Смоковница это что за дерево

Стихийный рынок одной ягоды

смоковница это что за дерево

Ежегодно в одном из самых крупных бакинских поселков – Маштага – возникает стихийный рынок. Со второй половины августа до середины сентября здесь идет бойкая торговля, бесконечным потоком доставляется товар, клиенты рады возможности приобрести долгожданный продукт. Но, в отличие от других рынков, здесь реализуется всего одна ягода – инжир, или смоковница.

Впрочем, в течение одного месяца инжир продается практически на всех рынках Баку, также уличные торговцы предлагают товар, ходя по дворам высотных зданий. Это самый популярный среди бакинцев продукт. Причем, инжир доставляется в столицу и из регионов Азербайджана, но местный абшеронский ценится больше и по качеству не имеет аналогов. Все участники торговли довольны: продавцы не остаются внакладе, а покупатели варят вкусное варенье на зиму.

Почему население Абшерона испытывает к инжиру такое трепетное отношение? В чем выражаются полезные свойства этого продукта?

Клянусь смоковницей

Sputnik / Ismail Rafigoglu

У инжира (əncir) много названий. Это и фига, и фиговое дерево, и смоковница, и смоква, и винная ягода, и Fícus cárica на латыни. Субтропическое листопадное растение рода фикус семейства тутовых широко распространено в странах Средиземноморья, Крыму, Грузии, Карпатах, и конечно же, на Абшеронском полуострове Азербайджана.

Инжир – одна из самых древних культур. Согласно библейским преданиям, Адам и Ева прикрывали наготу фиговым листом. В Коране инжир упоминается как одно из райских растений. В суре 95 Ат-Тин (Смоковница) есть упоминание об инжире: «Клянусь смоковницей и оливой!». Клятва инжиром и есть прямой указ на огромную пользу плодов этого растения.

  • На Абшероне растет в основном желтый инжир Sputnik / Ismail Rafigoglu
  • Он обладает жаропонижающим и противовоспалительным действиями, является помощником в борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы Sputnik / Ismail Rafigoglu
  • Инжир — высококалорийный продукт Sputnik / Ismail Rafigoglu
  • Инжир содержит намного больше железа, чем яблоки, что полезно при железодефицитной анемии Sputnik / Ismail Rafigoglu
  • В коммерческом плане наш инжир в магазинах практически отсутствует. Sputnik / Ismail Rafigoglu
  • Весь реализуемый на рынках инжир собирается с деревьев, посаженных когда-то нашими предками Sputnik / Ismail Rafigoglu

1 / 6

Sputnik / Ismail Rafigoglu

На Абшероне растет в основном желтый инжир

Инжир бывает двух видов, отличающихся по цвету плодов: черный и желтый. На Абшероне растет в основном желтый инжир, который превосходит по своим качествам черный. Он и слаще, и полезнее. Интересно, что на Абшероне в июле буквально за неделю созревает так называемый ложный инжир – «варинжир» (varəncir). Он не такой вкусный, но как бы напоминает нам, что скоро, в августе, будет настоящий инжир.

Инжир содержит намного больше железа, чем яблоки

Говорить о пользе инжира можно очень долго.

Он обладает жаропонижающим и противовоспалительным действиями, является помощником в борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, богат клетчаткой, из-за высокого содержания калия, магния и кальция может помочь при похмелье.

Именно наличие внушительного количества калия оказывает благоприятное воздействие на работу сосудов и сердца, а благодаря ферменту фицин инжир способствует рассасыванию сосудистых тромбов, нормализует скорость сердцебиения.

Инжир — высококалорийный продукт. В 100 граммах сырого инжира содержится 74 килокалории, в том же объеме консервированного — 53 килокалории. Интересно, что в 100 граммах  сушеного инжира содержится 257 килокалорий. Несколько сушеных плодов могут надолго насытить человека, но соблюдающие диету люди должны учитывать его калорийность.

Инжир содержит намного больше железа, чем яблоки, что полезно при железодефицитной анемии. Эта ягода также имеет свойство утолять жажду. При сильном истощении инжир в комбинации с миндалем служит хорошим средством восстановления сил организма. Инжировый сироп помогает при мышечном ревматизме, заболеваниях кожи, камнях в почках и мочевом пузыре, увеличении объема печени и болях.

Инжировые листья спасают от гипертонии

Лечебным свойством обладают и листья инжира. В них содержится кумарин, повышающий устойчивость организма к солнечной радиации. Они также помогают при диабете и гипертонии. Есть даже бабушкин рецепт для лечения гипертонии при помощи инжировых листьев. Но рецептом нужно пользоваться осторожно, зная меру. Следует собрать 25 листьев инжира и помыть. Затем залить в эмалированной кастрюле 1-1,25 литра воды и выдерживать на медленном огне в течение нескольких часов.

Полученную жидкость темно-зеленого цвета переливаем в баночку, после охлаждения помещаем в холодильник. Отвар надо принимать небольшими порциями примерно в течении недели. Он отдает горьковато-неприятным вкусом и не каждому по плечу заставить себя принимать ее вовнутрь. Но случаи, когда больные с постоянными гипертоническими кризами выздоравливали, были.

Смысл в том, что данный курс надо проводить два года подряд, практически по полгода, так как именно 6 месяцев в году имеются инжировые листья.

Высокое давление и сахарный диабет – постоянные спутники современного человека. Малоподвижный образ жизни, переедание, рафинированные продукты, особенно сахар, приводят к закупорке кровеносных сосудов, высокому давлению и диабету.

Видимо, отвар листьев инжира имеет способность очищать сосуды от всяких отложений и обеспечивать нормальный кровоток. Поэтому и может помочь больным диабетом и гипертоникам. Врачи не рекомендуют больным сахарным диабетом употреблять в пищу инжир, особенно сушеный.

Оно и понятно: высокое содержание сахара и калорийность могут плохо отразиться на состоянии больного.

Но именно инжир — это тот продукт, который может спасти человечество от диабета. Просто нужно знать меру. Чем питался житель Абшерона 100 лет назад? Основу рациона бакинцев составляли инжир, виноград, шафран. Мясо ели мало, в основном баранину. Говорят, мужчины могли выпить стакан курдючного жира и не ощущать при этом дискомфорта.

Один лишь сушеный инжир мог поддерживать жизненные силы целой семьи во время долгих зимних месяцев. Но при нынешнем изобилии продуктов, особенно переработанных и рафинированных, человек потребляет много пищи, а его сосуды напоминают забитую отходами канализацию. Организм при этом лишается возможности получать нужные витамины и минералы.

Три-пять ягод инжира на голодный желудок утром при отсутствии проблем с желудочно-кишечным трактом могут насытить на целый день. При этом надо забыть о конфетах, шоколаде, тортах, печеньях. Вместе – это организует ядовитую смесь.

Зимой же, используя сушеный инжир, надо помнить, что он содержит калорий больше чем сама ягода.

Если человек в состоянии преддиабета или незапущенных форм диабета решит перейти на питание инжиром, использовать настойку листьев, то он или вылечится полностью, или сможет поддерживать в себе жизненные силы долгие годы. Важно соблюдать умеренность во всем.

Завтрак с инжировым вареньем может обеспечить силами на целый день

Из инжира готовят много всего. Обычно хозяйки варят варенье, которое обладает невероятной силой. Утром зимнего дня завтрак с инжировым вареньем может обеспечить силами на целый день. Для тех, кто лишен возможности обедать днем, готовят так называемый «гайсава»: инжировое варенье жарят на сливочном масле, затем сверху заливают яйцами.

Такое блюдо не дает человеку проголодаться целый день и находить силы для работы. Можно вместо варенья заготавливать впрок сушеный инжир. Для этого собранные ягоды опускают в кастрюлю с водой, слегка проваривают и вытаскивают. Затем плоды раскладывают на прессованной верблюжьей колючке и выставляют на солнце.

Августовское солнце сушит ягоды за несколько дней.

Также из инжира добывают бекмес: полученный из ягод сок варят до потемнения и получения сладкой жидкости, похожей на сгущенку. Этот продукт незаменим при лечении многих заболеваний, особенно полезен при кашле и бронхиальной астме.

На Абшероне из фиги готовят инжировый хлеб, или «зинджилфарадж» (zəncilfərəc). Он чем-то напоминает аналогичный продукт, популярный в испанской Андалузии. Инжир надо немного отварить, затем слить воду и поместить в сковороду. Сделать пюре, добавить муки, корицы, гвоздики, аниса и бекмес. Все это необходимо перемешать в единую массу, затем раскатать ее на деревянной доске или фанере, укрыть марлей и выставить сушиться на солнце. Затем ее вырезают в форме ромбов.

Дух дерева может навредить тому, кто вырубает инжир

Жители Абшерона считают инжир священным деревом. Множество мифов и преданий об инжире – прямое тому свидетельство. Например, фиговое дерево нельзя использовать на дрова. Причина вполне объяснима – многие века инжир служил практически единственным источником пищи.

На полуострове никогда не хватало пресной воды, сушеный инжир мог удовлетворить потребности целой семьи всю зиму и поэтому на использование его в иных целях существовало табу. В некоторых регионах Азербайджана инжир называют «деревом пропитания».

И если вдруг по каким-то причинам приходится инжировое дерево срубить, то обязательно надо попросить прощения и прочитать молитву. Согласно поверьям, дух дерева может навредить тому, кто вырубает инжир.

Фиговое дерево считается вечным, как, впрочем, гранатовое и оливковое. Как известно, упомянутые в Коране как райские – эти три дерева могут высохнуть до основания, но буквально «восстать из мертвых». То есть они обязательно дадут молодые всходы. В народе также бытует мнение, что нельзя спать под инжировым деревом ночью, можно не проснуться. В это время дерево выделяет много углекислого газа, что может иметь печальные последствия.

Это чудо-дерево нередко упоминается и в азербайджанской литературе. Например, в известной книге о Баку «Дни минувшие» Манафа Сулейманова, или воспоминаниях великого актера Гусейнгулу Сарабского «Старый Баку», а режиссер Рахман Ализаде написал повесть «Сушеный инжир».

Наш инжир в магазинах практически отсутствует

Но все ли так гладко в инжировом хозяйстве? Не совсем. Для этого достаточно пройтись по супермаркетам Баку, где вы не найдете ни местного инжира, ни варенья, ни инжирового хлеба. Есть турецкий и иранский сушеный инжир.

В частном порядке население скупает инжир в огромных количествах, делает варенье, джемы, «зинджилфарадж», сушит, но в коммерческом плане наш инжир в магазинах практически отсутствует. За годы независимости не сделано ничего для создания бренда абшеронского инжира.

Конечно, говорить о какой-либо продаже нашего продукта за рубеж не приходится. Самим не хватает.

Причины самые банальные. Во-первых, никаких инжировых садов за последние годы не создано. Весь реализуемый на рынках инжир собирается с деревьев, посаженных когда-то нашими предками. Неприхотливое с виду фиговое дерево вырастить так же трудно, как и фисташковое. Можно посадить сто отростков и ни один не приживется. Но если приживется, то почти навсегда. Инжир словно сам выбирает себе место для жизни.

Каждые 20-25 лет старое дерево гибнет, из отростков поднимается новое дерево, и знающе люди убирают лишние побеги, оставляя один для роста. Во-вторых, экология Абшерона меняется. Инжир не любит переизбытка влаги, а сейчас на Абшерон поступает много воды, что негативно отражается на плодовитости растения. Ягоды гниют, не успевая нормально созреть.

Кроме того, бурное строительство перекрывает доступ воздуха к инжировым деревьям, оттого и невозможно собрать приличный урожай.

Можно ли превратить инжир в выгодную и прибыльную отрасль? Безусловно, для этого нужно стимулирование путем инвестиций. Информационная поддержка, реклама продукции, закупка оборудования для сушки инжира могли бы поддержать местного производителя и помочь с выходом на мировые рынки. Для начала хорошо бы заполнить наши маркеты местной продукцией, а затем работать на рынках других стран.

А пока же приходится довольствоваться стихийными инжировыми базарами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://az.sputniknews.ru/columnists/20160830/406908511/bogatstvo-injira-ne-ispolzuetsya.html

Притча о смоковнице

смоковница это что за дерево

Эта притча о готовности принести плоды истинной веры.

У притч всегда несколько смыслов: бытовой (житейский), профессиональный — с одной стороны и религиозный (филосовский), духовный (нравственный), исторический — с другой стороны.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». (Луки 13:6-9)

Прежде всего, что за дерево такое Смоковница? Это дерево, плодами которого являет инжир.

Аспект житейский

Человек (пусть это будет житель нашего города) имеет сад или огород. Там он выращивает огурчики, кабачки, помидорчики, вишню, сливы, яблоки. Земли под огород мало, не развернёшься на наших советских шести сотках. Труда же вложено много. Надо полоть, поливать, убирать сорняки, защищать от вредителей. Выходите вы в огород, смородинку покушать, и наблюдает такую картину: в центре сада яблоня старая и понимаете, что яблок в этом году опять не будет.

Корневая система у дерева уже большая. Питательных веществ отбирает дерево много. Есть переживания, что огурчиков будет мало, помидорчики мелкие. Крона у яблони большая — cолнце загораживает сливам. Беда просто. Какие мысли возникают у вас? Похожие на мысли хозяина виноградника. Надо срубить, чтобы более молодые культуры принесли больше плодов. И вы уже решились. Пила и лопата готовы.

Но кто-то вдруг говорит: «Давай я окопаю её, наполню корневую систему воздухом, обложу навозом — может быть даст урожай следующим летом».

Ваше решение? Точно срубить в следующем году, а в этом году благодаря вашему добровольцу, вы её оставите. Потому что вы хотите свой огород видеть совершенным. В следующем году любое решение будет правильным.

Житейский аспект — он простой: делай как решил, но не торопись. Точно также поступаем мы и в других случаях. Автомобиль сломался; поломка одна и та же, повторяющаяся. Что делать? Ну, ещё раз хорошенько отремонтирую, если повторится, то продаю на детали. Куплю другую недорогую, но ходовую.

Аспект религиозный

Смоковница — это символ Израиля, его благополучия и процветания. Инжир очень быстро насыщает организм. Он очень питателен. Им запасались воины, он место занимал немного и быстро восстанавливал силы.

Смоковница в этой притчи обозначает религиозное сообщество Израиля, да и весь народ еврейский.

Каких же плодов ожидал увидеть хозяин (очевидно это Бог) от Древних Евреев? Плодов покаяния, плодов добрых дел, плодов веры, любых плодов, которые прославляют величие Его и Его человеколюбивую природу.

Смоковница плодоносит очень интересно. В то время как другие плодовые деревья сначала дают цвет и лишь потом завязывают плоды, смоковница сначала даёт завязи, потом цвет и уже потом развивает плоды.

Поэтому не смотря на всю красоту этого дерева и здоровый вид уже на ранних стадиях созревания плодов можно понять будет урожай или нет.

Богу (Христу), который пришёл 20 веков назад к народу иудейскому, чтобы восстановить отношения людей с Богом скоро стало ясно, плодов покаяния не будет. Люди не ищут Бога. Они заняты чем?

  • политической обстановкой (Израиль был под унией Рима),
  • философскими учениями,
  • бытовыми проблемами (70% живут за чертой бедности).

Знать сребролюбива. Иудеи из филосовских школ (фарисеи и садукеи) кичились внешним соблюдением традиций, знанием закона, чтением псалов, хождением в храм и другими религиозными действиями, но сердца их всё дальше и дальше удалялись от Бога.

Народ экономил на всём и перестал отдавать Богу самое ценное; в десятину вкладывали хромое и слепое и испорченное, перестали блюсти свои сердца в чистоте. Но память о великом религиозном прошлом в них была. Поэтому всякий раз фарисеи, книжники и духовная знать старались перед посторонними засвидетельствовать свою святость публичными молитвами и постами, а простолюдины — побиванием камнями блудниц и прелюбодеев.

Евреи извратили заповеди Господни. Тем не менее три года Иисус был с народом, совершил немало чудес, учил в синагогах, на площадях, в домах, на нагорьях (чтобы видно и слышно было всем), ища плоды веры. Но не нашёл. А нашёл он её где? В самаритянах! Народе, жившем по соседству, тоже некогда евреях, но допустившие смешение своей крови с другими народами.

Самаритяне считались нечистым народом. Помните притчу о добром самаритянине? А помните самаритянку, которая просила о выздоровлении своей дочери и которой Иисус cказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам?» А она отвечала: «Но ведь псы питаются крохами, которые падают со стола хозяев». Такая вера не могла не тронуть сердце Христа.

Хотя, я уверен, он желал видеть такие плоды веры в Израиле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает символ буддизма

Надо сказать что вся история отношений Бога и человека тесно связана с приношением плодов для Бога. Какие плоды угодны Богу?

Помните плоды Духа?

Плод Духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22)

Другими словами, действия, которые невозможно описать никакими инструкциями. Где растут такие плоды? В сердце!

И вот проходит, условно, год и смоковница, которую окопали, опять не принесла плодов. Настало время принимать решение и дать шанс другим культурам (народам) обильно плодоносить.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Матфея 21:18-22)

Эти события случились после въезда Иисуса в Иерусалим на ослике. В этот момент простолюдины встречали его как Царя Израильского, благодарили за Его исцеления и воскрешения мёртвых. И связывали с ним перемены в политической жизни Израиля (освобождении от римского подчинения); после изгнания менял и торговцев из храма; после ещё ряда исцелений.

И всё же Иисус видел другую картину. Толпа, которая встречала его как Царя, через три дня будет требовать у Пилата распять Христа за то, что Тот, очевидно, не стал их народным государственным вождём (предводителем) и не оправдал их внутренних ожиданий. А вот Варрава попытался, за что и был помилован. Иисус проповедовал не земное освобождение, а духовное. И Он царь не земной, а Небесный.

Израильтяне и иудеи не смогли это понять и изменить свои сердца.

Они не смогли принести достойных плодов покаяния. Кто же эти новые культуры/народы? Это те, кто ищет Бога. Избранные не по плоти и крови, а по духу. Это мы с вами — язычники, которым тоже открылась дверь в Царство Небесное.

Аспект нравственный

Наш Бог (Христос) долготерпеливый. И ожидает, когда слово Его попадёт в наше сердце, прорастёт и принесёт плод в своё время. Он не только хочет видеть нас в вечности, Он хочет, чтобы мы возрастали в познании истин божьих и обильно плодоносили.

Какие плоды мы можем принести уже сегодня: перестать обманывать, перестать злиться и ненавидеть; быть уязвимым к критике; примериться с супругом, с коллегой на работе; навестить родителей, может быть кого из больных или немощных; исполнить обещания. Разделить с кем-то его бремя трудов. Может быть поучаствовать в какой-то благотворительной акции.

И это не трудно, куда тяжелее простить обиды, долги, предательство, технические, медицинские и юридические ошибки — это самые, пожалуй, редкие плоды.

Но их тоже ищет Бог. Трудно комментировать такие ошибки, но я имею живое свидетельство в одном своём приятеле, больном тяжёлой формой ДЦП, который получил свою болезнь в первые часы жизни из-за неосторожных действий персонала. Но этот человек не озлобился. Я никогда не видел такого количества друзей вовлечённых в общение с больным, лишённым возможности передвигаться самостоятельно.

Он даже умудрился побывать в разных местах нашей страны. Бог дал ему радость и мир.

Такие плоды созревают там, где есть невероятная жизнестойкость, жизнелюбие, спокойный позитивный взгляд на любые события; где наступает осознание, что и Бог простил нам и обиды других, и долги наши другим (помните Отче Наш: и прости нам грехи наши ибо и мы прощаем всякому должнику нашему), и предательство наше, и ошибки наши профессиональные и бытовые, из-за которых пострадали другие.

Аспект исторический

Интересно будет посмотреть на преамбулу к притче о смоковнице.

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу (Луки 13:1-6)

Именно к историям о Галилеянах и придавленных Силоамской башне повествует свою притчу Иисус. В чём тут дело и кто были эти люди.

Вначале о Галилеянах — доподлинно это неизвестно, но из контекста всего Нового завета можно понять, что в период служения Христа в Израиле шла бурная политическая жизнь. Евреи боролись за свободу и независимость от Рима.

Скорее всего, эти Галилеянине были повстанцами, устроившими некую показательную акцию неповиновения прокуратору Понтию Пилату. При этом они использовали жертвоприношения, чтобы вызвать в народе бурные патриотические чувства. Римский наместник приказал подавить это выступление.

Галилеян убили публично, причём кровь убитых, по-видимому, попала на импровизированный жертвенник, где уже была пролита кровь ранее убитых животных.

Рассказавшие эту историю Иисусу желали услышать реакцию негодования, протеста. Ведь в Христе многие видели такого же повстанца за свободу народу еврейского. Но для Иисуса политическая жизнь Израиля была не так важна. Он понимал, что вся политика и история государств от Бога. Иисус был сосредоточен на духовном освобождении своих соплеменников. Поэтому и сказал, что если не раскаетесь, то погибните (возможно духовно погибните).

Вот как Бог сосредоточен на нашем скором духовном изменении — и в этом основной урок сегодняшней проповеди.

Тоже самое можно сказать о подавленных силоамской башней: башня находилась в Иерусалиме возле Силоамской купели, в которой люди по приданию окунались и исцелялись. И вот в этом месте, где должно быть исцеление, произошла трагедия (смерть). Шок для всех. Это несчастный случай, как взрыв бытового газа, пожар или что-то ещё.

Многие из нас не имея возможность реально помочь, начали бы словесно переживать. Но Иисус отреагировал жестче. Многие бы Его слова расценили цинизмом. Но Он был сфокусирован на вечном и тут.

Погибните так или иначе, если не раскаетесь в сердце и не принесёте плодов прославляющих величие, совершенство, справедливость и спасительную силу Бога.

В первом веке противостояние повстанцев и римских легионеров привело к разрушению Иерусалима. От многих его достопримечательностей не осталось камня на камне. Многие погибли так и не захотев или не сумев принять благую весть Христа о спасении душ. Известно, что примерно 15 лет назад в нынешнем Иерусалиме при прокладке коммуникации нашлась эта купель, и нашлось даже основание башни.

Это ещё раз уверяет нас в истинности библии и всего сказанного в ней. Эти развалины должны послужить для современных людей хорошим напоминанием: политические, социальные, религиозные эпохи и вехи не вечны, они сменяют одну другую. Города разрушаются и отстраиваются заново. Люди умирают и рождаются. Всё в этом мире преходящее — вечен только Бог.

И у нас есть шанс остаться с Ним в вечности, если конечно принесем и возложим у ног Его свои плоды веры.

Источник: https://spbcoc.ru/biblestudy/3605/

Почему Иисус проклял смоковницу?

смоковница это что за дерево

Вы когда-нибудь задумывались, почему Иисус проклял смоковницу в 11 главе Евангелия от Марка? Правда в том, что я действительно не понимал тонкого, но очень важного урока, который преподал в этой ситуации Иисус, пока не начал сам разводить и выращивать инжирные деревья (смоковницы), и теперь, зная контекст истории и зная кое-что об инжирных деревьях, я хочу поделиться этим и с вами.

История начинается на следующий день после того, как Иисус входит в Иерусалим (мы называем это “вербным воскресеньем”) за несколько дней до того, как Он был распят. На следующий день Иисус посетил Храм и увидел всё происходящее в Доме Его Отца (Бога). Он увидел там продающих, покупающих и меновщиков — это был великий грех священников, которые получали прибыль и наживались на паломниках, добросовестно пришедших на празднование Песаха. После того, как Он провёл ночь в Вифании, сказано:

“На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.” (Мк. 11:12-14)

Позже, в “тот” же день, как говорится дальше, Он пошёл в Храм и выгнал меновщиков и торговцев, перевернув их столы.

“Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию.” (Мк. 11:20-22)

Наверное, кажется странным, что Иисус проклял дерево только потому, что Он был голоден и разочарован, но мы можем упустить то, чему Иисус учил Своих учеников, если не рассмотрим этот текст внимательнее.

Важность внесезонного урожая инжира

Вы знали, что инжирное дерево приносит более одного урожая? Существует то, что мы сегодня называем урожай “бреба”, или “внесезонный” урожай.

Урожай бреба появляется на прошлогодних “зрелых ветвях” дерева, в отличие от главного урожая инжира, который вырастает на молодых ветвях этого года. Урожай бреба небольшой, но это обычно очень большой, сладкий инжир, созревающий в то время, когда ни одно другое дерево ещё не даёт плодов.

Понимаете, покрытое листьями дерево издалека обещало плоды (благословение пропитание жизнь). Люди всю зиму провели без свежих фруктов и ожидали этот инжир “бреба”, и потому, конечно же, Иисус справедливо и по праву ожидал, что на этом дереве естественно будут ранние плоды на “зрелой ветке”.

Но ведь в каждой истории есть что-то большее, правда?

Иисус “ожидал найти плод” на зрелой ветви, и именно в то время, когда его больше всего ожидают, ранней весной (примерно во время Песаха), и поскольку от неё это ожидалось, но она оставила Его голодным, — это было дерево, как бы дававшее обещание, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что оно его не выполнило. Это была смоковница, которая не давала того, для чего она была создана.

Еврейские лидеры — священники, раввины, фарисеи, саддукеи, книжники и другие, были, по сути, “зрелой ветвью” Израиля.

Созданные приносить хороший плод

Когда Иисус вошёл на следующий день в Иерусалим, Он ожидал найти там религиозных лидеров, кормящих духовными плодами голодных паломников, многие из которых приходили на празднование Песаха, чтобы найти пищу. Они приходили к Храму, ожидая, что их накормят, но разочаровывались.

Религиозные лидеры, которые были рукоположены (созданы), чтобы кормить их хорошими Божьими вещами, выглядели как молодые листья; давая обещание плодов, на самом деле они были бесплодны.

Вместо того, чтобы обеспечить людям пропитание, они наживались на людях и отправляли их назад голодными — точно так же, как Иисус остался голодным из-за бесплодной смоковницы.

Иисус давал и пророческое, и практическое послание Своим ученикам: если ты создан приносить добрый плод, но непослушен и отказываешься плодоносить, ты будешь проклят. Его слова были такими:

“Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!” (Мк. 11:14)

В 70-м году н.э. (менее, чем через поколение), когда евреи восстали против Рима, Храм был разрушен. Священники были изгнаны или убиты, а Храм был подожжён, чтобы переплавить золото, украшавшее Храм, и затем, разобрав его камень за камнем, забрать это золото. В другом месте Писания на эту же тему Иисус сказал следующие слова:

“Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.” (Ин. 15:5-6)

Многие люди в нашем мире скитаются голодные по Божьему. Как известно, мы с вами были созданы и оснащены для того, чтобы приносить добрые плоды — как ранний и столь желанный урожай “бреба”, так и основной, “сезонный” урожай, чтобы никто, ни один человек, никогда не ушёл голодным.

Автор — Ноэль Гётц / oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 11.04 (Украина). Спасибо!

Источник: http://ieshua.org/pochemu-iisus-proklyal-smokovnitsu.htm

Дерево инжира в домашних условиях: особенности ухода и выращивания

Foto: Pixabay

Перед тем как вырастить инжир в домашних условиях, необходимо правильно подобрать сорт, подготовить грунт и место. Выполнив все процедуры правильно, обеспечьте экзотическому растению необходимый уход и оно не только украсит интерьер вашего дома, но и два раза в год будет дарить удивительные и полезные плоды. Как это правильно сделать, рассказывает портал «Всаду.ру».

Инжир, смоковница, фикус карика – это все названия одного растения. Его родиной считается Средиземноморье. Смоковница упоминается еще в Библии, а её возраст насчитывает более 6000 лет. Для древних египтян это был самый ценный фрукт и любимое лакомство царицы Клеопатры.

Полезные свойства инжира

Инжир приносит урожай дважды в год. Плоды его имеют характерную грушевидную форму, а окрас бывает от зеленого до фиолетового цвета. Полезные свойства инжира заключаются в содержании множества необходимых организму микроэлементов:

  • витамины В, А, С, РР;
  • микроэлементы: калий, магний, железо, фосфор, медь;
  • клетчатка.

Издревле ценятся высокие вкусовые качества инжира. Из него готовят джем, варенье, сухофрукты, а плоды и листья широко используются в народной медицине. Лекарственные снадобья на основе смоковницы помогают при заболеваниях таких систем:

  • пищеварительной: повышенной кислотности желудка;
  • сердечно-сосудистой: инжир снижает свертываемость крови и уменьшает риск образования тромбов;
  • дыхательной.

Какой сорт инжира выбрать для выращивания

Foto: Pixabay

Фикус карика – это компактное растение, поэтому выращивание инжира в домашних условиях не доставит хлопот. Следует лишь ознакомиться с основными правилами ухода. Для начала необходимо выбрать желаемый сорт.

Все виды инжира делятся на три группы по способу опыления:

  • партенокарпические (самоплодное развитие семян);
  • требующие опыления;
  • Смешанные: не требуют опыления при весеннем урожае, но нуждаются при осеннем.

Выбор сорта

Для выращивания в домашних условиях следует выбирать самоплодные низкорослые сорта. Наиболее распространены среди любителей:

  • Сочинский-7;
  • Фиолетовый Сухумский;
  • Солнечный;
  • Кадота.

Размножается инжир как семенами, так и вегетативно. Первый способ часто неэффективен, поэтому отдается предпочтение второму (черенками, отводками и корневой порослью). При покупке ростков следует поинтересоваться, плодоносило ли материнское дерево в домашних условиях.

Как вырастить инжир в домашних условиях: посадка и уход

Foto: Pixabay

При правильном уходе, домашний инжир легко приживается и не доставляет хлопот. Важно выбрать хороший посадочный материал и можно приступать к выращиванию.

Посадка черенка

Для посадки черенков пластиковый стакан заполняется субстратом из торфа и песка (один к одному). Желательно добавлять сфагнум – он повышает влагоемкость и предохраняет земляной ком от рассыпания.

Посадочный черенок должен иметь не менее трех-четырех почек. Нижний косой срез находится на 2 см ниже последнего глазка, а верхний – на 1см выше первого. Следует нанести несколько царапин вдоль черенка на той части, которая уйдет в землю. Это ускорит формирование более мощной корневой системы.

Субстрат необходимо стерилизовать (пропарить в микроволновой печи). Наполняем стаканчики подготовленной почвой, умеренно увлажняем и углубляем черенки до уровня второй почки снизу. Предварительно нижнюю часть ростка необходимо окунуть в Корневин и выдержать по инструкции. Грунт слегка уплотняем, опрыскиваем водой с Цирконом и ставим стаканчик в теплицу (накрываем прозрачным контейнером или срезанной пластиковой бутылкой).

Для нормального процесса укоренения черенкам нужна повышенная влажность и рассеянный свет, поэтому окно нужно закрывать занавеской из органзы. Световой день должен длиться 12 часов, для этого необходимо заранее позаботиться о подсветке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое русская идея в философии

Foto: Pixabay

Процесс укоренения длится 2-3 недели, а когда появятся первые листочки – теплицу можно начинать проветривать, постепенно приучая растение к более сухому воздуху. Чтобы инжир легче адаптировался к окружающей среде, его нужно обильно опрыскивать водой несколько раз на день. А если куст начал увядать – необходимо снова вернуть его в парник и постепенно продлевать проветривание.

Пересадка молодого растения

Для пересадки черенка используют емкость не более 1 литра, на дно засыпают дренаж и заполняют почвосмесью (покупной грунт смешать с золой и песком). Затем аккуратно пересаживают вместе с земляным комом.

Через пару недель черенки подкармливают жидкими удобрениями для комнатных растений. Корневая система инжира развивается очень быстро. Плодоношение наступает на 2-й год, а рост куста замедляется. Пересаживать молодое растение необходимо ежегодно и каждый раз увеличивать емкость, затем – раз в 2-3 года.

Уход за инжиром

Инжир любит свет и тепло, также ему необходим обильный полив. В свою очередь, сильное переувлажнение почвы чревато загниванием корневой системы. Домашний инжир плодоносит дважды за год: в октябре и июне.

С началом зимы растение нуждается в покое. Если в этот период листья еще зеленые – необходимо подсушить почву, тогда они пожелтеют и опадут. Полив делается редко, нужно только не допускать пересыхания земли. Вода для полива берется холодная, иначе почки могут преждевременно пойти в рост. В период покоя растение не подкармливается.

Обрезка

Foto: Pixabay

Большое значение для нормального развития и хорошего плодоношения имеет обрезка и формирование кроны. Когда молодое растение достигает 30см, делается прищипывание центрального побега. Это необходимо для активного роста боковых веточек.

У взрослой особи формируют 3-4 скелетные ветки. Молодое деревце растет очень быстро и может достигнуть огромных размеров, поэтому делается обрезка центральных ветвей и молодых побегов для формирования компактного куста. Ростки, направленные внутрь, удаляются полностью. На каждой веточке оставляют завязь не более 2-3 плодов, а остальные удаляют.

Как защитить инжир от болезней и насекомых

Foto: Pixabay

Чаще всего инжир подвергается нападениям паутинного клеща. Этот вредитель активно размножается в отопительный сезон при теплом и сухом воздухе. Для профилактики следует ежедневно опрыскивать растение прохладной водой.

Если вредители уже завелись на деревце, то необходимо промыть поврежденное место сильной струей холодной воды, а затем ствол и ветки обработать раствором Актеллика. Через 10 дней процедуру следует повторить.

Также смоковница подвержена поражению коралловой пятнистости. Это грибковое заболевание, которое проявляется в виде красных точек на стеблях. Пораженные участки необходимо немедленно вырезать, а весь куст обработать раствором бордосской смеси или марганцовки. Следует заметить, что в комнатных условиях и при правильном уходе инжир болеет намного реже.

Итог

Foto: Pixabay

Поселите у себя на подоконнике или веранде компактное и неприхотливое растение инжир, выращивание в домашних условиях не доставит множества хлопот. Красивое экзотическое дерево способно расти и плодоносить до 30 лет, оно порадует вас вкусными и полезными фруктами дважды в год.

Опубликованные материалы и любая их часть охраняются авторским правом в соответствии с Законом об авторском праве, и их использование без согласия издателя запрещено. Более подробная информация здесь.

sh: 1: —format=html: not found

Источник: https://rus.delfi.lv/domsad/komnatnie-rastenija/derevo-inzhira-v-domashnih-usloviyah-osobennosti-uhoda-i-vyraschivaniya.d?id=48337113amp;all=true

Смоковница: что это? Почему Иисус проклял смоковницу?

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

От Матфея 21:18-22

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней.

Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного.

Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41).

Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Смоковница

Смоковница —  дерево, дающее плоды, которые мы все хорошо знаем: это — инжир. Как мы знаем из Библии, смоковницы росли еще в древние времена. Инжир родом из Малой Азии и Средиземноморья.

Бесплодная смоковница как икона

Значение смоковницы в Библии

Встречаясь в Ветхом и Новом Завете, смоковница несла, скорее, положительное значение, хотя именно листьями смоковницы прикрывались Адам и Ева после грехопадения. И все же выражение «жить под виноградником и смоковницей» означало иметь мир и достаток (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Целительные свойства смоковницы восхвалялись, а для учителей Израиля дерево было символом мудрости.

Итак, смоковница являла собой образ:

  • Мудрости;
  • Исцеления;
  • Благополучия;
  • Достатка;
  • Божьего благословения.

Для Господа его смоковницей и садом, который он возделывал, был народ Израиля.

В Новом Завете мы читаем о смоковнице в период, предшествующий казни Христа на Голгофе. Последние дни своей земной жизни Иисус проводит с учениками в Иерсуалиме. Иисус ночует на Елеонской горе. Мы узнаем, что происходит в одно утро, когда Иисус возвращается из пригорода:

«По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19)

Неужели Иисус проклял дерево лишь за то, что на нем не нашлось плодов? Суть этой истории гораздо глубже. Многих возмущает тот факт, что Христос погубил дерево. Разве Господь не жизнеподатель? Как же Он может уничтожать живое дерево?

Почему Иисус проклял смоковницу

Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.

Смоковница: чудо и суд

В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

Иисус часто говорил притчами, в этой в образе смоковницы предстает Израиль. Иисус три года проповедовал там, смоковницу «возделывал» Господь, но она не давала «плода». Народ Божий оказался не готов ко встрече с Мессией.

Люди ждали Бога величественным, грозным, Иисус, вошедший в Иерусалим на ослике не отвечал мирским представлениям о Спасителе.

В притче о смоковнице Иисус просит Бога Отца не срубать дерево, дать людям шанс, он продолжает «возделывать» смоковницу, но предчувствуя свою скорую смерть на кресте и страдания, выносит смоковнице приговор позднее.

Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны

Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на «не сезон» там могли бы найтись и плоды.

Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других «смоковниц», но «плоды» так и не появились.  Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво.

Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.

Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.

Источник: https://www.pravmir.ru/smokovnica/

Древо Закхея. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

«Библейская смоковница», которую называют единственным живым свидетелем деяний Иисуса, находится в местности Москобия («Московская земля») в Иерихоне. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона.

Считается, что именно на эту смоковницу залез мытарь (сборщик налогов) Закхей, чтобы увидеть Христа.

«Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 м при диаметре кроны в 25 м и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 м.

На высоте 4 м единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус.

Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.

История

Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 г. афонским иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко.

В 1883 г. арихимандрит Антонин, осмотрев «найденные на холме его подземные древности», отметив: «холм для покупки — всенепременно».

Сначала  Иоасаф планировал на этом месте создать «Троице-Михайловский Русский общежительный монастырь в Иерихоне». На участке остался разведенный отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий.

Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с Иерусалимским патриархом, и он был вынужден срочно покинуть Палестину. Перед отъездом он подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) — российской общественной организации, которая скупала и осваивала земли в Палестине. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича.

После октябрьской революции 1917 г. в России, утраты интереса к палестинской недвижимости и раскола ИППО, значительная часть которого оказалась в эмиграции, принадлежность иерихонского участка России была поставлена под сомнение.

В 1995 г. глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России.

В 2008 г. в связи с изменениями в палестинском законодательстве участок был перерегистрирован на Правительство РФ, но уже с соблюдением всех требований действующих в Палестине земельных законов. В новых регистрационных документах четко фиксируется расположение «библейской смоковницы» — главной ценности этой территории — в границах участка Правительства РФ.

Подборка соответствующих документов в июне 2008 г. была передана мэром Иерихона Хасаном Салехом председателю Счетной палаты РФ, председателю ИППО Сергею Степашину.

18 января 2011 г. был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации. На торжественной церемонии присутствовали президент России, глава палестинской национальной администрации, руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, прибывший в Палестину по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также другие известные люди.

Музейно-парковый комплекс расположен в самом центре Иерихона на так называемом «иосафовском» участке площадью около 10 га.

Дмитрий Медведев и Махмуд Аббас осмотрели выставочные залы музея, а также совершили прогулку по парку, где растёт двухтысячелетнее дерево — Смоковница Закхея — библейская святыня, являющаяся местом поклонения христианских паломников всего мира.

Евангельский сюжет

Дерево Закхея упоминается в Новом Завете. Согласно Священному Писанию, Закхей (греч. Ζακχαῖος, ивр. זכי) был мытарем, или сборщиком налогов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто может быть суррогатной матерью

Когда Христос направлялся в Иерихон, где жил Закхей, то последний, будучи небольшого роста, но желая хоть издалека увидеть Мессию, влез на смоковницу. Христос заметил его, обратился к нему со словами:

«Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Глубоко тронутый Закхей с радостью принял Христа в своем доме и дал обещание раздать нищим половину имения, а также вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей.

В доме Закхея ввиду недоумения народа (почему был выбран дом именно мытаря, ненавидимого евреями за несправедливые сборы налогов в пользу римлян) Христос сказал знаменательные слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», этим давая шанс всем спастись.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/12897-drevo-zakxeya/

Фикус (смоковница)

Исследователи утверждают, что плод которым Ева сооблазнила Адама, был не яблоком, а плодом с дерева фикус. Неудивительно, что мы часто называем это дерево смоковницей. Плоды этого дерева действительно приятно смаковать. Но дерево знаменито не только этим. С фикусом связано много легенд и историй. Именно под под этим деревом Будда достиг просветления. Много с этим растением связано легенд и историй

Краткие сведения

Семейство: Moraceae — Шелковичные, тутовыеРод: Ficus — Фикус, смоковница, фигаРодина: Страны юго-восточной Азии (Индия, Непал, и др.)

Другие названия: смоковница, желейная смоковница, желейная фига, дерево Бо, дерево Будды, фиговое дерево, айю, инжир

Фикус — Айю

Aiyu (Айю) — говорят о нём на Тайване. В тёплых странах люди очень любят плоды этого дерева, которое они называют «инжир». Англичание называют его «Fig Tree»(«Фиговое дерево»), в нашей литературе мы встречаем его под названием „смоковница”, а в быту чаще зовём его по-научному, фикусом.

Фикус часто можно встретить в офисах и в квартирах, — небольшое деревце с красивыми кожистыми листьями. Но фикус — это не обязательно дерево. В природе фикусы необычайно разнообразны. Это и деревья-великаны высотой до 30м, и невысокий кустарник, и крошечные почвопокровные и ампельные растения, и даже лианы.

Жизнь таинственного растения окружают слухи и легенды.

Легенда Айю и желейная смоковница

В «Полной истории Тайваня»рассказывается о том, как одна из лиан была названа „айю”. Произошло это в 1800 году. Чайный бизнесмен прогуливался по горной тропе Джиа-йю (Jia-yi), и ему захотелось пить. Приникнув к воде горной реки, он обнаружил, что её поверхность покрыта кристалликами жёлтого желе. Никогда прежде ему не доводилось видеть что-либо подобное.

Жажда мучила человека, и он рискнул попробовать желе. Человек сразу почувствовал прилив сил. Он оглянулся в поисках источника этого чуда. Над его головой раскинулась ветка, похожая на виноградную лозу. Растерев в речной воде плод неизвестного растения, бизнесмен получил вязкую массу, желе. В голове у предприимчивого бизнесмена сразу же зародился план. Сорвав несколько плодов, он принёс их в свой дом.

В соединении с лимонным соком и разными напитками желе стало восхитительным. Кроме того, оно прекрасно утоляло жажду. У бизнесмена была 15-летняя дочь Айю, которой он поручил продать желе как лёгкую закуску. К его радости, закуска пришлась людям по вкусу. Потом бизнесмен стал продвигать свой новый продукт на продажу в Центральный Китай, а растение назвал в честь своей дочери Айю.

Англичане называют его «Jelly Fig» («Желейная смоковница»).

Необычайно аппетитно выглядит желе из смоковницы

«Фига Ньютона»

Взять, к примеру, знаменитую американскую выпечку „Fig Newtons” („Фиг ньютонс”). Это мягкое ванильное печенье с прослойкой из инжира. В названии фигурирует слово Ньютон. Но, великий английский физик Исаак Ньютон не имеет к нему никакого отношения.

Ньютон — это небольшой городок, неподалёку от которого была расположена фабрика „Kennedy Biscuit Works” („Фабрика печенья Кеннеди”). Такова обычная маркетинговая политика, когда продукту дают название какой-либо местности или достопримечательности: привычное название сразу располагает в свою пользу.

Поговаривают, что рассматривались кандидатуры нескольких ближайших городков, но Ньютон выиграл.

Божественная смоковница

Источник: https://rosemary.moscow/ficus.html

Фиг вам!

Елена Емышева

Инжир, он же фига, он же смоковница, а по-испански – игера (higuera). Это дерево с ветвистой кроной, большими листьями и сладкими сине-фиолетовыми, зелеными или желтыми плодами растет практически по всей Испании: от Канарских островов на юго-западе до Страны Басков на севере. Инжир – одно из первых в истории культурных растений, но, несмотря на тысячелетия близкого соседства, он не спешит раскрывать нам все свои секреты.

Невидимые цветы 

Цветы фигового дерева желтые, но можете не пытаться отыскать их среди листвы: они надежно укрыты внутри видоизмененного цветоложа. У привычных нам цветущих растений, например, у розы или ромашки, цветоложе является основанием цветка и выглядит как утолщение на конце стебля перед самым цветком. У фиги цветоложе не только «поглотило» цветки, но и прикидывается плодом. Настоящие плоды фигового дерева – это многочисленные мелкие орешки, которые вы видите, разрезав спелую фигу.

Кстати, ученые-ботаники эту самую фигу называют соплодием, а не плодом. У загадочных соплодий фиги, как и у дерева, на котором они растут, множество имен. Кроме как фигами и инжиром, их называют смоквами и винными ягодами. Последнее имя дано инжиру неслучайно: из его соплодий-ягод, как и из винограда, можно делать вино.

Известно, что слово «инжир» пришло в русский язык из турецкого, а слова «смоква» и «смоковница», возможно, происходят от готского smakko – «вкусный плод». Испанское название «иго» (higo), как и русское «фига», происходит от латинского слова «фикус». Собственно, фиговое дерево и есть один из представителей рода фикусов, о чем говорит его научное название Ficus Carica.

От истории к легендам

Инжир одомашнен человеком не менее пяти тысячелетий назад – раньше, чем пшеница и ячмень. Родиной фигового дерева считается Кария (Caria), которая находилась на территории современной Турции, напротив островов Крит и Родос.

За пределами Карии инжир издавна употребляли в пищу в Древнем Египте. Нельзя не упомянуть, что много позже – в 30 году до н. э. – фиги оказались «причастны» к смерти самой известной царицы Египта Клеопатры. По одной из версий, Клеопатра покончила с собой, повелев принести во дворец ядовитую змею и дав гадине себя укусить. Чтобы стража не воспрепятствовала планам царицы, змею спрятали в корзине со
спелым инжиром.

Возможно, именно в Карии «познакомились» с фигой древнегреческие племена, которые начали селиться в Малой Азии чуть позже карийцев, постепенно оттесняя их от моря.

Инжир стал распространенной культурой в материковой Греции, о чем свидетельствует упоминание этого растения в законах афинского политика Солона (в VI веке до н. э.). Предписание указывало, на каком расстоянии от границы с владениями соседа земледелец может сажать фиговое дерево.

Есть также основания считать, что законы Солона запрещали вывозить инжир, выращенный в Афинах, за пределы города-государства.

А вот римская история фиги гласит, что римляне узнали сладкий вкус смоквы раньше, чем завладели карийскими землями. Согласно легенде об основании Рима, именно под сенью смоковницы волчица вскормила будущего основателя вечного города Ромула и его брата Рема. Впрочем, легенда дошла до нас в пересказе римского историка Тита Ливия, жившего в I веке до н. э.

Известен еще один полулегендарный случай из римской истории, связанный с фигами. Во времена Пунических войн между Римом и Карфагеном римский государственный деятель Марк Порций Катон, убеждая Сенат начать новую военную кампанию, показал сенаторам горсть карфагенского инжира.

Сенаторы подивились прекрасным крупным плодам, не успевшим испортиться. В ответ Катон спросил, не смущает ли их, что земля, рождающая такие плоды, сильная и враждебная, находится всего в трех днях пути от Рима. Так инжир способствовал началу последней войны между двумя государствами (149–146 годы до н. э.

), победа в которой досталась Риму.

Кстати, скорее всего, именно карфагеняне завезли первые фиговые деревья в Испанию: колонии Карфагена появились на острове Ибица и на юге Иберийского полуострова в третьем веке до рождества Христова. 

Упоминание о фиге мы встречаем не только в древних мифах и исторических трудах, но и в священных текстах разных религий.

В Ветхом Завете Библии сказано, что Адам и Ева, попробовав запретный плод, устыдились своей наготы и прикрылись фиговыми листьями, а в Новом Завете рассказывается притча о бесплодной смоковнице.

 Многочисленные упоминания фигового дерева можно найти в иудейском Талмуде. А в буддизме смоковница – дерево, сидя под которым и медитируя, Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой.

Уроки выживания

Всех стран, где инжир выращивают с давних пор, не перечислишь: Испания, Италия, Греция, Франция, Израиль, Алжир, Азербайджан, Армения,
Иран, Турция, Грузия «Заселив» почти весь Старый Свет, в XVI веке фига на кораблях европейских колонизаторов добралась до Северной и Южной Америки.

К появлению инжира на южноамериканском континенте, разумеется, приложили руку испанцы. Например, конкистадор Франсиско Писарро основал на территории современного Перу новый город и посадил там во внутреннем дворике своего дома смоковницу.

Город, о котором идет речь, – Лима, столица Перу, а смоковница (говорят, та самая, посаженная Писарро) до сих пор растет в саду правительственного дворца.

То, что
дерево конкистадора дожило до наших дней, конечно, невероятно, но инжир и вправду отличается долголетием: эти деревья в среднем живут до 100-200 лет.

Покорить страны и континенты инжиру помогла удивительная выносливость. Фиговое дерево растет на скудных каменистых почвах, осыпях,
скалах и даже на каменных стенах, оно выдерживает изнуряющую жару и легкие (до минус 12 градусов) морозы. И при всем этом еще и плодоносит дважды в год: в середине лета и осенью.

В благоприятных условиях статная красавица-фига вырастает до 6–8 метров, а в суровых – деревце с коротким стволом и множеством длинных искривленных ветвей может походить, скорее, на большой куст.

Десерт и лекарство

Инжир богат сахарами, клетчаткой, витаминами групп B и С, каротином, кальцием, железом (его в инжире больше, чем в яблоках), калием, фосфором и пектином. Высокое содержание сахаров (12-15% в свежей ягоде и 50-75% – в сушеной) делает фиги очень питательными
и калорийными. Поэтому ими вряд ли стоит увлекаться на диете, но если вам нужно восстановить силы, например, после долгой болезни, то инжир придется как нельзя кстати.

С давних пор фига известна и как лекарственное растение. На организм человека ее ягоды оказывают потогонное, мочегонное, слабительное и противовоспалительное действие. Считается, что они полезны для сердца, сосудов и пищеварительной системы. Инжир, заваренный кипятком или горячим молоком, используется в народной медицине как лекарство от кашля.

Вещества, содержащиеся в листьях инжира, оказывают противовоспалительное и смягчающее действие на кожу, а горьковатый млечный сок недозрелых ягод, как считается, помогает лечить ранки и угревую сыпь, выводит бородавки. Кстати, из-за этого сока недозрелые фиги лучше не есть: в них содержатся вредные для здоровья вещества, да и вкус у них неприятный.

Важно понимать, что инжир, как любое другое растение или лекарство, не является панацеей и, более того, его употребление имеет противопоказания. Например, больным сахарным диабетом, подагрой или острыми желудочно-кишечными заболеваниями врачи не рекомендуют съедать больше двух фиг в день.

Покрытые тонкой и нежной кожицей, фиги в свежем виде хранятся не более двух-трех дней, а потом начинают портиться. Чтобы увеличить срок хранения на несколько дней, уберите ягоды в холодильник (лучше в закрытом пластиковом контейнере, так как инжир склонен впитывать запахи лежащих рядом продуктов).

Высушивание фиг на солнце, пожалуй, самый древний прием, помогающий продлить срок их хранения.

Еще один традиционный и простой способ не дать этим ягодам пропасть, особенно если на вас внезапно «свалились» сразу несколько килограммов, – приготовить из них варенье.

Только не подумайте, что инжир годится лишь для десертов: фиги можно резать в салаты, готовить на их основе изысканные соусы к блюдам из мяса и птицы. И небольшой секрет: если добавить 1-2 фиги в кастрюлю, где варится мясо, оно будет мягче.

Источник: http://www.mestovstrechi.es/higos/

Что такое смоковница

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

От Матфея 21:18-22

Смоковница. Толкование Блж. Феофилакта Болгарского

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней.

Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного.

Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41).

Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Причудливо обвитая виноградной лозой

Ноя 15 • Без рубрики • 30 Views • Комментариев к записи Причудливо обвитая виноградной лозой нет

Ответы

А)Спрятавшееся за облаками солнце. Бегущие нам навстречу дети. Стоящие по обеим сторонам дороги люди. Медленно плывущие по небу облака. Сидящая напротив меня женщина. Распахнутые настежь окна. Вызванный к доске ученик. Причудливо обвитая виноградной лозой доска. Забытый кем-то на скамейке медведь. Созданные за всю историю человечества изобретения.

б)Солнце,спрятавшееся за облаками. Дети,бегущие нам навстречу. Люди,стоящие по обеим сторонам. Облака,медленно плывущие по небу. Женщина,сидящая напротив меня. Окна,распахнутые настежь. Ученик,вызванный к доске. Доска,причудливо обвитая виноградной лозой. Медведь,забытый кем-то на скамейке. Изобретения,созданные за всю историю человечества.

Источник: https://thram-m.ru/stati/chto-takoe-smokovnitsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как надо просить жениха на Покров

Закрыть