Софийский Собор Великого Новгорода — что посмотреть: фрески 11 века, Магдебургские врата, голубь на кресте
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великий новгород софийский собор фото
На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны
Голубь на крыше собора
На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.
Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.
Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.
В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.
В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.
Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было
Граффити на стенах
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.
Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».
Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси.
На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Магдебургские врата
Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.
В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.
Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.
Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.
Фрески, которым 900 лет
Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).
Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось
От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.
Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.
Чудотворные Иконы
В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.
Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.
Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».
икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»
Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.
Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.
София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.
Мощи святых
По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.
В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.
Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.
Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.
В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.
С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом постеЗвонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды.
Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.
Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
- 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
- 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
- Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
- 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
- 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
- В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
- Вход свободный. Вход через северные двери.
- Фотографировать внутри запрещено.
- Запрещено заходить в шортах.
Интересные факты о храме
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.
Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.
Когда лучше приходить и когда в храм не попасть
График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
- В Великий пост свет в храме не зажигается.
- Поток посетителей меньше по будням с утра.
- Посещаемость высокая.
- В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
- Фотографировать внутри храма запрещено.
Источник: https://site2max.ru/cat-great-novgorod/sofiyskiy-sobor-v-velikom-novgorode/
Софийский собор в Харбине
Построенный в 1907 году Софийский собор (哈尔滨圣索非亚大教堂) расположен в центральной части Харбина — районе Даоли, является крупнейшей восточной православной церковью на Дальнем Востоке и одним из самых знаковых зданий города, привлекающих своей красотой как туристов, так и местных жителей. Высота сооружения достигает 53.25 метра, площадь занимает 721 квадратный метр, вместимость составляет 2000 человек.
В ноябре 1996 года храм был включен в список культурных ценностей, находящихся под защитой государства. Патриарх Кирилл, посетивший Софийский собор в мае 2013 года, подчеркнул важность сохранения следов присутствия русской православной церкви в Китае.
Здание собора является не только религиозным символом, но имеет и политическое значение, выступая как отражение дружественных отношений между двумя государствами.
Софийский собор, Amarespeco — Wikipedia user — CC BY-SA 4.0
Софийский собор соединил в себе два архитектурных стиля: византийский стиль (крестообразная форма, один большой центральный купол и четыре малых купола по четырем сторонам света) и русский стиль (большой луковичный купол и малые шатровые купола). В темное время суток украшенное иллюминацией здание храма выглядит особенно красиво и величественно.
Луковичный купол, timquijano
История собора
Софийский собор имеет длинную историю и является одним из немногих сохранившихся православных храмов в Харбине. Большинство церквей в городе было разрушено во время Культурной революции (1966—1976 гг.). Изначально собор был построен из дерева в марте 1907 года. Спустя 4 года здание было перестроено с использованием каменной кладки. Повторная реконструкция началась 27 сентября 1923 года и закончилась 25 ноября 1932 года.
В прошлые времена, когда в Харбине проводились религиозные праздники, специально обученный человек звонил в церковные колокола, которые до 1960-х гг. размещались в колокольне над входом с собор. Звон разносился по всей округе.
За всю историю существования храма здесь было 9 священников: Василий Пашин (1910—1912 гг.), Афанасий Котяков (1912—1919 гг.), Анатолий Михайлов (1919—1920 гг.), Михаил Филологов (1922—1944 гг.), Дмитрий (1944—1946 гг.), Андрей Голоскевич (1946—1949 гг.), Николай Мухин (1949—1951 гг.
), Фаддей Синий (1951—1956 гг.) и Хо Дэшэн (1956–1960-е гг.).
Вход в собор, Anthony Woodside
К 1990-м гг. Софийский собор пришел в упадок. Здание храма уже не использовалось по прямому назначению, а вокруг появились жилые дома и офисные здания. Некогда великолепные росписи, украшавшие арочные стены, были повреждены до неузнаваемости. В 1997 году местное правительство приняло меры по восстановлению здания.
Оригинальные русские фрески были полностью утеряны, поэтому их заменили новые рисунки, отображающие историю Харбина. В том же году в рамках превращения городских сооружений колониальной эпохи в туристические достопримечательности в здании Софийского собора была открыта Харбинская архитектурно-художественная галерея (哈尔滨建筑艺术馆).
Здесь представлена почти тысяча фотографий, знакомящих посетителей с прошлым, настоящим и будущим Харбина, а также песочный макет города масштабом 1:600.
Окрестности
Софийский храм расположен на одноименной площади (索菲亚广场) — национальной туристической достопримечательности класса AAAA, территория которой занимает 22000 квадратных метров.
Здесь есть вся инфраструктура, необходимая для отдыха харбинцев и гостей города: магазины, кафе, места для активного отдыха и другие общественные пространства. На площади регулярно проводятся такие культурные мероприятия, как выставки фотографий старого Харбина и вечера песен и танцев.
Также здесь можно увидеть уличных художников, которые нарисуют портрет для всех желающих. Перед собором расположен большой музыкальный фонтан, рядом с которым любят фотографироваться местные молодожены.
Голуби на Софийской площади, Vernon Chen
К западу и северо-западу от Софийского собора находятся два торговых центра: NEW 100 (大商新一百购物广场) и MYKAL (麦凯乐), где каждый найдет для себя то, что хочет: магазины с популярными брендами, супермаркет, кинотеатр, банкоматы, заведения китайской и иностранной кухни, рестораны быстрого питания McDonald’s и KFC, а также сеть кофеен Starbucks.
Как добраться
Софийский собор расположен в центре Харбина рядом с другими достопримечательностями города, в 700 метрах от пешеходной улицы Чжунъян (中央大街) и в 750 метрах от южного входа в парк Чжаолинь (兆麟公园). Туристы, которые остановились где-то рядом, могут дойти до места пешком.
Для остальных подойдет автобус или такси. Сюда можно добраться на автобусе № 1, 5, 20, 53, 61, 85, 113, 114, 130, 131, 132, 136 до остановки 兆麟街 (联升广场) или № 8, 28, 29, 52, 201 до остановки 建筑艺术广场.
Тем, кто выберет поездку на такси, необходимо показать водителю название Софийского собора, написанное иероглифами (哈尔滨圣索非亚大教堂).
о Софийском соборе в Харбине
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/china/city/harbin/temples/11951
Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.
Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Парящий купол
Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.
Внутри храма
Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.
Мозаики собора
В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Разрушение храма
Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.
Легенды и интересные факты
Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.
Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.
Мечеть Айя-София
После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.
Музей Айя-София
Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.
Схема храма Святой Софии
1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II
Где находится храм Святой Софии на карте
Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями
Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев
Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E
:
История возникновения и существования собора
Архитектурные особенности собора
Киевский Софийский собор на карте
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.
Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.
Вид на соборную колокольню
История возникновения и существования Киевского Софийского собора
История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.
Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.
Вид на Софийский собор с колокольни
На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.
В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.
Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.
Главный вход в собор
После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.
Архитектурные особенности собора
Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.
Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.
Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.
Вид собора с юго-востока
Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.
Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.
Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.
Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).
Вид собора от трапезной
Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.
В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.
Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.
Вид на северо-восточный фасад собора
Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.
В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.
Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.
достопримечательности
← Украина | СОФИЙСКИЙ СОБОР | Европа → |
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць | Милан | Рим | Флоренция |
Амальфи | Ассизи | Альберобелло | Барселона |
Жирона | Берлин | Мюнхен | Париж |
Афины | Лондон | Будапешт | Ватикан |
Венеция | Таллин | Обидуш | Прага |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor
Собор святой Софии в Житомире
Кафедральный собор святой Софии в Житомире
В те времена, когда многострадальные житомирские земли, разрываемые на части бесчисленными войнами Великого княжества Литовского (в 1320-ом город и прилегающие территории были захвачены войсками князя Гедимина (1275 – 1321) в борьбе за территории, власть и независимость от Золотой Орды), год за годом подвергались варварским набегам татаро-монгольских кочевников, близ закованного в доспехи сердца на Замковой горе их душу хранил в своих надежных объятиях небольшой приходской костел Пресвятой Девы Марии
Не смотря на свои созданные деревянных дел мастерами хрупкие стены, главный городской храм веками служил единственной надежной опорой в трудные минуты жизни Житомира, который среди всех тягот периодических боевых действий пытался строить у себя европейскую цивилизацию и уже в 1444 году официально получил Магдебургское право, но не устоял против пламени очередного татарского нашествия – в XV столетии католическая святыня исчезла с лица земли.
Потом на протяжении двух столетий еще не один раз костел Пресвятой Девы Марии будет возрождаться из пепла небытия после очередного разрушения в новом деревянном обличии на прежнем святом месте, последний из которых в официальных документах будет зафиксирован в 1724 год, когда место на Киевской католической кафедре занял епископ Ян Самуэль Ожга (1680 — 1756).
Башни Софийского собора
Именно его стараниями в Житомир не только была перенесена официальная резиденция первосвященника и капитула Киевской епархии в 1726 году, создан фонд для коллегиума викариев и увеличено количество приходов до двадцати одного, но и организованно строительство нового кафедрального собора из камня на месте разобранного в 1737 году городского приходского храма. Грандиозность постройки стала причиной того, что храм возводился целых четырнадцать лет и был освящен лишь в 1751 году под именем Вознесения Господня.
Пережив вместе с городом все взлеты и падения, в 1768 году собор оказался в числе жертв разрушительного пожарища 1768 года, который организовали озверевшие российские военные, ворвавшиеся в город со стороны Станишевки во время очередного витка противостояния между польскими конфедератами и империей двуглавого орла.
Колокольня житомирского кафедрального
О серьезности повреждений Вознесенского костела можно судить по тому факту, что восстановленный лишь частично, в начале XIX столетия он пережил масштабную перестройку по инициативе Луцко-Житомирским бискупа Каспера Казимира Цецишовского (1745 — 1831), после чего приобрел классические черты, а к новому облику в 30 августа 1805 года добавилось и новое имя в честь святой Софии.
Одной из вех создания нынешнего облика главной католической святыни Житомира стало строительство новой трехъярусной каменной колокольни в северо-восточной части комплекса в 1868 году и украшение одного из пилонов храма костела барельефом безвременно скончавшегося талантливого житомирского композитора Юлиуша Зарембского (1854 — 1885).
Последним свою лепту в формирование комплекса жемчужины кафедрального костела святой Софии внес архитектор Владислав Александрович Домбровский (1854 — 1916), в начале ХХ столетия спроектировав и воплотив ряд пристроек к храму, которые стали последним его штрихом.
Софийский собор Житомира
После коммунистического переворота 1917-го и гражданской войны в жизни католической святыни начался новый сложный период — противостояния с атеизмом новой советской власти, который через годы гонений, закрытия и травли закончился полной победой силы человеческой веры над мирскими интересами временщиков с обретением Украиной независимости в 1991 году.
Так что ныне собор святой Софии, охраняемый в качестве памятника архитектуры государством, а как главный храм католической веры — многочисленной паствой прихода служит одним из символов Житомира, храня за своими толстыми стенами душу и совесть города на берегу Тетерева под бдительным оком памятника папе Иоанну Павлу II (1920 – 2005) установленному на Замковой площади в 2011 году перед его центральным фасадом в честь десятой годовщины апостольского визита в Украину .
Архитектура
Статуя святой Софии
Ныне комплекс костела в северной части Замковой площади Житомира включает в себя прямоугольный периметр (35м х 28м) трехнефной шестистолпной базилики собора и высокую трехъярусную колокольню в северо-восточном углу высотой двадцать шесть метров. Ранее к нему относилось двухэтажное здание консистория, одноэтажная плебания (уничтожена в 1990-х) и двухэтажная семинария для клира (первый этаж засыпан).
Кафедральный собор с двумя двухъярусными башнями под высокими шпилями — один из ярких представителей эклектики, рожденный в комбинации элементов разных стилей различных эпох, где все от широкого фриза центрального фасада до французского руста башен, от спаренных колон дорического ордера портала центрального входа до коробовых арок оконных проемов, от изящной фигуры святой Софии над главным входом до массивного обрамления наличников соткано в единый гармоничный легкий архитектурный рисунок, не смотря на массивность самого строения (стены толщиной 2м).
Во внутренней отделке храмового пространства под полуциркульным (главный неф) и крестовыми (боковые) сводами обращают на себя внимание тосканский и ионический ордер, изящная лепнина и изысканная роспись, которые пощадило время.
Памятник папе Иоанну Павлу II в Житомире
Колокольня представляет собой образчик классического стиля во всем его великолепии простоты и скромности, которые лишь подчеркивают угловые пилястры дорического ордера, высокие арки окон и круглые глухие “розы”.
Достопримечательности
Установленный перед центральным фасадом католической святыни памятник папе Иоанну Павлу II представляет собой скульптуру святого в полный рост и полном присущем его высокому статусу облачении с занесенной в благословении правой рукой и ферулой — в левой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, пл. Замковая, 2.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
- Исторические факты. Святой грешник
История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская
Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.
Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.
Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)
В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.
С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.
Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.
Строительство Софийского Собора в Киеве
В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.
Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.
Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:
Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.
Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.
Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.
Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».
За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.
Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.
В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :
В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.
В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.
Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.
В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.
XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.
В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.
В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.
Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.
Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.
Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:
История создания Софии Кевской
В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.
Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.
В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.
На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.
В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.
Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.
Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.
Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.
Вид собора с юго-востока:
Читайте далее:
— План заповедника
— СОФИЙСКИЙ СОБОР
— Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
— АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская
Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml
Софийский собор в Полоцке
Интерьер Софийского собора в Полоцке
Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.
Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.
Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.
Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.
История Софийского собора
Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.
Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.
Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.
Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.
Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.
Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.
Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.
В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.
Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.
В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.
Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.
Архитектура Софийского собора
Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:
- вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
- семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).
В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.
В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.
Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.
Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.
До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.
Софийский собор сегодня
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.
Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:
- Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
- Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).
Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).
Где находится Софийский собор
Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.
Достопримечательности вблизи Софийского собора
Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.
В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:
В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:
- домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
- лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
- памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
- памятник кривичам;
- памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
- памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
версия для печати сделать стартовой добавить в избранное
Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk
Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке
В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.
И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.
В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Роль Полоцка
Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».
Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.
Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.
Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах
Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).
В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)
Артельный знак качества
Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:
Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?
В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.
Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.
90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы
И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.
Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.
: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.
Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html
Царскосельский Софийский Собор | Гид по Петербургу 2020
Софийский собор, расположенный в городе Пушкин, является первым монументальным культовым сооружением, построенным в стиле русской классики. Под его сводами молились известные художники, поэты, композиторы. Здесь находили уединение Пушкин, Суворов, Лермонтов, Кутузов.
История
Одним из важных событий в правлении Екатерины Великой была победа русских войск над турками. В это время в Петербурге и его окрестностях стали появляться памятники в честь побед в русско-турецких войнах. Одним из них был Собор небольшого городка София, который в дальнейшем стал частью Пушкина.
В 1782 году началось строительство Софийского собора. Работами руководил архитектор Чарльз Камерон. Большое участие в возведении сложных конструктивных элементов собора принимал Иван Егорович Старов.
В 1804 году освящён левый придел в честь великомученицы Екатерины
С 1817 года по указу императора Александра I храм стал называться церковью «лейб — Гвардии гусарского полка». В 1833 году северный придел храма был отдан под церковь Кирасирского полка. В дальнейшем к собору приписывались все военные формирования Софии, не имевшие своих церквей. На их средства производились ремонтные и строительные работы в соборе.
В начале XX столетия на пожертвования военных мастерами завода Усачёва на Валдае были изготовлены десять колоколов для одного из малых барабанов.
Колокольня Софийского собора была построена по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа
После 1917 года храм становится приходским. В 1933 году по постановлению местной власти собор был закрыт, а здание передано под склад 32-ой механизированной бригаде. Рядом с храмом был организован полигон для учебных занятий.
После Великой Отечественной войны в здании храма был размещен очередной склад, в котором часто сжигали отходы производства. В 60-х годах на территории собора появился гаражный кооператив.
Восстановление храма началось только в конце 80-х. В 1991 году была отремонтирована колокольня, в 1998 был изготовлен новый иконостас.
Расписание богослужений в 2019 году
Богослужения в храме проходят каждый день.
- Литургия начинается в 9 утра. В праздничные, выходные дни Литургия начинается в 10 часов.
- Исповедь по воскресеньям с 8.30. Накануне всенощного бдения начало исповеди в 9.30.
- Вечерние службы начинаются в 17 часов.
Уточнить расписание богослужений можно на сайте Софийского собора:
tsarskoeblagochinie.ru
Режим работы в 2019 году
Под руководством общины в соборе проводятся следующие работы:
- Воскресная школа для детей. Сейчас для неё выделено отдельное здание. Первые занятия проходили в небольших строительных вагончиках. С 1992 года здесь регулярно проходят семинары для учителей школ Царского села. На территории подсобного хозяйства создан детский православный лагерь.
- Издательство газеты. С 1999 года издание «Софийский Собор» переименовано в «Ковчег».
- Благотварительная столовая. Под питание бедных передано прежнее здание воскресной школы.
Информация о режиме работы всех служб, церквей приписанных к собору, находится на сайте.
Официальный сайт
Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/sofijskij/
Великий Новгород. Софийский собор. Детинец
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»
- Адрес: 173007, Великий Новгород, Кремль, 11
- Телефоны:
(8162) 77-36-08 ‒ приёмная (8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея (8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел8-921-207-37-70 ‒ заказ экскурсий
Кремль открыт для посещения с 6:00 до 24:00
Софийский собор с 9:00 – 20:00
Главное здание музея с 10:00 – 18:00
Башня Кокуй с 12:00 — 20:00 (перерыв 14:30 — 15:30)
Церковь Андрея Стратилата с 10:00 – 18:00
Более подробная информация ниже — в СПЕЦИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ!
Софийский собор в Великом Новгороде — древнейшее монументальное сооружение города. Построен в 1045 — 1050 гг. (освящен в 1052 г.) князем Владимиром Ярославичем в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком, левом берегу Волхова, именуемая также кремлем).
От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны.
Софийский собор — пятинефный, с круговыми папертями и с лестничной башней в южной части западной паперти, что делает собор семинефным.
Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Мощное пятиглавие собора дополняется громадной главой лестничной башни, что создает шестиглавие собора.
Основной престол — Софии Премудрости (отмечался в день Воздвижения креста и Обновления храма) вместе с приделами (Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Иоакима и Анны) образовал семиапсидность (!) храма.
Софийский собор
Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской. Высота примерно такая же. В древности оштукатуренными были только нижние части стен. Верхние представляли «гигантскую мозаику» (Г. М. Штендер) из плитняковых глыб и «прослоек» кирпичных плинф, уложенных в виде разного рода геометрического рисунка.
В западный портал собора вставлены так называемые Сигтунские (точнее — Магдебургские) бронзовые двери, созданные в XII в. мастерами Риквином и Вайсмутом, привезенные, вероятно, в том же веке в Новгород и здесь позднее (в XIV в.?) перемонтированные.
Наряду с фигурами магдебургских мастеров содержат фигурное изображение мастера Аврама, которому и приписывается перемонтировка дверей. Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи (середина XI в.) сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены (у южного входа).
Немного росписей сохранилось от XII в., в том числе очень выразительный деисус внизу южной стены (в Мартириевской паперти), в котором привлекает своей жизненностью полуфигура апостола Петра.
Софийский собор издревле стал средоточием выдающихся произведений изобразительного искусства. В 1336 г. для одного из порталов собора по заказу архиепископа Василия Калики были изготовлены медные двери, расписанные техникой золотой наводки. Двери получили название «Васильевских». Конструкция дверей состоит из двух полотен, расчлененных орнаментированными валиками на несколько ячеек (клейм).
Основная тема росписи содержит христологический цикл. Она включает в себя несколько сюжетов апокрифического характера, взятых из сказания о Соломоне и Китоврасе, очень популярного в средневековом мире. Крылатый Китоврас (античный кентавр) в короне держит в руке маленькую фигурку Соломона, которую мечет «в обетованную землю». В стиле росписи дверей отмечаются черты живописности, характерные для искусства XIV в.
В XVI в. двери увезены (повелением Ивана Грозного) в Александрову слободу под Москвой (ныне Александров). Находятся в Троицком соборе. На западном фасаде Софийского собора (у южного угла) устроена ниша. Здесь помещался большой каменный крест с рельефной резьбой.
Крест выполнен между 1359 и 1388 гг. по заказу архиепископа Алексея и получил название «Алексеевского».
Центральная композиция — «Распятое» — отличается экспрессивной напряженностью фигуры Христа. Фигуры других композиций («Благовещение», «Рождество Христово», «Воскресение Христово») тоже очень пластичны и динамичны. Нижняя часть креста утеряна (композиция «Вознесение Христа» представляет реконструкцию). Алексеевский крест находится в музейной экспозиции в Софийском соборе.
Из древлехранилища Софийского собора происходит большая деревянная статуя Параскевы Пятницы. По легенде, статуя была принесена в Новгород в 1534 г. вместе со статуей Николы Можайского (в настоящее время находится в Новгородском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике). Ее можно рассматривать как пример статуарных тенденций в русской скульптуре XV—XVI вв., которую неверно считают барельефной.
Статуи Параскевы Пятницы и Николы Можайского получили широкое распространение по всей Руси.
Соборная звонница Новгородского Кремля
Звонница сооружена в XVI в., вобрав в себя части звонницы XV в. Из трехпролетной превратилась в пятипролетную. Первоначальное пятишатровое завершение (XVI в.) заменено в XVIII— XIX вв. одной главой. Основание пятипролетной стенки несет декор XVII в.
В том же XVII в. появились богато декорированное крыльцо, а также нарядный двухэтажный домик, пристроенный к южному торцу.
В результате в архитектурном образе соборной звонницы черты новгородско-псковской эстетики перемешались с московскими, что не лишает ее выразительности.
Детинец
Детинец — центральная укрепленная часть древнего Великого Новгорода. Его средоточием является Софийский собор. Вокруг него в разное время возникли остальные постройки. Стены детинца неоднократно перестраивались. В современном своем виде представляют произведение русского военно-инженерного зодчества конца XV в.
(1484—1490). Общая длина стен 1385 м, то есть намного меньше Нижегородского кремля. Подобно последнему, Новгородский детинец имел 13 башен. Сохранилось 9, из них 6 — воротные, некоторые с надвратными храмами (Покровская, Спасская, Владимирская, Федоровская, Пречистенская, Воскресенская; последние две разобраны в XIX в.).
Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/sofiyskiy-sobor-i-detinets.html
Софийский собор Полоцк адрес график работы как добраться расположение контакты – Молитвы и акафисты на spas-icona.ru
Музей Софийский собор в Полоцке – уникальный по своей значимости храм, один среди немногих схожих по названию православных святынь по всему миру, самый ранний в Древней Руси и первый, выполненный из камня, на территории Беларуси. Его значение для православного народа велико как и в отношении истории архитектуры христианства, так и суто духовного аспекта. Более подробно об исторической роли данного собора, расписании богослужений и адресных характеристиках далее в статье.
Из Витебска, который является ныне областным центром, добраться до Полоцка можно поездом примерно за два часа. А вот от Минска поезд идет восемь часов, так что лучше пользоваться автобусом — время в пути сократится в два раза.
Москву с Полоцком соединяет фирменный поезд «Двина», который отправляется около девяти вечера по московскому времени от Белорусского вокзала, а в начале восьмого утра на другой день прибывает в Полоцк.
На автомобиле от Москвы до Полоцка добраться тоже вполне реально — до Смоленска по M-1, затем по А-141, а после Витебска — по А-215.
Святыни и престольные праздники
Святая Ефросиния Полоцкая отошла к Господу в 1173 году в Иерусалиме, когда совершила туда паломничество. Ее мощи захоронили в монастыре преподобного Феодосия при церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1187 году на территорию страны вторглись египтяне, нетленное тело праведницы перенесли в Киев.
Интерьер Полоцкого Софийского собора
732 года мощи святой Ефросинии покоились в пещере Киево-Печерской Лавры. В годы правления Николая Первого люди начала просить о перенесении преподобной в Полоцк.
Престольный день приходится на 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
История Софийского собора в Полоцке
Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную
и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.
К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.
Источник: https://spas-icona.ru/sofiyskiy-sobor-polotsk-adres-grafik-raboty-kak-dobratsya/