Как связаны понятия любовь и ответственность

Рассказ Чехова “О любви”

Как рассказать о сложной, щекотливой ситуации, когда сердце мужчины отдано замужней женщине, не скатываясь на двусмысленность и столь привычную современной литературе пошлость? Гениальному писателю Чехову это удалось. Настроение, тонкость и сложность выражения художественного замысла рассказа нашло своё полное отражение в подтексте, в невыраженном явно мнении писателя об отношениях мужчины и женщины.

Особенный его рассказ «О любви», в котором замужняя женщина Луганская Лидия Алексеевна и помещик Алехин Павел Константинович испытали друг к другу чувства искренней любви, интересен тем, что, возможно, в этом рассказе нашли своё отображение романтичные чувства писателя к Лидии Алексеевне Авиловой. Правда, любовь Чехова к Авиловой известна только по её воспоминаниям и она, будучи весьма в преклонном возрасте, писала в своей тетради, что ей сложно распутать моток шёлка их отношений, и она так и не может решить вопрос: «любили ли они друг друга»?

Но в одном сюжет рассказа и события жизни писателя действительно полностью совпадают.

Главный герой повествования – Алехин Павел Константинович – приезжает в Софьино и упорно, не жалея сил и времени, занимается сельским хозяйством, чтобы восстановить пришедшее в запустение собственное имение и сельскохозяйственные угодья.

Антон Павлович в 1892 году приобрёл имение в небольшом селе Мелихове, и его семье, как и главному герою рассказа, пришлось приложить немало сил, чтобы преобразить запущенную, находящуюся в полуразрушенном состоянии, мелиховскую усадьбу.

Краткое содержание

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию рассказов, написанных в Мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик Алехин. За завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы Пелагеи к набожному повару Никанору, обладающему буйным нравом. Так они и стали говорить о любви.

Алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую историю любви. И русским людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами.

Любовная история Алехина началась с того, что он приехал Софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца.

Самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда Лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной супругой Анной Алексеевной.

Знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город Алехин обязательно навещал семью Лугановичей. К нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком.

Отношение к Анне Алексеевне у Алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного.

И в своём рассказе охотникам Павел Константинович отзывается об Анне Алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов.

Супруга Лугановича также осталась неравнодушной к Алехину, и она и её супруг сильно беспокоились о его делах и здоровье. Шли годы, чувства Анны Алексеевны и Павла Константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту. У Анны Алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к Алехину странное раздражение.

Как обычно случается в жизни, всему приходит конец. Лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а Анна Алексеевна по настоянию врачей отправилась в Крым.

При проводах Анны Алексеевны на железнодорожном вокзале, Алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось.

Только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.

Каковы представления о любви в рассказе

Алехин в рассказе даёт оценку любовным чувствам людей, как в самом начале повествования, так и в конце.

Если, только начав свой рассказ, Алехин говорит о том, что вопросы, касающиеся личного счастья, можно истолковывать как угодно, то в конце своего повествования о твёрдо заявляет, что все обстоятельства, которые мешали им любить были ненужными, мелкими и обманчивыми. Он убеждён в том, что в любви нужно исходить «от высшего», и не стоит вовсе рассуждать о своих чувствах, а только действовать.

С одной стороны, мнение главного героя можно расценить как смелое, в чём-то безрассудное и самоотверженное, но с другой стороны, как не вспомнить в этом случае сокрушительную любовь Анны Карениной и тот печальный финал её жизни, который произошёл благодаря её отринувшим досужие рассуждения чувствам.

Тайна любовной истории чеховских героев так и не находит своего разрешения, в рассказе не даются рецепты, как же нужно поступать, когда влюблённость невозможно реализовать в действительность, читателю представляется только вариант событий, когда влюблённые придерживаются определённой линии поведения, согласно принятым правилам общества.

Цитаты из рассказа Чехова “О любви”

Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают её розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и при том выбираем из них самые неинтересные.

Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет я не знаю, но это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю точно.

У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.

Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней я старался понять тайну женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти старика и я всё старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.

Отзывы критиков о рассказе

Рассказ «О любви» получил высокую оценку литературных критиков, в которой они отмечали не только силу чеховского художественного слова, но и то, что писателю удалось посредством тонкого средства выражения своих мыслей не навязывать свою авторскую позицию читателю, не упрощать читателям задачу, делать собственные выводы из рассказанной им истории. И критики, и поклонники творчества Чехова не имеют общего мнения, чьими «устами» писатель в рассказе выражает своё мнение.

Интересно и построение рассказа о любви Алехина, оно словно помещено в обрамление. Рассказ Павла Константиновича начинается не потому, что его замучили душевные терзания, а потому что за окном идёт унылый дождь, небо затянуто серыми тучами, деваться в такую погоду некуда, и тянет поговорить. А охотникам – Буркину и Иван Иванычу – оставалось только слушать.

В конце же рассказа Алехина, солнце выглядывает из-за серых низких туч, и оба охотника, выйдя на балкон, обсудили, что возможно у молодой дамы было при прощании с Алехиным скорбное лицо, а Буркин, будучи с ней знаком, нашёл её красивой.

Рассказ Чехова, словно музыкальное произведение, где главная тема повествования звучит через разные, столь отличные друг от друга, голоса.

Универсальность тематики
Произведения Чехова «О любви», обращённые в своём повествовании к общим и повсеместно обсуждаемым проблемам человеческой жизни, интересны и понятны вне зависимости от века, в котором живёт читатель, и его местожительства многим людям.

Заканчивается эта грустная любовная история Алехина и Анны Алексеевны Луганской многоточием. Герой, проехав на поезде до первой станции и наплакавшись от души, вышел и пошёл в своё имение пешком, словно герой ещё мог что-то добавить к своим рассуждениям о любви, как-то ещё раз переосмыслить свои поступки и ещё раз вспомнить о женщине, которая оставила неизгладимый след в его душе. Весь рассказ пронизан драматизмом и надеждой героя, что у него ещё есть шанс понять свою душу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно молиться дома

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/rasskaz-chekhova-o-lyubvi.html

Направление

Полезные материалы по теме:

ЦИТАТЫ к направлению ОН и ОНА
СТИХИ к направлению ОН и ОНА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ к направлению ОН и ОНА
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ко всем направлениям
Примерные ТЕМЫ к направлению ОН и ОНА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Как писать итоговое сочинение»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОН и ОНА

Комментарий от ФИПИ:

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия.

Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 В рамках данного направления можно поразмышлять о взаимоотношениях мужчины и женщины. Это значит, что мы будем говорить о любви, верности, дружбе, семье и т.д.Он и Она — не два ли разночтеньяКрасивого сказания времён?Два звука, чтоб создать единый звон,Два атома, в законе тяготенья. Весной в великий праздник всесожженья,Одною хотью каждый дух взметён.Друг другом зажжены она и он.Иль только лишь хотением хотенья? В весеннее раскрытое окноСо всех сторон доходят к сердцу звуки,В них сладость упоительнейшей муки. Сто тысяч дальних звёзд в них зажжено.И молим мы, ломая розно руки,Того, что есть по существу одно.

К. Бальмонт

 

Аспекты направления ОН и ОНА

  1. Он и она: от любви до ненависти. Верность/измена, благодарность, уважение, любовь/ненависть, ревность, дружба, жалость и др. Привязанность, симпатия, привычка и др.  Взаимопонимание и его отсутствие, способы достижения взаимопонимания.
  2. Любовь бывает разная: взаимная/безответная, платоническая/физическая, разрушающая/созидательная, любовь-страсть – любовь спокойная, реальная/идеальная. Любовь – дружба, роковая любовь, любовь красивая, деятельная, самоотверженная. Истинная/ложная. Первая любовь.
  3. Взаимоотношения в семье.

    Какими бывают взаимоотношения в разных семьях, на чем они основываются.

  4. Одиночество человека. Роль любви в жизни человека.

Концепт любовь: значение

«Любовь» – универсальный концепт, который присутствует во всех культурах и относится к концептам «высшей духовной ценности». Любовь означает глубокое индивидуально‑избирательное интимное чувство и обладает рациональной, эмоциональной и оценочной характеристикой.

«Любовь» — «чувство самоотверженной, сердечной привязанности», «склонность, пристрастие к чему‑нибудь».

В Толковом словаре великорусского языка даются дериваты общеязыкового номинанта концепта: «любить», «любиться», «любовать».«Любить, – пишет В. И. Даль, – любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому, привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно».В энциклопедических изданиях чаще приводится философская интерпретация понятия «любовь».

В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона в статье, написанной В. Соловьёвым, любовь определяется как «чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе как высшая духовная эмоция, которая выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту», «источник религиозного и художественного творчества».

Любовь в этических и психологических исследованиях и словарях определяется как «чувство, вызываемое у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных приоритетов при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его уникальности.

При этом любящий испытывает желание получить предмет в свою «личную сферу» или сохранить его в ней, желает ему добра и процветания, готов идти ради него на жертвы, заботиться о нём, берёт на себя ответственность за его благополучие, он находит в любви смысл своего существования и высший моральный закон. 

Ассоциативный ряд понятия «любовь» включает такие концепты как самопожертвование, сострадание, бескорыстность. 

В ассоциативном словаре отмечены признаки любви: вечная, земная, с первого взгляда, безответная, платоническая, верная, до гроба), а также эмоции, сопутствующие любви (счастье, радость, отчаяние).Любовь является важнейшим фактором, определяющим жизненное поведение человека, ведущим его к гармонии.

 В словаре знаков и символов любовь рассматривается как образ духовного единения двух начал, противоположностей, как путь к центру: «главной целью подлинной любви является преодоление двойственности и разъединённости, которое предполагает отречение от собственного «Я»».

 В древних культурах любовь была представлена как сила, играющая важнейшую роль в организации мироздания (например, сюжет о возникшей из Хаоса божественной брачной паре – прародителях вселенной, в котором богиня‑мать отождествлялась с землей или реже – с морем, а её супруг – с небом). Процесс сакрального брака олицетворяла и греческая богиня Афродита, ассоциировавшаяся с плодородием, весной, жизнью.

Миф о рождении богини из морской пены, образованной кровью оскоплённого Урана, утверждал родство Афродиты с водной стихией (женскими силами) и животворным мужским началом. Эрос, воплощавший векторный аспект любви как творчества (стремление, влечение, желание), представлялся древним одной из космических первопотенций.В христианстве противопоставляется возвышенная, жертвенная любовь и любовь земная, греховная.

Стремление преодолеть разорванность представлений о любви выразило учение В. Соловьёва. Философ писал, что только любовь способна «создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение». В.

 Соловьёв рассматривал любовь как способ выхода за пределы индивидуального «я», ту возможность человека жить не в себе, а в другом, которая создаёт условия для грядущего всечеловеческого единения.Развитие психоанализа в XX веке привело к оппозиции в концепте любовь: «мужское» – «женское».Сохраняя свою универсальность, концепт «любовь» играл центральную роль в системе ценностных ориентиров русской культуры. «Русский менталитет, – отмечает Л. Е.

 Вильмс, – терпим к таким признаковым и оценочным характеристикам любви, как безрассудочность, страдание, боль, мучительные переживания, проявления влюблённости мистического характера, но осуждает легкомыслие, безответственность, нескромность». К национально‑специфичным признакам концепта относятся осознание непродолжительности любви (любовь «прошла», «угасла», «умерла»), вера в возможность заслужить чью‑то любовь («завоевать», «снискать» любовь), необходимость сдерживать свои чувства при посторонних («скрывать», «таить», «беречь» любовь), гиперболизация способности любить («любить до смерти», «любить до гроба», «любить до последнего вздоха»).

Любовь в литературе

В отечественной литературе любовь чаще всего представлена как облагораживающая, очищающая, возвышающая сила, как жизненная ценность, объединяющая людей и способствующая гармонизации мира. Благодаря любви герои русской литературы поднимаются к более высоким уровням сознания, ищут путь к истине.

В произведениях писателей‑классиков часто можно встретить тему отвергнутой любви, вольной или невольной вины (в социальном, нравственно‑психологическом, религиозно‑философском аспектах) и жертвы – в облике мужского или женского начал.Жертвенная любовь является главным сюжетообразующим элементом в «Бедной Лизе» (1791) Н. М. Карамзина, «Станционном смотрителе» (1830) А. С.

 Пушкина, в романе «Кто виноват?» (1846) А. И. Герцена, в «Бедных людях» (1846) и «Подростке» (1875) Ф. М. Достоевского, в «Асе» и «Дворянском гнезде» (1857) И. С. Тургенева, «Обломове» (1859) И. А. Гончарова, «Горькой судьбине» (1859) А. Ф. Писемского, «Воскресении» (1898) Л. Н. Толстого, «Олесе» (1898) А. И. Куприна, «Пред судом» (1915) А. А. Блока, «Темных аллеях» (1943) И. А. Бунина.

 

Например, в творчестве В. Маяковского в основе концепта «любовь»  лежит оппозиция «громада‑любовь» – «громада‑ненависть». В метафоре «громада‑любовь» воплощена заветная идея поэта о любви‑глыбе, лавине страстей, обрушивающихся на человека. При этом понятие «любовь» оказывается равнозначным понятию «мир» и соизмеримым с ним. В любви В. Маяковский видит возможность реализации личности.

Отсюда неоднозначность критериев, с которыми лирический герой подходит к объекту своего чувства. Он ищет в возлюбленной качества, которых недостаёт ему самому. Любовь (по Маяковскому) – феномен неоднозначный и противоречивый. Поэт славит огромную, всепоглощающую, исключительную Любовь, соответствующую масштабу его личности, и отвергает мизерную «любвишку», «любовь цыплячью», «любвишку наседок».

Во имя своей Любви, смыкающейся с мечтой о будущем, лирический герой готов идти на Голгофу. Вместе с тем «смертельный любви поединок» ведёт поэта к саморазрушению и трагедии.

Читать статью:

«Любовь в творчестве Маяковского»

«Любовь» в художественной картине мира М. Цветаевой – концепт многозначный, связанный с такими содержательными элементами, как «Божественная любовь», «любовь‑обольщение», «любовь‑страсть», «любовь – вечное проклятие».

 У И. Шмелёва возвышенная жертвенная любовь противопоставлена любви земной, рассматриваемой в аспекте греховности.

В творчестве Л. Улицкой концепт «любовь»является основополагающим, вступая в различные связи с концептами «семья», «счастье», «судьба».

Самым многослойным и противоречивым в произведениях Л. Улицкой является чувство между мужчиной и женщиной. Любовь между полами очень богата в своих проявлениях: это влюблённость и страсть, уважение и самоуничтожение, счастье и страдание, возрождение и болезнь.

Любовь амбивалентна: она вмещает физическое влечение и самые возвышенные чувства, восхищение объектом любви сменяется порой разочарованием и даже ненавистью, любовь даёт интерес к жизни, обогащает её, но тем же и ограничивает, ведь вся жизнь сосредотачивается на объекте любви.Любовь ещё раз обнаруживает свою двойственную природу, принося счастье и горе, жизнь и смерть.По мнению Л.

Улицкой, именно физическая измена, а не душевная, является предательством для персонажей.Природа и дар любви у Л. Улицкой непостижимы, и этим концепт «любовь» в творчестве писателя сближается с концептом «судьба»Концепт «любовь» в творчестве Л. Улицкой связан с концептом «семья». На основе любви строятся взаимоотношения в семье, в семье же воспитывается уважение и любовь к родным, роду.

Близость, взаимопонимание в семье способствуют душевному и духовному росту человека.

В творчестве А. Битова «любовь» взаимодействует с другими понятиями:«счастье», «жизнь», «смерть», «игра», «предательство», «ревность».

Любовь, связанная с бытовыми реалиями (семьёй, детьми, повседневностью), часто отвергается писателем, а семейные отношения оборачиваются «бесконечным знакомством», отсутствием взаимопонимания и теплоты. А.

 Битов принимает любовь в её вершинном, максималистском проявлении, как чувство, которое «гораздо превышает» человека и даже «разрывает» его, ведь благодаря любви «ты становишься таким большим, каким никогда бы не мог без этого стать, а в том, чем ты был без любви, ты становишься ещё мельче».Боготворя идеальную любовь, писатель считает её одним из высших проявлений чрезвычайной «воплощённости», он соотносит концепт «любовь» и концепт «жизнь». А.

 Битов рассматривает любовь как один из важнейших факторов, влияющих на поведение человека. Измену любви писатель считает тяжким грехом, за который его персонажи расплачиваются бесцельно прожитой «неточной» жизнью и «ямой долговой» в её финале.

Примеры итоговых сочинений

Итоговое сочинение 2019-2020 Предыдущая публикацияСледующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/itogovoe2020/2056-napravlenie-on-i-ona-itogovogo-sochinenija-2019-2020.html

Он и она — разбор направления

Всем привет! Предлагаю разобрать пятое направление тем итогового сочинения 2019—2020 учебного года — «Он и она»!

Приблизительные темы сочинений для подготовки

  1. Нужно ли искать компромиссы во взаимоотношениях с противоположным полом?
  2. Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
  3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  4. Лучше быть одному или в паре?
  5. Должны ли быть правила в отношениях между мужчиной и женщиной?
  6. Почему прекращаются отношения между женщиной и мужчиной?
  7. Правда ли, что от любви до ненависти один шаг?
  8. Могут ли быть вместе мужчина и женщина, не любя друг друга?
  9. Что самое важноt в отношениях с противоположным полом?
  10. Что важнее в отношениях: любовь, дружба или взаимоуважение?

Реальные темы из направления «Любовь» 2015—2016 учебного года.

  1. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
  2. Что такое «любовь к жизни»?
  3. Почему в любви важно понимать и прощать?
  4. Почему любовь не всегда приносит счастье?
  5. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
  6. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н.

    Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

  7. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
  8. Согласны ли Вы с утверждением Ж. -Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
  9. Светлые и трагические стороны любви.

  10. Можно ли быть счастливым без любви?
  11. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
  12. Требует ли любовь от человека работы над собой?
  13. Опасен ли эгоизм для любви?
  14. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
  15. В чём разница между любовью и влюблённостью?
  16. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  17. В чём проявляется любовь к Родине?
  18. Когда любовь становится испытанием?
  19. В чём проявляется любовь к жизни?
  20. Любовь – это счастье или страдание?
  21. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  22. Помогает ли любовь понять себя?
  23. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше»
  24. Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
  25. Способна ли любовь изменить человека?
  26. Какую любовь можно назвать настоящей?
  27. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
  28. Всегда ли любовь делает человека счастливым?
  29. Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
  30. Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
  31. Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?
  32. Что такое самоотверженная любовь?
  33. Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

Список литературы для аргументации

  1. О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
  2. Ш. Бронте «Джейн Эйр»
  3. Э. Бронте «Грозовой перевал»
  4. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту»
  5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  6. И.А. Бунин «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Первая любовь», «Митина любовь», «Грамматика любви», «Чистый понедельник»
  7. О. Генри «Дары волхвов»
  8. И.А. Гончаров «Обломов»
  9. М. Горький «На дне»
  10. А.С.

    Грибоедов «Горе от ума»

  11. А. Грин «Алые паруса»
  12. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  13. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  14. Ф.М. Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Подросток»
  15. Т. Драйзер «Американская трагедия», «Финансист», «Титан», «Стоик»
  16. А.С. Иванов «Тени исчезают в полдень»
  17. А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
  18. В.К. Железников «Чучело»
  19. Е.И. Замятин «Мы»
  20. Н.М.

    Карамзин «Бедная Лиза»

  21. А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
  22. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова»
  23. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  24. Дж. Лондон «Мартин Иден»
  25. Г.Г. Маркес «Любовь во время чумы», «Сто лет одиночества»
  26. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  27. М. Митчелл «Унесенные ветром»
  28. Ги де Мопассан «Милый друг»
  29. Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  30. А.Н.

    Островский «Гроза»

  31. Дж. Оруэлл «1984»
  32. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  33. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Дубровский»
  34. Э.М. Ремарк «Триумфальная арка»
  35. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  36. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  37. В. Скотт «Айвенго»
  38. А.И. Солженицын «Матренин двор»
  39. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  40. Л.Н.

    Толстой «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Семейное счастье»

  41. И.С. Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», «Первая любовь»
  42. Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Ночь нежна»
  43. Г. Флобер «Госпожа Бовари»
  44. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие»
  45. А.П. Чехов «Он и она», «Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой», «О любви», «Чайка», «Анна на шее»
  46. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  47. М.А.

    Шолохов «Тихий Дон»

  48. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  49. О. Уайльд «Портрет Дориан Грея»

Лирика:

  1. К.Д. Бальмонт «Он и она»
  2. С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Как умеет любить хулиган», «Ты меня не любишь, не жалеешь»
  3. А.Н. Майков «Он и она»
  4. В.В. Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах», «Флейта позвоночник», «Ко всему», «Лисичка!», «Человек»
  5. Р.И. Рождественский «Он и она»
  6. А.Н. Плещеев «Она и он»
  7. А.С. Пушкин «Я вас любил: любовь еще, быть может», «Редеет облаков летучая гряда», «К Керн*»
  8. М.И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной», «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе», поэма-сказка «Царь-Девица»

Также материалы вы можете скачать в виде файла.

Источник: http://irishu.ru/2019/09/28/on-i-ona/

Сочинение-2018: «Верность и измена»

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

любимому человеку; супругу/-ге

другу, товарищам, близким

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

христианским заповедям

Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств.

Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека.

Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале.

Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома».

Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины.

Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой.

  Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес.

Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему.

А раз так, надо или полностью отказываться от него или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик.

Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает.

Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик.

Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет.

Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.

Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.

    (Публий Корнелий Тацит)

  • Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза.

    Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)

  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К.

     Досси)

  • Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Список рекомендуемых произведений:

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/sochinenie-2018-vernost-i-izmena

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как у католиков называется храм

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]