Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирение, кротость, мир, любовь)
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор
Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, ректора Смоленской православной духовной семинарии, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года)
Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Предмет моего выступления может показаться достаточно известным и простым, о котором так много говорили отцы и учители Церкви, с которым знаком практически каждый, кто изучал аскетическое учение Церкви.
Однако любые духовные истины, которым нас учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, наследием прошлого, сколько тем необходимым духовным опытом, которым мы должны жить и который должны изучать, в том числе и в реалиях современности. И в этой связи добродетель послушания, о которой мы будем говорить, является непреложной фундаментальной основой духовной жизни и в монастыре, и в жизни каждого христианина.
История грехопадения: преслушание
Как известно из первых страниц Священного Писания, причинами отпадения человека от Бога явились гордость и преслушание как проявление своеволия.
В послушании человека Богу была основа, источник и цель жизни, сущность бытия мира и человека. Своеволие, поставление себя вне Бога и без Бога, – ошибка, которая привела к катастрофе всего мира. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22–23).
Преслушание явилось отказом от Бога, от Его любви, от закона бытия мира и человека, устроенного Его Промыслом. Человек, наделенный Творцом свободой, стал несвободным, стал рабом страстей и грехов: послушание Богу делало его свободным и от внешних предметов, и от собственных желаний. Человек поставил на место жизненной Божественной воли свою тварную волю, утвердив в себе законом жизни в ее падшем состоянии своеволие и самость.
Преподобный Макарий Египетский так характеризует состояние человека после грехопадения: «Преслушанием же погружена душа в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых».
Итак, гордость, несвобода, немирность, умаление любви к Богу, обращение на себя явились страшными последствиями преслушания.
Последствием преслушания прародителей стало то, что ветхозаветное человечество было неспособно самостоятельно, своими силами и только своей волей привести себя ко спасению.
Христос – второй Адам
В онтологическом смысле послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке. Эта задача была исполнена только Богочеловеком – Иисусом Христом, Который был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). По слову апостола Павла: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5:19).
Пример истинного и совершенного послушания Богу дает нам Сам Господь, Который говорит: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). И даже в минуты тяжелых по человечеству гефсиманских борений Господь молится Отцу: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26:42).
По слову святителя Игнатия Брянчанинова, «великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога».
Господь восстановил и освятил Своею Кровью волю человека и его способность идти к Нему, показал путь исполнения Божественных заповедей и закона Бытия. Теперь спасение становится вновь возможным. Спасение человека – это синергия деятельности Бога и человека, синергия воли Бога и воли человека: «Бог совершает всё в нас нам же принадлежит доброе расположение воли» (преподобный Максим Исповедник).
Сущность послушания
Послушание в контексте Священного Писания раскрывает нам истинный его смысл: оно есть наш свободный ответ любовью, доверием, верностью на любовь Божию: Возлюби Господа Бога твоего и Ему одному служи (ср. Втор. 6:13; Лк. 4:8). Господь не принуждает, а приглашает человека: Если хочешь быть совершенным (Мф. 19:21).
Согласно святоотеческой традиции, истинное послушание, как ответ Богу на Его любовь, заключается в отсечении своей воли и в стремлении следовать воле Божией: Да будет воля Твоя (Мф. 6:10). По мысли преподобного Пимена Великого «Своя воля есть медная стена между Богом и человеком». В практике духовного делания послушание воле Божией осуществлялось через духовного отца, который передавал своему чаду спасительный опыт Церкви и опыт своего пути.
И здесь послушание становилось не навязыванием чужой воли, а детоводительством ко Христу новоначального, которому мудростью духовного отца давалась духовная пища от малого к большему.
Духовное возрастание
Итак, основой духовной жизни человека в онтологическом и аскетическом измерениях, фундаментом возрастания в добродетелях, по мысли отцов Церкви, является послушание. Подражание Христу в послушании делает человека «Его сонаследником» (святитель Григорий Нисский) и «великим перед Богом» (преподобный Силуан Афонский).
Усвоив себе Христово послушание, ведущий духовную жизнь приобретает и другие добродетели. Об этом пишет преподобный Макарий Великий: «Все добродетели связаны между собой и, подобно звеньям духовной цепи, зависят одна от другой: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты».
Подлинное послушание Богу дает человеку и подлинную свободу, которая достигается через познание Истины: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32).
«Послушник, продающий себя в добровольное рабство, то есть в послушание, взамен получает истинную свободу», – пишет преподобный Иоанн Лествичник. Так же рассуждает и преподобный Силуан Афонский: «Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя связать.
Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух».
Послушание как отсечение своеволия и самости, признание недостаточности и, часто, ошибочности выбора моего «я» внутренне выражается как смирение: «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» – так пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник.
При этом послушание приносит человеку и достойные плоды смирения: мир с Богом, мир с ближними и мир с самим собой. «Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь», – наставляет преподобный Силуан Афонский.
О связи послушания и возрастания в любви упоминает и преподобный Ефрем Сирин: «В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовью».
Духовный труд послушания дает человеку, по мысли отцов Церкви, навык искренней молитвы. «Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве»; «Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. «Душу послушливого, – говорит преподобный Силуан Афонский, – любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы».
В созидании добродетели послушания ориентиром является сердечная радость. Вместе с тем, это тонкое понятие должно быть уловлено с помощью совершенно честной беспристрастной рефлексии: от чего радость? Не от гордыни ли и самолюбования?
Четкий ответ на этот вопрос можно получить, стараясь понять причины этой радости. Когда радость от послушания зависит от внешних обстоятельств: одобрения братии, игумена, успешности совершенного дела, то причина этой радости – по меньшей мере, тщеславие.
В этой связи важным является и стремление исполнять поручения, просьбы (не только начальствующих, но и братии) с сердечной радостью, внутренним принятием послушания как желания исполнить волю Божию, – а не исходя из логического понимания необходимости послушания как неизбежного и одобряемого окружением правила жизни (в монастыре).
Современный патерик
О послушании архиерею. «Что греха таить, бывает, что Владыка благословляет, кажется, что-то невозможное Попробуй послушаться – и множество опытов приведут тебя к смирению, и даже какие-то неожиданные для себя вещи исполнишь. Вспоминаю, как однажды Владыка предложил мне в течение часа найти бульдозер и доставить его в соседнюю деревню.
Последний бульдозер в нашей обители за десять лет до этого был разобран на запчасти Тогда, уже наученный опытом, я не стал ни противоречить, не приводить никаких обоснований, что сделать это невозможно, сказал: “Благословите”. И свершилось чудо – бульдозер нашелся, и доехал он до этой деревни.
Потом много-много раз я обращал внимание, что скажешь “благословите” – и начинает твориться дело Божие, которое выше твоего разумения» [1].
[1] Из доклада епископа Касимовского и Сасовского Дионисия «Благодатный дар послушания» на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. Москва, 21–24 сентября 2016 года.
Источник: https://monasterium.ru/doklady/dobrodetel-poslushaniya/poslushanie-kak-fundament-dukhovnogo/
20 — 26 февраля. Плод Духа — Кротость
Памятный текст
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф. 5:5).
Библейские тексты для исследования
Быт. 50:20; Матф. 5:5; 11:29; Римл. 12:3; Гал. 6:1; Филп. 2:2, 3; 1 Петра 3:4.
Кротость — это плод Святого Духа, который почти утерян в нашей агрессивной и эгоцентричной культуре. Так как в понимании людей кротость ассоциируется со слабостью, большинство не ценит в других это качество. Но тем не менее мы призваны взращивать кротость.
Что такое кротость? Это покорность по отношению к Богу и мягкость по отношению к людям. Мы проявляем кротость, признавая верховную власть Бога и доверяя Ему, даже если все идет не так, как бы нам хотелось, что случается довольно часто (не так ли?). Чтобы быть кротким, человеку нужна уверенность не в себе, а в Господе.
Хотя слабость и кротость могут выглядеть одинаково, это не одно и то же.
Слабость проявляется в неблагоприятных обстоятельствах, как недостаток силы или смелости, что никак нельзя отнести к Иисусу, Который сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29).
Кротость же является результатом осознанного решения человека доверять Богу и учиться у Него, вместо того чтобы поступать по-своему. Таким образом, кротость — это результат силы, а не слабости.
Воскресенье 21 февраля. «Кроток И Смирен Сердцем»
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29). О чем Иисус говорит здесь? Каким образом кротость и смирение сердца могут принести покой нашим душам?
Кротость — это полное прекращение борьбы за исполнение своих намерений и вера в то, что Бог будет трудиться ради нас. Кротость противоположна самоуверенности и эгоизму. Она произрастает из доверия доброте Бога и Его руководству ситуацией. Кроткий человек не сосредоточен на себе (см.
Луки 22:42) — вот позиция, которая является ключом к обетованию о покое для души. В конце концов, разве наши волнения и беспокойство не связаны часто с поиском лишь того, чего хотим мы. В истинном смысле, кроткий человек — тот, кто научился умирать для себя.
А это требует веры, смелости и стойкости, таких качеств, которые в мире не всегда ассоциируются с кротостью.
Прочитайте Римл. 12:3. Как здесь представлена идея кротости? Каким образом кротость связана со скромностью?
Текст Ефес. 4:2 также помогает нам понять, что такое кротость. Заметьте, как он связан со стихом Римл. 12:3. Оба текста подчеркивают, что высокомерие и эгоизм противоречат принципам христианской жизни.
В конце концов, почему христиане должны превозноситься? Разве мы все не являемся грешниками? Разве мы все не были бы обречены на вечное уничтожение, если бы не Иисус? Разве мы не зависим полностью от Бога в каждом вдохе и биении сердца? Разве каждый дар и талант не исходит от Бога? Чем же тогда нам гордиться? Нечем! Действительно, помня о том, чего стоило наше спасение, христианам следуем быть самыми кроткими и смиренными людьми на Земле.
Подумайте о том, насколько мы во всем зависим от Бога. Откуда же тогда в нашем сердце появляются гордость и высокомерие и как мы можете избавиться от них?
Понедельник 22 февраля. Примеры Кротости
Вспомните критическую ситуацию, с которой встретился Авраам, решая со своим племянником Лотом вопрос разделения земли (см. Быт. 13:8, 9). Тот факт, что Бог обещал сделать его потомков великим народом, мог бы оправдать притязания Авраама на лучшие земли. Однако Авраам позволил Лоту выбирать первому, сказав, что возьмет себе оставшееся. Как этот поступок характеризует Авраама?
Почти все знают историю о том, как Иосиф был продан в египетское рабство своими братьями. Прочитайте еще раз о том, как они пришли к нему, ставшему вторым человеком в Египте, и просили его продать им пищи (Быт. 45). Как кротость Иосифа определила его образ действий по отношению к братьям? Если бы он не был кротким, что мог бы сделать? Каким образом текст Быт. 50:20 излагает мировоззрение кротких людей?
Еще в юности Давид был помазан на царя в Израиле. Его предшественник, царь Саул, стал безумно ревновать и в течение многих лет преследовал Давида и его людей с целью убить его. Два раза у Давида была возможность умертвить Саула (1 Цар. 24:3-7; 26:7-12). Если бы Давид не был кротким, как бы он мог объяснить убийство Саула? Почему нам так легко использовать «благочестивые» извинения, дабы делать то, что в наших интересах?
В Чис. 12:3 Моисей назван кротчайшим человеком своего времени. Вместе с тем его решительные действия не вписываются в общее представление о кротости. Его требование к фараону отпустить Израиль было сильным и сопровождалось действиями. Когда израильтяне поклонились золотому тельцу, Моисей «воспламенился гневом», взял сделанного ими тельца, сжег его в огне, растер в порошок и заставил их пить это (Исх. 32:19, 20). Как мы должны понимать кротость Моисея?
Иисус, безусловно, является величайшим примером кротости (Матф. 11:29). Приведите примеры Его кротости. Как проявилась Его кротость в случае, описанном в Иоан. 18:21-23 или в Матф. 26:39? В то же время мы видим, как Иисус делает то, что нам не кажется кротким, например, когда Он изгоняет из храма менял или обличает фарисеев в лицемерии. Как эти примеры помогают нам понять, что кротость может проявляться в смелых поступках?
Что общего вы находите в упомянутых примерах кротости? Чему вы можете научиться из этих примеров, что будет способствовать вашему пониманию кротости?
Вторник 23 февраля. Важность Кротости
«Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:3). Кротость противоположна гордости. Сегодня много говорится о важности чувства собственного достоинства. Когда чувство собственного достоинства переходит границы и превращается в гордость?
Кротость необходима для принятия Слова Божьего. «В кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21). Человек, не обладающий смиренным духом, не способен принять Слово Божье, ибо возникает конфликт интересов. Почему так происходит?
Кротость необходима для эффективного свидетельства. «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15).
«Наше влияние на других зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, какие мы. Люди могут спорить с нами и опровергать наши доводы. Они могут сопротивляться нашим аргументам, но жизнь, исполненная бескорыстной любви, — это доказательство, которое невозможно отрицать. Жизнь, в которой последовательно проявляется кротость Иисуса, — самая великая сила в нашем мире» (Э. Уайт. Желание веков, с. 142).
Кротость воздает славу Богу. В 1 Петр. 3:4 сказано: «Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
«Ничего нет плохого в том, чтобы любить красоту и стремиться к ней; но Бог желает, чтобы прежде всего мы любили высшую, нетленную красоту. Никакие земные украшения не могут сравниться по богатству и привлекательности с обаянием “кроткого и молчаливого духа”, с “виссоном белым и чистым” (Откр.
19:14), который будут носить все святые. Это одеяние сделает их объектом всеобщей любви и восхищения здесь, на Земле, и послужит им пропуском в чертоги Царя. Его обетование гласит: “Будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны” (Откр. 3:4)» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 523, 524).
Каким образом акцент на внешней красоте потенциально противоречит развитию плода Духа, в особенности кротости? По мере того, как в вас созревает плод кротости, как должна меняться ваша жизнь? Какие перемены произошли в вашей жизни в плане кротости с тех пор, как вы приняли Христа? Что мешает вам стать более кротким?
Среда 24 февраля. Применение Кротости
Кротость проявляется в том, как мы относимся к окружающим. Поэтому кротость — это действие, она открывается в словах, отношениях, поступках. Вы можете считать себя кротким человеком, но в действительности не быть таковым. Быть кротким — значит проявлять кротость.
Как, согласно приведенным текстам, в нашей жизни должна проявляться кротость? Почему кротость столь необходима в упомянутых ситуациях?
Матф. 5:39
Матф. 18:21, 22
Гал. 6:1
2Тим. 2:24, 25
Титу 3:2
Филп. 2:2, 3
Как мы уже говорили, кротость часто неверно ассоциируется со слабостью. Но между ними нет ничего общего. Просмотрите еще раз тексты сегодняшнего урока. Разве вы не видите, сколько требуется моральных и духовных сил, дабы проявлять кротость в большинстве из этих ситуаций?
Конечно же, если кротость — это качество плода Духа, следовательно источником кротости является Бог, а не мы. Тем не менее нам необходимо ежедневно подчинять себя Господу, ежедневно добровольно повиноваться Ему в вере, дабы в нашей жизни была явлена кротость.
Четверг 25 февраля. Награда Кротких
Е. Д. Халс сказал: «Смирение — странная вещь. Как только вы подумали, что обладаете им, вы утратили его».
Жители небольшого городка решили найти и наградить самого кроткого своего согражданина. Среди горожан провели анкетирование, которое определило этого человека. На церемонии, где присутствовали все важные люди, самому кроткому гражданину вручили ленту, на которой начертали слова: «Кротчайший человек в городе». Однако на следующий день у него забрали эту ленту, потому что он продолжал носить ее!
Как вы понимаете обетования и награды, упомянутые в приведенных ниже стихах?
Псал. 21:26-27
Псал. 24:9
Псал. 36:11
Псал. 146:6
Исаии 29:19
Матф. 5:5
Эти слова утешают, ведь кротких иногда лишают преимуществ. Но мы научились из этого урока, что кроткий человек думает не о том, как возвыситься перед людьми, но как возвысить Бога. В Свою очередь Бог обещает возвеличить кротких. Эту награду можно получить уже сейчас и, несомненно, на Новом Небе и Новой Земле в вечности.
Пятница 26 февраля. Для Дальнейшего Исследования:
«Христа не следует скрывать в сердце и прятать, как долгожданное сокровище, священное и желанное, наслаждаться которым может лишь его владелец. Христос должен обитать в наших сердцах, как источник воды, текущей в жизнь вечную, освежая всех, кто соприкасается с нами.
Мы должны открыто и смело исповедать Христа, проявляя в своем характере Его кротость, смирение и любовь, пока люди не окажутся очарованными красотой святости. Не лучший способ хранить нашу религию так, как мы закупориваем духи во флаконе, чтобы они не потеряли свой аромат» (Э. Уайт.
Советы по здоровому образу жизни, с. 400).
«Мир Христов нельзя купить за деньги, яркий талант не может распоряжаться им, разум не способен постигнуть его — это дар Божий.
Религия Христа — как мне донести до сознания всех, как много они теряют, отказываясь от воплощения святых принципов в своей жизни? Кротость и смирение Христа — это сила христиан. Они драгоценнее всего, что может сотворить гений или приобрести богатство.
Ничто из того, что мы ищем, лелеем и взращиваем, не является настолько ценным в очах Бога, как чистое сердце, благодарный и мирный нрав» (Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 403).
Вопросы для обсуждения:
-
Бог обещал умножить радость в жизни кротких. Как вы думаете, почему кроткие люди могут радоваться? Назовите несколько причин. Каким образом взращивание такого качества плода Духа, как кротость улучшит вашу повседневную жизнь?
-
Каким образом кротость может быть неправильно истолкована и представлена как слабость?
-
Разговоры о кротости всегда поднимают важный вопрос: «Разве христиане не должны отстаивать свои права? Позволим ли мы, чтобы нас всячески унижали, ничего не предпринимая в свою защиту? Существует ли в этом вопросе баланс и как найти его?
-
Ницше утверждал, что христианство — это религия власть неимущих слабаков. Поэтому они берут такие качества как кротость и смирение и представляют их добродетелями, к которым нужно стремиться. Как бы вы ответили на это заявление?
Источник: https://www.otkrovenie.de/sabbath-school/2010-i/chapter-0010.html
О кротости
Кротость входит в число новозаветных заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36: 11).Кротость также является одним из девяти плодов Святого Духа (см.: Гал. 5:22-23)
На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и безмолвного (ср.: Ис. 66: 2).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29)
Что такое кротость?
Под Божественной кротостью понимается всепрощающая любовь Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех.
Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их.
Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Это искусство из искусств, состоящее в сохранении трезвенного самообладания в любых обстоятельствах, во владении собой и страстями. /Лествица, Слово 24/.
Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым. Только мужественный человек кроток /прп. Иоанн Лествичник/.
Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения (прп. Иоанн Лествичник).
Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественною благодатию /свт. Игнатий Брянчанинов/.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство, оно называется кротость (свт. Игнатий Брянчанинов).
Кротость есть дочь плача и внучка смирения /свт. Николай Сербский/.
Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренне о нем молиться.
Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется.
Кротость есть утверждение терпения, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит, что Господь направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим (Пс. 24: 9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго.
Кроткий – какой он?
Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти называются кроткими /свт. Василий Великий/
Кротость делает нас равными Ангелам /свт. Иоанн Златоуст/.
Кроткий украшен всяким добрым делом: если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов;далек от лукавства и лицемерия, не покоряется зависти,отвращается злоречия, не терпит наушничества/прп. Ефрем Сирин/
Человек кроткий и сам себе приятен, и остальным полезен, а гневливый — и сам себе неприятен, и прочим вреден.
Кроткий — отец сирот, заступник вдов, попечитель о бедности, помощник обижаемым, всюду правдив /свт. Иоанн Златоуст/.
Признак глубокой кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему /прп. Иоанн Лествичник/.
Чему подобна душа кроткого?
Душа кроткого похожа на некоторое уединенное место, где царствует великая тишина
Душа кроткого похожа на некоторую вершину горы, где веет легкий ветер и куда падает чистый луч солнца/свт. Иоанн Златоуст/.
Плоды кротости
Кротость есть начало смирения /сщмч. Петр Дамаскин/.Кротость есть матерь незлобия /свт. Василий Великий/.В сердце кротком почивает премудрость /авва Евагрий/Кротость вводит душу нашу в постоянный мир, служит для нас источником всякого успокоения /свт. Иоанн Златоуст/.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5).
Что значит: «наследуют землю»?
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев, я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть /свт. Игнатий Брянчанинов/
Каким образом мы можем стяжать кротость?
Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть, сокрушаться сердцем и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться /свт. Иоанн Златоуст/.Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость /прп. авва Исаия/.
Тебя ударили в ланиту? Для чего же допускаешь, чтоб другая твоя ланита оставалась без приобретения? С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду; пусть снимут даже и третью. Нас злословят? Будем благословлять злых.
Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за клянущего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть.
Приступает к исполнению угроз? Твой долг — делать добро /свт. Григорий Богослов/.
Нет ничего могущественнее кротости
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Как луч солнца, появившись, быстро прогоняет тьму, так добрый и кроткий быстро изменяет смущение и ссору в мир и тишину. Как вылитая вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев.
Будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый, потому что в этом и состоит смирение /свт. Иоанн Златоуст/.
Что такое природная кротость?
Это унаследованное свойство характера человека. Внешне это выглядит так: человек мягок в общении, не злобив, легко прощает своим обидчикам, учтив и приветлив по отношению к людям, никогда не повышает голоса. При благоприятных условиях эта черта характера развивается и утверждается в человеке. Для посторонних людей это очень приятный человек, с которым легко общаться.
Внутренняя же суть такого человека, не имеющего в себе Бога, находит самоудовлетворение в созданном его воображением образе, которым он любуется и даже им гордится. Самоправедная кротость совершенно бесполезна в глазах Бога и спасения не приносит.
Такой самоправедный человек говорит сам в себе: «вот какой я хороший, добрый, никого не обижу, всем прощаю, все меня любят и тянутся ко мне». Человек служит своему образу, лелеет его, другими словами, поклоняется самому себе.
Это не есть христианская добродетель кротости, а есть просто идолопоклонство.
Что такое Божественная кротость?
Это полный отказ от своего «я» в угоду Богу.
Что здесь имеется в виду?
1. Вынесение Бога на первый план. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Это возможно только при помощи благодати Божией.
2. Стать подобным кроткому Агнцу – Иисусу Христу. Ведь, Он, будучи на кресте, умолял Отца простить своих палачей. Это также требует полного подчинения всех своих чувств, амбиции, помыслов Богу.
Даже когда вас бьют, унижают, обкрадывают, хулят, вы остаетесь кроткими, но уже не для себя самого, а для Бога. Такая кротость является Божественной и угодна Богу.
Она дается свыше, как дар, культивируется человеком и в дальнейшем приносит плод – дух кротости – украшение для верующего человека. Это уже не просто внешнее проявление кротости, но внутреннее обожествление.
3. Божественная кротость следует рука об руку со смирением. Иисус Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Мы же часто смиряемся с какими-то неблагоприятными ситуациями в уме, но сердце продолжает бунтовать: оно возмущается, осуждает, пребывает в непримиримости, держит обиду.
Божественная кротость предусматривает полный мир и покой в сердце верующего. Божественная кротость не имеет ничего общего с боязливостью, робостью, нерешительностью. Сам Иисус Христос, будучи кротким и смиренным сердцем, явил праведный гнев на людей, превративших храм Божий в дом торговли.
Он был полностью послушным Сыном и действовал по воле Божьей.
Только кроткий человек способен привести людей к Богу, будучи чувствительным к нуждам других. Только такой человек с характером Агнца способен угасить всякий гнев и всякий раздор между людьми. Такому человеку Бог обещает дать в наследие землю.
Христос – идеал кротости
Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Подлинную кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.
«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21: 5-6)
Наименование Иисуса Христа Агнцем Божиим указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого (см.: Отк 5:6, 7:9-17).
Примеры кротости святых
Самое великое благо — кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, сколько человеку видеть можно (прп. Нил Синайский).
Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость. Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: «Делайте со мною, что вам угодно».
Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.
Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни» взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/o_krotosti/244-1-0-24366
Что такое христианское смирение?
Одна из наиболее частых причин отказа посещения церкви или принятия Христа как своего Спасителя — это жалоба и недовольство тем, что надо быть смиренным человеком. Люди говорят: «Бог желает видеть нас рабами, а я не хочу быть рабом. Я свободный человек!».
Особенное недовольство вызывает всем известный стих, где Христос говорит, если тебя ударили по правой щеке, надо подставить левую. Но действительно ли проявление смирения или кротости является слабостью?
Что такое смирение
Современный мир требует от человека быть сильным, жестким и уметь добиваться своего. Это касается как бытовых вещей, например, постоянная борьба за парковку у дома или духовных — как можно промолчать, когда тебя оскорбили или позволить кому-то другому занять обещанную человеку должность?
Смирение – состояние человека, где воля Бога и человека составляют одно целое
Казалось бы, кротость совершенно не вписывается в современную парадигму мира. Но, может, это происходит потому, что большинство просто не знают истинного значения данного слова?
Слово «смирение» образовано от более короткого и емкого — мир. Согласно словарям русского языка, это слово можно понимать в 3 вариантах:
- Как христианскую добродетель, синоним слова «смиренномудрие», «покорность» и «кротость».
- Как сознательное принижение своих заслуг и талантов для борьбы с гордостью и тщеславием.
- Как послушность и покорность, которую человек проявляет по отношению к кому-либо.
Таким образом, кроткий человек стремится или уже пребывает в мире с Богом, людьми и самим собой. И ради этого мира христианин готов принять Божью волю выше своей, волю ближнего важнее своей, и проявить покорность ради сохранения мира во взаимоотношениях. В этом и проявляется учение Христа — возлюби Бога своего и ближнего своего как самого себя. Таким образом, человек не может исполнить две важнейшие заповеди без этого качества. Но как проявить его?
Важно! Кроткий человек — это тот, который трезво оценивает себя и не гордиться. Он четко понимает и видит свои грехи, прослеживает свои мысли и понимает кто он есть. При этом он не принижает себя искусственно, но готов уступить ради сохранения мира.
Хорошим примером могут стать люди искусства. Например, певец может принимать свой голос и слух как дар от Бога, прекрасно понимая, что он не приложил изначально никаких усилий, чтобы хорошо петь.
Он работает, развивается и при этом благодарен Всевышнему за свой талант — это покорность и кротость перед Господом.
Читайте о христианских добродетелях:
- Что такое милосердие в православии
- Заповедь о любви к ближнему
Противоположное значение покорности — это гордость. Гордый человек никогда не уступит, он не будет «прогибаться», не пойдет на компромисс. Его главная цель — получить желаемое и при этом средство достижения этого неважно.
Примером такого человека будет музыкант, который считает, что всего добился сам, построил карьеру сам и никому ничем не обязан.
Это проявление гордыни и неблагодарности, к сожалению, такие люди обычно ведут разгульный образ жизни, попадают в зависимости и теряют свой талант.
Где надо проявлять покорность
Смирение проявляется в двух важных сферах — по отношению к Господу и по отношению к ближнему.
- В первом случае это признание своей греховности и надежда не на себя, но на Божью милость и любовь. Т.е. человек не пытается собственными усилиями заслужить прощение или, как некоторые говорят, делать добрые дела, которые потом «засчитаются».
Без смирения христианская духовная жизнь невозможна
Кроткий человек прекрасно понимает, что он сам не способен спастись, не способен быть святым, но может достичь спасения только через смерть Иисуса Христа. И также он ведет себя и в жизни — подчиняет свою волю Божьей, даже когда это не нравится или расходится с собственными целями и планами.
- Касательно отношений с другими людьми, можно сказать, что смирение проявляется в отсутствии гнева или раздражения на близких, в доброте к ним и уступчивости. В любой конфликтной ситуации смиренный человек будет стремиться прекратить разногласия и заключить мир, даже если это будет расходиться с его планами или целями.
Банальный пример — это забота родителей, которая не прекращается со взрослением ребенка. Покорный человек заберет с благодарностью корзинку с мамиными пирожками, даже если он их и не ест, но отношения с матерью и ее удовлетворение для такого ребенка важнее, нежели собственный комфорт.
Ложное смирение
Как и любого другого качества человека, у кротости есть злой брат-близнец — ложное смирение. Когда человек думает, что поступает правильно и смиренно, но на самом деле лишь подпитывает свою гордость и эгоизм.
Различить эти два похожих проявления можно, если проанализировать их мотивы и проявления. Ложное смирение обладает такими характеристиками:
- Человек поступает лживо, принимая покорный вид, но в итоге поступая точно так же.
- Он рассказывает всем о том, как хорошо он поступил.
- Позже человек использует этот случай для своей выгоды.
- Покоряясь снаружи, внутри продолжает считать оппонента неправым.
- Человек считает, что поступил так хорошо потому, что он прекрасный христианин.
Для примера можно рассмотреть ситуацию в семье, муж с женой часто конфликтуют, и жена решила быть покорной супругу.
Во время очередной ссоры она замолчала и признала правоту мужа, после этого она поступила, так как и хотела, но скрыла это, а во время встречи с подругами хвасталась, как освоила это качество — быть смиренной.
Было ли это правильно? Нет, это было проявление ложного смирения, когда мотивом жены была гордость, дескать «Я молодец. А муж — глупец», поскольку она не поступила, как просил ее супруг, а потом и хвасталась об этом.
Сила смирения
Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам. Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.
Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг
Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.
Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс.
Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.
Христос как пример смирения
Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.
Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.
Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39). Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля».
Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью
Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
Как научится быть смиренным
Теперь, когда ценность и важность этой благодетели понятна, следует разобраться как же это качество приобретать. Для начала следует иметь глубокие взаимоотношения с Богом, ведь сложно покоряться и доверять тому, кого совсем не знаешь. Поэтому следует постоянно читать Писания и труды отцов церкви, молиться, посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Необходимо свою жизнь подчинить Богу не только на словах, но и на делах.
Поскольку покорность — это победа над собственной гордостью, следует предпринять ряд шагов по ее уничижению:
- Всегда помнить, что человек — всего лишь пылинка в мире и он ничего не решает.
- Регулярно молиться и просить Господа помочь в борьбе с гордыней.
- Уметь сказать «извини» или «прости» в любой ситуации.
- Регулярно исповедоваться в храме, чтобы осознавать и принимать свою греховную натуру.
- Делать добрые дела анонимно.
- Принимать обличения с благодарностью.
Совет! Некоторые старцы советуют применять технику с наказанием: заметил за собой гордость — отказался от желанного чего-либо (десерта, похода в театр и пр.). Каждый сам избирает метод борьбы с гордостью, но сделать это без Божьей помощи невозможно.
Смирение — это благодетель, которую не каждый может постичь и которую Господь считает одной из самых важных и ценных: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Быть кротким человеком означает быть настолько сильным, чтобы признать ближнего своего выше себя и полностью доверить свою жизнь Господу.
Что такое смирение? Ответ священника
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/smirenie-v-pravoslavii.html
Почему смирение так важно для Бога
Почему смирение так важно для Бога? То есть, это на самом деле очень и очень важно для Него. Взгляните лишь на эти слова Иисуса:
«но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27);
«истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3-4);
«блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).
Кроткие рабы будут первыми в Божьем Царстве; лишь кроткие, те, кто уподобился ребенку, попадут в Царство; и кроткие наследуют власть над миром. Эти вещи звучат настолько радикально, что почти не воспринимаются всерьез.
Настолько ли важны эти слова?
Не слишком ли мы хорошо знакомы с этими словами? Не знаю, как насчет вас, но лично мне до тревожности легко отделять те вещи, которые я хорошо понимаю на интеллектуальном уровне, от того во что я верю функционально (как я на самом деле поступаю).
Если слова о кротости и смирении не вызывают у нас мурашек по коже, то у меня возникают сомнения в том, действительно ли мы слышим Иисуса – учитывая то, насколько мы далеки от этих слов по своей природе, учитывая, насколько непривлекательным является служение, когда нам нужно реально пожертвовать для него собственными стремлениями, учитывая, насколько мы не желаем, чтобы другие видели в нас детей, и учитывая, насколько не кроткимимы становимся, когда кто-то нас обижает.
Вы понимаете, о чем речь? Выходит, если такая кротость нам не свойственна, мы «никогда не войдем в Царство Небесное» (Мф. 18:3). То же Иисус говорил о тех, кто не родился свыше (Ин. 3:3).
То же Павел говорил о сексуально развращенных, идолопоклонниках, жадных, пьяницах и хулителях (1Кор. 6:9-10). Отображается ли в вашем поведении понимание того, что гордость по степени серьезности греха – то же, что и сексуальный грех? Хотя я думаю, Бог считает, что гордость даже хуже.
В Библии нигде Бог не говорит, что самые сексуально чистые – наибольшие в Царстве Небесном.
Что такого особенного Бог видит в кротости и смирении? Что в этом величественного?
Чуждая этика
Этот вопрос задает множество критиков христианства. Некоторые видят слова Иисуса — «кто хочет быть наибольшим из вас, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27) — настолько чуждыми для человеческой природы, что считают их совершенно нереалистичными, невзирая на всю альтруистичность намерений Иисуса.
Кое-кто идет еще дальше и называет этику смирения Иисуса злом. Карл Маркс считал ее неким усыпляющим средством для успокоения пролетарских масс, чтобы буржуазия могла продолжать экономически контролировать средства производства.
Фридрих Ницше отзывался презрительно о такой этике, утверждая, что она лишь только ослабляет человеческий род, призывая нас вести себя именно так, чтобы мы ни за что не достигли той жестокой силы в нас, которая необходима для выживания в брутальном и беспощадном мире.
И в самом деле, смирение, заповеданное Иисусом, кажется чуждым, потусторонним. Оно было чуждым и для учеников Иисуса, когда Он им об этом сказал. Иаков и Иоанн стремились к тронам вечной славы (Мф. 20:20-21), оттесняя десять своих товарищей, тогда как каждый в равной мере заслуживал их (Лк. 22:24).
Именно так они понимали величие. Они жили в мире, где величие определялось социальным положением, где книжники и фарисеи любили предвозлежания на пиршествах (Мф. 23:6), а правители – властвовать над народом (Мф. 20:25). Они жили в том же мире, что и мы сегодня.
А в каком же мире тогда жил Иисус?
Воспоминания об утраченном мире
Когда Иисус призвал учеников достигать величия через кротость и служение другим, Он не просто призывал их быть контркультурными; Он призывал их быть противоестественными – или, точнее, – сверхъестественными. Никто из нас не рождается с таким характером. Если этика Иисуса кажется чуждой, так это потому, что она на самом деле такова. Это этика иного царства (Мф. 18:1), лучшей страны (Евр. 11:16).
Хотя, это не совсем верная формулировка. Правильнее говорить, что кротость и смирение – это этика прошлого царства. Ведь Царство Небесное – это первоначальная организация земли, и кротость была основой этики Эдема. А вот власть тьмы (Кол.
1:13) произошла именно из чуждого царства, совершившего переворот у запрещенного древа, искусив Адама и Еву перестать полностью доверять Богу и начать полагаться на собственный разум (Прит. 3:5).
И, таким образом, этика гордости чуждого королевства взяла верх.
Тем не менее, Библия учит, что смирение и кротость однажды станут снова преобладать как этика будущего царства, когда вся чуждая злая власть будет окончательно уничтожена и каждое колено преклонится перед самым кротким Царем Царей (Филип. 2:5-11). Когда мы Его увидим, мы познаем, что наибольший в Царстве Небесном – воистину слуга всем.
Лишь кроткие могут видеть
Однако, я все еще не ответил на вопрос – что такого величественного в кротости? Почему Бог называет ее самой высокой чертой человеческого величия? Я думаю, это потому, что кротость является единственным состоянием души, позволяющим нам правильно воспринимать и ценить истину и славу такими, какие они есть на самом деле. Лишь кроткие могут правдиво видеть.
Мы все, так или иначе, встречали афоризм «ослепляющая гордыня». Именно это она и делает – ослепляет. Гордыня не дает грешным людям видеть Бога (Пс. 10:4). Гордыня не дает нам видеть нашу надвигающуюся погибель (Прит. 16:18). Гордость – свет в глазах нечестивца (Прит. 21:4), и «если свет, который в вас – тьма, то какова же тьма!» (Мф. 6:23).
Кротость же приводит наш в ум в состояние, позволяющее нам видеть. И потому Бог «направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). Лишь кроткие могут быть «чистыми сердцем», и потому лишь кроткие могут «видеть Бога» (Мф. 5:8).
Гордость представляет саму себя как высшее качество, а все иное – как средства самовозвышения. Она ненасытна и может стать смертельной. А в кротости никто «не думает о себе более, чем должно думать, но по мере веры» (Рим. 12:3).
Кроткий отчетливо видит место Бога, свое место и место остальных людей в мире. Кроткий видит себя грешником, отчаянно нуждающимся в милости Бога, получившим ее через кротчайшее служение Бога во Христе (Филип. 2:5-8).
Потому кроткий считает большим благословением отдавать другим, а не принимать, чтобы и они могли максимально ощутить вечную милость Бога (Деян. 20:35).
Имея такую систему ценностей, он видит бытие, мир, красоту, искупление и суд невообразимо большим, чем он сам, и наполняется славой, которая не умещается в нем самом. Его кротость позволяет ему видеть, и то, что он видит, смиряет его.
Глаза, видящие славу
Почему Иисус сказал, что лишь кроткие наследуют Царство? Потому что лишь кроткие могут видеть Царство. Почему наибольшие в Царстве – слуги? Потому что, чем более мы кроткие, тем больше реальности мы можем правдиво видеть, тем больше разнообразной и различной Божьей славы мы можем видеть, и, таким образом, тем больше радости мы испытываем, и тем больше мы хотим передать ее другим. Что придает кротости столько возвышенности – это то, что она уподобляет Богу.
Призывая нас к смирению, Иисус предлагает нам оставить нищету гордости и прояснить наши глаза, чтобы мы знали «богатство Его славного обитания в святых» (Еф. 1:18). Он предлагает нам разделить эту радость с Триединым Богом, самой кроткой Личностью во всем существе.
Джон Блум desiringGod.org, перевод Иван Невмержицкий ieshua.org
INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/spirituality/11126-pochemu-smirenie-tak-vazhno-dlya-boga
Что значит быть кротким и смирённым?
Слово «смирённый» зачастую имеет негативные ассоциации. Многие думают, что быть смирённым означает быть тряпкой, на которую наступают другие. Однако Иисус говорит о Себе, что Он кроток и смирён сердцем.
Мы знаем, что Того, Кто противостоял фарисеям, перевернул столы меновщиков в храме и, Кто не избегал воспользоваться истиной в качестве меча обоюдоострого, невозможно описать, как «тряпку».
Если мы хотим, как говорит Иисус, наследовать землю, тогда мы должны уразуметь, что значит быть смирённым.
В этой статье Элиас Аслаксен объясняет, в чём заключается разница между тем, чтобы быть смирённым и тем, чтобы быть застенчивым, и почему первое является добродетелью, а второе бременем:
Иисус сказ��л: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» Матф. 5:5, og: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем.» Матф. 11:29.
«Кроткий» и «застенчевый/нерешительный» – две противоположности
Кроткий и молчаливый дух – это две неотложные стороны одного дела (1 Петра 3:4), и их нельзя путать с застенчивым и нерешительным духом – это совсем другое! Дух нерешительности является полной противоположностью духу кротости и смирения! Тишина, которая сопровождает кротость, приходит от Господа, и тишина, причиной которой является нерешительность, говорит об отсутствии доверия.
Это также не означает, что кроткий человек должен всегда молчать.
Он сохраняет молчание, когда надо сохранять молчание: когда его ругают, или с ним несправедливо обошлись, когда другие выходят из себя, когда окружающие болтают обо всём на свете, когда люди враждуют в борьбе за свои права и ищут своего и т.д.
, но не тогда, когда нужно приступать к Богу с сильными воплями и молениями и взывать к Нему день и ночь, возвышая свой голос, как звук трубы, указывая народу на их беззакония (Исаии 58:1), или когда нужно привселюдно защищать Евангельские истины, или вырвать агнца из пасти льва.
Божеское естество состоит из двух частей. Оно молчит, когда необходимо молчать, и оно может извергать гром и молнии, когда это является необходимым! Наша греховная природа тоже является двойственной. Она издаёт шум, когда следует хранить молчание, и молчит, когда необходимо возвысить голос и взывать изо всех сил.
Кротость приводит к спасению
«Моисей же был человек, кротчайший из всех людей на земле.» Числа 12:3. Однако, когда он увидел золотого те��ьца и, как народ танцевал вокргу него, тогда он бросил скрижали и разбил их.
(Исход 32:19) И Иисус, Кто звал нас прийти и научиться кротости у Него, возгорел ревностью и перевернул столы меновщиков, выгнав их при помощи бича из храма. (Иоанна 2:13-17) В таких ситуациях не идёт речь о кротости.
Духовные люди обладают ею, но в такие моменты проявляются другие качества, так как этого требуют эти обстоятельства!
Мы должны с кротостью принимать насаждаемое в нас Слово. (Иакова 1:21) Когда Слово судит и обличает нас, разделяет душу от духа, сокрушает и уничижает нас, обнажает нас, тогда мы должны проявлять кротасть и сохранять молчание, соглашаясь со Словом. Тогда мы должнны молчать вместо того, чтобы отвечать, защищая и оправдывая себя. Тогда мы будем продвигаться вперёд по пути жизни, получая всё больше и больше участия в спасении.
Эта статья впервые была опубликована в книге «Божьи пути к небу» в январе 1935 г.
Copyright Stiftelsen Skjulte Skatters Forlag
Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/chto-znachit-byt-smiryonnym