Просфора что это и для чего

Просфора — это хлеб для православных богослужений | Православиум

просфора что это и для чего

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Богослужебная просфора

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия.

Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию.

С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи.  Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой. 

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа).

А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»).

На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога». 

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

“И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”(Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви. 

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках. 

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры  являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: “И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился.

И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия. 

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой  

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек. 

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам. 

Как есть просфору дома

“Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:  

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней. 

Что делать, если просфора заплесневела? 

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор. 

“Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Источник: https://pravoslavium.ru/prosfora-eto-xleb-dlya-pravoslavnyx-bogosluzhenij/

Об освящённом хлебе и святой воде

просфора что это и для чего

— Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зёрен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности её членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне.

Освящённая вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое агиасма?

— В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освящённую по особому, Великому, чину, в праздник Крещения.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

— Существует ошибочное поверье, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. Это суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

Водоосвящение бывает малое и Великое: малое совершается в течение года неоднократно, а Великое – лишь дважды в году: на праздник Богоявления, или Крещения Господня -18 и 19 января.

Как употреблять крещенскую воду?

— Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу возле икон. Святая Богоявленская вода долгие годы остаётся нетленной, приобретает свойство не зацветать плесенью и не загнивать.

Из благоговения к святыне желательно принимать крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

Что делать, если святая вода испортилась?

— Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоящую (проточную) воду.

Что такое артос? Когда его раздают?

— Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора

(как правило, больших размеров), освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий не дуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

— Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздаётся она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Тайн, вкусили освящённого хлеба.

Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, дабы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Запрещается давать антидор некрещёным людям.

Что такое просфора и что она символизирует?

— Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа (божественной и человеческой).

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырёхконечного креста со словами «IC. XC. NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель». Освящённая в алтаре просфора, из которой вынута частичка – большая святыня.

Что обозначает слово «просфора»?

— В переводе с греческого слово «просфора» означает «приношение», так как в древности лучший хлеб приносили в храм. Часть его предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Как обращаться с просфорой?

— Так как освящённый церковный хлеб является святыней, его принято вкушать натощак, не допуская, чтобы крошки падали на пол. Вкушение просфоры приносит верующим душевное и телесное здравие.

Бумагу, в которую был завёрнут церковный хлеб, желательно сжигать, так как в ней могут остаться крошки. Лучше для хранения просфор использовать специальные мешочки, которые продаются в церковных лавках.

Хранить освящённый хлеб надо с подобающей бережностью, в определённом месте (в святом углу рядом с иконами), не допуская плесени.

Если в результате небрежного хранения освящённый хлеб всё же испор-сжечь в церковной тился, то его необходимо печи или закопать в таком месте, где не будут топтать, например, на могиле.

Можно ли на кладбище есть просфору?

— Просфоры не едят «за мёртвых» или «за живых». Эта святыня служит лишь к освящению тех, кто её вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

Можно ли на могиле покрошить просфору?

— Так как просфора – это святыня, то крошить ее нехорошо. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

— Это тоже освящённый хлеб. Ранее богослужения длились довольно долго (а всенощная – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился.

Когда освящают и дают рождественскую воду?

— Специального освящения воды на Рождество Христово не бывает.

Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

— Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной..

Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

— Святую воду можно добавлять в готовую пищу для её освящения, окропить продукты, но она не должна рассматриваться как компонент при приготовлении пищи.

Какая польза от принятия просфоры и святой воды?

— Если человек употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня или это разрешается только натощак?

— Воду малого освящения разрешается пить в течение дня, и лучше перед приёмом пищи, чем после него. Святую воду нельзя употреблять с пищей, можно понемногу добавлять в пищу. Ею можно окроплять пищу и питие.

Источник: http://ozinki-hram.ru/ob-osvyashhyonnom-xlebe-i-svyatoj-vode/

Просфора — Православный журнал

просфора что это и для чего

 Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе князь Владимир крестил Русь

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Проскомидия (подробнее здесь) —
первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец  — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5.Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии.

Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос.

В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос,  буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Фото Sergey Galyonkin/www.flickr.com

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.

Источник: https://foma.ru/prosfora.html

Что делать с просфорой, если она испортилась

В Средние века за неподобающее отношение к религиозным атрибутам могли сжечь на костре. Один из таких случаев, когда женщин обвинили в колдовстве только за то, что они пытались накормить просфорой больную корову, описал в своем романе «Молот ведьм» чешский писатель Вацлав Каплицкий. Конечно, сегодня эти зверства ушли в прошлое, но это не значит, что с просфорой теперь можно делать все, что угодно.

Просфора – не простой хлеб

Само слово «просфора» переводится с греческого как «приношение», потому как раньше этот хлеб прихожане действительно пекли дома и приносили его в церковь. Сейчас просфору делают преимущественно при храмах, и верующие не несут туда выпечку, а, напротив, забирают оттуда.

Просфоры состоят из 2-х частей в память о двойственной, богочеловеческой природе Иисуса Христа. Сверху на хлеб ставится специальная печать с изображением креста, Богородицы, святых и имени Спасителя.

Просфора используется во время Литургии, для поминовения душ усопших и в молитвах за живых. Для этого из просфоры вынимается частичка, после чего хлеб и становится освященным. По окончании службы хлеб обычно раздают прихожанам. Так как Иисус велел своим ученикам поминать его именно хлебом («Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19)), а также потому, что просфора участвует в богослужении, то и относиться к данной пище следует уважительно.

Какие существуют запреты?

Диакон Павел Сержантов на сайте «Православие.ру» пишет, что просфоры – это пища не столько ритуальная, сколько духовная. По мнению священника, вкушать этот хлеб могут только православные христиане. Поэтому, как утверждает диакон, кормить просфорами животных и птиц, конечно, не следует.

Иерей Андрей Чиженко на портале «Православная жизнь» предупреждает верующих о том, что просфоры необходимо употреблять аккуратно, не сорить, не разбрасывать повсюду хлебные крошки. Перед едой лучше всего положить просфору на предварительно расстеленную на столе салфетку. Так частички освященного хлеба даже случайно не упадут на пол.

Не стоит также есть просфоры на кладбище, а тем более крошить их на могилы усопших. Анатолий Баданов на сайте «Дышу православием» указывает на тот факт, что умершие нуждаются не в пище, а исключительно в молитвах своих родных и близких.

Нельзя выбрасывать

Множество вопросов возникает у верующих и по поводу утилизации просфор. Что делать с таким хлебом, если он испортился? Священнослужители охотно отвечают прихожанам и уверяют, что избавляться от просфор как от обычного мусора нельзя. Так иерей Андрей Чиженко утверждает, что в том случае, если просфора покрылась плесенью, ее нужно выбросить в проточную воду, например, в реку.

Игумен Никон (Головко) на сайте «Закон Божий» говорит, что заплесневелую просфору можно закопать там, где не ходят люди, благодаря чему святыня не будет попрана ногами. Кроме того, просто засохший хлеб игумен советует размочить в воде и употребить его, как и подобает.

На сайте храма Рождества Христова и преподобного Сергия Радонежского (Крутая горка) авторы рекомендуют испорченные просфоры просто сжечь или отдать в храм, где с ними сделают то же самое.

Источник: https://cyrillitsa.ru/autor/pravoslavie/

Просфора — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Просфора

Просфора́ (греч.: προσφορά — «приношение», мн. ч.: про́сфоры) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый для Таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых

История

Заповедь о принесении хлеба в жертву была дана в Ветхозаветную эпоху. В книге Левит написано: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей. В подражание этому Новозаветная Церковь приносит квасной (т.е. дрожжевой) двухчастный хлеб.

Наименование «просфоры» в древности указывало вообще на «приношения» христиан — хлеба, вина, масла — часть которых служила для Литургии, а остальное — для агапы (общей трапезы). С отделением Литургий от агап и отмиранием последних в V веке «просфорой» стали называть только литургический хлеб.

Просфора с надписью по-китайски

Описание

Просфора готовится из квасного (т. е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды, соли и дрожжей.

Состоит просфора из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой и образуя единый круглый хлеб.

На верхней части просфоры ставится печать (для этого тесто отливается в специальные формы) изображающая четырёхконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста ІС|ХС (Иисус Христос), а под перекладиной — НІ|КА (по-гречески — «победа»).

В редких случаях грекоязычная надпись на просфоре заменяется аналогичным текстом на местном языке. Так, в Китайской Православной Церкви на просфорах отпечатывают иероглифы 耶穌|基督 и 凱旋|得勝 соответственно. В некоторых местах в практику также вошло изготовление просфор, на верхней части которых помещается образ Божией Матери или какого-либо святого, что, однако, противоречит основной символике просфоры.

Символическое значение

Мука, получаемая из зёрен множества колосьев, означает человека — как человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, так и человечество в целом, состоящее из множества людей. Вода является символом Божией благодати, которая пронизывает всё естество человека. Соль указывает на то, что христиане — соль земли (Мф. 5, 13).

Дрожжи представляют собой животворящую силу Духа Святого. Печать на просфоре означает печать образа Божия, проникающего всё естество человека и являющегося высшим началом в нём. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

Просфоры, как и ветхозаветные хлебы предложения, делаются двусоставными в ознаменование двух природ — божественной и человеческой, которые соединились в Иисусе Христе. Также это является символом человека и человечества, имеющего плотское (нижняя часть просфоры) и духовное начало (верхняя, запечатленная часть просфоры); Церкви, соединяющей в себе человеческое и Божественное.

Просфора может приобретать и другие смыслы во время отдельных частей богослужения. Например, вырезание на проскомидии четверочастного Агнца из агничной просфоры символизирует Рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии; прободение священником Агнца копием символизирует прободение копьём Христа на Кресте.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1199.html

Как размягчить просфору

В церквях во время службы часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия. Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.

  • Просфора — что это и для чего нужно
  • Формы церковного хлебца
  • Употребление церковного хлеба
  • Если просфора заплесневела или испортилась

Просфора — что это и для чего нужно

Просфора — это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста, которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:

  • слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение»;
  • кроме дрожжей и соли, в такую выпечку не вносятся никакие добавки;
  • в православной церкви считается, что такая выпечка состоит из двух частей, которые символизируют слияние человеческой и божественной сущности, соединившихся в Иисусе Христе;
  • сверху на просвире имеется печать в форме креста, которые имеют равные стороны. По углам присутствуют буквы IС ХС NI K. А. Подобная надпись имеет значение «Иисус Христос побеждает», а печать является олицетворением невидимой печати образа Господа;
  • изображает просфора хлеб Тайной Вечери, который Иисус разделял между учениками.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец — хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия, агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим.
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды.

Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах.

Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.

Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы.

Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника.

После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву.

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

Одной из важнейших церковных таинств считается Причастие — прихожане разделяют между собой хлеб и вино, которые символизируют плоть и кровь Христа, становясь таким образом единым целым, одной Святой Церковью. Для Таинства причащения специально выпекают просфоры (артосы) — круглые маленькие хлебцы, которые состоят из 2 частей и имеют надпись «ИС ХС» — Иисус Христос.

Как правильно хранить и употреблять просфору

Просфоры можно взять домой после Причастия, для того чтобы кушать во время поста или передать родственнику, который из-за болезни или других обстоятельств не смог посетить Воскресную литургию. Хранить артос дома можно, это не грех, но следует делать это правильно, чтобы хлеб не стал черствым или не заплесневел — тогда придется его уничтожать.

Две части просфоры — символ соединения Бога и Человека в личности Христа

Следует отметить, что православная вера относится к просфорам и вину, которые употребляются на Причастии как к святыням — они символизируют священную кровь и плоть Христа и требуют особого отношения и уважения. Поэтому дома просфоры надо правильно хранить:

  1. Поместить в бумажный или целлофановый пакет и плотно закрыть, предотвратить попадание воздуха.
  2. Держать пакет с хлебом в теплом, сухом месте, не допуская попадания влаги.
  3. При крайних обстоятельствах (срочно надо уехать или лечь в больницу) хлебцы можно поместить в фольгу и положить в морозильную камеру.

Важно! Употреблять просфору следует только христианам, которые ходили на исповедь, покаялись и искренне обратились к Богу. Дети и старики также могут вкушать этот хлеб, а вот люди, исповедующие других богов, будь то Аллах, Будда или языческие божества, должны воздержаться от употребления просфор — неуважительное отношение к святыне может повлечь за собой болезни и испытания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда праздник Рождества Богородицы

Также нельзя давать артос кушать животным, крошить курицам или отдавать свиньям на корм — это проявление страшного неуважения, за которым последует наказание.

Если хлеб с причастия зачерствел — это не проблема. Достаточно немного смочить его водой (желательно использовать освященную) и съесть точно так же, как и свежую. Ничего страшного или грешного в этом нет. Но желательно брать в храме столько просфор, сколько можно употребить сразу или в течение нескольких дней, лучше потом взять еще, нежели допустить его засыхания или заплесневения.

Откуда берется плесень и что делать с ней

При отсутствии должных условий хранения просфор, на них может появиться плесень, поскольку в их составе присутствуют дрожжи. Если артос лежит во влажном, плохо проветриваемом месте или слишком долго не употребляется дрожжи начинают вступать в реакцию с водой и появляется плесень.

Что делать в таком случае?

Если просфора заплесневела, её следует отнести в храм для сжигания

Игумен Николай (Головко) рекомендует поступить с испорченной плесневелой просфорой как с любой другой святыней, которую надо уничтожить. Ее надо мелко нарезать и закопать в том месте, где нет дороги (в саду или на клумбе). После следует обязательно исповедать этот грех неуважения и покаяться в нем, а также в будущем не допускать порчи таких продуктов.

Испорченный артос можно отнести в храм, где его уничтожат с остальными хлебами.

На заметку! Священники имеют право крошить их для птиц и класть их в кормушку, но не бросать на землю, но прихожанам лучше этого не делать.

Можно также просфоры сжечь, а их пепел выбросить в проточную воду — реку или ручей, но не в коем случае ни в канализацию.

Источник: https://iskra-m.ru/2019/10/kak-razmyagchit-prosforu/

Что такое просфора и зачем ее вкушают? — Сергей Александрович Бабичев — КОНТ

Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.

Маленький хлебец круглой формы, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, называется просфорой. Есть несколько фактов об этом церковном угощении:

Переводят это слово с греческого языка, как «приношения».

Какие-либо добавки в такую выпечку, за исключением дрожжей и соли, не кладутся.

Эта выпечка состоит из двух частей, что символизирует соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе.

На верхней части присутствует печать в виде креста с равными сторонами и в углах находятся буквы: IС ХС NI KА. Представленная надпись означает – «Иисус Христос побеждает». Сама же печать олицетворяет собой невидимую печать образа Господа.

Если интересует, что символизирует просфора, тогда стоит знать, что изображает она хлеб Тайной Вечери, который Иисус разделили между своими учениками.

Существует пять основных видов священного хлеба для совершения литургии:

Агничная

 Это большая просфора с крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец – хлеб, имеющий кубическую форму. Во время литургии он становится истинным телом Христа. Часть просфоры, которая не используется, называется антидором, и ее раздают верующим после службы.

 На этой большой просфоре присутствует печать «Мария» или образ Божьей Матери. Во время проскомидии из верхней части достают часть треугольной формы и кладут ее на специальное блюдо вместе с агнцем.

 Этот вид посвящен всем святым и из ее печати достают девять частиц.

Заздравная

 Из этого хлеба извлекаются две части за всех участников литургии.

 За всех умерших верующих из верхней части просфоры берется только одна частица.

Есть особые виды просфор, к которым относят артос – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Священник просит у Господа благословения и помощи в исцелении болезней. Артос на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат, а в субботу ее делят на маленькие кусочки и раздают верующим людям. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.

 Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб».

Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы.

Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог.

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно. 

Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие. 

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже: 

1. Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение. 

2. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек. 

3. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий. 

4. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак. 

5. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении. 

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок.

Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм.

Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента: 

1. Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы. 

2. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться. 

3. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды. 

4. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу. 

5. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться. 

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо: 

сжигание агничного хлебца; закапывание в сырую землю; 

направление в проточную воду.

 Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Как, скажем, святая вода после молебна уже не простая вода, а освященная. Поэтому из чувства благоговения просфору вкушают натощак, можно запивая святой водой, и перед этим читают молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.

Просфора (дора), раздача доры на литургии

Просфора (дора) — это литургический хлеб, приносимый для совершения Таинства Евхаристии (Причащения). Просфора прообразует Агнца Божия, Самого Господа нашего Исуса Христа, пострадавшего на кресте. Просфоры готовятся на закваске специально в тот день, когда совершается литургия (обычно ночью).

В древности христиане приносили для совершения таинства причащения хлеб пшеничный, чистый, квасный, и этот хлеб получил название просфоры, от греческого слова «просферо», что значит «приношу». С течением времени, когда ревность христиан начала ослабевать, хлеб для совершения Таинства Причащения начали изготовлять сами клирики, но название «просфора» осталось доселе.

Просфора круглая, состоит из двух частей: на верхней части изображен восьмиконечный крест с надписью:

Се Агнец Божии вземляй грехи всего мира.

Верхняя часть с изображением св. креста символизирует Божеское естество Исуса Христа, а нижняя — человеческое. Круг символизирует вечность. Вынимая частицы из просфор у подножия св. креста (где изображен череп Адама) о здравии и за упокой, священник глубоко пронзает копием хлеб, исповедуя что Господь наш Исус Христос пострадал за род человеческий.

Просфоры приносятся в Алтарь в теплом виде, что символизирует температуру человеческаго тела. И не в коем случае просфора не должна выпекаться прежде того дня, в который бывает Божественная служба: «да не с ри́мскими еретики́ прокля́тию досто́ин бу́дешь.

Они́ у́бо окая́ннии, я́ко над ме́ртвым челове́ческим те́лом слу́жат, си́речь над опресно́ки, тако же и над че́рствою просфиро́ю служи́ти тому же прокля́тию подлежи́т» (Божественная служба Иоанна Златоуста, лист 43). 

На божественной литургии употребляются семь просфор, и при окончании обедни оставшиеся просфоры раздробляются и раздаются священником молящимся. Кроме того, христиане, по апостольскому преданию, подают свои поминальницы о здравии и за упокой, и из просфор, особо заготовленных, вынимаются частицы, а самые просфоры возвращаются подававшим поминальницы.

После литургии христиане, подавшие заказные записки, могут забрать просфоры

Необходимо поэтому, чтобы законоучитель разъяснил детям значение этой святыни и научил их, как они должны принимать и вкушать её.

Что такое дора и каково её значение

Раздробленные частицы просфоры называются дора, что значит — дар. Сам Господь наш Исус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным:

Аще зерно пшенично, пад на земли, не умрет, то едино пребывает, аще ли умрет, мног плод сотворит (Иоан. XII, 24; зач. 42)

Просфора состоит из трех веществ:

  • мука с закваскою, как образ живой души человеческой;
  • вода означает святое Таинство Крещения;
  • соль знаменует ум и учение Христа, изрекшего ученикам:

Вы есте соль земли (Мф. V, 13; зач. 10)

Частицы, приносимые за живых и умерших, имеют великое значение для тех, за кого они приносятся. Блаженный Августин говорит, что за весьма добрых они (частицы) служат благодарением; для не совсем плохих они служат очищением от грехов, и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за это служат утешением для живых. Напоясь Кровью Христовою, они делают тех, за кого они принесены, участниками в благодатных дарованиях.

Для чего же раздробляются оставшиеся просфоры и преподаются верующим? Это творится в воспоминание многих весьма важных событии из земной жизни Господа нашего Иcyca Христа, тех событий, которые воспоминаются на божественной литургии и особенно из последних дней пребывания Воскресшего Господа на земле; чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже запечатлелся в наших душах и во исполнение заповеди св. ап. Павла своему ученику Тимофею:

Поминай Господа Иcyca Христа воставшего от мертвых» (2 Тим. II, 8, зач. 292)

Почему принятие доры освящает тех, кто не достоин причащения Святых Таин

Отходя на крестные Свои страдания, Христос в последний раз беседовал с учениками Своими на Тайной вечере, где «приим хлеб, благослови и преломив» дал им, установив Таинство Причащения и сказал:

Сиe творите в Мое воспоминание.

В первый день Своего славного Воскресения, сопутствуя Луке и Клеопе, «познася има в преломлении хлеба»; при море Тивериадском Сам приготовил для учеников Своих трапезу и сказал им:

Пpиидeтe обедуйте и прият хлеб, и даст им.

Когда, затем, Христос вознесся на небо, как драгоценно было для свв. апостолов воспоминание об этих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа; какой неизреченною радостью наполнялись их сердца! Вот почему свв. апостолы во всю свою земную жизнь старались сохранить эти сладчайшие для их душ воспоминания о видимом пребывании среди них Воскресшего Господа.

Святое Предание говорит, что апостолы всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли незанятым и полагали пред ним хлеб, — в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет их на трапезу и подает им пищу и питие. Св.

Церковь наша удержала и сохранила навсегда святые апостольские обычаи и в воспоминание утешительных явлений Воскресшего Господа Своим ученикам, ныне преподает дору руками своих священнослужителей, как драгоценнейший дар для верующей души.

Что нужно помнить, принимая дору

Принявши дору, христиане должны воспоминать, что на Тайной вечери Господь беседовал со Своими учениками о смирении и братолюбии, как о главнейшем признаке истинных учеников Христовых. И не только беседовал, но и собственным Своим примером показал смирение, умыл ноги ученикам.

Вкушая святую дору и мы должны изгнать из своего сердца всякую злобу и недоброжелательство, зависть и лукавство, всякое превозношение и гордыню.

По окончании литургии священник раздает христианам просфоры и части Доры (антидора)

Воспоминая тех сродников усопших, за которых мы просили помолиться на проскомидии и вынуть частицы из просфоры, которым (усопшим), по слову св.

Иоанна Златоустого, бывает от этого некая утеха, постараемся исправлением своих грехов упрочить в себе надежду, что и по смерти нашей сродники наши принесут молитвы для получения отрады нашей душе и помогут ей достигнуть вечного покоя и нескончаемого блаженства в Царствии Небесном.

Выяснив таинственный смысл раздаяния доры и просфоры, приносимой верующими в свои дома, законоучитель научит детей, как подходить к священнику за дорою, как складывать руки (правую сверх левой), как бережно и стоя вкушать и не рассыпать крошек святыни и затем положить три поясных поклона.

Просфоры, кроме верных, никому не давать, по слову Писания: святая — святым

В двунадесятые праздники раздается молящимся всенощный хлеб, порезанный на куски и политый вином и маслом.

Молящиеся вкушают хлеб, политый вином и маслом

Для освящения на всенощном бдении необходимо приобретать масло, употребляющееся в пищу (деревянное, но лучшего сорта), ибо светильное масло может вызвать тошноту, да и нигде не указано, чтобы поливать хлебы маслом плохого качества. На востоке употребляется масло, которое годно для пищи.

Источник: https://ruvera.ru/dora

Просфора – что это и для чего: суть хлеба

Рассказать ВКонтакте в Одноклассниках

Важным церковным угощением является просфора, к употреблению которой в церкви относятся с особой щепетильностью. По сути, это пресные хлебцы на святой воде, пшеничной муке, которые для некоторых прихожан становятся источником святости. В действительности же, требуется точно знать, что такое просфора, чтобы однажды в храме не попасть в неловкую ситуацию. Вот этой теме необходимо уделить особое внимание в массах.

Что такое просфора в православной церкви

Просфора в переводе с греческого языка обозначает «приношения», заняла свои прочные позиции в православной религии. По сути, это хлебец из пшеничной муки, основными ингредиентами которого являются дрожжи, святая вода, соль.

Такая пресная выпечка по церковным законам православия символизирует соединение человеческой, божественной сущности в Иисусе Христе.

Необходимо знать, что такое просфора, и зачем ее вкушают в православии, чтобы не показать перед священником собственную необразованность в церковных делах.

Внешний вид и вкус

Не всем верующим людям достоверно известно, что просфора символизирует хлеб Тайной Вечери, который в свое время между учениками разделил Иисус Христос.

Внешне это круглое печенье небольшого размера, на верхней стороне которого можно увидеть крест с равными сторонами и буквами в углах: ИС ХС NI КА. Такая надпись тоже имеет свое значение и расшифровку, а переводится, как «Иисус Христос побеждает».

Просфора – это печать образа Господнего, которая крайне редко может заплесневеть, засохнуть, прийти в негодность.

Виды­

Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:

  1. Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
  2. Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
  3. Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
  4. Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
  5. Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой праздник через 40 дней после Пасхи

Артос и Антидор в православии­

Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб».

Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы.

Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог.

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа.

Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно. Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям.

Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие.

Как есть просфору дома и хранить ее

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:

  1. Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение.
  2. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек.
  3. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий.
  4. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак.
  5. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.

Когда есть просфору

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок.

Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм.

Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:

  1. Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы.
  2. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться.
  3. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды.
  4. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу.
  5. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.

Если просфора засохла или заплесневела

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:

  • сжигание агничного хлебца;
  • закапывание в сырую землю;
  • направление в проточную воду.

Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Что такое просфора

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Источник: https://sovets.net/16550-prosfora-chto-eto-i-dlya-chego.html

Как печется просфора

Просфоры приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами-женщинами благочестивой жизни.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста.

«Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли» (Симеон Солунский).

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

Старинный способ выпечки:

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.

) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать.

Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые — 15 минут, служебные — 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры «отдыхают» час.

Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.

Что такое антидор

В конце Литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от греческих же слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.

«Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, повидимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Вот почему дьяконы разносили Дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали Дары с собой.

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной.

Сначала это называли благословением (по-гречески — евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения.

Так как тут происходило смешение понятий (благословением — евлогиа — называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает — воздаяние, вознаграждение.

Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.

Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Что такое артос

Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.

Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.

В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются.

После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его.

Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский.

Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5, 7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи.

Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Источник: http://www.homutovo.ru/library/02/p5.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь