из Палестины были изгнаны 60% населения – это от 800 000 до 1 млн 390. Были сожжены 478 палестинских деревень (всего их было 580). Самым зверскими массовым убийством мирного палестинского населения стало убийство в деревне Дер-Ясин. Тогда было убито 254 женщины, стариков и детей. Вся палестинская инфраструктура была уничтожена, и поэтому когда говорят, что Палестина и Израиль – это история конфликта между религией и наукой, то отчасти это так.
Сионистские радикалы ввергли в состояние первобытной пустыни Палестину, когда-то служившую научным, образовательным и культурным центром на Востоке.
Как помочь Палестине
Когда нас спрашивают, как помочь Палестине, мы отвечаем – нужно всё. Там всего не хватает. Там нужен хлеб, медицинское оборудование, лекарство, строительные материалы. Сектор Газа – это остров, отрезанный от ХХI века.
И наш фонд возит туда благотворительную помощь.
Free Download WordPress ThemesPremium WordPress Themes DownloadDownload WordPress ThemesDownload WordPress Themes FreeZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=download samsung firmwareDownload Best WordPress Themes Free Downloaddownload udemy paid course for free
Источник: https://solidarnost.su/palestina/palestina-na-karte-mira/
Борис ШУСТЕФ: ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ? (Окончание) [WIN]
номера | Архив | страница |
[an error occurred while processing this directive]
«Вестник» №19(252), 12 сентября 2000
(Окончание. Начало см. Вестник #18(251), 2000)
Ни один народ за всю историю существования человечества не демонстрировал такой преданной и безграничной любви к городу, как это делали на протяжении тысячелетий по отношению к Иерусалиму евреи. Из поколения в поколение этот факел вечной любви освещал еврейскому народу дорогу назад, домой, в Сион. Великий еврейский поэт одиннадцатого века Иегуда Галеви выразил свои чувства к великому городу такими словами:
Если бы крылья были у меня, чтоб полететь к тебе, Иерусалим, Я сердцу бы разбитому велел найти к тебе дорогу средь руин. Я бы лицом прильнул к твоей земле, ведь нет услады боле, чем губам Дать волю твои камни осязать и целовать твоих развалин пыль,
И воздухом земли твоей дышать, вселяя жизнь в пустоту души.
Израильский биограф Иерусалима XX века Амос Элон написал: «Среди многих поверженных городов-столиц древнего мира лишь Иерусалим остался в памяти, живших когда-то в нем изгнанников, как и в памяти их наследников из поколения в поколение [Он] стал их великой Столицей Памяти. Память дала им их культуру и осознание себя как народа. Другие народы тоже населяли земли и города, а затем теряли или оставляли их. Суть была в том, что они не помнили. А евреи помнили».
Даже в самую страшную минуту своей жизни сотни тысяч евреев в Освенциме и Дахау, Берген-Бельзине и Треблинке на исходе Судного Дня не молили Всевышнего о своем спасении, а восклицали: «В будущем году в Иерусалиме!» Назавтра многие из них уходили пеплом в небо, через трубы крематориев, а клич-призыв о возвращении в Сион подхватывали их соплеменники.
Евреи стремились в Иерусалим всегда. И не только стремились, но постоянно жили там. В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма.
Это событие было воспринято евреями как важное знамение.
Лидеры еврейских общин в Галилее, куда евреи бежали после разрушения своей столицы, обратились с призывом к «великому и могучему еврейскому народу»: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!»6.
Евреи вновь устремились в Иерусалим. И, когда в 614 году персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, владевших до того Иерусалимом, и в течение последующих трех лет сами правили городом6.
Огонь еврейской жизни в Иерусалиме не угасал никогда. Иногда казалось, что он еле тлеет, но всякий раз он разгорался с новой силой. Когда в 1267 году Мозес бен Нахман — Рамбан — приехал жить в Иерусалим, в городе было всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Рамбан и его ученики вновь возродили еврейскую общину в городе и в течение последующих 700 лет, еврейское пристутствие в Старом городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.
Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна»6.
Только всепоглощающая любовь, которую евреи испытывали к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим.
Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон, о положении евреев: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких-либо актах насилия и варварства по отношению к евреям»7.
Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, «мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность»7.
Английский путешественник Вильям Бартлет писал во время посещения Иерусалима в 1842 году: «Если у путешественника хватит мужества вдыхать зараженный воздух узких иерусалимских аллей, полный гнилостных миазмов, он поспешит убраться оттуда побыстрее, находясь под тягостным впечатлением нищеты и социальной деградации ее несчастных обитателей»7. Крик отчаяния, сорвавшийся с пера Бартлета в конце его описания посещения города говорит сам за себя: «Нет такого другого города на земле, который путешественник хотел бы поскорее покинуть, чем Иерусалим»7.
Непосредственная близость к еврейскому кварталу скотобойни, куда сбрасывались все нечистоты, приводила к бесконечным эпидемиям, уносившим ежегодно сотни еврейских жизней. Тем более поразительным должен быть признан тот факт, что число евреев в городе постоянно увеличивалось. И это при том, что жизнь еврея ценивалась, буквально, не больше копейки.
Если еврей осмеливался пройти мимо христианских святынь, ему грозила смерть. «Существовал документ, подписанный турецким султаном, согласно которому христианам позволялось бить еврея, замеченного проходящим по улице перед церковью Гроба Господня.
Даже если в результате такого битья еврей погибал, цена за пролитую еврейскую кровь составляла лишь десять пиастров, или три фартинга, или один цент»7.
Когда сегодня арабы кричат об «иудаизации» Иерусалима, им не мешает напомнить, что эта иудаизация началась не вчера, и не в 1967 году в результате Шестидневной войны, и не в 1948 году, когда было воссоздано еврейское государство, и даже не в те беспросветные для евреев дни, когда еврейская жизнь в Иерусалиме стоила один цент. Она началась еще при царе Давиде, когда «он купил у джебуситской женщины участок земли, чтобы построить на нем Храм»1. Так что иудаизируемая земля по всем правилам купли-продажи принадлежит евреям, она их собственность, купленная на собственные деньги.
Как может сегодня у кого-то поворачиваться язык обвинять евреев в том, что те хотят лишить Иерусалим его «арабской» истории? Как можно требовать от евреев отдать Арафату так называемый «Восточный Иерусалим», когда именно о нем евреи молились в течение двух тысяч лет изгнания? Как Арафат и весь мусульманский мир осмеливаются претендовать на суверенитет над Храмовой горой — частной собственностью евреев? Как это все так быстро забыли, что турки, то есть мусульмане, в 1917 году, при отступлении из Иерусалима, приготовились разбомбить находящиеся там мечети, о которых мусульмане сегодня так пекутся?
Иерусалим упоминается в Ветхом Завете 657 раз. О нем бессчетное число раз говорят еврейские пророки.
Разве можно сравнить беспрерывное воспевание Иерусалима в иудаизме с полным игнорированием его в священной книге мусульман — Коране, где слово Иерусалим не встречается ни разу? Да и Ясир Арафат, требующий сегодня положить к своим ногам сердце еврейского народа, почему-то при участии в 1965 году в написании Палестинской Хартии ни разу не удосужился вспомнить об Иерусалиме. Как и Коран, Хартия хранит молчание о «третьем по святости» для мусульман городе и вовсе не предлагает сделать его «столицей палестинского государства».
Еще совсем недавно мусульмане не задавались вопросом, кому принадлежит Иерусалим. Первородство евреев даже не оспаривалось.
Одной из привилегий, дарованных евреям, жившим под турецким владычеством, была «церемония вручения главному раввину ключа от городских ворот, всякий раз, как на трон всходил новый султан»1. Эта процедура символически подтверждала, что евреи «опять владеют городом своих праотцов»1.
Зная, как мусульмане легко присваивают себе чужие святыни, сомнительно, что те так легко согласились бы на передачу ключа евреям, если бы верили, что Иерусалим является их собственностью.
Ведь даже после того, как Иордания, население которой на три четверти состояло из палестинских арабов, оккупировала Иерусалим в 1948 году, арабов туда особо не тянуло. И это при том, что иорданский король Абдулла из политических соображений назвал город своей «альтернативной столицей». Однако одно дело назвать и совсем другое — заботиться о развитии города.
Сравнительные цифры роста населения Аммана и оккупированной Иорданией части Иерусалима вновь однозначно убеждают, что Иерусалим нужен арабам лишь тогда, когда им владеют евреи.
О чем можно говорить, если за двадцать лет иорданского владычества население оккупированного Иерусалима увеличилось лишь на 2,500 человек, а население Аммана, за более короткий срок, с 1948 по 1961 год выросло с 22 тыс. до 250 тыс. человек!
Арабы и сами иногда не скрывают правды. Халид Дуран, историк марокканского происхождения написал, что «важность Иерусалима для евреев и их неразрывная связь с ним теперь узурпирована палестинскими мусульманами»8. Как это не стыдно признать, но скорее не мусульмане узурпировали Иерусалим, а евреи добровольно готовы отдать его на откуп семье Хуссейни.
Именно иерусалимский муфтий Хадж Амин эль Хуссейни привлек в XX веке внимание мусульманского мира к Иерусалиму. Его племянник Абдер Кадер командовал группой арабских националистов в районе Иерусалима во время войны 1948 года.
Сын Кадера, Фейсал Хуссейни, отвечающий за иерусалимский портфель в правительстве Арафата, координирует ползучую экспансию палестинских арабов в восточную часть города.
Однако главная роль в отрицании еврейской души Иерусалима сегодня принадлежит внучатому племяннику Хадж Амина. Его имя — Абдул Рауф эль-Кодби эль-Хуссейни, которое он почти не употребляет, пользуясь своим более известным именем — Ясир Арафат.
Арафат, усвоивший ненависть своего деда к евреям с младых ногтей, не только развил хадж-аминовский терроризм, но добавил к нему видимость цивилизованности. Он, как и его дед, преследует лишь одну цель — уничтожение евреев. Он прекрасно понимает, что Иерусалим занимает самое важное место в еврейской душе и именно поэтому наносит туда главный удар.
Почти каждое его выступление обязательно упоминает Иерусалим, как столицу палестинского государства.
Выступая 28 августа на состоявшейся в Марокко 18-й сессии Иерусалимского Комитета Организации Исламских государств, Арафат заявил: «Любое соглашение, которое не гарантирует возвращение Иерусалима под арабский и палестинский суверенитет, и его освобождение обречено на провал и не жизнеспособно. Мир и стабильность на Ближнем Востоке не возможны, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам».
Как это не звучит парадоксально, но в заявлении Арафата есть очень важная частица правды. Мир и стабильность, действительно, недостижимы на Ближнем Востоке, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам — евреям.
Не только арабскому миру, но и всему цивилизованному человечеству пора, как это было всегда до XX века, признать, что Иерусалим — это сердце и душа еврейского народа.
Давно настало время для ОOН выковать большой иерусалимский ключ и, как это делали на протяжении нескольких веков турки, вручить его на вечное пользование евреям. А на ключе том выгравировать надпись: «Еврейскому народу от бесконечно благодарного человечества».
Источник: http://www.vestnik.com/issues/2000/0912/win/shustef.htm
Вифлеем. Населённые пункты — Путеводитель по Израилю
Вифлеем — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма.
Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.
В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.
Ветхий Завет
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה, плодоносный).
Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.
Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.
В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.
Новый Завет
Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.
Храм Рождества Христова, Ясельная площадь
Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.
Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
История города
Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля, поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.
Панорама Вифлеема со стороны Иерусалима. Фото 1898 года.
Древний период
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в земле Ханаанской.
Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Византийский период
В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.
На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 г., здание было восстановлено.
Вид сверху на Иродион
В 614 г. город был захвачен персами, но Храм устоял.
В 637 г. Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Период крестоносцев
Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе.
В 1095 г. по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета.
В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 г., несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 г.
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.
Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.
Османский и египетский период
С 1517 г. до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 гг., когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али.
За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.
Католическая процессия накануне Рождества в Вифлееме
В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.
Серебряная звезда в Пещере Рождества отмечает место где родился Христос
С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.
Британский мандат и позднее
В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 г., с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
Четыре вифлеемские женщины-христианки, 1911 г.
В 1948 г., в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 г., в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 г., согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одной из провинций численностью около 130 тыс. человек.
В 2000 г. в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Политика и безопасность
Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.
Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе.
Улица современного Вифлеема
Религия и население
В конце 1940-х во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90%), однако, во второй половине XX в. происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку.
Вифлеемские (плестинские) скауты на праздновании католического Рождества
В 2001 г. доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20%.
Наука и образование
В Вифлееме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы.
Вифлеемский католический университет был основан в 1973 г. и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек.
Несмотря на название, в университет может поступить человек любой веры.
С 1988 по 2008 гг. президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле.
Источник: https://guide-israel.ru/places/10434-vifleem/
Израиль забирает 400 гектаров земли у палестинцев
Ксения Светлова для bbcrussian.com, Иерусалим
Правообладатель иллюстрации EPA
Практически в тот же день, когда председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас объявил о прекращении огня, а в Израиле было заявлено об окончании операции «Несокрушимая скала» в Газе, израильская Гражданская администрация на Западном берегу сообщила о решении экспроприировать 400 гектаров земли у пяти палестинских деревень в районе перекрестка Гуш-Эцион.
Это постановление немедленно попало в центральные заголовки ведущих международных изданий, потеснив новости об обезглавливаниях курдов и езидов в Северном Ираке и побиении камнями женщин в Сирии.
В правозащитной организации «Шалом Ахшав» (Мир сейчас) назвали этот акт «самым большим захватом палестинских земель» за последние 30 лет, а руководство Палестинской автономии заявило о том, что этот шаг сведет на нет все миротворческие усилия и положит конец формуле «два государства для двух народов».
Решение уже успели осудить европейские, американские и арабские политики. Доведет ли государство Израиль план по экспроприации палестинских земель до конца вопреки международному давлению и угрозе третьей палестинской интифады?
Кто в доме хозяин?
О каких же землях идет речь, и почему Израиль настаивает на их отчуждении именно сейчас, когда еще не осела пыль, поднятая танками на границе с Газой?
Согласно информации, опубликованной на сайте израильского Гражданского управления на Западном берегу, «земли раздора» лежат в районе палестинских деревень Хусан и Джуба, а также израильских поселений Бейтар-Элит, Кфар-Эцион и Гваот.
Последнее из этих трех поселений, Гваот, бьло создано еще в 1984 году по решению военно-политического руководства – однако, в соответствии с израильским законодательством оно является нелегальным, поскольку Гваот не был записан в «Табу» — Управление регистрации недвижимостью.
На данный момент там проживает не более 150 человек (около 25 семей), однако еще в 2012 году израильское правительство приняло решение о возведении в Гваоте 500 жилых домов, что позволит превратить его в настоящий город.
Создание нового города в районе перекрестка Гуш-Эцион — рядом с крупными поселениями, такими как Алон-Швут, Кфар-Эцион и Бейтар-Элит — создаст территориальный континуум между всеми этими поселениями и Израилем, фактически ликвидировав так называемую «зеленую черту».
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Гваот создали еще в 1984 году, однако в соответствии с израильским законодательством оно является нелегальным
На этих 400 гектарах сегодня растут оливковые рощи, принадлежащие жителям палестинских деревень, расположенных на территориях, категорий «B» и «C» (территории «С» полностью контролируются Израилем, тогда как «В» находятся под совместным контролем палестинских и израильских сил безопасности).
Но вот кому конкретно принадлежат эти земли? В управлении Гражданской администрации Западного Берега сообщили, что им неизвестно о том, что эта территория легально принадлежит физическому или юридическому лицу, однако отвели 45 дней на обжалование решения в судебных инстанциях.
«Месть Израиля»
На данный момент израильские суды разбирают немало похожих случаев, когда против государства Израиль выступают частные люди – палестинские семьи – или целые деревни. Огромное количество подобных случаев заканчивается юридической победой Израиля, так как истцы не могут доказать права на тот или иной отрезок земли.
Некоторым семьям, как, например, семье Абдаллы Мухаммада в 2008 году, удается представить документы со времен британского мандата или Османской империи, которые подтверждают их претензии на землю.
Однако на этот раз речь идет не только о земельном наделе и будущем израильском городе за зеленой чертой. Учитывая, что разрешение на возведение 500 жилых единиц в Гваот было принято еще в 2012 году, очевидно, что в Израиле могли издать постановление об экспроприации еще тогда или в прошлом году, или вообще в любое время.
Израильское либеральное издание Haaretz убеждено, что между решением об экспроприации 400 га земли и легализации поселения Гваот и убийством трех израильских подростков в районе перекрестка Гуш-Эцион в июне этого года есть прямая связь.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Экспроприации земель может повысить пошатнувшуюся популярность Биньямина Нетаньяху
«Таким образом израильское правительство мстит за гибель трех молодых людей», — утверждает газета в статье, опубликованной 31 августа.
Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140901_israel_west_bank_explainer
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Чей Иерусалим? Часть 1/2
Мекка — священна для мусульман, А Иерусалим — для евреев.
(Яккут, известный арабский географ, 13 век)
Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме Храма.
Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ:
“Если народ, может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления.”
Сегодня это предсказание французского императора гораздо дальше от исполнения, чем 200 лет тому назад. Ну откуда великий француз мог знать, что в 1967 году Моше Даян передаст контроль над самой главной еврейской святыней — Храмовой горой — мусульманам?
М. Даян (слева) И. Рабину (в центре): «И зачем нам этот Ватикан?»
Как он мог предвидеть, что Йоси Бейлин будет во главе борьбы за передачу большой части Иерусалима палестинским арабам?
Разве ему было догадаться, что Эхуд Барак станет первым лидером еврейского государства, готовым разделить Иерусалим?
Могло ли ему прийти в голову, что через 50 лет после воссоздания своего государства, евреи начнут забывать о том, что в течение 2000 лет именно Иерусалим был тем магнитом, который вернул их в Сион?
Если бы из книги Истории можно было вырвать страницу двадцатого века, и сразу же перепрыгнуть из девятнадцатого века в двадцать первый, то вопрос о судьбе Иерусалима казался бы просто смешным. Мусульман он не интересовал, христиане смирились с закатом эры крестоносных походов, и лишь евреи по-прежнему стремились в Иерусалим, вопреки бесконечным запретам и нечеловеческим условиям, в которых они оказывались, достигнув после неимоверных мытарств города, навечно поселившегося в их сердцах.
На исходе девятнадцатого столетия Иерусалим был маленьким провинциальным городишком Турецкой империи. Его население в 1896 году составляло всего 45,300 человек, из которых большинство — 28,000 были евреями.
Еще более поразительно, что почти за 60 лет до этого, в 1838 году, в Иерусалиме жило лишь 16,000 человек, но евреи уже и тогда являлись самой многочисленной группой населения, их было 6,000.
Если углубиться еще дальше в историю, то окажется, что на протяжении по крайней мере двух столетий до этого, население Иерусалима, наверное, самого известного города в мире, не превышало 10,000 человек (1).
Эти цифры более, чем красноречиво свидетельствуют о том, что для мусульман, под чьим контролем Иерусалим прозябал в течение многих веков, город не играл сколь либо значительной роли.
Ярким тому примером может служить тот факт, что в 1229 году египетский султан Эль-Камил “отдал” Иерусалим императору Сицилии и Германии Фредерику II, и сказал при этом: “Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома” (2).
Не правда ли странные слова, если учесть, что они относились, к “третьей по значению святыне мусульман”?
Такому пренебрежению султана к Иерусалиму не стоит удивляться. В наши дни мусульмане утверждают, что доказательством их любви к Иерусалиму служит то, что он был первым местом, в сторону которого они поворачивались лицом во время молитвы.
Однако, почему-то никто не удосужится спросить сколько же их было таких, “молящихся” лицом к Иерусалиму. А спросить стоило, ибо тогда выяснилось бы, что их было-то всего не более 400-500 человек.
Ну разве можно даже сравнивать это мизерное число с миллионами евреев, которые из поколения в поколение мечтали о возвращении в Иерусалим? Стоит упомянуть, что, когда мусульмане, через 16 месяцев “поклонения Иерусалиму”, получили указание Аллаха повернуться лицом к Мекке “сам Пророк был очень рад такому изменению, о котором он втайне мечтал, но не решался попросить [Аллаха]”(3).
Молитва мусульман на Храмовой горе. Задом к Куполу Скалы, головой на юго-восток, в сторону Мекки
Святость Иерусалима для мусульман базируется на легенде о ночном путешествии Пророка Мухаммеда к “дальней мечети”. Мусульмане утверждают, что речь шла о мечети Омара, или как ее иногда называют Купол над Скалой, построенной мусульманами на Храмовой горе.
Достаточно вспомнить, что Мухаммед умер в 632 году, и что мечеть была построена через 60 лет после этого, в 692 году, чтобы осознать всю фантастичность этой истории. Более того, по диаметру купола мечети тянется вереница текстов длиной 230 метров, где ведется полемика против Христианства. В текстах дается масса ссылок на Коран, но там нет ни единой строчки, говорящей о “ночном путешествии” Пророка.
Интересно, что даже среди самих мусульман нет согласия по вопросу этого ночного путешествия. “Некоторые интерпретируют историю фигурально, как действительно имевшую место, когда Пророк “физически” пропутешествовал к Иерусалиму и оттуда вознесся на небеса. Однако другие, в том числе и Айша, любимая жена Пророка, всегда настаивали на том, что это ?путешествие? являло собой событие чисто интеллектуальное” (4).
Достаточно посмотреть на статистику, относящуюся к росту населения Иерусалима, чтобы убедиться, что мусульмане стремились в Иерусалим лишь тогда, когда он не находился под их контролем.
За 20 лет, с 1900 по 1922-ой год, то есть, когда в Иерусалиме правили турки, мусульманское население города увеличилось лишь с 10,000 до 13,500 человек. Количество евреев за этот период времени осталось таким же, как в 1900 году — 34,400.
Стоило мировому сообществу вручить Британии мандат на воссоздание в Палестине еврейского государства, и потоку евреев в Палестину возрасти, как соответственно возрос приток туда и арабов.
“С 1921 по 1933 год в Иерусалим прибыло 20,000 евреев и 21,000 арабов. Арабы, как и евреи, приезжали из дальних стран в том числе из Марокко, Алжира, Ливии и Йемена” (1). К 1939 году еврейское население Иерусалима возросло еще на 26,000 человек, в то время как арабская иммиграция добавила за этот же период к населению города “15,000 арабов, большинство из которых прибыло из Сирии, Трансиордании, Египта и Ирака”(1).
В 1948 году, на момент воссоздания еврейского государства, в Иерусалиме проживало 100,000 евреев. Число арабов, в подавляющем большинстве живших в части города, подпавшей под контроль Иордании, составляло 65,000 человек.
К 1967 году, то есть к моменту воссоединения города, еврейское население города удвоилось и достигло 195,000 человек.
За те же 20 лет арабское население, если не учитывать изменений в процентном соотношении между мусульманами и христианами, численно почти не изменилось, составив 67,500 жителей (5).
Объединение Иерусалима и его полный переход под еврейским контролем в 1967 году вновь привело к всплеску в росте арабского населения.
Если еврейское население продолжало расти стабильно, и к 1992 году опять удвоилось, достигнув 402,000 человек, то в росте арабского населения произошел огромный скачок.
После двадцатилетней стагнации, оно более, чем удвоилось, дойдя до 155,000, причем весь прирост имел место за счет мусульман, ибо число арабов-христиан за этот период увеличилось лишь на 600 человек (5).
Неправдоподобно аритмичная картина прироста арабского населения города однозначно говорит о том, что “тяга” мусульман к Иерусалиму носит политический характер.
Не будь в Иерусалиме еврейского присутствия, город бы быстро захирел, как это с ним уже происходило при различных мусульманских владычествах.
Мечети Омара и Аль-Акса так и остались бы полуразрушенными строениями, каковыми они были в начале 20-го века. Возведение этих мечетей в ранг главных мусульманских святынеь стало политической задачей англичан с момента их появления в Палестине. Роберт Сторс, назначенный военным губернатором города, писал:
“Северный фасад мечети Омара был спасен [от полнейшего разрушения] совершенно без какой-либо арабской инициативы, и только благодаря англичанам и английскому архитектору” (1).
Имя иерусалимского муфтия Хадж Амин Эль-Хусейни, бесспорно знакомо всем, как и его преступная деятельности по натравливанию палестинских арабов на евреев. Возглавляемые им террористические банды привели к гибели многих тысяч арабов и евреев. Однако совсем не многим известно, что именно Хадж Амин явился тем арабским лидером, который в 20-м веке в корне изменил отношение мусульманского мира к Иерусалиму.
Крупнейший английский историк нашего времени Мартин Гильберт написал:
Хусейни на приеме у Гитлера
“[Начиная с января 1924 года] Хадж Амин Эль-Хусейни с огромной энергией и искусством принялся за работу по укреплению статуса Иерусалима в мусульманском мире. Его главное усилие, которому он придавал чрезвычайное значение, и в котором он преуспел, было направлено на то, чтобы мечеть Омара и мечеть Аль-Акса заняли бы гораздо более значительное, чем раньше, место в мыслях всех мусульман” (1).
При помощи значительных сумм денег, собранных им в исламском мире, Хадж Амин организовал реставрацию разрушенного фасада мечети Аль-Акса и покрыл золотом купол мечети Омара. Историк Егошуа Порат написал:
“Эти реставрационные проекты были чрезвычайно важны. Они увеличили ценность и значимость двух иерусалимских мечетей, как в глазах мусульман Палестины, так и в глазах мусульман других стран Как Хадж Амин и рассчитывал, Иерусалим приобрел в глазах мусульман ту значимость, которую он до сих пор никогда не имел” (1).
Иерусалимский муфтий прекрасно понимал, что только политизация Иерусалима, и игра на религиозных чувствах мусульман могут дать шансы арабам перехватить инициативу в арабо-еврейском конфликте. Он, как и его современники, отлично знал, что Иерусалим был еврейским городом.
Еврейский характер города подчеркивался не только абсолютным численным превосходством евреев среди иерусалимцев, но и распределением евреев в районах самого города.
Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 года, то есть до прихода англичан, в Иерусалиме не существовало арабского квартала.
Были “еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы” (2). Если вернуться к приведенным раннее цифрам, понятно, что об отдельном арабском квартале не должно было идти и речи, так как “больше половины живших в Иерусалиме мусульман были недавними пришельцами, поселившимися там гораздо позже евреев и христиан” (2).
“Хотя в 1914 году 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал” (2). Это именно англичане изгнали из “арабского” квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман.
В 1920 году, перед тем как евреи были оттуда выселены, и квартал переименован,
Мусульманский квартал. Наше время
“1160 из 1840 жителей (63%)Халладии, главной улицы квартала, были евреями. На улице находилось 22 синагоги, две иешивы и несколько еврейских общественных организаций” (2). Официальные турецкие и английские документы однозначно свидетельствуют, что “до начала арабских волнений в 1920 году, евреи являлись большинством не только в Иерусалиме и в старом городе, но и в самом ?арабском? квартале (2).
Кэнон Ханауэр написал в своем путеводителе по Иерусалиму в 1926 году:
“Город в большой степени является еврейским. Это особенно заметно в субботу — в еврейский шабат, когда еврейские магазины закрыты, и крестьяне не считают, имеющим смысла даже привозить продукты на рынки в этот день. На улицы возвращается субботний покой, традиция, начавшаяся еще при Нехемии 2372 года тому назад”(2).
Литература 1. Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley &Sons, Inc. New York, 1996. 2. Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994. 3. Adil Salahi: Muhammad: Man and Prophet. Barnes & Noble, New York, 1995. 4. Karen Armstrong:Jeruslaem-One City Three Faiths. Alfred A. Knopf, New York, 1996. 5. Статистические данные взяты из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.
Окончание следует
Источник: http://evreimir.com/140334/17-12-11-shustef_jerusalem1/
Место, где воскрес Христос
Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.
Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.
А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.
История храма
Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.
Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.
императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.
Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.
Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.
Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.
Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.
Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.
Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.
, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.
В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.
В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.
Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).
В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.
В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
Экскурсия по храму
Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.
Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.
Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.
Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.
С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.
Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.
От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.
Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).
Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).
На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.
Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.
Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.
Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.
Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.
Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.
Богослужение в храме
В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.
У них же хранятся и ключи от храма.
Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/
Кому принадлежит Иерусалим? Шесть вопросов о статусе священного города
Президент США Дональд Трамп объявил о том, что США признают весь Иерусалим столицей Израиля. Это решение вызвало противоречивые отклики в мире. Немецкое издание Deutsche Welle объясняет суть споров вокруг священного города в шести вопросах-ответах.
На Иерусалим как столицу своего государства претендуют как израильтяне, так и палестинцы. Однако в настоящее время весь город находится под контролем Израиля. Международно-правовой статус Иерусалима никогда окончательно не был определен.
Если следовать решению международного сообщества, то этот город вообще-то должен находиться под управлением Организации Объединенных Наций. Именно таким было принятое в 1947 году решение Генеральной ассамблеи ООН.
Что именно предусматривала резолюция ООН 1947 года?
Резолюция ООН №181 предусматривала разделение Палестины на два государства — еврейское и арабское. Однако Иерусалим не должен был принадлежать ни тому, ни другому. Предполагалось провести демилитаризацию города и его передачу под международный контроль. Спустя десять лет планировалось провести референдум, в ходе которого жители Иерусалима определили бы его дальнейший статус.
Почему этот план не был реализован?
У этого плана были противники как с еврейской, так и с арабской стороны. После принятия резолюции ООН в Палестине участились столкновения между евреями и арабами.
После объявления независимости Израиля 14 мая 1948 года вооруженные силы Иордании, Египта, Сирии, Ирака и Ливана напали на только что провозглашенное государство. В результате этой войны Иерусалим был разделен на восточную часть, контролируемую Иорданией, и на западную часть, контролируемую Израилем.
Каков статус Иерусалима после завоевания Израилем его восточной части?
Еще в 1950 году Израиль провозгласил Иерусалим столицей и разместил правительственные учреждения в западной части города. В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль завоевал контролируемую Иорданией восточную часть города. С тех пор там действовали законы Израиля.
В 1980 году израильский парламент Кнессет провозгласил всю территорию города неделимой столицей Израиля. Совбез ООН в резолюции №478 объявил аннексию недействительной и с тех пор неоднократно подтверждал эту позицию.
А как палестинцы определяют статус иерусалима?
Организация освобождения Палестины в 1988 году объявила о создании государства Палестина, одновременно с этим назначив столицей Иерусалим. Перед этим от претензий на восточную часть города, а также на палестинские территории отказалась Иордания.
В рамках сближения между палестинцами и израильтянами вопрос о статусе и принадлежности Иерусалима намеренно оставлялся за скобками. Мирный договор 1993 года предполагал, что на эту тему будет заключено отдельное соглашение. Тем временем 136 из 193 государств-членов ООН признают государство Палестина со столицей в Иерусалиме.
Что поменяет решение Трампа в статусе Иерусалима?
То, что США займут позицию Израиля по вопросу Иерусалима, ничего не меняет в ситуации с точки зрения международного права. Для большинства стран вопрос об окончательном статусе Иерусалима останется отложенным. Они будут ждать принципиальной договоренности между руководством Израиля и Палестинской автономии о создании государства Палестина и урегулировании арабо-израильского конфликта.
В таком случае и проблема Иерусалима могла бы получить новое решение. Решение Трампа, скорее всего, затормозит заключение мирного соглашения.
sh: 1: —format=html: not found
Источник: https://www.delfi.lv/a/49523971amp;all=true