В каком году был захвачен Иерусалим

Бойня в Газе: что не так с планом Трампа

В каком году был захвачен Иерусалим

Дональд Трамп превратил церемонию открытия посольства в полноценное шоу. Сам он написал личный анонс в твиттере о том, на каком канале и во сколько можно будет посмотреть прямой эфир. Именно так в представлении Трампа выглядит новый формат решения ближневосточного конфликта: ярко и броско. Но проблема в том, что эту картинку портит другая сторона — палестинцы.

Дочь президента Иванка Трамп перед вылетом в Израиль выложила в фейсбуке свою фотографию у Стены плача.

«Я огромной радостью возвращаюсь в Иерусалим. Для меня честь присоединиться к делегации, которая представляет президента Трампа, его администрацию и американский народ на этой знаменательной церемонии, посвященной открытию посольства США и Иерусалиме, — гласил текст. — Мы молимся за безграничный потенциал и будущее американо-израильского союза, и мы молимся за мир».

Миром не кончилось

Иерусалим был захвачен израильской армией в 1967 году. С тех пор восточная часть города, которая должна принадлежать палестинской стороне, считается оккупированной территорией (это подтверждают в том числе резолюции Совбеза ООН).

Посольства мировых держав в Израиле все это время располагались в Тель-Авиве. Однако президент США решил, по собственным словам, «признать правду» и перенести посольство страны в «настоящее сердце Израиля» — Иерусалим. Даже несмотря на спорный статус города и осуждение со стороны большинства европейских держав.

На самой церемонии много говорили о мире. Но миролюбивого мероприятия так и не вышло.

Хотя бы потому, что американские пасторы Джон Хейджи и Роберт Джеффресс, которые выступали у трибуны с молитвами, говорили не совсем о милосердии. Хейджи обращался «ко всем исламским террористам» и «диктаторам», что «Иерусалим выстоит», а США и Израиль будут «вечными союзниками». Джеффресс, в свою очередь, благодарил небеса за то, что они явили миру Дональда Трампа.

За обоими богословами тянется шлейф, мягко говоря, спорных высказываний. Например, Хейджи ранее заявлял, что Гитлер исполнял волю божью, уничтожая евреев.

Джеффресс, в свою очередь, называл ислам «ересью из адской бездны», а также утверждал, что пророк Мухаммед «продвигал педофилию».

Впрочем, 14 мая их молитвы не вызвали вопросов ни у кого из присутствующих.

Был и еще более существенный аргумент, шедший вразрез с заявлениями, которые делал Трамп (сам он в Израиль не приехал, зато записал видео), первый посол США в Иерусалиме Дэвид Фридман, зять и старший советник американского президента Джаред Кушнер, а также сама дочь американского лидера.

Пока они говорили о том, что Иерусалим должен объединить представителей всех мировых религий, столкновения протестующих палестинцев с израильскими силами безопасности унесли жизни 59 безоружных демонстрантов (последние данные палестинского министерства здравоохранения).

Палестинцы — часть проблемы

ООН осудила действия израильских ВС, которые использовали огнестрельное оружие против толпы. Со своей стороны тысячи палестинцев, которые 14 мая в очередной раз попытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа, активно использовали камни, коктейли Молотова, горящие шины и другие подручные средства.

Американские СМИ назвали столкновения самыми жесткими с момента операции «Нерушимая скала» в 2014 году, которую ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) провела в секторе Газа.

Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху отверг обвинения в непропорциональной агрессии. По его словам, ЦАХАЛ имеет право защищаться от радикального палестинского движения ХАМАС. Именно его боевики обострили ситуацию, уверены власти Израиля.

Джаред Кушнер, который считается главным архитектором ближневосточной стратегии, во время иерусалимской церемонии обозначил более конкретную позицию по этому вопросу. «Судя по протестам, которые мы могли наблюдать в последние несколько месяцев и даже сегодня, провоцирующие насилие люди — это часть проблемы, а не часть решения», — заявил он.

Иными словами, те палестинские политические силы, которые поддерживают протесты, автоматически исключаются из процесса по урегулированию ближневосточного конфликта.

Это полностью противоречит стратегии предшественника Трампа, президента США Барака Обамы, который пытался усадить за стол переговоров с израильтянами часть палестинских сил, которые считались радикальными.

Пространная речь Кушнера, которую тот произнес на церемонии открытия посольства США, — довольно редкое явление. Обычно зять Трампа предпочитал молчать и не выступать на публике. Однако 70-летие Израиля, к которому было приурочено открытие, он счел достаточно веским поводом, чтобы показать себя и продемонстрировать свои успехи как политика.

Сделка отменяется

Американский телеканал CNN отметил, что события в Иерусалиме и секторе Газа «подчеркнули масштаб задачи, которую поставили перед зятем Трампа, — и проблемы, с которыми столкнулись его инициативы».

Именно Кушнер отвечает за то, чтобы у Трампа появилось новое и эффективное решение палестино-израильского конфликта.

По словам Елены Супониной, советника директора Российского института стратегических исследований, этот план заключается в следующем: Израиль получает американское признание Иерусалима, а палестинские власти соглашаются с этим, получив щедрые пожертвования как с Запада, так и со стороны арабских союзников Вашингтона.

«Но Трампу не удастся сделать Иерусалим частью новой сделки по решению палестинской проблемы. — рассказала «Газете.Ru» эксперт. — Палестинцы на это не пойдут. Кроме того, это подольет масла в огонь террористической активности в регионе».

Церемония открытия посольства США в Иерусалиме говорит о том, что палестино-израильский конфликт отходит на второй план.

Об этом в беседе с «Газетой.Ru» рассказал Алексей Малашенко, руководитель исследований Института диалога цивилизаций и эксперт Московского центра Карнеги.

«Остается только гадать, планировал ли Трамп заранее в одно и то же время разорвать «ядерную сделку» с Ираном и перенести американское посольство в Иерусалим, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — Скорее всего, это совпадение. Но тем не менее, очевидно, что для Трампа палестино-израильский конфликт не играет прежней роли».

Лучшие друзья

По мнению Малашенко, сейчас США гораздо сильнее волнует ситуация в Сирии и усиление влияния Ирана на Ближнем Востоке. В этом Вашингтон и Москва едины. Ни Россия, ни США не считают проблему Иерусалима главной для региона. Судя по визиту Нетаньяху в Москву на 9 мая, политик объяснил свою позицию Кремлю и нашел понимание со стороны российского президента Владимира Путина, считает эксперт.

Премьер Израиля Нетаньяху и президент страны Реувен Ривлин, в свою очередь, не скрывали свою радость от решения Трампа выполнить обещание и фактически признать Иерусалим исключительной вотчиной Израиля.

«У нас нет лучше друзей, чем Соединенные Штаты», — заявил Нетаньяху.

На церемонии открытия посольства США в Иерусалиме в самом конце речи политик использовал выражение «неделимый Иерусалим». Консерватор Нетаньяху настаивает на том, что город должен принадлежать только Израилю, причем вместе с восточной частью, которую палестинцы считают своей.

Сам Трамп и представители его администрации так четко свою позицию относительно статуса Иерусалима пока не формулировали. Более того, Кушнер 14 мая подчеркнул: Вашингтон воспринимает город как место для всех национальностей и конфессий. Остается теперь объяснить это палестинской стороне.

Источник: https://www.gazeta.ru/politics/2018/05/15_a_11751289.shtml

Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР

В каком году был захвачен Иерусалим

Наталья Волкова/ Фотобанк Лори

Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?

 США признает Иерусалим столицей Израиля

Святыня трех мировых религий

История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.

По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.

Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.

В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой  горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

 В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама

Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости

История раздела

До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться  ООН через Совет по Опеке.

В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).

 В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. 

Споры вокруг статуса города

 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.

Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори

Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.

 ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.

 30 июля 1980 года

Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html

Статус Иерусалима. Досье

В каком году был захвачен Иерусалим

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 декабря, по сообщению представителей Белого дома, президент США Дональд Трамп объявит о признании Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля и о переносе туда американского посольства из Тель-Авива. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о статусе этого города, позиции Израиля и Палестины, а также ряда других стран по этому вопросу.

Статус Иерусалима, история вопроса

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о прекращении мандата Великобритании на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского (Израиль) и арабского (Палестина) с сохранением особого международного статуса Иерусалима, определив его как демилитаризованное отдельное образование. Предполагалось, что в будущем этот статус будет пересмотрен Советом по опеке ООН (один из главных органов ООН) с участием жителей города на основе референдума.

Однако в результате арабо-израильской войны 1948-1949 годов, начатой арабскими странами после провозглашения 14 мая 1948 года государства Израиль, Иерусалим был разделен между Трансиорданией (ныне Иордания), установившей контроль за восточной частью города, и Израилем, которому отошла его западная часть.

В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всем городом. Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.

В резолюции 242 от 22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН призвал Израиль вывести войска с оккупированных территорий, однако она не была выполнена.

В 2004 году 10-я специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала «меры, принятые Израилем, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима» не имеющими юридической силы и вновь назвала существующее положение дел «оккупацией». Израиль оспаривает это определение и в качестве аргументов приводит оборонительный характер арабо-израильской войны 1948-1949 годов и Шестидневной войны и историческое право еврейского народа на землю Израиля.

6 мая 2004 года Генеральная Ассамблея ООН подтвердила, что палестинцы имеет право на суверенитет над Восточным Иерусалимом (резолюция 58/292).

Иерусалим как столица

Израиль в январе 1950 года объявил Иерусалим своей столицей и перевел в его западную часть государственные учреждения, а 30 июля 1980 года назвал Иерусалим своей «единой и неделимой столицей». Совбез ООН отверг право Израиля на Восточный Иерусалим и призвал страны — члены ООН вывести свои дипредставительства из города (резолюция 478 от 20 августа 1980 года).

Палестина же претендует на восточную часть города. Она была провозглашена столицей государства Палестина в декларации о независимости Палестины от 15 ноября 1988 года. Это положение закрепил закон, принятый Палестинским законодательным советом 2 октября 1997 года, и Основной закон Государства Палестины от 29 мая 2002 года. Палестинские органы власти никогда в Иерусалиме не размещались.

Посольства зарубежных стран в Израиле

В настоящее время в Иерусалиме нет диппредставительств иностранных государств. 

Позиция США

США признали независимость Израиля в мае 1948 года и открыли свое посольство в Тель-Авиве в марте 1949 года.

Конгресс США принял решение о переносе американской дипломатической миссии из Тель-Авива в Иерусалим еще в 1995 году. В этом законе (Jerusalem Embassy Act) Иерусалим называется неделимым городом и признается столицей Израиля.

Однако, чтобы избежать обострения ситуации на Ближнем Востоке, президенты Билл Клинтон, Джордж Буш (мл.) и Барак Обама откладывали исполнение этого закона, о чем каждые полгода они уведомляли Конгресс.

В июне 2017 года Дональд Трамп также отложил его выполнение, хотя еще во время избирательной кампании заявлял, что намерен рассмотреть вопрос о переносе дипмиссии.

В Белом доме пояснили, что сегодняшнее решение президента вызвано стремлением привести в соответствие историческую и существующую реальности.

Позиции других стран

Лидеры арабских и ряд других государств мира считают, что признание Вашингтоном Иерусалима в качестве израильской столицы подорвет мирный процесс в регионе и повлечет нагнетание напряженности. 5 декабря 2017 года в ходе телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом президент Палестины Махмуд Аббас предупредил его об опасных последствиях переноса столицы — в частности, об угрозе миру и стабильности в регионе.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил, что решение Дональда Трампа «может подорвать основу для ближневосточного мирного урегулирования». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что таким жестом Вашингтон «переступит красную черту» в отношениях с мусульманскими странами. По его словам, «если это произойдет, то Турция разорвет дипломатические связи с Израилем».

Китай также обеспокоен возможным обострением противоречий. Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан так прокомментировал позицию своей страны: «Китай всегда поддерживал справедливое желание народа Палестины, его легитимные национальные права, а также независимый статус Палестины с полным суверенитетом на основе границы 1967 года и столицей в восточном Иерусалиме».

Специальный координатор ближневосточного мирного процесса ООН Николай Младенов считает, что будущий статус Иерусалима должен быть определен в ходе прямых переговоров между израильтянами и палестинцами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как доехать до храма святой Матроны

Позиция России

Россия по вопросу статуса Иерусалима остается привержена решениям ООН. В апреле 2017 года в тексте заявления МИД РФ о необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта содержится следующая формулировка: «Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства.

Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы Государства Израиль».

6 декабря пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается «в поддержке безотлагательного возобновления прямых палестино-израильских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима».

В июне 2017 года официальные власти Израиля предложили России перенести посольство в Иерусалим, однако в МИД РФ заявили, что РФ не намерена этого делать до тех пор, пока Израиль и Палестина не уладят свои двусторонние отношения.

Источник: https://tass.ru/info/4789725

Пасха 2020: какого числа и как отмечают

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха — празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В 2020 году православная Пасха празднуется 19 апреля. Пасха — светлый и радостный праздник. В этот день православные радуются окончанию страданий и воскресению сына Божьего и победе жизни над смертью. Пасха — фундаментальный праздник христианства, поскольку именно на таинстве воскресения Христа из мертвых строится все христианское учение.

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Sputnik / Юрий Кавер

Икона «Воскресение Христово»

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!»

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

История празднования Пасхи

Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Sputnik / Кристина Афанасьева

Города мира. Иерусалим

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаситель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия.

Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего.

Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Photo : pixabay

Пасхальные яйца

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи.

Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни.

Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Sputnik / Константин Чалабов

Освящение пасхальных куличей и яиц в Великую субботу

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь.

Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Sputnik / Наталья Айриян

Пасха в Южной Осетии

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Источник: https://sputnik-ossetia.ru/spravka/20200415/10425011/Paskha-2020-kakogo-chisla-otmechayut-i-kak-prazdnuyut.html

Города Израиля: Иерусалим

Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.

При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.

По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).

«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.

Наиболее важные вехи истории Иерусалима

— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.

— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.

На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.

— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.

Старый город

В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.

Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).

Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.

Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».

Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.

Христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.

Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.

С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).

Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона

Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/

Что, если бы крестоносцы не разорили Константинополь — Что если

Это история о том, как благословленное Папой мероприятие превратилась в коммерческую кампанию Венецианской республики. Крестовый поход, целью которого было спасение Иерусалима от мусульман, сделался актом террора против христиан. Впрочем, обо всем по порядку. Главное причиной капитального изменения планов уже по ходу действия, стал, несомненно, упадок популярности самой идеи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется священная книга в буддизме

И если в Третий крестовый поход собрались два короля, один Император и штук десять герцогов, то в случае с Четвертым это все была совершенно недоступная роскошь. Король Франции Филипп II Август на призыв Папы Иннокентия III вновь поднять оружие за свободу Святой Земли ответил вежливым отказом, сославшись на то, что в крестовом походе он уже участвовал.

Германский Император Оттон IV также предложение из Рима отклонил, увидев в этом явный подвох и сочтя, что Папа желает удалить его из Европы, дабы ослабить Империю.

Взятие Константинополя. (wikipedia.org)

В итоге, самыми знатными предводителями крестоносного воинства оказались граф Фландрии Балдуин I и марграф Монферрата Бонифаций. Из 30 тысяч человек, которых планировалось привлечь для участия в походе, до Венеции, которая была местом сбора, добрались только лишь 12. И вот тут начались проблемы. Крестоносцы не сумели заплатить обещанную сумму за фрахт кораблей, которые должны были доставить их в Святую Землю. 95-летний дож Венеции Энрико Дандоло занял довольно жесткую позицию.

Он, во-первых, неожиданно заявил, что путешествие через Средиземное море будет стоить дороже, во-вторых, оставил крестоносцев запертыми на острове Лидо. То есть, воинство Балдуина и Бонифация на сам остров привезли даром, но, чтобы с этого острова уйти, нужно было заплатить. Иными словами, крестоносцы не могли даже по домам разойтись.

В конце концов, вожди похода согласились на условия Дандоло. Хитрый дож решил использовать войско для решения торговых проблем Венеции. Проблем этих было две. Локальная: город Задар в Адриатике (современная Хорватия), глобальная: Византия — торговый конкурент Венеции на всем Средиземноморье.

Сначала Дандоло предложил крестоносцам захватить Задар и получить отсрочку (то есть, дож не простил долг, он просто согласился подождать с оплатой). Затем условия изменились. Поддавшись то ли уговорам Дандоло, то ли жажде легкой наживы, крестоносцы согласились вмешаться во внутривизантийский политический конфликт.

Они поддержали Императора Исаака Ангела, свергнутого его братом Алексеем, явились к стенам Константинополя и восстановили «законную власть».

Получив назад трон, Исаак отказался платить обещанные деньги и идти Венеции на торговые уступки. После этого крестоносцы захватили и разграбили город, убили массу христиан и, по сути, стерли Византий с мировой карты. Из ее обломков возникли две новых Империи.

Латинская, образованная участниками похода (ее столицей был Константинополь, а первым Императором стал Балдуин Фландрский) и Никейская, собственно, правопреемница Византии. Ни о каком Иерусалиме речи уже, естественно, не шло. Папа Иннокентий дважды отлучал крестоносцев от церкви, но оба раза менял свое решение.

Сперва он предал «защитников Гроба Господня» анафеме за захват Задара. Позже, однако, Папа счел этот шаг стратегическим маневром. Он простил крестоносцев с условием, что теперь они отплывут в Святую Землю. После Константинополя Папа вновь наложил интердикт, причем разом и на крестоносцев, и на их земли, и на Константинополь и даже на Венецию.

Однако Иннокентию вновь пришлось изменить решение, когда крестоносцы поставили его перед фактом: власть католической церкви теперь распространится на Восток.

Могло ли быть иначе?

Могло, если бы сам поход собрал более престижный состав. Все-таки, короля Франции, нельзя запереть как ребенка на острове Лидо. К тому же, если бы Филипп, зачем-то, собрался бы снова в Святую Землю, он использовал бы свои собственные корабли и не просил бы о помощи Венецию.

Германский Император, согласись он принять участие в походе, отправился бы в Иерусалим по суше, как делали это до него Фридрих Барбаросса (Третий крестовый поход) и Конрад III (Второй крестовый поход).

А так само мероприятия с Фландрским графом в качестве лидера, изначально смотрелось убого.

Энрико Дандоло. (wikipedia.org)

Это как Олимпиада без игроков НХЛ или Оскар без кинозвезд. Другой момент, когда все могло измениться, имел место уже в Задаре. Через несколько дней после его захвата, между крестоносцами и венецианцами вспыхнул конфликт, который едва не перерос в полноценное побоище на руинах разоренного города. Оперативное вмешательство Балдуина и Дандоло свело этот кризис к нулю. Но вот какая история.

Если бы крестоносцы перебили венецианцев, то на Константинополь они бы уже едва ли пошли. Не пошли бы, скорее всего, и на Иерусалим. Все-таки, перспектива обогащения всегда более привлекательна, чем перспектива отпущения грехов. В Задаре была захвачена немалая добыча, в путешествие в Святую Землю в столь малых количествах могло обернуться полноценным фиаско. Разумнее было бы разойтись по домам.

Но Константинополю ничего бы не угрожало. И это важно.

Что изменилось бы

Теперь рассмотрим вот какой сценарий. 12 тысяч крестоносцев, каким-то образом, договариваются с Венецией. Захватив Задар, они отбывают именно в Египет, чтобы воевать за освобождение Иерусалима. Их шансы на успех в таком предприятии были бы близки к нулю.

Окажись они в Святой Земле, и Четвертый крестовый поход точно не стал бы судьбоносным историческим событием. Эту самую судьбоносность ему предал захват Константинополя. При иных обстоятельствах кампания Балдуина и Бонифация стояла бы в одном ряду с Пятым крестовым походом.

То была акция с высокой целью, которую, ввиду невозможности этой цели достичь, слегка переработали, превратив в очень локальную задачу, которая и была достигнута.

Тут было бы также. Крестоносцы, при определенном везении, захватили бы какую-нибудь важную крепость, а дальше либо заключили бы мир, либо передали ее какому-нибудь из еще уцелевших христианских государств. Вот и все. Глобально не изменилось бы совершенно ничего.

Зато уцелела бы все еще крепкая, пусть и терзаемая политическими дрязгами, Империя. Византия была восстановлена в 1261 году, когда войска Никейской Империи захватили Константинополь и выгнали оттуда потомков крестоносцев. Вот только это была уже не та Византия.

Возрожденная Империя утратила и былую военную мощь, и политическое влияние, и финансовую крепость.

Торговая война была проиграна. Итальянские города ушли далеко вперед. Вернуть Константинополь оказалось проще, чем восстановить коммерческие связи со странами Востока. Вернуться на рынок не вышло. Именно тогда, в 1204-м, когда крестоносцы ворвались в Константинополь, Византия и получила удар, от которого уже не смогла оправиться.

Те события предопределили печальный конец. В середине XV-го века Византия станет покорной жертвой турок-османов, а на карте Европы появится Османская Империя. Не вонзи крестоносцы нож в спину Византии за 250 лет до этого, и события могли бы пойти по иному сценарию.

И, как знать, может быть, и сейчас на карте мира мы видели бы слово Византия.

Источник: https://diletant.media/articles/39420351/

Иерусалим(Израиль)

  • Передняя Азия
  • Израиль

Иерусалим (ירושלים‎) — один из старейших городов мира, священный город трех религий, столица Израиля и Палестинской автономии.

Географическое положение Иерусалима

Иерусалим расположен в центре Израиля на полупустынном плоскогорье Иудейского плато, в седловине Иудейских гор, на высоте 650—840 м от уровня моря, практически на равном расстоянии (ок. 50 км.) от Средиземного и Мертвого морей.

Площадь города 123 км2, население 770 тыс. человек.

История Иерусалима

Первое поселение на территории Иерусалима было основано ок. 3500 г. до н. э., вероятно, первыми «иерусалимцами» были представители ханаанских племен. Одно из древнейших письменных упоминаний Иерусалима — 1400 г. до н. э. (бронзовый век). В 1000 году до н. э.

Иерусалим захвачен еврейским царем Давидом, который перенес сюда главную иудейскю святыню — Ковчег Завета. На горе́ Мориа (в настоящее время более известна, как Храмовая гора) был установлен жертвенник, позже, в 960 г. до н. э.

сын Давида, царь Соломон за семь лет строит на этой горе Первый Храм.

В 598 г. до н. э. Иерусалим разорен вавилонским царем Навуходоносором II. Второй Храм (значительно скромнее Храма Соломона) построен евреями после возвращения из вавилонского пленения, 516 г. до н. э. Иерусалим был завоеван Египтом, после эллинистической Сирией. Евреи-маккавеи восстали против иноземцев и 165 г. до н. э.

освободили и освятили Храм (в честь этого события отмечается праздник Ханука — «освящение»). Независимое еврейское государство просуществовало до 63 г. до н. э., когда римские войска после трехмесячной осады захватили укрепленный Храм. Иудея объявлялась римским протекторатом, а Иерусалим — ее центром.

Царь Иудеи Ирод перестроил Храм и Храмовую гору.

В начале I в. Иерусалим послужил сценой евангельских событий, здесь встречали, судили и казнили Христа. Еврейское антиримское восстание и последующая Первая Иудейская война не пощадила ни Храм, ни весь Иерусалим. В 70 г. римские войска после продолжительной осады сожгли Храм, распахали Храмовую гору и практически полностью разрушили город. В 135 г.

Иерусалим восстанавливается, как римский город, евреям (вернее, всем, кто подвергся обрезанию) запрещен вход в него. В 335 г. мать императора КонстантинаЕлена (равноапостольная) на месте погребения Иисуса Христа строит храм Гроба Господня.

В 361 году император Юлиан Отступник разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 строительство полностью прекращено из-за пожара.

Иерусалим побывал в руках персов и византийцев, в 637 г. город захватывают мусульмане, построившие мечеть Аль-Акса, и Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы). Для освобождения Иерусалима от неверных христианской церковью были организованы крестовые походы. Город несколько раз переходил из рук мусульман в руки крестоносцев. Было основано и пало христианское Иерусалимское королевство. В 1517 г. Иерусалим занимают турки Османской империи.

В 1917 г. город отвоеван у турок англичанами. Палестина находится под контролем Великобритании. В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В 1948 г. произошла война за раздел Палестины. Иерусалим оказался разделенным: запад остался за Израилем, восток города заняла Иордания.

В 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил Западный берег реки Иордан, получив полный контроль над Иерусалимом. С 1980 г. Иерусалим де-юре признан полностью аннексированным Израилем и назван «неделимой» столицей государства.

Статус Иерусалима и, особенно, восточной части остается спорным вопросом, обсуждающимся на международном уровне.

Достопримечательности Иерусалима

В Иерусалиме выделяют Старый город — район площадью менее 1 км2, окруженный крепостной стеной. В пределах Старого города Иерусалим находился до второй половины XIX в. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала и имеет несколько ворот.

  1. Яффские
  2. Сионские
  3. Навозные
  4. Золотые
  5. Львиные
  6. Ирода
  7. Дамасские
  8. Новые

Стена плача

Западная стена Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. — величайшая святыня иудаизма, место паломничества евреев.

Храм Гроба Господня

Одна из главных святынь христианства разных деноминаций — храм, возведенный на месте, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Омара — третья по значимости святыня ислама в мире (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Здесь Мухаммед встретил пророков Ибрахима, Мусу и Ису и совершил молитву в качестве имама. Ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.

Виа Долороса

Крестный путь — дорога, по которой Иисус шел на казнь. Почитается христианами и, особенно, католиками.

Монастырь Святой Марии Магдалины

Православный женский монастырь, на территории которого находится лестница, по которой Иисус входил в Иерусалим, грот, в котором, уснули Петр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.

Купол скалы

Куббат ас-Сахра — объект, притягивающий взгляды в Старом городе — золотой купол на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса на месте разрушенного Иерусалимского храма. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж).

По иудейской традиции именно с этого выступа (камня основания) началось сотворение мира, на нем же стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.

Доступ в Купол Скалы запрещен мусульманами для всех неверных.

Собор Святого Иакова

армянская церковь Иерусалима, посвященная апостолу Иакову Заведееву.

Цитадель Давида

Крепостная башня, в стенах которой расположен Музей истории Иерусалима.

Каменоломни царя Соломона

Каменоломня под кварталами Старого города, в которой царь Соломон добывал камень для постройки Храма.

Эйн Карем

Западная окраина Иерусалима, место, где родился Иоанн Предтеча и где произошла встреча Девы Марии и праведной Елисаветы.

Гора Скопус

Гора на западе города, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим.

Отели Иерусалима

Источник: http://actravel.ru/israel_jerusalem.html

Палестина

Сегодня в этом регионе мира вполне могло существовать три суверенных государства: арабское, еврейское и православное. Сегодня здесь только одно государство — сионистский Израиль.

В ходе выработки решения о его создании советское руководство предполагало, что евреи будут проводить просоветскую политику на Ближнем Востоке (советское руководство о состоянии дел в Израиле информировали сотрудники НКВД, работавшие под прикрытием Еврейского антифашистского комитета, и они скрыли намерения вождей Израиля переметнуться к США, стать форпостом Америки на Ближнем Востоке; Помощь от СССР, поступившую через Чехословакию, сионисты приняли, а Советский Союз попросту «кинули». — В.Р.). Поэтому они не настояли на формировании и третьего, православного, государства, ограничившись требованием: создать нейтральную зону вокруг Иерусалима. Когда же Израиль открыто заявил о своей ориентации на США, то что-либо менять было уже поздно. Советский Союз потерял тот инструмент своей политики на Ближнем Востоке, на который рассчитывал, а запасного не приготовил.

 Вячеслав Румянцев

С древности до Средних веков

Палестина, от древнееврейского «пелешет» — страна филистимлян.

Историческая область в Передней Азии, на восточном побережье Средиземного моря (включает бассейн реки Иордан и Мертвого моря, Вади-Араба). Площадь около 26 000 квадратных километров. Основная часть Палестины входит в состав Израиля и Иордании.

В 3—2-м тысячелетии до н.э. в Палестине возникли города-государства ханаанеев (во 2-м тысячелетии до н.э. территорию Палестины и Финикии называли Ханаан), на юге жили кочевые племена. В XVI—XIII веке до н.э. Палестина находилась под властью Египта. В конце XIII века до н.э. значительная часть страны была завоевана израильскими племенами, основавшими во II веке до н.э.

Израильско-иудейское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царях Давиде и Соломоне. Около 935 года до н.э. распалось на два царства: Израильское и Иудейское. В конце VIII века до н.э. территория северной Палестины — Израильское царство было завоевано Ассирией. Южную Палестину (территорию Иудейского царства) в VI веке до н.э. подчинили вавилоняне, а Ахемениды, в IV веке до н.э.

Александр Македонский.

В III—II веках до н.э. Палестина являлась объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. В 63 году до н.э. Палестина была завоевана Римом; однако в римскую провинцию Палестина была превращена после Иудейской войны 66—73 годов н.э.

и подавления восстания Бар-Кохбы (132—135). В I веке н.э. в Палестине зарождается христианство. В 395 году Палестина перешла под власть Византии.

К 640 году Палестина была завоевана арабами, вошла в состав арабского Халифата (как военные округа Джунд-Фаластин и Джунд-Урдуин).

После распада Аббасидского халифата Палестина последовательно переходила под власть египетских династий Тулунидов, Ихшидидов, Фатимидов. Иерусалим, считавшийся религиозным центром иудаизма, христианства и ислама, насчитывал в XI веке до 40000 жителей. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим и превратили его в центр Иерусалимского королевства.

Постоянная борьба между крестоносцами и мусульманскими правителями Сирии и Египта ослабили власть крестоносцев. В 1187 году в битве при Хиттине Салах-ад-Дин разгромил крестоносцев и захватил Иерусалим. Палестина была включена в состав айюбидского, а позже мамлюкского Египта.

Под управлением мамлюков Палестина оставалась до турецкого завоевания в 1516 году.

В Новое время

Палестина — территория находящаяся на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, имеет многовековую сложную историю Корни современной ближневосточной проблемы лежат в территориально-этническом противостоянии между палестинскими арабами и евреями. Однако так было не всегда. Долгое время арабы и евреи жили мирно бок о бок в Палестине.

Во время оттоманского владычества Палестина, которая считалась частью Великой Сирии, была населена преимущественно арабами. В конце 18 — начале 19 ст. в Палестине, в основном в Иерусалиме и вокруг него, начали появляться еврейские поселения, однако колонизация шла очень медленно аж до 20 столетия. В 1918 году арабы все еще составляли 93% населения Палестины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает татуировка могила с крестом

Ситуация изменилась после окончания I мировой войны, когда Великобритания получила мандат на управление Палестиной (вступил в силу в сентябре 1923 года).

При поддержке английских властей (2 ноября 1917 — письмо Британского министра иностранных дел Артура Бальфура лидеру сионистов, известное как декларация Бальфура, ратовавшая за учреждение национального очага для евреев) сионистами была развернута широкая пропаганда постепенной колонизации Палестины. В начале 20-ых годов была создана военизированная организация «Хагана», в 1935 году была создана еврейская экстремистская организация «Иргун цвай Леуми».

С приходом фашистов в Германии к власти и началом II мировой войны, еврейская иммиграция резко увеличилась: если в 1932 году евреев в Палестине было 184 тыс. человек, то в 1938 — 414 тысяч, а к концу 1947 года — 650 тысяч человек (то есть одна третья населения Палестины). Еврейская иммиграция конечной целью имела создание еврейского государства.

Поддержка этой идеи международными организациями усилилась в связи с холокостом евреев. В ноябре 1945 ситуация в Палестине обострилась. Палестину сотрясала волна сионистского террора направленная не только против арабов, но и против английских властей. Не будучи в силах решить эту проблему, Великобритания в апреле 1947  выносит решение будущего Палестины на сессию Генеральной Ассамблеи ООН.

Существовало два возможных варианта будущего Палестины. Созданный специальный комитет ООН по делам Палестины в составе 11 членов подписал отчет, который рекомендовал создать на территории Палестины 2 государства — арабское и еврейское а также интернациональную зону Иерусалима (получал международный статус).

После долгого обсуждения план раздела Палестины был одобрен 29 ноября 1947 года (33 — за, в том числе СССР и США, 13 — против, 10 — воздержались). Согласно резолюции 181/II от 29 ноября 1947 года, предполагалось в Палестине создать еврейское государство ( под него отводилась площадь в 14,1 тыс. км 2, то есть 56% от всей территории) и арабское государство (площадью 11,1 тыс.

км2 — 43% территории) и интернациональную зону Иерусалима с окрестностями (1% территории). Английские войска должны были быть выведены к 1 августа 1948 года.

Использованы материалы сайта www.middleeast.alfacom.net

Здесь читайте:

Палестинские восстания 1920, 1929, 1933 и 1936-1939 годов

Организация освобождения палестины (ООП), организация палестинского освободительного движения, ведущего борьбу за осуществление законных национальных прав арабского народа Палестины.

Палестинское движение сопротивления (ПДС)

Бен-Гурион (Ben-Gurion) Давид (1886-1973), сионистский деятель

Источник: http://hrono.ru/land/palestina.html

«Рыцари были уже не те»: почему участники Четвёртого крестового похода разорили христианский Константинополь

815 лет назад участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы византийского престолонаследия, однако не получило обещанного вознаграждения от тех, кто привёл его под стены города.

В результате Константинополь был разорён. Убивать и грабить христиан-единоверцев крестоносцам оказалось выгоднее, чем воевать с мусульманами.

По словам историков, разгром Константинополя ускорил процесс гибели Византии и привёл к усилению цивилизационного раскола между католиками и православными.

Вскоре после возникновения в VII веке н. э. ислама арабы завоевали обширные территории на Ближнем Востоке. Византийцы постоянно вели с ними войны. В XI столетии на Ближний Восток вторглись сельджуки, которые начали угрожать Константинополю. Попасть к христианским святыням из Европы стало крайне тяжело. Византийский император Алексей I Комнин обратился к папе римскому Урбану II с просьбой помочь в борьбе с угрозой, пришедшей с востока.

«С момента обмена анафемами между Римом и Константинополем прошло всего несколько десятилетий, и раскол был ещё не так силён», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Вольфганг Акунов.

В 1095 году Урбан II выступил на соборе в Клермоне с призывом освободить Святую землю и Гроб Господень. Первый крестовый поход начался в 1096 году и оказался удачным. Рыцари захватили Антиохию и Иерусалим.

Под власть крестоносцев перешли обширные земли на Ближнем Востоке, на которых они основали несколько государств.

Рыцари также установили контроль над основными торговыми путями, связывавшими Восток и Запад, оказав таким образом содействие экономическому процветанию Волжской Булгарии и северо-восточной Руси.

  • Картина Эмиля Синьоля «Взятие Иерусалима крестоносцами», 15 июля 1099 года

«Прочный союз Византии с крестоносцами не сложился», — подчеркнул в беседе с RT доктор исторических наук, академик Олег Ульянов.

Второй крестовый поход 1147 года не принёс европейскому рыцарству серьёзных успехов. Напротив, он убедил мусульманских властителей, что с крестоносцами можно бороться. В 1180-е годы полководец Саладин захватил основные города, служившие рыцарям опорой, в том числе и Иерусалим. Из крупных населённых пунктов европейцам удалось сохранить за собой только Антиохию, Тир и Триполи.

В ходе Третьего крестового похода резко обострились отношения между крестоносцами и Византией. Константинополь подозревал рыцарей в сговоре со своими европейскими врагами и больше не желал оказывать им помощь. Крестоносцы, в свою очередь, занимались грабежами на византийских землях. В итоге Саладин заключил с рыцарями мир на выгодных для себя условиях, сохранив свои завоевания и разрешив паломникам некоторое время посещать Гроб Господень.

Четвёртый крестовый поход

Четвёртый крестовый поход был провозглашён папой Иннокентием III в 1198 году, однако в Европе эту идею восприняли без воодушевления.

Кандидат исторических наук, профессор Дмитрий Харитонович писал в книге «История крестовых походов», что Папа Римский повелел проповедовать миссию всем священнослужителям.

«Он отпустил грехи всем участникам будущего похода, а также тем, которые приняли не личное участие, но на свой счёт и сообразно своему имуществу поставили надлежащих воинов, так и тем, которые, хотя и на чужой счёт, лично отправились в поход. Однако деньги собирались медленно», — утверждал Харитонович.

  • Картина Тинторетто (Якопо Робусти) «Завоевание Зары»

В итоге поход был назначен только на 1202 год. Его первоначальной целью должен был стать Египет. Наиболее мощный флот на Средиземном море в то время был у Венеции. Организаторы похода попросили её власти переправить крестоносцев за море. Однако людей собралось значительно меньше, чем планировалось, из-за того, что одна часть потенциальных участников передумала участвовать в кампании, а другая сама выступила в путь. Рыцарям также не хватало денег, обещанных Венеции за помощь в снабжении.

Венецианцы предложили своим должникам в обмен на отсрочку платежа захватить христианский Задар, который представлял угрозу их экономическим интересам. Большинство крестоносцев согласились, и 24 ноября 1202 года далматинский город был разорён. 

Византийский престол

Акунов напомнил, что в Византии незадолго до Четвёртого крестового похода произошёл государственный переворот.

«В 1195 году был свергнут, ослеплён и брошен в тюрьму своим же братом Алексеем император Исаак II Ангел. Однако племянника, также Алексея, новый император не тронул. Тот некоторое время оставался в Константинополе, а затем сбежал к мужу своей сестры, Филиппу Швабскому, и попросил его о помощи», — подчеркнул историк. 

Царевич Алексей вместе с людьми из окружения своего зятя в 1203 году прибыл в Задар, где остались зимовать крестоносцы со своими венецианскими союзниками. Молодой человек склонил на свою сторону рыцарей, предложив за помощь в возвращении отца на престол 200 тыс.

серебряных марок, провиант, отряд воинов для участия в дальнейших походах и переподчинение православной церкви Риму. В июле крестоносцы на венецианских кораблях прорвались в гавань Константинополя и захватили его предместья. Алексей III бежал, а Исаак II вернулся на престол.

Его сын Алексей IV по настоянию крестоносцев был объявлен соправителем.

Однако казна империи была пуста. Сын и отец Ангелы собрали для крестоносцев лишь 100 тыс. серебряных марок. Тогда европейские рыцари начали грабить православные храмы и мечети в мусульманском квартале. Народ посчитал причиной своих бед императоров-соправителей и восстал против них. Жители города объявили императором зятя Алексея III — Алексея Мурцуфла. Тот приказал задушить Алексея IV. Вскоре после этого умер и сам Исаак.

«Новый император заявил стоявшим под Константинополем крестоносцам, что ничего им не должен, и предложил следовать дальше на Святую землю», — рассказал Акунов.

Падение Константинополя

В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.

Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и  пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.

  • Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами (1204 год)». 1470-е годы.

«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.

На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.

Также по теме

Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы

Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в

Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.

«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.

В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова,  отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».

«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт. 

По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.

«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/621108-krestoviy-pohod-konstantinopol-razoreniye

Иерусалим — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иерусалим. В центре — храм Гроба Господня. Фото ок. 2007 г.

Иерусалим (др.-еврейск. Ieruschalajim — Иерушалаим, “жилище мира”, араб. Аль-Кудс), гл. город древней Палестины; в древности назывался Иевусей (город Иевусеев). Священный город трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Расположен к западу от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье (на склонах трех отрогов Иудейских гор). 283,1 тыс. жителей (1970).

Первые упоминания об Ииерусалиме относятся к середине 2-го тысячелетия до н. э. Позднее в разное время им владели Иудейское царство (Взят Давидом, сделан главным городом, украшен Соломоном, построившим дворец и знаменитый храм), держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, государство мамлюков, Османская империя.

586 г. до н.э. Иерусалим взят и разрушен Навуходоносором, 320 г. до н.э. — Птолемеем, 169 г. до н.э. — Антиохом Епифаном.

В декабре 164 г. до н.э. город был отбит у сирийцев Иудой Маккавеем.

В 70 г. Иерусалим был захвачен сожжен императором Титом.

Древний Иерусалим состоял из след. частей:

  1. Верхний город на горе Сион (укрепление, цитадель);
  2. Нижний город на горе Акра, и
  3. храмовая гора Мория.

В маккавейскую и римскую эпоху к ним присоединены части к северу от Мории и Акры (гора Антония). Адриан 150 построил на развалинах древнего Иерусалима римскую колонию (Aelia Capitolina), Константин Великий сделал ее местопребыванием христианских патриархов.

В 614 Иерусалим взят персидским царем Хозроем II.

В 637 — взят Омаром.

В 1099 — крестоносцами сделан главным городом королевства Иерусалимского.

В 1187 взят Саладином,

С 1244 беспрерывно во владении мусульман, с 1517-турок.

В декабре 1917 Иерусалим был занят английскими войсками. В 1920-47 административный центр английской мандатной территории Палестина.

После ликвидации английского мандата на Палестину по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 Иерусалим должен был стать самостоятельной административной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН.

После арабо-израильской войны 1947-1949 город был разделён на две части: восточную, которая отошла к Иордании, и западную — к Израилю.

В январе 1950 правительство Израиля, вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947, объявило Иерусалим столицей Израиля. Великобритания, СССР, США, Франция и др. государства не признали этой акции Израиля. В начале июня 1967 Израиль захватил восточную часть Иерусалима.

28 июня 1967 правительство Израиля приняло постановление о ее присоединении к западной части города, 5-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (4 и 14 июля 1967) приняла резолюции, требующие от Израиля отмены всех мер по аннексии восточной части Иерусалима, однако эти решения не выполняются, 21 мая 1968 Совет Безопасности призвал Израиль отказаться от любых действий, которые могут изменить статус этого города, определённый прежними решениями ООН. Эта позиция Совета Безопасности вновь была подтверждена в его резолюциях от 3 июля 1969 и 25 сентября 1971.

В восточной части Иерусалима — остатки памятников эллинистического и римского времени. Руины раннехристианских памятников (начиная с 4 в.): ротонды «Гроба Господня» (неоднократно перестраивалась), нескольких крипт 5 в., базилики на Масличной горе. Памятники арабской культуры: мечети Куббат ас-Сахра (687-91, на месте разрушенного римлянами в 70 н. э. храма Соломона, 10 в. до н. э.), аль-Акса, (переделана из христианской базилики в начале 8 в.

, капитально перестраивалась в 780 и в 1035). Ряд церквей 11-12 вв.: св. Анны, св. Иакова и др. К 14 в. относится цитадель (с перестройками 16 в.), к 16 в. — городские стены с воротами (в том числе Дамасские ворота, 1537). Западная часть города начала застраиваться со 2-й половины 19 в. Много общественных зданий, среди которых значительны новый комплекс университета (начат в 1954), медицинский центр (1960, И. Нейфельд). Музеи: Национальный музей Израиля, Национальный музей «Бецалель».

Еврейский университет (основан 1918).

Религиозная статистика

  • ок. 2009 [1] — в Иерусалиме ок. 11 460 христиан, из них ок. 4 500 римо-католиков, ок. 3 500 православных, ок. 1 500 армянских антихалкидонитов, ок. 850 протестантов, ок. 250 коптских и сирийских антихалкидонитов, ок. 60 эфиопских антихалкидонитов
  • кон. 2010 [2] — 11 500 христиан.

Храмы

  • Ветхозаветный храм (разрушен в 70 г. н.э., сохранилась только южная стена, именуемая «Стеной плача»)
Иерусалим

Литература

  • Статья Православной энциклопедии:
    • http://www.pravenc.ru/text/293782.html

Использованные материалы

  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Большая советская энциклопедия

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1186.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь