НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Новоиерусалимский монастырь, сентябрь 2007. Фотография с сайта sobory.ru |
Ново-Иерусалимский мужской монастырь в честь Воскресения Христова, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.
Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Строительство, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 году.
В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года.
К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.
После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года собор был освящен патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Новоиерусалимский монастырь |
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского). Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале XX века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры.
Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века.
Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В 1875 году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков.
В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись.
В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано.
В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу.
Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах XX века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители.
Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.
Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.
Настоятели, наместники
С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).
Наместники
Библиография
- Леонид (Кавелин), архим., Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете, М. 1874.
- Майборода, З. П., сост., Московский областной краеведческий музей в городе Истре, Московский рабочий, 1989.
- Зеленская, Г. М., Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Путеводитель паломника.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12113.html
Новый Иерусалим
В прошлом номере нашей газеты упоминался Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Он был построен как копия Храма Гроба Господня, возведенного крестоносцами в середине XII века. А в XIX веке храм-копия послужил своему первообразу во время масштабной реставрации главной христианской святыни. Сегодня мы предлагаем нашим читателям отправиться в паломничество в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Русская Палестина
Размах и красота монастыря удивляет паломников, но еще более поражает величественный замысел его основателя. Патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как точную топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
В XVII веке дорога в Иерусалим и обратно занимала у паломников 13 лет. Нужно было пройти несколько стран, в том числе мусульманских, подвергая себя смертельной опасности. Паломник мог заболеть и умереть, не дойдя до цели.
А посетить Новый Иерусалим могло гораздо большее количество русских людей.
Кроме того, этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. В это время Иерусалим воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом религиозной столицы.
Никоновский проект интересен тем, что соединяет две совершенно разные традиции. С одной стороны, он наследует византийскую традицию, для которой Новый Иерусалим — это грандиозная икона Святой Земли. Однако обитель создается уже в середине XVII века, когда Русь испытывает огромное воздействие западной культуры. Поэтому патриарх стремился создать идеально точную копию реального Иерусалима XVII века.
В Палестину послали келаря Свято-Троицкого Сергиева монастыря иеромонаха Арсения (Суханова). Расстояния между святынями монах мерил выстрелами из лука и составил книгу «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»).
Документальными источниками для обустройства обители также стали широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями Храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов.
Патриарх Никон использовал также для строительства разборную модель Храма Гроба Господня, которую в 1649 году в Москву привез Иерусалимский патриарх Паисий.
Для строительства монастыря патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы. Реку Истру, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу.
Истру в ее среднем течении стали называть Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором.
На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
В центре Русской Палестины находится Воскресенский собор — огромное сооружение, внутреннее пространство которого может вместить 16 тысяч человек (для сравнения — Храм Христа Спасителя г. Москвы вмещает 10 тысяч).
В образ и подобие
Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет его архитектурный облик полностью сформировался.
Воскресенский собор состоит из трех основных частей: подземной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральной части с главным престолом в честь Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня, перекрытой шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Построенный «в образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом.
Внутреннее убранство должно было напомнить о тех великих событиях, которые столь дороги верующему сердцу. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Христа и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пролилась кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века.
Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя.
У входа в заалтарный придел «Авраамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака.
Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец. И, конечно, центром храма была копия Гроба Господня.
Державные ктиторы
С самого начала своего существования эта обитель была одной из самых известных в России. При патриархе Никоне в монастыре жило до 500 монахов. А столовалось и до полутора тысяч человек — вместе с послушниками, работниками и паломниками. Сто лет назад по числу паломников Новый Иерусалим не уступал Троице-Сергиевой Лавре.
Великое дело, начатое патриархом Никоном еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы, почти на 14 лет приостановилось во время ссылки патриарха.
Но усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны строительство обители продолжилось в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель.
Он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
После смерти Федора Алексеевича, при котором все здание собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Иоанне и Петре Алексеевичах. 18 января 1685 года собор освятил патриарх Иоаким. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был восстановлен.
По приказу императрицы он был отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).
Поэтому внутренние интерьеры собора в настоящее время резко контрастируют с его внешним видом.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры устраивали в Воскресенском соборе престолы в память о рождении наследников.
В XIX и в начале ХХ века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской железной дороги.
Разорение и возрождение
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.
Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и назначить наместника обители.
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д. А. Медведев.
Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
До полного восстановления монастыря еще далеко, в обители постоянно идут строительные работы. Но и сегодня паломник, посетивший Новый Иерусалим, не может не поразиться дерзновению и трудолюбию наших предков. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одно из посещений этого удивительного исторического памятника: «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси.
Он был создан приснопамятным Святейшим патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием.
Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота».
Марина Шмелева
* * *
Паломнику
Адрес монастыря: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2. Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8(49831)4–68–38 с 10.00 до 16.00 и 8(910)461–18–57 в любое время.
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/641