Кто превращал воду в вино

Христос и вино

кто превращал воду в вино

Когда речь заходит о необходимости воздержания от спиртных напитков, пьющие люди нередко говорят, что Сам Иисус Христос пил вино, превращал в вино воду и на тайной вечере заповедал ученикам Своим пить вино; что ж говорить, мол, о нас, грешных

Рассмотрим все три случая.

1. ХРИСТОС ПИЛ ВИНО

«Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:33-35).

Иоанн Креститель был назорей (Лк. 1:15; Суд. 16:7) и по обету назорейства он не только не пил крепких напитков и вина, но не ел даже как сырых, так и сушеных виноградных ягод (Чис. 6:3-4), не входил в дом, нечистый по причине чьей-то смерти, жил в пустыне, питался акридами и диким медом и вел праведную, благочестивую, посвященную Господу жизнь. Но те из фарисеев и книжников, которые пренебрегли волей Божией, не крестившись от него, назвали его бесноватым.

Напротив, Иисус Христос, Сын Божий, пребывая на земле в человеческом теле, вел другой образ жизни. Он, как врач души и тела, общался со всеми людьми. Евангелие описывает, как Христос пришел в дом фарисея, чтобы разделить с ним трапезу, и там великая грешница помазала миром Его ноги. Христос был также в доме большого грешника, начальника мытарей Закхея, обедал в доме ставшего позже евангелистом Матвея со многими мытарями и грешниками.

Потому фарисеи и законники, которым никто не мог угодить, обвиняли Христа в невоздержании в пище и питье, называя его другом мытарям и грешникам. Но возможно ли, чтобы Иисус Христос, Праведник, Который не знал греха, предавался пьянству, которое осуждалось пророками Ветхого Завета, философскими школами и лучшими религиозными течениями того времени? К тому же посмотрите на Закхея, Матвея и других грешников, с которыми общался Христос (Лк. 19:7-9, 5:27-30, 7:29, 47-48).

Все они под влиянием своего Учителя стали праведниками, они не занимались пьянством. На подобное обвинение Господь ответил: «И оправдана премудрость всеми чадами ее». Это означает, что Его дела, сама жизнь Иисуса Христа защитят Его от этого нелепого обвинения. Поэтому многие примут Иисуса Христа как своего личного Спасителя, несмотря на этот оговор, а иные всегда будут против Него.

Следует все же отметить, что, живя в стране, богатой виноградниками, Христос, конечно, употреблял в пищу плоды винограда и пил вино, то есть виноградный сок, в его натуральном, «пресном» виде как общепринятый напиток.

2. ХРИСТОС ПРЕВРАЩАЛ ВОДУ В ВИНО (Ин. 2:1-10)

Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков.

Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение». В готовом виде алкоголя нет ни в одном растении.

Химики говорят, что природа никогда не создает спиртных напитков, она гноит виноград на ветке, но не превращает сок в вино. То есть алкоголя нет ни в одном продукте природы, он не был сотворен Богом, но искусственно создан человеком через разрушительный процесс сбраживания. Свежее вино, или только что выдавленный виноградный сок, не содержит алкоголя, и если его закупорить в сосуд, куда не будет проникать воздух, оно может храниться в своем естественном виде долгое время.

Всемогущий Христос, сотворивший виноградную лозу, которая впитывает в себя воду и таким образом рождает в ягодах вино, Сам как бы стал виноградной лозой на браке в Кане Галилейской, где мгновенно сотворил то, на что виноградная лоза в природных условиях тратит несколько месяцев. Христос не сотворил искусственного вина, которое пьянит человека. Такое вино не могло бы явить славы Божией. Хмельное вино осуждается в Слове Божием (Ис. Нав. 5:22; Прит.

23:20, 29-32) и служит символом смерти. Ибо сказано, что пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). А «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).

Потому можно с уверенностью сказать, что вино, которое сотворил Господь, было прекрасным, освежающим и служило символом новой жизни в Царстве Небесном.

3. ХРИСТОС ЗАПОВЕДАЛ ПИТЬ ВИНО НА ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ

Просмотрите все места, которые описывают тайную вечерю (Мат. 26:26-30; Мар. 14:22-26; Лук. 22:17-28; 1 Кор. 11: 23-28), и вы увидите, что вино там не упоминается вообще. Там сказано, что Христос взял чашу – чашу, которой пользовались во время пасхальной вечери, содержание чаши он назвал «от плода виноградого», а не искусственным вином, которое содержит алкоголь.

Убедиться в том, какой напиток Христос заповедал пить на тайней вечери, мы можем, на примере того, как это делалось на пасхальной вечери. В книгах Исход, 12:8, 15-20, 34, 39; Второзаконие, 16:3-4, и в других местах Священного Писания запрещено употреблять в пищу и держать в доме все квасное во все дни праздника. Поэтому праздник Пасхи называли еще и праздником опресноков (Лук. 22:7).

Нарушение этой заповеди сурово каралось законом. И Христос перед Своими страданиями не мог совершать никакую другую Пасху, как только с опресноками и «бесквасным» вином, или виноградным соком (Лук. 22:13, 18). После этого – после пасхальной вечери – Господь установил тайную вечерю, прообразом которой была Пасха (1Кор. 5:7).

Многие богословы и раввины говорят, что евреи имели такой обычай: хозяин дома во время пасхального праздника брал кисть винограда, которая специально хранилась для этого, и выдавливал из нее сок в чашу. Это также соответствует словам: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сиё есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мат. 26:27,28).

Свежевыдавленная кровь винограда (сок) могла наиболее полно символизировать Кровь Иисуса Христа, которую Он должен был пролить вскоре на Голгофском кресте.

В заключение мне хочется привести слова Иисуса Христа и апостола Павла: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).

1926 г.

страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Источник: http://www.rusbaptist.stunda.org/vino.htm

Первое чудо Иисуса: претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской

кто превращал воду в вино

Джотто ди Бондоне (1266—1337) « Брак в Кане»

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Иоан.2:1-11)

Перевод еп. Кассиана (Безобразова)

Гарофало (Бенвенуто Тизи). « Брак в Кане Галилейской»

1 И в третий день был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там. 2 Был зван также Иисус и ученики Его на брак. 3 И когда недостало вина, Мать Иисуса говорит Ему: вина у них нет.

4 И говорит Ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. 5 Говорит Мать Его слугам: сделайте всё, что Он вам скажет. 6 Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры. 7 Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху.

8 И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли.

9 Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира 10 и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит и, когда опьянеют, — худшее: ты же сохранил доброе вино доселе.

11 Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Перевод священника Л. Лутковского

Алексеев Н. М.  (1813-1880). «Брак в Кане Галилейской».Роспись для Исаакиевского собора, С-Петербург.

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там, 2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир. 3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина. 4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал. 5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.

6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).*

7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев. 8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли. 9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, — он позвал жениха 10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.

11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

*) от двух до трех бочек воды — досл.: «от двух до трех мер»; мера — около 40 литров.

«Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

Гилберт К. Честертон. Вечный Человек.

Было высказано предположение, что Мария переселилась на время в Кану, где какие-то люди, вероятно родственники, дали Ей приют {Ин.2:1}. Однажды, когда в их семье справляли свадьбу, туда был приглашен Иисус с учениками, и Мать смогла вновь увидеть Его {Ин.2:1-11}. В самый разгар скромного торжества, к великому огорчению и стыду хозяев, кончилось вино. Очевидно, все лавки уже закрылись, и нечем было угощать собравшихся.

Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На какую помощь Она надеялась? Или просто ждала слов ободрения? Кажется непонятным и ответ Иисуса, произнесенный как бы со вздохом: «Что Мне делать с Тобой? Час Мой еще не пришел» — так примерно можно передать смысл Его слов. Тем не менее Мария поняла, что он всё же готов как-то помочь, и сказала слугам: «Сделайте всё, что Он вам скажет».

Иисус велел налить воды в большие каменные сосуды, предназначенные для омовений, и, почерпнув из них, нести распорядителю пира. Слуги в точности исполнили странное приказание, и когда распорядитель попробовал напиток, то, поразившись, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор» Так проявление власти Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен.

Он употребил ее, чтобы не омрачился день веселия, как бы невзначай. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и «избыток» жизни {Ин.10:10}.

Александр Мень. Сын Человеческий.

Начнем с чудес порождения. Самое раннее из них — превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Это чудо возвещает о том, что на пире — Сам Бог вина и всей природы. Лоза виноградная — один из даров Божиих; Господь наш — истина, скрытая за личиной ложного бога Вакха.

Каждый год Он создает вино, выращивая растение, которое способно обратить воду, землю и свет в сок, при особых условиях становящийся вином. Другими словами, Он каждый день и год обращает воду в вино. Однажды Он сократил процесс, используя каменные водоносы вместо растительных клеток, но сделал Он это, как делает всегда.

Чудо Каны Галилейской возвестило о том, что Бог наш — не враг природе, не друг беде, плачу и голоду (хотя и попускает их иногда), но Тот, Кто тысячелетиями творит вино, что веселит сердце человека.

Клайв Стейплз Льюис. Чудо.

Подборка цитат: Александр Поляков (http://www.messia.ru)

Толкования, комментарии

  • Глава из Толкования преподобного Ефрема Сирина на четвероевангелие (IV в.)
  • Глава II // Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. (XII в.)
  • Знамение в Кане // Епископ Кассиан (Безобразов). Толкование евангелия от Иоанна. (1947)
  • Брак в Кане // Пояснения на Новый Завет и Псалтирь под ред. Ф. Грюнцвайга и др. (XX в.)

Проповеди

  • О чудесах // Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. (17 августа 1986 г.)

Словари, энциклопедии

  • Кана // Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия (1891)
  • Чудо, чудеса // Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия (1891)
  • Чудо // Словарь библейского богословия (1972)

Источник: http://mstud.org/bible/4ev/25.html

Каждому по спасителю или кто, если не Иисус

кто превращал воду в вино
Началась священная пасхальная неделя, которая, как это часто бывает, совпала с Днем космонавтики. Хорошо хоть, не с днем рождения Гитлера, а ведь бывало и такое. Что хочется делать в эти дни? Есть верхушку кулича, биться яйцами и славить Господа нашего Иисуса Христа за его великую ношу.

Мы относимся к религии архиположительно, но читаем слишком уж много исторической литературы, и вспомнились нам ребята, несомненно, порочные, мерзкие и не такие великие, у которых поразительно много общего со Спасителем. А ведь жили они раньше, гораздо раньше. Если, конечно, вообще были.

Что за вздор, такого не может быть, чтобы христианство позаимствовало что-то из других культов! Хотя чего уж там, это нормальное явление, все друг у друга заимствовали, такой уж ход истории.

Старичок, мы этой статьей не пытаемся очернить христианство и поставить под сомнение чье-либо существование. Мы просто напоминаем про спасителей из других, если можно так выразиться, религий. Всем нужен свой личный Иисус, кому-то левый, как в «Догме», кому-то истинный, а кому-то собутыльник Дионис.

Еще раз, даже не вздумай уличать нас в богохульстве, мы, в отличие от тебя, Никейский Символ веры знаем.

Дионис, он же Вакх, он же бог виноделия

Между Дионисом и Иисусом очень много общего, разве что Дионис более необузданный и не только превращал вино в воду, но и всячески пропагандировал главный напиток эллинистической культуры. Иешуа был в этом плане поскромнее.

Вот, кстати, первое сходство. Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галлилейской.

Но Дионису это тоже было свойственно — как-никак, бог виноделия, а по совместительству растительности, виноградарства, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Едем дальше. Родился Дионис от смертной девы и бога по имени Зевс. Всё как обычно с детьми громовержца: пришел в гости к Семеле, дочери фиванского царя, а та от восторга забеременела.

Вот тут, конечно, видны различия, ибо папа фиванской девы был легендарен — Кадм, да и сама Семела не похожа на благочестивую невинную и набожную красавицу.

Да и сам процесс зачатия выглядел весьма обыденно, так же, как и у твоих мамки с папкой, только довольны были обе стороны, и грандиозности было побольше. Греческие боги плодились как люди, без голубей, и были подвержены тем же страстям.

К тому же, Семела, в отличие от пресвятой Богородицы, не пережила своего сына. У Зевса была официальная жена Гера — безобразная, бессмысленная и ревнивая, которая прославилась разве что попытками убить внебрачных детей мужа и их матерей. Не всегда получалось, но вот с Семелой удалось.

Дело в том, что во всех мифологиях и религиях человек не способен пережить истинный образ Бога, даже олимпийцы являлись то в виде дикого скота, то в образе смертных. Зевс явился в блеске своего величия, с громом и молниями, предстал перед ней в пламени перунов, и смертная женщина не выдержала небесного огня — то ли сгорела, то ли умерла от ужаса.

Зевс спас от гибели недоношенный плод, вложив его в свое бедро, и, когда наступило время, произвел на свет Диониса. Иисус родился природным путем, но в хлеву. А Дионис из батиной ноги, но на Олимпе.

У Иисуса и Диониса с первых пор была одна и та же проблема — никто не знал про их учения. Иисус проповедовал, и его свитой были 13 учеников-апостолов. У Диониса всё куда веселее — он путешествовал по городам и весям со своей свитой из нимф и сатиров и обучал людей виноделию. Кстати, вот еще пара забавных сходств: греческого винодела называли «царем царей» и «сыном божьим», а после смерти он воскрес.

Пару слов о том, как появилось виноделие. У Диониса был друг-сатир, которого как-то забодал бык. В слезах и горе Дионис полил труп лучшего друга цветочным нектаром, из которого выросла лоза винограда. Сок этого винограда стал пьянящим. Так Дионис и стал богом виноделия. Запоминай, как делается вино.

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом.

Однажды он обратился в быка и был растерзан титанами. Но супербожеские суперспособности привели его в чувства. Кстати, находили монеты с надписями на греческом, на которых, предположительно, изображался распятый Дионис. Но полумесяц говорит о воскрешении мученика. Что это? Скорее всего, это часть какого-то не дошедшего до нас мифа.

Со смертью у Диониса тоже много чего связано, например, погружение в царство мертвых и символическая победа над смертью — он вывел оттуда свою мать Семелу.

Ну и наконец, еще раз про вино. Во многих культурах оно символизировало кровь и потреблялось как кровь того или иного божества.

Как насчет Геракла?

Кто-то знает Геракла как рисованного диснеевского героя, а в античной Греции и Италии его почитали как бога. Культ Геракла пользовался гигантской популярностью, и не только потому что сам персонаж был сильный, смелый, ловкий и умелый, а потому что Геракл очищал мир от скверны во благо людей. Иисус делал это словом, а Геракл силой, вот и вся разница.

В поступках своих Иисус, как Геракл, покорен воле божественного Отца. И тот и другой прямо говорят об исполнении ими отцовской воли. Даже о своем предназначении оба узнают схожим образом: Геракл — из уст оракула Аполлона в Дельфах, а Иисус — в иерусалимском храме из слов пророка Исайи. Что особенно характерно, у обоих земной путь сопровождается всяческими страданиями, болью и неприятностями.

Геракл умер в муках и вознесся на небо, где занял равное место среди богов. Правда, замучили Геракла Зевсовича не те, за кого он молился, а родная жена, которая по незнанию дала ему одежду, смоченную ядовитой кровью кентавра Несса (она просто приревновала к пленнице. Идиотка, как можно поверить существу, которое только что убил твой муж?). Геракл долго мучился и в итоге то ли сам бросился на костер, то ли попросил многочисленных сыновей подсобить батьке.

Ему было 50-52 года. У Иисуса всё было куда драматичнее, но суть одна — вознесение.

Кстати, мертвых людей Геракл также возвращал. Например, юную Алкестиду, жену своего друга Адмета. Единственное непонятно — то ли он забрал ее на могиле, у олицетворения смерти Танатоса, то ли в Аид спустился. Такое ощущение, что Аид — проходной двор. Кто только туда не спускался.

Да, у него была жена. Да, он был грешник. Да, он случайно (подчеркиваем — СЛУЧАЙНО) убил кучу своих друзей и учителей, не чурался предательства, но никто же не говорит, что библейская история — копирка, мы просто указываем на забавные сходства. Кстати, после смерти Геракла, как и Христа, наступает солнечное затмение и происходит землетрясение.

Единственная разница: на небе Геракл устроился весьма неплохо, женился на дочери своей мачехи, пользовался почетом на земле и в ус не дул.

Кстати, о матери Геракла — Алкмене. Она тоже была девственницей, у нее тоже был земной муж Амфитрион, которого она ждала. Сложные греческие страсти: Алкмена была обещана в жены Амфитриону, но когда он выполнит определенные условия по договору.

Зевс, паскуда, воспользовался ситуацией и повел себя некрасиво — предстал в образе Амфитриона и в таком образе спал с несчастной 3 ночи (которые предварительно остановил). Зачатие происходило естественным путем — греки не могли представить другие способы.

Собственно, Иосиф, муж Марии, тоже не приближается к супруге до зачатия. Но это другая история.

Митра и его друзья

Есть еще несколько божественных парней, у которых нашлись подозрительно общие черты с сыном Божьим.

Вот Митра — индоиранское божество, известное с незапамятных времен. Бог-Солнце, постоянный спутник верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитиев, хотя сюда можно было вставить любое слово, всё равно ты его не знаешь. В свое время митраизм (не путать с маразмом) составлял серьезную конкуренцию христианству. Во всяком случае, император Константин, который принял христианство, сам христианином не был, ему больше по душе был Митра, указывающий путь к вечной жизни.

Так вот, схожего не так много: он вообще был рожден скалой и постоянно боролся со злом. Но зато он обещал вернуться перед концом света, покарать всех злых, а добрым дать бессмертие. Его почитатели омывались чистой водой, ели что бы ты думал? Хлеб и вино, конечно же.

Торжественно праздновали день рождения бога — 25 декабря. Митра провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

Он тоже вознесся на небо, но не так мучительно, а с комфортом, на колеснице, помахав ручкой тем, кто остался в глинобитной азиатской жопе.

Вспоминают Хора, у которого день рождения, как и у Иисуса — 25 декабря — и родился он весьма специфически, от контакта его мамки, богини Исиды, с мертвым телом Осириса, которому она вместо полового органа, съеденного рыбами, поставила деревянный «протез». Но опять же, все боги.

Вспоминают Адониса, но тут вообще странно.

На самом деле у многих народов 25 декабря почиталось как день рождения солнца. Не того, что из «Дома 2», а обыкновенного. Древний символ вечной жизни был отождествлен с крестом Христовым, имевшим в действительности форму буквы Т. Даже гимны в честь Осириса были переработаны в христианстве, о чем писал еще священник Александр Мень.

Ребята, у человечества с фантазией всё гораздо хуже, чем может показаться. За последние 2000 лет ничего нового не придумали, паразитировали на старых идеях.

В конце концов, Иисус очень похож на обыкновенного киника: схожий образ жизни, схожие идеи с доктриной киников (там тоже про самоотречение, преуменьшение потребностей и тяготы жизни), однако не без влияния древней иудейской традиции. Как говорится, евреи, евреи, кругом одни евреи.

Источник: https://brodude.ru/kazhdomu-po-spasitelyu-ili-kto-esli-ne-iisus/

История происхождения вина

Исторический путь виноградарства тесно переплетается с развитием цивилизаций, да и возраст виноделия примерно совпадает со временем существования человеческого общества.

История возникновения вина, по оценкам археологов, началась не менее восьми тысячелетий назад, но кто придумал вино из винограда, науке неизвестно. Древние черепки со следами перебродившего сока находят в разных точках земного шара.

Первые же достоверные свидетельства происхождения вина относятся к четвертому тысячелетию до Рождества Христова.

Винная мифология

Легенд о молоке, чае, кофе и других напитках несоизмеримо меньше, чем мифов о вине. Ответ на вопрос о том, когда появилось первое вино в мире, можно найти в Библии. Первым виноделом был Ной и об этом ясно сказано в Ветхом завете.

На Ближнем Востоке вино умели делать не только из винограда, но и из гранатов, фиников и других фруктов. В Евангелии Иисус Христос превращал воду в вино, а апостол Павел рекомендовал пить его с водой от болезни желудка.

В библейских текстах встречаются как хвалебные слова о хмельном напитке, так и предостережения о неумеренном употреблении.

История вина — античная версия

В мифах Древней Греции есть рассказ о пастухе, потерявшем овцу. Он нашел ее за поеданием побегов неизвестной лозы с гроздьями ягод. Юноша сорвал плоды и показал находку хозяину, а тот выдавил из ягод вкусный сок. Однажды сосуд с виноградным соком забыли убрать с солнца, и он перебродил. Человек попробовал напиток и оценил его полезные свойства — хмельной сок разгонял тоску и веселил не хуже добрых вестей. Так началась греческая история вина.

Это «человеческий» взгляд на вино, история происхождения с точки зрения античных богов другая. Родоначальником виноделия в античной мифологии был преуспевающий бог Дионис, он же Бахус, он же Вакх.

Его культ в Древней Греции распространился в VIII-VII веках до нашей эры, но есть и более ранние упоминания. Бога виноделия почитали наравне с Аполлоном, в его честь устраивали пышные празднества, пели дифирамбы.

Бахус, плотская любовь и плодородие составляли жизнеутверждающую триаду, вино превращало жизнь в праздник, а обычный прием пищи — в пир.

Древние греки и римляне осознавали опасность невоздержанности, вино разрешалось пить только с 35 лет.

Трогательная персидская легенда

Некий царь спас птицу от змеи. Благодарное пернатое подарило спасителю виноградные косточки, из которых выросла лоза со щедрыми гроздьями. Сок из винограда понравится царю и придворным, все с удовольствием утоляли жажду сладким и ароматным напитком. В один прекрасный день кто-то по неосторожности подал царю подкисший сок, чем привел правителя в ярость. Сосуд с напитком отправили в подвал, подальше от глаз разгневанного царя.

Неизвестно, сколько времени кувшин с вином оставался в подвале, но однажды о нем вспомнила любимая наложница государя. У девушки настолько сильно разболелась голова, что она была не в силах переносить мучения. Несчастная решила отравиться, и выпила перебродивший виноградный сок, чтобы свести счеты с жизнью. Напиток подействовал как снотворное, а после пробуждения наступило полное выздоровление. Такова тюркская легенда о том, как появилось вино.

Как это было на самом деле

А теперь отвлечемся от сказок и посмотрим, как развивалось виноделие в реальной жизни. Вероятно, история красного вина имеет тот же возраст, что и белого, но точных данных об этом нет.

Вино умели готовить в Древнем Египте (XXVIII-XXIII вв.). На сохранившихся барельефах есть изображения людей, собирающих виноград, найдены и письменные подтверждения того, что египтяне знали и любили вино.

Виноделие в Греции было развито в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Эллины делали виноградное вино и совершенствовали его вкус добавлением ароматных трав, меда и орехов.

Древние римляне приняли эстафету виноделия у греков, довели мастерство до совершенства и первыми начали выдерживать вино. Существуют письменные источники, в которых упоминается столетнее вино. Римская империя вела войны и приносила традиции изготовления вина на завоеванные земли.

По распространенной версии возникновение виноделия связано с Закавказьем. На землях современных Грузии и Армении искусство виноделия было развито уже 4 000 лет назад.

В европейских странах традиции относительно молодые, но и они исчисляются тысячелетиями. Сначала вино появилось во Франции — VII в. до н. э., потом в Португалии — II в. до н.э. и в Германии — I в. н. э.

Виноградное вино в России начали делать только в годы царствования Петра I — император привез технологии из Европы. В некоторых регионах виноделие уже существовало, но народ на Руси предпочитал пиво и бражку.

Эра развития европейского виноделия

Средневековье связано не только с мракобесием и инквизицией. Это был период великих географических открытий и распространения христианства. В религиозных обрядах использовалось вино, употребление напитка приветствовалось. В монастырях создавались изысканные рецепты, многие из которых до сих пор входят в золотой фонд.

Мореходы осваивали новые земли мира и, благодаря этому, завязывались торговые связи, развивался экспорт. В средневековой Европе вино было очень важным атрибутом жизни, его пили вместо воды или вместе с ней, даже чай появился позже. Виноделы проявляли чудеса изобретательности, а виноградари выводили новые сорта лозы.

Виноградное вино долго оставалось основным алкоголем в Европе. Интерес к пиву и крепким напиткам проявился только в конце XIX, когда виноградники были практически уничтожены эпидемией филлоксеры. Потери были критическими, ситуацию спасли виноградные сорта из Северной Америки. Гибриды лоз европейского и североамериканского происхождения обладали иммунитетом к болезни, и традиции виноделия благополучно продолжились.

Источник: https://winestyle.ru/articles/wine/wine-history.html

Чудо в Кане Галилейской

Что это было за вино, в которое Иисус превратил воду на свадьбе в Кане Галилейской?

Дискуссии о том, что же это был за напиток, не утихают по сей день. Библия говорит о вине; но какое это было вино? Вино как алкогольный напиток или вино как несброженный сок винограда?

Введение. Сколько значений у слова oinos?

Сторонники «алкогольной» версии главнейшим аргументом считают то, что греческое слово oinos якобы может означать только алкогольное вино. Они, несомненно, ошибаются, но откуда взялась эта идея? Главным образом оттуда, что в современных языках родственные слова — wine, wein, вино — означают, как правило, алкогольный напиток.

«Точило вина ярости»

В Откровение 19:15 говорится:

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

В этом стихе слово «вино» и есть греческое oinos. Что это за вино? Увидим чуть позже, но сначала разберёмся со словом «точило». В современном языке оно означает «камень для ручной заточки ножей и других режущих инструментов», но в Библии используется иное, архаичное, значение: «котлообразный резервуар, чаще высекаемый в твёрдой скале, для давления винограда ногами».

Итак, виноград давят ногами. Что получается? Алкогольное вино? Нет. Получается свежевыдавленный виноградный сок. Он переливается и пенится, тем самым являясь хорошим символом ярости и гнева.

Итак, слово oinos может означать «виноградный сок».

Те, кто утверждают обратное, игнорируют тот факт, что Библия написана не в двадцать первом веке и даже не в двадцатом; написана она не на русском и не на английском языках.

Текст. Чудо в Кане Галилейской

Иоанн 2:1–10:

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха

10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Вино, которое сотворил Иисус на свадьбе в Кане Галилейской, было виноградным соком. Это утверждение, которое нужно подкрепить библейскими аргументами, и я приведу три таких аргумента.

Первый аргумент. Непротиворечивость Писания

Писание говорит, что Иисус не совершил никакого греха (2 Коринфянам 5:21; Евреям 4:15).

Из нашего текста мы видим, что Иисус был позван на свадьбу в Кане и пришёл туда с матерью и учениками Своими.

Мы знаем, что Библия не только осуждает людей, опьяняющих себя алкогольными напитками, но и предупреждает о коварстве этих напитков.

Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

Притчи 20:1.

Вино глумливо в том смысле, что оно — обманчиво. В чём же его обман? В том, что оно может выглядеть невинно, но Писание предупреждает (Притчи 23:31,32):

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

Можно ли представить себе, что Тот, Кто сказал «не смотри на вино, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно», почтит Своим присутствием место, где люди увлекаются вином, и не только смотрят на этот обманчивый напиток, но и упиваются им? Это было бы своеобразным одобрением греха и это было бы грехом. Но мы знаем, что Иисус не совершил никакого греха.

Вывод: на свадьбе в Кане Галилейской гости пили виноградный сок.

Возражение: «А как же слово „напьются“?»

Да, ведь распорядитель сказал «когда напьются» Значит, говорят иные люди, на свадьбе пили алкогольное вино. Нужно отметить: современному читателю привычно, что слово напиваться имеет значение «напиваться допьяна (пьянеть)». Это ничего не говорит о толковании повествования о чуде в Кане Галилейской, но многое — о нынешних временах, которые справедливо будет назвать нетрезвыми временами.

Само же это возражение говорит о том, человек невнимательно прочитал Иоанна 2:10: распорядитель говорит не о том, что происходит на свадьбе сейчас, но о том, как поступают обычно (обратите внимание на начало фразы: «всякий человек»).

Слово methuoозначает пить вдоволь; если пить вдоволь алкоголь, то человек опьянеет, но если вволю напиться воды, то человек просто утолит жажду.

В 1 Коринфянам 11:21, Павел, упрекая коринфян в том, что они неправильно принимают Вечерю Господню, объясняет, что именно они делают неправильно:

всякий поспешает прежде есть свою вечерю, — иной бывает голоден, а иной упивается.

В следующем же стихе апостол продолжает свою мысль:

Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?

В этих двух стихах параллельно используются две пары глаголов:

21: phagein (пожирать) и methuo (упиваться)

22: esthio (есть) и pino (пить)

Глагол pino (так же, как и глагол пить) является нейтральным термином. Соответственно, замечание Павла касалось не опьянения участников вечери, а того факта, что некоторые спешили сожрать хлеб вечери и упиться её соком, тогда как кому-то не доставалось ничего. Вечеря же Господня — это совместное преломление хлеба и употребление виноградного сока (это Павел объясняет дальше, в отрывке 1 Коринфянам 11:23–27).

Уместно будет добавить, что Иисус сотворил около шестисот литров вина. Совершенно богохульной является сама мысль, что Спаситель посчитал, что уже опьяневшим людям для полного счастья не хватает ещё шестисот литров опьяняющего напитка.

Второй аргумент. Чудо в Кане — акт творения

Иисус есть Бог, а чудо, сотворённое им в Кане, без сомнения, является актом творения.

Бог творит в гроздьях винограда сок, а не продукт брожения. Это, казалось бы очевидно, но если нужно подтверждение из Писания, то вот оно.

Исаия 65:8:

Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.

Здесь «сок» — слово tirosh, которое всегда означает «виноградный сок» (оно встречается в Библии 38 раз) и в Септуагинте переведено словом oinos.

Вывод: Иисус Христос сотворил в Кане Галилейской виноградный сок.

Возражение: «А как же всемогущество Божье?»

На второй аргумент кто-то может возразить, что Бог не ограничен в том, что Он творит; несмотря на то, что в гроздьях винограда находится сок, Иисус Христос всё равно мог сотворить алкогольное вино. Это возражение, однако, возможно только в том случае, если возражающий каким-то образом забыл или не вполне усвоил первый аргумент (см. выше).

Третий аргумент. Хорошее вино — это чистый сок

Распорядитель пира похвалил вино, назвав его хорошим. В современном понимании хорошее вино — это качественный алкогольный напиток, который представляет собой не просто водный раствор этилового спирта с добавлением красителей и ароматизаторов (идентичных натуральным), но имеет определённую связь с виноградной лозой, с виноградным соком.

Барнс (Barnes) в своих комментариях отмечает следующее: Плиний Старший (61–113 н. э.), Плутарх (46–120 н. э.), и Гораций (65–8 до н. э.) называли хорошим (или наилучшим) вином такое, которое было безобидно (или невинно).

Наипрактичнейшим, продолжает Барнс, на рубеже первого столетия до нашей эры и первого столетия нашей эры считалось наислабейшее вино, а наиполезнейшим называлось то, которое не было испорчено добавлением чего бы то ни было к суслу или соку.

Итак, если в вине (т. е. виноградном соке) по причине плохой очистки оставались примеси (мякоть, например), ухудшавшие как эстетические, так и вкусовые качества вина, то оно называлось худшим. Худшее вино подавали на стол, когда гости уже утолили свою жажду.

Вывод: хорошее вино, которое сотворил Иисус — чистый виноградный сок.

Возражение: «Одно дело Плутарх, Плиний, и Гораций, а другое дело — распорядитель на свадьбе»

Свидетельство римских и греческих классиков — это, конечно, хорошо, возразит иной читатель, но распорядитель мог ничего не знать о них и их отношении к вину. Да, это верно, но так же верно и то, что это всё та же свадьба, которую почтил Своим присутствием Спаситель, не изведавший греха (см. первый аргумент выше), и на которой быть не могло и не было алкоголя.

Заключение

Подробный разбор повествования о чуде на свадьбе в Кане позволяет сделать два важных вывода:

  1. Вино, которое сотворил Иисус Христос, совершив Своё первое чудо, было чистым виноградным соком.
  2. Слово oinos может означать «виноградный сок».

См. также:

«Они напились сладкого вина».

Cлово shekar.

«Блестящи очи его от вина».

Вечеря Господня и слово «вино».

2017 Николай Гудкович.

Источник: https://bibleinfo.org.ua/articles/miracle_in_cana/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие народы относятся к исламу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что такое исповедоваться в церкви

Закрыть