Закон возвышения и унижения. Духовные законы и принципы. Часть 2
Почему-то так получается, что одни люди все время на виду и их мнение весомо. Но для них признание, популярность не являются первостепенной величиной в жизни. А другие, как ни стараются, никогда не могут стать известными. И это их желание известности и есть проблема, которая тянет вниз. Почему так бывает?
Я тоже раньше задавался такими вопросами.
Пока не нашел ответы в Библии.
Существуют законы Божьи. Они отвечают за все вокруг. И чем больше я изучаю Слово Божье, чем больше вникаю в них, тем больше вижу проявлений этих законов.
Один из них — сеяние. О нем мы уже говорили
Но есть и принцип прославления, возвышения.
Суть принципа возвышения
Сегодня я хочу поразмышлять над ним.
Суть принципа я изучал сегодня еще раз. И открылись некоторые новые истины.
Суть проста — возвышающий себя унижен будет. Унижающий себя возвысится.
Матф.23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Тот, кто очень хочет возвышения — начинает возвышать себя.
Результатом этого поведения будет — унижение.
Тот, кто не ищет возвышения, наоборот, смиряет себя.
Чтобы лучше понять суть, стоит заглянуть в греческий подстрочник.
В греческом слово «унижающий» означает:
понижать; перен. унижать, уничижать, умалять, смирять;
При этом важно понимать, что возвышать себя хотят и люди с талантом и без. Последние, как мне кажется, чаще. Так как этим они заменяют собственную бездарность.
Но, вместо того, чтобы делать своё дело хорошо и постепенно идти к возвышению, эти люди сразу хотят возвыситься.
Пример 1. Наполеон Бонапарт.
Один из самых ярких примеров для меня — это Наполеон Бонапарт. Он не был бездарностью, наоборот, очень талантливым полководцем. Но он шел к своей цели по головам, максимально возвышал себя.
Он начинал службу в армии в чине младшего лейтенанта в 16 лет.
В период Великой Французской Революции он добился повышения достигнув чина бригадного генерала.
Во времена директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла
В ноябре 1799 года участвовал в государственном перевороте и стал первым консулом. Фактически, в своих руках он сосредоточил всю полноту власти. Его режим был диктаторским.
Затем были 13 лет беспрестанных побед. Наполеоновские войны, постоянные победы, в особенности австрийская кампания 1805 года, польская кампания 1806-1807 годов, и австрийская кампания 1809 сделали Францию под главенством Наполеона главной державой на Европейском континенте.
Всё это время Наполеону удавалось всё, что он планировал.
Он стяжал власть. Он домогался её, домогался возвышения. И он получил.
В 1812 году, ему было 43 года, и он был самым могущественным правителем на континенте.
А дальше вступает в силу принцип Слова Божьего. Возвышающий себя унижен будет.
В 1812 году следует поход на Россию, война с ней. Битва при Бородино, победу в которой приписывают себе обе стороны. И изнурительный обратный путь, во время которого была полностью потеряна Великая Французская армия.
Русская кампания стала началом конца Империи Наполеона. С 1812 года развал армии и страны приближался.
В 1815 году Наполеон пытался вернуться к власти (известные 100 дней). Но теперь он уже не имел той поддержки.
В 1815 году Наполеон сдался на британский корабль, ожидая, что он получит политическое прибежище от англичан.
Но его сослали. Без семьи и детей.
Последние 6 лет он провел на острове Святой Елены. В изгнании.
Строгий режим, ограниченная территория для прогулок и постоянный караул — вот и весь образ жизни. За ним серьезно следили, чтобы Наполеон не мог вернуться в Европу. О его вкусе к власти многие уже знали.
Он умер от болезни. Один. На острове. Вдали от всех, даже от семьи.
Вот так работает принцип Божий.
Пример 2. Возвышение себя и падение. Бобби Фишер
Второй пример — отличный пример. Мой любимый даже. (Подробно о смысле жизни Бобби Фишера я писал тут).
Любимый еще и потому, что он очень наглядный.
Бобби Фишер — это гений шахмат. С раннего детства он привык к слову «самый». Самый юный гроссмейстер США, самый юный чемпион США. И самый юный чемпион мира по шахматам.
В 31 год он достиг того, к чему многие шахматисты приходят ближе к закату жизни.
Но это внешняя оболочка.
А внутри, его самомнение и гордость зашкаливали. Требования внимания к своей персоне, мнение о собственной важности создавали немало трудностей организаторам турниров.
Кстати, знаете, почему Бобби Фишер потерял титул чемпиона мира по шахматам? Он не проиграл в шахматном бою. Нет.
Он выдвинул 64 требования организаторам турнира. И 63 требования шахматная федерация ФИДЕ согласилась выполнить. Таким образом, матч за титул чемпиона был сорван. А Бобби Фишер лишен чемпионского звания, которое было присуждено советскому шахматисту Анатолию Карпову.
И вот теперь гвоздь программы под названием «гордыня Бобби Фишера». Всю свою жизнь он продолжал считать себя чемпионом мира.
До смерти в 2003 году. Он даже принял участие в матче-реванше с Б.Спасским в 1992 году с призовым фондом в 5 миллионов долларов.
Пример 1. Смирение себя и возвышение
Я хочу привести два примера смирения и возвышения.
Первый — очень известен.
Это мать Тереза.
В интернете есть достаточно много материала о ней.
Но я хочу рассказать то, что достоверно известно.
Она родилась в Албании. В довольно обеспеченной семье.
Её настоящее имя Агнес Гонджа Бояджи. Она родилась в 1910 году в Скопье, македонском городе, сегодняшней столице Македонии.
С 12 лет маленькая Агнес мечтала о монашеском служении, хотела поехать в Индию и служить там бедным.
В 1931 году она приняла постриг в Ирландии. Чуть позже её отправили в Калькутту, где она почти 20 лет преподавала в женской школе.
Наконец в 1946 году она получила разрешение от ордена помогать бедным и обездоленным.
В 1948 году была основана женская монашеская конгрегация «Сестры Миссионерки Любви». Они строили приюты, школы, больницы для тяжелобольных и бедных и туда мог попасть любой, независимо от его национальности и вероисповедания.
Только в 1965 году деятельность этой конгрегации вышла за пределы Индии. Сегодня её члены служат в 111 странах.
Самая важная часть этой истории находится в конце.
В конце жизни мать Тереза получила признание.
В 1973 году она стала лауреатом Темплтоновской премии, одной из самых престижных в будущем.
В 1979 году удостоилась Нобелевской премии мира «за деятельность в помощь страждущему человеку».
После этого она удостаивалась множества разных наград.
Но главное не это. А то, что более 40 лет (если быть точным 42 года) она служила в смирении. Не имея ни наград, ни почестей. По одной причине — они ей были не нужны.
Принцип снова в действии: смиряющий себя — возвышен будет.
Она не имела самомнения и любви к себе, чтобы искать награды. Она просто хорошо делала своё дело. В смирении и служении Богу.
«Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви. Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать. Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. »
Именно в этом она пример. Пример смирения и служения. И Господь вознёс её.
Пример 2. Иисус Христос
Иисус — это не «правильный ответ», а реально Тот, Кто показал пример своим смирением.
По сути, как говорит мой пастор, Иисуса не было. Был только Бог-Отец, Который проявлял Себя через Иисуса.
Иисус пришел на землю, как Господь. Но смирился до человека
Вот очень хорошее место Писания про Иисуса.
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Давайте разберем его.
- Иисус был по природе Богом
- Не держался за равенство с Богом
- Уничижил Себя Самого
В греческом слово «уничижил» переводится также как
делать тщетным или пустым, упразднять, уничтожать.
Понимаете, что это значит?
Мы сами ответственны за собственное смирение. Есть люди, которые считают себя кем-то великим.
Но Иисус не считал Себя великим. Только Бог был для Него великим.
Иисус добровольно служил Богу. Стал рабом.
Обратите снова внимание на это место.
Иисус смирил Себя. Это личная ответственность каждого. Иисус показал нам пример.
Иисус был послушным только после того, как смирил Себя.
Конечно, когда из человека прёт самомнение, он такой весь из себя — какое уж там послушание?
Иисус показал пример. Он смирил Себя и был послушен Богу. И благодаря этому у нас с вами есть всё, что Он завоевал Своей смертью.
Вывод
Если в вашем сердце есть желание почестей, признания — нужно проверить, все ли чисто с вашими мотивами.
Но главное — помните, что закон возвышения и унижения работает всегда.
Если вы в смирении и делаете своё дело хорошо перед Богом — Он обязательно вознесет вас.
Если вы много мните о себе, гордитесь и присваиваете себе славу — вы обязательно будете унижены.
Это говорит Божье Слово, Не я. И примеры Наполеона Бонапарта, Бобби Фишера, Матери Терезы и Иисуса Христа наглядное тому свидетельство.
Пусть Господь даст вам мудрость выбрать правильный путь.
Текст подготовил Владимир Багненко
«Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна
Источник: http://obodrenie.info/series-spiritual-laws-and-principles/law-exaltation-and-humiliation-spiritual-laws-and-principles-part-2/
Мф. 23, 12: Я.Кротов. К Евангелию
Оглавление книги
Мф 23 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Лк. 14, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Ср. Лк. 18, 14 (мораль из притчи о блудном сыне: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»).
№134 по согласованию. Фразы предыдущая — следующая. Следующая у Лк. 14, 12.
Совет Мф. 23, 12 — «кто унижает себя, тот возвысится» — созвучно 14-й главе евангелия Луки, где в притче о гостях на празднике дан совет садиться за столом пониже, чтобы хозяин тебя пересадил. Эта притча следует у Луки за рассказом о том, как Иисус исцеляет больного в субботу — причем сперва спрашивает фарисеев, можно ли исцелять. Фарисеи угрюмо молчат не потому, что нельзя, а потому, что можно.
Но они боятся сказать то, что говорит Иисус: исцелить в субботу — не подвиг, а преступление. Это нарушение заповеди. Сделать добро человеку часто означает унижение, причем самоунижение. Когда Бог спасает человечество, Он унижается. Это ненормально, но ведь и болезнь — ненормальность. Нормально быть здоровым, а и болезнь, и лечение уже есть выход за пределы горизонтали — ниже или выше.
Бытие Сына Божия в мире есть нарушение и божеских, и человеческих законов, почему трудно в это бытие поверить. Разумеется, не всякая ненормальность, не всякое нарушение заповеди есть подвиг и спасение ближнего, чаще все-таки наоборот. Именно поэтому, даже совершив подвиг, разумнее и добросовестнее предполагать, что ты совершил грех, только не понимаешь, какой (чаще понимаешь). И садиться на последнее место.
В конце концов, ниже Христа не сядешь.
*
Человеку легко понять, что гора должна понизиться, чтобы можно было, как говорили пророки, увидеть «спасение Божие» — увидеть то, что бесконечно больше человека. Каждый по себе знает, что такое гордыня, каждый знает, что собственный пупок кажется выше Эвереста. «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф 23, 12) — это заповедь сугубо негативная, запретительная, освоить ее не просто, а очень просто.
Мы и без Христа, пожалуй, завсегда поможем унизить ближнего, чтобы он не слишком заносился. Но человек, который отказывается пить, блудить, воровать, в общем, делать все то, что составляет главную язву современного русского общества — не возвышает себя, он просто нравственно грамотен, этически здоров, и ерничать над ним грешно и глупо.
У человека был недостаток, он его восполнил, была дырка, он ее запломбировал — слава Богу, сие не гордыня, а телесная и духовная гигиена.
Именно такой, дочиста отмытый, научившийся производительно работать (а не только командовать и стеречь командиров), содержать семью и не пресмыкаться перед властями человек стоит достаточно высоко на лестнице эволюции, чтобы начать осваивать вторую, положительную и творческую заповедь Христа: «Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23, 12).
КАК ВРАГА ВЫ НАЗОВЕТЕ
Одну важную вещь Господь Иисус не договорил: а что будет с унижающим другого?
Человек унижает другого, когда называет его «рака», «сволочь», «подлец», причисляет к животным («сука», «кобель», «насекомое», «колорадский жук») или к растениям («укроп», «дуб»). Очень распространённый способ — фамильярность.
«Уж Сашку-то Македонского я знаю как облупленного, и отца его Фильку знал как пять пальцев».
Назвать зрелую женщину, богатую и умную, «девушка», «барышня», «Клеопаша», «Катька Терция» — попытка возвыситься над её умом, богатством, достижениями, представив её девчонкой, а себя — мужем зрелым, превосходящим во всех отношениях.
Человек, строго говоря, вообще только и может, что называть. Всё, что не слова, — не человеческое, животное. «От слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). «Вверх-ввысь», «ближе-дальше» — это лишь метафоры, а реальность-то — не место за столом, а место в словаре.
«Только слово». Между прочим, это и роднит человека с Богом. Нет слов — нет человека. Нет Бога — нет слов. Адам даёт имена животным — даже боговоплощение менее удивительно, в нём-то Бог не поступается Своей властью, а использует её, а тут потеснился на небесном троне и посадил Адамчика рядом с Собою.
Как врага мы назовём, так и Бог нас назовёт. Унизивший другого, унижен будет ниже низкого. Тайна сия невелика есть, а всё никак не прочувствуем. Лучше переборщить с почтением и уважением, чем с унижением. Все грехи человеческие -начинаются и заканчиваются словами.
Прежде, чем убить, обзывают — террористом, паскудой, ничтожеством, и убив — тоже обзываемся. Причём, убили, может, и не мы, но если обозвали — всё, значит и на нас кровь. Кровь виновного, кровь врага, но — отомстится.
Потому что Бог хочет спасения всех, Его стол бесконечен как Его терпение, и унижая других, мы лишь роем яму себе — не всегда на земле, но уж в небе точно.
Иеремиас приводит эту фразу как пример неясности: «С акцентом на первую часть звучит как угроза, с акцентом на вторую — как ободрение». Неясность эту он разъясняет анализом других «антитетических параллелизмов» в Евангелии. Этот непроизносимое словосочетание обозначает всего-навсего фигуру речи из двух частей — «толстый сохнет, тощий сдохнет»; «что русскому здорово, немцу смерть». Я бы для простоты назвал эту фигуру речи «бабочка».
Две симметричных половинки, каждая из которых вздор или пошлость, а вместе — полёт. Иеремиас анализировал всевозможные древнееврейские тексты и пришёл к выводу, что «бабочки» — отличительная черта речи Спасителя, Его личное пристрастие. Пустячок, а приятно — особенности речи куда больше отличают личность, чем форма носа. Иеремиас делает и второе наблюдение: Иисус почти всегда ставит акцент на вторую часть «бабочки».
В данном случае это означает, что подбадривание важнее угрозы.
Между прочим, в притче о блудном сыне эта фраза имеет странный привкус. Ведь в обоих половинках незримо присутствует слово «неоправданно». Горе тому, кто неоправданно возвышает себя, и благо тому, кто неоправданно унижает себя. Последнее особенно заметно в притче о свадьбе — ты можешь занять пятое место, которое тебе по праву принадлежит, но сядь на двадцатое — и тебя попросят сесть на третье, потому что скромность сама по себе добавляет тебе очков.
Выходит, блудный сын перебарщивает с покаянием? Мог бы и не становиться на колени, не приравнивать себя к слугам, не говорить, что недостоин называться сыном? Да! Слишком часто проповедники преувеличивают блудность блудного сына, выставляя его чуть ли не отцеубийцей. Чуть-чуть не считается. Мог бы просто прийти и повиниться — я плохой сын, прости меня, земля имеет форму чемодана. Чего юродствовать-та?! И это, в общем, к любому кающемуся относится. Ну, ужас — но не ужас-ужас-ужас.
Когда ужас-ужас-ужас, тогда не каются, а призывают к покаянию, потому что ужас-ужас-ужас это запредельная гордыня. Ну, старушку зарезал — что ж, и Достоевский об этом мечтал и даже описывал эти мечтания. Зачем же сразу «аз есмь свиния в кале греховнем». Свиния в кале — это тебе не старушку зарезать, это ого-го! ну, шесть миллионов евреев удушить, никак не меньше.
А вот всё же, чтобы не вышло шести миллионов евреев, лучше именно так. У психики свои законы. Срединный царский путь уместен во всём, но не в покаянии. Кто кается, ставит красный флажок на опасной развилке, и флажок должен быть такого размера и яркости, чтобы мешать сойти с пути даже кромешной ночью.
Источник: http://yakov.works/yakov/4_faith_moi/ev_mt/23_12.htm
Литургическая Тетрадка — Библиотека Конгрегации Кларетинов
Просвети очи мои, * да не усну я сном смертным; * да не скажет враг мой: «Я одолел его».
Вступительная молитва
Молим Тебя, Господи, храни Церковь Твою непрестанным умилостивлением † и, поскольку без Тебя смертный человек не может выстоять, * помоги нам всегда удаляться от греха и направляй нас ко спасению. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Первое чтение
ис 1, 10. 16-20
Чтение книги пророка Исаии.
Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.
Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как шерсть убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли.
Если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят.
Слово Божие.
Ответный псалом
пс 50
Бог явит спасение наследникам Своим.
Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; * всесожжения твои всегда предо Мною.
Не приму тельца из дома твоего, *
ни козлов из дворов твоих.
«Что ты проповедуешь уставы Мои * и берёшь завет Мой в уста твои,
а сам ненавидишь наставление Моё, *
и слова Мои бросаешь за себя?
Ты это делал, и Я молчал; * ты подумал, что Я такой же, как ты.
Кто приносит в жертву хвалу, *
тот чтит Меня,
и кто наблюдает за путём своим, *
тому явлю Я спасение Божие».
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 23, 1-12
Слава Тебе, Слово Божие.
Отвергните от себя все грехи ваши, говорит Господь, * и сотворите себе новое сердце и новый дух.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их.
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах.
И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.
Слово Господне.
Молитва верных
Братья и сёстры, в нашей совместной молитве попросим Отца Небесного, дабы Он услышал наши смиренные молитвы:
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей.
1. Отче Небесный, Сын Твой заповедал бодрствовать и молиться; соделай, дабы в это святое время все христиане к Тебе направляли свои помышления.
2. Господи, сохрани Папу нашего N. и епископа нашего N., дай им силы в жизненных испытаниях.
3. Боже, крестной смертью Сын Твой принёс спасение человечеству; дай всем людям в Его кресте обретать надежду и мир.
4. Господи, дарующий благодать смиренным, прости нам наше жестокосердие и подай слёзы раскаяния.
5. Отче, Ты прощаешь тех, кто сам полон прощения; помоги нам любить тех, кто нас ранит, обижает и ненавидит.
6. Господи, благий и многомилостивый, научи нас всем сердцем искать то, что истинно, свято и благородно.
Всемогущий Боже, Духом Своим обновляющий всё, обнови и нас в это благодатное время и внемли гласу молений наших. Через Христа, Господа нашего.
Молитва над дарами
Господи, этими тайнами милостиво совершай в нас Твоё освящение, † да очистит оно нас от пороков * и приведёт к небесным дарам. Через Христа, Господа нашего.
2 ПРЕФАЦИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Господь с вами. И со духом твоим. Вознесём сердца. Возносим ко Господу. Возблагодарим Господа Бога нашего. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже. Ты даровал детям Твоим это спасительное время для обновления в чистоте их душ, дабы, отрешившись от душевного своеволия, они так пользовались преходящим, чтобы наследовать вечное. Поэтому со всеми святыми и ангелами и мы Тебя восхваляем, непрестанно взывая: Свят
Причастный антифон
ср. пс 9, 2-3
Возвещать буду все чудеса Твои. * Буду радоваться и торжествовать о Тебе, * петь имени Твоему, Всевышний.
Молитва после причащения
Молим Тебя, Господи, † чтобы участие в Твоей священной Трапезе принесло нам возрастание в праведности * и Твою неустанную милостивую помощь. Через Христа, Господа нашего.
Молитва над народом
Господи, будь милостив к молениям верных Твоих † и исцели их душевные немощи, † чтобы, приняв отпущение грехов, * они всегда радовались Твоему благословению. Через Христа, Господа нашего.
Источник: https://claret.ru/liturgy/lb20200310.htm