Во что не поверил фома

Почему ученик Христа не поверил в Его воскресение? — Православный журнал

О том, почему ученик Христа не поверил свидетельству своих друзей-апостолов, для чего Иисус не спешил рассеивать его сомнения и как неверующий апостол в одно мгновение стал великим богословом, рассказывают святые толкователи Библии ко дню небесного покровителя нашего журнала.

Но сначала вспомним саму евангельскую историю.

Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними.

Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:24–29).

Почему Фомы не было вместе с остальными апостолами, когда им явился Воскресший Христос?

Многие толкователи пишут, что апостол в это время все еще прятался после ареста и казни своего Учителя. Находясь в состоянии крайней подавленности, Фома, по-видимому, долго не мог и не хотел никого видеть, предпочитая переживать смерть Христа в одиночестве.

Кроме того, святитель Иоанн Златоуст отмечает, что отсутствие апостола, было по-своему промыслительно: «По великому домостроительству Христову Фома отсутствовал тогда, чтобы его сомнение сделало достовернейшим воскресение, потому что если бы Фома не был тогда в отсутствии и не усомнился бы в воскресении, и Господь не разрешил бы его сомнения очевидным доказательством, то чудо воскресения продолжало бы соблазнять еще многих. А его сомнение и послужило врачевством для всех верных».

Отчего же Фома не поверил словам своих ближайших друзей-апостолов?

Парадоксально, но святитель Кирилл Иерусалимский предполагал, что неверие апостола было связано с огромной радостью, которую он испытал от услышанного.

Это же внутреннее ликование вступало, однако, в жесточайший внутренний конфликт со страхом столкнуться в итоге с еще более горьким разочарованием — с тем, что Христос не воскрес. Фома, как бы мы сказали сейчас, не верил своему счастью.

Более того, он страшился и того, что, быть может, только его одного любимый Учитель лишил возможности увидеть себя после Воскресения.

Явление Христа на озере Тивериадском

Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Но мне кажется вернее, что ученик сей не столько не доверял речам этим, сколько был охвачен последнею степенью печали о том, что сам он не удостоился видения Спасителя нашего. Ведь он, быть может, думал, что совсем лишится этого видения.

Знал он, конечно, что Господь есть Жизнь по природе и не бессилен избежать даже самой смерти и разрушить власть тления.

Ведь Кто отгонял это от других, неужели бы не удалил от собственной плоти? Но вследствие весьма большой радости он становится близким к неверию и как бы с сильным и стремительным порывом вожделевает видеть Его уже присутствующим и окончательно удостовериться в том, что Он снова ожил, согласно бывшему от Него обещанию».

Другие толкователи добавляют к этому, что Фома просто считал совершенно невозможным тот факт, что умерший человек может воскреснуть. Такому известию он мог поверить только тогда, когда сам, своими собственными глазами увидит живого Христа и своими собственными руками дотронется до Его воскресшего тела.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда Апостолы сказали ему: видехом Господа, он не поверил не столько по недоверию к ним, сколько потому, что считал невозможным это дело, то есть воскресение из мертвых.

Он не сказал: я не верю вам, но: аще не вложу руку мою, не иму веры В самом деле, (Фома) искал себе удостоверения посредством самого грубого чувства и не верил даже глазам. Он не сказал: если не увижу, но: если не осяжу, чтобы узнать, не призрак ли то, что я вижу.

Без сомнения, и возвестившие ученики были уже достойны веры, равно как и Сам, обещавший это; тем не менее, однако ж, поелику Фома искал себе большего, то Христос не отказал ему и в этом».

Почему же Христос явился Фоме только через восемь дней, а не сразу?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время.

Но откуда он знал, что и ребра прободены (ведь апостол не присутствовал при распятии Христа. — Прим. ред.)? Слышал это от учеников. Отчего же этому он поверил, а тому не поверил? Оттого, что то было событие совершенно необыкновенное и чудесное.

Но ты заметь правдолюбие Апостолов: они не скрывают недостатков ни своих, ни чужих, но описывают их со всею истиною».

А святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что явление Христа Фоме именно на восьмой день, то есть в воскресенье, имеет еще иносказательный смысл: «Чрез это Христос ясно указывал нам время собраний ради Него. Ведь Он приходит, без сомнения, и некоторым образом сожительствует с собранными ради Него в восьмой день особенно, то есть в воскресенье Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в восьмой день (то есть собираемся в воскресный день на литургию.

— Прим. ред.). А если надо сказать и что-либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо, так и видимо: невидимо как Бог, а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться Святой Своей Плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственного Благословения (Евхаристии), принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм».

Таким образом, можно сказать, что, приступая к чаше на воскресной литургии, мы, подобно Фоме, прикасаемся к Телу Самого Христа. Таинство Евхаристии — это личное уверение каждого верующего в подлинности воскресения Богочеловека.

Но если Христос воскрес, то почему на Его теле остались раны от гвоздей и римского копья?

Для того, чтобы у апостолов не было никаких сомнений относительно реальности Его воскресения.

Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Почитая необходимым исследование этого, отвечу на предложенные недоумения, сколько можно, и постараюсь раскрыть, что после времени воскресения в нас не останется никакой недостаток вкравшегося тления, но, как премудрый Павел сказал об этом теле, что посеянное в немощи, восстает в славе (1 Кор 15:43). Но так как Фома для полного убеждения требовал и этого, то Господь наш Иисус Христос, считая необходимым не давать никакого повода нашему маловерию, как Фома требовал, так и является».

И далее: «Итак, чтобы не думали некоторые, что Господь восстал чистым духом, и чтобы не веровали, что восстало неосязаемое тело, тенеобразное и воздушное, которое некоторые называют духовным, но именно то самое, что посеяно в тлении, по слову Павла (1 Кор 15:42), — Он делал и показывал то, что было свойственно вещественному телу».

А почему Фома назвал Христа и «Господом», и «Богом»?

Такое обращение апостола ко Христу неслучайно. Еще задолго до догматических определений Вселенских Соборов Фома, подобно великому богослову, исповедовал в Иисусе две природы — Божественную и человеческую.

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе.

Сказав “Господь”, исповедал человеческое естество; ибо “Господь” употребляется и об людях, например: “Господин! если ты вынес Его” (Ин 20:15). А сказав “Бог мой”, исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом».

Источник: https://foma.ru/pochemu-uchenik-hrista-ne-poveril-v-ego-voskresenie.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Св. апостол Фома. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др. -греч. Δίδυμος — Дидим). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях.

Св. Ап. Фома. Русская икона превая четверть XVIII в. неизвестен, Public Domain

Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.

Евангельское повествование

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из церкви Св. Троицы Павлова Обнорского монастыря. 1500 г. Dionisius (1440–1502), Public Domain

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю»  

(Ин. 20:25).

Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!»  (Ин. 20:28).

Уверение святого Фомы (картина Караваджо, 1601—1602 годы). На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа Караваджо (1571–1610), CC BY-SA 3.0

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

МСозаика из греческого монастыря Оссиос Лукас, X в., объект ЮНЕСКО неизвестен, фото: Hans A. Rosbach, CC BY-SA 3.0

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

Апокрифическая литература

Впрочем, в апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.

Проповедь христианства в Индии

С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии, хотя ряд современных историков считают, что христианство в Индию принёс не он, а Фома Канский в IV веке.

Марка, выпущенная индийской почтой в честь св. ап. Фомы Ebinv, CC BY-SA 3.0

Однако потомки древних христиан Индии называют себя христианами апостола Фомы и считают этого апостола основоположником своей церкви. Они и по сей день «крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях».

В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико из Порденонегоду напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

— Наталья Гусева, На мощах апостола Фомы

О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329—390), Амвросий Медиоланский (333—397), Иероним Стридонский (342—420), Павлин Ноланский (354—431) и другие.

Проповедь в Китае

Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.

Апостол Фома и Успение Богородицы

Согласно Священному Преданию, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле.

Кончина и захоронение. Мощи

О мученической кончине апостола Фомы в Индии сообщают, что он принял её либо в 68 году, либо в 72 году. Его мощи пребывали в Индии до IV века. О посещении его гробницы в XIII—XIV веках писали Марко Поло и другие путешественники.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. Мощи святого апостола пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике св. Фомы.

Подлинное надгробие из греческого острова Хиос, перевезенное позже в крипту базилики Ортона, Италия Ra Boe, CC BY-SA 2.5

Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 г. упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далёкие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии.

Базилика св. ап. Фомы в Ортоне Glenda Trubiano, CC BY-SA 3.0

В 1293 году Марко Поло посетил Индию. В своих записках он сообщает о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, а также называет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своём посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщает и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. В 1324 году монах-францисканец Одорико из Порденонегоду пишет о своём путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Гробница св. ап. Фомы в Милапоре, Индия Mathen Payyappilly Palakkappilly (User:Achayan), CC BY-SA 3.0

Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе».

Мученичество св. ап. Фомы Peter Paul Rubens (1577–1640), Public Domain

Но, начиная с VII века, документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.):

«В действительности, пронзённый копьём, он (то есть апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребён с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подготовиться к крещению

В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребён.

Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее, местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/45993-sv-apostol-foma/

Фома неверующий в воскресение Христа

После того, как Иисус Христос воскрес из мертвых, Он встретился со Своими учениками. Но Фома, один из учеников, не присутствовал во время этой встречи. Когда ему рассказали о том, что Христос воскрес и приходил к ним, то он не поверил. Фома ответил им: Пока я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу палец мой в раны от гвоздей, и не вложу руку мою в ребра Его, не поверю.[1]

Через несколько дней Иисус снова пришел к Своим ученикам и приветствовал их словами: Мир вам. В этот раз здесь находился и Фома. Тогда Иисус обратился к нему и сказал: Вот руки Мои, прикоснись к ним пальцем твоим. Протяни руку свою и вложи ее в рану Мою на боку. И не будь неверующим, но верующим.

Фома, потрясенный этим, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Иисус же ответил ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.[2] Это событие стало причиной возникновения всем известного теперь выражения «Фома неверующий».

Стоит ли «слепо верить»?

Фома имел достаточно оснований для того, чтобы поверить в воскресение Иисуса Христа даже если сам он не видел Его собственными глазами.

Ведь ему рассказали об этом по меньшей мере десять человек, которых он хорошо знал и которые своими глазами видели Христа воскресшим. Но Фома оказался большим скептиком и он хотел сам все увидеть и все «пощупать».

Иисус предоставил ему такую возможность, но также Он дал ему понять, что не все можно увидеть своими глазами, и поэтому нам нужно учиться верить в то, что мы не можем увидеть.

Иисус не говорил о «слепой вере», вера должна иметь определенное основание. Нельзя верить во все, что кто-либо сказал. Вера должна быть основана на достоверных фактах, нам нужно верить в то, что действительно является правдой. И нам нужно определенным образом убедиться, что это правда, прежде, чем верить в это.

Но при этом нам нужно понимать, что мы не можем все увидеть своими глазами или все пощупать своими руками. Наше убеждение должно основываться на более широких доказательствах, и думающий человек сможет распознать такие доказательства.

Об этом подробнее можно прочитать на Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

После этого разговора с Фомой Иисус еще много раз встречался с учениками и со многими другими людьми, продолжая учить их о Царстве Небесном.

В Новом Завете говорится, что более пятисот человек лично видели Иисуса Христа воскресшим из мертвых,[3] и на протяжении многих десятилетий они являлись живыми свидетелями этого величайшего события в истории человечества.

Некоторые из этих людей записали свои свидетельства для будующих поколений, и таким образом сейчас мы имеем четыре Евангелия, повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Читать дальше:

Вознесение Иисуса Христа

Список литературы:

  • [1] Евангелие от Иоанна 20:25
  • [2] Евангелие от Иоанна 20:28-29
  • [3] 1-Коринфянам 15:6

Источник: http://iisushristos.org/zhizn/voskresenie/foma-neveruyuschiy/

Фома неверующий. Как встретить воскресшего Христа? (Юрий Белановский)

Уверение Фомы. Мозаика храма в Дафии (Греция). Конец XI века.

Многие христианские писатели на протяжении столетий старались рассмотреть этот эпизод со всех сторон, понять сомнение Фомы, осознать снисхождение к нему Христа, увидеть нравственные уроки для каждого из нас.

Свидетельство любимого ученика

Обратимся к Евангелию от Иоанна, к тем воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, что оставил нам Его любимый ученик в самом конце первого века. Говоря о жизни первой христианской общины сразу после убийства и похорон Иисуса, апостол Иоанн упоминает об одном важном эпизоде.

Вечером первого дня недели, когда ученики, собравшись вместе, сидели, заперев двери из страха перед иудейскими властями, вошёл Иисус, стал перед ними и сказал: «Мир вам!» Сказав это, показал им Свои руки и бок. Ученики, увидев Господа, обрадовались. «Мир вам! — повторил Он, — Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас». С этими словами Он дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого! Кому вы простите грехи, тому они простятся, а на ком оставите, на тех грех останется».

Когда приходил Иисус с учениками, не было Фомы, по прозвищу Близнец. «Мы видели Господа!» — говорили ему. «Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю!» — ответил он.

Через неделю ученики снова были вместе, и Фома с ними. Дверь была заперта. Иисус вошёл, стал перед ними и сказал: «Мир вам!» А потом говорит Фоме: «Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи её в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Иисус ответил ему: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не видев Меня, поверили!»

Почему не поверил Фома?

Многие христианские писатели на протяжении столетий старались рассмотреть этот эпизод со всех сторон, понять сомнение Фомы, осознать снисхождение к нему Христа, увидеть нравственные уроки для каждого из нас.

Митрополит Сурожский Антоний — человек, долгое время возглавлявший русские православные приходы в Англии и почивший несколько лет назад, оставил христианам в назидание множество своих бесед и проповедей, в которых среди прочего обращался и к апостолу Фоме. Первое, на что он обращал внимание — смелость и самоотверженность Фомы. Дело в том, что незадолго до предательства и ареста Иисуса умер его друг — Лазарь.

Чтобы помочь ученикам не потерять веру и правильно принять и понять распятие и смерть учителя, Иисус решил навестить семью Лазаря и явить чудо его воскресения. Ученики знали, что Учителя уже ищут и готовы арестовать, и несмотря на это Фома был единственный, кто смело поддержал Христа. Он сказал, что готов не только пойти с Ним, но и умереть вместе с Ним.

В итоге Иисус приходит в селение, где жил Лазарь через три дня после его смерти и, пророчествуя о своем воскресении, воскрешает его.

Не прошло и месяца с тех пор. Фома — один из свидетелей распятия и смерти Учителя, отказывается верить своим друзьям — ученикам Иисуса, отказывается признать чудо воскресения. По мысли митрополита Антония, это не могло быть маловерие, неверие. Это было сомнение.

По всей видимости, Фома по своей натуре человек был достаточно серьёзный и в то же время нетерпеливый. Если воскресение Лазаря произвело такое впечатление и удивление в народе, что противники Иисуса решили ни спать ни есть, лишь бы погубить его, то что же должно было произойти с учениками, которые встретили воскресшего Христа? Слова и радость о воскресшем Учителе у них были, но жизнь их тогда еще не изменилась.

По всей видимости, радость и слова в тот момент представились Фоме не более чем эмоциями, которые могут быть очень непостоянны. В них он не увидел чего-то, что, по его мнению, могло служить живым свидетельством о воскресении учителя. Однако уже самое ближайшее время показало, что своей жизнью апостолы вполне достойны своего Учителя.

Их вера, их нравственная жизнь, их труды со временем обратили ко Христу Римскую империю.

Про Церковь

Размышляя над судьбой Русской церкви в Советском Союзе, я подумал, что в годы гонений она тоже пережила своего рода распятие и даже была как бы погребена под плитами жесткого контроля и коммунистической идеологии, которые почти превратили её в комбинат религиозных услуг. Прошлый век — это своего рода период ожидания чуда воскресения Русской православной церкви, период «великой субботы», время покоя, когда только сильная самоотверженная вера могла разглядеть и принять церковную жизнь как христианство.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком месяце будет Пасха в этом году

Сейчас, я думаю, наступило время, схожее с тем, что было при апостоле Фоме. Одни говорят, что Церковь как невеста Христова в нашей стране воскресла, другие, а их очень и очень много, не верят в это, как Фома. Наши неверующие соотечественники видят религиозные услуги, радость, правильные слова, назидания, но, по их признанию, Христа не встретили да и не могут разглядеть Его в жизни тех, кто говорит о Нем, настаивает на воскресении Его.

Как же встретить Христа?

Современная культура — это культура разума. Торжествует научно-технический взгляд на мир. Один из главных вопросов современности — это вопрос технологий, в том числе психологических и религиозных. Но живая встреча двух свободных личностей — человека и Бога — по определению нетехнологична.

Православие предлагает множество книг о том, что такое спасение от грехов и как люди «спасаются во Христе». Хоть и не без труда, но все же желающие могут вникнуть в своеобразный философский и богословский аппарат и понять предлагаемый православием механизм спасения и даже обожения (соединения с Богом).

Популяризация этих тем — огромное достижение последних лет. И все же за годы постсоветской жизни грандиозные конструкции православных теорий смогли показать не только свою уникальность и гениальность, но и миссионерскую несостоятельность.

Предложив людям математическую модель спасения, теории не открыли, да и не могут открыть воскресшего Христа как живую Личность.

Апостол Павел как-то сказал удивительные слова: «Если Христос не воскрес, нам нечего проповедовать и не во что верить. Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога. Если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших».

Я уверен, что воскреснуть — значит ожить навсегда, стать тем, кто жизнью может поделиться. Дело в конечном итоге не в том, что в далекие-далекие времена воскрес Иисус. Это для христиан факт и основа их веры. Никто не сомневается, что Христос жив и поныне. Дело в том, жив ли Воскресший Христос здесь и сейчас в христианах? И если жив, то как это можно увидеть и понять? Как можно найти свой путь к Нему?

В Евангелии есть ответ. Перед своим арестом Господь Иисус Христос обратился к своим ученикам: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». Я думаю, тут говорится об очень важном законе, что свидетельство о Христе распространяется через людей. Соль всегда должна быть соленой.

Если, понимая свою ответственность за христианство, христиане порой живут так, что очень и очень многие люди не могут разглядеть в них Христа, то как бы они жили, если бы от них ничего не зависело?

И последнее. При всем сказанном важно помнить и то, о чем писал Клайв Льюис в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф». В конце повествования читатель узнает, что после победы над злой колдуньей, Аслан — Божественный Лев, тихо ушел. Когда вдруг Питер, Эдмунд, Сьюзен и Люси это поняли, Бобр им сказал: «Аслан будет приходить и уходить, когда ему вздумается.

Сегодня вы увидите его, а завтра нет. Он не любит быть привязанным к одному месту Не беспокойтесь. Он будет к вам заглядывать. Только не нужно его принуждать. Ведь он же не ручной лев». А в другой сказке «Конь и его мальчик» Льюис приоткрывает еще одну тайну. Аслан обращается к главному герою книги и говорит: «Я рассказываю каждому только его историю».

aif.ru

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1634

ФОМА, АПОСТОЛ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Фома Близнец (греч. Θωμᾶς ὁ Δίδνμος; I в.), апостол от двенадцати

Память в Неделю о Фоме — воспоминание уверения ап. Фомы, 20 июня — перенесение мощей [1] (Греч. [2]), 6 октября и в Соборе двенадцати апостолов

По церковному преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, все оставил и последовал за Ним. Спаситель избрал Фому в число двенадцати Своих учеников.

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что святой Фома был очень предан Господу, и когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, то он призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.

По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил Воскресению Христа. «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны.

«Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28).

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура (Каламина) был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Мощи и почитание

Честная глава святого апостола Фомы от 12-ти. Монастырь ап. Иоанна Богослова. Греция. Остров Патмос.

Часть мощей святого апостола Фомы покоится в индийском городе Ченнай, в храме его имени, у самого берега Индийского океана, где святой апостол Фома своими руками построил храм. В этом городе прошли последние четыре года его апостольского служения с 68 по 72 год [3].

На начало XXI века часть честной главы апостола сохранялась в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, Греция, где считалась даром императора Алексея I [4].

Часть мощей находится в Италии в городе Ортона, в принадлежащей латинянам базилике святого Фомы. Мощи святого апостола Божия там хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую выносят на крестный ход.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Венгрии и на Афоне.

С его именем связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери.

Молитвословия

Тропарь, глас 2 из службы 6 октября:

Учени́к Христо́в быв,/ Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в/ и Того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив,/ Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь:) из службы 6 октября:

Прему́дрости благода́ти испо́лнен,/ Христо́в апо́стол и служи́тель и́стинный/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:/ Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.

Кондак, глас 8 из Цветной Триоди:

Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же:/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Использованные материалы

[1]  Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. Вторая часть заголовка (от слов «в церковь») — по: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. V. — С. 705.

[2]  «Κατάθεσις ἱερῶν λειψάνων τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων Ἀνδρέου, Θωμᾶ καὶ Λουκᾶ, τοῦ Μάρτυρος Λαζάρου καὶ τοῦ Προφήτου Ἐλισαίου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3901/sxsaintinfo.aspx.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4112.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]